О концепции федеральной целевой программы

«Молодежь России» на 2006-2010 годы

22 марта 2005 г. состоялось заседание Коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации, на котором был рассмотрен проект концепции федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2006-2010 годы. С докладом по этому вопросу выступил директор Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации С.Н. Апатенко.

В поддержку Концепции, с замечаниями и предложениями по содержанию будущей программы высказались Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко, члены Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, руководители общероссийских общественных объединений, представители ряда федеральных органов власти, Российской Академии Образования, других научных сообществ, руководители региональных органов по делам молодежи.

Приложение:

 

ДОКЛАД

директора Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации С.Н. Апатенко

«О концепции  федеральной целевой программы

«Молодежь России на 2006-2010 годы»

Вопрос, предлагаемый для рассмотрения на коллегии, носит принципиальный и стратегический характер.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 16 мая 2004 года особо отмечается, что в современных условиях России резко возрастает социальная нагрузка на молодежь. Это определяется и демографической ситуацией, и вызовами современности.

Сегодня молодежь России - это 39,6 миллиона молодых граждан - 27% от общей численности населения страны.

Очевидно, что укрепление позиций России в мире, обеспечение ее конкурентоспособности, повышение качества жизни российских граждан возможно только при эффективном задействовании потенциала развития, носителем которого является молодежь. Необходимо на государственном уровне создавать условия для самореализации молодежи и стимулы для включения молодых в общественные процессы.

Степень эффективности этого участия определяется тем, насколько молодежь:

- разделяет цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы;

- обладает необходимыми личными, образовательными, профессиональными качествами и возможностями их реального применения в социально-политической практике.

Молодежь, как социально-возрастная группа, обладает рядом особенностей.

Она в наибольшей степени обеспечивает социальную мобильность и является источником экономической инициативы,  инноваций и наиболее восприимчива к ним.

В то же время, в современной молодежной среде слабо развита  культура ответственного гражданского поведения, самоорганизации, низка мотивация к участию в общественно-политической деятельности. Для молодежи характерна определенная  неразборчивость в выборе средств достижения целей, категоричность и правовой нигилизм, которые, становясь, объектами целенаправленных манипуляций со стороны деструктивных сил, провоцируют асоциальное поведение отдельных групп молодых людей.

Соответственно, и в обществе и в молодежной среде, создаются и распространяются  противоречивые представления о молодежи и ее роли в социально-экономической жизни, что подтверждают результаты опроса РОМИР 2004 года:

Так, около 40% молодых, оценивая себя и своих сверстников, считают, что в молодежи есть и дурное и хорошее.

8% считают, что хорошей молодежи – мало.

Больше всего саму молодежь беспокоят проблемы:

·        наркомании – 45%;

·        безработицы и бедности – 42%;

·        рост преступности – 27%;

·        проблемы морали и нравственности – 10%.

При этом 62% молодых респондентов  оценивают состояние морали и нравственности как плохое.

2. Цели и задачи Программы.

Традиционные подходы и меры, реализуемые до настоящего момента в сфере работы с молодежью, не носили системного характера. Они не позволили приостановить развитие негативных тенденций в молодежной среде, укрепить нормативно-правовую базу государственной молодежной политики, уточнить круг приоритетных проблем этой политики и способов их решения. Несмотря на 13 летний опыт формирования различных моделей молодежной политики, реализуемых, преимущественно, на региональном уровне, в современной России сложилась ситуация «чистого листа». Опыт прошлого не получил своего оформления в виде законов и правовых норм, а существует лишь на уровне традиционной  практики. Все это предопределяет необходимость разработки  Федеральной целевой Программы «Молодежь России 2006 - 2010», как важнейшего инструмента и элемента федеральной молодежной политики.

Концепция Федеральной целевой программы «Молодежь России (2006-2010 годы) представляет и обосновывает новые подходы к реализации государственной молодежной политики.

Это - создание условий интеграции молодежи, как активного субъекта, в процессы социально-экономического, общественно-политического, культурного развития страны.

Задачи Программы:

1. Интеграция молодежи в социально-экономические отношения.

2. Интеграция молодежи в общественно-политические отношения.

3. Интеграция молодежи в социокультурные отношения.

Такая постановка цели и задач позволит разрешить ключевую проблему, выявленную в результате системного анализа проблем молодежи и молодежной политики - неполную включенность молодежи в жизнь общества.

Проблема носит системный характер и проявляется в снижении экономической активности молодежи; росте ее социальной апатии; криминализации молодежной среды и  ухудшении социального здоровья молодого поколения, в негативной оценке самой молодежью возможностей самореализации в России.

Новизна и особенности Программы.

1. Принципиальной особенностью предлагаемого подхода является его направленность на достижение результата, востребованного как в молодежной среде, так и обществе в целом. Необходимо не только создавать условия для интеграции молодежи в жизнь общества, но и обеспечить доступность и применяемость этих условий самой молодежью.

2. Главной особенностью программы является ее общественно-государственный характер. Решение задачи вовлечения молодежи в социально-политические и социально-экономические процессы возможно только на основе широкого участия всех субъектов социального воспитания, институтов гражданского общества в решении проблем молодежи.

3. Представляемая Программа впервые в практике реализации государственной молодежной политики в России интегрирует все возможности бюджетного финансирования и обеспечения мероприятий ГМП. Предлагается единый алгоритм в разработке и реализации программных действий. Этот алгоритм включает:

- организацию научно-исследовательских и конструкторских работ в сфере государственной молодежной политики, основное предназначение которых заключается в опережающем научном прогнозировании и обеспечении путей решения проблем молодежи средствами Программы;

- прямые инвестиции в развитие федеральной инфраструктуры  объектов молодежной политики;

- реализацию научно и экономически обоснованных программных мер, в рамках бюджетного финансирования по статье «прочие расходы»;

Масштабы проводимых в стране преобразований и активное включение в эти процессы молодежи требует коренного пересмотра масштабов реализации и ресурсного обеспечения Программы. Наше предложение – среднегодовое финансирование увеличить не менее чем в 20 раз (объем финансирования программы «Молодежь России» в 2005 году составляет 96 миллионов рублей).

Финансирование программных мероприятий федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2006 – 2010 годы предусматривается за счет средств федерального бюджета с привлечением внебюджетных источников.

При этом разработчиками подготовлен прогноз развития ситуации в молодежной политике России, построенный с учетом рисков недофинансирования программных мер.

В разделе 4 подробно описаны варианты развития событий.

Нелишне будет заметить, что финансирование Программы в соответствии с представленной Концепцией мы рассматриваем как ответ на вопрос о роли государства в реализации  политики в отношении одной четверти российского населения и ее стратегического потенциала.

Поддержание традиционной, сложившейся практики обеспечения работы с молодежью фактически по остаточному принципу автоматически будет означать уход государства из сферы молодежной политики.

Механизм реализации программы.

Программные действия объединены в шесть крупных комплексных направлений, которые представляют собой совокупность взаимосвязанных мер, проектов и действий участников Программы в решении ключевой проблемы.

В соответствии с содержательными приоритетами в каждом направлении разработана соответствующая система целевых индикаторов и показателей.

         1. Направление «Здоровое поколение».

Призвано создать систему развития у молодежи навыков здорового образа жизни, повышения уровня компетентности молодежи в вопросах гендерного просвещения и социальной гигиены, ограничения влияния вредных для здоровья привычек, формирования культуры безопасности. Предполагает меры по созданию и развитию общероссийской системы молодежной социальной рекламы и содействия молодежному отдыху, оздоровлению и туризму.

Направлено на укрепление сети подростковых и молодежных клубов и создание общероссийской молодежной очно-заочной школы «Здоровое будущее».

        

2. Направление «Гражданин России».

Призвано обеспечить повсеместное внедрение систем поддержки социальных инициатив молодежи, оказать влияние на формирование и укрепление роли позитивных групп молодежи в обществе.

Предполагает развитие форм и моделей позитивных форм самоорганизации, самоуправления, самодеятельности молодежи, ее участия в деятельности органов управления всех уровней.

Направлено на укрепление взаимодействия молодежи и армии, патриотических клубов и объединений.

В рамках направления осуществляются работы по проектированию, строительству и введению в строй семи молодежных инновационных центров федерального значения.

3. Направление «Молодая семья».

Призвано обеспечить развитие компетентности молодых граждан в вопросах семейной жизни.

Предусматривает внедрение мер, направленных на развитие института семьи, в том числе  молодой семьи в российском обществе, повышение уровня компетентности молодых родителей в вопросах воспитания детей. Содействует  укреплению социального благополучия молодых семей. Предполагает развитие системы центров семейного просвещения «Академия молодой семьи», развитие системы клубов молодой семьи, создание всероссийской очно-заочной школы «Молодые родители и ребенок».

4. Направление «Профессионализм молодых».

Нацелено на развитие преемственной системы информирования и предпрофессиональной ориентации молодежи, профессионального самоопределения, защиты трудовых и социальных прав молодежи на рынке образования, труда.

Направление призвано обеспечить широкое включение молодежи в деятельность субъектов рынка труда и занятости в качестве полноправного партнера.

Предполагает развитие общероссийской системы консалтинга и поддержки молодых людей на рынке труда, внедрения правоприменительных программ для молодежи в области защиты трудовых и социальных прав.

5. Направление «Молодежь в трудных жизненных ситуациях» Ориентировано на развитие системы мер по интеграции в жизнь  общества молодых инвалидов, сирот, молодых людей, склонных к асоциальному поведению, молодых людей проходивших службу в горячих точках, молодых мигрантов.

Поддерживает разработку и внедрение проектов оказания адресных услуг для молодежи с ограниченными возможностями и оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Оснащение специальным оборудованием для создания доступной среды для инвалидов, а также учреждений, работающих с молодежью.

Предусматривает проектирование, строительство и введение в строй пилотного центра интеграции молодых людей с ограниченными возможностями и других категорий молодых людей.

6.Направление «Молодежь в информационном пространстве» Ориентировано на формирование целостного информационно-консалтингового пространства для молодежи, позволяющей ей решать свои проблемы в новом информационном пространстве.

Для широкого вовлечения молодежи в мероприятия и проекты Программы будут использованы новейшие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Отличительной особенностью Программы является внедрение новых инструментов взаимодействия с молодежной аудиторией на базе открытых мультимедийных систем, виртуальных сред коллективного взаимодействия, интеллектуальной телефонии, интерактивного телевещания.

Таким образом, в рамках шести комплексных направлений обеспечивается взаимодействие со всеми целевым группами молодежи, включая, сельскую молодежь и молодежь, служащую в Российской Армии.

Специфика и содержание каждого из комплексных направлений Программы уже сегодня разрабатываются и отбираются авторитетным коллективом ученых, практиков, исследователей управленцев сферы работы с молодежью. При этом открытый характер разработки Программы обеспечивается средствами широкого обсуждения и коррекции программных мер, которые предусмотрены самим механизмом управления Программой, описанным в Концепции.

Наиболее значимые проекты и мероприятия, которые должны быть реализованы в рамках комплексных направлений:

В разделе НИОКР (научно-исследовательские и конструкторские работы ) запланировано привлечение ведущих научных сил страны для проведения анализа, проектирования и внедрения эффективных моделей работы с молодежью в России. В результате мы получим универсальный инструмент оценки качества государственной политики в отношении молодежи.

Инвестиционная составляющая Программы включает создание целостной сети объектов, обеспечивающих реализацию Программных действий на федеральном уровне. Среди них сеть инновационных молодежных центров, сеть молодежных лагерей в семи федеральных округах и Всероссийский центр интеграции молодых людей с ограниченными возможностями.

Создание подобной федеральной инфраструктуры позволит разрешить одну из актуальных проблем работы с молодежью – организацию подготовки нового поколения профессионалов сферы молодежной политики.

Всероссийский центр интеграции молодых людей с ограниченными возможностями должен приобрести статус пилотной площадки для создания и продвижения интеграционных программ для молодежи и с участием молодежи. (Миссия подобного центра заключается в создании и распространении программ совместной деятельности молодых людей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников. Центр проектируется как модульный и по содержанию деятельности и по форме конструирования зданий. Модульный подход в данном случае обеспечивает возможность тиражирования и распространения опыта работы центра в регионах РФ).

Логика проектирования мероприятий Программы, предполагает, что действие всех проектов и программных действий распространяется на территорию всей страны.

Результаты.

В целях оценки эффективности реализации программных мероприятий разработана система индикаторов и показателей.

Общий основной показатель достижения целей и задач Программы - Индекс развития молодежи по регионам РФ – Композитный показатель, близкий по содержанию и методологии к Индексу развития человеческого потенциала, и позволяющий комплексно оценить состояние человеческого потенциала молодого поколения. Методология расчета данного показателя предложена ЮНЕСКО.

В качестве результатов решения первой задачи ожидается:

снижение доли лиц в возрасте 16-29 года в общей численности безработных на 10%;

сокращение  средней продолжительности поиска работы молодыми гражданами с восьми до пяти месяцев;

увеличение количества молодежи со специальными потребностями, включенной в экономическую деятельность (повышение доли трудоустроенных или перешедших на следующую ступень образования выпускников учебных заведений для детей и подростков со специальными образовательными потребностями, на 20%);

В результате реализации второй задачи ожидается:

увеличение доли молодежи в органах власти разного уровня и местного самоуправления не менее чем на 50%;

рост числа молодых людей – членов общественных объединений не менее чем на 10%;

увеличение на 50% количества муниципальных образований, на территории которых действуют молодежные общественные объединения, ориентированные на решение проблем местного сообщества;

рост числа молодых граждан Российской Федерации – участников международных молодежных обменов и проектов на 40%.

В результате реализации третьей задачи ожидается:

увеличение числа молодых людей на 25%, участвующих в проектах патриотической, историко-краеведческой, экологической культурной направленности;

рост рейтинга на 15 пунктов познавательных, образовательных, общественно-политических, социокультурных, художественных молодежных программ и изданий в молодежной аудитории;

увеличение числа молодых людей, активно занимающихся физической культурой на 30%;

сокращение числа несовершеннолетних и молодежи, совершивших правонарушения и преступления, а также доли совершенных ими тяжких и особо тяжких преступлений на 10%;

сокращение среди молодежи травматизма и смертности от несчастных случаев, отравлений  и травм на 10%.

Таким образом, Программа как инструмент программно-целевого управления разрешения проблемы неполной включенности молодежи в жизнь общества позволит:

- обеспечить адресность, последовательность, преемственность и контроль инвестирования государственных средств в молодежную сферу страны;

- выявить круг приоритетных объектов и субъектов целевого инвестирования Программы;

- разработать и внедрить технологию решения актуальных проблем молодежи с участием самой молодежи;

- создать организационную основу государственной молодежной политики;

- создать предпосылки и условия для устойчивого развития и функционирования инфраструктуры, созданной в ходе реализации Программы по окончании сроков ее реализации в 2010 году.

Концепция разработана с участием общественных и научных институтов. Ряд представителей рабочей группы присутствуют на коллегии. Мы благодарим всех за участие в работе и приглашаем к системному сотрудничеству в сфере отечественной молодежной политики.

Мы открыты для конструктивного диалога, обсуждения и преобразования сферы государственной молодежной политики. В этом миссия Программы и существо нашего подхода.

22 марта 2005 года, г. Москва