Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1 Налог на прибыль организаций…………………………………..5

1.1. Доходы, не учитывающиеся при формировании

       налоговой базы по налогу на прибыль………………………...5

1.2. Регулярные и единовременные поступления от учредителей

       и участников некоммерческой организации…………………..7

1.3. Добровольные имущественные взносы и пожертвования…...9

1.4. Уплата некоммерческими организациями налога

       на прибыль……………………………………………………..15

Глава 2 Единый социальный налог……………………………………...17

2.1. Объект налогообложения, налоговая база…………………...17

2.2. Налоговый и отчетный период. Ставки налога

       и порядок уплаты……………………………………………...21

Глава 3 Страховые взносы по обязательному

              пенсионному страхованию……………………………………..26

3.1. Основные положения………………………………………….26

3.2. Объект налогообложения. Налоговые ставки

       и порядок уплаты……………………………………………...27

Глава 4 Налог на доходы физических лиц………………………………32

4.1. Порядок уплаты налога и объект налогообложения………..32

4.2. Определение налоговой базы…………………………………40

Заключение………………………………………………………………..42

Список литературы……………………………………………………….43

Введение

В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов такие как: федеральные, региональные, местные.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам, которые в 2005 году уплачивались некоммерческими организациями, относятся: налог на прибыль организаций;  налог на добавленную стоимость; единый социальный налог; налог на доходы физических лиц; налог на наследование или дарение; государственная пошлина.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

К региональным налогам, которые уплачивались некоммерческими организациями в 2005 году, относятся: налог на имущество организаций; транспортный налог.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

К местным налогам, которые уплачивались некоммерческими организациями в 2005 году, относится земельный налог.

Налоговым кодексом РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам, применяемым некоммерческими организациями, относятся: упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Объект исследования – некоммерческие организации.

Предмет исследования – налогообложение некоммерческих организаций.

Цель исследования – изучить особенности налогообложения некоммерческих организаций.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить особенности налогообложения прибыли некоммерческих организаций.

2. Рассмотреть налоговые ставки, налоговую базу и порядок уплаты единого социального налога.

3. Проанализировать особенности уплаты некоммерческими организациями страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.

4. Изучить порядок уплаты и налоговую базу налога на доходы физических лиц.

Глава 1 Налог на прибыль организаций

Плательщиком этого налога являются все организации. Но стать плательщиком - это еще не означает, что некоммерческая организация должна будет уплачивать этот налог.

Налоговый кодекс РФ предоставляет несколько возможностей для НКО (некоммерческих организаций) освободиться от уплаты налога на прибыль и иных налогов или уменьшить налоговые платежи.

Во-первых, в нем дается перечень доходов, которые не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Во-вторых, остались некоторые, хоть и очень небольшие, льготы по налогообложению.

В-третьих, появилась возможность перехода отдельных НКО на специальные налоговые режимы [2; 12].

1.1. Доходы, не учитывающиеся при формировании налоговой базы по налогу на прибыль

НКО должны обратить особое внимание на ограничения, которые могут быть связаны с их организационно-правовой формой, отсутствием статуса благотворительной организации и другими факторами, в результате чего указанные доходы не будут выведены для них из налоговой базы.

Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, дается в статье 251 Налогового кодекса РФ.

Но мы начнем с Федерального закона от 19 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В статье 26 этого Закона [6] указаны источники формирования имущества некоммерческой организации. Это:

- регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

- добровольные имущественные взносы и пожертвования;

- выручка от реализации товаров, работ, услуг;

- дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

- доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

- другие не запрещенные законом поступления.

Первый вид поступлений - это поступление имущества (а к нему относятся не только материальные ценности, но и денежные средства) от тех, кто создал НКО, а также является ее участником или членом.

При втором виде поступлений нет ограничений на то, от кого поступает имущество. Оно может поступить от любых организаций (коммерческих и некоммерческих), от ПБОЮЛ, от физических лиц.

Эти два вида поступлений обычно формируют имущество, используемое в уставной непредпринимательской деятельности НКО. Если они входят в перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы (статья 251 Налогового кодекса РФ), то они не облагаются налогом на прибыль [2].

Следующие три вида поступлений могут быть связаны с предпринимательской деятельностью НКО (активной или пассивной). Обычно по таким поступлениям начисляется и уплачивается налог на прибыль, если НКО не применяет специальные налоговые режимы.

Но они могут быть для некоторых НКО связаны с уставной непредпринимательской деятельностью, например, плата за обучение в негосударственных образовательных учреждениях. В этом случае уплата налога на прибыль зависит от конкретного указания в Налоговом кодексе РФ.

Перечень поступлений в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» [6] открытый. НКО вправе иметь и другие источники поступлений имущества, если это не запрещено законом, но решение о том, платить или не платить налог на прибыль, будет зависеть от конкретного указания в Налоговом кодексе РФ, организационно-правовой формы НКО, использования ею специальных налоговых режимов и других факторов.

1.2. Регулярные и единовременные поступления от учредителей и участников некоммерческой организации

Поступления от учредителей (статья 251, пункт 1, подпункт 11 НК РФ, части 2):

При определении налоговой базы не учитываются доходы:

- в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно;

- от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) передающей организации;

- от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) получающей организации [13; 15].

При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам».

Уставный капитал формируется только в коммерческих организациях.

Итак, возможна безвозмездная передача имущества без обложения налогом на прибыль от НКО в коммерческую организацию. Например, НКО создала ЗАО и передала ему безвозмездно имущество. Если НКО принадлежит более половины уставного капитала этого общества, то данное имущество не будет включаться в налоговую базу.

Обратим внимание, что с 1 января 2005 года вводится в действие подпункт 3 пункта 2 статьи 43 НК РФ, части 1, согласно которому не признаются дивидендами выплаты некоммерческой организации на осуществление ее основной уставной деятельности (не связанной с предпринимательской деятельностью), произведенные хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов этой некоммерческой организации.

Кроме того, в подпункте 5 пункта 2 статьи 251 НК РФ, части 2 указано, что, при определении налоговой базы не учитывается совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов (они считаются целевыми поступлениями); в подпункте 7 пункта 2 статьи 251 НК РФ, части 2 указано, что, при определении налоговой базы не учитываются использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям [2].

Другие случаи освобождения от уплаты налога на прибыль безвозмездной передачи имущества (от НКО в НКО, от коммерческой организации в НКО) будут рассмотрены ниже.

Исключаются из налоговой базы поступления от участников и членов НКО (от юридических или от физических лиц) только в организациях, уставом которых предусмотрено членство. Это вступительные взносы, членские взносы, паевые вклады, отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства. Некоммерческие организации, имеющие членство, указаны в законодательстве Российской Федерации о некоммерческих организациях.

К ним относятся: общественные организации, ассоциации (союзы), некоммерческие партнерства, торгово-промышленные палаты, нотариальные палаты, товарищества собственников жилья, некоммерческие товарищества (садоводческие, огороднические или дачные), потребительские кооперативы (в том числе кредитные), сельскохозяйственные (в том числе потребительские) общества [2; 16].

Уставами организаций должна предусматриваться уплата вступительных и членских взносов, общий порядок установления их размера и порядка уплаты. Необязательно в уставе четко фиксировать размер взносов и сроки уплаты. Этот вопрос может быть уставом отнесен к компетенции выборного органа некоммерческой организации - совета, правления, президиума, бюро и т.д. Выборный орган может установить различные льготы, например, определить круг членов, освобожденных от уплаты взносов и т.д. Некоммерческая организация должна иметь документы, подтверждающие статус ее членов (заявления о приеме, протоколы общего собрания, заседаний правления, на которых было принято решение о приеме).

Вступительные и членские взносы могут использоваться на содержание аппарата управления организацией и на осуществление уставной деятельности.

 

1.3. Добровольные имущественные взносы и пожертвования

В подпункте 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ, части 2 говорится, что при определении налоговой базы также не учитываются пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 582 ГК РФ, части 2 говорится:

«Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.

Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 настоящего Кодекса» [1].

Отсюда следует, что список возможных получателей пожертвования закрытый. Это значит, что не все НКО могут исключать из налогооблагаемой базы средства, полученные с формулировкой «пожертвование», а только те, кто указан в пункте 1 статьи 582 ГК РФ, части 2.

В перечень получателей пожертвований, в частности, не включены некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, союзы и ассоциации, товарищества собственников жилья и жилищно-строительные кооперативы. Безвозмездная передача вещи или права таким организациям возможна, но будет считаться не пожертвованием, а дарением. Дарение же не причисляется Налоговым кодексом РФ [2] к целевым поступлениям, следовательно, облагается налогом на прибыль.

Следует обратить внимание на то, что Гражданский кодекс РФ [1] не содержит правовых норм, определяющих, какие именно цели следует считать общеполезными.

Добровольные имущественные взносы, которые исключаются из базы обложения налогом на прибыль, - это:

- целевые поступления на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» [5], в форме некоммерческих организаций;

- имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;

- суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;

- средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности;

- пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды, если они в полном объеме направляются на формирование пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда;

- отчисления адвокатских палат субъектов Российской Федерации на общие нужды Федеральной палаты адвокатов в размерах и порядке, которые определяются Всероссийским съездом адвокатов; отчисления адвокатов на общие нужды адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации в размерах и порядке, которые определяются ежегодным собранием (конференцией) адвокатов адвокатской палаты этого субъекта Российской Федерации, а также на содержание соответствующего адвокатского кабинета, коллегии адвокатов или адвокатского бюро;

- средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью;

- использованные по назначению средства, полученные структурными организациями РОСТО от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, и (или) другого органа исполнительной власти по генеральному договору, а также целевые отчисления от организаций, входящих в структуру РОСТО, используемые в соответствии с учредительными документами на подготовку в соответствии с законодательством Российской Федерации граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта;

- имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности [1].

Все эти средства, которые не учитываются при определении базы по налогу на прибыль (пункт 2 статьи 251 НК РФ, части 2), Налоговый кодекс относит к целевым поступлениям. Они:

- должны быть получены на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности;

- должны поступить безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц;

- должны быть использованы указанными получателями по назначению;

- налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений [2].

К добровольным имущественным взносам, которые не учитываются при определении базы по налогу на прибыль, относятся взносы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. Это:

- средства и иное имущество, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» (пункт 6 статьи 251).

На данную помощь существуют определенные ограничения. Так, порядок признания поступивших из-за рубежа средств и товаров безвозмездной помощью (содействием) определен Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 1999 года № 1335.

Получателем безвозмездной помощи (технической или гуманитарной) может быть любая НКО, но ей необходимо получить специальное удостоверение в Комиссии по вопросам международной технической помощи при Правительстве РФ или в Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве РФ.

Техническая и гуманитарная помощь (содействие) предоставляются иностранными государствами, их федеративными и муниципальными образованиями, международными некоммерческими организациями, иностранными некоммерческими организациями. Гуманитарная помощь (содействие) предоставляется также физическими лицами.

Техническая помощь (содействие) - вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой в целях оказания поддержки в осуществлении экономической, социальной реформ и осуществления разоружения путем проведения конверсии, утилизации вооружения и военной техники, проведения радиационно-экологических мероприятий по обращению с радиоактивными отходами, отработанным ядерным топливом и другими ядерными материалами, ранее накопленными и (или) образующимися при эксплуатации и выводе из нее объектов мирного и военного использования атомной энергии, а также путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, поставок оборудования и других материально-технических средств по проектам и программам, которые зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

Гуманитарная помощь (содействие) - вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, включая расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи (содействия) [14].

Некоммерческие организации в основном имеют дело с гуманитарной помощью.

К добровольным имущественным взносам, полученным налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, относятся гранты.

Налоговым кодексом РФ грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

- гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями, по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

- гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;

- гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта [2].

К целевому финансированию относятся также:

- имущество, безвозмездно полученного негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности;

- основные средства, полученные организациями, входящими в структуру Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) (при передаче их между двумя и более организациями, входящими в структуру РОСТО), использованные на подготовку граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения [2; 11].

Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны:

- использовать имущество, полученное в рамках средств целевого финансирования, по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами;

- вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Если поступили доходы, не указанные в данной статье НК РФ, они расцениваются налоговыми органами как внереализационный доход.

В пункте 8 статьи 250 НК РФ говорится, что внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы «в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 настоящего             Кодекса» [2].

В этом же пункте обращается внимание на необходимость документально подтвержденной оценки безвозмездно полученного имущества.

1.4. Уплата некоммерческими организациями налога на прибыль

Если некоммерческая организация получила доход, не указанный в статье 251 НК РФ, либо выполняемые ею работы и услуги подлежат обложению налогом на прибыль, а также если ею получен внереализационный доход, то первое, что нужно сделать, это определить периодичность уплаты налога.

Периодичность уплаты налога может быть:

- ежемесячная;

- ежеквартальная с уплатой ежемесячных авансовых платежей;

- ежеквартальная без уплаты ежемесячных авансовых платежей [7; 9].

Периодичность, указанную в первом и втором пунктах, организация выбирает самостоятельно, письменно уведомляя об этом налоговый орган до начала отчетного года.

На периодичность, указанную в третьем пункте, некоммерческая организация может иметь право в следующих случаях:

- если она не имеет дохода от реализации товаров (работ, услуг);

- если это иностранная некоммерческая организация, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство;

- если за предыдущие четыре квартала выручка от реализации не превышала в среднем три миллиона рублей за каждый квартал.

В этом случае налог уплачивается по итогам квартала в течение 28 дней после его окончания.

Статьей 284 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 24 процентов, за исключением отдельных случаев. При этом:

- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет;

- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 процента, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации [2].

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.

Глава 2 Единый социальный налог

2.1. Объект налогообложения, налоговая база

Некоммерческие организации - юридические лица, производящие выплаты физическим лицам, признаются плательщиками единого социального налога [10].

Объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав) [2; 10].

При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, в том числе в натуральной форме.

Налоговая база определяется отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

Не подлежат налогообложению:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам (подпункт 1 пункта 1 статьи 238 НК РФ);

2) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

- возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

- бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

- оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

- оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

- увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

- возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

- трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

- выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов) (подпункт 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ).

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:

- физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;

- членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (подпункт 3 пункта 1 статьи 238 НК РФ);

4) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей (подпункт 7 пункта 1 статьи 238 НК РФ);

5) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (подпункт 9 пункта 1 статьи 238 НК РФ);

6) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в выборный орган местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность главы муниципального образования, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность в ином федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном Конституцией Российской Федерации, конституцией, уставом субъекта Российской Федерации, и избираемых непосредственно гражданами, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на иную должность в органе местного самоуправления, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений и избирательных блоков за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных компаний (подпункт 10 пункта 1 статьи 238 НК РФ);

7) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников (подпункт 12 пункта 1 статьи 238 НК РФ) [2].

В налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации), помимо выплат, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам (пункт 3 статьи 238 НК РФ).

От уплаты налога освобождаются:

1) организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода            100 000 рублей на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I, II или III группы;

2) следующие категории налогоплательщиков - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждое физическое лицо:

- общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения;

- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов;

- учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов [2].

Указанные в льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов;

3) налогоплательщики, являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 рублей в течение налогового периода [2].

2.2. Налоговый и отчетный период. Ставки налога и порядок уплаты

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Ставки налога представлены в табл. 1 [2; 8].

Таблица 1

Ставки налога

Налоговая база  на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280 000 рублей

20,0 процента

3,2 процента

0,8 процента

2,0 процента

26,0 процента

От 280 001 рубля до 600 000 рублей

56 000 рублей + 7,9 процента с суммы, превышающей 280 000 рублей

8960 рублей + 1,1 процента с суммы, превышающей 280 000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превышающей 280 000 рублей

5600 рублей + 0,5 процента с суммы, превышающей 280 000 рублей

72 800 рублей + 10,0 процента с суммы, превышающей 280 000 рублей

Свыше 600 000 рублей

81 280 рублей + 2,0 процента с суммы, превышающей 600 000 рублей

12 480 рублей

3840 рублей

7200 рублей

104 800 рублей + 2,0 процента с суммы, превышающей 600 000 рублей

Датой осуществления выплат и иных вознаграждений или получения доходов является день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты).

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и в каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года            №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [4]. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее  15-го числа следующего месяца.

По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового Кодекса [2]. В случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового Кодекса [2].

Налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:

1) начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;

2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;

3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

4) расходов, подлежащих зачету;

5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации [10].

Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Глава 3 Страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию

3.1. Основные положения

Некоммерческие организации, использующие труд наемных работников, являются плательщиками взносов по обязательному пенсионному страхованию.

Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования определены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [4]. Страховщиком может быть либо Пенсионный фонд Российской Федерации, либо негосударственные пенсионные фонды. Пенсионный фонд Российской Федерации - это государственное учреждение, его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами.

Обязательное пенсионное страхование распространяется на граждан Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору. В отдельных, установленных законом случаях обязательному пенсионному страхованию подлежат работающие за пределами территории Российской Федерации.

Регистрация некоммерческой организации, использующей труд наемных работников в территориальных органах страховщика, является обязательной.

Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:

- страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;

- страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;

- страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

- социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти [11; 14].

Установление и выплата обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральным законом «О погребении и похоронном деле».

Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете.

3.2. Объект налогообложения. Налоговые ставки и порядок уплаты

Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса Российской Федерации.

Для некоммерческих организаций - страхователей, применяются следующие тарифы страховых взносов (табл. 2) [2]:

Таблица 2

Тарифы страховых взносов

База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Для лиц 1966 года рождения и старше на финансирование страховой части трудовой пенсии

Для лиц 1967 года рождения и моложе

на финансирование страховой части трудовой пенсии

на финансирование накопительной части трудовой пенсии

До 280 000 рублей

14,0 процента

8,0 процента

6,0 процента

От 280001 рубля до 600 000 рублей

39 200 рублей + 5,5 процента с суммы, превышающей

280 000 рублей

22 400 рублей + 3,1 процента с суммы, превышающей

280 000 рублей

16800 рублей + 2,4 процента с суммы, превышающей

280 000 рублей

Свыше

600 000 рублей

56 800 рублей

32 320 рублей

24 480 рублей

Расчетный период - календарный год.

Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.

Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса.

Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам [10].

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Страхователи обязаны вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» [3].

Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

Если лицо впервые поступило на работу в НКО по трудовому договору или заключило договор гражданско-правового характера, то оно получает указанное страховое свидетельство через страхователя, которым является эта некоммерческая организация.

Страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования хранятся у застрахованных лиц.

Некоммерческая организация-страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы [16].

Они могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений. В этом случае юридическая сила представленных документов должна подтверждаться электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вопрос о возможности представления информации в электронной форме решается Пенсионным фондом Российской Федерации совместно с конкретными страхователями.

Копии указанных сведений, представляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуального (персонифицированного) учета, хранятся у страхователей.

Постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 года № 318 утверждена Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования.

Глава 4 Налог на доходы физических лиц

4.1. Порядок уплаты налога и объект налогообложения

Порядок уплаты данного налога определен главой 23 НК РФ [2]. Особенность данного налога в том, что его плательщиками являются физические лица - работники некоммерческой организации, как штатные, так и работающие по договорам гражданско-правового характера. Некоммерческая организация выступает как налоговый агент, удерживая этот налог из заработной платы и перечисляя его в бюджет.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками.

При определении налоговой базы НКО учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.

При получении налогоплательщиком дохода от организаций и в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества.

К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся:

1) оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика;

2) полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе;

3) оплата труда в натуральной форме [2].

В деятельности некоммерческих организаций такие доходы появляются крайне редко, поскольку сметы финансирования не предусматривают оплату за работников некоммерческой организации каких-либо услуг. Доход от ведения предпринимательской деятельности тоже в большинстве некоммерческих организаций не распределяется между его членами, а направляется на ведение уставной непредпринимательской деятельности в качестве дополнительного источника ее финансирования.

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц (нами выбраны из статьи 217 НК РФ, с указанием пунктов этой статьи, те доходы, получение которых возможно в некоммерческих организациях) [2]:

1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;

2) государственные пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством;

3) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

- возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

- бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения;

- оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

- увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;

- возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

- исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

4) вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь;

5) алименты, получаемые налогоплательщиками;

6) суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными или иностранными организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

7) суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства по перечню премий, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

8) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой:

- налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью на основании решений органов законодательной (представительной) и (или) исполнительной власти, представительных органов местного самоуправления либо иностранными государствами или специальными фондами, созданными органами государственной власти или иностранными государствами, а также созданными в соответствии с международными договорами, одной из сторон которых является Российская Федерация, правительственными и неправительственными межгосударственными организациями;

- работодателями членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

- налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), включенными в перечни, утверждаемые Правительством Российской Федерации;

- налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти;

- налогоплательщикам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации, независимо от источника выплаты [2];

9) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые:

- за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций;

- за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

10) суммы, уплаченные работодателями, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций, за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей, суммы, уплаченные общественными организациями инвалидов за лечение и медицинское обслуживание инвалидов при условии наличия у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также наличия документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание.

Указанные доходы освобождаются от налогообложения в случае безналичной оплаты работодателями и (или) общественными организациями инвалидов медицинским учреждениям расходов на лечение и медицинское обслуживание налогоплательщиков, а также в случае выдачи наличных денежных средств, предназначенных на эти цели, непосредственно налогоплательщику (членам его семьи, родителям) или зачисления средств, предназначенных на эти цели, на счета налогоплательщиков в учреждениях банков;

11) стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего профессионального образования или послевузовского профессионального образования, научно-исследовательских учреждений, учащихся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, слушателей духовных учебных учреждений, выплачиваемые указанным лицам этими учреждениями, стипендии, учреждаемые Президентом Российской Федерации, органами законодательной (представительной) или исполнительной власти Российской Федерации, органами субъектов Российской Федерации, благотворительными фондами, стипендии, выплачиваемые за счет средств бюджетов налогоплательщикам, обучающимся по направлению органов службы занятости;

12) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, получаемые налогоплательщиками от финансируемых из федерального бюджета государственных учреждений или организаций, направивших их на работу за границу, - в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством об оплате труда работников;

13) доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде.

Указанные доходы освобождаются от налогообложения при условии представления налогоплательщиком документа, выданного соответствующим органом местного самоуправления, правлениями садового, садово-огородного товариществ, подтверждающего, что продаваемая продукция произведена налогоплательщиком на принадлежащем ему или членам его семьи земельном участке, используемом для ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства и огородничества;

16) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

20) призы в денежной и (или) натуральной формах, полученные спортсменами, в том числе спортсменами-инвалидами, за призовые места на следующих спортивных соревнованиях [2]:

- Олимпийских, Параолимпийских и Сурдоолимпийских играх, Всемирных шахматных олимпиадах, чемпионатах и кубках мира и Европы от официальных организаторов или на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов;

- чемпионатах, первенствах и кубках Российской Федерации от официальных организаторов;

21) суммы, выплачиваемые организациями и (или) физическими лицами детям-сиротам в возрасте до 24 лет на обучение в образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии, либо за их обучение указанным учреждениям;

22) суммы оплаты за инвалидов организациями или индивидуальными предпринимателями технических средств профилактики инвалидности и реабилитацию инвалидов, а также оплата приобретения и содержания собак-проводников для инвалидов;

26) доходы, получаемые детьми-сиротами и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, от благотворительных фондов, зарегистрированных в установленном порядке, и религиозных организаций;

28) доходы, не превышающие 2000 рублей, полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период [2]:

- стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций и не подлежащих обложению налогом на наследование или дарение в соответствии с действующим законодательством;

- стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления;

- суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;

- возмещение (оплата) работодателями своим работникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом. Освобождение от налогообложения предоставляется при представлении документов, подтверждающих фактические расходы на приобретение этих медикаментов;

- стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях с целью рекламы товаров (работ, услуг);

- суммы материальной помощи, оказываемой инвалидам общественными организациями инвалидов;

30) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов, зарегистрированных кандидатов выборного органа местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность главы муниципального образования, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность в ином федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном Конституцией Российской Федерации, конституцией, уставом субъекта Российской Федерации и избираемых непосредственно гражданами, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на иную должность в органе местного самоуправления, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений и избирательных блоков за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний;

31) выплаты, производимые профсоюзными комитетами (в том числе материальная помощь) членам профсоюзов за счет членских взносов, за исключением вознаграждений и иных выплат за выполнение трудовых обязанностей, а также выплаты, производимые молодежными и детскими организациями своим членам за счет членских взносов на покрытие расходов, связанных с проведением культурно-массовых, физкультурных и спортивных мероприятий [2].

4.2. Определение налоговой базы

При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение из начисленной суммы налога вычетов:

- стандартных;

- социальных;

- имущественных;

- профессиональных [2; 14].

Стандартные налоговые вычеты, которые распространяются на все категории налогоплательщиков, это:

- налоговый вычет в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода. Он действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 20 000 рублей;

- налоговый вычет в размере 300 рублей за каждый месяц налогового периода. Он распространяется на каждого ребенка у налогоплательщика и тоже действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 20 000 рублей [2].

Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям налоговый вычет производится в двойном размере. Предоставление указанного вычета вдовам (вдовцам), одиноким родителям прекращается с месяца, следующего за вступлением их в брак.

Указанный вычет предоставляется вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный вычет. При этом иностранным физическим лицам, у которых ребенок (дети) находится за пределами Российской Федерации, такой вычет предоставляется на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает ребенок (дети).

Под одиноким родителем понимается один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке.

Уменьшение налоговой базы производится с месяца рождения ребенка (детей) или месяца, в котором установлена опека (попечительство), и сохраняется до конца того года, в котором ребенок (дети) достиг возраста, указанного в абзаце втором настоящего подпункта, или в случае смерти ребенка (детей). Налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка (детей) в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения.

Заключение

В ходе исследования было выявлено следующее:

1. Некоммерческие организации, как и все остальные, являются плательщиками налога на прибыль. Однако, Налоговый кодекс РФ представляет несколько возможностей для некоммерческих организаций, чтобы освободиться от уплаты данного налога или уменьшить налоговые платежи. Доходами, не учитываемыми при определении налоговой базы, в частности, являются: регулярные и единовременные поступления                                 от учредителей; добровольные имущественные взносы и пожертвования и т.д.

2. Объектом налогообложения по единому социальному налогу являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторских договорам.

3. Поскольку некоммерческие организации используют труд наемных работников, они являются плательщиками взносов по обязательному пенсионному страхованию. При этом обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются: страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

4. Работники некоммерческих организаций обязанны ежемесячно уплачивать налог на доходы физических лиц. Некоммерческая организация в этом случае выступает как налоговый агент, удерживающий этот налог из заработной платы и перечисляя его в бюджет.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 23.12.2003г. №182-ФЗ (с изм. и доп. на 2005г.). – М.: Юрайт, 2005.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 01.02.2003г. (с изм. и доп. на 2005г.). – М.: Юрайт, 2005.

3. Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ.

4. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года  №167-ФЗ.

5. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 года №127-ФЗ.

6. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 19 января 1996 года № 7-ФЗ.

7. Захарьин В.Р. Бухгалтерский учет и налогообложение некоммерческих организаций. – М., 2005. – 422с.

8. Зрелов А.П. Современные проблемы применения понятия «законодательство о налогах и сборах» // Налоги и налогообложение. – 2005. - №1. – С.22-25.

9. Климова М.А. Упрощенная система налогообложения. Актуальные вопросы. – М.: Налоговый вестник, 2005. – 208с.

10. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник. – М.: Бек, 2005. – 384с.

11. Макальская М.Л. Налогообложение некоммерческих организаций в 2005 год // Некоммерческие организации в России. – 2005. - №1. – С.12-22.

12. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М,2005.-348с.

13. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов / Под ред. Б.Х. Алиева. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 416с.

14. Черкасова И.О., Жукова Т.К. Налоги и налогообложение. – М.: Вектор, 2005. – 224с.

15. Черник Д.Г. Налоги: Пособие для вузов. - М.: Финансы и статистика,2005.-656с.

16. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005.-429с.