§ 7. Контроль в сфере использования и охраны земель

Государственный земельный контроль. Статьи 71 —73 ЗК предусматривают осуществление государственного, муниципального, общественного и производственного земельного контроля. Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. № 833 утверждено.Положение о государственном земельном контроле1. Положение устанавливает порядок осуществления государственного земельного контроля за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель, в том числе государственного контроля за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения, организациями независимо от организационно-правовой формы их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.

Государственный земельный контроль осуществляют Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы совместно с рядом министерств и ведомств, с органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, а также гражданами.

Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный контроль за:

соблюдением земельного законодательства, требований по охране " Использованию земель;

соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или их использование без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю; /

соблюдением порядка переуступки права пользования землей;

предоставлением достоверных сведений о состоянии земель;

своевременным выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

использованием земель по целевому назначению и т.д.

Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы ведут государственный земельный контроль совместно с Министерством природных ресурсов РФ и его территориальными органами в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий. Росземкадастр осуществляет контроль совместно с Министерством сельского хозяйства РФ в отношении земель сельскохозяйственного назначения. Совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу Росземкадастр контролирует обеспечение организации использования и охраны земель в городских и сельских поселениях.

Государственный земельный контроль выполняется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в установленном порядке, на основании предписания (распоряжения) руководителя органа, осуществляющего государственный земельный контроль, с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.

Государственные инспекторы по использованию и охране земель при выполнении возложенных на них обязанностей имеют право:

посещать в порядке, установленном законодательством РФ, при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами (с учетом установленного режима посещения);

давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения требований земельного законодательства, а также об устранении нарушений, выявленных в ходе проверок;

составлять по результатам проверок акты с обязательным ознакомлением с ними собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земельных участков;

составлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, протоколы о нарушениях земельного законодательства и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности;

безвозмездно получать сведения и материалы о состоянии, использовании и охране земель, в том числе документы, удостоверяющие право на землю, необходимые для государственного земельного контроля;

обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению инспекторами законной деятельности, а также в установлении личности граждан, виновных в нарушении земельного законодательства;

носить форменную одежду.

Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы оказывают методическую помощь в организации муниципального, производственного и общественного земельного контроля.

Муниципальный земельный контроль. В соответствии со ст. 72 ЗК муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статьи 14, 15 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 определяют компетенцию органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере. Так, к вопросам местного значения поселения относится земельный контроль за использованием земель поселения; муниципального района — земельный контроль за использованием земель межселенных территорий; городского округа — земельный контроль за использованием земель городского округа.

Общественный земельный контроль. Этот вид земельного контроля осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами за соблюдением порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель (ст. 72 3К).

Земельный кодекс наделяет органы территориального общественного самоуправления правом осуществления общественного земельного контроля. Учитывая роль и значение общественных объединений, ЗК возлагает на них функции общественного земельного контроля.

Производственный земельный контроль. Согласно ст. 73 ЗК производственный земельный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе хозяйственной деятельности на земельном участке. Лицо, использующее земельный участок, обязано предоставить сведения об организации производственного земельного контроля в специально уполномоченный орган государственного земельного контроля в порядке, установленном Правительством РФ.

Лица, которые ведут хозяйственную деятельность на земельном участке, независимо от того, на каком титуле они им обладают, обязаны осуществлять производственный земельный контроль. Требование об организации производственного земельного контроля не касается граждан, использующих земельные участки для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, садоводства, огородничества и т.п. Это требование не адресовано и юридическим лицам, не осуществляющим производственной деятельности.

Главная задача производственного земельного контроля — проверка соблюдения всех предусмотренных земельным и иными отраслями законодательства требований, касающихся обеспечения рационального использования и охраны земель.

Лицо, которое использует земельный участок в каких-либо производственных целях, например, для ведения сельского хозяйства, лесного хозяйства или для промышленного производства и т.д., обязано организовать производственный земельный контроль и сообщить об этом в Федеральную службу земельного кадастра.