Оглавление
1. Формы и масштабы участия России в международном
движении капиталов…………………………………………………….3
2. Экспорт капитала из России: причины, возможности
борьбы с утечкой капитала……………………………………………10
3. Инвестирование капитала в Россию: объемы, направления,
перспективы. Совместные предприятия как форма
инвестиционного сотрудничества России с зарубежными
странами………………………………………………………………...12
Список литературы……………………………………………………….20
1. Формы и масштабы участия России в международном движении капиталов
В современной действительности в первую десятку стран – основных инвесторов российской экономики входят: США, Великобритания, Швейцария, Германия, Нидерланды (они являются лидерам в этом процессе), а также Кипр, Италия, Австрия, Франция и Швеция. На долю лидеров приходится 76,1% (16,6 млрд. долл.) от общего объема, на долю последних пяти стран – 12,0% (почти 2,6 млрд. долл.). Таким образом, десять ведущих мировых экспортеров капитала вложили в российскую экономику 88,1% (почти 19,2 млрд. долл.) общего объема накопленных иностранных инвестиций.
Наиболее привлекательными для иностранного капитала сфера российской экономики являются финансы, топливная промышленность, коммерческая деятельность по обеспечению рынка, пищевая промышленность, торговля, общественное питание. В целом на пять народнохозяйственных сфер, наиболее активно инвестируемых из-за рубежа, приходится 73,3% общего объема накопленных иностранных инвестиций (почти 16,0 млрд. долл.). В развитие следующих пяти отраслей - машиностроения и металлообработки, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, цветной металлургии, химической и нефтехимической индустрии, связи – иностранные инвесторы вложили еще 15,9% общего объема накопленных иностранных инвестиций. Положительным является включение в число приоритетных сфер ряда отраслей реального сектора экономики.
Отраслевая структура иностранных инвестиций деформирована в сторону гипертрофии финансового сектора экономики и топливных отраслей: на них приходится 48% всего объема накопленного иностранного капитала. Это заставляет нашу устаревшую и неэффективную народнохозяйственную структуру и в конечном итоге негативно сказывается на экономическом месте.
Одна из причин консервации этих структурных перекосов – отсутствие мер экономической политики, определяющих приоритеты в развитии российской экономики и реализующих дифференцированный подход к привлечению иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции пока сами избирают сферы деятельности, руководствуясь нормой прибыли на вложенный капитал [5].
Трудности осуществления инвестиционной деятельности в России усугубляются значительным усилением диспропорций в инвестиционной сфере. Реализация инвестиций (принятие инвестиционных решений) в современных условиях определяется предприятиями с учетом таких факторов, как скрытая инфляция и ожидание роста цен на производственные ресурсы [4].
Для нивелирования (снижения) давления инфляции вложения осуществляются преимущественно в движимое и недвижимое имущество (товарно-материальные ценности, импортное оборудование, приобретение зданий и сооружений), финансовые активы потребительские товары, уставный капитал совместных и акционерных предприятий. В условиях скрытой инфляции выбор таких объектов инвестирования определяется их свойством сохранять стоимость и возможностью получения прибыли (дохода) главным образом путем колебаний цен или курсов ценных бумаг. Согласно действующему законодательству, инвестиционная деятельность на территории России может финансироваться за счет:
- собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления. Денежные накопления граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др.);
- заемных финансовых средств инвестора (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);
- привлеченных финансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);
- денежных средств, централизируемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;
- инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов, четных бюджетов и внебюджетных фондов;
- иностранных инвестиций [1; 3].
В системе управления финансами предприятий важнейшим направлением является управление инвестиционной деятельностью, связанной с вложением аккумулированных финансовых ресурсов в реальные и финансовые инвестиции. К сожалению, за годы экономических реформ инвестиционная активность предприятий подверглась наибольшему спаду. Так, в 1997 году величина инвестиций составила 24,2% от уровня инвестиций 1990 года. Это связано с сокращением бюджетного финансирования, снижением уровня рентабельности с соответствующим уменьшением направления чистой прибыли на инвестиционные цели, а также практически невозможностью привлечения коммерческих кредитов на осуществление проектов в связи с невозможностью их окупаемости [7].
Одним из важнейших направлений корректировки экономических реформ в России следует считать развитие и повышение эффективности инвестиционной деятельности. Это обусловлено прежде всего тем, что более чем десятилетний период перестройки и экономических реформ не привел к стабилизации национальной экономики и повышению эффективности ее функционирования. Продолжаются негативные процессы в экономике, ухудшаются экономические показатели, стоит вопрос острой необходимости преодоления затянувшегося финансово-экономического кризиса. Подъем экономики невозможен без крупномасштабного инвестирования.
Потребность в коренном обновлении на базе применения научно-технических достижений, высоких технологий, современной организации производства требуют значительных инвестиционных вложений за счет всех источников финансирования: средств предприятий как собственных, так и привлеченных, внебюджетных инвестиционных фондов, иностранных инвестиций, бюджетных средств.
Основным условием формирования благоприятного инвестиционного климата для иностранного капитала является либерализация инвестиционного режима в стране-реципиенте. Наибольшие результаты могут быть достигнуты на основе повышения степени открытости экономики, которая оказывает существенное влияние на стратегию и тактику инвесторов, определяет конкурентные позиции страны в борьбе за иностранные вложения [8]. Вместе с тем отечественный и мировой опыт показывают, что государственная политика в отношении иностранных инвестиций, какой бы либеральной она ни была, оказывается успешной только в том случае, если иностранные инвесторы уверены в политической и экономической стабильности, в последовательности и необратимости системных преобразований в стране, осуществляющей прием капитала [9]. Динамика иностранных активов и обязательств банковского сектора Российской Федерации представлены в табл. 1.
2. Экспорт капитала из России: причины, возможности борьбы
с утечкой капитала
До сих пор деньги из России продолжают «утекать» (Рис. 1).
Рис. 1 Вывоз капитала из России за рубеж, млрд. долл.
В России создана экономическая модель, в которой приток валюты в страну порождает рисков не меньше, чем выгод.
Основные черты этой модели:
- денежный оборот и сбережения обслуживаются в подавляющей части иностранной валютой;
- кредитный рынок на треть формируется займами иностранных банков; - эмиссия определяется покупкой валюты и, следовательно, постоянными изменениями в платежном балансе страны.
Эта ситуация должна быть изменена. Необходимо, не ограничиваясь методами монетарного регулирования экономики, сочетать их с выработкой вполне четких контуров промышленной политики и созданием такой системы рефинансирования, в которой банки в сотрудничестве с бизнесом участвуют в экспертизе и отборе коммерческих проектов, а эмиссионная система строится в соответствии с потребностями внутреннего спроса производственного сектора на рубли. Такая экономика с растущим внутренним рынком - наиболее привлекательна и для иностранного капитала.
Поэтому сейчас особенно востребованы конкретные предложения экономистов по переводу экономики России на собственную инвестиционную модель роста.
Такая модель в мировой практике обычно характеризуется определенными количественными параметрами, в частности:
- объем инвестиций составляет 20-25% ВВП (уровень капитализации);
- доля прямых иностранных инвестиций (ПИИ) - не менее 15-17% от объема внутренних;
- степень износа основных фондов не должна превышать 30-35% [6].
По расчетам российских экспертов, удвоение ВВП России потребует устойчивого притока инвестиций в объеме не менее 1,11 трлн.долл., в том числе прямых инвестиций - не менее 170 млрд.долл. за 2004-2013 гг. Это означает, что общий объем инвестиций в основной капитал должен быть удвоен, и примерно в 4 раза возрасти среднегодовой приток иностранного капитала по сравнению с 1995-2002 гг.
Решение таких задач невозможно без целенаправленной инвестиционной политики, приоритетом которой должен стать комплекс конкретных мер по развитию общероссийского рынка, постепенному преодолению межрегиональной экономической дифференциации, перенаправлению части доходов экспортного производства топлива и сырья в другие отрасли приоритетного спектра экономики, стимулированию структурных преобразований импорта машинотехнической продукции за счет роста импорта инвестиционного оборудования и других мер, обеспечивающих создание устойчивой диверсифицированной экономики [3].
Как результат будет выгоднее вкладывать деньги в собственную страну, а не в другие государства.
3. Инвестирование капитала в Россию: объемы, направления, перспективы. Совместные предприятия как форма инвестиционного сотрудничества России с зарубежными странами
Использование иностранных инвестиций должно осуществляться под определенным государственным контролем с помощью как стимулирующих (поощрительных), так и ограничивающих мер, от запрета вложений в отдельные отрасли и доли иностранного участия в капитале местных предприятий до различных требований процедурного характера. Без регулирования иностранные инвесторы не смогут ликвидировать структурные диспропорции, а наоборот, усугубят их, формируя однобокую структуру экономики. Мировая экономика выработала «универсальный» набор экономических регуляторов притока иностранного капитала. Среди них особого внимания для и России, в частности, заслуживают следующие:
а) экономические — освобождение вновь создаваемых совместных и иностранных предприятий от отдельных видов налогов и платежей на некий определенный период;
• вычет убытков первых лет финансирования из налоговых платежей после объявления прибыли;
• снижение ставок налога на прибыль и подоходного налога;
• уменьшение или отмена налога на добавленную стоимость, а также на прибыль, переводимую за границу; освобождение от налогов предприятий, ориентированных на экспорт;
• специальные гарантии Правительства РФ в части сохранения налогового режима по конкретным проектам на срок окупаемости инвестиций;
• специальные меры по защите внутреннего рынка посредством пошлин и налогов в рамках структурной перестройки экономики;
• сокращение или освобождение от экспортных и/или импортных пошлин на оборудование и материалы, вводимые иностранными инвесторами;
• освобождение от квотирования и/или лицензирования экспорта товаров, производимых на предприятиях с иностранными инвестициями или на территории свободных экономических зон (СЭЗ);
• предоставление права ускоренной амортизации;
• субсидии на проведение НИОКР, строительство и эксплуатацию зданий, покрытие транспортных расходов.
б) неэкономические:
• улучшение условий (выделение земли, предоставление информации и услуг по маркетингу, социально-экономическому маркетингу и др.);
• консультирование иностранных фирм относительно особенностей инвестиционной деятельности в стране, регионах, отраслях и т.п.;
• методическое обеспечение организации инвестиционной деятельности в стране;
• развитие правовой базы, связанной с иностранным инвестированием;
• развитие инвестиционной инфраструктуры, в том числе связи, транспорта, дорог и т.д.
Государство осуществляет регулирование инвестиционной деятельности, которое предусматривает:
Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности посредством:
• совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
• установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
• защиты интересов инвесторов;
• предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
• расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
• создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
• принятия антимонопольных мер;
• расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
• развития финансового лизинга в Российской Федерации;
• проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
• создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.
Прямое участие, государства в инвестиционной деятельности:
• разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской федерации;
• формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования указанного перечня определяется Правительством Российской Федерации;
• предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации), а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
• проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов (в том числе при реализации Бюджета развития Российской Федерации);
• разработки, утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;
• выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;
• вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
• предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ограниченность источников накоплений, необходимость обеспечения государственных гарантий в инвестиционной сфере, создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности предопределили образование Бюджета развития. При этом средства бюджета развития используются на основе следующих положений:
- средства предоставляются на возвратной, платной и срочной основе;
- финансирование предоставляется только под высокоэффективные инвестиционные проекты через инвестиционный конкурс;
- предоставление гарантий со стороны государства;
- финансирование экономики становится менее зависимым от доходной части федерального бюджета [2].
Финансовые инвестиции предполагают в качестве объектов инвестиций ценные бумаги, целевые денежные вклады и связаны с формированием и управлением инвестиционного портфеля. Управление инвестиционным портфелем включает в себя планирование, анализ и регулирование состава портфеля для достижения поставленных перед портфелем целей при сохранении необходимого уровня его ликвидности и минимизации расходов, связанных с ним. В условиях дефицитной инфляционной экономики с падающим объемом производства целями портфельных инвестиций являются:
• сохранность и приращение капитала;
• приобретение ценных бумаг, которые могут быть использованы для расчетов;
• доступ через ценные бумаги к определенным услугам, правам, продукции;
• расширение сферы влияния [9].
Объектом портфельного инвестирования предприятий являются как фондовые ценные бумаги (акции и облигации акционерных обществ и предприятий, а также производные от них ценные бумаги, государственные облигации и долговые обязательства) так и коммерческие ценные бумаги — векселя, депозитные сертификаты банков.
Принято различать два вида стратегии предприятий в финансовых инвестициях:
• пассивная стратегия, целью которой является обеспечение стабильного и устойчивого дохода на уровне, близком к среднерыночному;
• агрессивная стратегия направлена на максимальное использование возможностей получения дохода от рыночного колебания курсов. Такой стратегии могут придерживаться, как правило, только крупные предприятия, имеющие значительные по объему инвестиционные портфели. Для успешного проведения агрессивной стратегии хозяйствующий субъект должен располагать серьезной аналитической базой, обеспечивающей объективную оценку текущего состояния финансового рынка и составление адекватных прогнозов его изменения.
Доход от инвестиционного портфеля складывается из следующих компонентов: поступления в форме дивидендов и процентных платежей; доход от повышения капитальной стоимости бумаг, находящихся в портфеле; разница между курсами покупок и продаж при краткосрочных операциях на вторичном рынке [10].
В ряду иностранных партнеров по совместным предприятиям, которые осуществляют прямые инвестиции, ведущие позиции занимают США (около 14%), Германия (около 12%), затем Великобритания, Финляндия, Польша и Китай. То есть в процессе создания совместных предприятий в России лидируют промышленно развитые страны - те, которые имеют богатый опыт как в сфере инвестирования, так и в целом в области международного сотрудничества. Кроме Польши, среди бывших стран-членов СЭВ следует отметить Болгарию (2,6%), Венгрию (1,9%), Чехию и Словакию. В создании ПИИ участвуют и бывшие республики СССР: Латвия, Литва и Эстония (3,4% все вместе), а также Казахстан и др.
Активизируется процесс создания предприятий с иностранным капиталом из азиатских стран. Среди этих стран можно выделить группу лидирующих стран: Китай (5,1%), Япония (3,3%), Сингапур, Республика Корея, Индия и Австралия. Пока что слабо участвует в создании совместных предприятий в России капитал стран Латинской Америки и Африки. Это происходит в основном из-за дефицита накоплений в самих этих странах. Несмотря на это, хоть и в небольшом количестве, на российском рынке представлены совместные предприятия Бразилии, Венесуэлы, Кубы и Колумбии [1].
Российская сторона должна понимать, что иностранные инвесторы не могут заниматься простой благотворительностью. Чтобы не рисковать своими капиталами и получать определенный доход от своей деятельности, они применяют в России минимально рисковую стратегию, сосредотачивая свои инвестиции на следующих направлениях:
- на крупных сырьевых проектах, где прибыль гарантируется произведенным продуктом и где финансирование может быть поддержано международными финансовыми организациями;
- на потребительских товарах и услугах, где инвестиции незначительны [4].
Именно поэтому большинство совместных предприятий на территории России задействованы в сфере промышленности (около 37%). Это в первую очередь предприятия по добыче и первичной переработке нефти, газа и угля. Торговля и общественное питание составляют около 30% всех совместных предприятий. Важными сферами деятельности СП являются также: деревообработка, производство товаров народного потребления, строительство, туризм, общественное питание и сфера бытового обслуживания. Крайне медленно создаются СП в машиностроении, металлообработке, металлургии, химии и нефтехимии.
Наибольшее количество экспортируемой продукции СП на территории Российской Федерации - продукция промышленного производства, 2/3 от нее составляет горючее (топливо). Значительные суммы экспорта приходятся на продукцию деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, рыбу и морепродукты. Следует отметить, что структура экспорта совместных предприятий отражает структуру экспорта России в целом. Экспорт РФ в целом носит сырьевой характер, поэтому нет особых оснований рассчитывать, что экспорт совместных предприятий будет принципиально иным.
Географический спектр экспортирования продукции российских СП достаточно широк. СП России экспортируют в Польшу, Германию, Финляндию, Великобританию, Канаду, Японию и Италию.
СП России импортируется продукция текстильной промышленности машиностроительной. 1/5 часть всего импорта (примерно 18,5%) СП по России поступает из США, а около 7% товаров импортируется из Германии. Здесь на одно из лидирующих мест выходят Китай и Южная Корея [1].
Вопрос занятости в СП также весьма важен и его следовало бы рассмотреть подробно. Занятость в СП на общем фоне роста безработицы только за последние два года увеличилась более чем в два раза, причем основная часть их персонала - российские граждане. Специалистов, особенно молодых, привлекает возможность получения новых навыков, более развитая культура производства, денежное поощрение труда и поездки за рубеж. Подобные факторы достаточно трудно измерить количественно, но они весьма важны с качественной стороны. Создание СП и привлечение иностранных инвестиций позволяют пережить трудные времена и обрести новую гражданскую специализацию ряду крупных оборонных заводов.
Список литературы
1. Абалкин Л. Качественное изменение структуры финансового рынка и бегство капитала из России // Вопросы экономики. – 2000. - №2.
2. Ерофеев А. Динамика и структура иностранных инвестиций в России // Инвестиции в России.-1997.-№11-12.
3. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 1999. – 356с.
4. Копейкин М. Правовые и организационные аспекты привлечения иностранных инвестиций в России // Маркетинг.-1997.-№4.
5. Лебедев В. Привлечение иностранных инвестиций: фактология, проблемы, подходы к решению // Российский экономический журнал. - 2000. - №5-6.
6. От утечки капитала к его привлечению // Вопросы экономики. – 2000. - №2.
7. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания России «О Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 15.07.98 №2787-П ГД.
8. Строев Е.С. Инвестиционная политика государства: российская действительность и зарубежный опыт // ЭКО. - 1998. - №1.
9. Чебанов С. Иностранные инвестиции 90-х гг. // Мировая экономика и международные отношения. - 1997. - №3.
10. Экономика: Учеб. / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Издательство БЕК, 1997. – 658с.