Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

1. Теория фирмы………………………………………………………………4

2. Организационные формы бизнеса: их преимущества и недостатки……8

    2.1. Индивидуальные предприниматели………………………………….9

    2.2. Хозяйственные товарищества……………………………………….10

    2.3. Хозяйственные общества…………………………………………….12

    2.4. Производственные кооперативы…………………………………….15

    2.5. Государственные и муниципальные предприятия…………………17

    2.6. Малые предприятия………………………………………………….19

Заключение…………………………………………………………………..21

Список литературы………………………………………………………….23

Введение

Переход российской, как и любой другой, экономики к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства (бизнеса).

Предпринимательство в разных экономических областях различается по форме и особенно по содержанию операций и способам их осуществления. Но характер деятельности накладывает значительный отпечаток на вид товаров и услуг, которые предприниматель  производит или оказывает. Предприниматель может сам производить товары и услуги, приобретая только факторы производства. Он также может приобретать готовые товары и перепродавать его потребителю. Наконец, предприниматель может только соединять производителей и потребителей, продавцов и покупателей.

Организационно-правовые формы хозяйственной деятельности в условиях рынка характеризуются большим многообразием. Наиболее значимыми признаками, отличающими одну организационно-правовую форму хозяйствования от другой, являются:

- статус собственника применяемого капитал;

- способ распределения прибыли и убытков;

- количество участников данного хозяйственного объединения;

- форма управления;

- источники имущества, составляющего материальную основу хозяйственной деятельности данного субъекта;

- пределы имущественной ответственности.

Разнообразие форм и методов ведения собственного дела регулируются и регламентируются государством. Каждый вид деятельности и каждая организационно-правовая форма имеют свои особые черты, свою специфику и свою определенную «нишу» в экономической жизни государства.

1. Теория фирмы

Анализ появления и существования фирмы впервые был представлен в работе Рональда Коуза «Природа фирмы» (1937 г.), который должен представлять собой анализ трансакционных затрат, и принцип сравнительного институционального анализа, когда для целей исследования сравниваются различные институты (в отличие от декомпозиционного, предельного и пр.) [3].

Современные теории фирмы четко разграничивают понятие предприятия, как технологического процесса, и фирмы, как институциональной единицы.

В неоинституциональном направлении теории фирмы, фирма представляет собой набор контрактов, т.е. некая иерархия осуществляющая управление контрактными отношениями и обладающая преимуществами по сравнению с рыночной организацией, иначе все трансакции совершались на рынке и фирма была бы не нужна (О. Уильямсон). Основное отличие в определении фирмы институционального подхода от традиционного микроэкономического состоит в том, что фирма не отождествляется с производственной функцией, а представляет собой структуру управления и объект собственности (право на остаточный доход (прибыль) и на остаточный контроль).

Анализ трансакционных издержек.

Любая трансакция сопровождается издержками, эти издержки по способу организации сделки можно подразделить на:

- издержки координации, связанные с координацией участников сделки, т.е. определение цен, деталей сделок и пр. - затраты на обеспечение, переработку и анализ информации;

- издержки мотивации, обусловленные необходимостью создания стимулов для согласования интересов в рамках контракта [3].

Классификация трансакционных издержек возможна по атрибутам трансакций (частота, долговременность, неопределенность, специфичность активов), эти характеристики трансакций отражается в структуре управления фирмы (У-, Х- и М-структуры), но здесь интересны именно эти издержки координации и мотивации, поскольку рассматривается только способ организации, т.е. рынок или фирма.

Если трансакция совершается на рынке, то ценовой механизм обеспечивает координацию потоков денег и благ с некоторыми издержками, при этом считается, что всю необходимую для координации информацию несет цена. При внутрифирменной трансакции эту роль на себя берет иерархия тоже с издержками. Поскольку анализ механизма цен достаточно хорошо изучен, то больше внимание уделяется внутрифирменной контракции [3].

К премуществам фирмы перед рынком можно отнести:

- преимущества в управлении больший выбор и точность инструментов по сравнению с рынком:

- координация и мотивация подразделений, что не могут обеспечить ни долговременные контракты, ни сговор, т.к. при сговоре есть всегда соблазн начать ценовую войну, притом, что немедленное наказание за выход из соглашения не последует, такая внутрифирменная координация позволяет избежать не нужного конкурирования внутри корпорации;

- центр распределяет ресурсы в соответствии с результативностью подразделений, что дает возможность оперативно инвестировать перспективные проекты, при сохранении полного контроля за инвестициями, который не возможен в случае инвестиций «извне» (невозможна защита инвестиций);

- корпорация обладает конституциональным правом разрешения конфликтов: если межфирменные конфликты разрешаются в арбитраже, что требует больших финансовых и временных затрат, то внутрифирменное разрешение конфликтов - это привилегия высшего менеджмента - более эффективный механизм согласования интересов подразделений корпорации.

- преимущества в мотивации: согласование интересов в рамках общей концепции (миссии) фирмы, больший выбор в стимулах и сокращение времени на разработку контрактов, все выгоды «долгосрочного контракта» [2].

Преимущества в обработке информации:

- фирма имеет полный и дешевый доступ к требуемым данным - экономия на сборе информации;

- риск невыполнения контракта заменяется риском невыполнения плана отдельным подразделением, который имеет меньшие экономические стимулы и более эффективные способы корректировки со стороны руководства корпорации [2; 5].

Неотъемлемые структурные преимущества: например, в сокращении информационных потоков, т.е. повышение действенности информации (убедительность и точность).

Границы фирмы.

В классической теории организации промышленности действует «традиция негостеприимства», т.е. любая интернализация контрактов фирмой (горизонтальная или вертикальная интеграция), воспринимается как попытка увеличения монопольной власти и получение сверхприбыли. При этом игнорируется возможность экономии не только на эффекте масштаба, но и на трансакционных издержках, вследствии использования более эффективной структуры управления контрактами.

Если бы один способ организации контрактов, рынок или фирма, был бы совершенным, то он остался единственным. В современной экономической системе действуют не только огромные мультинациональные корпорации, но и мелкие фирмы, из этого можно сделать вывод, что экспансия фирмы ограничена ростом издержек из-за усложнения структуры управления, потери контроля и пр. Эти издержки связаны прежде всего с ограниченной рациональностью, которая сужает горизонт планирования, и оппортунизмом, ограничивающем полную гармонизацию интересов внутри фирмы.

Определение границ фирмы связано с тем, какие сделки совершаются на рынке, а какие при помощи внутрифирменных отношений. Например, интеграция с поставщиком - способ интернализировать контракт на поставку. При анализе интеграции с точки зрения трансакционных издержек, сравнивают выгоды от интернализации контракта и трансакционные издержки внутрифирменной структуры управления этим контрактом. Это и определяет размер фирмы [4].

В подтверждение данной гипотезы можно привести тенденцию к глобализации бизнеса (с серидины прошлого столетия), которую можно связать с развитием эффективных структур управления, позволяющих получать преимущества не только в технологии, но и в структуре и в управлении.

Принятие решений и их эффективность

Принятие решений на рынке и внутри фирмы различно, отсюда возможный выигрыш или проигрыш в эфективности. Рыночная структура (полиархия) - любое лицо может принять предложение и осуществить его. Внутрифирменная организация трансакций (иерархия) - предварительные предложения по распределению ресурсов исходят от нижнего уровня и одобряются на верхнем уровне, проходя процедуры одобрения и претерпевая искажения [1]. С точки зрения эффективности, иерархия исключает некоторые хорошие предложения, а полиархия может одобрить неэффективные.

Таким образом, эффективность структуры управления трансакциями определяется выгодами и затратами, и в зависимости от соотношения издержек той или иной структуры управления (рыночной или внутрифирменной) осуществляется выбор. Но следует учесть, что институт как результат сложного взаимодействия различных сил редко служит только одной цели, поэтому при анализе реальных ситуаций необходимо применять системный подход. Институциональная теория фирмы дает возможность анализа институтов управления, но никоим образом не детерминирует все возможные отношения как на рынке, так и внутри фирмы.

2. Организационно-правовые формы юридических лиц в России

Предпринимательство (бизнес) может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают государственное и частное предпринимательство.

В этом случае за основу классификации принято право собственности на осуществление предпринимательских функций.

Каждый из этих видов предпринимательства имеет отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае осуществление такой деятельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.

Частное предпринимательство – форма осуществления экономической активности от имени предприятия или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности) [1].

Государственное предпринимательство – форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного:

- государственными органами управления, которые уполномочены в соответствии с действующим законодательством управлять государственным имуществом;

- органами местного самоуправления [1; 5].

Государственное предпринимательство, как показывает опыт, не может осуществляться столь же эффективно, сколь частное предпринимательство. Основная причина заключается в том, что предпринимательские функции всегда осуществляют конкретные люди. В частном предпринимательстве эти функции исполняют заинтересованные в процветании предприятия люди, проявляющие способности к делу. В государственном секторе за осуществление предпринимательских функций принимаются люди, назначаемые на основании стажа, а не по заслугам.

Основными формами бизнеса (предпринимательства) сегодня являются: индивидуальное предпринимательство; хозяйственные товарищества; хозяйственные общества; производственные кооперативы; государственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия.

 

2.1. Индивидуальные предприниматели

Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения [1].  Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия.

Преимущества. Индивидуальные предприниматели в наибольшей степени приближены к рыночному спросу. Непосредственно работая с потребителями и поставщиками, они способны быстро реагировать на самые незначительные колебания конъюнктуры. Осуществляя производство в незначительных масштабах, они могут быстро переориентировать его на выпуск более конкурентоспособной продукции. Оперативность и гибкость - важнейшие преимущества индивидуальной формы предпринимательской деятельности. 

Вместе с тем, индивидуальное предпринимательство имеет и ряд недостатков. Во-первых, отдельный предприниматель не в силах организовать крупное производство, так как его финансовые возможности ограничены. Во-вторых, осуществление одним человеком разных функций - управленческой, снабженческой, финансовой, маркетинговой и кадровой - снижает эффективность руководства в целом как в силу чрезмерной нагрузки, так и по причинам недостатка знаний. Привлечение же к решению этих вопросов посторонних лиц или организаций ведет к снижению мотивации и рассредоточению ответственности, что нежелательно для предпринимателя. И все же наиболее значительным недостатком индивидуальной формы предпринимательства является полная хозяйственная ответственность предпринимателя. Риск очень высок, и это сдерживает новаторские возможности индивидуального предпринимателя [1; 5].

Стоящие перед индивидуальным предпринимателем проблемы ограниченности ресурсов и высокого риска могут быть в известной степени преодолены посредством организации товарищества.

2.2. Хозяйственные товарищества

Хозяйственное товарищество - это коммерческая организация, обладающая на правах собственности обособленным имуществом, с разделением на доли уставным или складочным капиталом [5].

Товарищество может создаваться:

- индивидуальными лицами;

- индивидуальными лицами и коммерческими организациями;

- коммерческими организациями [5].

Существует полное товарищество и товарищество на вере.

Полное товарищество (товарищество с неограниченной ответственностью) образуется на основе договора между его участниками о совместной предпринимательской деятельности, предусматривающего их взаимные обязательства и распределение доходов при условии полной и солидарной ответственности [1].

Полная (неограниченная) ответственность означает, что участники товарищества отвечают по всем обязательствам, возникающим в связи с его функционированием, всем своим имуществом, независимо от его включенности в капитал товарищества.

Солидарная ответственность означает, что имущественные претензии могут быть предъявлены в полном размере к любому из участников товарищества по выбору кредитора.

Как правило, полные товарищества представляют из себя небольшие (по числу участников) фирмы, ведущие торговую и консалтинговую (например, адвокатскую) деятельность. Законодательство многих стран (в том числе, российское) предусматривает употребление в названии такого товарищества хотя бы одного из участников. Если таковых много, то в названии используются сокращения.

Товарищество на вере (коммандитное) - это такое товарищество, в котором хотя бы один компаньон отвечает по обязательствам всем своим имуществом, а другой (другие) – ограничено, только своим вкладом

Складочный капитал товарищества формируется на основе вкладов и долей, вносимых его участниками. Именно в возможности внесения в складочный капитал вкладов или долей и проявляется отличие товарищества на вере от полного товарищества. Участники, которые вносят свои доли в формируемый складочный капитал товарищества на вере, именуются полными товарищами. Участники, которые вносят в складочный капитал не доли, а вклады, называются вкладчиками.

Преимущества хозяйственного товарищества:

1. Поскольку в товарищество объединяется много людей, начальный капитал может быть большим, чем в единоличном частном предприятии.

2. Управление фирмой может быть специализировано. Каждый из товарищей может принять на себя ответственность за конкретный участок работы.

3. Приток свежих сил, новых идей (что балансируется опытом старых участников).

4. Распределение ответственности, в том числе и при принятии решений.

5. Закрытость, так как отсутствуют требования публикации финансовых отчетов.

6. Непрерывность, поскольку в случае убытия одного из партнеров его доля может быть выкуплена основными участниками.

 

 

Недостатки:

1. Когда несколько человек участвуют в управлении подобное разделение власти может привести к несовместимости интересов, к несогласованной политике или бездействию, когда требуются решительные действия. Еще хуже, когда товарищи расходятся по главным вопросам. По всем этим причинам управление товариществом может быть неповоротливым и затруднительным.

2. Товарищество страдает от неограниченной ответственности за деятельность предприятия. Полное товарищество означает, что каждый компаньон полностью отвечает по долгам предприятия.

3. Можно создать товарищество с ограниченной ответственностью. В таком случае компаньон отвечает по долгам предприятия в размере тех средств, которые он в него вложил. Однако компаньоны в товариществе такого рода не могут принимать участия в ведении бизнеса - по крайней мере один из них все же должен принять на себя полноту ответственности.

 

2.3. Хозяйственные общества

Хозяйственное общество - это коммерческая организация, уставный фонд которой формируется одним или несколькими физическими лицами и (или) юридическими лицами путем внесения ими своих долей (или полной величины уставного капитала, если в качестве учредителя выступает одно лицо) [4]. В качестве долей могут рассматриваться денежные или материальные средства, интеллектуальный капитал, ценные бумаги или имущественные права, имеющие денежную оценку.

Хозяйственные общества подразделяются на:

- общества с ограниченной ответственностью;

- общества с дополнительной ответственностью;

- акционерные общество (открытые и закрытые) [1; 4; 6].

Общество с ограниченной ответственностью - это разновидность объединения капиталов, не требующих личного участия своих членов в делах общества. Характерными признаками этой формы предприятий является деление его уставного капитала на доли участников и отсутствие ответственности последних по долгам общества. Имущество общества, включая его уставный капитал, принадлежащий ему самому как юридическому лицу, не образуют объекта долевой собственности участников. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью - юридическое лицо (хозяйственное общество, учрежденное одним или несколькими физическими лицами). Отличие такой формы хозяйственного общества от общества с ограниченной ответственностью состоит в том, что ответственность по обязательствам такого общества распространяется на имущество учредителя (учредителей), а не только на его вклад в уставный капитал. Кроме того, при наличии двух и более учредителей такого общества в действие вступает положение о солидарном несении ответственности. При банкротстве одного из учредителей его ответственность по обязательствам  распределяется между остальными учредителями пропорционально их вкладам.

Акционерное общество - добровольная организация юридических лиц и граждан (в т.ч. и иностранных) для совместной деятельности путем объединения их вкладов и выпуска акций на всю стоимость уставного               фонда [1].

Акционерные общества обеспечивают три важные цели:

1. Привлечение временно свободных капиталов для организации производства, товаров и услуг.

2. Оформление такой структуры производства, которая работает непосредственно на потребителя, обеспечивает «перелив» акционерных капиталов из отрасли и предприятий малоэффективных в более эффективные отрасли.

3. Усиление мотивации труда.

Преимущества:

- возможность мобилизации больших финансовых ресурсов;

- возможность быстрого перелива финансовых средств из одной отрасли в другую;

- право свободной передачи и продажи акций, обеспечивающее существование компании, независимо от изменения состава акционеров;

- ограниченная ответственность акционеров;

- разделение функций владения и управления.

Недостатки у акционерных обществ практически отсутствуют.

Иногда общества с ограниченной ответственность или акционерные общества объединяются в корпорации.

Корпорация - это форма объединения предпринимателей (или собственников капитала) для совместного ведения хозяйственной деятельности путем объединения капитала с целью получения прибыли [1].

В корпорации собственность компании принадлежит самой компании, а ее не членам.

- долги компании – это ее собственные долги, но не ее членов;

- директора компании осуществляют свои полномочия в соответствии с ее уставом;

- компания несет ответственность за любые нарушения, совершенные ее сотрудниками, наемными работниками или агентами во время исполнения своих производственных обязанностей [5].

Преимущества:

1. Наиболее эффективная форма организации бизнеса в вопросах привлечения денежного капитала. Корпорациям присущ уникальный способ финансирования - через продажу акций и облигаций, - который позволяет привлекать сбережения многочисленных домохозяйств.

2. Ограниченная ответственность. Владельцы корпораций (то есть держатели акций) рискуют только той суммой, которую они заплатили за покупку акций. Их личные активы не ставятся под угрозу, даже если корпорация обанкротится.

3. Поскольку корпорация является юридическим лицом, она существует независимо от ее владельцев и в этом отношении - от ее собственных должностных лиц. Партнерства внезапно и непредсказуемо могут погибнуть, а корпорации, по крайней мере согласно законам, вечны.

Недостатки:

1. Регистрация устава корпорации сопряжена с некоторыми бюрократическими процедурами и с расходами на юридические услуги.

2. Проблема двойного налогообложения: та часть дохода корпорации, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций, облагается налогом дважды - первый раз как часть прибыли корпорации, второй - как часть личного дохода владельца акций.

3. В связи с тем, что в крупных корпорациях акции широко распределены среди сотен тысяч владельцев, появляется значительное расхождение между функциями собственности и контроля.

 

2.4. Производственные кооперативы

Гражданский кодекс РФ определяет производственный кооператив как добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов [5].

Кооперативные общества основываются на идее самопомощи. Членство в кооперативе достигается путем приобретения доли, одной или нескольких акций. Но, в отличие от акционерных компаний, голоса распределяются следующим образом: равное право голоса имеет каждый участник, а не один голос на одну акцию.

Члены кооператива несут субсидиарную ответственность, т.е. не ограниченную размером индивидуального паевого взноса, паевой доли в общей собственности кооператива. Прибыль, получаемая кооперативом, распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием. Таким образом, кооператив - это объединение лиц для совместного производства и сбыта продукции, закупки и потребления товаров или услуг, строительства или эксплуатации жилых домов и т. д.

Преимуществом кооператива заключается в том, что он является  юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс.

Недостаток кооперативной формы - неограниченная ответственность членов кооператива по его обязательствам.

Наряду с производственным кооперативом существует потребительский кооператив.

Потребительскиим кооперативом - признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами [2].

Преимущества:

1. Стабильность торговых операций в связи с благонадежностью участников.

2. Деление прибыли между участниками кооператива.

3. Руководство избирается демократическим путем.

Недостатки:

1. Демократически избранное руководство может иметь недостаточный опыт предпринимательства.

2. Существует вероятность, что из-за пассивности рядового кооператора руководство кооператива не будет избранно в полном соответствии с мнением всех членов кооператива.

 

 

 

 

 

2.5. Государственные и муниципальные предприятия

        

В организационно-правовой структуре предпринимательства видное место принадлежит государственным и муниципальным унитарным предприятия.

Государственные и муниципальные предприятия – это такие  производственные (в широком смысле слова) образования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют  в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители [4].

Наиболее распространенной формой государственного предпринимательства является публичная корпорация.

Публичные корпорации не выпускают в обращение акции. Они принадлежат государству, при этом правительство действует подобно совету директоров, которому от имени граждан доверяется эффективное управление общественной собственностью [5].

Если основной задачей деятельности компаний с ограниченной ответственностью является получение прибыли, то цели публичных корпораций совсем другие. Предполагается, что работая в национализированных отраслях, они будут, по крайней мере, самоокупаемыми предприятиями, то есть не будут нести постоянных убытков. Их основная задача - работать для общего блага. Это означает, что управляющие должны вести дело так, чтобы оно было максимально эффективно в интересах всего общества, всей страны.

Публичные корпорации должны в значительно большей мере заботиться о социальных последствиях своей деятельности, чем компании с ограниченной ответственностью. Например, корпорация железнодорожных линий не должна допустить закрытия железной дороги в отдаленных сельских районах, это может полностью лишить местных жителей важнейшей транспортной услуги.

Говоря о государственных и муниципальных предприятиях, следует дать определение понятию «унитарное предприятие».

Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество [1]. В форме унитарных могут быть лишь государственные или муниципальные предприятия.

Предприятие, организуемое по решению органов местной власти, относится к категории муниципальных унитарных предприятий. Если оно создается по решению уполномоченного на то государственного органа, то считается государственным унитарным предприятием. Такие предприятия наделяются имуществом с правом хозяйственного владения или оперативного управления.

Среди государственных унитарных предприятий выделяют федеральные казенные предприятия - хозяйственные предприятия, созданные по решению Правительства Российской Федерации и наделенные имуществом, передаваемым в оперативное управление.

Таким образом, основные преимущества государственных и муниципальных предприятий заключаются в том, что за счет больших размеров производства они обеспечивают экономию текущих и единовременных затрат за счет масштабов производства (в некоторых отраслях большие затраты финансовых средств может обеспечить лишь государство), упрощается контроль над состоянием экономики оборонные отрасли требуют контроля и управления со стороны государства, более рационального использования активов за ( счет снижения затрат, связанных с конкуренцией.     

К недостаткам государственных предприятий следует отнести:                          

- отторжение производителя от собственности, ослабление мотивации к труду;                     

- монополизацию экономики, ослабление конкуренции;

- меньшую гибкость, невосприимчивость к запросам в  потребителей, медленную перестройку своего производства;                                       

- зависимость от ведомств в определении стратегии деятельности, выборе руководителя, определении  направлений использования прибыли.            

2.6. Малые предприятия

Малое предприятие может быть создано и частным лицом, и предприятием, организацией, как государственной так и общественной. Во-первых, оно может быть «одноклетчатым» и более сложным, иметь филиалы, участки, представительства. Во-вторых, разнообразны цели, ради которых может быть создано предприятие: художественные и подсобные промыслы, оказание всевозможных услуг населению, запуск практически любой деятельности, не запрещенной законом. В-третьих, привлекает относительно простая процедура учреждения и регистрации [5].

К малым предприятиям относятся вновь создаваемые или действующие предприятия численностью работающих до 200 человек в промышленности или строительстве, до 100 человек в науке и научном обслуживании, до 50 человек в других отраслях производственной сферы, до 25 человек в отраслях непроизводственной сферы, до 15 человек в розничной торговле.

Малые предприятия могут быть созданы в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации. В этих случаях та организация (предприятие), из которого выделилось малое предприятие, выступает его учредителем.

Управление предприятием осуществляется в соответствии с Уставом. Руководитель (директор) назначается собственником при учреждении предприятия. Структура управления и штаты определяются трудовым коллективом самостоятельно. С руководителями, специалистами и другими работниками могут быть заключены контракты, как особая форма трудового договора.

Процедурные вопросы ликвидации предприятия разрешаются собственником имущества через назначенную им ликвидационную комиссию. Обоснованные претензии кредиторов к ликвидируемому малому предприятию удовлетворяются из его имущества.

При реорганизации предприятия его права и обязанности переходят к правопреемникам [1; 5].

Преимущества заключаются в том, что жизнеспособность малых предприятий определяют свобода и простота их создания, отсутствие административного принуждения, льготная система налогообложения, рыночный механизм ценообразования.

Недостатком функционирования малых предприятий является несовершенная законодательная база и отсутствие должной поддержки. Однако, эти недостатки не зависят напрямую от самого предприятия.

Заключение

Предпринимательская  деятельность - это прежде всего интеллектуальная деятельность энергичного и инициативного человека, который, владея какими-либо материальными ценностями использует их для организации бизнеса. Извлекая пользу для самого себя предприниматель действует на благо общества.

         Переход российской экономики к рыночным отношениям неизбежно связан с установлением и развитием предпринимательства. Успех в предпринимательской деятельности достигается знаниями, практикой, необходимыми материальными средствами и психологическими качествами личности.

Кроме того обязательна государственная регламентация предпринимательской деятельности. Действующие на территории нашего государства организационно-правовые формы предпринимательства должны быть направлены на упрощение достижения главной цели предпринимательской деятельности – извлечение прибыли. Они должны быть понятны и доступны для воплощения. Человек, решивший вступить в мир предпринимательства, решивший проявить свою активность, не должен сталкиваться на пути с огромным административным барьером. И основная задача государства, на мой взгляд, заключается в правильной организации самого процесса формирования субъектов предпринимательства. Помощь и поддержка предпринимательства – вот основные направления, по которым должно идти государство, желающее провозгласить рыночную экономику.

Проведя анализ основных особенностей организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, а также прав и обязанностей отдельных субъектов предпринимательства и их учредителей, можно сделать вывод о том, что в настоящее время наиболее удобными формами предпринимательской деятельности, направленными на получение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, являются: индивидуальное предпринимательство и хозяйственные общества.

Они могут наиболее гибко реагировать на изменение внешних факторов, таких как конъюнктура рынка, изменения законодательства, отношения с партнерами и т.п.

Список литературы

1. Бусыгин  А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М,1997. – 608с.

2. Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. – СПб., 1992. – 378с.

3. Коуз Р. Фирма, рынок и право. - М.: Дело, 1993. – 343с.

4. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров, 2002. – 567с.

5. Основы предпринимательства. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 512с.