Содержание

Введение. 3

1. Фарминдустрия как важнейшее звено хозяйственного комплекса России. 6

2. Анализ деятельности ОАО «Новосибхимфарм». 21

Заключение. 38

Список литературы.. 41

Введение

Переход к рыночной экономике коснулся всех структур рыночного пространства, в том числе и фармацевтического рынка. Потребность в фармацевтических услугах сегодня, как никогда, приобретает исключительную актуальность, так как товаром является лекарство, необходимое и «новым русским» и людям, за чертой бедности. В этих условиях Россия всячески стремится снабжать население медикаментами. Правительство присвоило промышленности статус «стратегически важной» и хотело бы видеть ее отвечающей основным нуждам населения.

В период реконструкции народного хозяйства по-новому решались вопросы аптечного хозяйства. Было решено расширить аптечную сеть и перестроить фармацевтическое образование. Были созданы новые типы аптек – центральные, районные, межбольничные. В крупных городах стали открываться аптеки готовых лекарств, а в районах, отдаленных от населенных пунктов, - передвижные аптечные киоски. Открытие аптек различных типов обусловлено особенностями расселения, социально-экономическими, географическими и другими факторами, организационными формами медицинской помощи.

Для экономического развития аптечного хозяйства в аптечных учреждениях стала проводиться большая работа по внедрению рациональных форм обслуживания населения. Для улучшения информационной службы, установления повседневной связи врачей и фармацевтов, велась работа по организации при лечебно-профилактических учреждениях кабинетов фармацевтической информации.

Фармацевтическая служба является составной частью материально-технической базы здравоохранения. Ее роль и задачи в лекарственном обеспечении населения определяются постоянным ростом и совершенствованием уровня амбулаторно-клинической и стационарной помощи населению, а также повышением его материального и культурного уровня, ростом производства и расширением ассортимента лекарственных средств и изделий медицинского назначения, внедрением наиболее эффективным форм лекарственного обеспечения и т. п.

В определении целей и задач фармацевтического предприятия как составной части здравоохранения следует исходить прежде всего из максимального удовлетворения на основе неуклонного научно-технического прогресса, потребностей населения  в высокоэффективных лекарственных средствах, способствующих укреплению здоровья, повышению трудоспособности и увеличению продолжительности жизни людей.

В современных экономических условиях выживание предприятий, не говоря уже об их развитии, в значительной степени зависит от уровня стратегического планирования. Только при ясном представлении о целях деятельности предприятия, их своевременной корректировке в соответствии с изменениями внешней среды четкое распределение материальных и людских ресурсов может обеспечить успех предпринимательской деятельности [4, с. 78]. Для выявления факторов, влияющих на деятельность предприятия со стороны внешней среды, проводят анализ внешней среды предприятия.

Сегодняшним менеджерам приходится думать стратегически о положении, в котором находится компания, и о влиянии, которое на нее оказывают меняющиеся условия. Они вынуждены анализировать внешнюю среду достаточно тщательно, чтобы знать, когда вносить изменения в стратегию. Они должны быть достаточно хорошо знакомы с деятельностью компании, чтобы знать, какие изменения вносить в стратегию. Другими словами, стратегическое управление является фундаментом общего подхода к управлению всей компании.

Для того, чтобы компания приобрела максимальный потенциал, менеджеры должны совмещать хорошую разработку стратегии с удачным ее осуществлением. Чем лучше продумана стратегия и чем более умело она выполнена, тем больше у компании шансов на сильную позицию. Блестящее выполнение блестящей стратегии – это не только проверенный рецепт успеха в бизнесе, но и лучшая проверка на совершенное управление.

Цель выполнения работы - ознакомление с деятельностью организации, сбор первичной информации, позволяющей выявить проблемы, стоящие перед организацией, и разработка подходов к их решению.

Объект исследования – ОАО «Новосибхимфарм».

В работе поставлены следующие задачи:

·        Дать краткую характеристику деятельности организации;

·        Провести стратегический анализ внешней среды организации;

·        Провести анализ внутренней среды организации;

·        Рассмотреть применение методов стратегического менеджмента в организации

·        Разработка пути решения проблемы, существующей в организации.

1. Фарминдустрия как важнейшее звено хозяйственного комплекса России

Развитие рыночных отношений в нашей стране за последнее десятилетие привело к образованию фармацевтического рынка, объем продаж на котором в 2005 г. составил 4 млрд. 690 млн. USD.

Лекарственное обеспечение населения, как известно, включает систему управления фармацевтической деятельностью, производство, изготовление, оптовую и розничную реализацию, а также использование лекарственных средств. Государственная политика обеспечения населения лекарственными средствами направлена на предоставление их потребителям в достаточном ассортименте и объемах по доступным ценам и осуществляется путем развития рынка фармацевтических услуг.

Рассмотрим особенности российского фармрынка.  Сложившийся в настоящее время на основе действующей экономической и правовой базы хозяйственный механизм лекарственного обеспечения характеризуется попыткой сочетать рыночные принципы функционирования фармацевтических организаций с мерами государственного регулирования, направленными на социальную защиту населения.

В настоящее время в России более 60% затрат на используемые лекарственные средства компенсируется за счет государственных источников (средства бюджетов всех уровней и фондов обязательного медицинского страхования). При этом в бюджете Российской Федерации расходы на здравоохранение составили: 2002 г. – 2,3%, 2003 г. – 3,5%, 2004 г. – 3,4%; бюджетом 2005 г. на эти цели предусмотрено всего 1,5% от ВВП. По рекомендации же Всемирной организации здравоохранения, затраты на здравоохранение должны составлять 6 – 9% от ВВП. Так что комментарии, как говорится, излишни.

В соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством в настоящее время изменились структура и взаимоотношения внутри всей аптечной службы. В субъектах Российской Федерации сложились в основном три типа органов управления фармацевтической деятельностью:

·        орган управления аптечной службой при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации (2002 г. – 67%, 2003 г. – 22%, 2004 г. – 21%);

·        орган управления аптечной службой входит как структурное подразделение в состав органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации (2002 г. – 24,5%, 2003 г. – 62%, 2004 г. – 61%);

·        орган управления аптечной службой, объединенный с аптечным складом территории, перестал быть государственной организацией, приобрел статус ОАО, ООО, ГПП и т.д. (2002 г. – 8,5%, 2003 г. – 16%, 2004 г. – 18%).

Наметившаяся в 2002 г. тенденция организации органов управления аптечной службой в составе органов управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации четко проявилась в 2003 г. В настоящее время основную массу органов управления аптечной службой в территориях составляют структурные подразделения органов здравоохранения. В республиках – это управления, в областях – отделы или управления.

Различные названия органов управления аптечной службой, свидетельствуют о разных их функциях. Это связано с тем, что становление органов управления аптечной службой в регионах происходит эмпирически в связи с отсутствием единой государственной схемы, что привело к потере управляемости этим важным сектором здравоохранения.

Вступивший в действие закон «О лекарственных средствах» не отражает и не регулирует, к сожалению, вопросы управления аптечной службой.

Оптовую торговлю лекарствами на территории России осуществляют около 7000 структур. По выданным лицензиям фактически работает около 4000 (в том числе 700 имеют федеральные лицензии и реализуют лекарственные средства на всей территории Российской Федерации), 98% из которых негосударственной формы собственности. Среди 25 крупнейших оптовиков России имеется только одно государственное предприятие. Следовательно, можно говорить о преобладании частного сектора в оптовой торговле лекарствами.

Аптечная сеть РФ насчитывает свыше 16 тыс аптек. В розничной сети превалируют аптечные организации государственной и муниципальной форм собственности (71,3%).

Значительный объем отпуска лекарств населению (12%) приходится на мелкорозничную аптечную сеть, которая представлена аптечными пунктами (40 тыс), аптечными киосками (10 тыс) и аптечными магазинами (1150). Прослеживается тенденция опережающего темпа роста коммерческих аптечных пунктов и киосков.

Таким образом, в отличие от розничной аптечной сети, оптовая товаропроводящая сеть находится не в государственной, а в коллективной или частной собственности. Создание такой инфраструктуры в оптовом звене позволило аптечным учреждениям самостоятельно выбирать выгодных для себя поставщиков ЛС.

При наличии 7000 аптечных складов на 16 тыс аптек нетрудно подсчитать, что один аптечный склад обслуживает примерно 2 аптеки. Значит, в основном это мелкие аптечные склады, склады-посредники и перекупщики с ограниченной номенклатурой ЛС. Возникли они в годы перестройки без единой нормативной базы по развитию оптовых предприятий, по принципу, кто может, тот и открывает аптечный склад. Это, безусловно, отрицательно влияло на формирование оптовых цен на ЛС, так как, чтобы выжить, мелким складам надо продавать дорогую продукцию.

Развитие розничной аптечной сети – аптек, аптечных пунктов, аптечных киосков, аптечных магазинов до 2004 г. также происходило стихийно. Только в 2004 г. Минздрав России утвердил разработанные НИИ фармации методические рекомендации по принципам размещения и нормативам развития аптек в регионах. Однако в России, кроме аптек, функционирует более 50 тыс аптечных пунктов, аптечных киосков, аптечных магазинов. К сожалению, их размещение до настоящего времени происходит без нормативной базы. Утвержденных документов по данному вопросу не существует, принципов размещения аптечных учреждений этого типа нет. В настоящее время, когда они организуются не только от аптек, создание такой нормативной базы необходимо. Отсутствие нормативных документов привело к тому, что в городах аптечные киоски и аптеки находятся в 100 м друг от друга, а в сельской местности или отдаленных районах их разделяют десятки и сотни километров.

В последние годы как-то мало вспоминали о фармацевтических кадрах, которые в сложных условиях осуществляют лекарственное обеспечение населения. А ведь это большой отряд провизоров и фармацевтов, насчитывающий около 150 тыс человек: 55 тыс провизоров и 95 тыс фармацевтов. Основная масса специалистов с фармацевтическим образованием работает в аптечных организациях: аптеках, аптечных пунктах, аптечных киосках, аптечных магазинах и аптечных складах.

Таким образом, за последние годы (1994 – 2004) в Российской Федерации было сформировано оптовое звено различных форм собственности, произошла реорганизация аптечной сети, увеличилась численность фармацевтических кадров.

Развитие рыночных отношений в нашей стране за последнее десятилетие привело к образованию фармацевтического рынка, объем продаж на котором в 2004 г. составил 2 млрд 690 млн USD.

К началу 2004 г. на российской фармрынке действовало 300 отечественных производителей, более 3500 дистрибьюторских фирм (хотя лицензии получили 7000 дистрибьюторов), около 150 иностранных производителей-поставщиков. После августа 2004 г. на отечественном фармацевтическом рынке произошли изменения: кризис показал, что жизнеспособными являются только сильные, наиболее мобильные компании; возникла необходимость изменить стратегию государства, установив довольно жесткие ограничения с целью создания нормального государственного рыночного регулирования процессов лекарственного обеспечения.

Внедрение рыночных механизмов в фармацевтическую деятельность привело к насыщению российского фармрынка широким ассортиментом лекарственных средств. В настоящее время зарегистрировано и разрешено к медицинскому применению 13,5 тыс препаратов, что в 2,4 раза превышает уровень 1992 г. Ассортимент лекарственных средств представлен 98 фармакотерапевтическими группами, 70% объемов потребления которых приходится на анальгезирующие, жаропонижающие и противовоспалительные средства (28%), витамины (18%), сердечно-сосудистые препараты (13%), антибактериальные средства, включая антибиотики, сульфаниламидные и противотуберкулезные (12%). Указанное соотношение объемов потребления соответствуют структуре заболеваемости населения.

Сравнительный анализ ассортимента лекарственных средств по основным фармакотерапевтическим группам показывает, что на лекарства отечественного производства приходится в среднем не более 40%.

Отсутствие в достаточном объеме и по номенклатуре лекарственных препаратов отечественного производства компенсируется продукцией, ввозимой из-за рубежа, в структуре которой преобладают расфасованные для розничной продажи лекарства (до 95%). Наибольшие объемы приходятся на импорт препаратов крови, рентгеноконтрастных веществ, инсулинов, иммунодепрессантов и противоопухолевых препаратов. По данным Государственного таможенного комитета РФ, импорт лекарственных средств составил: 2002 г. – 1180 млн USD, 2003 г. – 1674 млн долл, 2004 г. (оперативные данные) – 1281 млн долл. Эти средства пошли, естественно, на развитие зарубежной фарминдустрии, ибо в отечественную медицинскую промышленность инвестиций практически не было.

Объем фармацевтического рынка России составил: 2002 г. – 16 млрд руб, 2003 г. – 23,5 млрд руб, 2004 г. (оперативные данные) – 27,7 млрд рублей. При этом доля медикаментов отечественного производства в среднем составила: 2002 г. – 40%, 2003 г. – 45%, 2004 г. (оперативные данные) – 46%.

В субъектах Российской Федерации лекарственное обеспечение осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования и населения.

Расходы государства на здравоохранение составили: 2002 г. – 74,0 млрд руб, в том числе на медикаменты - 11,2 (15,1%); 2003 г. – 90,5 млрд руб, в том числе на медикаменты – 15,4 (17%); в 2004 г. (оперативные данные) – 97,8 млрд руб, в том числе на медикаменты – 16,9 (17,3%). Из представленных данных следует, что в расходах государства на здравоохранение наблюдается тенденция повышения затрат на медикаменты и увеличения их объемов. Кроме того, из средств территориальных фондов ОМС на приобретение медикаментов и перевязочных средств выделяется 5 млрд рублей.

Вместе с тем, фактическое участие государства в финансировании лекарственного обеспечения ежегодно уменьшается (2002 г. – 70%, 2003 г. – 65,5%, 2004 г. – 62%), в связи с чем происходит реальное снижение доступности лекарственной помощи для всех категорий населения, особенно для малоимущих.

Количество медикаментов, потребляемых на душу населения в России, в денежном выражении значительно отстает от стран, входящих в Европейский союз (ЕС), США и Японии. Среднестатистический россиянин потребляет в год лекарств на 20 долл США, в том числе отечественного производства – на 8 долл. В то же время в 2003 г. в Нидерландах этот показатель был равен 72, в Бельгии – 124, во Франции – 156, в США – 178, в Японии – 245 долл.

 

В системе государственных гарантий важнейшей задачей является упорядочение льготного лекарственного обеспечения населения, на которое имеют право 45 млн россиян.

Расходы бюджетов всех уровней на лекарственное обеспечение льготных категорий граждан в 2003 г. выросли в 1,5 раза и составили 4,4 млрд рублей. При этом удовлетворение потребности в обеспечении лекарственными средствами не превысило 60% от числа обратившихся граждан, отнесенных к льготным категориям. Расчетная потребность в финансовых средствах, необходимых для выполнения гарантированных законодательством льгот по лекарственному обеспечению, значительно превышает реальные выплаты.

В условиях резкого снижения жизненного уровня населения высокие цены на лекарства делают их недоступными для многих категорий граждан. В этой ситуации действующая система льготного лекарственного обеспечения нередко является единственной возможностью сохранения здоровья социально незащищенных граждан.

Необходимо отметить, что в результате экономического кризиса ситуация в области лекарственного обеспечения льготных категорий граждан существенно осложнилась. Так, например, из-за отсутствия средств в бюджетах субъектов Российской Федерации около 200 тыс больных инсулинозависимым сахарным диабетом не обеспечены необходимыми им препаратами, что приводит к тяжелым осложнениям этого заболевания. Неудовлетворительно обеспечивается потребность в противотуберкулезных препаратах. А смертность от туберкулеза за последние 6 лет увеличилась в два раза. Особенно тяжелая ситуация сложилась в местах заключения, где заболеваемость туберкулезом среди осужденных превышает средний показатель по стране в 62 раза, а смертность – в 28 раз.

Путем выборочного анализа 30% субъектов РФ по состоянию на 1 апреля 2005 г. установлено, что льготами по лекарственному обеспечению пользуется почти 15% населения этих регионов. Этот показатель весьма высок в С.-Петербурге (40%), Курганской области (26,1%) и Республике Башкортостан (23%); низкий – в Ханты-Мансийском АО (2,6%), Сахалинской (2,7%) и Самарской (3%) областях.

Отношение затраченных средств на льготное лекарственное обеспечение к общему товарообороту аптечных учреждений за I квартал 2005 г. составило в среднем 7,1%. По отдельным регионам этот показатель колебался от 1,3% (в Кировской и Ульяновской областях) до 33,5% - в Читинской области и 39% - в С.-Петербурге.

Средняя стоимость одного бесплатного рецепта в январе-марте 2005 г. составила в среднем 50 руб 48 коп (колебания - от 22 руб 94 коп – в Курганской и 23 руб 39 коп - в Орловской областях, до 110 руб – в Читинской области). Высокая стоимость одного бесплатного рецепта отмечалась также в Ямало-Ненецком АО (87 руб 94 коп) и С.-Петербурге (103 руб 60 коп).

Средняя стоимость одного льготного рецепта за указанный период составила в среднем 23 руб 09 коп (колебания - от 5 руб 44 коп - в Алтайском крае до 110 руб - в Читинской области).

Уровень удовлетворения потребности в обеспечении лекарственными средствами, в соответствии с установленными льготами, от числа обратившихся амбулаторных больных составил в среднем 60%.

Сложившийся комплекс проблем может быть решен путем внесения изменений в существующую нормативно-правовую базу льготного лекарственного обеспечения с учетом реального наполнения соответствующих бюджетов.

В Российской Федерации сложилась следующая методика ценообразования на готовые ЛС: закупочная цена плюс торговая надбавка (оптовая или розничная). Анализ торговых надбавок по субъектам РФ показал их существенное различие, что приводило к разбросу цен на одни и те же ЛС не только в различных регионах, но и в пределах одного региона.

Торговые надбавки на ЛС отечественного производства устанавливаются: к ценам изготовителя при прямых поставках этой продукции в розничную аптечную сеть; к ценам оптового поставщика (посредника), закупившего эту продукцию непосредственно у отечественного изготовителя; на ЛС и ИМН зарубежного производства – к ценам поставщика-импортера; на ЛС и ИМН, закупаемых по госзаказу на конкурсной основе, - к ценам поставщика, выигравшего конкурс.

В результате августовского кризиса 2004 г., роста курса доллара цены на ЛС стали очень высокими (увеличились на 300 – 400%), и лекарства стали недоступны населению и стационарным больным. Учитывая это, правительство РФ издало постановление от 29.03.99 г. № 347 «О мерах государственного контроля за ценами на ЛС». Согласно этому постановлению, с 1 июня 2005 г. введена регистрация отпускных цен производителей на ЛС, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших ЛС и ИМН, утвержденный постановлением правительства РФ от 15 апреля 2002 г. № 478 «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших ЛС и ИМН, прибыль от реализации которых, полученная предприятиями всех организационно-правовых форм, выпустившими эти ЛС и ИМН, не подлежит налогообложению». Утвержден порядок государственной регистрации и розничных надбавок к отпускным ценам.

Минздраву совместно с Минэкономики России предложено провести регистрацию отпускных цен на жизненно необходимые и важнейшие ЛС у всех производителей. Совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ Минздрав России обязан обеспечить мониторинг цен на указанные ЛС. Органам исполнительной власти поручено провести анализ торговых надбавок на оптовую и розничную реализацию ЛС и ежеквартально информировать Минздрав и Минэкономики России о размерах оптовых и розничных торговых надбавок. Размеры торговых оптовых надбавок на жизненно необходимые и важнейшие ЛС предприятиями оптовой торговли будут прибавляться к зарегистрированным ценам, если ЛС закупаются у производителя. Если же лекарства приобретаются у посредника, то торговая надбавка суммируется с закупочной ценой, но не свыше оптовой торговой надбавки, установленной в территории, от производителя до оптовика.

Розничные цены на ЛС, включенные в перечень, формируются путем сложения розничной надбавки с оптовой ценой, по которой лекарства оприходованы на складе. Что же касается ЛС, не вошедших в список жизненно необходимых и важнейших, то цены на них будут формироваться в соответствии с договором купли-продажи.

Основным механизмом регулирования фармацевтического рынка и аптечной сети является нормативная база в области фармацевтической деятельности.

В РФ действуют федеральные законы «О наркотических средствах и психотропных веществах», «О лекарственных средствах» и «О лицензировании отдельных видов деятельности», в связи с чем потребовалось приведение в соответствие с ними существующей нормативной базы в сфере обращения ЛС,  «О лицензировании фармацевтической деятельности и оптовой торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» от 5 апреля 1999 г. № 387; «О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства» от 29 марта 1999г. № 347; «О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами» от 8 апреля 1999 г. № 393; приказ МЗ и ФОМС от 11 декабря 1999 г. № 361/99 «О порядке осуществления контроля за осуществлением и обеспечением отдельных категорий граждан РФ на льготных условиях ЛС и ИМН».

Разработаны и находятся на рассмотрении и утверждении приказы МЗ РФ: «Об утверждении норм естественной убыли ЛС и других медицинских товаров в аптечных учреждениях, независимо от организационно-правовой формы»; «О правилах розничной торговли ЛС, ИМН и другими товарами, реализуемыми аптечными учреждениями»; «О внесении изменений и дополнений в приказ МЗ РФ № 326; «О внесении изменений и дополнений в приказ МЗ РФ № 110»; «О правилах оптовой торговли ЛС и другими товарами».

Для решения вопросов по упорядочению различных аспектов фармацевтической деятельности необходима разработка проекта закона «О фармацевтической деятельности». Следует активизировать работу по пересмотру и разработке основных нормативных документов, регламентирующих фармацевтическую деятельность.

Далее, необходимо в кратчайшие сроки утвердить положения о лицензировании оборота наркотических средств и психотропных веществ, оптовой торговле лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, а также о фармацевтической деятельности.

Сейчас очень важно ускорить разработку и утверждение стандартов лечения и формуляров лекарственных средств для обеспечения стационарных больных и льготных категорий граждан и на их основе формировать перечень жизненно необходимых и важнейших ЛС.

Кроме того, вступил в силу Национальный проект «Здравоохранение».

Меры по решению основных проблем здравоохранения предполагают оптимизацию расходования бюджетных средств, смещение акцента оказания медицинской помощи в первичное звено (догоспитальный этап), профилактическую направленность здравоохранения.

Основные цели национального проекта в здравоохранении

·        Укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности.

·        Повышение доступности и качества медицинской помощи.

·        Укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе.

·        Развитие профилактической направленности здравоохранения.

·        Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи

Важной является проблема качества лекарственных средств.

В 2004 году, был введен в действие ГОСТ Р 52249-2004 "Правила производства и контроля качества лекарственных средств" , который гармонизирован с правилами GMP Европейского Союза. После этого, с 1 января 2005 года соблюдение правил GMP в фармацевтическом производстве в Российской федерации является обязательным.

В нашей стране правила GMP («Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств» РД 64-125-91) впервые были разработаны в 1991 г. с учетом действующих в то время международных, региональных и национальных правил разных стран.

В последние годы появились новые правила GMP и ряд документов Международной организации по стандартизации («International Organization for Standardization - ISO), так называемые стандарты ИСО 9000-9004, значительно развивающие ранее внесенные понятия или включающие впервые такие важные положения как управление качеством, валидация и прочие, а также расширяющие область использования правил применительно к производству отдельных групп лекарственных средств. Кроме того, за последние годы в России появился ряд новых производств, где в значительной степени уже учтены требования правил GMP.

Поэтому актуальным является составление новой редакции отечественных правил GMP взамен РД 64-125-91 (далее Правила).

Документ представляет собой свод правил и требований по организации производства и контроля качества лекарственных средств медицинского назначения. Основные положения распространяются также на последние стадии производства лекарственных веществ, предназначенных для изготовления готовых лекарственных средств. В полном объеме требования, предъявляемые к производству лекарственных веществ, а также отдельных групп лекарственных средств, должны быть изложены в специальных нормативных документах. Правила являются обязательными для всех производителей лекарственных средств независимо от их ведомственной подчиненности или форм собственности.

Настоящий документ включает следующие основные разделы: Определения, Управление качеством, Персонал, Здания и помещения, Оборудование, Процесс производства, Документация, Валидация, Рекламации и отзыв с рынка, Самоинспекция. Последние два раздела включены в документ впервые, а разделы «Управление качеством», «Здания и помещения», «Процесс производства» и подраздел «Документация» существенно переработаны. Кроме того, классификация «чистых» производственных помещений приведена в соответствие с классификацией GMP ЕС. В конце ряда разделов содержатся специфические требования к производству стерильных готовых лекарственных средств.

В настоящей редакции Правил учтены новые положения и рекомендации последних изданий перечисленных во введении документов.

В Правилах не рассматриваются вопросы техники безопасности, которые изложены в соответствующих нормативных документах.

Соблюдение Правил должно обеспечить производство лекарственных веществ и всех групп готовых лекарственных средств на современном уровне и таким образом гарантировать высокое качество готовых продуктов.

В Новосибирске контроль качества лекарственных средств осуществляет Центр контроля качества лекарственных средств (ЦККЛС).

Задачи центра:

·        государственный контроль качества лекарственных средств, поступающих на территорию области и изготовляемых аптечными учреждениями области, независимо от формы собственности;

·        государственный надзор за производственной фармацевтической деятельностью аптечных учреждений области;

·        организационно-методическая работа с аптечными учреждениями области.

ОГУЗ "Центр контроля качества лекарственных средств" (ЦККЛС) находится по адресу г. Новосибирск, ул. Ковальчук Дуси, дом: 77

ЦККЛ проводит анализы ЛС, используя современное оборудование и программное обеспечение, имеет полный архив нормативной документации на ЛС и постоянную электронную связь с департаментом госконтроля. В результате вся оперативная информация о забракованных ЛС передается в аптеки области на электронных носителях.

ЦККЛС следит за соблюдением технологических и санитарных норм при изготовлении ЛС в аптечных учреждениях, осуществляет контроль за порядком и условиями хранения ЛС на складах предприятий оптовой торговли ЛС, в аптечных организациях и ЛПУ. Центр проводит изъятие лекарственных форм, изготовленных в аптеках по рецептам и требованиям ЛПУ, внутриаптечной заготовки и фасовки, концентратов и полуфабрикатов с целью подтверждения их качества; обеспечивает аптеки, занятые изготовлением лекарств, реактивами, титрованными растворами по заявкам и осуществляет контроль за их использованием; оказывает организационно-методическую и консультативную помощь организациям в сфере обращения ЛС по вопросам контроля качества ЛС и другим в пределах своей компетенции. Микробиологическая служба  ЦККЛС проводит контроль воды для инъекций, стерильных ЛС, флаконов, укупорочных материалов в аптеках, а также микробиологической чистоты готовых ЛС. Информационная служба центра решает задачи по обеспечению всех участников фармацевтического рынка объективной информацией о ЛС. Для информирования всех заинтересованных лиц о наличии медикаментов в аптеках города работает телефонная справочная служба.

В состав центра входят административный аппарат, отдел государственного контроля и информации, испытательная контрольно-аналитическая лаборатория с отделением микробиологического контроля ЛС. Штат центра – 33 человека, из них 22 специалиста с высшим фармацевтическим и медицинским образованием.

Нормативное обеспечение деятельности:

Приказ 427 от 31.07.2003 «Об усилении контроля качества лекарственных средств"

Приказ 787 от 29.12.2003 "Об усилении контроля качества субстанций лекарственных средств»

 

2. Анализ деятельности ОАО «Новосибхимфарм»

Полное фирменное наименование предприятия: Открытое акционерное общество "Новосибхимфарм"

Сокращенное наименование: ОАО "Новосибхимфарм"

Номер свидетельства о государственной регистрации: ГР 1098

Дата государственной регистрации: 30.12.1992

Орган, осуществивший государственную регистрацию: Мэрия г. Новосибирска

Основной государственный регистрационный номер: 1025401911193

Дата регистрации: 15.10.2002

Наименование регистрирующего органа: Инспекция МНС России по Октябрьскому району г. Новосибирска Новосибирской области

Срок существования эмитента: 12 лет

Общество было создано 30.12.1992 года в результате приватизации Новосибирского химико-фармацевтического завода.

Основной целью деятельности ОАО «Новосибхимфарм» является наиболее полное и качественное удовлетворение потребностей российских и иностранных организаций и граждан в работах (продукции, услугах), производимых Обществом в соответствии с уставными видами деятельности, наполнение рынка лекарственными средствами, медицинскими изделиями, оборудованием, иными товарами, оказание услуг медицинского назначения, получение прибыли.

Основные виды производимой продукции: ампульные растворы для инъекций, БАДы.

Место нахождения: 630028, г. Новосибирск, ул. Декабристов, 275

Почтовый адрес: 630028, г. Новосибирск, ул. Декабристов, 275

Тел.: (383) 211 - 92 - 03

Факс: (383)211 – 92 - 04

Адрес электронной почты: mail@nskpharm.ru

Структура управления предприятием представлена на рис. 2.1.

Как видно из рис. 2.1, структура управления предприятием является линейной. К достоинствам такой структуры управления можно отнести: однозначность воздействия субъекта на объект управления; отсутствие промежуточных связей между руководителем и подчиненным; возможность получения непротиворечивых, увязанных между собой заданий; высокая ответственность руководителя за результаты работы коллектива; обеспечение единства руководства сверху донизу.

Недостатками такой структуры управления являются: выполнение руководителем большого числа функций ведет к перегрузке линейных руководителей, а также  недостатку знаний и времени для качественной реализации всех функций; медленное и искаженное циркулирование информации; сложная координация деятельности отдельных исполнителей.

Рис. 2.1. Организационная структура ОАО «Новосибхимфарм»

Основные финансовые показатели представлены в табл.

Финансовые показатели

Показатель

2001г.

2-й кв. 2002г.

3-й кв. 2004г.

2-й кв. 2005г.

Собственный капитал, $ млн.

10,093

9,904

10,747

11,000

Выручка, $ млн.

12,148

5,763

12,900

9,365

Прибыль, $ млн.

1,709

0,152

0,232

0,030

Баланс, млн.руб

Показатель

2-й кв. 2005г.

Актив

Внеоборотные активы

169,758

Оборотные активы

566,664

Убытки

-

Всего активов

736,422

Пассив

Капитал и резервы

315,390

Долгосрочные обязательства

5,889

Краткосрочные обязательства

415,143

Всего пассивов

736,422

Показатель

2-й кв. 2005г.

Чистая выручка

261,991

Себестоимость

187,178

Прибыль (убыток) от продаж

17,287

Балансовая прибыль (убыток)

1,158

Чистая (нераспределенная) прибыль (убыток)

0,843

12 лет развития предприятия характеризуются, прежде всего высокой динамикой. Если в начале своей деятельности «Новосибфарм» - это арендованные производственные мощности, то сегодняшний «Новосибфарм» – фармацевтическая компания, обладающая собственным значительным производственным потенциалом, заметный игрок на фармацевтическом рынке. В подтверждение этого факта достаточно сказать, что активно ведутся роботы по созданию «с нуля» нового производства, полностью соответствующего требованиям международной сертификации. С этой целью приобретены новые производственные территории и здания, ведется реконструкция существующих площадей.

Главным итогом этих 12 лет является то, что наше предприятие смогло выстоять в условиях отечественного рынка и непростой экономической ситуации. Это позволяет строить эффективную и долговременную политику сбыта. Общаясь с другими производителями коллегами по бизнесу, мы постоянно держим руку на пульсе фармацевтического рынка. Наше производство оснащено современным высокотехнологичным оборудованием.

В процессе изготовления препаратов применяются субстанции и вспомогательные вещества ведущих мировых производителей. Коллектив предприятия небольшой., но несмотря на это происходит постоянное наращивание материальной базы, что объясняется высокой степенью автоматизации производства и большим потенциалом профессиональных кадров. Большое внимание уделяется качеству выпускаемой продукции. Об эффективности контроля качества говорит тот факт, что за все время существования предприятия от потребителей не поступило ни одной рекламации. Лаборатория ОТК оснащена новейшим аналитическим оборудованием.

Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает более 50 препаратов и охватывает такие группы, как витаминные препараты, нестероидные противовоспалительные средства, ферментные препараты, препараты применяющиеся при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и другие.

ОАО  «Новосибфарм» одним из первых в практике отечественной фарминдустрии освоило выпуск препарата силденафил (ТМ «Потенциале»), применяющегося при нарушениях эрекции. В качестве перспективного направления развития нашего предприятия рассматриваем также возможность производства биологически активных добавок (БАД). Анализ рынка свидетельствует о том, что спрос на БАД постоянно увеличивается. Производственные мощности позволяют наладить выпуск актуальных БАД на уровне, соответствующем развитию современной фармацевтической промышленности.

В настоящее время ведется активная работа по регистрации новых препаратов не только на территории СНГ но и в странах дальнего зарубежья.

Продукция ОАО  «Новосибфарм» известна не только на отечественном, но и на многих иностранных рынках. Предприятие поддерживает партнерские отношения со многими крупными оптовыми компаниями и заботится о поддержке продвижения своей марки, принимая участие в выставках и рекламных акциях.

Сегодня предприятие ставит перед собой реальные и достижимые цели. Прежде всего, производственная база ОАО  «Новосибфарм» будет приведена в соответствие со стандартами GMP. Планируется освоение новых, актуальных для рынка, лекарственных средств. Движение вперед применительно к нашему предприятию предполагает гармоничное развитие всех его подразделений: производства, продажи и конечно же контроля качества. В компании создан и успешно трудится прекрасный, профессиональный коллектив, есть мощная современная производственная база, существуют реальные перспективы для дальнейшего развития.

По итогам отгрузок за 4 квартал 2005 г. лидером является  Узбекистан (36% экспорта продукции ОАО «Новосибхимфарм»), Казахстан уже занимает второе место по отгрузкам (33%), а на все остальные регионы приходится 30% объема экспорта.

По итогам отгрузок за 2 прошедших года регионом лидером является Казахстан (46%) затем следуют Узбекистан (24%) и Азербайджан (14%). Таким образом, эти три региона занимают 84% всех отгрузок на экспорт.

Регион

2004 г.

 

 

 

2005 г.

 

 

 

Доля региона по итогам 2-х лет

1 кв

2 кв

3 кв

4 кв

1 кв

2 кв

3 кв

4 кв

Узбекистан

21%

17%

24%

24%

25%

17%

31%

36%

24%

Казахстан

42%

51%

55%

45%

43%

55%

39%

33%

46%

Азербайджан

21%

18%

11%

15%

22%

9%

8%

8%

14%

Киргизия

0%

3%

2%

3%

1%

2%

4%

6%

3%

Беларусь

11%

6%

5%

7%

3%

1%

7%

4%

5%

Туркменистан

0%

0%

0%

0%

3%

6%

3%

3%

2%

Украина

0%

0%

0%

0%

0%

7%

5%

3%

2%

Иран

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

3%

0%

Кыгрызстан

0%

0%

0%

0%

0%

0%

1%

2%

0%

Молдова

2%

0%

1%

1%

0%

1%

1%

1%

1%

Другие регионы

2%

5%

3%

4%

2%

1%

1%

1%

2%

Факторы, влияющие на сбыт продукции.

Факторы товара:

-  ценовое позиционирование товара относительно конкурентов

-  его взаимозаменяемость другими товарами (количество препаратов, назначаемых при         соответствующей назологии);

-  качество продукции относительно конкурентов

Факторы положения предприятия:

-  конкурентная позиция предприятия на рынке;

-  статус предприятия;

-  размер бюджета на маркетинг и маркетинговая активность компании;

-  эффективность ассортиментного набора (соответствие ассортимента структуре   потребительских предпочтений);

  

Отраслевые факторы:

-  общая емкость и динамика рынка;

-  уровень рыночной концентрации;

-  распределение рынка между конкурентами;

-  политика административного регулирования рынка.

Планы ОАО «Новосибхимфарм»: на 2006 г. предприятие запланировало наращивание объемов как по ампульной продукции, так и по лейкопластырям. Выпуск продукции осуществляется согласно вида деятельности предприятия.

Медикаментов в ампулах планируется выпустить на 4% больше (или на 9млн.шт.), чем в предыдущем году. Широкий ассортимент новых видов лейкопластырей «мультипласты» позволит увеличить объем производства всех пластырей на 31% (или на 18 млн.шт.). В новом году будут выпущены следующие разновидности «мультипласта» в ассортименте: влагостойкий, дышащий, тканый, фиксирующий, эластичный и сильной фиксации. Первый выпуск новой продукции «мультипласты» запланирован на март 2006 года.

Анализируя тенденции развития в сфере основной деятельности предприятия, можно отметить следующее.

Динамика рынка ампульной продукции представлена на в табл. 2

Таблица 2

Динамика рынка ампульной продукции, тыс. долл. США*

2000

2001

2002

2003

2004

2005

          177 436  

          296 328  

          357 674  

          396 014  

          498 867  

          591 895  

* по данным розничного и больничного аудита (RMBC)

По оценочным данным, объем рынка ампульной продукции в 2005 составил 592 млн. долл. США. Оценка объема рынка ампульной продукции изменилась в связи с добавлением данных по больничному сегменту за 2 квартал 2005 и общему объему рынка за 3 квартал.

Конкурентное окружение ОАО «Новосибхимфарм» на рынке ампульной продукции представлено в табл. 3.

Таблица 3

Конкурентное окружение ОАО «Новосибхимфарм» на рынке ампульной продукции

Корпорации

2000

2001

2002

2003

2004

2005кв1

2005

кв2

2005

кв3

 БРИСТОЛ-МАЙЕРС СКВИББ

0,5%

1,5%

1,2%

1,2%

1,8%

0,7%

0,7%

0,8%

 ПФАЙЗЕР ИНТЕРНЭШНЛ ИНК

0,1%

0,3%

0,7%

0,5%

0,8%

0,7%

0,9%

0,8%

 БЕРЛИН-ХЕМИ АГ/МЕНАРИНИ ГРУПП

0,1%

0,3%

0,3%

0,6%

0,7%

0,8%

1,0%

0,8%

 ГЛАКСОСМИТКЛЯЙН

0,2%

0,6%

0,8%

0,8%

0,9%

0,7%

0,8%

0,7%

 Х. ЛУНДБЕК АС

0,1%

0,7%

0,7%

0,5%

0,7%

0,7%

0,7%

0,7%

 НОВОСИБХИМФАРМ

0,7%

0,7%

0,6%

0,5%

0,9%

0,9%

0,6%

0,6%

 ХЕМОФАРМ Д.Д.

0,5%

0,3%

0,3%

0,4%

0,5%

0,5%

0,4%

0,5%

 АСТРА ЗЕНЕКА

0,0%

0,2%

0,3%

0,3%

0,4%

0,3%

0,5%

0,5%

 ФАРМ-СИНТЕЗ ЗАО (МОСКВА)

0,0%

0,3%

0,4%

0,6%

0,5%

0,6%

0,5%

0,5%

 РАНБАКСИ ЛАБОРАТОРИЗ ЛТД

0,3%

0,4%

0,4%

0,5%

0,4%

0,4%

0,4%

0,4%

 ПОЛЬФА АО

0,8%

0,7%

1,1%

0,7%

0,5%

0,3%

0,4%

0,4%

* по данным розничного и больничного аудита (RMBC)

По итогам продаж в больничном и розничном сегментах, без учета программы ДЛО,  за 3-й квартал, доля холдинга в ампульной продукции составила 0,6%. Средняя доля за три квартала 2005 г. составила 0,7%.

Модель пяти сил конкуренции Портера для рассматриваемого предприятия будет выглядеть следующим образом (рис..).

Рисунок 2. Модель пяти сил конкуренции Портера

Для анализа внутренней среды организации на основе SNW - подхода необходимо заполнить табл. 2.4. Каждая позиция оценивается по 100 –балльной шкале (слабая – 0-33 балла, нейтральная – 34-66 баллов, сильная – 67-100 баллов). SNW-анализ внутренней среды ОАО «Новосибхимфарм» проводился методом экспертных оценок.

Таблица 2.4

Стратегический SNW-анализ внутренней среды ОАО ««НОВОСИБФАРМ»»

№ п/п

Наименование стратегической позиции

Количественная  оценка

Отклонение от 100 баллов

Сильная (67-100 баллов)

Нейтральная (34-66 баллов)

Слабая (0-33 балла)

1

2

3

4

5

6

1

Стратегия организации

30

70

2

Бизнес-стратегии (в целом), в том числе:

56

44

Бизнес 1. производство ампульных растворов

80

20

Бизнес 2. Производство БАД

30

70

Бизнес 3. Производство перевязочных материалов

50

50

Бизнес 4.

Производство лекарственных средств

50

50

Бизнес 5. Производство фито-продукции

70

30

3

Организационная структура

60

40

4

Общее финансовое положение

70

30

5

Конкурентоспособность продукции

60

40

6

Структура затрат

30

70

7

Эффективность системы реализации продукта

50

50

8

Использование информационных технологий

60

40

9

Уровень производства

65

35

9.1

Качество материальной базы

30

70

9.2

Профессионализм ключевых специалистов

65

35

10

Уровень маркетинга

30

70

11

Уровень менеджмента

50

50

12

Известность товарного знака, политика брэндирования

60

40

13

Корпоративная культура

60

40

По данным таблицы можно сделать следующие выводы:

1.  Общая стратегия организации оценивается как слабая (30 баллов). В настоящий момент у предприятия отсутствует четкая стратегия. Дея­тельность организации осуществляется на основе текущих договоров, имею­щих, как правило, единовременный характер. Поставив в качестве долгосрочной цели завоевание доли рынка в размере 20 % - у предприятия не разработан план для достижения данной цели. Для достижения долгосрочной цели предприятия необходимо совершенствовать как внутреннюю структуру организации, так и увеличивать конкурентоспособность продукции.

2. Бизнес-стратегии производства оцениваются как нейтральные (50 баллов). Для улучшения положения ООО ««НОВОСИБФАРМ»» необходимо искать поставщиков сырья и материалов для производства, предлагающих умеренные цены (благодаря этому предприятие сможет снизить стоимость продукции и увеличить конкурентоспособность). Также можно рекомендовать внедрение новых технологий, повышение квалификации персонала в данной области.

3. Организационная структура предприятия на данном этапе развития бизнеса оценивается как нейтральная (60 баллов) и отвечающая задачам, стоящим перед предприятием в настоящий момент.

4. Общее финансовое положение предприятия на рассматриваемом этапе можно оценить как сильное (70 баллов). Это подтверждается увеличением объемов продаж.

5. Конкурентоспособность продукции оценивается как нейтральная. Предприятие для увеличения привлекательности продукции для потребителей стремится снижать цены (где это возможно), использует современные материалы для производства. Однако остаются проблемы с некоторыми видами продукции (производство оконных блоков).

6. Структура затрат оценивается как слабая (30 баллов). Это можно объяснить затратоемкостью производства, высокой стоимостью сырья и материалов.

7. Эффективность системы реализации продукции оценивается как нейтральная (50 баллов). В целом система сбыта предприятия удовлетворительна и покрывает издержки на данном этапе. Однако на предприятии отсутствует служба маркетинга и такие работы носят случайный характер. Предприятие не уделяет должного внимания рекламе продукции фирмы. Отсутствие маркетингового отдела предприятия приводит к тому, что предприятие не регулярно изучает тенденции рынка, не может построить эффективную систему продвижения.

8. Использование информационных технологий оценивается как нейтральное (60 баллов). На предприятии применяются информационные технологии, имеется собственная информационная база, активно используются Интернет-технологии. Для совершенствования информационной системы предприятия можно рекомендовать внедрение единой корпоративной информационной системы, которая будет позволять более слаженно работать всем отделам предприятия, улучшит контроль над производством со стороны руководства,  позволит усовершенствовать работу с заказчиками.

9. Качество материальной базы предприятии оценивается как слабое (30 баллов). Это можно объяснить устареванием оборудования, применяемым ООО ««НОВОСИБФАРМ»». Предприятие работает на рынке уже 10 лет, однако основные фонды предприятия не обновлялись, рабочие вынуждены работать в неудовлетворительных условиях, что снижает конкурентоспособность продукции. Профессионализм ключевых специалистов можно оценить как нейтральный (65 баллов), но ближе к сильному. Это также объясняется долгим опытом работы предприятия на рынке.

10. Уровень маркетинга оценивается как слабый (30 баллов). Это можно объяснить тем, что на предприятии отсутствует отдел маркетинга и функции данного отдела возложены на других сотрудников.

11. Уровень менеджмента  оценивается как нейтральный (50 баллов). Несмотря на то, что  высшее руководство предприятия достаточно квалифицированно и имеет большой опыт работы на рынке, проблемы предприятия характеризуют недостаточную эффективность менеджмента и общей системы управления ООО ««НОВОСИБФАРМ»».

12. Известность товарного знака ООО ««НОВОСИБФАРМ»» можно оценить нейтрально (60 баллов). Это объясняться большим опытом работы на рынке. Сильную оценку позиции дать нельзя, так как за большой стаж работы предприятие продолжает занимает малую долю рынка. На данную позицию отрицательным образом влияет отсутствие отдела маркетинга.

13. Общая корпоративная культура также оценивается как нейтральная (60 баллов).

Оценку персонала ОАО «Новосибхимфарм» можно провести по основным качественным характеристикам персонала в баллах (по 100-балльной шкале) и представить на рис. 2.5.

Рисунок Стратегическая карта – паутина ОАО «Новосибхимфарм»

Из рис. 2.5. видно, что большая часть персонала имеет длительный стаж, характеризуется качеством выполнения работы, наличием желания карьерного роста. Недостаточен уровень образования, квалификации,  ответственности при выполнении работы. Следует отметить, что у персонала ОАО «Новосибхимфарм» существуют проблемы со здоровьем, а также наблюдается низкая удовлетворенность трудом.

SWOT-анализ предприятия представим в табл.

Таблица 2.5

SWOT-анализ ОАО «Новосибхимфарм»

Потенциальные возможности:

-увеличение ассортимента предоставляемых товаров и услуг за счет использования новых материалов;

-    выход на новые сегменты рынка (повышение доступности продукции за счет снижения цен);

-расширение производственной линии (обновление основных фондов);

-    рост рынка (достижение доли рынка в 20 %за счет разработки и реализации стратегии ).

SO-стратегии:

Дифференцирование продукции

Позиционирование товара как качественного, но по приемлемым ценам

Активное освоение новых ниш

WO-стратегии:

Поиск ниш, не занятых конкурентами

Акцент на улучшение качества продукции

                Угрозы:

- возрастающее конкурентное давление;

- возможность появления новых конкурентов;

-изменение потребностей и вкусов потребителей.

ST-стратегии:

Снижение затрат

Выход на региональный рынок

WT-стратегии:

Демпинговые продажи

Использование более дешевого сырья

Увеличение продолжительности рабочей смены

Сильные стороны:

-    конкурентоспособность на рынке производства отделочных работ и производства паркетной доски;

-    способность к инновациям;

-    высокая квалификация инженерно-технических работников;

-    хорошая репутация организации как работодателя;

Слабые стороны:

-    отсутствие стратегии развития организации;

-    неконкурентоспособность   такого   вида   бизнеса,   как   производство оконных блоков;

-    высокий уровень затрат, особенно при производстве оконных блоков;

-    слабая материальная база организации;

-    неудовлетворительные отношения со смежниками.

Таким образом, наиболее слабыми сторонами деятельности ОАО «Новосибхимфарм» являются: отсутствие стратегии развития организации; высокий уровень затрат, слабая материальная база организации;   неудовлетворительные отношения со смежниками.

Наиболее сильные стороны организации: конкурентоспособность на рынке производства лекарственных средств;    способность к инновациям; высокая квалификация инженерно-технических работников;  хорошая репутация организации как работодателя;

Данное стратегическое исследование организации может стать первым шагом на пути построения системы эффективного стратегического управления.

Заключение

Лекарственное обеспечение населения, как известно, включает систему управления фармацевтической деятельностью, производство, изготовление, оптовую и розничную реализацию, а также использование лекарственных средств. Государственная политика обеспечения населения лекарственными средствами направлена на предоставление их потребителям в достаточном ассортименте и объемах по доступным ценам и осуществляется путем развития рынка фармацевтических услуг.

Объект исследования - ОАО «Новосибхимфарм».

Основной целью деятельности ОАО «Новосибхимфарм» является наиболее полное и качественное удовлетворение потребностей российских и иностранных организаций и граждан в работах (продукции, услугах), производимых Обществом в соответствии с уставными видами деятельности, наполнение рынка лекарственными средствами, медицинскими изделиями, оборудованием, иными товарами, оказание услуг медицинского назначения, получение прибыли.

Главным итогом этих 12 лет является то, что наше предприятие смогло выстоять в условиях отечественного рынка и непростой экономической ситуации. Это позволяет строить эффективную и долговременную политику сбыта. Общаясь с другими производителями коллегами по бизнесу, мы постоянно держим руку на пульсе фармацевтического рынка. Наше производство оснащено современным высокотехнологичным оборудованием.

В процессе изготовления препаратов применяются субстанции и вспомогательные вещества ведущих мировых производителей. Коллектив предприятия небольшой., но несмотря на это происходит постоянное наращивание материальной базы, что объясняется высокой степенью автоматизации производства и большим потенциалом профессиональных кадров. Большое внимание уделяется качеству выпускаемой продукции. Об эффективности контроля качества говорит тот факт, что за все время существования предприятия от потребителей не поступило ни одной рекламации. Лаборатория ОТК оснащена новейшим аналитическим оборудованием.

Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает более 50 препаратов и охватывает такие группы, как витаминные препараты, нестероидные противовоспалительные средства, ферментные препараты, препараты применяющиеся при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и другие.

ОАО  «Новосибфарм» одним из первых в практике отечественной фарминдустрии освоило выпуск препарата силденафил (ТМ «Потенциале»), применяющегося при нарушениях эрекции. В качестве перспективного направления развития нашего предприятия рассматриваем также возможность производства биологически активных добавок (БАД). Анализ рынка свидетельствует о том, что спрос на БАД постоянно увеличивается. Производственные мощности позволяют наладить выпуск актуальных БАД на уровне, соответствующем развитию современной фармацевтической промышленности.

В настоящее время ведется активная работа по регистрации новых препаратов не только на территории СНГ но и в странах дальнего зарубежья.

Продукция ОАО  «Новосибфарм» известна не только на отечественном, но и на многих иностранных рынках. Предприятие поддерживает партнерские отношения со многими крупными оптовыми компаниями и заботится о поддержке продвижения своей марки, принимая участие в выставках и рекламных акциях.

По результатам проведенного анализа внешней и внутренней среды предприятия можно сделать следующие выводы.

Основными проблема ОАО «Новосибхимфарм» являются: отсутствие стратегии развития организации; высокий уровень затрат, особенно при производстве оконных блоков;  слабая материальная база организации;   неудовлетворительные отношения со смежниками.

В достижении долгосрочной цели, поставленной перед предприятием – увеличение доли рынка необходимо использовать сильные стороны предприятия, к которым относятся конкурентоспособность на рынке производства отделочных работ и производства паркетной доски; способность к инновациям; высокая квалификация инженерно-технических работников; хорошая репутация организации как работодателя. Прежде всего ОАО «Новосибхимфарм» можно рекомендовать повышение конкурентоспособности продукции. Известно, что основными факторами повышения конкурентоспособности предприятия является обеспеченность предприятия  квалифицированной рабочей силой, степень ее мотивации. Выработке стратегии развития предприятия логически должен предшествовать анализ трудового потенциала работающих.

При оценке состояния трудового потенциала предприятия ОАО «Новосибхимфарм» необходимо изучить его важнейшие структурные компоненты: 1) профессионально-квалификационный потенциал: характеристики работников по профессиям, образованию, стажу, уровню квалификации и т. д.; 2) психофизиологический, характеризующийся такими показателями как пол, возраст, состояние здоровья, стрессоустойчивость работников; 3) мотивационный, представляющий уровень удовлетворенности работников трудом, структуру мотивов  трудовой деятельности и профессионально-квалификационного роста.

Список литературы

Федеральный закон «О лекарственных средствах» от 22.06.1998 № 86-ФЗ (в ред. Федеральных закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ)

Приказ МЗ РФ от 13.11. 1996 г. № 377. «Об организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения»

Отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", утвержденный Приказом Минздрава России от 04.03.2003 N 80 (зарегистрировано в Минюсте РФ 17 марта 2003 г. N 4272).

Сборник основных нормативных документов для фармацевтических организаций (с дополнениями и изменениями на 01.04.05 г). – ОГУП «Центр фармацевтической информации», Новосибирск, 2005.

Приказ МЗ РФ от 13.03.2002 г «Об утверждении отраслевого стандарта» «Правила оптовой торговли лекарственными средствами. Основные положения» (в ред. Приказа Минздрава РФ от 28.03.2003 г № 130)

Приказ МЗ РФ от 05.11. 1997 № 309 «Об утверждении инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)» в ред. Приказа Минздрава РФ от 24.04. 2003 № 172

Приказ 427 от 31.07.2003 «Об усилении контроля качества лекарственных средств"

Приказ 787 от 29.12.2003 "Об усилении контроля качества субстанций лекарственных средств»

www.pic.sib.ru/scripts/wpic.exe?M=20

lek.nsk.ru

Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятия при разных формах хозяйствования. – М.: ГАУ, 2002.

Ансофф Н. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 1990.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М.: МГУ, 2003.

Вуднок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер: для руководителя-практика. – М.: Дело, 1991.

Герчикова Н.Н. Менеджмент. – М.: Дело,2004.

Герчиков В. Миссия организации и особенности политики управления персоналом // Управление персоналом, 1999, – 159 с.

Гончаров В.В. В поисках совершенства управления. – М.: МП «Сувенир», 2001.

Гординенко Ю.Ф., Обухов Д.В., Самыгин С.И. Управление персоналом. Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 352 с.

Грейсон Дж. Американский менеджмент на пороге XXI века. – М.: Экономика, 1998.

Гутгарц Р.Д. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия // Менеджмент в России и за рубежом 2002, - 95 с.

Дряхлов Н., Куприянов Е. Система мотивации персонала в Западной Европе и США // Теория и практика управления, 2002 № 2, с. 84.

Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решения. – М.: Экономика, 1984.

Евенко Л.И. Эволюция концепций управления человеческими ресурсами // Стратегия развития персонала. Материалы конферен­ции.-М., 2002, - 456 с.

Забелин Г.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. – М.: Маркетинг, 2004.

Зайцев Г.Г., Файбутевич С.Н. Управление кадрами на предприятии. – СПб: Издательство С.-Петербург, 2005.

Иванцевич Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. – М.: Дело, 2004.

Ислантьев Г.С., Селина А.В. Кадры предприятия. – М.: Экономика, 2000

Как добиться успеха: практические советы деловым людям. – М.: Политиздат, 1992.

Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция и содержание. – М.: Экономика, 2000.

Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Организация управления персоналом на предприятии. – М.: ГАУ, 2006.

Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 2004.

Кравченко А. Управленческие революции. – М.: Дело, 2000.

Крутик А.Б., Пименова А.Я. Введение в предпринимательство. – М.: Дело, 2004.

Кряков Н.З. Менеджмент. – СПб.: АО Коруна, 2006.

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2006.

Озерникова Т.Г., Токарская Н.М., Хлопова Т.В. Социально-экономический механизм формирования профессионально-квалификационной структуры рабочих кадров. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1997.

Поршнев А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку. – М.: Мегаполис-Контракт, 2000.

Саломатин Н.А., Фель А.В., Шишкина Е.Л. Оперативное управление производством. – М.: ГАУ, 1999.

Санталайкен Т., Воутилайнен Э., Поренне П. Управление по результатам. – М.: прогресс, 2001.

Сичкарев А.Г., Глухов А.А., Михайловская Г.А. Трудовой потенциал и совершенствование его качественных параметров. Воронеж, 2003.

Управление персоналом организации. Практикум: Учебное пособие / Под.ред. д.э.н. проф. А.Я Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2002 – 296 с.

Устинов В.А. Экономика управления предприятием. – М.: ГАУ, 2005.

Чурниковский С.К., Книппер Н.Н., Амина К.Д. Менеджмент организаций. - М.: Финансы и статистика, 2004.

Шаталова Н.И. Трудовой потенциал работника: проблемы функционирования и развития.  Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2004.

Шекель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. – М.: Финансы и статистика, 2006.

Щекин Г. Профессия – менеджер по кадрам. – М.: Дело, 2004.

Энциклопедия психологических тестов. Темперамент, характер, познавательные процессы. М.: Издательство АСТ, 2003.

www.gks.ru

1.