Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………….3

1. Сущность системы ЕНВД и налогоплательщики единого налога

    на вмененный доход………………………………………………………..6

2. Объект налогообложения и налоговая база………………………………9

3. Налоговый период и ставка налога……………………………………...15

4. Порядок и сроки уплаты налога и представления отчетности………...17

5. Примеры расчета ЕНВД …………………………………………………19

Заключение ………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………….24

Введение

Перед налоговой системой в настоящее время стоят две, на первый взгляд, противоречивые проблемы: максимально возможное увеличение налоговых платежей в бюджет (одновременно с повышением собираемости налогов) и ослаблении налогового бремени. Оптимально построенная налоговая система должна не только обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, но и не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налоговой нагрузки, или налогового бремени на налогоплательщика является достаточно серьезным измерителем качества налоговой системы страны.

К сожалению, налоговая политика отличается недостаточной гибкостью, сложностью налогов. Система налогообложения отличается  чрезвычайно высоким уровнем налоговых изъятий. Все это противоречит прописным экономическим истинам, согласно которым уровень экономического развития страны прямо корректирует с долей бюджета в валовом внутреннем продукте. Отмеченный факт во многом объясняет бюджетные проблемы, как России, так и субъектов в ее составе, так как, имея очень невысокие уровни экономического развития, по бюджетной нагрузке страна находиться на уровне США.

Наряду с этим для российского предпринимателя является актуальным и вопрос трудности выполнения сложных и многочисленных требований по оформлению налоговых платежей, учету и отчетности.

Предприниматель часто не обладает достаточной компетентностью в этих вопросах, требующих немалых затрат и времени и знаний, и не располагает средствами, достаточными для оплаты услуг квалифицированного специалиста в области бухучета и аудита.

Обладая достаточными способностями для извлечения прибыли из своей деятельности, но не имея возможности вести правильно исчисление и уплату налога с оперативным отслеживанием быстроменяющегося налогового законодательства, предприниматель часто выходит в противоречие с фискальными намерениями государства. Как правило, серьезная ошибка мелкого предпринимателя становиться последней и ставит крест на его бизнесе, лишая доходов, как бюджет, так и самих предпринимателей. Исходя из этого, вполне оправданным казалось решение по упрощению системы налогообложения и связанные с ней системы учета и отчетности перед налоговыми  органами. Порядок применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности регулируется Федеральным Законом  «Об упрощенной системы налогообложения учета и отчетности субъектов малого предпринимательства».

Предполагалось, что упрощенная система обеспечит два основных преимущества: минимизацию бухгалтерской документации, так как вместо совокупности бухгалтерских документов применяемых для определения финансового состояния предприятия и исчисление налогов ведется только книга учета доходов и расходов по специальной форме утвержденной приказом Минфина России от 22.02.1996г.

Кроме того, происходит сокращение числа налоговых платежей, так как уплата  ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов заменяется уплатой единого налога на вмененный доход по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. Применение упрощенной системы налогообложения в определенной степени устраняет такой барьер для входа в предпринимательскую деятельность, как сплошная дорогостоящая система налогообложения учета и отчетности. Ведь сумм единого налога на вмененный доход; причитающаяся к уплате за отчетный период, либо уплата части стоимости патента для индивидуальных предпринимателей не является авансовым платежом, а вноситься по истечении отчетного периода.

Объект исследования – налоговая система Российской Федерации.

Предмет исследования – единый налог на вмененный доход.

Цель исследования – изучить порядок налогообложения вмененного дохода.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность системы ЕНВД и налогоплательщики единого налога на вмененный доход;

- рассмотреть объект налогообложения и налоговая база;

- изучить налоговый период и ставка налога;

- рассмотреть порядок и сроки уплаты налога и представления отчетности;

   - привести примеры расчета ЕНВД.

1. Сущность системы ЕНВД и налогоплательщики единого налога на вмененный доход

Вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке [7; 10].

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Налоговым Кодексом, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения (далее в настоящей главе - общий режим налогообложения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее в настоящей главе - единый налог) может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

1) оказания бытовых услуг;

2) оказания ветеринарных услуг;

3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

4) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;

5) оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров;

6) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств [7].

Законами субъектов Российской Федерации определяются:

1) порядок введения единого налога на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

2) виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог;

3) значения коэффициента К2 [3; 4].

Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах того субъекта Российской Федерации, в котором они осуществляют виды предпринимательской деятельности, установленные Налоговым Кодексом, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога, введенного в этом субъекте Российской Федерации [7].

Уплата организациями единого налога предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой Налогового Кодекса РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации [1; 4].

Исчисление и уплата иных налогов и сборов, не указанных в настоящем пункте, осуществляются налогоплательщиками в соответствии с общим режимом налогообложения.

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом в соответствии с настоящей главой, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными Налоговым Кодексом [7].

 

 

2. Объект налогообложения и налоговая база

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются следующие физические показатели, характеризующие определенный вид                        предпринимательской деятельности, и базовая доходность                                              в месяц (Таблица 1) [5; 7]:

Таблица 1

Исчисление суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности

Вилы предпринимательской деятельности

Физические показатели

Базовая доходность в месяц (руб.)

1

2

3

Оказание бытовых услуг 

Количество работников, включая индивидуального предпринимателя

5000

Оказание ветеринарных   услуг

Количество работников, включая индивидуального предпринимателя

5000

Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств

Количество работников, включая индивидуального предпринимателя

8000

Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы

Площадь торгового зала (в квадратных метрах)

1200

Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы и розничная торговля, осуществляемая через                   объекты нестационарной          торговой сети          

Торговое место

6000

Продолжение таблицы 1

1

2

3

Общественное питание

Площадь зала обслуживания посетителей (в квадратных метрах)

700

Оказание транспортных услуг

Количество автомобилей, используемых для перевозки пассажиров и грузов

4000

Разносная торговля,     осуществляемая     индивидуальными     предпринимателями (за  исключением торговли   подакцизными товарами,  лекарственными        препаратами, изделиями  из драгоценных камней,  оружием и патронами к   нему, меховыми изделиями и технически сложными  товарами бытового  назначения)

Количество работников, включая индивидуального предпринимателя

3000

Рассмотрим, основные понятия, использовавшиеся в таблице 1.

Розничная торговля - торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6-10 пункта 1 статьи 181 Налогового          Кодекса, [7] продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без них, в барах, ресторанах, кафе и других точках общественного питания.

Стационарная торговая сеть - торговая сеть, расположенная в специально оборудованных, предназначенных для ведения торговли зданиях (их частях) и строениях. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям. К данной категории торговых объектов относятся магазины, павильоны и киоски [7].

Нестационарная торговая сеть - торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также иные объекты организации торговли, не относимые в соответствии с требованиями к стационарной торговой сети.

Площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей) - площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Открытая площадка - специально оборудованное место, расположенное на земельном участке, предназначенном для организации торговли или общественного питания.

Магазин - специально оборудованное стационарное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.

Павильон - строение, имеющее торговый зал и, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Киоск - строение, которое не имеет торгового зала и рассчитано на одно рабочее место продавца.

Палатка - легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала.

Торговое место - место, используемое для совершения сделок купли-продажи.

Бытовые услуги - платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов), классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.

Количество работников - среднесписочная за налоговый период численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству.

Базовая доходность - условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода [3; 4; 7].

 Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1, К2, К3.

Корректирующие коэффициенты базовой доходности - коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.

К1 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях, особенностей населенного пункта или места расположения, а также места расположения внутри населенного пункта, определяется как отношение значения кадастровой стоимости земли по месту осуществления деятельности налогоплательщиком к максимальной кадастровой стоимости земли, установленной Государственным земельным кадастром для данного вида деятельности. Порядок доведения до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земли устанавливается Правительством Российской Федерации [8].

Корректирующий коэффициент К1 определяется по следующей           формуле (1):

                               К1 = (1000 + Коф) / (1000 + Ком),                            (1)

где Коф - кадастровая стоимость земли (на основании данных Государственного земельного кадастра) по месту осуществления предпринимательской деятельности налогоплательщиком;

Ком - максимальная кадастровая стоимость земли (на основании данных Государственного земельного кадастра) для данного вида предпринимательской деятельности;

1000 - стоимостная оценка прочих факторов, оказывающих влияние на величину базовой доходности, приведенная к единице площади.

Корректирующий коэффициент базовой доходности К1, в 2003-2004 годах при определении величины базовой доходности не применяется.

К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и иные особенности.

Значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков субъектами Российской Федерации на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,01 до 1 включительно.

К3 - коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги), в 2004 году равен 1,133 [6; 8].

Изменение суммы единого налога, произошедшее вследствие изменения величин корректирующих коэффициентов, возможно только с начала следующего налогового периода.

В случае, если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя.

Размер вмененного дохода за квартал, в течение которого осуществлена соответствующая государственная регистрация налогоплательщика, рассчитывается исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем указанной государственной регистрации [7].

 

3. Налоговый период и ставка налога

Налоговым периодом по единому налогу признается квартал. Ставка единого налога устанавливается в размере 15% величины вмененного                   дохода [7].

Сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки,  значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих  (понижающих) коэффициентов базовой доходности, которые определяются в зависимости от:

- типа населенного пункта, в котором осуществляется предпринимательская деятельность;

- места осуществления предпринимательской деятельности внутри населенного пункта (центр, окраина, транспортная развязка и др.);

- характера местности (тип автомагистралей и др.), если деятельность осуществляется вне населенного пункта;

- удаленности места осуществления предпринимательской деятельности от транспортных развязок; от остановок пассажирского транспорта;

- характера реализованных товаров (производимых работ, оказываемых услуг);

- ассортимента реализованной продукции;

- качества представляемых услуг;

- сезонности;

- суточности работы;

- качества занимаемого помещения;

- производительности используемого оборудования;

- возможности использования дополнительной инфраструктуры;

- инфляции;

- количества видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиками [3; 4; 7].

Размер вмененного дохода и значение иных составляющих формул расчета единого налога (как было указано выше) устанавливается нормативно правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

Правительство РФ в течении одного месяца со дня вступления в силу Закона № 148-ФЗ разрабатывает и доводит до сведения законодательных (представительских) органов государственной власти субъектов РФ рекомендуемые формулы расчета суммы единого налога, а также перечень рекомендуемых составляющих.

Принятый законодательными (представительскими) органами субъекта РФ нормативно правовой акт о введении единого налога должен быть официально опубликован не позднее, чем за один месяц до начала очередного налогового периода по единому налогу (квартал) не позднее одного месяца со дня официального опубликования указанного нормативно правового акта все индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны представить в налоговый орган по месту налогового учета расчет суммы единого налога, подлежащий уплате в очередном налоговом периоде, произведенный ими в соответствии с принятым нормативным правовым актом.

Примерная форма расчета единого налога с вмененного дохода утверждена Приказом ГНС РФ от 12.08.98г.№БФ-3-02/182.

При наличии нескольких торговых точек или иных мест осуществления деятельности свидетельства расчет сумм единого налога на  вмененный доход представляется по каждому из таких мест.

Расчет суммы единого налога на вмененный доход основывается на определении значения базовой доходности определенного вида деятельности, физических показателей и повышающих (понижающих) коэффициентов отражающих степень влияния различных факторов на результат предпринимательской деятельности.

При выборе физических показателей, характеризующих определенные виды деятельности следует исходить из того, что валовой доход организации (предприятия) и прогнозируемый по его основе вмененный доход должен зависеть от выбранного физического показателя и от количества его единиц. Выбор этих физических показателей может быть осуществлен либо исходя из экспертной оценки результатов предпринимательской деятельности,  либо на основании анализа статистических данных [7; 9].

 

4. Порядок и сроки уплаты налога и представления отчетности

Согласно Налоговому Кодексу РФ, уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование [4].

Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход заполняется налогоплательщиками, переведенными на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с законами субъектов Российской Федерации о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, принятыми в соответствии с гл. 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая декларация может быть представлена в электронном виде в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2002 №БГ-3-32/169 (зарегистрирован в Минюсте России 16.05.2002, регистрационный №3437; «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», 2002, №21).

Внесение дополнений и изменений налогоплательщиком в налоговую декларацию при обнаружении в текущем отчетном (налоговом) периоде неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок (искажений), допущенных в прошлых отчетных (налоговых) периодах при исчислении налоговой базы, применении налоговой ставки, определении суммы налога, или иных ошибок, повлекших завышение (занижение) сумм налога, подлежащих уплате в бюджет, производится путем представления корректирующей налоговой декларации за соответствующий истекший отчетный (налоговый) период, в которой отражаются налоговые обязательства с учетом внесенных дополнений и изменений.

Указанная налоговая декларация представляется в налоговый орган на бланке установленной формы, действовавшей в отчетном (налоговом) периоде, за который производится перерасчет налоговых обязательств. При перерасчете налогоплательщиком налоговых обязательств не учитываются результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом за тот отчетный (налоговый) период, за который налогоплательщиком производится перерасчет налоговых обязательств [2; 9].

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Суммы единого налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

5. Примеры расчета ЕНВД

Приведем несколько примеров расчета ЕНВД

Пример 1. Индивидуальный предприниматель занимается деятельностью в сфере питания (кафе).

Натуральным показателем, характеризующими данный вид деятельности является одно посадочное место, используемое в хозяйственной деятельности.

Данное кафе рассчитано на 20 посадочных мест.

Базовая доходность единицы физического показателя 5006 руб. на единицу в год.

Повышающий (понижающий) коэффициент подвидов деятельности 1,3 (с алкогольными напитками).

Возможность использования дополнительной инфраструктуры:

- дискотека – 1,2;

- бильярд – 1,3.

Повышающий (понижающий) коэффициент на тип населенного пункта  – 0,8.

- коэффициент суточности – 1,5 (в сутки).

Составим необходимый расчет единого налога на вмененный доход за квартал:

за квартал

Если бы предприниматель имел точку общего капитала не имеющего посадочные места для посетителей, то базовая доходность единицы физического показателя составила бы 15600; без дополнительной инфраструктуры:

            

сумма единого налога составила 811 руб. (уменьшить на 2%).

Пример 2. Предприниматель осуществляет розничную торговлю через магазин являющийся местом стационарной торговли

(Базовая доходность единицы физического показателя 7314руб.)

Физический показатель характеризующий даны вид деятельности является торговая площадь. Данный магазин имеет 8м2 торгового помещения куда предусмотрен доступ покупателей. Магазин реализует пищевые продукты по регулируемым ценам (корректирующий коэффициент – 0,6),

пищевые продукты (коэффициент – 1,3)

спиртные напитки (коэффициент – 2,0)

В данном случае применяется коэффициент – 1,3 ((0,6 + 1,3 + 2,0) : 3=1,3)).

Коэффициент типа населенного пункта – 0,8

Расчет:

2

В случае уплаты единого налога за квартал сумма подлежащая уплате уменьшается на 2%  4564 – 2% = 4473 руб.

Если бы предприятия осуществляемого торговлю в местах не имеющих торговой площади, то есть в точках нестационарной торговли (автолавки, фургоны, тележки, торговый автомат и т.д.), то в данном случае показателем характеризующим данный вид деятельности является одно торговое место.

Базовая доходность единицы физического показателя 15600руб.

Повышающий коэффициент – 1,5

Сумма единого налога составит:

 

Пример 3. Индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность по оказанию ремонтно-строительных услуг, в частности строительство сооружения под магазин.

Физическим показателем, характеризующим данный  вид деятельности, является численность работающих специалистов (5 человек)

Базовая доходность единицы физического показателя – 24300.

Повышающий коэффициент подвида деятельности – 1,0.

Понижающий  коэффициент на тип населения пункта – 0,8.

Составим квартальный расчет единого налога с вмененного дохода:

                   

Базовая доходность в расчете определена исходя из количества месяцев осуществления предпринимательской деятельности в данном квартале.

Допустим ситуацию, когда индивидуальный предприниматель приступил к предпринимательской деятельности 19 октября 2003г. (IV квартал). В соответствии со ст.7 Закона РФ «О едином налоге на вмененный доход»: если налогоплательщик приступил к предпринимательской деятельности до 15 числа текущего месяца, то квартальный расчет представляется с учетом работы за весь месяц, после 15 числа – соответственно за половину месяца.

Следовательно, сумма единого налога за не полный IV квартал рассчитывается как за 2,5 месяца:

            

Заключение

За прошедшие 10 лет малое предпринимательство постоянно сталкивается со множеством трудностей, которые заставляют его действовать сообразно складывающейся ситуацией и нередко вне правового  поля, придумывать хитроумные схемы занижения налогов или вовсе ухода от их уплаты.

Субъекты малого предпринимательства являются стабильным источником налоговых поступлений, важнейшим способом преодоления дотационности местных бюджетов малое предпринимательства является необходимым и неотъемлемым субъектом рынка. Государством неоднократно применяло меры для развития малого бизнеса.

Введение единого налога в ряде субъектов РФ субъектов РФ сопряжено с типичными проблемами, связанными с неурегулированностью ряда положений федерального и регионального законодательства непосредственно оказывающих негативное влияние на взаимоотношение плательщиков единого налога на вмененных доход с показателями органами государственными внебюджетными фондами и государством, в целом.

И тем не менее роль единого налога является знаковой по многим параметрам. С введением этого налога предприятия и предприниматели попадают в более современную и здоровую правовую среду, что в свою очередь должно исключить серьезные  и налоговые нарушения.

Единый налог не всегда зависит от реального объема бизнеса, что при прочих равных условиях позволяет легализовать и в меньшей степени зависит от произвола чиновников и контролеров. Он позволяет упразднить малоэффективную работу налоговых органов по выездной и камеральной проверкам самой многочисленной группы налогоплательщиков по количеству и не столь значащей по объемам уплаченным налогов и сосредоточить усилия на других направлениях работ, и в частности проверке крупных и средних плательщиков.

Главной задачей, решение которой будет способствовать установлению справедливого (с точки зрения государства и предпринимателей) порядка определения величины налога, является создание корректирующей методики расчета временного дохода, которая должна учитывать как правовой статус предпринимателя, так и виды его деятельности.

Введение единого налога взамен нескольких существующих, ликвидации обязательности приобретения патента, простота расчета налога по результатам хозяйственной деятельности, охват всей совокупности малых предприятий упрощенным налогообложения, значительное сокращение операций бухгалтерского  учета позволит не только остановить сокращение численности малых предприятий, но и, по мнению предпринимателей, стать стимулирующим фактором для развития малого бизнеса.

Список литературы

1. Блескин А.Б. Единый налог на вмененный доход: Проблемы и пути совершенствования // Налоговый Вестник.-2001.-№10.-С.15-17.

2. Васильева А. Единый налог на вмененный доход  // Налоги.-2000.-             № 14.-С.4

3. Закон Кемеровской области №97-ОЗ «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности» от 27.11.2002.г.

4. Закон РФ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»  от 17.11.99г. № 2439

5. Козлова О.М. Применение упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства // Финансы.–2000.-№ 9.-С.26-28.

6. Малис Н.И. Левицкая А.И. Единый налог на вмененный доход – панацея от всех бед? // Финансы.–2001.-№ 2.–С.21-24.

7. Налоговый кодекс РФ от 01.02.2003г. – Новосибирск: Сиб. унив. из-во,2003.-592с.

8. Ракипова А.Л. Коэффициенты будут корректироваться // Налоговые известия.–2000.-№ 16 (29).-С.2.

9. Сорокин А.В. О едином налоге на вмененный доход // Налоговый вестник.-2001.-№ 7.-С.15-17.

10. Трубников А.А. Налогообложение индивидуальных предпринимателей в 2001 году // Бухучет.–2001.-№ 18.-С.30-35.