Оглавление
Введение …………………………………………………………………..3
Глава 1 Характеристика организационно-правовых форм
предприятий ……………………………………………………...5
1.1. Формы хозяйствования в рыночной экономике…………….5
1.2. Хозяйственные товарищества………………………………..8
1.3. Хозяйственные общества……………………………………11
1.4. Реорганизация акционерного общества……………………23
1.5. Производственные кооперативы…………………………...25
1.6. Государственные и муниципальные предприятия………...28
1.7. Малые предприятия, их роль в становлении рынка………33
Глава 2 Практические примеры выбора организационно-правовых
форм предприятия……………………………………………...39
2.1. Отличительные признаки хозяйственных обществ……….39
2.2. ООО «Азот – Черниговец» …………………………………41
2.3. ЧП Опарина …………………………………………………43
Заключение ……………………………………………………………...46
Список литературы……………………………………………………...48
Введение
Центральным звеном рыночной экономики, в котором принимаются и осуществляются решения об использовании ограниченного количества благ с учётом обстоятельств внешней среды (которые не могут быть изменены по воле принимающих решения лиц), выбора вариантов решения проблем (альтернатив развития или независимых друг от друга вариантов действия), направленных на достижение желаемых конечных результатов (системы целей), являются хозяйствующие субъекты (организации, предприятия, домашние хозяйства).
В условиях рыночной экономики предприниматель свободен в использовании возможностей выбора вариантов решения проблем, альтернатив развития и определения своих целей. Однако существующая экономическая система выступает «как рамочное условие предпринимательской деятельности». Помимо прочих условий эта система определяет организационно-правовые формы предприятий как хозяйствующих субъектов.
Организационно – правовые формы предпринимательской деятельности отличаются крайним разнообразием: к этой категории относятся как гигантские корпорации, подобные General Motors, так и местные специализированные магазины или семейные продуктовые лавки с одним-двумя служащими и ежедневным небольшим объемом продаж. Такое разнообразие порождает необходимость классифицировать фирмы по некоторым критериям, таким, например, как правовой статус.
Принимая решение о выборе организационно-правовой формы, предприниматель определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств, что зависит от профиля и содержания будущей деятельности, возможного круга партнеров, существующего в стране законодательства.
Правовая форма предприятия представляет собой комплекс правовых и хозяйственных норм, которые определяют характер, условия и способы формирования правовых и экономических отношений между работниками и собственником предприятия, между предприятием и другими, внешними по отношению к нему хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Этими правовыми нормами регулируются внутренние и внешние отношения, порядок устройства и деятельность предприятий.
Наличие организационно-правовых форм хозяйствования, как показала мировая практика, является важнейшей предпосылкой для эффективного функционирования рыночной экономики в любом государстве, в том числе и в России.
Объект исследования – экономика предприятия.
Предмет исследования – организационно-правовые формы современных предприятий.
Цель исследования – изучить особенности организационно-правовых форм современных предприятий.
Исходя из цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- выявить и рассмотреть основные характеристики организационно-правовых форм современных предприятий;
- показать на практике примеры выбора организационно-правовых форм.
Глава 1 Характеристика организационно-правовых форм предприятий
1.1. Формы хозяйствования в рыночной экономике
Организационно-правовые формы хозяйственной деятельности в условиях перехода к рынку характеризуются большим многообразием. Наиболее значимыми признаками, отличающими одну организационно-правовую форму хозяйствования от другой, являются:
- статус собственника применяемого капитала;
- способ распределения прибыли и убытков;
- количество участников данного хозяйственного объединения;
- форма управления;
- источники имущества, составляющего материальную основу хозяйственной деятельности данного субъекта;
- пределы имущественной ответственности. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, принятому Государственной Думой 21 октября 1994 года, предпринимательской деятельностью могут заниматься как физические, так и юридические лица [8].
Физическое лицо — это гражданин, который занимается предпринимательской деятельностью единолично, не принимая статуса юридического лица. Право предпринимательской деятельности наступает с момента государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Он несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом (за исключением того, на которое в соответствии с законом не должно быть обращено взыскание).
Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, должен быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда [1].
Индивидуальное предпринимательство пробуждает в людях высокую экономическую активность и одновременно ответственность. Мера присвоения при нем непосредственно связана с результатами труда и является важным фактором активизации экономической жизни и преодоления иждивенческих настроений. Она делает работника расчетливым, деятельным, заставляет заботиться о завтрашнем дне.
Не менее важно и то, что индивидуальное предпринимательство позволяет «разгрузить» государственный сектор от многих не свойственных ему функций и производственно-хозяйственных забот. Широкое поле деятельности открывается перед индивидуальным предпринимательством в сфере услуг, сельском хозяйстве, в производстве товаров народного потребления. Индивидуальная деятельность во многом могла бы освободить общество от забот по обеспечению благосостояния людей, поставить благополучие последних в прямую зависимость от их деятельности. Тем самым появляется возможность преодолеть чрезмерные перераспределительные и уравнительные процессы. Очень часто при индивидуальном предпринимательстве потребители известны производителю и он может незамедлительно реагировать на изменение их потребностей и вкусов. Индивидуальному предпринимательству свойственны гибкость, возможность оперативного принятия решений; нет необходимости тратить время на согласование решения с партнерами.
Частная собственность делает человека независимым от государства и позволяет ему добиваться равноправных отношений с общественными структурами. Она способствует развитию свободомыслия, утверждению плюрализма и демократии в обществе, заставляет человека самому одолевать трудную дорогу к благополучию.
Однако она имеет свой «минус». Она порождает атмосферу высокого экономического напряжения и требует соответствующей активности от работников. Сопряжена с чрезмерной имущественной дифференциацией людей, что может вести к социальным взрывам. Общество способно компенсировать многие нежелательные последствия частной собственности. Например, чрезмерная дифференциация доходов вполне преодолима с помощью перераспределительных механизмов.
К частному бизнесу, основанному на частной собственности, трудно привлечь большие капиталы, и его масштабы ограничиваются рамками собственного имущества. Вследствие более низкой кредитоспособности он платит более высокие проценты за кредит.
Слабы перспективы достижения крупномасштабного производства. Поскольку частный бизнес держится на предпринимательстве одного человека, оно прибыльно, пока бизнесмен активен. Но время жизни такого предприятия неопределенно, а поэтому другие бизнесмены не всегда охотно идут на долгосрочные финансовые сделки с ним.
Частный бизнес несет полную ответственность личными сбережениями и имуществом за результаты деятельности. Этот риск реален, хотя бы по причине недостатка специализированного менеджмента. Обычно в частном бизнесе предприниматель занимается производством, снабжением, сбытом, финансовыми вопросами. Немногие могут одинаково эффективно работать по всем направлениям. Из-за трудностей получения кредита предприниматель не в состоянии высоко оплачивать труд специалистов и привлекать наиболее работоспособных и знающих работников [16].
Другая группа организационно-правовых форм хозяйствования охватывается общим понятием «юридические лица». Признаки юридического лица состоят в том, что это прежде всего — организация, т.е. определенным образом организованное объединение лиц, которое:
- имеет обособленное имущество;
- отвечает этим имуществом по своим обязательствам;
- может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права;
- несет обязанности;
- выступает в качестве истца и ответчика в суде;
- имеет самостоятельный баланс или смету. Указанные организации как юридические лица могут быть двух типов:
- преследующие в качестве основной цели извлечение прибыли из своей деятельности. Такие организации являются «коммерческими»;
- не преследующие в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Такие организации признаются «некоммерческими». Это фонды, т.е. не имеющие членства организации, учреждаемые гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующие социальные, благотворительные, культурные и общественно-полезные цели.
Ведущее место в рыночной экономике принадлежит предпринимательским структурам, в которых выступают коммерческие организации - юридические лица:
- хозяйственные товарищества;
- хозяйственные общества;
- производственные кооперативы;
- государственные кооперативы;
- государственные и муниципальные унитарные предприятия [7; 9; 19].
1.2. Хозяйственные товарищества
Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме «полного товарищества» и «товарищества на вере» (иначе - «коммандитные товарищества»). Число их участников не может быть менее двух. Участниками полных и коммандитных товариществ могут быть как индивидуальные предприниматели, так и коммерческие организации. Имущество таких товариществ создается за счет разделенных на доли вкладов участников, а капитал, необходимый для ведения дела, называется складочным капиталом [10].
Полное товарищество предусматривает очень тесную взаимосвязь объединяющихся. От того, как действует каждый из них, зависит общее благополучие. Имущество и его приращение является собственностью товарищества. Вкладом в складочный капитал могут быть деньги, ценные бумаги, вещи, а также имущественные права, имеющие денежную оценку. Управление таким товариществом осуществляется по общему согласию участников-товарищей. Но учредительным договором о создании товарищества может быть предусмотрен и другой принцип принятия решения - например, с учетом весомости сделанного в товарищество вклада.
Участники товарищества в соответствии с заключенным между ними договором, занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом.
Фирменное наименования полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех участников и слова «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слова «полное товарищество».
Полное товарищество создается на основе Учредительного договора, подписываемого всеми членами товарищества.
Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Каждый участник имеет один голос и вправе знакомиться со всей документацией по ведению дел.
Каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам [16].
При совместном ведении дел товарищества его участниками для совершения каждой сделки требуется согласие всех участников товарищества.
Бели ведение дел товарищества поручается одному или некоторым членам, то остальные члены для совершения сделки от имени товарищества должны иметь доверенность от участника, на которого возложено ведение дел товарищества.
Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между участниками пропорционально их долям в складочном капитале. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.
Субсидиарная ответственность означает дополнительную ответственность всех «товарищей» пропорционально размеру их вклада. Так, если имущества товарищества недостаточно для погашения долгов, «товарищи» отвечают лично принадлежащим им имуществом, пропорционально сделанным в организацию товарищества вкладам. Участник полного товарищества вправе выйти из него, заявив об отказе от участия в товариществе.
В товариществе на вере, наряду с полными «товарищами», в формировании складочного капитала принимают участие так называемые «коммандитисты», т.e. вкладчики, которые не принимают участия в предпринимательской деятельности, но получают прибыль и несут риск убытков в пределах сумм сделанного вклада. Такая форма позволяет привлекать дополнительные капиталы лиц, заинтересованных в выгодном помещении своих свободных денежных средств. Вклад может быть сделан не только в денежной форме, но и в виде предоставления помещения, транспортных средств и иным образом. Эта форма расширяет экономическую базу товарищества, позволяет аккумулировать средства для крупных предпринимательских действий. Но коммандитисты должны очень хорошо знать тех, кому они вручают свои средства, и доверять им, поскольку не исключается вероятность потерь от неудачного ведения дел (потому такие товарищества и называют «Товариществами на вере») [12].
1.3. Хозяйственные общества
Второй группой организационно-правовых форм, в которых выступает коллективное предпринимательство, являются «хозяйственные общества», они подразделяются на:
- общества с ограниченной ответственностью,
- общества с дополнительной ответственностью;
- акционерные общества [17].
Правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества определяет (в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации) Федеральный закон от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [2].
В соответствии с законом обществом с ограниченной ответственностью признается утвержденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и не несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Участники общества, внесшие вклады в уставный капитал общества не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников общества.
Создание хозяйственного общества предполагает подписание Учредительного договора и Устава общества.
Учредительные документы должны содержать условия о величине уставного капитала и долях каждого участника, о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов, о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в т.ч. по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов.
Уставный капитал — это денежная оценка имущества, необходимого для организации и функционирования хозяйственного общества. Он составляется из стоимости вкладов его участников и не может быть меньше суммы, определенной законом.
Управление такими обществами строится на следующих принципах.
Высший орган - общее собрание участников, которое создает исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство. Исполнительный орган может быть коллегиальным или единоличным, но он всегда подотчетен общему собранию. Принципиальные вопросы решаются общим собранием (изменение Устава, утверждение годовых отчетов, распределение прибыли и убытков) и относятся к их исключительной компетенции. Решение о реорганизации или ликвидации общества также правомочно принимать лишь общее собрание. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания, не могут быть переданы им на решение исполнительного органа общества. Этим обеспечивается демократический характер управления делами хозяйственных обществ.
Участник общества с ограниченной ответственностью вправе:
- участвовать в управлении делами общества в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и учредительными документами общества;
- получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его учредительными документами порядке;
- принимать участие в распределении прибыли;
- продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества либо ее часть одному или нескольким участникам данного общества в порядке, предусмотренном Федеральным законом и уставом общества;
- в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников;
- получить в случае ликвидации часть имущества, оставшегося после расчета с кредиторами, или его стоимость.
Помимо перечисленных прав устав общества может предусматривать иные (дополнительные) права участников общества.
Каждый участник общества обязан:
- вносить вклады в порядке, в размерах, в составе и в сроки, которые предусмотрены Федеральным законом и учредительными документами общества;
- не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества.
Участники общества несут и другие обязанности, предусмотренные как законом, так и уставом общества. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» вступил в силу с 1 марта 1998 года. С момента введения в действие указанного закона учредительные документы обществ с ограниченной ответственностью (товариществ с ограниченной ответственностью) применяются в части, не противоречащей этому закону.
Учредительные документы обществ с ограниченной ответственностью, созданных до введения в действие указанного Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами этого закона не позднее 1 января 1999 года [20].
Общества с ограниченной ответственностью, число участников которых на момент введения в действие указанного Федерального закона превышает пятьдесят, должны до 1 июля 1998 года преобразоваться в акционерные общества или производственные кооперативы либо уменьшить число участников до установленного законом предела.
Общества с ограниченной ответственностью, которые не привели свои учредительные документы в соответствие с указанным законом либо не преобразовались в акционерные общества или производственные кооперативы, могут быть ликвидированы в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено Федеральным законом.
В обществах с дополнительной ответственностью уставной капитал также разделен на доли определенных размеров. Однако ответственность участников такого общества значительно расширена - они несут солидарную и субсидиарную ответственность по долгам общества в одинаковом для всех кратном размере к стоимости сделанных вкладов. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам. Фирменное наименование общества с дополнительной ответственностью обязательно должно содержать указание на соответствующий экономический статус («с дополнительной ответственностью»). Понятно, что на создание таких обществ предприниматели идут неохотно.
Названные организационно-правовые формы предпринимательства используются преимущественно небольшими по размерам предприятиями. Крупные масштабы производства требуют иных способов привлечения капиталов и их использования, которые обеспечивали бы стабильное функционирование предприятия, И такая возможность предпринимательства предполагает создание акционерного общества.
Экономико-правовой механизм регулирования акционерных обществ исходит из потребности осуществления экономических преобразовании в России, а вместе с тем - и груза накопленных универсальных и эффективных форм хозяйствования экономически развитых стран зарубежья [13].
Для России акционерные общества не являются новым хозяйствующим субъектом, ибо их создание предусматривалось ГК РСФСР 1922 г., но в ходе общего процесса централизации управления хозяйством на рубеже 30-х годов акционерные общества были преобразованы в государственные предприятия. Акционирование сегодня - это не только форма разгосударствления собственности, но и важное средство мобилизации капиталов обновления и интеграции производства. Свободное отчуждение акций на фондовых биржах позволяет столь же свободно перемещать капитал из одной в другую сферу деятельности в соответствии с хозяйственной конъюнктурой, а в известной мере - и с целями развития отраслей народного хозяйства.
Правовой статус акционерных обществ (АО) наряду с ГК РФ определяется Федеральным законом «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. (СЗ РФ 1996, № 1 ст. 1), а в части АО, созданных в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, акционирования в отраслях сельского хозяйства и акционерных банков - и специальными федеральными законами [3].
Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников (акционеров — п. 1 ст. 2 Федерального Закона от 26.12.95 г.). Наряду с общими признаками, характеризующими АО в качестве хозяйствующей коммерческой организации, в этом определении выделяются и его специфические признаки как корпоративного субъекта предпринимательства. Среди этих специальных признаков - разделение уставного капитала на определенное число акций, обязательственный характер прав и ограниченность ответственности акционеров.
Как и другие хозяйствующие субъекты, акционерные общества создаются в учредительном порядке, но законоположения различают общий и специальный порядок учреждения АО. В частности, Закон от 26 декабря 1995 г. уделяет особое внимание образованию АО путем их реорганизации (слияния, присоединения, выделения и разделения), а также преобразования обществ. Учредителями АО могут выступать как юридические лица, так и граждане, в том числе иностранные лица в соответствии с законоположениями об иностранных инвестициях. Число учредителей общества закрытого типа не может превышать 50 лиц. Государственные органы (органы местного самоуправления), если иное не установлено федеральными законами, не могут выступать в качестве учредителей акционерного общества [8].
Рядом специфических особенностей характеризуется создание АО в процессе приватизации, где порядок акционирования определен законоположениями о приватизации государственных и муниципальных предприятий 1991-92 гг. Государственной программой приватизации на 1994 г., утвержденной Указом Президента РФ 24 декабря 1993 г. (СаПиП РФ 1994 № 1), а с учетом нового, денежного этапа приватизации, - и Основными положениям государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий, утвержденными Президентом РФ 22 июля 1994 г. (СЗ РФ 1994 № 13, ст. 1478). Здесь складывается сложный комплекс отношений, в котором участвуют органы Госкомимущества, трудовые коллективы, руководство предприятия, а в известной мере - и центральные отраслевые органы и местная администрация. Акционерное общество приобретает права юридического лица, как правило, с момента его государственной регистрации, но само предприятие считается приватизированным при соблюдении требований о переходе права собственности. Основополагающим учредительным, а вместе с тем и нормативно-организующим документом акционерного общества, является его Устав, который подготавливается учредителями при создании общества и утверждается общим собранием учредителей. Устав АО должен содержать все основные характеристики АО, как это определено п. 3 ст. 98 и п. 2 ст. 52 ГК РФ. Для функционирования акционерного общества помимо учредительных документов необходим комплект локальных нормативных актов (Положение об акциях, Проспект эмиссии акций и других ценных бумаг, Договор на покупку акций, Положение об управлении акционерного общества, Положение о порядке распределения прибыли и возмещения убытков акционерного общества), устанавливающих правовые основы внутрихозяйственной деятельности акционерного общества.
Как и любое юридическое лицо, акционерное общество должно иметь наименование и место своего нахождения, при этом наименование АО должно содержать указания на то, что это акционерное общество, и его тип. Наименование АО может быть на русском языке, иностранных языках и языках народов РФ. Полное фирменное наименование на круглой печати АО с указанием места нахождения должно быть на русском языке, являющемся государственным языком России [18].
Законодательство различает два типа акционерных обществ — открытые и закрытые, в зависимости от состава учредителей, способа формирования уставного капитала, а соответственно - и статуса его участников (ст. 97 ГК РФ). Акционерное общество открытого типа формирует уставный капитал путем выпуска и свободной публичной продажи акций, хотя законоположения в интересах защиты прав акционеров предусматривают оплату учредителями уставного капитала. Акционеры данного типа общества отчуждают свои акции без согласия других акционеров общества. Закрытым признается общество, акции которого распределяются лишь среди учредителей и иного, указанного заранее круга лиц. Следовательно, такое общество не вправе проводить открытую подписку и распределение акций. Акционеры общества закрытого типа имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами, а в соответствии с Уставом и в рамках ограничений закона таким преимущественным правом обладает и АО в целом. Преобразование государственной собственности ориентировано на открытое акционирование, дающее возможность приобретать акции широкому кругу покупателей, а вместе с тем и передавать имущество в собственность заинтересованным лицам - предпринимателям.
Уставный капитал, ценные бумаги и порядок их размещения в АО
Гражданское, в т.ч. акционерное, законодательство закрепляет положения об уставном капитале АО как о материальной основе его хозяйственной, социальной и другой уставной деятельности, об условии учреждения АО, а во многом - и о гарантии прав акционеров. Из-за неупорядоченности рынка, да и отсутствия четкого нормативно-правого регулирования на первом этапе его развития, создавались АО, не отвечавшие всем требованиям рыночной экономики. Формирование имущественной базы - один из существенных признаков любой организации, но в АО оно имеет не только свою специфику, но и особую значимость (привлекательность для населения капиталовложений, рациональность уставного капитала, формирование слоя собственников - акционеров). Поэтому законоположения об АО уделяют особое внимание формированию Уставного капитала и определению его статуса. Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости его акций, приобретенных акционерами. Это вместе с тем и минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов. Здесь предусматривается ряд эффективных норм, продиктованных интересами как АО в целом, так и акционеров. Это прежде всего минимальный уставный капитал, который для открытого акционерного общества не может быть менее тысячекратной, а для закрытого общества - стократной суммы оплаты труда на дату государственной регистрации общества. Поскольку закон закрепляет принцип, по которому уставный капитал составляется прежде всего из взносов его учредителей, а затем и привлечения средств акционеров, то при учреждении АО все его акции должны быть распределены среди учредителей. Из этого следует недопустимость открытой подписки акций - до полной оплаты уставного капитала (п. 3 ст. 99 ГК РФ).
Закон об АО различает размещенные (приобретенные первоначально акционерами) акции и объявленные акции, которые общество вправе размещать дополнительно к размещенным акциям, что важно в связи с изменением уставного капитала [9].
Уставный капитал может быть увеличен одним из двух способов: увеличением номинальной стоимости акции или размещением дополнительных акций. Однако не допускается увеличение уставного капитала для покрытия убытков АО. Решение об увеличении уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости акций с изменением при этом Устава принимается общим собранием акционеров, а если такое право предоставлено Уставом (общим собранием) - то и Советом директоров. Увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций принимается общим собранием акционеров одновременно с увеличением количества объявленных акций, но здесь предусматриваются соотношение обыкновенных и привилегированных акций, условия размещения, цена акций для акционеров, имеющих преимущества при приобретении размещаемых акций, поскольку акционеры, владеющие обыкновенными (голосующими) акциями, имеют преимущественное право на покупку дополнительно выпускаемых акций (п. 3 ст. 100 ГК РФ) [1].
Уменьшение уставного капитала общества производится путем как уменьшения номинальной стоимости акций, так и сокращения их количества, в т.ч. выкупа и погашения части акций. Но выкуп акций может быть осуществлен, если такая возможность предусмотрена Уставом. Как и увеличение уставного капитала, его уменьшение отнесено к компетенции общего собрания акционеров, при этом установлено дополнительное, существенное ограничение - недопустимость выхода за пределы минимального установленного законом уставного капитала.
Акции общества при его учреждении должны быть полностью оплачены в течение определенного Уставом срока, при этом половина уставного капитала должна быть оплачена к моменту регистрации общества, а остальная - в течение года (п. 1 ст. 34 Закона об АО).
Оплата акций или иных ценных бумаг может осуществляться деньгами, ценными бумагами и иным имуществом, а также правами, имеющими денежную оценку. Денежная оценка имущества производится соглашением между учредителями. При размещении акций их оплата осуществляется по рыночной стоимости, но не ниже поминала, а при учреждении общества его учредители оплачивают акции по их номиналу. При размещении акций их оплата осуществляется по рыночной стоимости, но не ниже номинала, а при учреждении общества его учредители оплачивают акции по их номиналу. При размещении дополнительных акций акционерам общество вправе осуществлять их размещение по цене ниже рыночной стоимости. Законоположения об акционерных обществах различают два основных вида акций - обыкновенные и привилегированные. Первые дают право их владельцам участвовать в управлении обществом, а вторые - гарантируют получение дивидендов в определенном, заранее предусмотренном размере, но без права участия в управлении обществом [13].
Необходимо обратить внимание на положение о том, что акции, поступившие в распоряжение общества, подлежат обязательной регистрации в течение года, по истечении которого уменьшается уставный капитал путем погашения этих акций.
Дивиденды общества - порядок выплаты и ограничения (ст. ст. 42-43 Закона об АО) Акционерное общество вправе в определенные периоды - до года, объявлять о выплате дивидендов по размещенным акциям [3].
Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли общества, а дивиденды по привилегированным акциям - и за счет специально для этого предназначенных фондов. Решение о выплате годовых дивидендов, размере и форме выплат по акциям каждой категории принимается собранием акционеров по рекомендации совета директоров, но собрание акционеров вправе принять решение и о невыплате либо о выплате в неполном размере - по привилегированным акциям, дивидендов по акциям.
Акционерное общество не вправе принимать решения о выплате дивидендов по акциям в следующих случаях: до полной уплаты всего уставного капитала общества; если стоимость чистых активов меньше его уставного капитала и резервного фонда; если выявляются признаки несостоятельности общества на момент выплаты дивидендов, а также в некоторых других частных случаях (п. 1 ст. 43 Закона об АО).
Наряду с акциями общество вправе размещать облигации и иные ценные бумаги, предусмотренные законами РФ. Размещение этих ценных бумаг осуществляется по решению Совета директоров, но стоимость выпущенных облигаций не должна превышать размер уставного капитала (либо обеспечения третьих лиц для целей выпуска облигаций). Эмиссия облигаций, в отличие от выпуска акций, не приводит к увеличению уставного капитала общества.
Облигации - это разновидность ценных бумаг, основанных не на членстве в АО, а на займе. Выпуск облигаций является дополнительным источником финансирования акционерных компаний. Это долговое обязательство АО, а держатель - это кредитор общества, получающий ежегодно доход с облигаций. Облигация удостоверяет право ее владельца требовать погашения облигации с про центами в установленные сроки в соответствии с условиями их выпуска. Облигации могут быть именными или на предъявителя, при этом в первом случае ведется реестр их владельцев.
Выпуск облигаций допускается, если нет иного, дополнительного, обеспечения, не ранее третьего года существования АО и при условии надлежащего утверждения двух годовых балансов общества.
Законоположения закрепляют за акционерами традиционные для них права - имущественные, по участию в управлении и право на акцию. Различаются общие, а с учетом вида акций - и специальные права акционеров [18].
Имущественные права — это прежде всего право акционера свободно отчуждать акции. При этом акционеры общества закрытого типа, а при определенных условиях - и само общество, - имеют преимущественное право при обретения акций (п. 3 ст. 7 Закона от 26 декабря 1995 г.), что вытекает из специфики общей долевой собственности. Далее, акционеры имеют право на получение дивидендов, но здесь различаются права акционеров - владельцев обыкновенных и привилегированных акций. Держатели привилегированных акций имеют право на получение ежегодно гарантированного, фиксированного заранее дивиденда, тогда как обыкновенные акции дают право на получение дивидендов лишь после их выплат по привилегированным акциям и в размере, определенном общим собранием акционеров. Наконец, акционеры имеют право на получение доли имущества при ликвидации общества с соблюдением очередности удовлетворения имущественных требований по ГК РФ.
Вторую группу прав акционеров составляют их права на участие в управлении делами общества. Здесь надо исходить из того, что акционерные общества - это корпоративные образования, управление которыми осуществляется не просто акционерами, а органами АО - общим собранием акционеров, советом директоров и др. с четким разграничением компетенции каждого из этих звеньев в интересах эффективности управления обществом. Напомним, третью группу прав акционеров составляют права на получение необходимой (достоверной) информации о деятельности общества, что является условием участия акционеров в управлении его делами. Эту информацию акционеры получают непосредственно, анализируя годовые балансы, счета прибылей и убытков и др., предоставленные на утверждение годового собрания акционеров, далее - из информации акционерного общества в средствах массовой информации и, наконец, от ревизионной комиссии общества. Акционерам надлежит знать, что независимый аудит не обязан давать какие-либо сведения, ставшие ему известными по результатам проверки, поскольку аудит лишь подтверждает достоверность годовых отчетных документов, если иное не предусмотрено договором общества с аудитором [10].
Законодательство РФ уделяет особое внимание защите прав акционеров. Здесь предусматривается ведение, при том не позднее месяца с момента государственной регистрации АО, реестра акционеров. Безусловной является недопустимость отказа от внесения записи в реестр и предоставление права лицу обжаловать такой отказ в судебном порядке. Держателем реестра АО является само общество, но при числе акционеров более 500 реестр должен вестись специализированным регистратором. Акционерное законодательство закрепляет и иные положения, направленные на защиту прав акционеров. Новая эмиссия акций не может осуществляться без увеличения реально обеспеченного уставного капитала. Закон предусматривает порядок приобретения и выкупа обществом размещенных акций (ст. ст. 72-76 Закона 26.12.1995 г.). Защитой прав акционерного общества, а тем самым, косвенно - и интересов акционеров, является институт крупных сделок, связанных с приобретением (отчуждением) имущества общества, введенный новым акционерным законодательством. Значительным событием в развитии рынка является Комплексная программа мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров, принятая 21 марта 1996г., которую надлежит рассматривать в одном контексте с законоположениями об акционерных обществах, ценных бумагах и фондовом рынке России.
1.4. Реорганизация акционерного общества
Реорганизация является эффективным способом приращения активов, расширения объемов производства и рынков сбыта, рационализации управления структурными подразделениями, реструктуризации обязательств общества.
Действующее законодательство предусматривает пять форм (или способов) реорганизации акционерного общества: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Способы реорганизации подразделяются на три группы, различных как по процедуре, так и по последствиям его осуществления.
К первой относятся слияние и присоединение, предусматривающие появление вместо нескольких акционерных обществ одного более крупного, или укрупнение одного из ранее действующих.
Ко второй - выделение и разделение, которые преследуют противоположные первой группе цели. Особое место занимает преобразование, при котором происходит смена организационно-правовой формы юридического лица.
Реорганизация акционерного общества может быть добровольной либо принудительной. Решение о добровольной реорганизации в формах слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования принимается общим собранием акционеров общества большинством в три четверти голосов владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании [3].
Реорганизация АО в форме разделения или выделения может быть осуществлена по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда в случаях, установленных законом. Так, в соответствии с законом «О конкуренции и рынках» от 22 мая 1991 года [4], Федеральным законом от 6 мая 1998 года № 70-ФЗ [5] в случае, когда акционерное общество занимает доминирующее положение и совершило два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган вправе принять решение о его принудительном разделении или выделении из его состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции. Решение федерального антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) подлежит исполнению на условиях и в сроки, определенные этим решением. Если общее собрание акционеров в срок, определенный в решении федерального антимонопольного органа, не приняло решения о реорганизации, суд по иску указанного органа назначает внешнего управляющего обществом и поручает ему осуществить реорганизацию.
В случаях, установленных законом, возможность осуществления добровольной реорганизации АО в форме слияния, присоединения или преобразования ставится в зависимость от получения предварительного согласия уполномоченного государственного органа [11].
Основным документом, сопутствующим принятию решения о реорганизации в формах слияния и присоединения, является договор о слиянии/присоединении. Этот документ регламентирует порядок и условия осуществления реорганизации, права и обязанности участвующих в ней обществ, последовательность действий. Моментом вступления договора в силу является дата его утверждения последним из общих собраний акционеров реорганизуемых обществ.
1.5. Производственные кооперативы
Гражданский кодекс России определяет производственный кооператив как добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной или иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участий и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц [1].
Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренном законом о производственном кооперативе и уставом кооператива.
Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива.
Уставом кооператива может быть предусмотрено, что определенная часть имущества составляет неделимые фонды, используемые на цели, определенные уставом. Кооператив не вправе выпускать акции.
Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием.
Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов.
В кооперативе с числом членов более пятидесяти может быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива. Исполнительными органами кооператива является правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива.
К исключительной компетенции общего собрания членов кооператива относятся:
- утверждение устава кооператива, внесение изменений в него;
- определение основных направлений деятельности кооператива;
- прием в члены кооператива и исключение из членов кооператива;
- установление размера паевого взноса, размеров и порядка образования фондов кооператива; определение направлений их использования;
- образование наблюдательного совета и прекращение полномочий его членов, а также образование и прекращение полномочий исполнительных органов кооператива, если это право по уставу кооператива не передано его наблюдательному совету;
- избрание ревизионной комиссии (ревизора) кооператива, прекращение полномочий его членов;
- утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов, заключений ревизионной комиссии (ревизора) кооператива, аудитора;
- распределение прибыли и убытков кооператива;
- принятие решений о реорганизации и ликвидации кооператива;
- создание и ликвидация филиалов и представительств кооператива, утверждение положений о них;
- решение вопросов об участии кооператива в хозяйственных товариществах и обществах, а также о вступлении кооператива в союзы (ассоциации) [12].
Уставом кооператива к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива могут быть отнесены и другие вопросы деятельности кооператива.
Член кооператива вправе по своему усмотрению выйти из него. В этом случае ему должна быть выплачена стоимость пая или выдано имущество, соответствующее его паю, а также осуществлены другие выплаты, предусмотренные уставом кооператива.
Член кооператива вправе передать свой пай или часть его другому члену кооператива. Передача пая гражданину, не являющемуся членом кооператива, допускается лишь с согласия кооператива.
Важной характеристикой данной организационно-правовой формы хозяйственной деятельности является обязательность трудового участия членов в деятельности кооператива и распределение прибыли в соответствии с трудовым участием. Решение многих вопросов деятельности кооперативов относится на усмотрение членов кооператива.
В целях стимулирования кооперативного движения в стране 8 мая 1996 года был принят Федеральный закон № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» [6]. Этот закон регулирует отношения, возникающие при образовании, деятельности и прекращении деятельности кооперативов, осуществляющих производство, переработку, сбыт промышленной и иной продукции, торговлю, строительство, бытовое и иные виды обслуживания, добычу полезных ископаемых, других природных ресурсов, сбор и переработку вторичного сырья, проведение научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ, а также оказывающих медицинские, правовые, маркетинговые и другие не запрещенные законом виды услуг.
1.6. Государственные и муниципальные предприятия
В организационно-правовой структуре предпринимательства видное место принадлежит государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Они представляют собой звенья хозяйственной системы, объективно обусловленные достигнутым уровнем обобществления производства. В структуре административно-командной экономики государственные предприятия занимают место главного и ведущего звена хозяйственной системы; в рыночной же экономике им предстоит занять место равноправного субъекта в совокупности хозяйствующих образований, действующих на коммерческих принципах.
Государственные и муниципальные предприятия - это такие производственные (в широком смысле слова) образования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители [15].
Унитарный означает единый, не разделенный на части. Следовательно, государственное и муниципальное унитарное предприятие - это такая создаваемая государством и органами местного самоуправления коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Иными словами, это имущество не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками предприятия. В унитарной форме могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия.
Имущество, которым наделяются такие предприятия, находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятиям на праве хозяйственного владения или оперативного управления. Органом управления унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником (либо уполномоченным собственником органом).
Свою деятельность унитарные государственные и муниципальные предприятия строят на коммерческих принципах, сообразуя доходы с издержками и добиваясь увеличения прибыли. При этом по своим обязательствам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности, такие предприятия отвечают всем принадлежащим им имуществом. Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия. В равной мере и предприятие такого типа не отвечает по долгам собственника имущества. Таким образом, меры экономического обособления унитарных предприятий обозначены четко и жестко. Но есть ситуации, когда собственник имущества имеет право отдавать обязательные распоряжения предприятию и несостоятельность последнего вызвана действиями учредителя-собственника.
В составе государственных предприятий есть такие, которые, будучи образованными на базе федерального имущества, функционируют в режиме оперативного управления этим имуществом. Такие предприятия называются федеральными («казенными») предприятиями. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.
Опыт стран с рыночной экономикой позволяет утверждать, что государственные предприятия могут эффективно использоваться в системе государственного предпринимательства [14].
Государственное предпринимательство довольно широко представлено в странах с рыночной экономикой, прежде всего в отраслях, имеющих особо важное значение для экономики страны, либо в отраслях, требующих больших капитальных вложений и в которых частные и коллективные формы не могут обеспечить для себя достаточную норму прибыли для расширенного воспроизводства. Например, в Великобритании госсектор охватывает черную металлургию, добычу угля, средства связи, транспорт, аэрокосмическую промышленность, снабжение электричеством, газом. В целом на госсектор приходится около 25% основного капитала, 40% земли. В некоторых развитых странах государственные компании являются лидерами среди крупнейших промышленных фирм (например, «Рено» во Франции, «ИРИ», «ЭНИ» в Италии). Однако государственный бизнес выступает в этих странах в формах не ведомственных предприятий, а общественных («публичных») корпораций либо смешанных акционерных обществ.
Наиболее распространенной формой государственного предпринимательства является публичная корпорация. Такие корпорации создаются по правительственным указам в форме АО, все акции которых принадлежат государству. Такие АО не входят в систему органов государственного управления, они лишь согласовывают с ними планы своей деятельности и контролируются ими. Управляющие публичных корпораций назначаются государством, однако ни они сами, ни остальной персонал не считаются государственными служащими. В случае необходимости публичная корпорация легко преобразуется в смешанное акционерное общество.
Широкие возможности для участия государства в предпринимательской деятельности открываются благодаря смешанным формам, акции которых принадлежат и государству, и частным вкладчикам. В отличие от наших госпредприятий все разновидности государственного предпринимательства обязаны ежегодно издавать публичные годовые отчеты о своей производственно-коммерческой и финансовой деятельности, что позволяет государству корректировать, направлять их деятельность, а при необходимости - подвергать их реорганизации и даже ликвидации. Государственная общественная собственность, создавая объективную возможность концентрации всех видов в государственном масштабе, позволяет ускорить решение задач на макроуровне. В то же время как форма реализации общественных интересов она либо не учитывает, либо угнетает, тормозит удовлетворение интересов социальных групп и отдельных членов общества. Поэтому гипертрофированное развитие общественной формы собственности ведет к отчуждению непосредственных производителей от объектов собственности, а значит, к неизбежному снижению положительной мотивации в хозяйственной деятельности, к замедлению темпов экономического развития [8].
Практика показывает, что глубокое обновление госсобственности может успешно осуществляться путем ее реформирования, разгосударствления. Оно предполагает переход от монополии государственных предприятий к многообразию организационно-правовых форм. Большая часть государственных предприятий должна перейти к трудовым коллективам, членам общества как в совместное, так и индивидуальное владение.
Многие беды госсобственности связаны прежде всего с тем, что она чудовищно перегружена и ею трудно управлять. Надо оптимизировать размеры госимущества, довести их до разумных, управляемых объемов, что возможно при соответствующей денационализации. Процесс денационализации желательно проводить поэтапно, в первые годы сократить удельный вес госсектора до 50 - 60%, в последующие - довести до 30%. Во многих индустриально развитых странах при таком удельном весе удается обеспечить высокоэффективное функционирование хозяйства.
Выправить деформацию госсобственности вряд ли удастся, радикально не изменив взаимоотношения руководящих органов и предприятия. Трудовой коллектив и министерство должны наконец стать полноправными экономическими субъектами, партнерами.
В рыночной экономике государственные предприятия, с точки зрения организации своей хозяйственной деятельности, не отличаются от других субъектов рынка. Руководство государственного предприятия самостоятельно определяет его производственно-финансовую политику, рынки сбыта и т.п. С получаемой прибыли оно уплачивает такие же налоги, как и частные предприятия. Свои функции собственника государство реализует через назначение руководителя предприятия, а также через цены на продаваемую продукцию и финансирование из государственного бюджета. Особенностью государственных предприятий является, как правило, более низкий уровень оплаты труда и более высокая степень социальной защищенности работников. Зачастую экономическая эффективность государственных предприятий несколько ниже, чем в частном секторе.
Таким образом, государственные предприятия за счет больших размеров производства обеспечивают экономию текущих и единовременных затрат за счет масштабов производства (в некоторых отраслях большие затраты финансовых средств может обеспечить лишь государство), упрощается контроль над состоянием экономики оборонные отрасли требуют контроля и управления со стороны государства, более рационального использования активов за счет снижения затрат, связанных с конкуренцией.
К недостаткам государственных предприятий следует отнести [17]:
- отторжение производителя от собственности, ослабление мотивации к труду;
- монополизацию экономики, ослабление конкуренции;
- меньшую гибкость, невосприимчивость к запросам потребителей, медленную перестройку своего производства;
- зависимость от ведомств в определении стратегии деятельности, выборе руководителя, определении направлений использования прибыли.
1.7. Малые предприятия, их роль в становлении рынка
Важную роль в формировании антимонопольной структуры рынка, в преодолении не только ведомственного, но и экономического монополизма играют малые предприятия (МП).
К малым предприятиям относят вновь создаваемые и действующие в промышленности и строительстве предприятия с численностью работающих до 100 человек.
В качестве равнозначного критерия может быть использован объем хозяйственного оборота.
Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Малые предприятия быстрее осуществляют изменения в номенклатуре и ассортименте производимой продукции [19].
Малый бизнес мобилизует значительные финансовые и-производственные ресурсы, которые не могут быть использованы средними и крупными предприятиями. О возможностях малого бизнеса можно судить по опыту промышленно развитых стран, в экономике которых ему по ряду показателей принадлежит заметное, а подчас и ведущее место: на малый бизнес здесь приходится до 90 - 95% всех предприятий и до 20 - 60% валового национального продукта.
Существенный вклад вносит малый бизнес и в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. Немаловажна роль малого бизнеса в осуществлении прорыва по ряду важнейших направлений научно-технического прогресса, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В США на малый бизнес приходится 50% научно-технических разработок.
Заметен вклад малого бизнеса и в решение проблемы занятости. В промышленно развитых странах на него приходится до 70-80% новых рабочих мест.
Эти свойства малого предпринимательства содействуют образованию регулируемого, социально ориентированного рыночного механизма, преодолению нынешнего кризисного падения производства, стабилизации экономики и обеспечению предпосылок для быстрого и устойчивого экономического подъема в дальнейшем.
К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий фактически не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Для эффективного функционирования нашей экономики на рыночных началах нужно иметь 8 - 10 млн малых предприятий. Действует же по состоянию на 1 января 2001 г. 879,3 тыс. малых предприятий, в которых работают на постоянной основе 6,6 млн человек плюс 1,2 млн совместителей. Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства оценивает вклад малых предприятий в экономику страны в размере 12% ВВП [15].
Доля малых предприятий по секторам и отраслям составляет: торговля и общественное питание - 46%, промышленность - 15%, строительство - 14%, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка - 4%, наука и научное обслуживание - 4%, транспорт - 2%, сельское хозяйство - 2%, прочие - 13%. Это означает, что малое предпринимательство - как особый сектор рыночной экономики - не сформировалось.
Более того, развернувшиеся в настоящее время в России экономические процессы сдерживают образование сектора малого предпринимательства, а подчас ведут к ликвидации малых предприятий.
Сложившаяся экономическая политика негативно воздействует на малое предпринимательство. Либерализация цен, ускорившаяся инфляция привели к ликвидации финансовой базы мелкого бизнеса из-за обесценивания сбережений населения. Малое предпринимательство душат многочисленные и непомерные налоги. В результате малые предприятия ставятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости. С большим запозданием создан орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса - Государственный Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства. Статус этого комитета, скудность его финансовых средств говорят об ограниченности возможностей, предоставленных данному органу. В США федеральный орган, занимающийся аналогичными вопросами - Администрация малого бизнеса, - образован при президенте США [14].
Для решения широкого круга проблем становления малого предпринимательства необходима разработка комплексной государственной программы развития малого бизнеса. Она должна охватывать все стороны формирования и развития малого предпринимательства. Необходима тщательная отработка законодательства. Следует принять специальный закон о развитии малого предпринимательства, в котором бы фиксировались количественные и качественные критерии малого бизнеса, его права и обязанности, роль в рыночной экономике, а также предоставляемые ему льготы. Должна быть существенно упрощена и облегчена процедура учреждения малого предприятия.
Весьма остра проблема формирования финансовой базы малого предпринимательства. Для ее решения необходимо осуществить целую систему мер: обеспечить восстановление и индексацию банковских вкладов населения, сделать возможным получение льготного кредита при образовании малого предприятия и т.д. Немалую роль здесь могло бы сыграть учреждение системы кредитных корпораций, специализирующихся на кредитовании малого предпринимательства и получающих за это определенные налоговые льготы, кредитные ресурсы и гарантии от государства.
Малому предпринимательству должны быть предоставлены определенные финансовые льготы, которые обеспечивали бы равные условия с крупными предприятиями. Это льготы по налогообложению (освобождение от налога на прибыль в первые 2 года работы, понижение налоговых ставок и базы налогообложения), льготы в области кредитных отношений (предоставление беспроцентных кредитов или кредита по льготной ставке процента, а также безвозмездных субсидий на реализацию приоритетных научно-технических разработок) и т.п.
Особое место в разработке программы развития малого бизнеса должно быть уделено созданию необходимых условий для реализации потенциала малых предприятий в приоритетных направлениях научно-технического прогресса. Малое предприятие, оснащенное новейшей технологией или создающее таковую - это та форма предпринимательства, которая адекватна современным требованиям научно-технической революции.
Для привлечения ресурсов крупных предприятий на развитие малого предпринимательства необходимо использовать систему сотрудничества крупного и малого бизнеса (франчайзинг), особенно в торговле и сфере услуг. В этой системе крупная головная фирма предоставляет малому предприятию за плату исключительное право использовать торговую марку, выделяет кредит на льготных условиях, оказывает различные консультационные услуги [11].
О масштабах применения франчайзинга в США можно судить по тому, что в 1988 г. на такой основе функционировало свыше 0,5 млн предприятий с 7,3 млн занятых и суммой продаж свыше 640 млрд долларов в год.
Решение задач формирования малого бизнеса требует и определенной организационной перестройки, включающей повышение статуса Государственного Комитета поддержки малых предприятий и предпринимательства. Интересен опыт развития мелкого бизнеса в США.
В настоящее время в США действует около 8 миллионов малых фирм, дающих почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест. Малый бизнес охватывает в этой стране сферу услуг, переработку, посредничество, вторгается в наукоемкие отрасли.
Основа успеха развития мелкого бизнеса,- мощная государственная поддержка. Достаточно сказать, что в конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. А все государственные структуры, причастные к этому, насчитывают 4,5 тыс. сотрудников. Во главе стоит администрация малого бизнеса, в аппарате которой 1100 сотрудников. Главная их функция - поддержка малого бизнеса, в принципе чрезвычайно чувствительного к малейшим колебаниям рынка. В каждом штате - региональные отделения по 30-40 человек. Ни центральные, ни региональные чиновники не командуют малым бизнесом, а только откликаются на все просьбы, дают информацию о состоянии рынка. Они же делают экспертные заключения по предложениям всех, кто намеревается начать дело.
Система поддержки в США включает следующие компоненты. Во-первых, прямые дотации через бюджет. Суммарно это составляет около 300 миллионов долларов в год. Сумма невелика и в основном предназначена для покрытия убытков, от которых не застрахован малый бизнес. Дотации покрывают рисковые проекты инновационного характера, стимулирующие выпуск той продукции, за которую большой бизнес не берется. Во-вторых, размещая заказы на фирмах-гигантах, государство устанавливает обязательный процент заказов, которые гиганты обязаны передавать малому бизнесу (по типу субподряда). В-третьих, государство выступает в качестве гаранта при получении банковских кредитов. Поэтому мелкому или начинающему предпринимателю относительно легко получить кредит, Кстати, поддержкой малого бизнеса занимаются и их ассоциации. К примеру, фирма по изготовлению автомобильных пускателей входит в ассоциацию, включающую 550 тысяч мелких предприятий, и пользуется ее защитой в политических, государственных и прочих структурах. В-четвертых, малый бизнес имеет налоговые льготы. Суммарно налоги составляют 44% дохода (36% - национальные, 8%- налоги штата). Доля, облагаемая налогом, может сократиться, если фирма увеличивает вложения в социальную сферу или в развитие производства [17].
В США мелкие предприятия часто прекращают свою деятельность. Статистика свидетельствует: в первый год в США прекращает деятельность 40% мелких предприятий, во второй - 30%. Однако это не обязательно банкротство. Если бизнес не дает достаточной прибыли, предприниматель вправе все начать сначала. И при этом вновь получит государственную поддержку. Кстати, немало полезного в формах поддержки мелких предприятий в Болгарии, Венгрии. Здесь создан единый госфонд для покупки «ноу-хау» и лицензий на прогрессивные технологии и осуществляется приоритетное обеспечение малых предприятий средствами технического переоснащения производства в кооперации с западными фирмами.
Глава 2 Практические примеры выбора организационно-правовых форм предприятия
2.1. Отличительные признаки хозяйственных обществ
Каждая организация выбирая свою форму собственности прежде всего исходит из имеющихся у нее ресурсов (финансовых, материальных, инвестиционных и пр.) и вида деятельности, на которое направлено предприятие. Рассмотрим отличительные черты на примере хозяйственных обществ (Табл 2.1.) [8].
Таблица 2.1
Отличительные черты хозяйственных обществ
Показатель |
ООО |
ОАО |
ЗАО |
Определение |
Учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли, размеры которых определены уставным документом. |
Общество, уставной капитал которого разделен на части и свободно распространяется среди акционеров, которые могут отчуждать принадлежащие им доли без согласия других акционеров. |
Общество, уставной капитал которого разделен на части и рассредоточен среди ограниченного числа акционеров, обладающих правами на имущество ЗАО и несущими ограниченную ответственность. |
Эмиссия ценных бумаг |
Имеет право на эмиссию ценных бумаг, но не акций. Они распределяются между различными лицами. |
Эмиссия акций обязательна, но лишь после опубликования проспектов в СМИ и регистрации. Эмиссия ценных бумаг опциональна. |
Эмиссия акций для последующего публичного представления, соотносительно собственных уставных документов. |
продолжение табл. 2.1.
Уставной капитал |
Делится на любое количество долей, каждая из которых является объектом полного распоряжения своего владельца. |
Разделен на определенное число акций выполняющих роль титула собственности владельца, базы формирования дивиденда. |
Делится на акции, каждая из которых неделима. Доля акционера может быть поделена на акции, но части менее одной акции существовать не могут. |
Участники общества |
Не более 50. Возможности по управлению напрямую зависят от доли участника в уставном капитале. Заданный принцип закрытости: состав и количество участников фиксированы. Вступление требует согласия остальных участников. |
Не ограниченное количество участников, включая государство, его субъекты, или муниципальные образования. Влияние участника определяется свойствами акции: голосующая/не голосующая. Руководство стремится привлечь как можно большее количество участников. |
Оговаривается уставными документами. В случае числа участников более 50, общество в течении 1 года должно пройти процедуру преобразования в ОАО. Влияние участника зависит от размера его доли в уставном капитале. Аналогичный ООО принцип закрытости. |
Размер уставного капитала |
Не менее 100 ММРОТ. Может изменяться в дальнейшем, при соблюдении опр. процедур. |
Не менее 1000 ММРОТ. |
Не менее 100 ММРОТ. |
продолжение табл. 2.1.
Ликвидация общества |
Прибыль и имущество распределяется пропорционально доле участника, если иной порядок не указан в учредительных документах. |
Акционеры не получают имущества. |
Прибыль и имущество распределяется пропорционально доле участника, если иной порядок не указан в учредительных документах. |
Выход участника из общества |
Только если это разрешено условиями членства, участники имеют право потребовать выплаты их доли. |
Участники легко могут покинуть общество, продав/обменяв акции. |
Акционеры не вправе требовать возврата внесенных средств. Они лишь могут попросить общество переуступить акции другим акционерам, или третьим лицам. |
2.2. ООО «Азот – Черниговец»
Общество с ограниченной
ответственностью «Азот - Черниговец» создано по решению учредителей в
соответствии с Федеральным законом РФ от 08.02.98г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной
ответственностью» 29 декабря
Участники общества:
1. ЗАО «Черниговец», зарегистрированное администрацией г. Берёзовский 07.08.2000г.
2. ЗАО «Азот – Взрыв», зарегистрированное Московской регистрационной палатой 06.06.2002г.
Уставной капитал:
1. Для обеспечения деятельности Общества создан Уставной капитал Общества в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
2. Распределение долей Участников в Уставном капитале:
ЗАО «Черниговец» – обладатель доли размером 50% Уставного капитала. Номинальная стоимость принадлежащей ЗАО «Черниговец» доли уставного капитала Общества составляет 50000 рублей.
ЗАО «Азот – Взрыв» - обладатель доли размером 50% Уставного капитала. Номинальная стоимость принадлежащей ЗАО «Азот – Взрыв» доли уставного капитала Общества составляет 50000 рублей.
Количество голосов на Общем собрании Участников Общества распределяются пропорционально размеру доли участника в Уставном капитале.
ООО «Азот-Черниговец» занимается разработкой и производством взрывчатых материалов промышленного назначения. В их числе следующие виды:
- грануллиты;
- аммониты;
- специализированные марки аммиачной селитры.
Таким образом, видно, что данная компания крупная и охватывает большой рынок сбыта. Тем более ее учредителями являются две крупные компании. Так как учредителям нет необходимость продавать акции вновь созданной компании создается ООО, которая определяет отношение собственности (доли). В нашем случае 50/50. Среднегодовая прибыль от продаж компании составила 532000000 руб., а состав персонала насчитывает 320 человек.
2.3. ЧП Опарина
«ЧП Опарина» создано 05.09.2000г. Свидетельство «О внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004г.» №12111.
Место нахождения и почтовый адрес «ЧП Опарина»: 650000, Кемеровская область, г.Кемерово, бульвар Строителей, 39-109.
Предприятие находится в частной собственности Опариной Татьяны Ивановны, родившейся 22.11.1956 г. в г.Прокопьевске, Кемеровской области, в настоящее время проживающей в г.Кемерове.
Основным видом деятельности предприятия является производство верхней одежды.
Дополнительным видом деятельности – розничная торговля одеждой.
В основном предприятие производит женскую одежду:
- костюмы;
- платья;
- блузки;
- юбки.
Производство осуществляется в зависимости от сезона. Так в весенне-летний сезон основной упор делается на одежду из легких тканей.
В осенне-зимний сезон для производства используются более теплые материалы.
Вне зависимости от сезона наибольший удельный вес в производстве (примерно 70%) занимают брючные костюмы. Производство остальной одежды распределяется следующим образом: юбки (12%), блузки (12%), платья (6%).
Работы в «ЧП Опарина» выполняются ее Учредителем, а также работниками, принятыми на работу в установленном порядке по контрактам, трудовым и гражданско-правовым договорам.
Права и обязанности, трудовые отношения лиц, работающих в «ЧП Опарина» на условиях найма, продолжительность и распорядок рабочего дня, порядок предоставления выходных дней, отпусков, иные вопросы трудовой дисциплины регулируются законодательством о труде, коллективным трудовым договором, контрактами, другими договорами, правилами внутреннего трудового распорядка предприятия и иными внутренними документами, принимаемыми руководством предприятия.
Заработная плата каждого работника определяется конечными результатами его труда, личным вкладом работника в развитие предприятия и в размерах не ограничивается.
Структура управления организацией выглядит так (Рис. 1.).
Рис. 1. Организационная структура «ЧП Опарина»
Как показывает Рис. 1., организационная структура «ЧП Опарина» невелика. Всего на предприятии работают 28 человек.
Каждый работник «ЧП Опарина» выполняет свою работу согласно должностным инструкциям.
Таким образом, Опариной нет смысла открывать ООО, ОАО или ЗАО так как это требует уставного фонда (от 100 ММРОТ). При этом ее фирма не является крупной, годовой оборот прибыли от продаж не превышает 500 000 руб, а численность персонала составляет 28 человек. Данные показатели свидетельствуют, что фирма Опариной подходит под определение МП.
Заключение
Вид и способ структурного построения предприятия (фирмы, компании и т.п.), предусмотренные законами и другими нормами хозяйственного права, зависящие от формы собственности, объема и ассортимента выпускаемой продукции, формирования его капитала, характера и содержания деятельности, различающиеся по способу вхождения в различные межфирменные союзы, по методу ведения конкурентной борьбы и т.д., представляют собой организационно-правовые формы хозяйствования.
Согласно ГК РФ (часть первая) основными организационно-правовыми формами хозяйствования юридических лиц являются: хозяйственные товарищества (полное товарищество, коммандитное товарищество), хозяйственные общества (общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерные общества закрытого и открытого типов), производственные кооперативы, личные (индивидуальные) предприятия, государственные и муниципальные унитарные предприятия (основанные на праве оперативного управления и основанные на праве хозяйственного ведения); потребительский кооператив, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, ассоциации и союзы.
Все они способствуют эффективному функционированию национальной экономики, а также решению многих социальных проблем. Вместе с тем анализ специальной зарубежной литературы по предпринимательству и организации бизнеса показывает, что каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки в зависимости от производственно-экономической специфики хозяйства, его отраслевой принадлежности, демографических условий в регионе, культурных традиций данной страны и т.д. Поэтому заранее наделить, например, индивидуальные формы собственности во всех ситуациях безоговорочными преимуществами перед коллективными или государственными было бы некорректно, и наоборот. Все зависит от конкретной социально-экономической и производственно-хозяйственной ситуации в отрасли, регионе, стране.
Знание организационно-правовых форм бизнеса дает возможность предпринимателям успешно открывать и расширять собственное дело, принимать грамотные экономические и юридические решения. Без этих знаний в России невозможно построение цивилизованной системы предпринимательских отношений, которые, в свою очередь, являются основой экономического развития и процветания страны. Поэтому сейчас осуществляются постоянные преобразования и корректировки в этой области с целью создания упорядоченной системы функционирования и взаимоотношения различных фирм и предприятий.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ от 23 декабря 2003г. № 182-ФЗ.
2. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998г. № 14-ФЗ.
3. Федеральным законом «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г.
4. Федеральный закон «О конкуренции и рынках» от 22 мая 1991г.
5. Федеральный закон «О конкуренции» от 6 мая 1998 года № 70-ФЗ.
6. Федеральный закон «О производственных кооперативах» от 8 мая 1996 года № 41-ФЗ.
7. Булатов А.С. Экономика: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 896с.
8. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М,1997. – 608с.
9. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 718с.
10. Грузинова В.П. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, Юнити, 1998. – 535с.
11. Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. – СПб., 1992. – 378с.
12. Зайцев Н.А. Экономика организации. – М.: Экзамен, 2000. – 768с.
13. Кейлер В.А. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИН-ФРА-М; Новосибирск; НГАЭиУ, «Сибирское соглашение», 2000. – 132с.
14. Коуз Р. Фирма, рынок и право. - М.: Дело, 1993. – 343с.
15. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров, 2002. – 567с.
16. Основы предпринимательства. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 512с.
17. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия): Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2003. – 1012с.
18. Семенов В.М. Экономика предприятия: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. – 312с.
19. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 304с.
20. Смирнов Э. А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.-236с.