Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Особенности первичного размещения акций на фондовом

               рынке……………………………………………………………...5

           1.1. Разновидности рынков и их функции………………………...5 

           1.2. Разновидности обыкновенных акций…………………………9

Глава 2. Опыт российских компаний……………………………………13

          2.1. Формирование и развитие рынка ценных бумаг…………….13

          2.2. Структура рынка ценных бумаг и виды ценных бумаг……..18

          2.3. Совершенствование рынка ценных бумаг в Российской

                 федерации……………………………………………………...23

Заключение………………………………………………………………..26

Список литературы..……………………………………………………...28

Введение

Финансовый менеджмент представляет собой систему управления финансовыми ресурсами, обеспечивающую их рациональное привлечение и использование. Целью финансового менеджмента является разработка и реализация мер, направленных на достижение эффективной деятельности предприятия, увеличение прибыли при минимизации расходов, развитие его экономического потенциала, повышение конкурентоспособности, обеспечение финансовой устойчивости, оптимизацию структуры активов, привлечение источников финансирования.

Финансовый менеджмент предприятия включает разработку стратегической финансовой политики и ее реализацию на основе использования соответствующих методов, финансовых инструментов и практических приемов. Основой финансового менеджмента является финансовая стратегия, позволяющая финансовым службам осуществлять последовательные непротиворечивые меры исходя из согласованных краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных интересов предприятия.

Основным объектом финансового менеджмента являются финансовые потоки, связанные с непрерывным поступлением средств на расчетный и другие счета и с их расходованием, т. е. денежный оборот. Оборот денежного капитала сопряжен с процессом кругооборота всего капитала, формированием активов предприятий и источников их покрытия, дебиторской и кредиторской задолженностью, инвестициями, финансовыми операциями, взаимоотношениями с государственным бюджетом.

Основными источниками информации для проведения финансового менеджмента являются данные финансового учета – официальной бухгалтерской и статистической отчетности, показатели внутрихозяйственного производственного и финансового учета и анализа, материалы бизнес-плана, данные финансового законодательства и банковских организаций о налоговых и процентных ставках, информация товарных и финансовых бирж и статистических органов о производстве и реализации товаров, движении цен, об индексах и конъюнктуре рынка ценных бумаг и др. Эта информация обрабатывается финансовыми службами на основе закономерностей функционирования рыночного хозяйства, она образует информационную основу для финансового менеджмента.

В работе предполагается рассмотреть первичное размещение акций на фондовом российском рынке: опыт российских компаний.

Объект исследования – фондовый рынок.

Предмет исследования – особенности размещения акций на фондовом рынке: опыт российских компаний.

Цель исследования – изучить особенности размещения акций на фондовом рынке: опыт российских компаний.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть разновидности рынков и их функции; 

- рассмотреть разновидности обыкновенных акций;

- изучить формирование и развитие рынка ценных бумаг;

- определить структуру рынка ценных бумаг и виды ценных бумаг;

- рассмотреть совершенствование рынка ценных бумаг в Российской                  федерации.

Глава 1 Особенности первичного размещения акций на фондовом рынке

1.1. Разновидности рынков и их функции

В зависимости от времени и способа поступления ценных бумаг на рынок его можно разделить на первичный и вторичный.

Вторичный рынок (secondary market) – это обращение ранее выпущенных ценных бумаг; это совокупность всех активов купли-продажи или других форм перехода ценной бумаги от одного ее владельца к другому в течение всего срока существования ценной бумаги.

На первичном и вторичном рынках происходят разные процессы. На первичном рынке капиталы инвесторов путем купли-продажи ценных бумаг попадают в руки эмитента. На вторичном рынке происходит переход ценных бумаг от одних инвесторов к другим, а деньги за проданные ценные бумаги поступают их бывшим владельцам.

Другими словами операции на вторичном рынке происходят без участия эмитента и не оказывают непосредственного влияния на положение дел эмитента. Эмитенту все равно, в чьих руках находятся выпущенные им ценные бумаги, важным для него является лишь объем обязательств по ценным бумагам.

На вторичном рынке компании не получают финансовых ресурсов непосредственно, однако этот рынок является исключительно важным, поскольку дает возможность инвесторам при необходимости получить обратно денежные средства, вложенные в ценные бумаги, а также получить доход от операций с ними [4].

Возможность перепродажи ценных бумаг основана на том, что первоначальный инвестор свободен в своем праве владеть и распоряжаться ценными бумагами и может перепродать их другому инвестору. Существование вторичного рынка само по себе стимулирует деятельность первичного рынка.

В зависимости от форм организации совершения сделок с ценными бумагами можно выделить организованный и неорганизованный рынок.

Организованный рынок является рынком аукционного типа. Он характеризуется публичными гласными торгами, открытыми соревнованиями покупателя и продавца  с наличием механизма составления заявок и предложений о продаже, что может служить основанием для заключения сделок.

Неорганизованный рынок это обращение ценных бумаг без соблюдения единых для всех участников рынка правил. Торговля происходит стихийно, в контакте продавца и покупателя. Информация о совершенных сделках не фиксируется.

Внебиржевой рынок – это торговля ценными бумагами минуя фондовую биржу, сфера обращения ценных бумаг, не допущенных к котировке на фондовых биржах. На внебиржевом рынке размещаются также новые выпуски ценных бумаг. Внебиржевой рынок организуется дилерами, которые могут быть или не быть членами фондовой биржи.

Внебиржевой рынок может быть организованным и неорганизованным. Организованный внебиржевой рынок ценных бумаг проводится по телефону, телефаксу, компьютерным сетям. Он занимается главным образом ценными бумагами тех акционерных обществ, которые не имеют достаточного количества акций или доходов для того, чтобы зарегистрировать свои акции на бирже.

Биржевой рынок – это торговля ценными бумагами на фондовой бирже. Это всегда организованный рынок ценных бумаг, торговля на нем ведется строго по правилам биржи и только между биржевыми посредниками, которые отбираются среди всех других участников [5].

Участники рынка ценных бумаг – это физические лица или организации, которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчеты по ним, вступая между собой в определенные экономические отношения по поводу обращения ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг имеет ряд функций, которые условно можно разделить на две группы:

1) общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку;

2) специфические функции, которые отличают его от других рынков.

Общерыночные функции:

1. Коммерческая функция – функция получения прибыли от операций на данном рынке.

2. Ценовая функция – рынок обеспечивает процесс складывания рыночных цен, их постоянное движение.

3. Информационная функция – рынок производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участников.

4. Регулирующая функция – рынок создает правила торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля и управления.

Специфические функции:

1. Перераспределительная функция:

- перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;

- перевод сбережений, прежде всего населения, из непроизводительной в производительную форму;

- финансирование государственного бюджета на неинфляционной основе.

2. Функции страхования ценовых и финансовых рисков (хеджирование) [10].

Поскольку рынок ценных бумаг есть составная часть рынка вообще, то состав его участников может быть классифицирован в зависимости от той позиции, которую занимает участник на рынке по отношению к рынку. Существуют следующие основные группы участников рынка ценных бумаг в зависимости от их функционального назначения.

1. Инвесторы.

2. Эмитенты.

3. Саморегулируемые организации.

4. Профессиональные участники рынка ценных бумаг (организации, обслуживающие рынок).

Инвестор – лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве. В качестве инвесторов на российском рынке ценных бумаг выступают практически все категории субъектов рынка от физических лиц до государства. Всех инвесторов обычно делят:

1) по стране происхождения (инвесторы – резиденты и иностранные инвесторы – нерезиденты);

2) по методам получения дохода (инвесторы, осуществляющие прямые инвестиции и инвесторы, осуществляющие портфельные инвестиции).

Эмитент – это юридическое лицо, органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

Саморегулируемыми организациями в мировой практике признаются предпринимательские ассоциации, добровольные объединения, устанавливающие для своих членов формальные правила в ведении бизнеса.

В настоящее время на российском рынке ценных бумаг действуют две крупные саморегулируемые организации – Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) и Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРАД).

Профессиональные участники рынка ценных бумаг – это юридические лица, в том числе кредитные организации (банки и небанковские организации), а также физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют виды деятельности на рынке ценных бумаг [15].

1.2. Разновидности обыкновенных акций

Акция – это ценная бумага без установленного срока обращения, являющаяся свидетельством о внесении пая и дающая право ее владельцу получения части прибыли в виде дивиденда. Из данного определения можно вывести следующие свойства акций:

1) отсутствие конечного срока погашения (негасимая ценная бумага);

2) ограниченная ответственность (акционер не отвечает по обязательствам акционерного общества);

3) неделимость акции;

4) держатель акции является совладельцем акционерного общества;

5) акции могут распределяться и консолидироваться.

В зависимости от порядка владения акции могут быть именными и на предъявителя.

Именные акции принадлежат определенному юридическому или физическому лицу, регистрируются в книге собственников и выпускаются в крупных купюрах.

Предъявительские акции – это акции без указания имени владельца. Выпускаются в мелких купюрах для привлечения средств широких масс населения [2].

В зависимости от типа Акционерного общества акции могут быть открытого акционерного общества и закрытого акционерного общества.

Акции открытого акционерного общества могут продаваться их владельцами без согласия других акционеров этого общества.

При реализации акций закрытого акционерного общества другие акционеры имеют право на их приобретение.

В зависимости от степени полноты предоставляемых своим владельцам прав акции делят на обыкновенные и привилегированные.

Обыкновенные акции являются самым распространенным видом акций. Держатели таких акций могут:

- голосовать на собрании акционеров;

- в любое время продавать свои акции другому;

- покупать дополнительные выпуски акций;

- получать дивиденд, размер которого зависит от прибыли акционерного общества;

- при ликвидации акционерного общества получить долю имущества, которое останется после удовлетворения претензий кредиторов и владельцев привилегированных акций.

Привилегированная акция не дает права голоса при участии на общем собрании акционеров, а привилегии владельца такой акции заключаются в том, что при ликвидации акционерного общества в первую очередь после удовлетворении претензий кредиторов будут удовлетворены претензии владельцев привилегированных акций, а дивиденды выплачиваются в первую очередь владельцам привилегированных акций. Выпуск привилегированных акций дает возможность акционерным обществам привлечь необходимые капиталы и в то же время позволяет владельцам обыкновенных акций сохранить контроль над компанией [7].

В зависимости от отражения в Уставе, акции подразделяются на размещенные и объявленные.

Размещенные – это акции, уже приобретенные акционерами.

Объявленные – это акции, которые акционерное общество может выпустить дополнительно к размещенным акциям [6].

В мировой практике известны различные виды привилегированных акций:

1) кумулятивные, подлежащие выкупу в предусмотренное время;

2) конвертируемые, с плавающей ставкой дивиденда.

Кумулятивность начисления и выплаты дивидендов означает, что в случае, если прибыли текущего года недостаточно для выплаты дивидендов по привилегированным акциям, невыплаченная сумма аккумулируется и подлежит выплате в последующие годы в первоочередном порядке по отношению к выплате дивидендов владельцам обыкновенных акций.

Плавающая ставка может означать, например, возможность повышения суммы процентов, выплачиваемых по привилегированным акциям до размера дивидендов по обыкновенным акциям, если величина последних установлена на более высоком уровне.

Различают привилегированные акции нескольких типов: тип А, тип Б, Золотая коллекция. Акции типа А и Б применяются в процессе приватизации государственных предприятий и реализуются по закрытой подписке. Акции типа Б выпускаются в счет доли уставного капитала, держателем которого выступает фонд имущества. В момент продажи фондом имущества таких акций в процессе приватизации они автоматически конвертируются в обыкновенные акции в соотношении один к одному.

Золотые акции выпускаются в процессе приватизации некоторых видов предприятий с целью недопущения их перепрофилирования и дают ее владельцу на срок до трех лет право «вето» при принятии собранием акционеров решений о внесении изменений и дополнений в устав акционерного общества, его реорганизации и ликвидации, продаже и отчуждении иными способами его имущества, передаче в залог или аренду и др. При продаже и отчуждении Золотая акция конвертируется в обыкновенную акцию, а особые права, предоставленные ее владельцу, прекращаются.

В процессе приватизации могут выпускаться также акции трудового коллектива и акции предприятия: первые распространяются исключительно среди работников данного предприятия, вторые – среди других юридических лиц. Эти акции не дают держателям право на участие в управлении предприятием, не меняют правового положения и формы собственности предприятия, выпустившего их, и по существу являются лишь средством мобилизации дополнительных финансовых ресурсов [3].

Глава 2 Опыт российских компаний

2.1. Формирование и развитие рынка ценных бумаг

Несмотря на определенные трудности формирования рынка ценных бумаг в 1991 и 1992 гг. были сделаны определенные шаги к его созданию и развитию. Прежде всего это касается фондовых бирж и фондовых отделов товарных бирж.

По существу весь ограниченный поток ценных бумаг предприятий, банков и других учреждений устремился на фондовые биржи, фондовые отделы товарных бирж. Однако первоначальному этапу создания рынка фондовых ценностей должна была предшествовать более широкая приватизация государственной собственности, что позволило бы создать акционерные общества и таким образом наполнить рынок ценных бумаг акциями и облигациями предприятий. По существу же это наполнение осуществлялось в основном за счет акций коммерческих банков и так называемых финансовых инструментов [12].

В результате этого произошло определенное искажение понятия рынка ценных бумаг в России, и в частности, в деятельности фондовой биржи в общепринятом понимании. Торговля ценными бумагами в 1991-1992 гг. не стала основным видом деятельности фондовых бирж Российской Федерации, поскольку ведущее положение на них заняли не акции и облигации предприятий, а финансовые инструменты за счет расширения их номенклатуры. Так в 1992 г. на Московской центральной фондовой бирже (МЦФБ) при покупке и продаже преобладали опционы, депозитные, сберегательные и инвестиционные сертификаты. При этом происходило нарастание стоимости выпускаемых и предложенных ценных бумаг, которое составило 30 млрд. руб., а с учетом предложения кредитных ресурсов – 33 млрд. руб.

Однако из предложенных 30 млрд. руб. куплено было ценных бумаг всего на сумму 52,1 млн. руб. Биржевая торговля на МЦФБ на 90-95% в 1992 г. держалась в основном на купле-продаже кредитных ресурсов.

Таким образом, фондовая биржа выполняла в основном не свойственные ей функции. В результате увеличения процентной ставки Центрального банка на 50%, а затем до 80% повысились процентные ставки коммерческих банков и соответственно за кредитные ресурсы на биржах. Однако денежные ресурсы, предложенные на бирже, носили исключительно краткосрочный характер. Поэтому заемщики не могли использовать эти средства для долгосрочных инвестиционных программ [1].

Эта тенденция характерна для всех действующих в РФ фондовых бирж. В основе таких искажений несколько причин:

1. На начальной стадии формирования рынка ценных бумаг ценные бумаги (в основном акции) и сами акционерные общества не отвечали общепринятым международным стандартам. К концу 1992 г. официально зарегистрированных акционерных компаний в России было всего 10%, тогда как остальные находились по существу на нелегальном положении.

2. Около 90% акций были эмитированы с нарушением закона, включая правила эмиссии и публичной ответственности.

3. В ряде случаев происходило принудительное акционирование, под которое попадали планово-убыточные предприятия.

В результате взаимодействия всех этих факторов доверие различных инвесторов к выпущенным акциям существенно снижалось, что и определило небольшой объем сделок. Кроме того, использование МЦФБ и рядом других бирж метода листинга, т. е. предпродажной проверки акций на обеспеченность активами, вызвало значительный отток акций с рынка.

Основной поток выпуска акций на фондовые биржи России обеспечивали коммерческие банки, так как они раньше других юридических лиц, действующих на рынке, начали осуществлять акционирование. За коммерческими банками следовали страховые, инвестиционные и торговые компании. Однако сравнительно небольшое количество этих компаний давало довольно слабый приток ценных бумаг на биржу [14].

Несмотря на всю противоречивость деятельности биржевого рынка ценных бумаг следует признать, что фондовая биржа уже на начальной стадии стала барометром экономической и политической жизни в стране.

Другим позитивным моментом развития рынка ценных бумаг явилось увеличение объема операций фондовых бирж и фондовых отделов товарных бирж.

Положительной стороной становления российского рынка ценных бумаг являются рост профессионализма кадров фондовых бирж и брокерских компаний, освоение новых видов ценных бумаг, а также улучшение технической оснащенности фондовых бирж, что необходимо для повышения эффективности их работы. Так, создание электронных систем на биржах позволяло следить за операциями по 14 параметров.

На некоторых биржах созданы расчетно-клиринговые центры, способные хранить акции не только в бумажной, но и безбланковой форме, в качестве запасной дискеты на ЭВМ как банк данных.

Большое внимание биржи уделяли оценке или листингу инвестиционных качеств ценных бумаг, повышая требования к эмиссиям и организации публичной отчетности акционерных компаний. Четыре наиболее крупные фондовые биржи – Московская центральная, Московская международная, Санкт-Петербургская и Сибирская использовали листинг, т. е. производили предпродажную проверку акций на предмет обеспеченности реальными активами.

Положительной стороной деятельности российского рынка ценных бумаг явилось установление контактов и кооперативных связей российских бирж с крупнейшими фондовыми биржами США, Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Эти связи использовались прежде всего для изучения опыта функционирования фондовых бирж этих стран [11].

Были созданы также государственные органы, регулирующие деятельность рынка ценных бумаг: Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ, в состав которой вошли представители фондовых бирж, специалисты ЦБР и Минфина, Антимонопольного комитета и Госкомимущества.

Сами биржи создали консультативно-координационный орган – Федерацию фондовых бирж, которая объединяет фондовые биржи и фондовые отделы всех регионов Российской Федерации.

Таким образом, в России в начале 90-х гг. были сделаны первые шаги в организации рынка ценных бумаг. Постепенно возрастают операции фондовых бирж. Однако российский рынок ценных бумаг на первом этапе не превратился в важный инструмент по мобилизации капиталов, необходимый как для реорганизации экономики в целом, так и для финансирования предприятий с целью внедрения новых технологий и повышения эффективности управления производством и мотивации труда. Именно это его отличало от рынков ценных бумаг западных стран.

Одной из новых особенностей становления рынка ценных бумаг в РФ явился массовый выпуск в 1992 г. нового вида ценных бумаг – государственных приватизационных чеков, рассчитанных на все 150-млн. население, с целью вложить их в акции акционируемых предприятий приватизируемой постепенно государственной собственности. Таким образом, все население согласно проекту Правительства должно было стать собственниками и в дальнейшем получать дивиденды на свои вложения в акции. Однако сам выпуск этих ценных бумаг и цели, поставленные перед ними, носили противоречивый характер. Прежде всего эти ценные бумаги не отражали полной стоимости национального имущества, так как их выпуск был осуществлен после либерализации цен, которая привела к раскручиванию инфляционной спирали [12].

К настоящему времени можно считать, что рынок ценных бумаг в РФ сформировался и продолжает развиваться дальше.

Наиболее активное его расширение происходило в 1993-1994 гг. и продолжалось в 1995-1996 гг. Новым аспектом финансового рынка стали появление новых видов ценных бумаг, работа новых кредитно-финансовых учреждений на рынке ценных бумаг и изменение структуры рынка ценных бумаг, а также первые крупные махинации и мошенничество. Таким образом на рынке появились четыре новых вида ценных бумаг, которые следует проанализировать и оценить их перспективы на будущее.

1. Ряд крупных предприятий, которые прошли акционирование, стали выпускать свои облигации для финансирования целевых проектов по созданию новой конкурентной продукции (Автоваз, Камаз и ряд других крупных акционерных обществ создали специальные подразделения для реализации своих облигаций).

2. Другой ценной бумагой, которая получила дальнейшее развитие, был выпуск государственных краткосрочных облигаций (ГКО). Главное их назначение – покрытие дефицита федерального бюджета.

3. Новой ценной бумагой стал золотой сертификат, содержащий 10 кг золота с пробой 0,9999. Однако его движение и развитие не были столь активными из-за высокой номинальной стоимости, поэтому для большинства юридических лиц он был недоступен.

4. Другим новым элементом развития рынка ценных бумаг было появление и бурное развитие инвестиционных фондов, финансово-промышленных компаний и частных пенсионных фондов.

Если в 1991-1992 гг. рынок был представлен в основном фондовыми биржами, то к концу 1994 г. сложился первичный (внебиржевой) рынок. Особенность первичного рынка состояла в реализации через метросеть, почту и непосредственно фондовые магазины выпускаемых ценных бумаг.

Основным видом ценных бумаг продолжают оставаться государственные ценные бумаги. Недостаток рынка состоит в том, что на нем нет юридических посредников – в лице солидных брокерских фирм или инвестиционных банков, а также его аморфности. Поэтому рынок ценных бумаг на сегодняшний день носит неполноценный характер. Основная причина – отсутствие его законодательного регулирования со стороны Правительства [8].

      

2.2. Структура рынка ценных бумаг и виды ценных бумаг

Создание рынка ценных бумаг в России проходило достаточно сложно и противоречиво. Наполнение рынка ценными бумагами осуществлялось медленно из-за отставания процесса приватизации. Низкие профессиональные качества эмитентов и инвесторов, нарастание спекулятивно-мошеннических операций, отсутствие эффективного регулирования со стороны исполнительной и законодательной властей, наличие слабой законодательно-правовой базы существенно замедляли и затрудняли процесс создания рынка ценных бумаг.

Процесс формирования рынка ценных бумаг занял около пяти лет и к настоящему времени сложилась следующая его структура (таблица 1):

На первичном рынке ценных бумаг осуществляется продажа всех существующих видов ценных бумаг, акций и облигаций предприятий и компаний, краткосрочных государственных ценных бумаг, облигаций государственного валютного займа, финансовых инструментов (различных сертификатов, выпускаемых банками, векселей).

 

                                                                                                         Таблица 1

Структура рынка ценных бумаг в России

Первичный рынок

Вторичный рынок

Рынок акций

Рынок облигаций

Рынок государственных

краткосрочных облигаций (ГКО)

Рынок государственного

сберегательного займа (ОГСЗ)

Рынок облигаций федерального займа (ОФЗ)

Рынок облигаций валютного займа

Рынок казначейских обязательств

Рынок финансовых инструментов

Рынок золотого сертификата

Фондовые биржи

Фондовые отделы товарных бирж – ранее выпущенные акции и финансовые инструменты

Реализация на первичном рынке осуществляется через фондовые магазины, а также действующую систему посредников: брокеров и коммерческие банки [12].

Вторичный рынок – фондовые биржи и фондовые отделы товарных бирж осуществляют перепродажу ранее выпущенных ценных бумаг. Однако вторичный биржевой рынок в России имеет специфическую особенность: в ряде случаев он продолжает частично выступать и как первичный рынок, принимая на себя новые элементы ценных бумаг. Это объясняется тем, что сам первичный рынок еще недостаточно сформировался, российские фондовые биржи обладают большим опытом.

На фондовых биржах России и фондовых отделах товарных бирж концентрируются для перепродаж в основном акции и финансовые инструменты (сертификаты, опционы и фьючерсы, векселя).

В настоящее время в Российской Федерации функционируют и обращаются следующие виды ценных бумаг:

1. Акции компаний и предприятий, кредитно-финансовых институтов (именные, на предъявителя, обыкновенные (простые) и привилегированные).

2. Облигации компаний и предприятий, банков, которые рассчитаны на заимствование дополнительных денежных средств для финансирования целевых проектов.

3. Государственные краткосрочные облигации (ГКО), выпускаемые Минфином РФ для финансирования государственных расходов и покрытия дефицита федерального бюджета.

4. Казначейские обязательства (КО), эмитируемые Минфином РФ для урегулирования задолженностей предприятий и налоговых выплат.

5. Облигации валютного займа, выпускаемые Правительством РФ по линии Внешэкономбанка для выплаты валютных платежей по замороженным ранее валютным счетам физических и юридических лиц.

6. Полуценные или квазиценные бумаги (приватизационный чек, или ваучер), действовавший на рынке со 2 октября 1992 г. по 1 июля 194 г.

7. Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), выпускаемые Правительством РФ с 1995 г. для покрытия дефицита бюджета.

8. Облигации федерального займа (ОФЗ), выпускаемые с 1995 г. для финансирования бюджетного дефицита.

9. Финансовые инструменты, выпускаемые банками:

- сберегательный сертификат;

- инвестиционный сертификат;

- депозитный сертификат.

10. Финансовые инструменты фондовой биржи:

- опцион – продажа права на покупку или приобретение ценных бумаг;

- фьючерсы – заключение срочного контракта по ценным бумагам из расчета изменения их курса [9].

Как следует из этой классификации, существуют сравнительно разнообразные виды ценных бумаг, что свидетельствует о наличии различных сфер вложения для юридических и физических лиц.

Однако на рынке ценных бумаг преобладала непроизводственная сфера, что подтверждают следующие данные (таблица 2):

                                                                                                         Таблица 2

Доля эмитентов на рынке ценных бумаг

Эмитенты

Доля эмитентов (%)

Биржи

32

Промышленные компании

27

Банки

18

Инвестиционные компании

15

Торговые дома и фирмы

8

Всего:

100

При этом 85-90% выпущенных ценных бумаг имели низкие инвестиционные качества и лишь 20-30% отвечали минимальным инвестиционным стандартам. Среди эмитентов на рынке промышленные компании и предприятия занимали всего 27%, а 72% приходилось на различные биржи, банки, инвестиционные компании и торговые дома. Несмотря на трудности развития рынка ценных бумаг, общая капитализация (курс ценных бумаг * на количество ценных бумаг) составила в 1994 г. 30 млрд. долл., или 150 трлн. руб. без учета ГКО, а с ними – до 40 млрд. долл., или 200 трлн. руб. (исходя из курса 1 долл. – 5 тыс. руб.). По объему капитализации в 1994 г. Россия превзошла такие страны, как Дания, Норвегия и Израиль.

Важным аспектом развития рынка ценных бумаг явилось увеличение доли вложения населения в ценные бумаги с 1% в 1992 г. до 12-15% в 1994 г. и 16-19% в 1995 г. от общего объема вложений в ценные бумаги.

При этом доля иностранных вложений в российские ценные бумаги, исключая государственные, пока остается низкой. Так, по некоторым оценкам, в 1994 г. она составляла 2-2,5 млрд. долл. [12]

Российский рынок ценных бумаг продолжает оставаться противоречивым:

1) на фондовой бирже действуют старые финансовые инструменты, кредиты, ваучеры, акции;

2) несмотря на определенное движение вперед рынок не обеспечивает финансирование экономики, так как идет продажа и перепродажа, игра на курсовой разнице;

3) инфляция продолжает обесценивать рынок в целом и сдерживает его развитие;

4) рынок не отражает состояние экономики;

5) рынок не ведет к созданию новой волны обогащения: первая волна – образование коммерческих банков, вторая – развитие рынка ценных бумаг, где продолжается не мобилизационный, а спекулятивный поток;

6) развитию рынка мешают кризис платежей и разрыв хозяйственных связей, что делает проблематичным вложения в ценные бумаги как отечественного, так и иностранного капитала [13].

2.3. Совершенствование рынка ценных бумаг в Российской Федерации

В настоящее время рынок ценных бумаг РФ является еще довольно аморфным. Нет пока четкого разграничения между первичным и вторичным, биржевым рынком. Представлен он в основном фондовыми и товарными биржами, которые поглощают основной поток частных ценных бумаг.

Развитие первичного рынка ценных бумаг в структуре всего рынка возможно лишь при развитии следующих условий:

1) более широкой и активной приватизации предприятий, компаний и ассоциаций;

2) создание посредников – инвестиционных банков и брокерских фирм, которые могли бы осуществлять посредническую функцию между эмитентами и покупателями так, как это принято в мировой практике, в частности США, Канаде, Англии, Японии;

3) более широкой реализации облигаций компаний и предприятий. На Западе основная часть финансирования (70-90%) рынка ценных бумаг осуществляется за счет выпуска облигаций корпораций и компаний. Именно первичный рынок там базируется на облигациях, а главным посредником размещения являются инвестиционные банки. Такой рынок в Российской Федерации почти отсутствует;

4) главным институтом размещения облигаций на первичном рынке должны стать инвестиционные банки. Хотя в РФ в 1991-1992 гг. и появились инвестиционные банки, но подлинной своей сущности они не отражают. Характерная черта этих банков – функция долгосрочного кредитования, а не посредничество при размещении ценных бумаг [14].

В мировой практике сложилось два типа инвестиционных банков: специализирующиеся на размещении ценных бумаг (США, Канада, Англия, Япония); специализирующиеся на предоставлении среднесрочных и долгосрочных кредитов (страны Западной Европы и развивающиеся страны). Но в условиях интернационализации производства и капиталов многие инвестиционные банки в зависимости от специфики государственного регулирования на национальных рынках ценных бумаг осуществляют и тот, и другой вид операций.

Фондовые биржи также нуждаются в определенных структурных изменениях, в значительной степени зависящих от массы поступления ценных бумаг. Не следует забывать, что биржа – вторичный рынок, на котором покупаются и продаются, как принято в мировой практике, ценные бумаги старых выпусков, т. е. уже прошедших через первичный рынок. В России новые выпуски ценных бумаг (в основном акции) продолжают поступать на фондовые и товарные биржи, минуя и не образуя таким образом первичный рынок.

Как показывает мировая практика, фондовые биржи в основном специализируются на «переработке» старых выпусков ценных бумаг, в основном акций, хотя через них проходит определенное количество также частных и государственных облигаций. В то же время на фондовых биржах (в основном континентальной Западной Европы) реализуются новые выпуски акций. Однако это объясняется прежде всего огромным объемом эмитируемых ценных бумаг [10].

Следует отметить, что фондовые биржи имеют несколько рынков. В будущем при условии создания как крупного акционированного корпоративного сектора, так и мелкого акционированного сектора в российской экономике могут возникнуть несколько рынков внутри самих фондовых бирж. Акции мощных и крупных российских компаний и предприятий будут котироваться на основном рынке биржи, а ценные бумаги средних и мелких компаний, в зависимости от их финансового состояния, - на вторичном и третичном рынках из-за низкой конкурентоспособности этих ценных бумаг.

Главная причина отсутствия такой структуры фондовой биржи РФ – пока еще низкие объемы выпуска ценных бумаг, а также нехватка наличия их различных классификаций и модификаций по сравнению с ценными бумагами западных стран. Эти же причины в определенной степени определяют и отсутствие в структуре рынка ценных бумаг РФ такого внебиржевого рынка, как уличный рынок (или рынок через прилавок).

Другая негативная сторона существующего рынка ценных бумаг в России – отсутствие эффективной его законодательно-правовой базы, который продолжает функционировать на основании 14 инструкций, выпущенных Минфином от имени Правительства. Практически рынок ценных бумаг действовал почти пять лет, однако полноценного закона о ценных бумагах и бирже не было. Закон о ценных бумагах был принят Государственной Думой только 20 марта 1996 г.

Наличие относительно рыхлого законодательного регулирования привело к серьезным мошенничествам в 1993-1994 гг., что вынудило преобразовать Комиссию по ценным бумагам при Президенте РФ в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг при Правительстве РФ.

Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг преобразована в Государственный Комитете РФ по рынку ценных бумаг.

В 1995-1996 гг. на рынке ценных бумаг преобладали государственные ценные бумаги. В перспективе их значение, так же, как и займов местных органов самоуправления, возросло наряду с повышением роли корпоративных ценных бумаг (акций, облигаций и других инструментов финансового рынка) [12].

 

Заключение

В зависимости от времени и способа поступления ценных бумаг на рынок его можно разделить на первичный и вторичный.

На первичном и вторичном рынках происходят разные процессы. На первичном рынке капиталы инвесторов путем купли-продажи ценных бумаг попадают в руки эмитента. На вторичном рынке происходит переход ценных бумаг от одних инвесторов к другим, а деньги за проданные ценные бумаги поступают их бывшим владельцам.

На начальной стадии формирования рынка ценных бумаг ценные бумаги (в основном акции) и сами акционерные общества не отвечали общепринятым международным стандартам. В ряде случаев происходило принудительное акционирование, под которое попадали планово-убыточные предприятия.

Основной поток выпуска акций на фондовые биржи России обеспечивали коммерческие банки, так как они раньше других юридических лиц, действующих на рынке, начали осуществлять акционирование. За коммерческими банками следовали страховые, инвестиционные и торговые компании. Однако сравнительно небольшое количество этих компаний давало довольно слабый приток ценных бумаг на биржу.

Положительной стороной становления российского рынка ценных бумаг являются рост профессионализма кадров фондовых бирж и брокерских компаний, освоение новых видов ценных бумаг, а также улучшение технической оснащенности фондовых бирж, что необходимо для повышения эффективности их работы.

Создание рынка ценных бумаг в России проходило достаточно сложно и противоречиво. Наполнение рынка ценными бумагами осуществлялось медленно из-за отставания процесса приватизации.

На первичном рынке ценных бумаг осуществляется продажа всех существующих видов ценных бумаг, акций и облигаций предприятий и компаний, краткосрочных государственных ценных бумаг, облигаций государственного валютного займа, финансовых инструментов (различных сертификатов, выпускаемых банками, векселей).

Российский рынок ценных бумаг продолжает оставаться противоречивым:

во-первых, на фондовой бирже действуют старые финансовые инструменты, кредиты, ваучеры, акции;

во-вторых, несмотря на определенное движение вперед рынок не обеспечивает финансирование экономики, так как идет продажа и перепродажа, игра на курсовой разнице;

в-третьих, инфляция продолжает обесценивать рынок в целом и сдерживает его развитие;

в-четвертых, рынок не отражает состояние экономики;

в-пятых, рынок не ведет к созданию новой волны обогащения: первая волна – образование коммерческих банков, вторая – развитие рынка ценных бумаг, где продолжается не мобилизационный, а спекулятивный поток;

в-шестых, развитию рынка мешают кризис платежей и разрыв хозяйственных связей, что делает проблематичным вложения в ценные бумаги как отечественного, так и иностранного капитала.

Список литературы

1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000.-483с.

2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 1997.-384с.

3. Баранов Э.А., Хмыз О.В. Рынки: валютные и ценные бумаги. – М.: Экзамен, 2001.-608с.

4. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. - М.: Финансы и статистика, 1997.-800с.

5. Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организации (предприятий). – М.: Финансы и статистика, 2005.-523с.

6. Галицкая С.В. Денежное обращение. Кредит. Финансы. – М.: Международные отношения, 2002.-272с.

7. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2000.-512с.

8. Крушвиц Лутц Финансирование и инвестиции. – СПб.: Питер, 2000.-400с.

9. Маренков Н.Л. Ценные бумаги. Серия «Высшее образование». Москва: Московский экономико-финансовый институт. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003.-608с.

10. Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. – М.: Перспектива, 1995.-458с.

11. Мышкин Ф. Экономическая теория банковского дела и финансовых рынков. – М.: Аспект Пресс, 1999.-820с.

12. Финансы: Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.-479с.

13. Финансовый менеджмент / Под ред. Е.С. Стояновой. – М.: Перспектива, 1998.-656с.

14. Шим Джей К., Сигель Джоэл Финансовый менеджмент. – М.: Филинъ, 1997.-400с. 

15. Щербина А.В. Финансы организации / А.В. Щербина. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.-506с.