Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Потребительский комплекс региона и альтернативные
возможности его развития………………………………………….5
1.1. Понятие потребительского комплекса региона………………...5
1.2. Механизм регулирования потребительского рынка…………..10
Глава 2. Повышение конкурентоспособности потребительских
товаров……………………………………………………………..14
2.1. Проблемы повышения качества продукции…………………...14
2.2. Пути повышения конкурентоспособности товаров…………...16
Заключение…………………………………………………………………..19
Список литературы………………………………………………………….20
Приложение 1………………………………………………………………..21
Приложение 2………………………………………………………………..22
Приложение 3………………………………………………………………..23
Введение
В настоящее время сложились необходимые предпосылки для перехода к новому этапу реформирования экономики, который в большей степени, чем предшествующий этап, будет развернут на социальный аспект жизни общества, на повышение качества жизни населения. Качество жизни не только в теории, но и на практике должно стать своеобразным интегральным показателем эффективности действий в любых сферах жизни общества.
На первоначальном этапе реформ трудно было ожидать, по вполне объективным причинам, реализации в практической жизни прямой взаимосвязи между мероприятиями в сфере реформирования экономики и позитивными результатами, полученными в связи с этим в плане качества жизни населения. Теперь же ситуация изменилась к лучшему. Отсюда ясно, что в сложившихся ныне условиях новый этап реформирования экономики как раз и должен «сработать» именно на человека, на повышение качества его жизни.
Конечно, речь пока не идет о каком-то весьма существенном улучшении жизни, для этого необходимо существенно нарастить, прежде всего, финансовый и экономический потенциал Кузбасса. Однако для постепенного, плавного повышения качества жизни населения области, предпосылки уже есть. И они должны быть в обязательном порядке задействованы на нынешнем этапе реформирования экономики региона. В свою очередь, в целях их реализации должна быть решена ключевая на данный момент задача – обеспечения региона необходимыми финансовыми ресурсами и их рационального использования для решения приоритетных проблем.
В работе предполагается рассмотреть спрос и предложение потребительских товаров в Кузбассе.
Объект исследования – потребительский рынок.
Предмет исследования – спрос и предложение потребительских товаров в Кузбассе.
Цель исследования – изучить особенности спроса и предложения потребительских товаров в Кузбассе.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие потребительского комплекса региона;
- изучить механизм регулирования потребительского рынка;
- рассмотреть проблемы повышения качества продукции;
- определить пути повышения конкурентоспособности товаров.
Глава 1 Потребительский комплекс региона и альтернативные возможности его развития
1.1. Понятие потребительского комплекса региона
Потребительский комплекс Кузбасса включает в себя сельское хозяйство, пищевую промышленность, легкую, а также совокупность различных предприятий, обеспечивающих функционирование потребительского комплекса.
Потребительский комплекс – главный поставщик продуктов питания, одежды, предметов быта и т. д. для личного потребления работников всех без исключения отраслей промышленности, транспорта, связи, строительства, в том числе и отраслей, входящих непосредственно в этот комплекс. Поэтому нельзя преуменьшать роль и место потребительского комплекса экономики региона в создании изначальных условий ее эффективного функционирования.
Как показывает анализ региональной экономической литературы, традиционно считалось, что поскольку Кузбасс является крупнейшим промышленным регионом страны, то потребительский комплекс носит вспомогательный характер и реально не может обеспечить полностью потребности населения в хлебопродуктах, мясопродуктах, молокопродуктах, продуктах растениеводства, одежде, предметах быта.
Так дело обстояло и на практике, в реальной жизни. Кузбасс по целому ряду продуктов питания, одежды, предметов быта являлся ввозящим регионом. Доля сельского хозяйства в обеспечении потребностей региона по мясу, молоку, овощам составляет 50-60%.
Переход к рыночной экономике потребовал критического осмысления и оценки сложившегося отношения к потребительскому комплексу региона, поскольку именно в нем таилась и таится совокупность различных причин, тормозящих осуществление радикальных экономических преобразований в Кузбассе [3].
Во-первых, сразу же следует отметить, что потребительский комплекс Кузбасса имеет наибольшую степень деформации. Протекающий в нем в настоящее время кризис носит наиболее острый и болезненный характер, что является результатом отношения к нему на основе «остаточного принципа» и недооценки его роли и места в обеспечении эффективного развития экономики Кузбасса.
Во-вторых, как показала практика, в особенности последних лет, значительная удаленность Кузбасса от поставщиков продуктов питания и потребительских товаров делает невыгодным поставку целого ряда продовольственных и непродовольственных товаров из других регионов из-за значительной величины транспортной составляющей.
В настоящее время складывается такая ситуация, когда цены на продукты питания в регионе значительно выше, чем в Новосибирской, Омской областях, Алтайском крае. Высокие цены вызывают автоматический рост заработной платы, что в свою очередь, сопровождается ростом издержек производства, себестоимости и, в конечном итоге, более высокими ценами предложения на промышленные товары.
Налицо весьма тревожное положение, когда неудовлетворительное состояние потребительского комплекса, его неразвитость бумерангом бьет и ставит на колени практически все отрасли промышленности, порождает изначально (по фактору заработной платы) высокую себестоимость и низкую конкурентоспособность многих видов продукции промышленности региона [5].
Осталась забытой известная еще со времен Ф. Кенэ, А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса истина о том, что владельцы крупных промышленных фабрик (первое подразделение) для того, чтобы снизить издержки производства, а значит, себестоимость продукции, стремились снизить стоимость продуктов питания, предметов потребления, создаваемых во втором подразделении.
Именно это подразделение, поставляя дешевые продукты питания, одежду для рабочих первого подразделения, может обеспечивать снижение стоимости их жизни, а следовательно, себестоимость промышленной продукции и цену предложения. В итоге промышленная продукция, производимая в первом подразделении, по ценовому фактору может становиться конкурентоспособной и находить в связи с этим соответствующие рынки сбыта.
В-третьих, на протяжении целого ряда десятилетий многие отрасли сельского хозяйства, некоторые виды продукции пищевой, легкой промышленности являлись дотационными. Это, с одной стороны, порождало безразличное отношение к нововведениям, снижению издержек производства, обеспечению его более высокого уровня организации у тех, кто получал дотации.
С другой стороны, складывалось твердое нежелание и безразличие к повышению эффективности производства у промышленников, за счет перераспределения прибыли которых содержались дотационные сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия.
В-четвертых, практически почти все отрасли потребительского комплекса имеют основные производственные фонды высокой степени физического и морального износа, в то время как в Кузбассе отсутствуют в машиностроительной промышленности предприятия, производящие необходимые им машины и оборудование. К этому следовало бы добавить, что научно-технический прогресс в этой сфере развивается крайне неудовлетворительными темпами.
В-пятых, как в сельском хозяйстве, так и в пищевой промышленности имеют место значительные потери сельскохозяйственной продукции. Так, потеря овощей составляет до 40 и более процентов, зерновых до 30 процентов. Отсутствуют технологии по глубокой, многостадийной переработке сельскохозяйственной продукции. Отсюда степень ее готовности к потреблению весьма низкая.
В-шестых, в настоящее время связывают инициативу сельскохозяйственных предприятий, фермеров предприятия-монополисты по переработке сельскохозяйственной продукции: молококомбинаты, мясокомбинаты, которые по низким закупочным ценам скупают сельскохозяйственное сырье, реализуя его по высоким ценам и аккумулируя у себя львиную долю прибыли [3].
Для того, чтобы более глубоко разобраться в деформациях отраслей потребительского комплекса, необходимо обратиться к детальному рассмотрению и оценке их состояния в настоящее время.
Базовой отраслью потребительского комплекса является сельское хозяйство, а его логическим продолжением является пищевая промышленность.
В состав агропромышленного комплекса области входят 272 крупных сельскохозяйственных предприятия, из которых реорганизовано 237 хозяйств. С начала 1992 года в сельском хозяйстве Кузбасса начался процесс перехода предприятий на новые формы собственности. Создано 53 сельскохозяйственных кооператива, 58 товариществ, 25 акционерных обществ, 19 объединений крестьянских хозяйств, 75 предприятий сохранили статус колхоза или совхоза.
В селе продолжается формирование фермерского сектора путем передачи крестьянам земли имущества в собственность. За ними закреплено 111 тысячи га земли, 65 тысяч га пашни, тракторы, почвообрабатывающая и уборочная техника, автотранспорт.
В ходе реорганизации колхозов и совхозов образовано 3139 крестьянских (фермерских) хозяйств. Однако резкое ухудшение финансового и материально-технического обеспечения, неорганизованность кредитного дела, дороговизна машин, горючего, удобрений привели к замедлению темпов образования фермерских хозяйств.
В 1994 году было образовано 297 хозяйств, против 734 в 1993 году, 296 прекратили свою деятельность.
Период 1989-1994 годов в развитии сельского хозяйства характеризуется спадом производства основных видов сельскохозяйственной продукции, а также продукции животноводства [2].
Прежде всего, это снижение поголовья скота. Поголовье крупного рогатого скота сократилось на 198 тыс. голов, коров – на 62,4 тыс. голов, свиней – на 178,4 тыс. голов, птицы – на 2959 тыс. голов. Сказались также крайне неблагоприятные условия в ряде районов области в сочетании с сокращением объемов работ по внесению минеральных и органических удобрений.
Наконец, произошла рационализация в потреблении хлебопродуктов, картофеля, овощей, что также привело к сокращению производства зерна, картофеля, овощей.
Главная же причина, с экономической точки зрения, состоит в том, что в настоящее время имеют место сложные и противоречивые процессы в ценообразовании на сельскохозяйственную продукцию, производимую в Кемеровской области.
С одной стороны, нельзя забывать, что Кемеровская область окружена крупными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции, - Алтайский край, Новосибирская, Омская области, которые выступают серьезными конкурентами на рынках зерна и муки, молока и молокопродуктов, мяса и мясопродуктов.
С другой стороны, для сельскохозяйственного производства области характерны высокие издержки производства, себестоимость, а значит, и высокая цена предложения. Выиграть можно только на высокопроизводительной технике, элитных семенах, высоком уровне специализации и организации сельскохозяйственного производства, при создании соответствующего механизма регулирования, подталкивающего к высокоэффективной модели хозяйствования, чего как раз нет сегодня на селе.
Оборот розничной торговли и платных услуг населению представлен в приложении 1.
Уровень динамики цен на потребительском рынке представлен в приложении 2.
Товарная структура оборота розничной торговли представлена в приложении 3.
1.2. Механизм регулирования потребительского рынка
Формирование эффективного механизма регулирования хозяйствования сельскохозяйственных предприятий – реальный шаг к нормализации ценообразования, снятию в этом процессе имеющихся противоречий. Нельзя далее допускать давления на производителей сельхозпродукции со стороны монополистов перерабатывающих предприятий. Необходимы регулирующие меры ограничивающего характера по ценам на минеральные удобрения, уголь, строительные материалы, сельхозтехнику [1].
Цены и тарифы на поставляемую селу в течение 1994 года промышленную продукцию увеличились в 5 раз, при росте цен на сельскохозяйственную продукцию в 3 раза. Значительно повысились цены на машины и оборудование для подготовки и внесения минеральных удобрений – в 17 раз, возделывания и уборки зерновых – в 13 раз. Самыми дорогими были комбайны «Дон-1500», средняя цена которых в 1993 году составляла 4,6 млн. руб., а в 1994 г. – 74,9 млн. руб.; СК5-Нива обходилась в 1993 году – 2,2 млн. руб., а в 1994 году – 26,9 млн. руб.; трактор марки Т-150 в 1993 году стоил 1,4 млн. руб., а в 1994 году – 16,4 млн. руб.; цены на котельное топливо увеличились в 33 раза, технический керосин – в 14, масла – в 7, автомобильный бензин – в 4,6 раза. Высокими темпами повышались цены на промышленную продукцию местного производства. Цены на минеральные удобрения повысились в 6 раз, двойной суперфосфат – 9,5, аммиачную селитру – в 7,6 раза; на электроэнергию – 8,4 раза, уголь – в 5 раз. Цены на строительные материалы возросли в 5,5 раза, особенно шифер – 8 раз, цемент – 7, строительное стекло – 5 раз.
Оплата услуг, предоставляемых сельскохозяйственным предприятиям, возросла в 13 раз, в том числе услуги водопользования – в 26 раз, связи – в 21 раз, перевозки грузов – 13, технического обслуживания – в 10 раз.
Совокупная рентабельность сельскохозяйственной продукции в 1994 году составила 23,5%, в 1993 году этот показатель был 28,6%. Число убыточных хозяйств увеличилось до 205, что составляет 75% от общего числа предприятий, против 34 в 1993 году.
Альтернативный выход сельскохозяйственного производства из кризиса – переход на интенсивные методы хозяйствования на основе глубокой специализации, кооперации, интеграции с промышленным производством, разработка механизма регулирующего воздействия на сельскохозяйственное производство со стороны региональных органов управления.
Начиная с 1989 года, частный сектор непрерывно выращивает объемы производства мяса, молока, яиц. Эта позитивная тенденция свидетельствует о постепенном укреплении рыночных отношений, утверждении многообразия форм собственности, в том числе семейной, которая не учитывалась в процессе приватизации, как, например, фермерская, но именно она начинает давать результаты более ускоренными темпами.
Сокращение производства мяса, молока и яиц в других секторах экономики сельского хозяйства происходит за счет уменьшения поголовья крупного рогатого скота и птицы и за счет снижения продуктивности животных. Из-за нестабильного обеспечения птицефабрик и комплексов комбикормами их мощности используются на 60-70%, что ведет к недобору животноводческой продукции и снижению эффективности животноводческого производства на крупной промышленной основе [3].
Снижается потребление основных продуктов питания из-за преобладания их ввоза из других регионов и реализации их по ценам, величина которых не по карману малоимущим, инвалидам, многосемейным, пенсионерам и другим слоям населения области.
Отсюда – первостепенная задача – создать предпосылки динамичного развития многосекторного сельскохозяйственного производства региона с достижением самообеспечения в основных продуктах питания. Решение этой задачи связано с глубокой реструктуризацией всего потребительского комплекса [3].
Потребительский комплекс региона включает в себя, кроме сельского хозяйства, пищевой промышленности и предприятий, их обслуживающих, легкую промышленность. В 1989 году легкая промышленность в Кузбассе состояла из 19 государственных предприятий. На начало 1995 года в государственной собственности осталось три предприятия: швейные фабрики «Малыш» и «Восход» и Новокузнецкая обувная фабрика.
Легкая промышленность ни экономически, ни технологически не связана с другими отраслями потребительского комплекса – сельским хозяйством и пищевой промышленностью. На предприятиях легкой промышленности преимущественно используется сырье как из других регионов России, так и из стран СНГ. По-видимому, это стало одной из главных причин того, что легкая промышленность испытывает самый глубокий спад производства, наиболее острейшие и болезненные проявления кризиса.
Если обратиться к причинам тяжелейшего положения легко промышленности, то главными из них можно назвать следующие:
1) производство неконкурентоспособной продукции, низкого качества и с высокой ценой;
2) практически 100% использования привозного сырья, в том числе из стран СНГ, что не только существенно увеличивает издержки производства, но и, с точки зрения стабильности, делает его непредсказуемым в связи с разрывом экономических связей после распада СССР;
3) низкий научно-технический уровень производства, использование физически и морально изношенного оборудования, что особенно болезненно сказывается на предприятиях легкой промышленности;
4) отсутствие в регионе собственной научной и машиностроительной базы;
5) неплатежи и вымывание оборотных средств под воздействием инфляции, что, в конечном счете, приводило к сбою и остановке производства и т.д. [5].
Несмотря на тяжелую обстановку, легкая промышленность нужна Кузбассу не просто как дань моде, а как один из универсальных рычагов повышения эффективности региональной экономики. Но для этого необходимо реализовать эффективные инвестиционные проекты.
Они должны быть направлены на существенное обновление ассортимента продукции, сырья и используемого технологического оборудования. Кроме того, успех дальнейшего развития легкой промышленности зависит от усиления внутриотраслевой кооперации, специализации, разделения труда. Будущее легкой промышленности видится в усилении интеграционных процессов и, прежде всего, внутри отрасли – путем создания финансово-промышленной группы «Кузбасслегпром». Продуманное и основательное решение перечисленных и других задач возможно только на основе программного подхода, региональной и федеральной поддержки.
Итак, для вывода экономического потенциала Кузбасса на качественно новый уровень объективно необходима структурная перестройка экономики региона. Необходима она и с точки зрения технологической реструктуризации, и с точки зрения внутриотраслевых и межотраслевых пропорций.
Глава 2 Повышение конкурентоспособности потребительских товаров
2.1. Проблемы повышения качества продукции
В условиях затянувшегося экономического кризиса в РФ, многие предприятия терпят банкротство или находятся на грани разорения, в том числе и по причине низкой конкурентоспособности производимой продукции. Современное состояние российской экономики требует одновременного решения стратегических и тактических задач: стабилизация, структурная перестройка, повышение конкурентоспособности отечественных товаров и т. д.
Промышленным предприятиям, функционирующим в условиях значительного налогообложения прибыли, с одной стороны, и крайне ограниченных финансовых возможностей покупателей, с другой стороны, для того, чтобы «выжить», необходимо увеличивать свою прибыль. Прибыль может быть увеличена за счет двух факторов: либо путем снижения издержек, либо с помощью повышения дохода.
Издержки могут снижаться за счет приобретения более дешевого сырья, комплектующих, исключения потерь рабочего времени, нарушения трудовой и технологической дисциплины, снижения эксплуатационных расходов, повышения производительности труда и т.д.
Под низкими издержками понимается не просто меньшая сумма затрат на производство, чем у конкурентов, а способность фирмы разрабатывать, производить и сбывать товар более эффективно, чем конкуренты.
Предприятие должно быть в состоянии организовать с меньшими затратами и в более короткие сроки весь цикл операций с товаром: от его конструкторской разработки до продажи конечному покупателю. Для российских предприятий снижение цены на производимую продукцию является актуальной задачей, так как цена выступает важным экономическим фактором повышения конкурентоспособности не потому, что они хуже качеством, а из-за непомерных цен на комплектующие и энергоносители [7].
Одной из составляющих термина «конкурентоспособность» является качество продукции. Потребители зачастую принимают решение о покупке телевизора, пылесоса, обуви, мебели и др. импортного производства, а не российского, так как при примерно одинаковых ценах качество импортных товаров относительно выше.
Российские предприятия должны быть озабочены созданием продукции, которая по своим потребительским качествам максимально соответствует запросам покупателей. Конкурентоспособность – свойство товара, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными товарами, представленными на данном рынке, это характеристика товара, отражающая его отличие от товара – конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Конкурентные преимущества имеют те изделия, которые отличаются высоким качеством в глазах потребителей.
Для российских предприятий актуальной задачей является повышение качества продукции: работа на марку фирмы; улучшение оформления товара, совершенствование системы контроля качества на предприятии; разнообразные вариации фасовки товаров от 50 гр., 100 гр. и т.д.
В настоящее время имеется отставание технического уровня многих видов отечественной продукции от требований мирового рынка [4].
Основные причины неблагополучного положения в промышленности такие: низкие темпы внедрения технологий результатов научно-исследовательских и конструкторских работ, неудовлетворительные технико-экономические характеристики и низкое качество, высокое материало- и энергоемкость, низкий уровень технического обслуживания и нехватка запчастей, несоблюдение, недоучет рекомендаций международных организаций по стандартизации, уход от требований по качеству от международных рынков.
Поэтому необходим комплекс мер по улучшению конструкторских, технологических работ, по использованию различных путей приспособления продукции к требованиям зарубежных импортеров [7].
2.2. Пути повышения конкурентоспособности товаров
Одним из главных направлений повышения качества следует считать разработку и изготовление товаров в полном соответствии с рекомендациями международных организаций о стандартизации.
Одним из направлений, повышающим конкурентоспособность отечественной продукции, является разработка принципиально новых товаров. Конкурентоспособная продукция – это в большей степени наукоемкая и нематериалоемкая продукция, производимая во все большей степени за счет факторов научно-технического прогресса. Предприятия могут получать премиальную цену или сверхприбыль за счет лидерства по техническим характеристикам изделий; по надежности эксплуатации; по прочности; износостойкости; по «индивидуализации» изделий по требованию заказчиков.
В условиях затянувшегося экономического кризиса российские предприятия имеют парк устаревшего оборудования, отсутствие финансирования замедляет разработку технических новинок, в том числе ориентированных на глубокую и комплексную переработку добывающего сырья; повышение удельного веса переработки сырья в готовые изделия; увеличение использования отходов производства и т.д.
Для российских предприятий актуальной задачей является разработка радикальных инноваций, так как этот путь ведет к свободным от конкурентов рынкам; позволяет улучшать финансовые результаты предприятия. В России такие возможности имеются благодаря разработкам ученых военно-промышленного комплекса, создавших немало уникальных высокочастотных технологий.
В ряде стран государство выступает основным инвестором наукоемких производств. Бюджетные средства выделяются на поддержку отраслей промышленности, выпускающих конкурентоспособную продукцию на основе последних достижений науки и техники. Создание такой продукции требует значительных затрат на НИОКР и привлечения квалифицированных кадров [4].
Во многих странах предусмотрены дополнительные меры по льготному налогообложению прибыли при инвестировании ее научно-исследовательскую деятельность, предоставляются субсидии, низкопроцентные займы со сроком погашения до десяти лет, снижается плата за аренду промышленных мощностей и зданий.
Проблема повышения конкурентоспособности вызывает необходимость предприятиям заниматься анализом товарного ассортимента, как основы выбора конкурентной стратегии.
В условиях рыночной экономики необходимо решать задачу выпуска конкурентоспособной продукции, т.е. производить то, что будет востребовано рынком, и продавать эту продукцию по ценам, обеспечивающим возмещение затрат и получение прибыли, достаточной для дальнейшего развития и удовлетворения интересов производителей.
Для предприятия является актуальным проведение анализа годовых темпов роста продаж по разным ассортиментным позициям, сравнение рынков быстрорастущих товаров с рынками медленного роста продаж; рассчитывать размер сегмента, занимаемого товарами фирм на рынке; определять долю в продажах на рынке по отношению к крупнейшему конкуренту; определять прибыльность продаж товаров; эффективность организации продаж.
Для повышения конкурентоспособности предприятиям необходимо совершенствовать ассортимент вырабатываемой продукции в сторону увеличения производства тех позиций, которые приносят наибольшую прибыльность от продаж [7].
Часто проигрыш в конкурентной борьбе обусловлен для российских предприятий не чрезмерной дороговизной или низким качеством товаров, а тем, что они плохо используют рекламу.
Интересная реклама может идти на первом месте, в ракурсе повышения конкурентоспособности, из-за яркости, из-за учета особенностей психологического восприятия и интеллектуального уровня потребителей. Потребители реагируют на известные марки товаров, на фирмы, хорошо зарекомендовавшие себя на международных выставках и ярмарках. На конкурентоспособность товаров влияет репутация фирмы на мировом рынке, поэтому для многих отечественных предприятий актуальным является совершенствование рекламной работы [6].
Организация сбыта произведенной продукции также оказывает влияние на конкурентоспособность. Анализ выбора оптимальных каналов сбыта, использование прямых связей или услуг фирм-посредников – все это варианты необходимо просчитывать, с целью оборачиваемости оборотных средств; увеличения прибыли, улучшения финансового положения предприятий, а следовательно и повышения конкурентоспособности.
Для отечественных предприятий проблема сбыта произведенной продукции приобрела особую актуальность в рыночных условиях из-за высоких цен, низкой покупательной способности потребителей, конкуренции со стороны импортных товаров. Поэтому российским предприятиям необходимо для повышения конкурентоспособности искать пути совершенствования каналов сбыта продукции [2].
Заключение
Процессу реформирования экономики Кузбасса присуща вполне определенная стратегическая направленность – сбалансированное сочетание рыночных начал и начал государственного регулирования, регионализма и федерализма в реформировании и развитии экономики области, подкрепления достаточно емким и многосторонним содержанием.
За довольно короткий срок (1989-1995 гг.) Кузбасс прошел путь от регионального хозрасчета до регионального маркетинга. Означает это то, что удалось в какой-то мере переломить инерцию экономического мышления, инерцию тяготения к старым, свое отжившим методам хозяйствования.
Формирование кузбасской модели реформирования экономики действительно началось с внедрения и развития в области регионального хозрасчета. Это явилось довольно точным, изначально правильным попаданием в цель, так как хозрасчет, а правильнее и точнее коммерческий расчет, и составляет основу основ рыночной системы хозяйствования.
Конечно, нельзя сказать, что в области уже до конца сложилась система маркетинговых отношений. Процесс этот сложный, неоднозначный, требующий решения целого комплекса вопросов, поэтому его нельзя завершить за год-другой.
На начальных этапах экономических реформ был заложен фундамент для возведения нового здания экономики и функционирования нового хозяйственного механизма. Теперь же, на нынешнем этапе реформирования, нужно это самое здание возводить, возводить прочно, качественно и надолго.
Главным ориентиром на этом пути является его «величество» человек с присущими ему интересами, целями и задачами.
Список литературы
1. Вахрушев И.В. Конкурента знать в лицо // ЭКО.-1999.-№4.-с.114-127.
2. Караваева И.В., Сандракова И.В., Резниченко И.Ю. Конкурентоспособность и качество товара: их место в рыночной стратегии // Новые технологии и продукты: Сб. науч. ирудов.-Кемерово: КемТИПП,1998.-с.180-181.
3. Кислюк М.Б., Сурнин В.С. Кузбасская модель реформирования экономики (теория, практика, опыт): Кузбасская энциклопедия: Т.2. Серия экономическая. Кемерово: Кузбассвузиздат. – 1995, 412с.
4. Лысенко Ю.В. Прорыв к новым технологиям // ЭКО.-1999.-№1.-с.178-184.
5. Проблема становления рыночных отношений в регионе: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск второй. / Кемеровский институт МГУК / РИФ «Весть». – Кемерово, 1999.-166с.
6. Ромат Е.В. Реклама: Учеб. пособие. – Киев, 1996.
7. Справочник по маркетингу / Под ред. Э.А. Уткина.- М.: ЭКМОС,1998.-с.98-107.
Приложение 1
Оборот розничной торговли и платные услуги населению (млрд. руб.)
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
I п/г 2004 |
|
Оборот розничной торговли |
38,4 |
54,8 |
72,6 |
87,1 |
50,4 |
В % к предыдущему году |
120 |
121 |
119 |
110 |
115 |
Платные услуги |
8,2 |
11,3 |
15,2 |
18,7 |
10,2 |
В % к предыдущему году |
106 |
99,3 |
97 |
102 |
104 |
Оборот розничной торговли на душу населения, руб. |
12890 |
18539 |
24721 |
30589 |
|
Объем платных услуг на душу населения, руб. |
2769 |
3811 |
5171 |
6500 |
Приложение 2
Уровень и динамика цен на потребительском рынке
(декабрь в % к декабрю предыдущего года)
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
I п/г 2004 |
|
Все товары и платные услуги |
120 |
118 |
114 |
111,8 |
105 |
В том числе: продовольственные товары |
118 |
115 |
109 |
110,1 |
105,1 |
непродовольственные товары |
120 |
114 |
112 |
109,6 |
103,2 |
платные услуги |
134 |
147 |
135 |
120,1 |
107,3 |
Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину |
111,3 |
115,7 |
113,5 |
105,2 |
106,8 |
Приложение 3
Товарная структура оборота розничной торговли
(в % к общему объему товарооборота)
|