Оглавление

1. Формы и масштабы участия России в международном

    движении капиталов…………………………………………………….3

2. Экспорт капитала из России: причины, возможности

    борьбы с утечкой капитала……………………………………………10

3. Инвестирование капитала в Россию: объемы, направления,

    перспективы. Совместные предприятия как форма

    инвестиционного сотрудничества России с зарубежными

    странами………………………………………………………………...12

Список литературы……………………………………………………….20

1. Формы и масштабы участия России в международном движении капиталов

В современной действительности в первую десятку стран – основных инвесторов российской экономики входят: США, Великобритания, Швейцария, Германия, Нидерланды (они являются лидерам в этом процессе), а также Кипр, Италия, Австрия, Франция и Швеция. На долю лидеров приходится 76,1% (16,6 млрд. долл.) от общего объема, на долю последних пяти стран – 12,0% (почти 2,6 млрд. долл.). Таким образом, десять ведущих мировых экспортеров капитала вложили в российскую экономику 88,1% (почти 19,2 млрд. долл.) общего объема накопленных иностранных инвестиций.

Наиболее привлекательными для иностранного капитала сфера российской экономики являются финансы, топливная промышленность, коммерческая деятельность по обеспечению рынка, пищевая промышленность, торговля, общественное питание. В целом на пять народнохозяйственных сфер, наиболее активно инвестируемых из-за рубежа, приходится 73,3% общего объема накопленных иностранных инвестиций (почти 16,0 млрд. долл.). В развитие следующих пяти отраслей - машиностроения и металлообработки, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, цветной металлургии, химической и нефтехимической индустрии, связи – иностранные инвесторы вложили еще 15,9% общего объема накопленных иностранных инвестиций.  Положительным является включение в число приоритетных сфер ряда отраслей реального сектора экономики.

Отраслевая структура иностранных инвестиций деформирована в сторону гипертрофии финансового сектора экономики и топливных отраслей: на них приходится 48% всего объема накопленного иностранного капитала. Это заставляет нашу устаревшую и неэффективную народнохозяйственную структуру и в конечном итоге негативно сказывается на экономическом месте.

Одна из причин консервации этих структурных перекосов – отсутствие мер экономической политики, определяющих приоритеты в развитии российской экономики и реализующих дифференцированный подход к привлечению иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции пока сами избирают сферы деятельности, руководствуясь нормой прибыли на вложенный капитал [5].

Трудности осуществления инвестиционной деятельности в России усугубляются значительным усилением диспропорций в инвестиционной сфере. Реализация инвестиций (принятие инвестиционных решений) в современных условиях определяется пред­приятиями с учетом таких факторов, как скрытая инфляция и ожидание роста цен на производственные ресурсы [4].

Для нивелирования (снижения) давления инфляции вложения осуществляются преимущественно в движимое и недвижимое имущество (товарно-материальные ценности, импортное оборудование, приобретение зданий и сооружений), финансовые активы потребительские товары, уставный капитал совместных и акционерных предприятий. В условиях скрытой инфляции выбор таких объектов инвестирования определяется их свойством сохранять стоимость и возможностью получения прибыли (дохода) главным образом путем колебаний цен или курсов ценных бумаг. Согласно действующему законодательству, инвестиционная деятельность на территории России может финансироваться за счет:

- собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления. Денеж­ные накопления граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др.);

- заемных финансовых средств инвестора (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);

- привлеченных финансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);

- денежных средств, централизируемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;

- инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов, четных бюджетов и внебюджетных фондов;

- иностранных инвестиций [1; 3].

В системе управления финансами предприятий важнейшим на­правлением является управление инвестиционной деятельно­стью, связанной с вложением аккумулированных финансовых ре­сурсов в реальные и финансовые инвестиции. К сожалению, за го­ды экономических реформ инвестиционная активность предпри­ятий подверглась наибольшему спаду. Так, в 1997 году величина инвестиций составила 24,2% от уровня инвестиций 1990 года. Это связано с сокращением бюджетного финансирования, снижени­ем уровня рентабельности с соответствующим уменьшением на­правления чистой прибыли на инвестиционные цели, а также практически невозможностью привлечения коммерческих креди­тов на осуществление проектов в связи с невозможностью их оку­паемости [7].

Одним из важнейших направлений корректировки экономиче­ских реформ в России следует считать развитие и повышение эф­фективности инвестиционной деятельности. Это обусловлено прежде всего тем, что более чем десятилетний период перестрой­ки и экономических реформ не привел к стабилизации нацио­нальной экономики и повышению эффективности ее функцио­нирования. Продолжаются негативные процессы в экономике, ухудшаются экономические показатели, стоит вопрос острой не­обходимости преодоления затянувшегося финансово-экономиче­ского кризиса. Подъем экономики невозможен без крупномас­штабного инвестирования.

Потребность в коренном обновлении на базе применения науч­но-технических достижений, высоких технологий, современной организации производства требуют значительных инвестицион­ных вложений за счет всех источников финансирования: средств предприятий как собственных, так и привлеченных, внебюджет­ных инвестиционных фондов, иностранных инвестиций, бюджет­ных средств.

Основным условием формирования благоприятного инвестици­онного климата для иностранного капитала является либерализа­ция инвестиционного режима в стране-реципиенте. Наибольшие результаты могут быть достигнуты на основе повышения степени открытости экономики, которая оказывает существенное влия­ние на стратегию и тактику инвесторов, определяет конкурент­ные позиции страны в борьбе за иностранные вложения [8]. Вместе с тем отечественный и мировой опыт показывают, что государствен­ная политика в отношении иностранных инвестиций, какой бы либеральной она ни была, оказывается успешной только в том слу­чае, если иностранные инвесторы уверены в политической и эко­номической стабильности, в последовательности и необратимости системных преобразований в стране, осуществляющей прием капитала [9]. Динамика иностранных активов и обязательств банковского сектора Российской Федерации  пред­ставлены в табл. 1.

2. Экспорт капитала из России: причины, возможности борьбы

с утечкой капитала

До сих пор деньги из России продолжают «утекать» (Рис. 1).

                Рис. 1 Вывоз капитала из России за рубеж, млрд. долл.

   

В России создана экономическая модель, в которой приток валюты в страну порождает рисков не меньше, чем выгод.

Основные черты этой модели:

- денежный оборот и сбережения обслуживаются в подавляющей части иностранной валютой;

- кредитный рынок на треть формируется займами иностранных банков;        - эмиссия определяется покупкой валюты и, следовательно, постоянными изменениями в платежном балансе страны.

Эта ситуация должна быть изменена. Необходимо, не ограничиваясь методами монетарного регулирования экономики, сочетать их с выработкой вполне четких контуров промышленной политики и созданием такой системы рефинансирования, в которой банки в сотрудничестве с бизнесом участвуют в экспертизе и отборе коммерческих проектов, а эмиссионная система строится в соответствии с потребностями внутреннего спроса производственного сектора на рубли. Такая экономика с растущим внутренним рынком - наиболее привлекательна и для иностранного капитала.

Поэтому сейчас особенно востребованы конкретные предложения экономистов по переводу экономики России на собственную инвестиционную модель роста.

Такая модель в мировой практике обычно характеризуется определенными количественными параметрами, в частности:

- объем инвестиций составляет 20-25% ВВП (уровень капитализации);

- доля прямых иностранных инвестиций (ПИИ) - не менее 15-17% от объема внутренних;

- степень износа основных фондов не должна превышать 30-35% [6].

По расчетам российских экспертов, удвоение ВВП России потребует устойчивого притока инвестиций в объеме не менее 1,11 трлн.долл., в том числе прямых инвестиций - не менее 170 млрд.долл. за 2004-2013 гг. Это означает, что общий объем инвестиций в основной капитал должен быть удвоен, и примерно в 4 раза возрасти среднегодовой приток иностранного капитала по сравнению с 1995-2002 гг.

Решение таких задач невозможно без целенаправленной инвестиционной политики, приоритетом которой должен стать комплекс конкретных мер по развитию общероссийского рынка, постепенному преодолению межрегиональной экономической дифференциации, перенаправлению части доходов экспортного производства топлива и сырья в другие отрасли приоритетного спектра экономики, стимулированию структурных преобразований импорта машинотехнической продукции за счет роста импорта инвестиционного оборудования и других мер, обеспечивающих создание устойчивой диверсифицированной экономики [3].

Как результат будет выгоднее вкладывать деньги в собственную страну, а не в другие государства.

3. Инвестирование капитала в Россию: объемы, направления, перспективы. Совместные предприятия как форма инвестиционного сотрудничества России с зарубежными странами

Использование иностранных инвестиций должно осуществлять­ся под определенным государственным контролем с помощью как стимулирующих (поощрительных), так и ограничивающих мер, от запрета вложений в отдельные отрасли и доли иностранно­го участия в капитале местных предприятий до различных требова­ний процедурного характера. Без регулирования иностранные ин­весторы не смогут ликвидировать структурные диспропорции, а наоборот, усугубят их, формируя однобокую структуру экономи­ки. Мировая экономика выработала «универсальный» набор эко­номических регуляторов притока иностранного капитала. Среди них особого внимания для и России, в частности, заслуживают следующие:

а) экономические освобождение вновь создаваемых совмест­ных и иностранных предприятий от отдельных видов налогов и платежей на некий определенный период;

• вычет убытков первых лет финансирования из налоговых платежей после объявления прибыли;

• снижение ставок налога на прибыль и подоходного налога;

• уменьшение или отмена налога на добавленную стоимость, а также на прибыль, переводимую за границу; освобождение от налогов предприятий, ориентированных на экспорт;

• специальные гарантии Правительства РФ в части сохране­ния налогового режима по конкретным проектам на срок окупаемости инвестиций;

• специальные меры по защите внутреннего рынка посредст­вом пошлин и налогов в рамках структурной перестройки экономики;

• сокращение или освобождение от экспортных и/или импорт­ных пошлин на оборудование и материалы, вводимые ино­странными инвесторами;

• освобождение от квотирования и/или лицензирования экс­порта товаров, производимых на предприятиях с иностран­ными инвестициями или на территории свободных экономи­ческих зон (СЭЗ);

• предоставление права ускоренной амортизации;

• субсидии на проведение НИОКР, строительство и эксплуата­цию зданий, покрытие транспортных расходов.

б) неэкономические:

• улучшение условий (выделение земли, предоставление ин­формации и услуг по маркетингу, социально-экономическо­му маркетингу и др.);

• консультирование иностранных фирм относительно особен­ностей инвестиционной деятельности в стране, регионах, от­раслях и т.п.;

• методическое обеспечение организации инвестиционной де­ятельности в стране;

• развитие правовой базы, связанной с иностранным инвести­рованием;

• развитие инвестиционной инфраструктуры, в том числе свя­зи, транспорта, дорог и т.д.

Государство осуществляет регулирование инвестиционной дея­тельности, которое предусматривает:

Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности посредством:

совершенствования системы налогов, механизма начисле­ния амортизации и использования амортизационных отчис­лений;

• установления субъектам инвестиционной деятельности спе­циальных налоговых режимов, не носящих индивидуально­го характера;

• защиты интересов инвесторов;

• предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природны­ми ресурсами, не противоречащих законодательству Россий­ской Федерации;

• расширения использования средств населения и иных вне­бюджетных источников финансирования жилищного строи­тельства и строительства объектов социально-культурного назначения;

• создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтин­гов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестици­онной деятельности;

• принятия антимонопольных мер;

• расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

• развития финансового лизинга в Российской Федерации;

• проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

• создания возможностей формирования субъектами инвести­ционной деятельности собственных инвестиционных фон­дов.

Прямое участие, государства в инвестиционной деятельности:

• разработка, утверждение и финансирование инвестицион­ных проектов, осуществляемых Российской Федерацией со­вместно с иностранными государствами, а также инвестици­онных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской фе­дерации;

• формирования перечня строек и объектов технического пе­ревооружения для федеральных государственных нужд и фи­нансирования их за счет средств федерального бюджета. По­рядок формирования указанного перечня определяется Пра­вительством Российской Федерации;

• предоставления на конкурсной основе государственных га­рантий по инвестиционным проектам за счет средств феде­рального бюджета (Бюджета развития Российской Федера­ции), а также за счет средств бюджетов субъектов Россий­ской Федерации;

• проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации;

• защиты российских организаций от поставок морально уста­ревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких тех­нологий, оборудования, конструкций и материалов (в том числе при реализации Бюджета развития Российской Феде­рации);

• разработки, утверждения стандартов (норм и правил) и осу­ществления контроля за их соблюдением;

• выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

• вовлечения в инвестиционный процесс временно приоста­новленных и законсервированных строек и объектов, нахо­дящихся в государственной собственности;

• предоставления концессий российским и иностранным ин­весторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации. Ограниченность источников накоплений, необходимость обеспечения государственных гарантий в инвестиционной сфере, создание благоприятных условий для инвестиционной деятельно­сти предопределили образование Бюджета развития. При этом средства бюджета развития используются на основе следующих положений:

 - средства предоставляются на возвратной, платной и сроч­ной основе;

- финансирование предоставляется только под высокоэффективные  инвестиционные проекты через инвестиционный конкурс;                           

- предоставление гарантий со стороны государства;

- финансирование экономики становится менее зависимым от доходной части федерального бюджета [2].

Финансовые инвестиции  предполагают в качестве объектов инвестиций ценные бумаги, целевые денежные вклады и связаны с формированием и управлением инвестиционного портфеля. Управление инвестиционным портфелем включает в себя плани­рование, анализ и регулирование состава портфеля для достиже­ния поставленных перед портфелем целей при сохранении необхо­димого уровня его ликвидности и минимизации расходов, связан­ных с ним. В условиях дефицитной инфляционной экономики с падающим объемом производства целями портфельных инвести­ций являются:

• сохранность и приращение капитала;

• приобретение ценных бумаг, которые могут быть использо­ваны для расчетов;

• доступ через ценные бумаги к определенным услугам, пра­вам, продукции;

• расширение сферы влияния [9].

Объектом портфельного инвестирования предприятий являют­ся как фондовые ценные бумаги (акции и облигации акционер­ных обществ и предприятий, а также производные от них ценные бумаги, государственные облигации и долговые обязательства) так и коммерческие ценные бумаги — векселя, депозитные серти­фикаты банков.

Принято различать два вида стратегии предприятий в финансо­вых инвестициях:

• пассивная стратегия, целью которой является обеспечение стабильного и устойчивого дохода на уровне, близком к среднерыночному;

• агрессивная стратегия направлена на максимальное использование возможностей получения дохода от рыночного колебания курсов. Такой стратегии могут придерживаться, как правило, только крупные предприятия, имеющие значитель­ные по объему инвестиционные портфели. Для успешного проведения агрессивной стратегии хозяйствующий субъект должен располагать серьезной аналитической базой, обеспе­чивающей объективную оценку текущего состояния финан­сового рынка и составление адекватных прогнозов его изме­нения.  

Доход от инвестиционного портфеля складывается из следую­щих компонентов: поступления в форме дивидендов и процентных платежей; доход от повышения капитальной стоимости бумаг, находя­щихся в портфеле; разница между курсами покупок и продаж при краткосроч­ных операциях на вторичном рынке [10].

В ряду иностранных партнеров по совместным предприятиям, которые осуществляют прямые инвестиции, ведущие позиции занимают США (около 14%), Германия (около 12%), затем Великобритания, Финляндия, Польша и Китай. То есть в процессе создания совместных предприятий в России лидируют промышленно развитые страны - те, которые имеют богатый опыт как в сфере инвестирования, так и в целом в области международного сотрудничества. Кроме Польши, среди бывших стран-членов СЭВ следует отметить Болгарию (2,6%), Венгрию (1,9%), Чехию и Словакию. В создании ПИИ участвуют и бывшие республики СССР: Латвия, Литва и Эстония (3,4% все вместе), а также Казахстан и др.

Активизируется процесс создания предприятий с иностранным капиталом из азиатских стран. Среди этих стран можно выделить группу лидирующих стран: Китай (5,1%), Япония (3,3%), Сингапур, Республика Корея, Индия и Австралия. Пока что слабо участвует в создании совместных предприятий в России капитал стран Латинской Америки и Африки. Это происходит в основном из-за дефицита накоплений в самих этих странах. Несмотря на это, хоть и в небольшом количестве, на российском рынке представлены совместные предприятия Бразилии, Венесуэлы, Кубы и Колумбии [1].

Российская сторона должна понимать, что иностранные инвесторы не могут заниматься простой благотворительностью. Чтобы не рисковать своими капиталами и получать определенный доход от своей деятельности, они применяют в России минимально рисковую стратегию, сосредотачивая свои инвестиции на следующих направлениях:

- на крупных сырьевых проектах, где прибыль гарантируется произведенным продуктом и где финансирование может быть поддержано международными финансовыми организациями;

- на потребительских товарах и услугах, где инвестиции  незначительны [4].

Именно поэтому большинство совместных предприятий на территории России задействованы в сфере промышленности (около 37%). Это в первую очередь предприятия по добыче и первичной переработке нефти, газа и угля. Торговля и общественное питание составляют около 30% всех совместных предприятий. Важными сферами деятельности СП являются также: деревообработка, производство товаров народного потребления, строительство, туризм, общественное питание и сфера бытового обслуживания. Крайне медленно создаются СП в машиностроении, металлообработке, металлургии, химии и нефтехимии.

Наибольшее количество экспортируемой продукции СП на территории Российской Федерации - продукция промышленного производства, 2/3 от нее составляет горючее (топливо). Значительные суммы экспорта приходятся на продукцию деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, рыбу и морепродукты. Следует отметить, что структура экспорта совместных предприятий отражает структуру экспорта России в целом. Экспорт РФ в целом носит сырьевой характер, поэтому нет особых оснований рассчитывать, что экспорт совместных предприятий будет принципиально иным.

Географический спектр экспортирования продукции российских СП достаточно широк. СП России экспортируют в Польшу, Германию, Финляндию, Великобританию, Канаду, Японию и Италию.

СП России импортируется продукция текстильной промышленности машиностроительной. 1/5 часть всего импорта (примерно 18,5%) СП по России поступает из США, а около 7% товаров импортируется из Германии. Здесь на одно из лидирующих мест выходят Китай и Южная Корея [1].

Вопрос занятости в СП также весьма важен и его следовало бы рассмотреть подробно. Занятость в СП на общем фоне роста безработицы только за последние два года увеличилась более чем в два раза, причем основная часть их персонала - российские граждане. Специалистов, особенно молодых, привлекает возможность получения новых навыков, более развитая культура производства, денежное поощрение труда и поездки за рубеж. Подобные факторы достаточно трудно измерить количественно, но они весьма важны с качественной стороны. Создание СП и привлечение иностранных инвестиций позволяют пережить трудные времена и обрести новую гражданскую специализацию ряду крупных оборонных заводов.

Список литературы

1. Абалкин Л. Качественное изменение структуры финансового рынка и бегство капитала из России // Вопросы экономики. – 2000. - №2.

2. Ерофеев А. Динамика и структура иностранных инвестиций в России // Инвестиции в России.-1997.-№11-12.

3. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 1999. – 356с.

4. Копейкин М. Правовые и организационные аспекты привлечения иностранных инвестиций в России // Маркетинг.-1997.-№4.

5. Лебедев В. Привлечение иностранных инвестиций: фактология, проблемы, подходы к решению // Российский экономический журнал.  - 2000. - №5-6.

6. От утечки капитала к его привлечению // Вопросы экономики. – 2000. - №2.

7. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания России «О Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 15.07.98 №2787-П ГД.

8. Строев Е.С. Инвестиционная политика государства: российская действительность и зарубежный опыт // ЭКО. - 1998. - №1.

9. Чебанов С. Иностранные инвестиции 90-х гг. // Мировая экономика и международные отношения. - 1997. - №3.

10. Экономика: Учеб. / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Издательство БЕК, 1997. – 658с.