Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

1. Понятие и сущность налогов…………………………………………...5

2. Функции и роль налогообложения……………………………………..8

3. Принципы налогообложения………………………………………….15

4. Проблема современного налогообложения в России………………..19

5. Роль налоговой системы в функционировании российской

    экономики………………………………………………………………22

Заключение………………………………………………………………..26

Список использованной литературы…………………………………….28

Введение

Понятие «налог» уходит корнями в глубь веков. В нем заключается не только экономический, но и философский смысл. В исследовании природы и содержания этого понятия необходимо придерживаться логики постепенного и последовательного проникновения в сущность явлений и процессов, ассоциирующихся в современном сознании с отчуждением индивидуальных доходов и их сосредоточением в общенациональном фонде денежных средств – бюджете.

Налог – элемент общественного бытия. Первые упоминания о налоге содержатся в философских трактатах античных мыслителей.

На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. По мере общественного развития налоговые формы постепенно менялись, приближаясь к их современному содержанию. Неизменным оставался глубинный смысл понятия «налог» - опосредовать процесс обобществления необходимой для общества части индивидуальных доходов (богатств). 

В работе предполагается рассмотреть систему налогов: сущность и механизм, а также особенности налоговой системы в России.

Объект исследования – налоговая система.

Предмет исследования – особенности налоговой системы: сущность и механизм.

Цель исследования – изучить особенности налоговой системы: сущность и механизм.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие и сущность налогов;

- изучить функции и роль налогообложения;

- проанализировать принципы налогообложения;

- рассмотреть проблемы современного состояния налогообложения в России;

-  определить роль налоговой системы в функционировании российской экономики.

 

1. Понятие и сущность налогов

Методология налогообложения – это теоретическое, научно-практическое и концептуально-правовое обоснование сущности понятия «налог», а именно: это одновременное исследование налога в качестве объективной экономической категории и в качестве конкретной формы правовых взаимоотношений налогоплательщиков с государством.

Методические основы налогообложения – это выбор налоговых форм и наполнение их конкретным содержанием (принятие организационно-правового порядка исчисления и уплаты налогов), установление прав и обязанностей сторон налоговых правоотношений.

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Налоги – это обязательные взносы плательщиков в бюджет и внебюджетные фонды в определенных размерах и в установленные сроки.

Основополагающим документом законодательства Рос­сийской Федерации о налогах и сборах является Налоговый кодекс РФ (НК РФ). Ему должны соответствовать федеральные законы о налогах и сборах, законы субъектов Федерации и законодательные акты орга­нов местного самоуправления. Налоговый кодекс состоит из двух час­тей. Часть первая НК РФ принята в июле 1998 г. и начала вводиться с 1 января 1999 г. Именно начала, поскольку некоторые статьи и поло­жения вводились в действие в более поздние сроки. Что касается части второй НК, то ее четыре главы приняты в августе 2000 г. и введены с 1 января 2001 г., а остальные главы к весне 2001 г. находились в ста­дии разработки [1; 5].

Налоговый кодекс заменяет Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991г. №2118-1, устанавли­вает принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы установления региональных и местных налогов и других обязательных платежей.

НК РФ определяет правовое положение налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, кредитных учреждений и других участников налоговых отношений. Он устанавливает основные поло­жения по определению объектов налогообложения, исполнению нало­говых обязательств, обеспечению мер по их выполнению, ведению уче­та поступающих финансовых ресурсов, привлечению налогоплатель­щиков к ответственности за налоговые правонарушения и обжалованию действий должностных лиц налоговых органов.

Практически речь идет о формировании новой отрасли права — налогового права с глубокой проработкой всех элементов, с учетом мирового и накопленного за пос­ледние годы российского опыта, а также особенностей развития национальной экономики [10].

НК РФ создается единая комплексная система налогов в стране, определяются функции, полномочия и ответственность всех уровней власти в проведении налоговой политики.

Налоги в России разделяются на три уровня:

1) федеральные;

2) республиканские (областные);

3) местные.

1. Федеральные налоги:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на операции с ценными бумагами;

4) таможенные пошлины;

5) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

6) платежи за использование природными ресурсами;

7) налог на прибыль (доход) предприятий;

8) подоходный налог с физических лиц;

9) налоги в дорожные фонды;

10) гербовый сбор;

11) государственные пошлины;

12) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

2. Республиканские (областные) налоги:

1) налог на имущество предприятий;

2) лесной налог;

3) республиканские платежи за природные ресурсы;

4) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.

3. Местные налоги:

1) налог на рекламу;

2) земельный налог;

3) налог на имущество физических лиц;

4) целевые сборы с населения и предприятий на содержание милиции, благоустройство и др.;

5) сбор на нужды образовательных учреждений;

6) налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и др. [1; 11].

Отмечая явные достоинства принятого закона, нельзя не обратить внима­ние и на некоторые спорные положения, содер­жащиеся в нем. Так, к примеру, члены Коми­тета Совета Федерации по промышленной по­литике, рассмотрев этот правовой документ, высказали следующие замечания. На их взгляд, стремление авторов закона урегулировать ши­рокий спектр финансовых и налоговых вопро­сов привело к не всегда удачному объединению в его рамках норм, регулирующих взимание различных по природе и назначению налогов и сборов. В частности, в законе не учтено, что отмена с 1 января 2004 г. ряда местных и реги­ональных налогов и сборов (курортный сбор, налог на строительство объектов производ­ственного назначения в курортной зоне, сбор за право торговли, налог на перепродажу ав­томобилей, сбор с владельцев собак и др.) су­щественно уменьшит наполняемость бюдже­тов соответствующих субъектов и муници­пальных образований. Возможно, частично эта проблема будет снята благодаря перераспре­делению платежей по налогу на прибыль орга­низаций. Однако полностью результат отмены столь большого количества фискальных плате­жей будет виден только после вступления за­кона в действие [2; 9].      

2. Функции и роль налогообложения

Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

Выделяют пять функций налогов:

1) фискальная;

2) распределительная;

3) регулирующая;

4) контрольная;

5) поощрительная.

Фискальная функция – собственно проведение изъятия средств налогоплательщиков в централизованные финансовые фонды государства (в бюджет). Данная функция – суть основная функция налогообложения. Именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ.

Через фискальную функцию реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций – оборонных, социальных, природоохранных и др.

Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счете гарантию социальной стабильности общества.

Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров, и прежде всего относительно дорогостоящие. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговых ставок по мере роста величины доходов плательщика. Формирование доходов государственного бюджета превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта [7].

Регулирующая функция налогов стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. В налоговом регулировании имеются три подфункции:

1) стимулирующая подфункция, направленная на развитие определенных социально-экономических процессов, реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения: изменяется объект налогообложения, уменьшается налогооблагаемая база, понижается налоговая ставка и др.

Действующее налоговое законодательство предусматривает стимулирование таких категорий плательщиков, как субъекты малого предпринимательства, предприятия, привлекающие на работу индивидов, сельскохозяйственные производители, организации, осуществляющие капитальные вложения в собственное производственное развитие, а также занимающиеся благотворительностью и т. д.

При обложении прибыли, например, льготы стимулируют:

а) финансирование затрат на развитие производства и жилищное строительство;

б) малые формы предпринимательства;

в) занятость инвалидов и пенсионеров;

г) благотворительную деятельность в социально-культурной и природоохранной сферах.

2) дестимулирующая подфункция посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию определенных социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов. Примером могут служить протекционистские меры государства, направленные на поддержку внутренних производителей при помощи запретительных импортных таможенных пошлин [3].

Следует, однако, помнить, что налоговые отношения, как и всякие другие экономические отношения, должны постоянно воспроизводиться. Налоги должны взиматься и сегодня, и завтра, и всегда. Поэтому, эксплуатируя дестимулирующую подфункцию, нельзя допустить подрыва основы налогообложения, угнетения, а тем более ликвидации источника налога. В противном случае в дальнейшем налоги не из чего будет взимать.

3) подфункция воспроизводственного назначения реализуется через платежи: за пользование природными ресурсами; в дорожные фонды; на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.

Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих функций.

Поощрительная функция налогообложения предусматривает особый порядок обложения налогом определенных категорий граждан, имеющих заслуги перед обществом (участники войн, Герои Советского Союза и России и др.). Эта функция налогов имеет социальную направленность. Она отличается от рассмотренной выше стимулирующей подфункции регулирующей функции налогообложения, поскольку трудно представить, что граждане участвуют в боевых операциях, совершают героические поступки для того, чтобы впоследствии иметь налоговые льготы [8].

Налоговая система, построенная и функционирующая на основе вышеназванных принципов, способна быть мощным стимулом экономики. Это подтверждает опыт промышленно развитых стран с социально ориентированной экономикой.

Результативность функционального проявления системы налогообложения в действии определяется ролью налогов. Эта роль может быть как позитивной, так и негативной. Особенно это проявляется в плоскости отдельных налогов. Позитивной роль налогов будет тогда, когда потенциал налогообложения реализован на практике в максимально возможной степени и достигнуто относительное равновесие между налоговыми функциями.

На практике это проявляется в оптимизации уровня налоговых изъятий, а именно в формировании бюджета, не ущемляющего интересов плательщиков. Оценка роли налогов выступает важнейшим этапом научно-практических исследований.

Для государства первостепенным является максимизация, а для плательщика – минимизация налоговых изъятий. Решение крайне важной проблемы оптимизации налогообложения зависит от многих объективных и субъективных факторов. Налогообложение формируется под давлением и комплексным воздействием экономики и политики. Налогообложение в реальной экономической жизни отражает уровень экономической и политической зрелости общества [12].

В налогообложении сталкиваются интересы государства и плательщика. Они по-разному оценивают роль налогов. Следовательно, в равной степени позитивной для обеих сторон налоговых правоотношений роль системы налогообложения быть не может.

Особенно полярны интересы государства и плательщиков в условиях кризиса экономики и политики. В эти периоды представители исполнительной и законодательной власти должны особенно пристально следить за состоянием налогового регулирования и своевременно вносить необходимые коррективы как в систему налогообложения, так и во все сферы производственных отношений.

Для оценки роли налогов в формировании бюджетных доходов выявляются соотношения между суммой налоговых поступлений в бюджет, суммой нескольких налогов, сгруппированных по определенным классификационным признакам, и, наконец, суммами отдельных налогов, с одной стороны, и общей величиной бюджетных доходов, с другой.

Наибольший удельный вес той или иной налоговой группы, вида налога позволяет судить об их значительной роли в формировании доходов бюджета. Этот анализ проводится в динамике, в сопоставимых ценах, что позволяет определить значение налогообложения в проведении стабилизации бюджетной политики, выявить роль налогов в решении социальных задач.

О роли налогообложения позволяют судить и соотношения между отдельными налогами и налоговыми группами, с одной стороны, и общей суммой налоговых поступлений в бюджет, с другой. Сравнение этих данных позволяет определить, какой налоговой группе или виду налогов в большей степени свойственна роль фискального регулятора доходов бюджета [6].

Фискальную роль налогообложения характеризуют также данные о доле изымаемой выручки у предприятий, доходов у граждан. Такой анализ свидетельствует о тяжести налогового бремени.

Фискальную роль налогов характеризуют также данные о суммах финансовых санкций, поступающих в бюджет; сумме расходов государства на содержание налоговых служб, а также данные о разнице между общей суммой налогов, утвержденной в бюджете, и их величиной в отчете об исполнении бюджета. Как правило, чрезмерный фискальный гнет сопровождается невыполнением расчетных заданий по налоговым поступлениям на 30% и более.

Соотношение доходов и расходов бюджета не только характеризует состояние бюджетных отношений, но и свидетельствует о роли налогообложения. Множественность налогов требует обширного фискального аппарата, значительных расходов на ведение налогового учета и контроля. Негативное влияние на роль налогообложения в системе бюджетно-финансовых отношений оказывают и частые корректировки содержания методических указаний по исчислению и порядку уплаты налогов, тем более если такие коррективы вносятся после принятия закона о бюджете на очередной бюджетный период.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Бесспорным условием результативности системы налогообложения, т. е. свидетельством ее позитивной роли в любой стране, является соблюдение при ее построении основного требования: виды налогов должны быть такими, чтобы наиболее полно реализовался внутренний потенциал категории «налог», а именно – было достигнуто максимально возможное равновесие между его объективным и субъективным началами.

Это означает, что система налогообложения, концентрируя в распоряжении государственной власти общественно необходимую долю денежных ресурсов, не должна нарушать воспроизводственных интересов ведения бизнеса. На практике это достигается через паритет налоговых функций.

2. Функции налога неразрывно взаимоувязаны. Рациональность налогообложения определяется при прочих равных условиях степенью относительного равновесия между ними. Поиск способов достижения относительного равновесия между налоговыми функциями осуществляется непрерывно при конструировании новых налоговых концепций. По мере нахождения оптимальной, по мнению разработчиков, концепции она подвергается всесторонней оценке и выносится на широкое публичное обсуждение, а затем корректируется с учетом итогов такого обсуждения.

В конечном итоге на выбранной концептуальной основе строится новая система налогообложения или обновляется существующая. Усовершенствованная налоговая система утверждается в законодательном порядке и становится обязательной для применения. В процессе научно-практической оптимизации налогообложения важным является соблюдение принципиальных требований к ее содержанию. Это те фундаментальные принципы, которые выработала наука и к использованию которых всегда должна стремиться налоговая практика.

3. Функциональное проявление налогообложения, в свою очередь, зависит от принципов, заложенных в основу этой системы при разработке налоговой концепции и правового обеспечения практического налогового механизма. Система налогообложения, принятая в законодательстве той или иной страны, обязательно отражает состояние экономики и расстановку политических сил [4].

Следовательно, функционирование системы налогообложения на практике не всегда совпадает с теми функциями, которые присущи ей по экономической природе, т. е. предопределены глубинным потенциалом экономической категории «налог». Наиболее полно реализовать этот потенциал – цель налогообложения в системе социально ориентированного рыночного хозяйствования.     

 

3. Принципы налогообложения

Основы функционирования национальной системы налогообложения следует рассматривать в зависимости от состояния экономического базиса и общественно-политической надстройки в переходный к рынку период. При этом особое место в создании системы налогообложения рыночного типа занимают принципы ее построения.

Для современной России особо важное значение имеет отработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Основные недостатки структуры налогообложения в стране обусловлены ее неприспособленностью к современным условиям.

Специфика перехода экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют и особенности состава и структуры налогообложения. Но какие бы обоснования ни выдвигались для расширения сферы налоговых изъятий, они не могут опровергнуть требований экономических законов.

Любой экономический закон определяет основополагающие принципы функционирования экономических отношений, следовательно, он не может приспосабливаться к сиюминутным потребностям государства и общества в целом, зависеть от политических интересов и состава законодательной и исполнительной власти. Власть может игнорировать аксиомы экономических закономерностей и тем самым направлять развитие народного хозяйства по заведомо ложному пути. Но история доказала – этот путь тупиковый [6].

Основоположник классической политической экономии шотландский философ и экономист Адам Смит (1723-1790) в своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) сформулировал четыре принципа, актуальных и до настоящего времени:

1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами (равная обязанность граждан платить налоги) соразмерно с их доходами. Этот принцип означает, что налоги должны взиматься с учетом возможностей налогоплательщика, который обязан принимать участие в финансировании соответствующей части расходов государства. Государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов. Налоговое бремя возлагается на одних лиц, привилегии предоставляются другим.

2. Принцип определенности, согласно которому сумма, способ и время платежа должны быть совершенно точно и заранее известны налогоплательщику. Это устойчивость основных видов налогов и налоговых ставок в течение ряда лет. В то же время налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям.

3. Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика. Система и процедура выплаты налогов должны быть понятными и удобными для налогоплательщиков.

4. Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения. Суммы сборов по каждому конкретному налогу должны в соответствии с рассматриваемым принципом превышать затраты на его сбор и обслуживание [5].

Наш соотечественник Н.И. Тургенев (1789-1871) в «Опыте теории налогов (1818 г.) писал, что подданные государства должны давать средства к достижению цели общества или государства каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика.

Немецкий экономист Адольф Вагнер (1835-1917) в конце XIX века концептуально дополнил принципы А. Смита. Смит считал налоги источником покрытия непроизводительных затрат государства и потому защищал права налогоплательщиков. Вагнер руководствовался теорией коллективных потребностей и, следовательно, на первый алан поставил финансовые принципы достаточности и эластичности налогообложения [11].

Принципы налогообложения стали представлять собой систему, которая учитывала интересы и налогоплательщиков, и государства с приоритетом последнего. Таким образом, финансовая наука поставила вопрос о сбалансированности финансовых интересов государства и налогоплательщиков.

А. Вагнер предлагал девять основных правил, объединенных в четыре группы:

I. Финансовые принципы организации налогообложения:

1) достаточность налогообложения;

2) эластичность (подвижность) налогообложения.

II. Народнохозяйственные принципы:

1) надлежащий выбор источника налогообложения, т. е., в частности, решение вопроса – должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом;

2) правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последними и условиями их предложения.

III. Этические принципы, принципы справедливости:

1) всеобщность налогообложения;

2) равномерность налогообложения.

IV. Административно-технические правила или принципы налогового управления:

1) определенность налогообложения;

2) удобство уплаты налога;

3) максимальное уменьшение издержек взимания [8].

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Налоговые формы определяются как материальные носители перераспределяемой стоимости в реальной экономической действительности. Этот перераспределительный процесс базируется на величине воспроизведенной стоимости. Следовательно, размер налоговых изъятий определяют финансовые ресурсы, свободные от инвестиционных, инновационных и других воспроизводственных потребностей собственников.

2. Несмотря на то, что к 1997 г. были достигнуты незначительные успехи в политике и экономике, страна не отказывается от демократических преобразований общественной жизни и экономических реформ. Следовательно, необходимо изучать тенденции развития экономики, политики и их частных слагаемых, определять базовые закономерности этих отношений и на их основе воплощать в жизнь правовые основы хозяйствования, в том числе и рациональные налоговые концепции.

         4. Проблема современного налогообложения в России

Состав и структура налоговой системы должны быть предопределены возможностями реальной экономики, они должны стимулировать экономический рост. С практических хозяйственных позиций за всеми вышеназванными требованиями, которым должна отвечать рационально сформированная система налогообложения, стоят конкретные показатели, характеризующие развитие экономики на макро- и микроуровне.

В связи с тем, что все суммы начисленных налогов «произрастают» от налогооблагаемой базы, проблема ее выбора и оценки является исходной в оценке всех нюансов налогового производства. Измерение экономических условий осуществляется посредством показателей статистической и бухгалтерской отчетности.

Следовательно, важнейшим объектом налогового контроля являются экономические показатели того информационного среза, который предоставляет  первичный бухгалтерский учет. Все проблемы бухгалтерского учета немедленно отражаются на налогообложении и наоборот [9].

Пятилетний период (1992-1997 гг.) был временем адаптации к рынку не только налоговых правоотношений, но и всей российской системы товарно-денежных отношений. В этот период резко возросла потребность в том, чтобы обеспечить достоверность информацией всех экономических контрагентов, включая зарубежных партнеров России. В связи с этим была развернута широкомасштабная научно-методическая работа по созданию Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России.

Создание новых концептуальных основ бухгалтерского учета – проблема крайне сложная, поскольку ее решение заключается в кардинальной трансформации всей нормативно-методической базы учета и отчетности, более 70 лет служившей потребностям централизованной экономики, в систему, обеспечивающую интересы не только отдельных собственников, но и государства [3].

Фискальная роль системы российского налогообложения продолжает оставаться доминирующей и на втором этапе ее реформ (1998-1999 гг.). Это непосредственно отражается на методиках формирования первичной бухгалтерской информации для внешних пользователей, особенно для системы органов МФ РФ, ЦБ РФ и ГНС РФ. На практике это привело в 1996-1997 гг. к ужесточению требований этих ведомств к формированию финансовых результатов, расчетно-платежной дисциплины, исчислению налогооблагаемой базы. Налоговым законодательством принята не только дополняющая, но и существенно корректирующая стандарты бухгалтерского учета формулировка «в целях налогообложения».

Фискальная направленность налогового производства выражается на практике в установлении жесткого регламента в отношении налогооблагаемой базы. В конечном итоге это вылилось в требование о необходимости обособления налогового учета из системы бухгалтерского. Это положение отражено в Налоговом кодексе РФ [7].

Среди наиболее острых вопросов отражения в учете информации, необходимой для исчисления налогов, можно выделить следующие:

- регламент отнесения затрат на издержки производства и реализации продукции для целей налогообложения;

- отраслевые особенности учетной политики;

- оценка и порядок списания затрат (применяемые методы);

- ведение раздельного учета налогооблагаемых и не облагаемых налогом операций;

- методики ускоренной амортизации и разрешительная политика налоговых администраций;

- формирование показателей «доходы» и «расходы» от внереализационных операций;

- корректировка балансовой прибыли на сумму невостребованных резервов, перерасходованных лимитов по рекламе, командировочных и других нормируемых затрат предприятия;

- нестыковки показателей деятельности финансового рынка и требований, предъявляемых к ним со стороны налогового законодательства;

- корректировки фактической суммы налога на прибыль при ее сравнении с суммой уплаченного авансового платежа на процент банковского кредита;

- переоценка основных средств, нематериальных активов, валюты и других ценностей;

- налоговый регламент, предъявляемый в отношении цены реализации (ниже или выше уровня фактических издержек производства);

- формирование рыночной цены, ее уровень в оценке налоговых администраций;

- расчет прибыли от реализации основных фондов (корректировка их первоначальной стоимости на индекс инфляции) [8].

Проблемы, перечисленные выше, - лишь основные из числа тех, с которыми постоянно сталкиваются налогоплательщики, обращаясь в своей работе к налоговому законодательству.

Анализируя официальную политику МФ РФ и ГНС РФ в отношении требований к организации бухгалтерского учета для целей налогообложения, можно выявить стремление налоговых администраций подчинить первичный бухгалтерский учет фискальным целям. Формирование состава затрат, относимых на издержки производства и обращения, - вот отправное положение, породившее тезис о необходимости налогового учета.

С 1995 г. понятие «налоговый учет» стало употребляться повсеместно при определении выручки от реализации товаров (работ и услуг), окончательно произошло отделение бухгалтерского учета прибыли от ее учета для целей налогообложения.

Из сказанного выше следует, что в налогообложении существуют две взаимопереплетающиеся подсистемы отношений государства с налогоплательшиками: налоговые обязательства юридических и физических лиц. Каждая из этих подсистем основывается на относительно обособленной информационной базе данных, подпадающей под действие налогового законодательства.

5. Роль налоговой системы в функционировании российской     экономики

Для государства, желающего провести эффективные действия по стабилизации экономики через налоговые изменения, важными являются не только содержание самого налогового эксперимента, но и его своевременность и быстрота. Медленное реагирование приведет к тому, что к тому времени, когда сокращение спроса станет явным, экономика может уже быть в состоянии спада, падение совокупного спроса будет просто усугублять последующий кризис. Если же действия государства по увеличению спроса станут эффективными, когда экономика находится уже на пути от кризиса к подъему, то они могут усилить инфляцию [4].

Проблемы, которые возникают в зависимости от своевременности изменения системы налогообложения, можно объединить в пять групп:

1) несвоевременное распознание необходимости изменения налоговой политики;

2) отставание в проведении налоговых экспериментов;

3) неверная ориентация в содержании и направлениях действия налоговых экспериментов и запаздывание внесения изменений в ход эксперимента;

4) запаздывание в наступлении эффекта от предпринимаемых налоговых реформаций;

5) предвосхищение положительных ожиданий от налогового эксперимента и недооценка действительности. Как следствие этого – внесение неверных поправок в другие финансово-хозяйственные нормы, связанные с налоговыми.

Политика быстрого правительственного реагирования на отрицательные симптомы действия налоговых законов определяется множеством факторов, о которых упоминалось. Это, во-первых, профессиональная и этическая готовность реформаторов к проведению истинных и экономически необходимых налоговых реформ. Во-вторых, готовность экономики воспринять эти преобразования.

Вместе с тем уловить и учесть, как экономика отреагирует на изменение налогового законодательства, - задача сложная.

В настоящее время проблема налогов в России переросла в крупнейшую не только экономическую, но и социально-политическую проблему. Необходимость ее разрешения представляет собой первейший для России  стимул к реформам.

Возрастание потребности в налоговых реформах связано прежде всего с тем, что при переходе к рынку экономика страны переживает глубокий кризис, а общественные потребности неуклонно растут. Материальный источник государственных доходов, мобилизуемых преимущественно налоговым методом, формируется в сфере производства. Доля платежей населения в бюджет незначительна, налоговое изъятие части дохода из финансово-кредитной и страховой сферы также невелико [10].

Поэтому государство стоит перед проблемой поиска финансовых средств для инвестиций в товаропроизводящие отрасли, не увеличивая объем налоговых изъятий сверх того, что установлено последними законодательными актами по налогообложению.

Деформации современной налоговой системы России объясняются тем, что она формировалась в условиях глубочайшего стагфляционного кризиса, сочетающего и спад производства, и инфляцию. За время «шоковой терапии» спад производства в России составил около половины, а инвестиций – почти ¾ по сравнению с «дошоковым» периодом. Даже в 1995 г. при снижении производства в стране на несколько процентов инвестиции упали на 15%.

Подобное колоссальное снижение инвестиций свидетельствует о том, что современная российская экономика не осуществляет даже простого воспроизводства основного капитала, а живет лишь за счет катастрофического проедания прошлых накоплений. Такая экономическая ситуация требует серьезных мер, ведущих к принципиальному изменению инвестиционного климата в стране [2].

Решать эту проблему предстоит России самостоятельно, без иллюзорных надежд на зарубежную финансовую помощь, за которую рано или поздно придется платить.

Общепризнано, что благоприятные меры налоговой политики в смысле привлечения иностранных инвестиций играют относительно скромную роль по сравнению с другими факторами. Фирмы прежде всего учитывают фундаментальные экономические и институциональные условия в стране – импортере капитала. В число этих фундаментальных условий включаются прежде всего социально-политическая стабильность режима, господствующего в стране – импортере капитала; динамизм ее экономического развития; привлекательность ее потенциального рынка и ресурсов; относительно низкие издержки на квалифицированную рабочую силу.

Сформировавшаяся к настоящему времени в России система налогообложения в отличие от стран с рыночной экономикой по сути блокирует важнейший источник внутренних инвестиций – добавочный доход, капитализируемый предпринимателями.

В поиске выхода из этой сложнейшей ситуации можно взять ха исходное три принципиальных установки:

1. Необходимо официально признать специфические особенности социально-политического развития России, нахождение ее в самом начале пути становления социальной рыночной экономики, гипертрофированный процесс распределения стоимости совокупного дохода общества и сверхцентрализация финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны.

После признания этого факта следует искать наименее болезненные формы налогового вмешательства в индивидуальный и корпоративный бизнес. Государственный же налоговый контроль и налоговые санкции за нарушения действующих в законе налоговых норм и правил должны быть резко ужесточены.

2. Необходимо четко определиться в отношениях собственности. При отсутствии класса средних собственников и поглощении львиной доли централизованных ресурсов такими монополистами, как ВПК, АПК, ТЭК, практически на безэквивалентной и безвозвратной основе невозможно определять устойчивую стратегию экономического развития страны, а следовательно, в том числе налогообложение.

3. В условиях перехода к рынку поиск ресурсов, как уже отмечалось выше, предполагает тщательную ревизию государственных расходов. По мере придания им общественно необходимого характера следует реформировать отдельные фрагменты налогообложения. На решение этой проблемы был направлен Указ Президента РФ от 11 декабря 1997 г. №1278 «О мерах по оздоровлению государственных финансов».

На переходном этапе коренная ломка налоговой системы губительно скажется на всей системе производственных отношений и не даст ожидаемого роста национального дохода.

Заключение

Налоги – обязательные, преимущественно денежные платежи, устанавливаемые исходя из реалий экономического базиса, но строго императивно.

В налогах выражен повсеместный охват доходов, групп граждан, видов деятельности, типов предприятий, отраслей, а также территорий.

Налоги обеспечивают определенность (по объему финансовых ресурсов и сроку) поступления государственных доходов.

Налоги, используемые для пополнения доходов бюджета, не должны препятствовать развитию производства на новой структурно-технической основе.

В налогах заложены органичное сочетание и относительное равновесие двух функций: фискальной и регулирующей.

Последнее свойство системы налогов (налогообложения) наиболее значимо, так как оно обеспечивает наиболее рациональное налоговое воздействие на темпы и уровень развития производительных сил, создает условия для наиболее полного удовлетворения общественных потребностей.

Налоговедение предписывает реальному налогообложению следующие требования, или принципы:

1. В перераспределение может включаться только реально созданная стоимость.

2. Конечная цель перераспределения – максимально возможное полное удовлетворение общественных потребностей.

3. Перераспределение осуществляется при условии не только сохранения, но и повышения уровня доходности всех сфер хозяйствования.

4. Перераспределение осуществляется в интересах всех участников воспроизводства при строгом сохранении паритета между разными формами собственности и в целях создания конкурентоспособной экономической среды.

Эти родовые свойства «генетический код» экономических категорий «налог» и «налогообложение», проявляются на практике в виде закономерностей развития налоговых отношений. Устойчивые закономерности складываются в налоговые законы. Можно примерно сформулировать несколько таких налоговых законов:

1. Закон соответствия уровня налоговых изъятий объему вновь созданной стоимости, остающегося после удовлетворения всех воспроизводственных потребностей.

2. Налог выражает отношения собственности: в орбиту налоговых отношений вовлекается часть вновь созданной трудом, капиталом стоимости, причем той ее части, которая создается в негосударственном секторе хозяйствования.

3. Система налогообложения конструируется исходя из паритета ее фискальной и регулирующей функций.

4. Суммы налоговых поступлений в бюджет используются на удовлетворение исключительно общественно необходимых потребностей.

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс РФ от 01.02.2003г. – Новосибирск: Сиб. унив. из-во,2003.-592с.

2. Конюхова Т. Комментарий к главе 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса Российской Федерации // Законодательство и экономика.-2003.-№3.-С.34-69.

3. Комментарии к Налоговому кодексу ч.1 / Отв.ред.А.В.Брызгалин.-М:Аналитика-Пресс,1999.-592с.

4. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2000.-348с.

5. Никонов А.Л. Комментарии к изменениям в Налоговом кодексе Российской Федерации. - М.: Главбух, 1999.-148с.

6. Пансков В.Г. Комментарии к Налоговому кодексу Российской Федерации ч.1. - М.: Финансы и статистика, 1999.-80с

7. Соколова О.О. Уплата единого социального налога на вмененный доход // Бухгалтерский учет.-2003.-№11.-С.32-34.

8. Смирнов Е.Е. Корректировка Налогового кодекса: В интересах бюджета-2004 // Аудитор.-2003.-№8.-С.7-12.

9. Черник Д.Г. Налоги: Учебное пособие для вузов. - М.: Финансы и статистика,1999.-544с.

10. Черник Д.Г. Налоги: Пособие для вузов. - М.: Финансы и статистика,2002.-656с.

11. Черник Д.Г. Основы налоговой системы. - М.: ЮНИТИ, 2002.-517с.

12. Юткина Т.Ф Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999.-429с.