Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

1. Глава 1. Прибыль, ее сущность…………………………………..…….5

1.1. Сущность прибыли, виды прибыли……………………………5

1.2. Источники прибыли. Методы исчисления прибыли…………8

2. Глава 2. Значение прибыли предприятия в экономике……………...17

2.1. Методы планирования прибыли……………………………...17

2.2. Стимулирующая роль в экономике…………………………..23

Заключение………………………………………………………………..27

Список используемой литературы………………………………………29

Введение

В настоящее время в условиях рыночной экономики появляется все больше и больше предприятий различных сфер деятельности. Каждое предприятие стремится получить как можно большую прибыль при минимальных затратах. Для обеспечения прибыльности своего дела предпринимателю следует глубоко анализировать сложившуюся ситуацию на рынке, а также внутри своего предприятия. Достижение главной цели - максимизации прибыли - возможно только при правильном и продуманном планировании деятельности предприятия.

Постепенный переход России от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными «архитекторами» развития новых методов ведения экономики предприятия.

В рыночной экономике особое место отводится предпринимателю, способному выполнять исключительно важную функцию на предприятии –«зарабатывание прибыли».

Функционирование предприятия в условиях рынка предполагает поиск и разработку каждым из них собственного пути развития. Иными словами, чтобы не только удержаться, но и развиваться на рынке, предприятие должно улучшать состояние своей экономики: иметь всегда оптимальное соотношение между затратами и результатами производства; изыскивать новые формы приложения капитала, находить новые, более эффективные способы доведения продукции до покупателя, проводить соответствующую товарную политику и т.д.

Каждое предприятие самостоятельно принимает решение в части того, что, сколько и как производить товаров (оказывать услуг), где и как их реализовывать и, наконец, как распределять полученный доход (фонды возмещения, оплаты труда, накопления). По всем этим вопросам оно принимает решения в соответствии со своими интересами, отвечая своим имуществом за ошибки или неправильно выбранные действия.

Объект исследования – прибыль предприятия.

Предмет исследования – сущность, источники прибыли, стимулирующая роль в экономике.

Цель исследования – изучить сущность, источники прибыли, стимулирующая роль в экономике.

Задачи исследования:

1) рассмотреть сущность прибыли и ее виды;

2) проанализировать источники прибыли и методы ее исчисления;

3) рассмотреть методы планирования прибыли предприятия;

4) выявить стимулирующую роль прибыли в экономике.

1. Глава 1. Прибыль, ее сущность

1.1. Сущность прибыли, виды прибыли

Прибыль является важнейшей категорией рыночной экономики. Существует несколько трактовок понятия прибыль. Например, К. Маркс в «Капитале» определил прибыль как модифицированную, затемняющую свою сущность прибавочную стоимость. Источником прибавочной  стоимости  автор  «Капитала»  полагал  эксплуатацию, неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих. По Марксу, это внешняя форма проявления сущности буржуазного экономического строя, буржуазных производственных отношений. Таким образом - эксплуатация - это главное, что лежит в самой основе марксистской трактовке прибыли1.

Современная экономическая мысль рассматривает прибыль как доход от использования факторов производства, т.е. труда, земли и капитала2. Отрицая прибыль как результат эксплуатации, присвоения неоплаченного наемного труда, можно выделить следующие определения прибыли.

Во-первых, прибыль - это плата за услуги предпринимательской деятельности.

Во-вторых, прибыль - это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой.

В-третьих, прибыль - это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности. Риск может быть связан с выбором того или иного управленческого, научно-технического или социального    решения,  с тем или иным вариантом природно-климатических

____________________

1 Камаев В.Д. Основы экономической теории. – М.:ВЛАДОС,2000.-380с.

2 Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина. - М., 2000.-536с.

условий. Риск может быть связан и с непредсказуемыми обстоятельствами - стихийные бедствия, межнациональные и межгосударственные конфликты и т.п. Результаты риска могут быть кардинально различны - большая прибыль и, наоборот, ее уменьшение или даже разорение фирмы.

В-четвертых, это так называемая монопольная прибыль. Она возникает при монопольном положении производителя на рынке или при естественной монополии. Монопольная прибыль по большей части неустойчива1.

В  качестве  прибыли  в рыночной  экономике  понимают вознаграждение за использование специфического фактора производства -предпринимательства.  Предпринимательство  является  специфическим фактором, так как в отличие от капитала и земли - неосязаемо и не выступает в материально-вещественной форме. Поэтому с данных позиций довольно трудно определить количественно полученную предприятием прибыль.

В микроэкономике понятие прибыль определяется как величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими издержками, разница между доходами и расходами2.

Являясь важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации, прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.

Во-первых,  прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

______________________

1 Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина. - М., 2000.-536с.

2 Экономика: Учебник / Под ред. А.С.Булатова. - М.: Юристъ, 2001.-896с.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересованно в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия.

В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней1.

Различают следующие виды прибыли.

1) валовая прибыль, которая рассчитывается как разность между выручкой от продаж и се­бестоимостью реализованной продукции;

2) прибыль от продаж - это разность между выручкой от продаж и полной себестоимостью реализованной продукции. Полная себестои­мость реализованной продукции включает:

- себестоимость реализованной продукции;

- коммерческие расходы;

- управленческие расходы2;

3) прибыль от прочей реализации. У предприятия могут образоваться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях ин­фляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения. Поэтому от реализации ненужных товарно-матери­альных ценностей образуются не только прибыль, но и убытки.

4) прибыль от реализации излишних основных фондов исчисляется как разница    между    продажной    ценой   и   первоначальной  (или остаточ­ной)

_______________________

1 Экономика предприятия / Под ред. Ф.К. Беа. – М.: Инфра-М,1999.-354с.

2 Экономика предприятий / Под ред. Л.А. Семенова. - М., 1996.-328с.

стоимостью фондов, которая увеличивается на соответствующий индекс, законодательно устанавливаемый в зависимости от темпов ро­ста инфляции;

5) прибыль (убыток) от внереализационных операций рассчитывается в виде разницы между доходами и расходами по внереализационным операциям. Полученная предприятием общая сумма прибыли распре­деляется между предприятием и федеральным, региональным и мест­ным бюджетом путем уплаты налога на прибыль;

6) прибыль до налогообложения представляет собой разность между доходами и расходами от основной производственной, финансовой или инвестиционной деятельности предпринимательской организа­ции;

7) прибыль от обычной деятельности или прибыль после налогообло­жения рассчитывается как разность между прибылью до налогообло­жения и суммой налога на прибыль;

8) нераспределенная (чистая) прибыль — это разность между суммой прибыли от обычной деятельности и чрезвычайными доходами и чрезвычайными расходами предпринимательской организации. Нераспре­деленная прибыль является конечным финансовым результатом дея­тельности организации1.

1.2. Источники прибыли. Методы исчисления прибыли

Основными источниками прибыли предприятия являются:

1) выручка от реализации продукции (работ, услуг);

2) выручка от реализации основных и оборотных средств; 

3) выручка от реализации нематериальных активов;

4) доходы от внереализационных операций, среди которых можно выделить:

______________________

1 Берзинь И.М. Экономика фирмы. - М.: Институт международного права и экономики, 1997. - 253с.

- доходы, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий;

- доходы по ценным бумагам, принадлежащим предприятию;

- доходы от сдачи имущества в аренду;

- штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение договоров, а также суммы, причитающиеся в возмещение причиненных убытков в связи с нарушением договоров и др. 1

Анализ прибыли предприятия подразделяется на отдельные виды в зависимости от организации его проведения, объектов анализа, мас­штабов                     и т.д.

По организации проведения выделяют внутренний и внешний анализ прибыли.

Внутренний анализ проводится менеджерами предприятия или его собственниками с использованием всей совокупности имеющихся информативных показателей (включая данные управленческого уче­та). Результаты такого анализа, как правило, представляют коммерчес­кую тайну предприятия.

Внешний анализ могут осуществлять аудитор­ские фирмы, банки, налоговые органы, страховые компании, причем у каждого субъекта внешнего анализа могут быть свои индивидуаль­ные цели. Источником информации для проведения такого анализа являются данные финансового учета и отчетности предприятия2.

По периоду проведения анализ прибыли подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Предварительный ана­лиз связан с изучением условий формирования прибыли, ее распреде­ления или предстоящего использования.

______________________

1 Хрипач В.Я. Экономика предприятия. - Минск: НПЖ: «Финансы, учет и аудит», 1997. - 446с.

2 Экономика предприятия / Под Н.В. Сергеева. – М.: Финансы и статистика, 2000.-305с.

Как правило, речь идет о предварительном расчете ожидаемой прибыли по коммерческим сдел­кам, финансовым и инвестиционным операциям, планируемых пред­приятием в будущем. Текущий (или оперативный) анализ прибыли проводится в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятия с целью оперативного воздействия на фор­мирование или использование прибыли. Последующий (илиретроспективный) анализ осуществляется обычно за отчетный период (квар­тал, год) и позволяет полнее проанализировать результаты формирова­ния и использования прибыли предприятия в сравнении с предвари­тельным и текущим ее анализом, так как основан на результатах финансовой отчетности1.

По объектам анализа выделяют анализ формирования и анализ распределения и использования прибыли. Анализ формирова­ния прибыли проводится, как правило, в разрезе основных сфер дея­тельности предприятия - операционной, инвестиционной, финансо­вой. Он является основной формой анализа для выявления резервов повышения уровня прибыли предприятия. Анализ распределения и ис­пользования прибыли проводится по основным направлениям исполь­зования и призван выявить уровень потребления прибыли собственни­ками и работниками предприятия, общий уровень ее капитализации и конкретные формы ее производственного потребления в инвестици­онных целях2.

По масштабам выделяют анализ прибыли по предприятию в целом, по его структурным подразделениям и по отдельным операци­ям. Анализ прибыли по предприятию в целом исследует формирование, распределение и использование   прибыли   на    предприятии   без   выделе­ния   отдельных его

___________________

1 Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятий. – М.: ИНФРА-М,2004.-296с.

2 Григорьев В.В. Оценка предприятий. – М., 1998.-276с.

структурных подразделений; анализ прибыли по отдельным структурным подразделениям. Предметом анализа прибыли по отдельным операциям, осуществляемым предприятием, может быть прибыль по отдельным коммерческим сделкам предприятия; отдель­ным операциям, связанным с краткосрочными или долгосрочными финансовыми вложениями; отдельным завершенным проектам и др.1

Анализ прибыли предприятия включает:

- исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период;

- исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ);

- изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ);

- исследование влияния факторов на прибыль (факторный анализ)2.

В ходе анализа прибыли рассчитываются следующие показатели:

1)    абсолютное отклонение:

DП = П1 – П0,

где П0 – прибыль базисного периода;

      П1 – прибыль отчетного периода;

      DП – изменение прибыли.

2) темп роста (Пi / П0 )  * 100%;

____________________

1 Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятий. – М.: ИНФРА-М,2004.-296с.

2 Экономика предприятия / Под ред. Ф.К. Беа. – М.: Инфра-М,1999.-354с.

3) уровень каждого показателя в % к выручке от реализации

Пi

--- * 100%,

В

где В – выручка от реализации.

Показатели рассчитываются в базисном и отчетном периоде.

4) изменение структуры

DП – УП1 – УП0,

где УП1 – уровень отчетного периода;

УП0 – уровень базисного периода.

5) проводится факторный анализ.

На сумму прибыли отчетного периода влияют все показатели – факторы, определяющие ее1:

Пб = В – С – КР – УР + %пол. - %упл. + ДрД + ПрД – ПрП + ВнД – ВнД

                              13

– ВнР + ЧД – ЧР = ΣХi

                                                 i=1

Это факторная модель аддитивного вида.

Методика расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции включает следующие шаги:

1. Расчет влияния фактора «Выручка от реализации».

При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции.

­

_______________________

1 Григорьев В.В. Оценка предприятий. – М., 1998.-276с.

Предположим, что цены на продукцию в отчетном периоде возросли по сравнению с базисным в среднем на К%.

                                                    100 + К

Тогда индекс цены Jц = ---------------.

                                                         100

Следовательно, выручка от реализации в отчетном периоде сопоставимых ценах будет равна

           B1

В= ---------- ,

            Jц

где В – выручка от реализации в сопоставимых ценах;

      В1  - выручка от реализации продукции в отчетном периоде;

      Jц  - индекс цены.

Влияние на сумму прибыли от реализации (Пр) изменения выручки от реализации (исключая влияние изменения цены) можно рассчитывать следующим образом:

              [(В1 – В0) - DBц] * Rр0

ΔПР(В) = -----------------------------

                           100

где ΔПР(В) – изменение прибыли от реализации под влиянием фактора «Выручка»;

В1 и В0 – выручка от реализации отчетного и базового периодов, определенная в соответствии с изменением цены;

Rр0 – рентабельность продаж в базисном периоде1.

_______________________

1 Экономика предприятий / Под ред. Л.А. Семенова. - М., 1996.-328с.

2. Расчет влияния фактора «Цена».

Для определения степени влияния изменения цены на изменение суммы прибыли от реализации необходимо сделать следующий расчет:

                            В1

                   (В1 - ------) * Rр0

                             Jц

ΔПР(Ц) = ----------------------------.

                            100

3. Расчет влияния фактора «Себестоимость реализации» осуществляется следующим образом:

                В1 (УС1 – УС0)

ΔПР(С) = --------------------------,

                        100

где УС1 и УС0 – соответственно уровни себестоимости в отчетном и базисном периодах1.

4. Далее аналогично определяем влияние на изменение прибыли коммерческих и управленческих расходов, а также прочих, внереализационных, чрезвычайных доходов и расходов.

Все показатели нужно разделить на факторы прямого и обратного влияния по отношению к прибыли. На какую величину увеличивается (уменьшается) показатель – фактор «прямого действия», - на такую же величину увеличивается (уменьшается) прибыль. Факторы «об­ратного действия» (расходы) влияют на сумму прибыли наоборот.

_______________________

1 Экономика предприятий / Под ред. Л.А. Семенова. - М., 1996.-328с.

Таким образом, можно обобщить влияние факторов, воздействую­щих на прибыль от реализации и, следовательно, на прибыль отчетно­го периода (табл. 1)1.

Таблица 1

Влияние факторов на прибыль

Показатели-факторы

Характер влияния на сумму прибыли

1.Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг

Прямое действие

2. Изменение цен на реализованную продукцию

Прямое действие

3. Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг

Обратное действие

4. Коммерческие расходы

Обратное действие

5. Управленческие расходы

Обратное действие

6. Проценты к получению

Прямое действие

7. Проценты к уплате

Обратное действие

8. Доходы от участия в других организациях

Прямое действие

9. Прочие операционные доходы

Прямое действие

10. Прочие операционные расходы

Обратное действие

11. Прочие внереализационные доходы

Прямое действие

12. Прочие внереализационные расходы

Обратное действие

13. Чрезвычайные доходы

Прямое действие

14. Чрезвычайные расходы

Обратное действие

Влияния на прибыль отчетного года

Стр.1+2-3-4-5+6-7+ 8+9-10+11-12+13-14

____________________

1 Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятий. – М.: ИНФРА-М,2004.-296с.

Таким образом, по результатам первой главы можно сделать следующие выводы:

1. Прибыль является важнейшей экономической категорией. По                        К. Марксу, прибыль – это  модифицированная прибавочная стоимость. В современной экономической мысли прибыль – это доход от использования факторов производства.

2. Основными видами прибыли являются: валовая прибыль, прибыль от продаж, от прочей реализации, от реализации излишних основных фондов, от внереализационных операций, прибыль до налогообложения, от обычной деятельности, нераспределенная прибыль.

3. Анализ прибыли предприятия подразумевает исследование:  абсолютной величины прибыли; динамики показателей прибыли; структуры прибыли; влияние отдельных факторов на динамику прибыли.

2. Глава 2. Значение прибыли предприятия в экономике

2.1. Методы планирования прибыли

Определяющая роль прибыли требует правильного ее исчисления. От того, насколько обоснованно определена плановая прибыль, во мно­гом будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснован­ным, что позволит осуществить финансирование инвестиций и инно­ваций, прирост собственных средств, создание эффективных систем организации и стимулирования труда, своевременную выплату нало­гов в бюджет1. Следовательно, планирование прибыли на предприяти­ях имеет большое значение не только для предпринимателей, но и для национальной экономики в целом.

Многообразие форм и направлений деятельности предприятий и существующая система налогообложения требуют раздельного планиро­вания прибыли по ее видам. Раздельно планируется: прибыль от реали­зации товарной продукции; прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера; прибыль от реализации имущества; при­быль от внереализационных доходов2.

Соответственно, существуют различные методы планирования прибыли по видам. Наиболее подробно разработаны в теории и успешно применяются на практике методы планирования прибыли от реализа­ции товарной продукции. В отечественной практике чаще применяют­ся метод прямого счета и аналитический метод.

_____________________

1 Экономическая теория: учебник / Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА-М, 2001.-714с.

2 Горфинкель В.Я. и др. Экономика предприятия. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 367с.

Метод прямого счета используют, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах с полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов:

П = (В * Ц) - (В * С),

где П - плановая прибыль;

       В - выпуск товарной продукции в плановом периоде в натуральном выражении;

       Ц - цена за единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

       С - полная себестоимость единицы продукции1.

Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой продукции в планируемом периоде по полной себестои­мости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и това­ров отгруженных на начало и конец планируемого периода.

Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен, но он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на ее рост и при боль­шой номенклатуре продукции очень трудоемок2.

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также в качестве дополнительного к методу прямого счета в целях проверки и контроля последнего.

Преимущество метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.

_______________________

1 Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 208с.

 2 Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. – М.: Высш. шк., 1997. – 453 с.

При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравни­мой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из следующих этапов:

- определение базовой рентабельности, как частного от деления прибыли за отчетный период на полную себестоимость сравни­мой товарной продукции за тот же период;

- исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного периода и определение прибыли от реализации товарной продукции исходя из базовой рентабельности;

- учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение (повышение) себестоимости сравнимой продукции, повыше­ние ее качества, изменение ассортимента, цен и т.п.1

При этом методе прибыль по несравнимой товарной продукции рассчитывается отдельно. Учитывается также прибыль, которая может быть получена от реализации остатков готовой продукции, находящихся на складах предприятия на начало и конец планируемого периода, и при­быль, воплощенная в товарах, отгруженных на начало и конец периода.

Кроме прибыли от реализации товарной продукции, в составе ва­ловой прибыли рассчитывается прибыль от реализации прочей про­дукции и услуг, прибыль от реализации имущества, а также планиру­емые внереализационные доходы и расходы. При этом применяются как традиционные, так и специальные методы (экспертные, статис­тические, экономико-математические и др.).

В ряде случаев применяется метод совмещенного расчета прибыли. При его использовании применяются элементы первого и второго мето­дов.

____________________

1 Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 208с.

Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого периода и себестоимость отчетного года определяются методом прямого счета, а воздействие на прибыль отдельных факторов с помощью аналитическо­го метода.

Исчисление оптимальной величины прибыли является важнейшим элементом планирования предпринимательской деятельности на современном этапе хозяйствования.

Для прогнозирования максимально возможной прибыли целесооб­разно применять различные методы ее определения.

Кроме вышеназванных, существуют методы финансового анализа, применяемые с целью оперативного и стратегического планирования. Например, операционный анализ, называемый также анализом «издержки-стоимость-объем-прибыль» («costs-volume-profit» — «CVP»), который позволяет отслеживать и увязывать в единую систему финан­совые результаты бизнеса, издержки и объемы производства1.

Ключевыми элементами операционного анализа служат: производ­ственный (операционный) рычаг, порог рентабельности и запас фи­нансовой прочности предприятия.

Использование этих ключевых элементов в системе операционного анализа базируется, в частности, на сопоставлении выручки от реали­зации продукции с общей суммой затрат, подразделяемых на постоян­ные (условно-постоянные), переменные (условно-переменные) и сме­шанные.

Известно, смешанные затраты в среднем составляют небольшой удельный вес в структуре себестоимости, что позволяет сосредоточить внимание на постоянных и переменных расходах и выявить их влия­ние на величину прибыли. Дело в том, что прирост прибыли зависит от относительного изменения переменных или постоянных затрат.

______________________

1 Берзинь И.М. Экономика фирмы. - М.: Институт международного права и экономики, 1997. - 253с.

На использовании данного тезиса базируются обоснования ряда методик, позволяющих определить величину прибыли в плановом пе­риоде.

Часто используются методы, основанные на «эффекте производственного рычага», под которым в предпринимательской терминоло­гии экономически развитых стран, понимают такое явление, когда с изменением выручки от реализации продукции происходит более интенсивное изменение прибыли в ту или иную сторону.

То есть чем выше удельный вес постоянных затрат и соответственно ниже удельный вес переменных затрат при неизменной сумме выруч­ки от реализации, тем сильнее «эффект производственного рычага», - и наоборот.

Когда же выручка от реализации снижается, сила воздействия «ры­чага» возрастает как при повышении, так и при понижении удельного веса постоянных затрат в общей их сумме, т.е. каждый процент сниже­ния выручки дает все больший и больший процент снижения прибыли, причем сила «рычага» возрастает быстрее, чем увеличиваются по­стоянные затраты.

При возрастании выручки от реализации, если порог рентабельнос­ти пройден, сила воздействия рычага убывает: каждый процент приро­ста прибыли дает все меньший и меньший процент прибыли.

Сила воздействия «производственного рычага» в значительной сте­пени зависит от уровня фондоемкости, т.е. чем больше основной капи­тал, тем больше постоянные затраты.

Но при скачке постоянных затрат, диктуемом интересами дальней­шего наращивания выручки предприятия, приходится проходить но­вый порог рентабельности.

Порог рентабельности - это такая выручка от реализации, при ко­торой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей1.

________________________

1 Экономика предприятия:  Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Сафронова. - М.: Юристъ, 1998.-302с.

Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю, т.е.                    

           Прибыль = Валовая маржа - Постоянные затраты = 0,

                                              или, что то же

                   Порог рентабельности = Постоянные затраты

                  / Валовая маржа в относительном выражении

Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое положение предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидности средств, т.е.

Запас финансовой прочности =

= Выручка от реализации - Порог рентабельности

Сила воздействия операционного «рычага», как уже отмечалась, зависит от относительной величины постоянных издержек.

Так, для предприятий, отягощенных производственными фондами, высокая сила операционного «рычага» представляет значительную опасность: в условиях экономической нестабильности, падения платежеспособного спроса и инфляции каждый процент снижения выручки обора­чивается резким снижением прибыли и вхождением предприятия в зону убытков1.                              

________________________

1 Экономика предприятия:  Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Сафронова. - М.: Юристъ, 1998.-302с.

Рассмотренные выше методы определения прибыли создают возможность при их применении планировать на перспективу размеры прироста прибыли, определять направления ее максимизации и заблаговременно принимать меры по оптимизации структуры затрат в целях укрепления финансового положения предприятия и его дальнейшего эффективного развития.

2.2. Стимулирующая роль в экономике

В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками.

Работа предприятия в условиях перехода к рыночной экономике связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда1.

_______________________

1 Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина. - М., 2000.-536с.

Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения.

Однако, прибыль не может рассматриваться в качестве единственного и универсального показателя эффективности производства.

Если темпы роста стоимостных показателей превышают темпы роста производства конкретных видов продукции в натуральном выражении, имеет место снижение эффективности использования производственных ресурсов в расчете на единицу его полезного эффекта. Это находит выражение и в повышении материалоемкости, трудоемкости, зарплатоемкости, фондоемкости и, в конечном счете, себестоимости единицы конкретных видов продукции в натуральных измерениях. В величине и темпах роста прибыли недостаточно полно отражается изменение объема и эффективности использования основных фондов и оборотных средств1.

Дополнительная прибыль может быть получена при увеличении объема производственных фондов и снижения эффективности их использования2.

Изменение экономических показателей за любой временной период происходит под влиянием множества разнообразных факторов. Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет важное значение для определения основных направлений, поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.

______________________

1 Экономическая теория: учебник / Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА-М, 2001.-714с.

2 Экономика: Учебник / Под ред. А.С.Булатова. - М.: Юристъ, 2001.-896с.

Выделяют экстенсивные и интенсивные факторы, оказывающие влияние на прибыль.

К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменения численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий)1.

В процессе осуществления производственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости.

Первичные факторы производства воздействуют на прибыль через систему обобщающих факторных показателей более высокого порядка. Эти показатели отражают, с одной стороны, объем и эффективность использования их потребленной части, участвующей в формировании себестоимости.

Таким образом, по результатам второй главы можно сделать следующие выводы:

1. Прибыль, точнее, ее максимизация выступает непосредственной целью производства в любой отрасли национальной экономики.

2. Основными методами планирования прибыли являются: метод прямого счета; аналитический метод и метод совмещенного расчета.

______________________

1 Экономическая теория: учебник / Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина,              Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА-М, 2001.-714с.

3. Стимулирующая роль прибыль заключается в том, что рост прибыли отдельных предприятий страны прямо пропорционально влияет на развитие экономики данной страны за счет включения прибыли в макроэкономические показатели.

4. Одни и те же элементы процесса производства, а именно средства труда, предметы труда и труд, рассматриваются, с одной стороны, как основные первичные факторы увеличения объема промышленной продукции, а с другой - как основные первичные факторы, определяющие издержки производства.

5. Поскольку прибыль представляет собой разность между объемом произведенной продукции и ее себестоимостью, то ее величина и темпы роста зависят от тех же трех первичных факторов производства, которые воздействуют на прибыль через систему показателей объема промышленной продукции и издержек производства. 

Заключение

Итак, показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйственной деятельности предприятия. Важнейшими среди этих показателей являются показатели дохода и прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия. Прибыль, как конечный финансовый результат деятельности предприятия представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции  с учетом убытков от различных  хозяйственных операций. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты НДС и акцизного налога в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования. Для анализа финансовых результатов используются такие показатели прибыли: выручка от реализации продукции, работ, услуг, валовой доход, балансовая прибыль, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль, рентабельность.

Максимизация прибыли путем изменения доли переменных и постоянных затрат открывают возможность предпринимателям планировать на перспективу размеры прироста прибыли в зависимости от хозяйственных успехов в производстве конкурентоспособной продукции и заблаговременно принимать соответствующие меры по изменению в ту или иную сторону величины переменных и постоянных затрат. Ориентировочные расчеты прибыли важны не только для самих предприятий, производящих и реализующих продукцию (услуги), но и для акционеров, инвесторов, поставщиков, кредиторов, банков, связанных с деятельностью данного предприятия, участвующих своими средствами в формировании его уставного капитала. Поэтому планирование оптимального размера прибыли в современных экономических условиях является важнейшим фактором успешной предпринимательской деятельности.

Список используемой литературы

1. Берзинь И.М. Экономика фирмы. - М.: Институт международного права и экономики, 1997. - 253с.

2. Горфинкель В.Я. и др. Экономика предприятия. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 367с.

3. Григорьев В.В. Оценка предприятий. – М., 1998.-276с.

4. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 208с.

5. Камаев В.Д. Основы экономической теории. – М.:ВЛАДОС,2000.-380с.

6. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина. - М., 2000.-536с.

7. Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. – М.: Высш. шк., 1997. – 453 с.

8. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятий. – М.: ИНФРА-М,2004.-296с.

9. Хрипач В.Я. Экономика предприятия. - Минск: НПЖ: «Финансы, учет и аудит», 1997. - 446с.

10.            Экономика предприятий / Под ред. Л.А. Семенова. - М., 1996.-328с.

11. Экономика предприятия / Под Н.В. Сергеева. – М.: Финансы и статистика, 2000.-305с.

12. Экономика предприятия / Под ред. Ф.К. Беа. – М.: Инфра-М,1999.-354с.

13. Экономика предприятия:  Учебник для вузов / Под ред.                          Н.А. Сафронова. - М.: Юристъ, 1998.-302с.

14. Экономическая теория: учебник / Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА-М, 2001.-714с.

15. Экономика: Учебник / Под ред. А.С.Булатова. - М.: Юристъ, 2001.-896с.