Оглавление

Введение …………………………………………………………………..3

Глава 1 Характеристика организационно-правовых форм

             предприятий ……………………………………………………...5

           1.1. Формы хозяйствования в рыночной экономике…………….5

           1.2. Хозяйственные товарищества………………………………..8

           1.3. Хозяйственные общества……………………………………11

           1.4. Реорганизация акционерного общества……………………23

           1.5. Производственные кооперативы…………………………...25

           1.6. Государственные и муниципальные предприятия………...28

           1.7. Малые предприятия, их роль в становлении рынка………33

Глава 2 Практические примеры выбора организационно-правовых

              форм предприятия……………………………………………...39

           2.1. Отличительные признаки хозяйственных обществ……….39

           2.2. ООО «Азот – Черниговец» …………………………………41

           2.3. ЧП Опарина …………………………………………………43

Заключение ……………………………………………………………...46

Список литературы……………………………………………………...48

Введение

Центральным звеном рыночной экономики, в котором принимаются и осуществляются решения об использовании ограниченного количества благ с учётом обстоятельств внешней среды (которые не могут быть изменены по воле принимающих решения лиц), выбора вариантов решения проблем (альтернатив развития или независимых друг от друга вариантов действия), направленных на достижение желаемых конечных результатов (системы целей), являются хозяйствующие субъекты (организации, предприятия, домашние хозяйства).

В условиях рыночной экономики предприниматель свободен в использовании возможностей выбора вариантов решения проблем, альтернатив развития и определения своих целей. Однако существующая экономическая система выступает «как рамочное условие предпринимательской деятельности». Помимо прочих условий эта система определяет организационно-правовые формы предприятий как хозяйствующих субъектов.

Организационно – правовые формы предпринимательской деятельности отличаются крайним разнообразием: к этой категории относятся как гигантские корпорации, подобные General Motors, так и местные специализированные магазины или семейные продуктовые лавки с одним-двумя служащими и ежедневным небольшим  объемом продаж. Такое разнообразие порождает необходимость классифицировать фирмы по некоторым критериям, таким, например, как правовой статус.

Принимая решение о выборе организационно-правовой формы, предприниматель определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств, что зависит от профиля и содержания будущей деятельности, возможного круга партнеров, существующего в стране законодательства.

Правовая форма предприятия представляет собой комплекс правовых и хозяйственных норм, которые определяют характер, условия и способы формирования правовых и экономических отношений между работниками и собственником предприятия, между предприятием и другими, внешними по отношению к нему хозяйствующими субъектами и органами государст­венной власти. Этими правовыми нормами регулируются внутренние и внешние отношения, порядок устройства и деятельность предприятий.

Наличие организационно-правовых форм хозяйствования, как показала мировая практика, является важнейшей предпосылкой для эффективного функционирования рыночной экономики в любом государстве, в том числе и в России.

Объект исследования – экономика предприятия.

Предмет исследования – организационно-правовые формы современных предприятий.

Цель исследования – изучить особенности организационно-правовых форм современных предприятий.

Исходя из цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- выявить и рассмотреть основные  характеристики организационно-правовых форм современных предприятий;

- показать на практике примеры выбора организационно-правовых               форм.

Глава 1 Характеристика организационно-правовых форм предприятий

1.1. Формы хозяйствования в рыночной экономике

Организационно-правовые формы хозяйственной дея­тельности в условиях перехода к рынку характеризуются большим многообразием. Наиболее значимыми признака­ми, отличающими одну организационно-правовую форму хозяйствования от другой, являются:

-   статус собственника применяемого капитала;

-   способ распределения прибыли и убытков;

-   количество участников данного хозяйственного объе­динения;

-   форма управления;

-   источники имущества, составляющего материаль­ную основу хозяйственной деятельности данного субъекта;

-   пределы имущественной ответственности. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, принятому Государственной Думой 21 октября 1994 года, предпринимательской деятельностью могут заниматься как физические, так и юридические лица [8].

Физическое лицо — это гражданин, который занимает­ся предпринимательской деятельностью единолично, не принимая статуса юридического лица. Право предприни­мательской деятельности наступает с момента государ­ственной регистрации гражданина в качестве индивиду­ального предпринимателя. Он несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом (за исклю­чением того, на которое в соответствии с законом не долж­но быть обращено взыскание).

Индивидуальный предприниматель, который не в со­стоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельнос­ти, должен быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда [1].

Индивидуальное предпринимательство пробуждает в людях высокую экономическую активность и одновремен­но ответственность. Мера присвоения при нем непосред­ственно связана с результатами труда и является важным фактором активизации экономической жизни и преодоле­ния иждивенческих настроений. Она делает работника рас­четливым, деятельным, заставляет заботиться о завтраш­нем дне.

Не менее важно и то, что индивидуальное предпри­нимательство позволяет «разгрузить» государственный сек­тор от многих не свойственных ему функций и производ­ственно-хозяйственных забот. Широкое поле деятельнос­ти открывается перед индивидуальным предприниматель­ством в сфере услуг, сельском хозяйстве, в производстве товаров народного потребления. Индивидуальная деятель­ность во многом могла бы освободить общество от забот по обеспечению благосостояния людей, поставить благо­получие последних в прямую зависимость от их деятель­ности. Тем самым появляется возможность преодолеть чрезмерные перераспределительные и уравнительные про­цессы. Очень часто при индивидуальном предприниматель­стве потребители известны производителю и он может не­замедлительно реагировать на изменение их потребнос­тей и вкусов. Индивидуальному предпринимательству свойственны гибкость, возможность оперативного приня­тия решений; нет необходимости тратить время на согла­сование решения с партнерами.

Частная собственность делает человека независимым от государства и позволяет ему добиваться равноправных отношений с общественными структурами. Она способствует развитию свободомыслия, утверждению плюрализма и демократии в обществе, заставляет человека самому одо­левать трудную дорогу к благополучию.

Однако она имеет свой «минус». Она порождает атмос­феру высокого экономического напряжения и требует со­ответствующей активности от работников. Сопряжена с чрезмерной имущественной дифференциацией людей, что может вести к социальным взрывам. Общество способно компенсировать многие нежелательные последствия част­ной собственности. Например, чрезмерная дифференци­ация доходов вполне преодолима с помощью перераспреде­лительных механизмов.

К частному бизнесу, основанному на частной собствен­ности, трудно привлечь большие капиталы, и его масшта­бы ограничиваются рамками собственного имущества. Вследствие более низкой кредитоспособности он платит более высокие проценты за кредит.

Слабы перспективы достижения крупномасштабного производства. Поскольку частный бизнес держится на пред­принимательстве одного человека, оно прибыльно, пока бизнесмен активен. Но время жизни такого предприятия неопределенно, а поэтому другие бизнесмены не всегда охот­но идут на долгосрочные финансовые сделки с ним.

Частный бизнес несет полную ответственность личны­ми сбережениями и имуществом за результаты деятельно­сти. Этот риск реален, хотя бы по причине недостатка спе­циализированного менеджмента. Обычно в частном бизне­се предприниматель занимается производством, снабжени­ем, сбытом, финансовыми вопросами. Немногие могут оди­наково эффективно работать по всем направлениям. Из-за трудностей получения кредита предприниматель не в со­стоянии высоко оплачивать труд специалистов и привле­кать наиболее работоспособных и знающих работников [16].

Другая группа организационно-правовых форм хозяй­ствования охватывается общим понятием «юридические лица». Признаки юридического лица состоят в том, что это прежде всего — организация, т.е. определенным обра­зом организованное объединение лиц, которое:

-   имеет обособленное имущество;

-   отвечает этим имуществом по своим обязательствам;

-   может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права;

-   несет обязанности;

-   выступает в качестве истца и ответчика в суде;

-   имеет самостоятельный баланс или смету. Указанные организации как юридические лица могут быть двух типов:

-   преследующие в качестве основной цели извлечение прибыли из своей деятельности. Такие организации являются «коммерческими»;

-   не преследующие в качестве основной цели извле­чение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Такие организации признаются «некоммерческими». Это фонды, т.е. не имеющие членства организации, учреждаемые граж­данами или юридическими лицами на основе добро­вольных имущественных взносов и преследующие социальные, благотворительные, культурные и об­щественно-полезные цели.

Ведущее место в рыночной экономике принадлежит предпринимательским структурам, в которых выступают коммерческие организации - юридические лица:

-   хозяйственные товарищества;

-   хозяйственные общества;

-   производственные кооперативы;

-   государственные кооперативы;

-   государственные и муниципальные унитарные пред­приятия [7; 9; 19].

1.2. Хозяйственные товарищества

Хозяйственные товарищества могут создаваться в фор­ме «полного товарищества» и «товарищества на вере» (ина­че - «коммандитные товарищества»). Число их участни­ков не может быть менее двух. Участниками полных и коммандитных товариществ могут быть как индивидуаль­ные предприниматели, так и коммерческие организации. Имущество таких товариществ создается за счет разде­ленных на доли вкладов участников, а капитал, необхо­димый для ведения дела, называется складочным капи­талом [10].

Полное товарищество предусматривает очень тесную взаимосвязь объединяющихся. От того, как действует каждый из них, зависит общее благополучие. Имущество и его приращение является собственностью товарищества. Вкладом в складочный капитал могут быть деньги, цен­ные бумаги, вещи, а также имущественные права, имею­щие денежную оценку. Управление таким товариществом осуществляется по общему согласию участников-товари­щей. Но учредительным договором о создании товарище­ства может быть предусмотрен и другой принцип приня­тия решения - например, с учетом весомости сделанного в товарищество вклада.

Участники товарищества в соответствии с заключен­ным между ними договором, занимаются предпринима­тельской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом.

Фирменное наименования полного товарищества дол­жно содержать либо имена (наименования) всех участни­ков и слова «полное товарищество», либо имя (наимено­вание) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слова «полное товарищество».

Полное товарищество создается на основе Учредитель­ного договора, подписываемого всеми членами товарище­ства.

Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Каждый участник имеет один голос и вправе знакомить­ся со всей документацией по ведению дел.

Каждый участник полного товарищества вправе дей­ствовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участ­никам [16].

При совместном ведении дел товарищества его участ­никами для совершения каждой сделки требуется согла­сие всех участников товарищества.

Бели ведение дел товарищества поручается одному или некоторым членам, то остальные члены для совершения сделки от имени товарищества должны иметь доверен­ность от участника, на которого возложено ведение дел товарищества.

Прибыль и убытки полного товарищества распределя­ются между участниками пропорционально их долям в складочном капитале. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

Субсидиарная ответственность означает дополнитель­ную ответственность всех «товарищей» пропорционально размеру их вклада. Так, если имущества товарищества недостаточно для погашения долгов, «товарищи» отвеча­ют лично принадлежащим им имуществом, пропорцио­нально сделанным в организацию товарищества вкладам. Участник полного товарищества вправе выйти из него, заявив об отказе от участия в товариществе.

В товариществе на вере, наряду с полными «товари­щами», в формировании складочного капитала принима­ют участие так называемые «коммандитисты», т.e. вклад­чики, которые не принимают участия в предприниматель­ской деятельности, но получают прибыль и несут риск убытков в пределах сумм сделанного вклада. Такая фор­ма позволяет привлекать дополнительные капиталы лиц, заинтересованных в выгодном помещении своих свобод­ных денежных средств. Вклад может быть сделан не только в денежной форме, но и в виде предоставления помеще­ния, транспортных средств и иным образом. Эта форма расширяет экономическую базу товарищества, позволяет аккумулировать средства для крупных предпринимательских действий. Но коммандитисты должны очень хорошо знать тех, кому они вручают свои средства, и доверять им, поскольку не исключается вероятность потерь от не­удачного ведения дел (потому такие товарищества и на­зывают «Товариществами на вере») [12].

1.3. Хозяйственные общества

Второй группой организационно-правовых форм, в ко­торых выступает коллективное предпринимательство, являются «хозяйственные общества», они подразделяют­ся на:

-   общества с ограниченной ответственностью,

-   общества с дополнительной ответственностью;

-   акционерные общества [17].

Правовое положение общества с ограниченной ответст­венностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества определяет (в соответствии с Гражданским кодексом Российской Феде­рации) Федеральный закон от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [2].

В соответствии с законом обществом с ограниченной ответственностью признается утвержденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учре­дительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и не несут риск убыт­ков, связанных с деятельностью общества, в пределах сто­имости внесенных ими вкладов.

Участники общества, внесшие вклады в уставный ка­питал общества не полностью, несут солидарную ответствен­ность по его обязательствам в пределах стоимости неопла­ченной части вклада каждого из участников общества.

Создание хозяйственного общества предполагает под­писание Учредительного договора и Устава общества.

Учредительные документы должны содержать условия о величине уставного капитала и долях каждого участни­ка, о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов, о составе и компетен­ции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в т.ч. по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным боль­шинством голосов.

Уставный капитал — это денежная оценка имуще­ства, необходимого для организации и функционирова­ния хозяйственного общества. Он составляется из стоимо­сти вкладов его участников и не может быть меньше сум­мы, определенной законом.

Управление такими обществами строится на следую­щих принципах.

Высший орган - общее собрание участников, которое создает исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство. Исполнительный орган может быть колле­гиальным или единоличным, но он всегда подотчетен об­щему собранию. Принципиальные вопросы решаются об­щим собранием (изменение Устава, утверждение годовых отчетов, распределение прибыли и убытков) и относятся к их исключительной компетенции. Решение о реоргани­зации или ликвидации общества также правомочно при­нимать лишь общее собрание. Вопросы, отнесенные к ис­ключительной компетенции общего собрания, не могут быть переданы им на решение исполнительного органа общества. Этим обеспечивается демократический харак­тер управления делами хозяйственных обществ.

Участник общества с ограниченной ответственностью вправе:

- участвовать в управлении делами общества в поряд­ке, установленном настоящим Федеральным зако­ном и учредительными документами общества;

-   получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его учредительны­ми документами порядке;

-   принимать участие в распределении прибыли;

-   продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества либо ее часть одному или нескольким участникам данного общества в по­рядке, предусмотренном Федеральным законом и уставом общества;

-   в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников;

-   получить в случае ликвидации часть имущества, оставшегося после расчета с кредиторами, или его стоимость.

Помимо перечисленных прав устав общества может предусматривать иные (дополнительные) права участни­ков общества.

Каждый участник общества обязан:

-   вносить вклады в порядке, в размерах, в составе и в сроки, которые предусмотрены Федеральным зако­ном и учредительными документами общества;

-   не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества.

Участники общества несут и другие обязанности, пре­дусмотренные как законом, так и уставом общества. Фе­деральный закон «Об обществах с ограниченной ответ­ственностью» вступил в силу с 1 марта 1998 года. С мо­мента введения в действие указанного закона учредитель­ные документы обществ с ограниченной ответственностью (товариществ с ограниченной ответственностью) применя­ются в части, не противоречащей этому закону.

Учредительные документы обществ с ограниченной ответственностью, созданных до введения в действие ука­занного Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами этого закона не позднее 1 января 1999 года [20].

Общества с ограниченной ответственностью, число участ­ников которых на момент введения в действие указанного Федерального закона превышает пятьдесят, должны до 1 июля 1998 года преобразоваться в акционерные общества или производственные кооперативы либо уменьшить число участников до установленного законом предела.

Общества с ограниченной ответственностью, которые не привели свои учредительные документы в соответствие с указанным законом либо не преобразовались в акцио­нерные общества или производственные кооперативы, могут быть ликвидированы в судебном порядке по требо­ванию органа, осуществляющего государственную регис­трацию юридических лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено Федеральным законом.

В обществах с дополнительной ответственностью ус­тавной капитал также разделен на доли определенных размеров. Однако ответственность участников такого об­щества значительно расширена - они несут солидарную и субсидиарную ответственность по долгам общества в одинаковом для всех кратном размере к стоимости сде­ланных вкладов. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распре­деляется между остальными участниками пропорциональ­но их вкладам. Фирменное наименование общества с до­полнительной ответственностью обязательно должно со­держать указание на соответствующий экономический статус («с дополнительной ответственностью»). Понятно, что на создание таких обществ предприниматели идут неохотно.

Названные организационно-правовые формы пред­принимательства используются преимущественно неболь­шими по размерам предприятиями. Крупные масштабы производства требуют иных способов привлечения капи­талов и их использования, которые обеспечивали бы ста­бильное функционирование предприятия, И такая возможность предпринимательства предполагает создание акцио­нерного общества.

Экономико-правовой механизм регулирования акционер­ных обществ исходит из потребности осуществления эко­номических преобразовании в России, а вместе с тем - и груза накопленных универсальных и эффективных форм хозяйствования экономически развитых стран зарубежья [13].

Для России акционерные общества не являются новым хозяйствующим субъектом, ибо их создание предусматрива­лось ГК РСФСР 1922 г., но в ходе общего процесса централи­зации управления хозяйством на рубеже 30-х годов акцио­нерные общества были преобразованы в государственные предприятия. Акционирование сегодня - это не только форма разгосударствления собственности, но и важное сред­ство мобилизации капиталов обновления и интеграции про­изводства. Свободное отчуждение акций на фондовых бир­жах позволяет столь же свободно перемещать капитал из одной в другую сферу деятельности в соответствии с хозяй­ственной конъюнктурой, а в известной мере - и с целями развития отраслей народного хозяйства.

Правовой статус акционерных обществ (АО) наряду с ГК РФ определяется Федеральным законом «Об акционер­ных обществах» от 26 декабря 1995 г. (СЗ РФ 1996, № 1 ст. 1), а в части АО, созданных в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, акцио­нирования в отраслях сельского хозяйства и акционер­ных банков - и специальными федеральными законами [3].

Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на оп­ределенное число акций, удостоверяющих обязательствен­ные права участников (акционеров — п. 1 ст. 2 Федераль­ного Закона от 26.12.95 г.). Наряду с общими признака­ми, характеризующими АО в качестве хозяйствующей коммерческой организации, в этом определении выделя­ются и его специфические признаки как корпоративного субъекта предпринимательства. Среди этих специальных признаков - разделение уставного капитала на определенное число акций, обязательственный характер прав и ограниченность ответственности акционеров.

Как и другие хозяйствующие субъекты, акционерные общества создаются в учредительном порядке, но законо­положения различают общий и специальный порядок уч­реждения АО. В частности, Закон от 26 декабря 1995 г. уделяет особое внимание образованию АО путем их реор­ганизации (слияния, присоединения, выделения и разде­ления), а также преобразования обществ. Учредителями АО могут выступать как юридические лица, так и граж­дане, в том числе иностранные лица в соответствии с за­коноположениями об иностранных инвестициях. Число учредителей общества закрытого типа не может превы­шать 50 лиц. Государственные органы (органы местного самоуправления), если иное не установлено федеральны­ми законами, не могут выступать в качестве учредителей акционерного общества [8].

Рядом специфических особенностей характеризуется создание АО в процессе приватизации, где порядок акцио­нирования определен законоположениями о приватизации государственных и муниципальных предприятий 1991-92 гг. Государственной программой приватизации на 1994 г., утвержденной Указом Президента РФ 24 декабря 1993 г. (СаПиП РФ 1994 № 1), а с учетом нового, денежного этапа приватизации, - и Основными положениям госу­дарственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий, утвержденными Президен­том РФ 22 июля 1994 г. (СЗ РФ 1994 № 13, ст. 1478). Здесь складывается сложный комплекс отношений, в ко­тором участвуют органы Госкомимущества, трудовые кол­лективы, руководство предприятия, а в известной мере - и центральные отраслевые органы и местная администра­ция. Акционерное общество приобретает права юридиче­ского лица, как правило, с момента его государственной регистрации, но само предприятие считается приватизи­рованным при соблюдении требований о переходе права собственности. Основополагающим учредительным, а вместе с тем и нормативно-организующим документом акционерного об­щества, является его Устав, который подготавливается учредителями при создании общества и утверждается об­щим собранием учредителей. Устав АО должен содержать все основные характеристики АО, как это определено п. 3 ст. 98 и п. 2 ст. 52 ГК РФ. Для функционирования акцио­нерного общества помимо учредительных документов не­обходим комплект локальных нормативных актов (Поло­жение об акциях, Проспект эмиссии акций и других цен­ных бумаг, Договор на покупку акций, Положение об уп­равлении акционерного общества, Положение о порядке распределения прибыли и возмещения убытков акционер­ного общества), устанавливающих правовые основы внут­рихозяйственной деятельности акционерного общества.

Как и любое юридическое лицо, акционерное общество должно иметь наименование и место своего нахождения, при этом наименование АО должно содержать указания на то, что это акционерное общество, и его тип. Наимено­вание АО может быть на русском языке, иностранных языках и языках народов РФ. Полное фирменное наиме­нование на круглой печати АО с указанием места нахож­дения должно быть на русском языке, являющемся госу­дарственным языком России [18].

Законодательство различает два типа акционерных об­ществ — открытые и закрытые, в зависимости от состава учредителей, способа формирования уставного капитала, а соответственно - и статуса его участников (ст. 97 ГК РФ). Акционерное общество открытого типа формирует уставный капитал путем выпуска и свободной публичной продажи акций, хотя законоположения в интересах за­щиты прав акционеров предусматривают оплату учредите­лями уставного капитала. Акционеры данного типа об­щества отчуждают свои акции без согласия других акци­онеров общества. Закрытым признается общество, акции которого распределяются лишь среди учредителей и ино­го, указанного заранее круга лиц. Следовательно, такое общество не вправе проводить открытую подписку и рас­пределение акций. Акционеры общества закрытого типа имеют преимущественное право приобретения акций, про­даваемых другими акционерами, а в соответствии с Уста­вом и в рамках ограничений закона таким преимуществен­ным правом обладает и АО в целом. Преобразование госу­дарственной собственности ориентировано на открытое акционирование, дающее возможность приобретать акции широкому кругу покупателей, а вместе с тем и передавать имущество в собственность заинтересованным лицам - предпринимателям.

Уставный капитал, ценные бумаги и порядок их размещения в АО

Гражданское, в т.ч. акционерное, законодательство закрепляет положения об уставном капитале АО как о материальной основе его хозяйственной, социальной и другой уставной деятельности, об условии учреждения АО, а во многом - и о гарантии прав акционеров. Из-за неупорядоченности рынка, да и отсутствия четкого нор­мативно-правого регулирования на первом этапе его раз­вития, создавались АО, не отвечавшие всем требованиям рыночной экономики. Формирование имущественной базы - один из существенных признаков любой организации, но в АО оно имеет не только свою специфику, но и особую значимость (привлекательность для населения капитало­вложений, рациональность уставного капитала, формиро­вание слоя собственников - акционеров). Поэтому зако­ноположения об АО уделяют особое внимание формиро­ванию Уставного капитала и определению его статуса. Ус­тавный капитал общества составляется из номинальной стоимости его акций, приобретенных акционерами. Это вместе с тем и минимальный размер имущества, гаранти­рующего интересы кредиторов. Здесь предусматривается ряд эффективных норм, продиктованных интересами как АО в целом, так и акционеров. Это прежде всего мини­мальный уставный капитал, который для открытого акционерного общества не может быть менее тысячекратной, а для закрытого общества - стократной суммы оплаты труда на дату государственной регистрации общества. По­скольку закон закрепляет принцип, по которому уставный капитал составляется прежде всего из взносов его учреди­телей, а затем и привлечения средств акционеров, то при учреждении АО все его акции должны быть распределены среди учредителей. Из этого следует недопустимость от­крытой подписки акций - до полной оплаты уставного капитала (п. 3 ст. 99 ГК РФ).

Закон об АО различает размещенные (приобретенные первоначально акционерами) акции и объявленные акции, которые общество вправе размещать дополнительно к раз­мещенным акциям, что важно в связи с изменением ус­тавного капитала [9].

Уставный капитал может быть увеличен одним из двух способов: увеличением номинальной стоимости акции или размещением дополнительных акций. Однако не допус­кается увеличение уставного капитала для покрытия убыт­ков АО. Решение об увеличении уставного капитала пу­тем увеличения номинальной стоимости акций с измене­нием при этом Устава принимается общим собранием ак­ционеров, а если такое право предоставлено Уставом (об­щим собранием) - то и Советом директоров. Увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций принимается общим собранием акционеров одно­временно с увеличением количества объявленных акций, но здесь предусматриваются соотношение обыкновенных и привилегированных акций, условия размещения, цена акций для акционеров, имеющих преимущества при при­обретении размещаемых акций, поскольку акционеры, владеющие обыкновенными (голосующими) акциями, име­ют преимущественное право на покупку дополнительно выпускаемых акций (п. 3 ст. 100 ГК РФ) [1].

Уменьшение уставного капитала общества производит­ся путем как уменьшения номинальной стоимости акций, так и сокращения их количества, в т.ч. выкупа и погаше­ния части акций. Но выкуп акций может быть осуществ­лен, если такая возможность предусмотрена Уставом. Как и увеличение уставного капитала, его уменьшение отнесено к компетенции общего собрания акционеров, при этом ус­тановлено дополнительное, существенное ограничение - недопустимость выхода за пределы минимального уста­новленного законом уставного капитала.

Акции общества при его учреждении должны быть пол­ностью оплачены в течение определенного Уставом срока, при этом половина уставного капитала должна быть оп­лачена к моменту регистрации общества, а остальная - в течение года (п. 1 ст. 34 Закона об АО).

Оплата акций или иных ценных бумаг может осуще­ствляться деньгами, ценными бумагами и иным имуще­ством, а также правами, имеющими денежную оценку. Денежная оценка имущества производится соглашением между учредителями. При размещении акций их оплата осуществляется по рыночной стоимости, но не ниже по­минала, а при учреждении общества его учредители опла­чивают акции по их номиналу. При размещении акций их оплата осуществляется по рыночной стоимости, но не ниже номинала, а при учреждении общества его учреди­тели оплачивают акции по их номиналу. При размеще­нии дополнительных акций акционерам общество вправе осуществлять их размещение по цене ниже рыночной сто­имости. Законоположения об акционерных обществах различают два основных вида акций - обыкновенные и привилегированные. Первые дают право их владельцам участвовать в управлении обществом, а вторые - гаран­тируют получение дивидендов в определенном, заранее пре­дусмотренном размере, но без права участия в управле­нии обществом [13].

Необходимо обратить внимание на положение о том, что акции, поступившие в распоряжение общества, под­лежат обязательной регистрации в течение года, по исте­чении которого уменьшается уставный капитал путем погашения этих акций.

Дивиденды общества - порядок выплаты и ограничения (ст. ст. 42-43 Закона об АО) Акционерное общество вправе в определенные перио­ды - до года, объявлять о выплате дивидендов по разме­щенным акциям [3].

Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли обще­ства, а дивиденды по привилегированным акциям - и за счет специально для этого предназначенных фондов. Ре­шение о выплате годовых дивидендов, размере и форме выплат по акциям каждой категории принимается собра­нием акционеров по рекомендации совета директоров, но собрание акционеров вправе принять решение и о невы­плате либо о выплате в неполном размере - по привилеги­рованным акциям, дивидендов по акциям.

Акционерное общество не вправе принимать решения о выплате дивидендов по акциям в следующих случаях: до полной уплаты всего уставного капитала общества; если стоимость чистых активов меньше его уставного капита­ла и резервного фонда; если выявляются признаки несо­стоятельности общества на момент выплаты дивидендов, а также в некоторых других частных случаях (п. 1 ст. 43 Закона об АО).

Наряду с акциями общество вправе размещать обли­гации и иные ценные бумаги, предусмотренные закона­ми РФ. Размещение этих ценных бумаг осуществляется по решению Совета директоров, но стоимость выпущен­ных облигаций не должна превышать размер уставного капитала (либо обеспечения третьих лиц для целей вы­пуска облигаций). Эмиссия облигаций, в отличие от выпу­ска акций, не приводит к увеличению уставного капита­ла общества.

Облигации - это разновидность ценных бумаг, осно­ванных не на членстве в АО, а на займе. Выпуск облигаций является дополнительным источником финансирования акционерных компаний. Это долговое обязательство АО, а держатель - это кредитор общества, получающий ежегодно доход с облигаций. Облигация удостоверяет пра­во ее владельца требовать погашения облигации с про центами в установленные сроки в соответствии с условия­ми их выпуска. Облигации могут быть именными или на предъявителя, при этом в первом случае ведется реестр их владельцев.

Выпуск облигаций допускается, если нет иного, допол­нительного, обеспечения, не ранее третьего года существо­вания АО и при условии надлежащего утверждения двух годовых балансов общества.

Законоположения закрепляют за акционерами тради­ционные для них права - имущественные, по участию в управлении и право на акцию. Различаются общие, а с учетом вида акций - и специальные права акционеров [18].

Имущественные права — это прежде всего право акци­онера свободно отчуждать акции. При этом акционеры общества закрытого типа, а при определенных условиях - и само общество, - имеют преимущественное право при обретения акций (п. 3 ст. 7 Закона от 26 декабря 1995 г.), что вытекает из специфики общей долевой собственности. Далее, акционеры имеют право на получение дивидендов, но здесь различаются права акционеров - владельцев обыкновенных и привилегированных акций. Держатели привилегированных акций имеют право на получение ежегодно гарантированного, фиксированного заранее ди­виденда, тогда как обыкновенные акции дают право на получение дивидендов лишь после их выплат по привиле­гированным акциям и в размере, определенном общим собранием акционеров. Наконец, акционеры имеют право на получение доли имущества при ликвидации обще­ства с соблюдением очередности удовлетворения имуще­ственных требований по ГК РФ.

Вторую группу прав акционеров составляют их права на участие в управлении делами общества. Здесь надо исходить из того, что акционерные общества - это кор­поративные образования, управление которыми осуществ­ляется не просто акционерами, а органами АО - общим собранием акционеров, советом директоров и др. с чет­ким разграничением компетенции каждого из этих зве­ньев в интересах эффективности управления обществом. Напомним, третью группу прав акционеров составля­ют права на получение необходимой (достоверной) ин­формации о деятельности общества, что является усло­вием участия акционеров в управлении его делами. Эту информацию акционеры получают непосредственно, анали­зируя годовые балансы, счета прибылей и убытков и др., предоставленные на утверждение годового собрания акцио­неров, далее - из информации акционерного общества в средствах массовой информации и, наконец, от ревизион­ной комиссии общества. Акционерам надлежит знать, что независимый аудит не обязан давать какие-либо сведе­ния, ставшие ему известными по результатам проверки, поскольку аудит лишь подтверждает достоверность годо­вых отчетных документов, если иное не предусмотрено договором общества с аудитором [10].

Законодательство РФ уделяет особое внимание защите прав акционеров. Здесь предусматривается ведение, при том не позднее месяца с момента государственной регист­рации АО, реестра акционеров. Безусловной является не­допустимость отказа от внесения записи в реестр и предо­ставление права лицу обжаловать такой отказ в судебном порядке. Держателем реестра АО является само общест­во, но при числе акционеров более 500 реестр должен ве­стись специализированным регистратором. Акционерное законодательство закрепляет и иные положения, направленные на защиту прав акционеров. Новая эмиссия ак­ций не может осуществляться без увеличения реально обеспеченного уставного капитала. Закон предусматривает порядок приобретения и выкупа обществом размещенных акций (ст. ст. 72-76 Закона 26.12.1995 г.). Защитой прав акционерного общества, а тем самым, косвенно - и инте­ресов акционеров, является институт крупных сделок, свя­занных с приобретением (отчуждением) имущества обще­ства, введенный новым акционерным законодательством. Значительным событием в развитии рынка является Комплексная программа мер по обеспечению прав вклад­чиков и акционеров, принятая 21 марта 1996г., которую надлежит рассматривать в одном контексте с законополо­жениями об акционерных обществах, ценных бумагах и фондовом рынке России.

1.4. Реорганизация акционерного общества

Реорганизация является эффективным способом прира­щения активов, расширения объемов производства и рын­ков сбыта, рационализации управления структурными под­разделениями, реструктуризации обязательств общества.

Действующее законодательство предусматривает пять форм (или способов) реорганизации акционерного обще­ства: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Способы реорганизации подразделяются на три группы, различных как по процедуре, так и по последствиям его осуществления.

К первой относятся слияние и присоединение, пре­дусматривающие появление вместо нескольких акционер­ных обществ одного более крупного, или укрупнение од­ного из ранее действующих.

Ко второй - выделение и разделение, которые пресле­дуют противоположные первой группе цели. Особое место занимает преобразование, при котором происходит смена организационно-правовой формы юридического лица.

Реорганизация акционерного общества может быть добровольной либо принудительной. Решение о добровольной реорганизации в формах слияния, присоединения, раз­деления, выделения и преобразования принимается общим собранием акционеров общества большинством в три чет­верти голосов владельцев голосующих акций, принимаю­щих участие в общем собрании [3].

Реорганизация АО в форме разделения или выделения может быть осуществлена по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда в случа­ях, установленных законом. Так, в соответствии с зако­ном «О конкуренции и рынках» от 22 мая 1991 года [4], Фе­деральным законом от 6 мая 1998 года № 70-ФЗ [5] в случае, когда акционерное общество занимает доминирующее по­ложение и совершило два или более нарушений антимо­нопольного законодательства, федеральный антимонополь­ный орган вправе принять решение о его принудительном разделении или выделении из его состава одной или не­скольких организаций на базе структурных подразделе­ний, если это ведет к развитию конкуренции. Решение федерального антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) подлежит исполнению на усло­виях и в сроки, определенные этим решением. Если об­щее собрание акционеров в срок, определенный в реше­нии федерального антимонопольного органа, не приняло решения о реорганизации, суд по иску указанного органа назначает внешнего управляющего обществом и поручает ему осуществить реорганизацию.

В случаях, установленных законом, возможность осу­ществления добровольной реорганизации АО в форме сли­яния, присоединения или преобразования ставится в за­висимость от получения предварительного согласия упол­номоченного государственного органа [11].

Основным документом, сопутствующим принятию ре­шения о реорганизации в формах слияния и присоедине­ния, является договор о слиянии/присоединении. Этот до­кумент регламентирует порядок и условия осуществле­ния реорганизации, права и обязанности участвующих в ней обществ, последовательность действий.  Моментом вступления договора в силу является дата его утверждения последним из общих собраний акционеров реорганизуемых обществ.

1.5. Производственные кооперативы

Гражданский кодекс России определяет производствен­ный кооператив как добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной или иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое об­служивание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участий и объединении его чле­нами (участниками) имущественных паевых взносов. За­коном и учредительными документами производственно­го кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц [1].

Члены производственного кооператива несут по обяза­тельствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренном законом о произ­водственном кооперативе и уставом кооператива.

Имущество, находящееся в собственности производ­ственного кооператива, делится на паи его членов в соот­ветствии с уставом кооператива.

Уставом кооператива может быть предусмотрено, что определенная часть имущества составляет неделимые фон­ды, используемые на цели, определенные уставом. Коопе­ратив не вправе выпускать акции.

Прибыль кооператива распределяется между его чле­нами в соответствии с их трудовым участием.

Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов.

В кооперативе с числом членов более пятидесяти мо­жет быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива. Исполнительными органами коопера­тива является правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью коо­ператива и подотчетны наблюдательному совету и обще­му собранию членов кооператива.

К исключительной компетенции общего собрания чле­нов кооператива относятся:

-   утверждение устава кооператива, внесение измене­ний в него;

-   определение основных направлений деятельности кооператива;

-   прием в члены кооператива и исключение из чле­нов кооператива;

-   установление размера паевого взноса, размеров и порядка образования фондов кооператива; опреде­ление направлений их использования;

-   образование наблюдательного совета и прекращение полномочий его членов, а также образование и пре­кращение полномочий исполнительных органов ко­оператива, если это право по уставу кооператива не передано его наблюдательному совету;

-   избрание ревизионной комиссии (ревизора) коопера­тива, прекращение полномочий его членов;

-   утверждение годовых отчетов и бухгалтерских ба­лансов, заключений ревизионной комиссии (реви­зора) кооператива, аудитора;

-   распределение прибыли и убытков кооператива;

-   принятие решений о реорганизации и ликвидации кооператива;

-   создание и ликвидация филиалов и представительств кооператива, утверждение положений о них;

-   решение вопросов об участии кооператива в хозяй­ственных товариществах и обществах, а также о вступлении кооператива в союзы (ассоциации) [12].

Уставом кооператива к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива могут быть отнесе­ны и другие вопросы деятельности кооператива.

Член кооператива вправе по своему усмотрению выйти из него. В этом случае ему должна быть выплачена сто­имость пая или выдано имущество, соответствующее его паю, а также осуществлены другие выплаты, предусмот­ренные уставом кооператива.

Член кооператива вправе передать свой пай или часть его другому члену кооператива. Передача пая граждани­ну, не являющемуся членом кооператива, допускается лишь с согласия кооператива.

Важной характеристикой данной организационно-пра­вовой формы хозяйственной деятельности является обяза­тельность трудового участия членов в деятельности коопе­ратива и распределение прибыли в соответствии с трудо­вым участием. Решение многих вопросов деятельности ко­оперативов относится на усмотрение членов кооператива.

В целях стимулирования кооперативного движения в стране 8 мая 1996 года был принят Федеральный закон № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» [6]. Этот за­кон регулирует отношения, возникающие при образова­нии, деятельности и прекращении деятельности коопера­тивов, осуществляющих производство, переработку, сбыт промышленной и иной продукции, торговлю, строитель­ство, бытовое и иные виды обслуживания, добычу полез­ных ископаемых, других природных ресурсов, сбор и пе­реработку вторичного сырья, проведение научно-исследо­вательских, проектно-конструкторских работ, а также ока­зывающих медицинские, правовые, маркетинговые и дру­гие не запрещенные законом виды услуг.

1.6. Государственные и муниципальные предприятия

В организационно-правовой структуре предприниматель­ства видное место принадлежит государственным и муни­ципальным унитарным предприятиям. Они представля­ют собой звенья хозяйственной системы, объективно обусловленные достигнутым уровнем обобществления произ­водства. В структуре административно-командной эконо­мики государственные предприятия занимают место глав­ного и ведущего звена хозяйственной системы; в рыноч­ной же экономике им предстоит занять место равноправ­ного субъекта в совокупности хозяйствующих образова­ний, действующих на коммерческих принципах.

Государственные и муниципальные предприятия - это такие производственные (в широком смысле слова) образования, которые создаются государством и органа­ми местного самоуправления, наделяются ими необходи­мыми средствами и на коммерческих принципах действу­ют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители [15].

Унитарный означает единый, не разделенный на час­ти. Следовательно, государственное и муниципальное уни­тарное предприятие - это такая создаваемая государ­ством и органами местного самоуправления коммерче­ская организация, которая не наделена правом собствен­ности на закрепленное за ней собственником имущество. Иными словами, это имущество не может быть распреде­лено по вкладам, долям, паям, в том числе между работ­никами предприятия. В унитарной форме могут созда­ваться только государственные и муниципальные пред­приятия.

Имущество, которым наделяются такие предприятия, находится соответственно в государственной или муници­пальной собственности и принадлежит предприятиям на праве хозяйственного владения или оперативного управ­ления. Органом управления унитарного предприятия яв­ляется руководитель, назначаемый собственником (либо уполномоченным собственником органом).

Свою деятельность унитарные государственные и му­ниципальные предприятия строят на коммерческих принци­пах, сообразуя доходы с издержками и добиваясь увеличе­ния прибыли. При этом по своим обязательствам, возника­ющим в ходе хозяйственной деятельности, такие предприятия отвечают всем принадлежащим им имуществом. Соб­ственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия. В равной мере и предприятие такого типа не отвечает по долгам собственника имущества. Таким обра­зом, меры экономического обособления унитарных пред­приятий обозначены четко и жестко. Но есть ситуации, когда собственник имущества имеет право отдавать обяза­тельные распоряжения предприятию и несостоятельность последнего вызвана действиями учредителя-собственника.

В составе государственных предприятий есть такие, ко­торые, будучи образованными на базе федерального иму­щества, функционируют в режиме оперативного управле­ния этим имуществом. Такие предприятия называются федеральными («казенными») предприятиями. Российс­кая Федерация несет субсидиарную ответственность по обя­зательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Опыт стран с рыночной экономикой позволяет утверж­дать, что государственные предприятия могут эффектив­но использоваться в системе государственного предпри­нимательства [14].

Государственное предпринимательство довольно широ­ко представлено в странах с рыночной экономикой, преж­де всего в отраслях, имеющих особо важное значение для экономики страны, либо в отраслях, требующих больших капитальных вложений и в которых частные и коллектив­ные формы не могут обеспечить для себя достаточную нор­му прибыли для расширенного воспроизводства. Напри­мер, в Великобритании госсектор охватывает черную ме­таллургию, добычу угля, средства связи, транспорт, аэро­космическую промышленность, снабжение электричеством, газом. В целом на госсектор приходится около 25% основ­ного капитала, 40% земли. В некоторых развитых странах государственные компании являются лидерами среди круп­нейших промышленных фирм (например, «Рено» во Фран­ции, «ИРИ», «ЭНИ» в Италии). Однако государственный бизнес выступает в этих странах в формах не ведомствен­ных предприятий, а общественных («публичных») корпо­раций либо смешанных акционерных обществ.

Наиболее распространенной формой государственного предпринимательства является публичная корпорация. Такие корпорации создаются по правительственным ука­зам в форме АО, все акции которых принадлежат госу­дарству. Такие АО не входят в систему органов государ­ственного управления, они лишь согласовывают с ними планы своей деятельности и контролируются ими. Управ­ляющие публичных корпораций назначаются государ­ством, однако ни они сами, ни остальной персонал не счи­таются государственными служащими. В случае необхо­димости публичная корпорация легко преобразуется в смешанное акционерное общество.

Широкие возможности для участия государства в предпринимательской деятельности открываются благода­ря смешанным формам, акции которых принадлежат и государству, и частным вкладчикам. В отличие от наших госпредприятий все разновидности государственного пред­принимательства обязаны ежегодно издавать публичные годовые отчеты о своей производственно-коммерческой и финансовой деятельности, что позволяет государству кор­ректировать, направлять их деятельность, а при необходи­мости - подвергать их реорганизации и даже ликвидации. Государственная общественная собственность, создавая объективную возможность концентрации всех видов в го­сударственном масштабе, позволяет ускорить решение за­дач на макроуровне. В то же время как форма реализации общественных интересов она либо не учитывает, либо угне­тает, тормозит удовлетворение интересов социальных групп и отдельных членов общества. Поэтому гипертрофированное развитие общественной формы собственности ведет к от­чуждению непосредственных производителей от объектов собственности, а значит, к неизбежному снижению по­ложительной мотивации в хозяйственной деятельности, к замедлению темпов экономического развития [8].

Практика показывает, что глубокое обновление госсоб­ственности может успешно осуществляться путем ее ре­формирования, разгосударствления. Оно предполагает переход от монополии государственных предприятий к многообразию организационно-правовых форм. Большая часть государственных предприятий должна перейти к тру­довым коллективам, членам общества как в совместное, так и индивидуальное владение.

Многие беды госсобственности связаны прежде всего с тем, что она чудовищно перегружена и ею трудно управ­лять. Надо оптимизировать размеры госимущества, дове­сти их до разумных, управляемых объемов, что возможно при соответствующей денационализации. Процесс дена­ционализации желательно проводить поэтапно, в первые годы сократить удельный вес госсектора до 50 - 60%, в последующие - довести до 30%. Во многих индустриаль­но развитых странах при таком удельном весе удается обес­печить высокоэффективное функционирование хозяйства.

Выправить деформацию госсобственности вряд ли удаст­ся, радикально не изменив взаимоотношения руководящих органов и предприятия. Трудовой коллектив и министер­ство должны наконец стать полноправными экономичес­кими субъектами, партнерами.

В рыночной экономике государственные предприятия, с точки зрения организации своей хозяйственной деятель­ности, не отличаются от других субъектов рынка. Руко­водство государственного предприятия самостоятельно опре­деляет его производственно-финансовую политику, рынки сбыта и т.п. С получаемой прибыли оно уплачивает такие же налоги, как и частные предприятия. Свои функции соб­ственника государство реализует через назначение руково­дителя предприятия, а также через цены на продаваемую продукцию и финансирование из государственного бюдже­та. Особенностью государственных предприятий является, как правило, более низкий уровень оплаты труда и более высокая степень социальной защищенности работников. Зачастую экономическая эффективность государственных предприятий несколько ниже, чем в частном секторе.

Таким образом, государственные предприятия за счет больших размеров производства обеспечивают экономию текущих и единовременных затрат за счет масштабов про­изводства (в некоторых отраслях большие затраты финан­совых средств может обеспечить лишь государство), упро­щается контроль над состоянием экономики оборонные отрасли требуют контроля и управления со стороны госу­дарства, более рационального использования активов за счет снижения затрат, связанных с конкуренцией.

К недостаткам государственных предприятий следует отнести [17]:

-   отторжение производителя от собственности, ослаб­ление мотивации к труду;

-   монополизацию экономики, ослабление конкуренции;

-   меньшую гибкость, невосприимчивость к запросам потребителей, медленную перестройку своего про­изводства;

-   зависимость от ведомств в определении стратегии деятельности, выборе руководителя, определении направлений использования прибыли.

1.7. Малые предприятия, их роль в становлении рынка

Важную роль в формировании антимонопольной струк­туры рынка, в преодолении не только ведомственного, но и экономического монополизма играют малые предприя­тия (МП).

К малым предприятиям относят вновь создаваемые и действующие в промышленности и строительстве пред­приятия с численностью работающих до 100 человек.

В качестве равнозначного критерия может быть исполь­зован объем хозяйственного оборота.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной эко­номике необходимую гибкость. Малые предприятия быст­рее осуществляют изменения в номенклатуре и ассорти­менте производимой продукции [19].

Малый бизнес мобилизует значительные финансовые и-производственные ресурсы, которые не могут быть использо­ваны средними и крупными предприятиями. О возможнос­тях малого бизнеса можно судить по опыту промышленно развитых стран, в экономике которых ему по ряду показате­лей принадлежит заметное, а подчас и ведущее место: на малый бизнес здесь приходится до 90 - 95% всех предприя­тий и до 20 - 60% валового национального продукта.

Существенный вклад вносит малый бизнес и в формиро­вание конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. Немаловажна роль малого бизнеса в осуществлении прорыва по ряду важнейших направлений научно-техни­ческого прогресса, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В США на малый бизнес приходится 50% научно-технических разработок.

Заметен вклад малого бизнеса и в решение проблемы занятости. В промышленно развитых странах на него при­ходится до 70-80% новых рабочих мест.

Эти свойства малого предпринимательства содейству­ют образованию регулируемого, социально ориентирован­ного рыночного механизма, преодолению нынешнего кри­зисного падения производства, стабилизации экономики и обеспечению предпосылок для быстрого и устойчивого экономического подъема в дальнейшем.

К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении форми­рования малого предпринимательства. Действенной сис­темы стимулирования образования малых предприятий фактически не существует, как нет и хозяйственного ме­ханизма их поддержки. Для эффективного функциониро­вания нашей экономики на рыночных началах нужно иметь 8 - 10 млн малых предприятий. Действует же по состоянию на 1 января 2001 г. 879,3 тыс. малых пред­приятий, в которых работают на постоянной основе 6,6 млн человек плюс 1,2 млн совместителей. Государственный ко­митет по поддержке и развитию малого предприниматель­ства оценивает вклад малых предприятий в экономику страны в размере 12% ВВП [15].

Доля малых предприятий по секторам и отраслям со­ставляет: торговля и общественное питание - 46%, про­мышленность - 15%, строительство - 14%, общая ком­мерческая деятельность по обеспечению функционирова­ния рынка - 4%, наука и научное обслуживание - 4%, транспорт - 2%, сельское хозяйство - 2%, прочие - 13%. Это означает, что малое предпринимательство - как осо­бый сектор рыночной экономики - не сформировалось.

Более того, развернувшиеся в настоящее время в России экономические процессы сдерживают образование сектора малого предпринимательства, а подчас ведут к ликвида­ции малых предприятий.

Сложившаяся экономическая политика негативно воз­действует на малое предпринимательство. Либерализация цен, ускорившаяся инфляция привели к ликвидации фи­нансовой базы мелкого бизнеса из-за обесценивания сбере­жений населения. Малое предпринимательство душат мно­гочисленные и непомерные налоги. В результате малые предприятия ставятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости. С большим запоз­данием создан орган, призванный содействовать становле­нию и развитию малого бизнеса - Государственный Коми­тет поддержки малых предприятий и предприниматель­ства. Статус этого комитета, скудность его финансовых средств говорят об ограниченности возможностей, предос­тавленных данному органу. В США федеральный орган, занимающийся аналогичными вопросами - Администрация малого бизнеса, - образован при президенте США [14].

Для решения широкого круга проблем становления ма­лого предпринимательства необходима разработка комплексной государственной программы развития малого бизнеса. Она должна охватывать все стороны формирования и раз­вития малого предпринимательства. Необходима тщатель­ная отработка законодательства. Следует принять специ­альный закон о развитии малого предпринимательства, в котором бы фиксировались количественные и качествен­ные критерии малого бизнеса, его права и обязанности, роль в рыночной экономике, а также предоставляемые ему льготы. Должна быть существенно упрощена и облегчена процедура учреждения малого предприятия.

Весьма остра проблема формирования финансовой базы малого предпринимательства. Для ее решения необходи­мо осуществить целую систему мер: обеспечить восста­новление и индексацию банковских вкладов населения, сделать возможным получение льготного кредита при об­разовании малого предприятия и т.д. Немалую роль здесь могло бы сыграть учреждение системы кредитных корпо­раций, специализирующихся на кредитовании малого предпринимательства и получающих за это определенные налоговые льготы, кредитные ресурсы и гарантии от го­сударства.

Малому предпринимательству должны быть предостав­лены определенные финансовые льготы, которые обеспе­чивали бы равные условия с крупными предприятиями. Это льготы по налогообложению (освобождение от налога на прибыль в первые 2 года работы, понижение налого­вых ставок и базы налогообложения), льготы в области кредитных отношений (предоставление беспроцентных кредитов или кредита по льготной ставке процента, а так­же безвозмездных субсидий на реализацию приоритетных научно-технических разработок) и т.п.

Особое место в разработке программы развития малого бизнеса должно быть уделено созданию необходимых ус­ловий для реализации потенциала малых предприятий в приоритетных направлениях научно-технического прогрес­са. Малое предприятие, оснащенное новейшей технологией или создающее таковую - это та форма предпринима­тельства, которая адекватна современным требованиям на­учно-технической революции.   

Для привлечения ресурсов крупных предприятий на развитие малого предпринимательства необходимо исполь­зовать систему сотрудничества крупного и малого бизнеса (франчайзинг), особенно в торговле и сфере услуг. В этой системе крупная головная фирма предоставляет малому предприятию за плату исключительное право использо­вать торговую марку, выделяет кредит на льготных усло­виях, оказывает различные консультационные услуги [11].

О масштабах применения франчайзинга в США можно судить по тому, что в 1988 г. на такой основе функциони­ровало свыше 0,5 млн предприятий с 7,3 млн занятых и суммой продаж свыше 640 млрд долларов в год.

Решение задач формирования малого бизнеса требует и определенной организационной перестройки, включаю­щей повышение статуса Государственного Комитета под­держки малых предприятий и предпринимательства. Ин­тересен опыт развития мелкого бизнеса в США.

В настоящее время в США действует около 8 милли­онов малых фирм, дающих почти половину прироста на­ционального продукта и две трети прироста новых рабо­чих мест. Малый бизнес охватывает в этой стране сферу услуг, переработку, посредничество, вторгается в науко­емкие отрасли.

Основа успеха развития мелкого бизнеса,- мощная го­сударственная поддержка. Достаточно сказать, что в кон­грессе США проблемами малого бизнеса заняты два коми­тета. А все государственные структуры, причастные к это­му, насчитывают 4,5 тыс. сотрудников. Во главе стоит ад­министрация малого бизнеса, в аппарате которой 1100 со­трудников. Главная их функция - поддержка малого бизнеса, в принципе чрезвычайно чувствительного к ма­лейшим колебаниям рынка. В каждом штате - регио­нальные отделения по 30-40 человек. Ни центральные, ни региональные чиновники не командуют малым бизне­сом, а только откликаются на все просьбы, дают инфор­мацию о состоянии рынка. Они же делают экспертные заключения по предложениям всех, кто намеревается на­чать дело.

Система поддержки в США включает следующие ком­поненты. Во-первых, прямые дотации через бюджет. Сум­марно это составляет около 300 миллионов долларов в год. Сумма невелика и в основном предназначена для по­крытия убытков, от которых не застрахован малый биз­нес. Дотации покрывают рисковые проекты инновационно­го характера, стимулирующие выпуск той продукции, за которую большой бизнес не берется. Во-вторых, размещая заказы на фирмах-гигантах, государство устанавливает обязательный процент заказов, которые гиганты обязаны передавать малому бизнесу (по типу субподряда). В-треть­их, государство выступает в качестве гаранта при получе­нии банковских кредитов. Поэтому мелкому или начина­ющему предпринимателю относительно легко получить кредит, Кстати, поддержкой малого бизнеса занимаются и их ассоциации. К примеру, фирма по изготовлению ав­томобильных пускателей входит в ассоциацию, включаю­щую 550 тысяч мелких предприятий, и пользуется ее за­щитой в политических, государственных и прочих структу­рах. В-четвертых, малый бизнес имеет налоговые льготы. Суммарно налоги составляют 44% дохода (36% - нацио­нальные, 8%- налоги штата). Доля, облагаемая налогом, может сократиться, если фирма увеличивает вложения в социальную сферу или в развитие производства [17].

В США мелкие предприятия часто прекращают свою деятельность. Статистика свидетельствует: в первый год в США прекращает деятельность 40% мелких предприя­тий, во второй - 30%. Однако это не обязательно банкротство. Если бизнес не дает достаточной прибыли, пред­приниматель вправе все начать сначала. И при этом вновь получит государственную поддержку. Кстати, немало полезного в формах поддержки мелких предприятий в Болга­рии, Венгрии. Здесь создан единый госфонд для покупки «ноу-хау» и лицензий на прогрессивные технологии и осу­ществляется приоритетное обеспечение малых предприя­тий средствами технического переоснащения производства в кооперации с западными фирмами.

Глава 2 Практические примеры выбора организационно-правовых форм предприятия

2.1. Отличительные признаки хозяйственных обществ

Каждая организация выбирая свою форму собственности прежде всего исходит из имеющихся у нее ресурсов (финансовых, материальных, инвестиционных и пр.) и вида деятельности, на которое направлено  предприятие. Рассмотрим  отличительные черты на примере хозяйственных обществ (Табл 2.1.) [8].

Таблица 2.1

Отличительные черты хозяйственных обществ

Показатель

ООО

ОАО

ЗАО

Определение

Учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли, размеры которых определены уставным документом.

Общество, уставной капитал которого разделен на части и свободно распространяется среди акционеров, которые могут отчуждать принадлежащие им доли без согласия других акционеров.

Общество, уставной капитал которого разделен на части и рассредоточен среди ограниченного числа акционеров, обладающих правами на имущество ЗАО и несущими ограниченную ответственность.

Эмиссия ценных бумаг

Имеет право на эмиссию ценных бумаг, но не акций.

Они распределяются между различными лицами.

Эмиссия акций обязательна, но лишь после опубликования проспектов в СМИ и регистрации. Эмиссия ценных бумаг опциональна.

Эмиссия акций для последующего публичного представления, соотносительно собственных уставных документов.

продолжение табл. 2.1.

Уставной капитал

Делится на любое количество долей, каждая из которых является объектом полного распоряжения своего владельца.

Разделен на определенное число акций выполняющих роль титула собственности владельца, базы формирования дивиденда.

Делится на акции, каждая из которых неделима. Доля акционера может быть поделена на акции, но части менее одной акции существовать не могут.

Участники общества

Не более 50. Возможности по управлению напрямую зависят от доли участника в уставном капитале. Заданный принцип закрытости: состав и количество участников фиксированы. Вступление требует согласия остальных участников.

Не ограниченное количество участников, включая государство, его субъекты, или муниципальные образования. Влияние участника определяется свойствами акции: голосующая/не голосующая. Руководство стремится привлечь как можно большее количество участников.

Оговаривается уставными документами. В случае числа участников более 50, общество в течении 1 года должно пройти процедуру преобразования в ОАО. Влияние участника зависит от размера его доли в уставном капитале. Аналогичный ООО принцип закрытости.

Размер уставного капитала

Не менее 100 ММРОТ. Может изменяться в дальнейшем, при соблюдении опр. процедур.

Не менее 1000 ММРОТ.

Не менее 100 ММРОТ.

продолжение табл. 2.1.

Ликвидация общества

Прибыль и имущество распределяется пропорционально доле участника, если иной порядок не указан в учредительных документах.

Акционеры не получают имущества.

Прибыль и имущество распределяется пропорционально доле участника, если иной порядок не указан в учредительных документах.

Выход участника из общества

Только если это разрешено условиями членства, участники имеют право потребовать выплаты их доли.

Участники легко могут покинуть общество, продав/обменяв акции.

Акционеры не вправе требовать возврата внесенных средств. Они лишь могут попросить общество переуступить акции другим акционерам, или третьим лицам.

2.2. ООО «Азот – Черниговец»

Общество с ограниченной ответственностью «Азот - Черниговец» создано по решению учредителей в соответствии с Федеральным законом РФ от 08.02.98г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» 29 декабря 2003 г.

Участники общества:

1. ЗАО «Черниговец», зарегистрированное администрацией г. Берёзовский 07.08.2000г.                                                                                                                       

2. ЗАО «Азот – Взрыв», зарегистрированное Московской регистрационной палатой 06.06.2002г.

Уставной капитал:

1. Для обеспечения деятельности Общества создан Уставной капитал Общества в размере 100000 (сто тысяч) рублей.

2.  Распределение долей Участников в Уставном капитале:

ЗАО «Черниговец» – обладатель доли размером 50% Уставного капитала. Номинальная стоимость принадлежащей ЗАО «Черниговец» доли уставного капитала Общества составляет 50000 рублей.

ЗАО «Азот – Взрыв» - обладатель доли размером 50% Уставного капитала. Номинальная стоимость принадлежащей ЗАО «Азот – Взрыв» доли уставного капитала Общества составляет 50000 рублей.

Количество голосов на Общем собрании Участников Общества распределяются пропорционально размеру доли участника в Уставном капитале.

ООО «Азот-Черниговец» занимается разработкой и производством взрывчатых материалов промышленного назначения. В их числе следующие виды:

- грануллиты;

- аммониты;

- специализированные марки аммиачной селитры.

Таким образом, видно, что данная компания крупная и охватывает большой рынок сбыта. Тем более ее учредителями являются две крупные компании. Так как учредителям нет необходимость продавать акции вновь созданной компании создается ООО, которая определяет отношение собственности (доли). В нашем случае 50/50. Среднегодовая прибыль от продаж компании составила 532000000 руб., а состав персонала насчитывает 320 человек.

2.3. ЧП Опарина

«ЧП Опарина» создано 05.09.2000г. Свидетельство «О внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004г.» №12111.

Место нахождения и почтовый адрес «ЧП Опарина»: 650000, Кемеровская область, г.Кемерово, бульвар Строителей, 39-109.

Предприятие находится в частной собственности Опариной Татьяны Ивановны, родившейся 22.11.1956 г. в г.Прокопьевске, Кемеровской области, в настоящее время проживающей в г.Кемерове.

Основным видом деятельности предприятия является производство верхней одежды.

Дополнительным видом деятельности – розничная торговля                одеждой.

В основном предприятие производит женскую одежду:

- костюмы;

- платья;

- блузки;

- юбки.

Производство осуществляется в зависимости от сезона. Так в весенне-летний сезон основной упор делается на  одежду из легких тканей.

В осенне-зимний сезон для производства используются более теплые материалы.

Вне зависимости от сезона наибольший удельный вес в производстве (примерно 70%) занимают брючные костюмы. Производство остальной одежды распределяется следующим образом: юбки (12%), блузки (12%), платья (6%).

Работы в «ЧП Опарина» выполняются ее Учредителем, а также работниками, приня­тыми на работу в установленном порядке по  контрактам, трудовым и гражданско-правовым договорам.

Права и обязанности, трудовые отношения лиц, работающих в «ЧП Опарина» на ус­ловиях найма, продолжительность и распорядок рабочего дня, порядок предоставления вы­ходных дней, отпусков, иные вопросы трудо­вой дисциплины регулируются законодательством о труде, коллективным трудовым догово­ром, контрактами, другими договорами, правилами внутреннего трудового распорядка предприятия и иными внутренними документами, принимаемыми руководством предприятия.

Заработная плата каждого работника определяется конечными результатами его труда, личным вкладом работника в развитие предприятия и в размерах не ограничивается.

Структура управления организацией выглядит так (Рис. 1.).

 

Рис. 1. Организационная структура «ЧП Опарина»

Как показывает Рис. 1., организационная структура «ЧП Опарина» невелика. Всего на предприятии работают 28 человек.

Каждый работник «ЧП Опарина» выполняет свою работу согласно должностным инструкциям.

Таким образом, Опариной нет смысла открывать ООО, ОАО или ЗАО так как это требует уставного фонда (от 100 ММРОТ). При этом ее фирма не является крупной, годовой оборот прибыли от продаж не превышает 500 000 руб, а численность персонала составляет 28 человек. Данные показатели свидетельствуют, что фирма Опариной подходит под определение МП.

Заключение

Вид и способ структурного построения предприятия (фирмы, компании и т.п.), предусмотрен­ные законами и другими нормами хозяйственного права, зависящие от формы собственности, объема и ассортимента выпускаемой продукции, формирования его капитала, характера и содержания деятельности, различающиеся по способу вхождения в различные межфирменные союзы, по методу ведения конкурентной борьбы и т.д., представляют собой организационно-правовые формы хозяйствования.

Согласно ГК РФ (часть первая) основными организационно-правовыми формами хозяйствова­ния юридических лиц являются: хозяйственные товарищества (полное товарищество, комман­дитное товарищество), хозяйственные общества (общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерные общества закрытого и открытого типов), производственные кооперативы, личные (индивидуальные) предприятия, государствен­ные и муниципальные унитарные предприятия (основанные на праве оперативного управления и основанные на праве хозяйственного ведения); потребительский кооператив, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, ассоциации и союзы.

Все они способствуют эффективному функционированию национальной экономики, а также решению многих социальных проблем. Вместе с тем анализ специальной зарубежной литерат­уры по предпринимательству и организации бизнеса показывает, что каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки в зависимости от производственно-экономической специфики хозяйства, его отраслевой принадлежности, демографических условий в регионе, культурных традиций данной страны и т.д. Поэтому заранее наделить, например, индивидуаль­ные формы собственности во всех ситуациях безоговорочными преимуществами перед коллективными или государственными было бы некорректно, и наоборот. Все зависит от конкретной социально-экономической и производственно-хозяйственной ситуации в отрасли, регионе, стране.

Знание организационно-правовых форм бизнеса дает возможность предпринимателям успешно открывать и расширять собственное дело, принимать грамотные экономические и юридические решения. Без этих знаний в России невозможно построение цивилизованной системы предпринимательских отношений, которые, в свою очередь, являются основой экономического развития и процветания страны. Поэтому сейчас осуществляются постоянные преобразования и корректировки в этой области с целью создания упорядоченной системы функционирования и взаимоотношения различных фирм и предприятий.

Список литературы

1.  Гражданский кодекс РФ от  23 декабря 2003г.   № 182-ФЗ.

2. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998г. № 14-ФЗ.

3. Федеральным законом «Об акционер­ных обществах» от 26 декабря 1995 г.

4. Федеральный закон «О конкуренции и рынках» от 22 мая 1991г.

5. Фе­деральный закон «О конкуренции» от 6 мая 1998 года № 70-ФЗ. 

6. Федеральный закон «О производственных кооперативах» от 8 мая 1996 года  № 41-ФЗ.

7. Булатов А.С. Экономика: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 896с.

 8. Бусыгин  А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М,1997. – 608с.

9. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 718с.

10. Грузинова В.П. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, Юнити, 1998. – 535с.

  11. Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. – СПб., 1992. – 378с.

12. Зайцев Н.А. Экономика организации. – М.: Экзамен, 2000. – 768с.

13. Кейлер В.А. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИН-ФРА-М; Новосибирск; НГАЭиУ, «Сибирское соглашение», 2000. – 132с.

14. Коуз Р. Фирма, рынок и право. - М.: Дело, 1993. – 343с.

15. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров, 2002. – 567с.

 16. Основы предпринимательства. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 512с.

17. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия): Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2003. – 1012с.

18. Семенов В.М. Экономика предприятия: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. – 312с.

19. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 304с.

  20. Смирнов Э. А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.-236с.