Содержание

Введение. 3

Природа политического лидерства: основные теории. 4

Классификация политических лидеров. 6

Заключение. 9

Список литературы.. 11

Введение

Изучение феномена политического лидерства конкретизирует и углубляет знания о политической власти. По своей сущности и форме политическое лидерство — проявление власти и властных отношений. Властные функции осуществляются конкретными лицами — политическими лидерами.

Слово «лидер» в переводе с английского означает «ведущий», «руководящий», «управляющий другими людьми».

Становление и функционирование лидеров — явление объективное и универсальное. Любая совместная деятельность нуждается в организации, в выработке оптимальных путей достижения целей. Эти функции выполняют люди активные, пользующиеся авторитетом.

Под лидерством понимается механизм взаимодействия лидеров и ведомых. Основными аспектами лидерства являются: 1) способность лидера точно оценить ситуацию, найти оптимальные решения стоящих проблем, мобилизовать людей на выполнение решений; 2) принятие ведомыми идей лидера, готовность сознательно и добровольно подчиняться ему.

Таким образом, лидерство относится к числу комплексных понятий. С одной стороны, оно предполагает генерирование лидером новых идей, активное влияние на людей, управление ими. С другой стороны, оно основывается на готовности управляемых следовать за лидером.

Природа политического лидерства: основные теории

История изучения политического лидерства представляет собой пример обширного многообразия подходов. Одни исследователи определяют политическое лидерство - как «влияние», другие - как «управление», третьи - как «принятие решений», а четвертые признают лидерами только «новаторов», тех, кто «ведет вперед», а руководителей, управляющих продолжают называть чиновниками, бюрократами.

Но проблему политического лидерства нельзя рассматривать однобоко, политический лидер, по моему мнению, должен сочетать в себе все эти качества.

В политологии, начиная с М. Вебера, политических руководителей делили на три типа: традиционных, легальных и харизматических в зависимости от того, на чем основываются их претензии на власть (авторитет).[1]

1. Традиционные лидеры (вожди) - опираются на вековые традиции ни у кого не вызывающие сомнений. (Хонейни - Иран).

2. Легальные лидеры - должны получить власть законным путем. (Буш, Миттеран, Ельцин)

3. Харизматические лидеры - они стоят особняком, их власть (скорее - авторитет) опираются не на внешнюю силу, а на некое необычное личное качество, которое М. Вебер называет «Харизмой» (в раннехристианской литературе этот термин обозначает «боговдохновленность»). Это качество не имеет четко выраженного содержания, но оно достаточно для того, чтобы у харизматического лидера были последователи, желающие вручить ему политическую власть. (Томиньский - Польша, Лафонтен - Германия, Жириновский - Россия).

Существуют четыре собирательных образа лидеров: «знаменосец», «служитель», «торговец», «пожарник».

1. Лидер – «знаменосец» - отличается собственным видением действительности, имеет цель, увлекает за собой людей, определяет характер происходящего, его темп, формирует политическую проблематику.

2. Лидер – «служитель» - выражает интересы своих приверженцев. Он действует от их имени, и задачи приверженцев являются для такого лидера центральными.

3. Лидер – «торговец» - основывает свои отношения с избирателями на способности убедить избирателей в своей стратегии, пойти на какие-то уступки, тем самым добиться поддержания своей политики.

4. Лидер – «пожарник» - реагирует на требования масс, вызванные конкретной ситуацией, что и определяет его действия по тушению пожаров.[2]

Согласно самой распространенной в современной науке концепции политического лидерства, поведение лидера представляет собой результат взаимодействия двух начал: его действий (проявляемых в них свойств его личности) и объективной обстановки. Значение обстановки определяется тремя факторами:

1.     Она оказывает влияние на формирование личности лидера.

2.     Она ставит пред ним проблемы.

3.     Она ставит условия, в которых лидеру придется эти проблемы решать, в частности круг его потенциальных противников и сторонников.

Классификация политических лидеров

Одна из первых типологий основана на определении корней лидерства. Она восходит к учению М. Вебера о способах легитимации власти. В соответствии с этими способами выделяются три типа лидерства.

1.               Традиционное (вожди племен, монархи). Опирается на обычаи и традиции. Характерно в основном для доиндустриального общества.

2.               Рационально-легальное, которое легитимируется законом. В современных условиях основной путь обретения лидером политической власти — всеобщие выборы.

3.               Харизматическое, основывающееся на вере в выдающиеся качества и способности руководителей.

М. Вебер особенное значение придавал харизматическому лидерству. Он оценивал лидеров этого типа в качестве важнейшего двигателя обновления общества в кризисные и переходные периоды, когда властные институты не в состоянии адекватно реагировать на изменяющиеся условия и принимать нестандартные решения. В относительно же спокойные периоды, по мнению М. Вебера, для общества предпочтительнее рационально-легальное лидерство, оберегающее исторические традиции и позволяющее осуществить необходимые реформы.

Опыт свидетельствует о том, что «неподтвержденная харизма», ухудшение социально-экономической ситуации могут привести к смене массовых настроений на иные, в том числе противоположные. Безоговорочная поддержка лидера-харизматика может уступить место индифферентности по отношению к нему, недоверию и даже неприятию, чреватому социальными катаклизмами.[3]

В целом же в истории многих государств наблюдается определенная последовательность в смене типов политического лидерства. Вождь-основатель (харизматик) сменяется традиционным лидером-охранителем, который в свою очередь уступает место реформатору-законодателю.

В зависимости от целей, которые ставят лидеры, и оказываемого ими воздействия на общество американский политолог Р. Таккер выделил три типа лидеров — консерваторы, реформаторы и революционеры.

Консерваторы стремятся к сохранению статус-кво общества. Реформаторы заинтересованы в постепенном совершенствовании общественного устройства, прежде всего властных структур. Революционеры ставят своей задачей переход к принципиально иной общественной системе.

В зависимости от технологии выработки и принятия решений, методов управления обществом в политологии выделяются два политических стиля лидерства — демократическое и авторитарное.

Демократическое лидерство предполагает коллегиальность принятия решений, акцент на побуждающих, а не принуждающих методах управления.

Авторитарное лидерство предполагает монопольную власть лидера, единоличное определение им целей и способов их достижения, акцент на административных методах управления.

При очевидной предпочтительности демократического стиля лидерства оно не всегда является оптимальным. В чрезвычайных обстоятельствах преимуществами обладает авторитарный стиль. Авторитаризм может трансформироваться в эффективную демократию, как это произошло в Испании и в Чили.

Представляется, что сейчас в России ситуационно оправдано авторитарное политическое лидерство ввиду невозможности непосредственного перехода от тоталитарной системы к демократической. В период становления новых социально-экономических отношений только сильная власть может обеспечить общественную стабильность. К авторитаризму подталкивают и отечественные традиции.

Возможна дифференциация и типология политического лидерства на основе комплекса факторов: а) качества самого лидера; б) свойства его приверженцев; в) взаимосвязь между лидером и приверженцами и г) ситуация, в которой осуществляется лидерство.

Исходя из этих факторов, выделяют четыре собирательных типа лидеров.

1. «Знаменосец». Обладает собственным видением реалий и перспектив, способен определять цели и способы их достижения, воздействовать на сторонников.

2. «Служитель». Выступает в роли выразителя интересов своих приверженцев, руководствуется их желаниями и действует от их имени.

3. «Торговец». Способен убедить людей в привлекательности своих идей и планов, заставить их «купить» эти идеи и планы.

4. «Пожарный». Способен откликнуться на актуальные проблемы и насущные требования момента» адекватно реагировать на них.

В соответствии с данной типологией условно к категории лидеров-«знаменосцев» могут быть отнесены В. И. Ленин, М. Ганди, Мао-Цзэдун, Мартин Лютер Кинг, Р. Хо-мейни; к категории лидеров-«служителей» — Р. Рейган, Г. Коль, советские лидеры Л. И. Брежнев и К. У. Черненко, выражавшие интересы партийной бюрократии. С нашей точки зрения, черты лидера-«торговца» присущи В. В. Жириновскому. В качестве «пожарных» в той или иной степени выступают большинство лидеров.

В реальной действительности эти четыре идеальных типа лидерства встречаются достаточно редко. Чаще всего их свойства проявляются на различных этапах деятельности одних и тех же политических лидеров.

Заключение

В завершение обзора представлений о типологии лидерства можно отметить индивидуальное и коллективное лидерство. Первое обычно представлено одним лицом-руководителем. В качестве субъектов коллективного лидерства могут выступать такие институты, как партии, общественные организации, правительства, руководящие органы парламента, элиты деятелей науки, экономики и культуры, иные коллективные группы, оказывающие влияние на общество или его часть.

Применительно к России отечественный ученый А. И. Пригожий предложил типологию политического лидерства, основывающуюся на способе получения лидирующих позиций. По его мнению, история России и СССР знает следующие типы политического лидерства:

— наследование, то есть принятие власти по родству через смену поколений или другими близкими родственниками монарха;

— самозванство, то есть захват власти с помощью силы, нелегитимно;

— уступающий тип лидерства, связанный с тем, что спасение системы стало возможным через ее преобразование под давлением новых мировых и отечественных реалий. В качестве примера приводится М. С. Горбачев;

— инверсионный тип лидерства, который проявляется в признании лидера не столько в связи с его идеями и заслугами, сколько из-за его преследования предыдущей властью;

— конструктивный тип лидерства, сформировавшийся на основе конструктивной программы.

Россию можно отнести к лидерскому типу общества. Неразвитость структур гражданского общества компенсируется лидерством. Лидерское общество чрезвычайно зависимо от личных особенностей главы государства. Лидерский характер российского общества будет преодолеваться по мере становления гражданских структур.

Наличие ряда классификаций политического лидерства отражает сложность и многогранность этого феномена.

Таким образом, политическое лидерство как проявление власти и властных отношений определяется историческими условиями, интересами различных социальных сил и личными качествами людей, выдвигаемых на роль лидеров. Чем выше степень соответствия личностных качеств лидеров потребностям общественного развития, тем более значимо их влияние на политическую жизнь.

Список литературы

1.           Пригожин А. И. Патология политического лидерства в России //Общественные науки и современность. 1996. № 3.

2.           Херман М. Стили лидерства в формировании внешней политики //Полис. 1991. № 1. С. 192.

3.           Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 660.

4.           Таккер Р. Политическая культура в Советской России. От Ленина до Горбачева //США: экономика, политика, идеология. 1990. № 1 – 6.

5.           Штукина Т. А. Феномен политического лидерства //Вестник МГУ. Серия 12. Социально – политические исследования. 1994. № 4.


[1] Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 660.

[2] Херман М. Стили лидерства в формировании внешней политики //Полис. 1991. № 1. С. 192.

[3] Пригожин А. И. Патология политического лидерства в России //Общественные науки и современность. 1996. № 3.