А.В. Лямзин (лекция)

 

российские и международные Механизмы

защиты прав человека

Начиная с принятия в декабре 1948 г. Всеобщей декларации прав человека, происходит непрерывный процесс кодификации прав человека, совершенствование институтов и процедур их воплощения и защиты.

СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОКАЗАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.

Формирование правовой системы в РФ началось с судебной реформы, которая проводится с 1991 г. В её концепцию одним из пунктов было включено: «создание независимой судебной власти, способной эффективно защищать права и свободы человека и гражданина».

Право на судебную защиту предусмотрено ст. 46 Конституции Российской Федерации.

Право каждого человека на судебную защиту прав и свобод закрепил закон "Об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г.  В соответствии с законом, гражданин имеет право обратиться в суд, если его права и свободы нарушены неправомерными действиями (решениями) гос. органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, должностных лиц, государственных служащих. (Ст. 1)

К действиям (решениям) относятся: коллегиальные или единоличные действия, в том числе предоставление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий, в результате которых : 1) нарушены права человека, 2) созданы препятствия осуществлению прав, 3) На человека незаконно возложена обязанность или он незаконно привлечён к ответственности. (Ст. 2)

Также граждане могут обжаловать бездействие, если оно повлекло последствия указанные в статье 2.

Условия подачи жалобы: 1) Может быть подана гражданином, права которого нарушены или его представителем. 2) Жалоба подаётся в суд по месту жительства гражданина, либо по месту работы организации или служащего. 3) гражданин имеет право подать жалобу в суд, либо вышестоящему гос. органу, органу местного самоуправления, предприятию объединению. (Ст. 4)

4) Жалоба должна быть подана в суд в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении, либо в течение месяца со дня, когда получен письменный отказ удовлетворить жалобу, или через месяц после подачи, если ответ не получен.

5) пропущенный по уважительной причине срок подачи может быть восстановлен судом. (Ст. 5).

К сожалению, число жалоб и заявлений, подаваемых в суды, не превышает 40 тысяч в год. И это в стране с населением почти 150 миллионов! С другой стороны, в настоящее время районные суды, компетенция которых включает 95-97 процентов уголовных и гражданских дел, а также многие дела об административных правонарушениях, обслуживают территории с большим числом жителей (300-400 тыс.) или весьма обширные по своей протяженности. Они чрезмерно перегружены и не в состоянии с должной тщательностью разбираться в огромном потоке поступающих жалоб и исков.

 

Конституционный Суд РФ

Конституционный Суд РФ был создан в 1991 г. его деятельность была временно прекращена в связи с указом президента № 1400 1993 г. «О поэтапной конституционной реформе». После принятия новой Конституции КС стал действовать в несколько видоизменённом виде. КС теперь не может действовать по собственной инициативе, исключена оценка правоприменительной практики, она может быть исследована только для выяснения смысла того или иного закона.

Компетенция КС включает:

·         Проверка конституционных законов, правовых актов и договоров на соответствие Конституции, что осуществляется по запросам органов власти, судов и граждан.

·         Разрешение споров о компетенции.

·         Толкование конституции РФ.

·         Заключение о выдвижении обвинения Президента РФ в измене.

Цели КС: защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ.

Право на обращение в КС имеют граждане, чьи права нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, объединения граждан, иностранные граждане.

Форма письменного обращения в КС может быть различна (запрос, ходатайство, жалоба). Обращение должно соответствовать ряду требований, иначе в обращении может быть отказано.

·         КС в качестве адресата указать.

·         Наименование заявителя (ФИО, адрес и т.д.).

·         Необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия.

·         Название органа, издавшего акт, который подлежит проверке.

·         Нормы конституции, дающие право на обращение в КС.

·         Точное название и данные о подлежащем проверке акте.

·         Позиция заявителя по поставленному вопросу со ссылкой на нормы Конституции.

·         Требование, обращенное к КС.

·         Перечень прилагаемых документов.

К жалобе прилагаются: 1) текст акта, подлежащего проверке, 2) доверенность представителю, 3) Документ об уплате госпошлины, 4) перевод на русский документов, изложенных на другом языке, 5) копия документа доказывающая возможность применения обжалуемого документа в конкретном деле.

Жалоба допустима если: 1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан, 2) закон применён или подлежит применению в конкретном деле. КС уведомляет суд, в котором рассматривается дело о принятии к рассмотрению закона. Вследствие этого по решению суда разбирательство может быть приостановлено о вынесения решения КС.

КС может принять следующие решения:

·         О признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ.

·         О признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ.

Во втором случае дело подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке. Судебные расходы граждан возмещаются.

Защита прав и свобод фактически является основным направлением деятельности КС. С 1997 по 2000 г. 71 % постановлений Суда были связаны с этими вопросами. Ежегодно в КС поступает 10 тыс. обращений, но только 2-3 % из них соответствуют требованиям закона о КС.

Совет Европы, Европейский Суд по правам человека.

Основанный в 1949 году, Совет Европы является межправительственной политической организацией и отличается от Европейского Союза ("Общий рынок"). Россия вступила в Совет Европы 28 февраля 1996.

Основной целью Совета Европы является достижение большего единства между его 44 государствами-членами в деле обеспечения индивидуальных свобод, политической свободы и верховенства закона, т.е. принципов, которые лежат в основе истинной демократии и касаются всех европейцев. Все государства-члены Организации взяли на себя обязательство возвести свободу, человеческое достоинство и благополучие своих граждан в нерушимый принцип деятельности своих правительств.

Совет Европы имеет три рабочих органа:

- Комитет Министров - исполнительно-распорядительный орган, заседающий в Страсбурге, в состав которого входят министры иностранных дел 44 государств-членов или их заместители;

- Парламентская Ассамблея - совещательный представительный орган, который состоит из 295 членов (и их 295 заместителей), представляющих 44 национальных парламентов, и делегаций парламентов ряда стран Центральной и Восточной Европы, имеющих статус "специально приглашенных". В настоящий момент Президентом Ассамблеи является П.Шидер (Австрия);

- Конгресс местных и региональных властей Европы - консультативный орган, представляющий местные и региональные власти. Конгресс состоит из двух палат: одна палата представляет интересы местных властей, другая - региональных органов власти.

Международный Секретариат, состоящий из 1200 сотрудников, содействует работе главных органов Совета Европы. Он возглавляется Генеральным Секретарем, избираемым на пятилетний срок. В настоящее время им является Вальтер Швиммер (Австрия).

Вступившая в силу 3 сентября 1953 г. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

ЕКПЧ и ее протоколы гарантируют:

Право на:

·         жизнь, свободу и неприкосновенность личности;

·         справедливое судебное разбирательство по гражданским и уголовным делам;

·         участие и выдвижение своей кандидатуры на выборах;

·         свободу мысли, совести и религии;

·         свободу выражения мнения (включая свободу средств массовой информации);

·         имущество и свободу распоряжаться собственностью;

·         свободу собраний и объединений.

Запрещаются:

·         пытки и бесчеловечное и унизительное обращение;

·         смертная казнь;

·         рабство и подневольный труд;

·         дискриминация в реализации гарантированных конвенцией прав;

·         выдворение из страны собственных граждан или отказ им во въезде в страну;

·         коллективное выдворение иностранцев.

Первоначально этот механизм защиты включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами - участниками Конвенции: Европейскую Комиссию по правам человека, Европейский Суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

С 1 ноября 1998 г., по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским Судом по правам человека. Его местонахождение - Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.

Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами - участниками Конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской Комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский Суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1 октября 1994 г. заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми.

Европейский Суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции ее государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством - членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

Ратификация Россией Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под ее юрисдикцией, обращаться в Европейский Суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается статьей 46 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что "каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты".

При этом прежде, чем жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий.

Во-первых, предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или ее Протоколами. Перечень этих прав достаточно широк, но в нем отсутствуют некоторые права, известные новейшему конституционному законодательству. В частности, Конституция Российской Федерации (глава 2 "Права и свободы человека и гражданина"), охватывая все те права человека, о которых говорит Конвенция, называет и некоторые другие, например, право на труд, право на социальное обеспечение и др. Эти права закреплены в другой Конвенции Совета Европы - Европейской социальной хартии, однако юрисдикция Европейского Суда основана исключительно на Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Во-вторых, жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подает объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии.

В-третьих, жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом.

В-четвертых, жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции Россией.

В-пятых, для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и прежде всего судебные средства такой защиты.

Ратификация Конвенции и признание юрисдикции Европейского Суда означает также и то, что деятельность всех российских органов государственной власти, в особенности судебных, их решения и используемые процедуры, равно как и решения законодательных органов, не должны противоречить положениям Конвенции, тем более, что в соответствии со статьей 15 (ч. 4) Конституции Российской Федерации она образует составную часть российской правовой системы.

Европейский Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства - участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не дает указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Однако Суд вправе присудить "справедливое удовлетворение претензии" в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

За всю многолетнюю практику Европейского Суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения государствами - членами Совета Европы решений Суда. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров - исключению государства из состава Совета Европы. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским Судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.

В соответствии со статьей 46 Конвенции надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство - участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства - ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств - участников Конвенции.

НЕСУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.

Национальная система несудебных государственных учреждений, призванных защищать права и свободы гражданина и человека в Российской Федерации, состоит из следующих звеньев: Институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации ("Парламентский омбудсмен"), Прокуратура Российской Федерации, Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации, иные Комиссии при Президенте Российской Федерации, Администрация Президента и Правительства Российской Федерации, Министерство юстиции и иные министерства и ведомства Российской Федерации, неправительственные правозащитные организации.

Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Но ресурсы, которыми обладает этот институт, пока минимальны.

Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" предусматривает возможность учреждения должности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в соответствии с Конституцией (уставом), законом субъекта Федерации. Такие должности учреждены пока менее чем в десяти субъектах Федерации. В ряде субъектов Федерации продолжается подготовка проектов законов об Уполномоченном по правам человека.

Комиссия по правам человека при Президенте РФ, Комиссии по правам человека при главах органов исполнительной власти субъектов РФ.

Полномочия и новый состав Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации были определены Указом Президента РФ от 18 октября 1996 г. Комиссия для выполнения возложенных на нее задач осуществляет сбор, изучение и анализ информации, содержащейся в получаемых от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления материалах по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Комиссия составляет общие ежегодные и специальные доклады о соблюдении прав человека и гражданина и направляет их Президенту Российской Федерации; вносит Президенту Российской Федерации предложения о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Она осуществляет подготовку проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Комиссия анализирует законодательство Российской Федерации и ее субъектов, затрагивающее вопросы обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, участвует в подготовке законопроектов, регулирующих данные вопросы, для внесения их Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Она рассматривает направленные непосредственно в Комиссию обращения граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также учреждений и организаций, содержащие информацию о фактах систематических нарушений прав и свобод человека и гражданина, а также проверяет по поручению Президента Российской Федерации либо по собственной инициативе информацию о случаях нарушений прав и свобод человека и гражданина, а также об отдельных фактах ущемления прав человека и гражданина, представляющих особую международную опасность.

При осуществлении своих полномочий Комиссия взаимодействует с органами государственной власти и с правоохранительными органами, с общественными объединениями и средствами массовой информации. По обсуждаемым вопросам Комиссия принимает заключения и рекомендации, которые направляются в соответствующие законодательные, исполнительные, судебные и иные органы, в чью компетенцию входит решение этих вопросов. В необходимых случаях информация о рассмотренных вопросах и принятых решениях доводится до сведения Президента Российской Федерации.

Так, Президент России поддержал инициативу Комиссии и предложения ряда правительственных и неправительственных организаций, государственных и общественных деятелей и 13 июня 1996 г. издал Указ "О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации", в котором рекомендовал органам государственной власти субъектов Российской Федерации "образовать в соответствующих субъектах Российской Федерации комиссии по правам человека с функциями, аналогичными функциям Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации". Но отмечу: Комиссия при Президенте не получает никаких средств от Администрации Президента, проводит мероприятия за счет средств грантов. Кроме того, она чрезвычайно малочисленна.

В настоящее время комиссии по правам человека созданы более чем в 60 субъектах Российской Федерации. Проведенное Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации эмпирическое исследование (при содействии Института сравнительных социальных исследований) и конференция с участием руководителей комиссий по правам человека субъектов Федерации показали большой разброс в количественном и качественном составе этих комиссий, формах и интенсивности их деятельности. Так, несмотря на рекомендации Федеральной комиссии по правам человека, почти в 40 процентах комиссий по правам человека в субъектах Федерации в состав этих комиссий включены лишь по одному или ни одного лидера правозащитного движения. По мнению 56 процентов членов этих комиссий, материально-технические и организационные возможности этих комиссий неудовлетворительны. Достаточно сказать, что более 30 процентов комиссий не имеют своего отдельного помещения и постоянного штата сотрудников.

Прокуратура Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 г.) она осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) органами и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Органы прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешают жалобы и заявления граждан, содержащие сведения о нарушении законов. Ежегодно прокурорами выявляется несколько десятков тысяч нарушений прав и законных интересов граждан в системе органов местного самоуправления, руководителями предприятий разных форм собственности и руководителями местных администраций. В целях восстановления нарушенных прав и свобод граждан прокурорами приносятся протесты, вносятся представления, предъявляются в суды иски.

Осуждая "буржуазный" институт омбудсмена, СССР упорно утверждал, что советский прокурор, наделенный полномочиями получать жалобы о действиях чиновников, лучше справляется с ролью независимого защитника прав личности. Правда, защита прав личности была не единственной задачей прокурора. Здесь мы сталкиваемся с принципиально существенным обстоятельством: прокурор, по определению, должен одновременно и защищать интересы государства и выступать как государственный обвинитель. Неудивительно, что эти две роли оказались несовместимыми, и постепенно на первый план вышли государственные интересы.

Вообще институт прокуратуры, его целесообразность постоянно ставится под сомнение. С точки зрения защиты прав и свобод человека, она очень мало, в действительности, делает. Я не хочу сказать, что прокуратуры ничего не делают. Но между законом, который от них требует, чтобы они прежде всего заботились о правах и свободах человека, и реальной действительностью, их деятельностью - гигантский разрыв.

Администрация Президента и Правительства, Министерство юстиции и иные министерства и ведомства РФ.

Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина - основная задача всех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из ветвей власти, исходя из собственных компетенции и полномочий, должна обеспечивать приоритет прав и свобод человека и гражданина.

Для решения важных специфических вопросов обеспечения прав и свобод человека при Президенте РФ созданы Комиссия по вопросам помилования, Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий, Комиссия по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести.

Правительством РФ образованы межведомственные комиссии: по вопросам профессиональной ориентации, психологической поддержки населения; по вопросам социального обслуживания населения; по вопросам улучшения положения женщин; по охране здоровья граждан; по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации в связи с отказом им в выдаче заграничного паспорта и временными ограничениями на выезд за рубеж; по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации, по делам несовершеннолетних; по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, по координации деятельности в сфере реабилитации инвалидов и др.

На Администрацию Президента РФ, Аппарат Правительства РФ возложены рассмотрение и анализ обращений граждан. В положениях некоторых органов исполнительной власти (федеральных и субъектов РФ) также указано на обязанность руководства этих органов обеспечивать рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан.

В Администрации Президента РФ в качестве самостоятельного подразделения функционирует Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан. Положение об этом Управлении, утвержденное Указом Президента РФ от 3 апреля 1997 г., в качестве основной функции Управления предусматривает обеспечение рассмотрения устных и письменных обращений граждан, адресованных Президенту РФ и Правительству РФ. Однако до сих пор в России нет федерального закона, который бы с учетом норм Конституции РФ установил правила рассмотрения и разрешения предложений, заявлений и жалоб граждан во всех органах исполнительной власти и иных государственных организациях, в органах местного самоуправления.

В настоящее время по этим вопросам действует Указ Президиума Верховного Совета СССР в редакции Указа от 4 марта 1980 г. В федеральных министерствах и ведомствах, в органах исполнительной власти субъектов РФ нормы этого акта не соблюдаются. Во многих случаях действуют "местные" правила, подчиненные интересам администрации, а не граждан. Не ведется и разработка проекта Федерального закона "О петициях", хотя необходимость его принятия обусловлена нормой Конституции о коллективных обращениях граждан.

Министерство юстиции Российской Федерации

В целях обеспечения единства правового пространства России, равенства прав человека и гражданина на всей территории Российской Федерации Министерство юстиции проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и направляет информацию об имеющихся в актах нарушениях федерального законодательства в субъекты Федерации. Вместе с тем, как уже отмечалось выше, такого полномочия Минюста явно недостаточно для обеспечения соответствия актов субъектов Конституции России и федеральному законодательству, единства правового статуса граждан России. Заключения Минюста о несоответствии или нарушении актами субъектов Федерации Конституции России и федерального законодательства зачастую не принимаются во внимание принявшими эти акты органами и направляются Минюстом в Генеральную прокуратуру для принятия соответствующих мер. Отсюда актуальность путей совершенствования механизмов приведения актов субъектов Федерации в соответствие с федеральным законодательством.

Обеспечивая право граждан на объединение, гарантированное ст. 30 Конституции Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации проводит государственную регистрацию общероссийских и международных общественных объединений и осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям, принимая необходимые меры по предупреждению и пресечению различных нарушений законодательства общественными объединениями. Главное в этой сфере - обеспечить требования Конституции Российской Федерации о запрете на создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. В этой области необходимо совершенствование российского законодательства, разработка и принятие ряда федеральных законов, направленных на регулирование деятельности таких институтов гражданского общества, как политические партии, общественные и религиозные объединения. Отсутствие достаточной правовой базы в этой сфере привело к усилению экстремистских политических сил, проявлениям фашизма и нацизма в России. Таким образом, одним из перспективных направлений деятельности Минюста стала разработка законодательной базы, позволяющей бороться с политическим и религиозным экстремизмом, создание системы его прогнозирования и предупреждения.

Неправительственные правозащитные организации.

Важное место в системе защиты прав человека занимают неправительственные правозащитные организации (НПО). В настоящее время зарегистрировано более 1000 НПО, функционирующих практически во всех субъектах Федерации. В 30 из них они объединены в правозащитные центры, ассоциации и иные союзы.

Действующие нормативные акты по вопросам статуса и деятельности общественных объединений, прежде всего Федеральный закон РФ от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" и Федеральный закон от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях", не выделяют НПО из ряда других общественных объединений. Между тем, 28 июня 1995 г. принят Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", где речь идет об информационном обеспечении и подготовке кадров для этих объединений, о предоставлении им налоговых льгот, о их привлечении к выполнению государственного заказа, о государственной поддержке их проектов, о выделении субсидий и прочих благах. Правозащитные организации, напрямую выполняющие функции защиты прав граждан, укрепления конституционного строя и правопорядка, не имеют таких привилегий. Указ Президента РФ от 13 июня 1996 г. N 864 "О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации" следует расценивать как осознание государственными органами необходимости такой поддержки. Однако требуется осуществление более конкретных мер для решения задач, намеченных в Указе.

Следует отметить, что в настоящее время НПО, по сути, не получают должной государственной поддержки; они не имеют ни прочного законодательного статуса, ни экономической базы. Есть и другие проблемы в деятельности НПО.

В последние годы в результате изменения характера нарушений прав человека происходит активизация деятельности правозащитных организаций в тех областях, в которых наблюдаются массовые нарушения прав человека: нарушения прав человека по национальному (этническому) признаку; нарушения норм международного гуманитарного права в отношении гражданского населения в зонах военных действий; нарушения прав беженцев и переселенцев; прав военнослужащих; социальных прав граждан в условиях рыночной экономики; неблагополучие в пенитенциарной системе.

В последнее время к этому списку прибавилась проблема защиты "религиозных меньшинств", не подпадающих в силу нового закона о свободе совести под категорию "традиционных религий".

Усложнение спектра проблем, связанных с нарушением прав человека, вызвало как появление "специализированных" правозащитных групп типа комитетов солдатских матерей или организаций по защите прав инвалидов, жертв "финансовых пирамид" и т. п., так и большой географический разброс правозащитных организаций.

Предпринимаются попытки преодоления идейного раскола внутри правозащитного движения, на что указывают разного рода встречи, организуемые Московской Хельсинкской группой (МХГ). Создание издательства "Права человека", журнала "Правозащитник" является в какой-то мере объединяющим фактором.

В самом правозащитном движении существует стойкое неприятие идеи создания какого-либо координирующего центра или тем более государственной комиссии. В этой ситуации государству целесообразнее занять позицию невмешательства во внутренние дела правозащитного движения, что не освобождает его от оказания содействия его сохранению и развитию.

 

ОБСЕ - СБСЕ

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) - до конца 1994 г. известная как Совещание по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (СБСЕ) - общеевропейская организация, занимающаяся вопросами безопасности, в состав которой входят 55 государств-участников, расположенных на географическом пространстве от Ванкувера до Владивостока. Основание для возникновения ОБСЕ (СБСЕ) было заложено на межправительственном совещании всех европейских государств, США и Канады в первой половине 1970-х гг. Совещание завершилось подписанием 1 августа 1975 г. Хельсинкского Заключительного Акта, в котором отразилось стремление тридцати трех европейских государств, США и Канады к сотрудничеству независимо от политических, экономических и социальных систем на основе уважения прав и свобод человека. Государства-участники решили содействовать укреплению мира и взаимопониманию между народами путем развития контактов между людьми, обмене информацией, сотрудничества и обменов в области культуры, образования. Кроме того, ОБСЕ, являющаяся региональным соглашением в смысле главы VIII Устава ООН, была создана в качестве главного инструмента в своем регионе для раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления в Европе.

Вопросы защиты прав человека, рассматриваемые ОБСЕ, формируют часть так называемого человеческого измерения ОБСЕ. Этот термин был официально введен в 1989 году в Заключительном Документе Венской Встречи и применяется как общий термин для всех вопросов, касающихся прав человека и фундаментальных свобод, человеческих контактов и других вопросов гуманитарного характера, считающихся подпадающими под юрисдикцию данной организации. Кроме того, термин охватывает вопросы, связанные с демократией, демократическими институтами и правопорядком.

Механизмы обеспечения соблюдения обязательств человеческого измерения

В рамках ОБСЕ была создана все более совершенствующаяся система надзора за соблюдением обязательств ОБСЕ.

Этот механизм состоит из 2 основных элементов: Венского механизма и Московского механизма, причем последний отчасти представляет собой дальнейшее развитие первого. Вместе взятые, они составляют стабильную систему надзора за соблюдением обязательств в сфере человеческого измерения.

Основа Венского механизма, который состоит из 4 этапов, была заложена в Венском Заключительном Документе 1989 года. Впоследствии он получил дальнейшее развитие, в особенности на Конференциях по человеческому измерению в Копенгагене (1990) и Москве (1991) и на Последующей Встрече в Хельсинки (1992).

В настоящее время этот механизм состоит из 4 элементов:

·         обмен информацией и письменный ответ на запросы и на представления, высылаемые членам ОБСЕ другими участниками ОБСЕ по вопросам, связанным с человеческим измерением, в возможно более короткие сроки, но не более 10 дней; обычно такие связи поддерживаются через дипломатические каналы;

·         проведение двусторонних встреч с другими участниками организации по их просьбе для обсуждения проблем человеческого измерения, включая конкретные ситуации и особые случаи с целью их разрешения; время и место таких встреч должно быть определено как можно быстрее по обоюдному согласию, как правило в течение одной недели после даты получения просьбы; в ходе двусторонних встреч, страны ОБСЕ должны избегать вопросов и тем, не связанных с предметом обсуждения, если только обе стороны не изъявили на то желания; местом проведения таких встреч может быть БДИПЧ (Бюро Демократических Институтов и Прав Человека);

·         любая страна-участница ОБСЕ, которая считает это необходимым, может привлечь внимание других участников по дипломатическим каналам или через БДИПЧ к тем или иным ситуациям и вопросам человеческого измерения;

·         любая страна-участница ОБСЕ, которая считает это необходимым, может делиться информацией об обменах информацией и ответах на свои запросы, информацию и представления о результатах двусторонних встреч, включая информацию о ситуациях и конкретных случаях, на встречах ОБСЕ, особенно на Совещаниях Глав, на обзорных конференциях, которые проводятся каждые два года и на исполнительных встречах.

Венский механизм является такой постоянно действующей системой надзора, которая напоминает процедуру рассмотрения межгосударственных жалоб; если в страну, в рамках данного механизма, поступил запрос на информацию от любой из стран ОБСЕ, она обязана представить ответ на такой запрос; она также обязана удовлетворить последующую просьбу о двусторонней встрече.

К недостаткам Венского механизма относится отсутствие санкций в случае доказательства нарушения обязательств по человеческому измерению и требование консенсуса при принятии решений ОБСЕ. Исходя из последнего, нельзя предпринимать действия против воли государства, которого такое решение может касаться. Следовательно, эффективность Венского механизма во многом зависит от политического давления.

Существенным недостатком Венского механизма является недостаток элемента независимости: механизм функционировал лишь на межправительственном уровне. Этот недостаток был "исправлен" на Московской Встрече Совещания по человеческому измерению (СБСЕ) в 1991. На Московской Встрече Венский механизм был дополнен системой миссий независимых экспертов или докладчиков в области человеческого измерения ОБСЕ.

Данная система, которую часто называют Московским механизмом, очень усложнена. Она включает 5 отдельных процедур, которые могут использоваться независимо друг от друга для учреждения миссий докладчиков или экспертов. Две из них связаны с Венским механизмом:

·         после первой или второй фазы применения Венского механизма страна-инициатор может предложить другому государству пригласить миссию экспертов;

·         если другое государство отказывается это сделать, просящая сторона может инициировать отправку миссии экспертов против воли другого государства, при условии, что такая инициатива находит поддержку еще 5 государств ОБСЕ. Таким образом, в рамках Венского механизма была создана возможность проведения независимой экспертизы случаев нарушения обязательств человеческого измерения.

Далее, Московский механизм включает 3 другие процедуры, которые можно использовать для учреждения миссий. Эти процедуры, не связанные с применением Венского механизма, таковы:

·         добровольное приглашение миссии экспертов страной ОБСЕ;  решение Совещания Глав об учреждении миссии экспертов или докладчиков;  учреждение "чрезвычайной миссии" докладчиков в случаях "особо серьезной опасности", с целью выполнения положений человеческого измерения. Эти миссии должны состоять из независимых экспертов, выбранных из списка, в котором находятся до 3 экспертов, назначенных каждым государством ОБСЕ.

Система миссий экспертов или докладчиков в сфере человеческого измерения стала первым отклонением от до сего времени строго межправительственных процедур надзора ОБСЕ. Мандаты таких миссий могут разниться в соответствии с той процедурой, согласно которой такие миссии возникли. Вообще можно отметить, что полномочия миссий экспертов шире полномочий миссий докладчиков. Полномочия последних в основном сводятся к сбору фактов и оказанию консультативных услуг или предложений относительно пути разрешения обсуждаемых вопросов. Миссии экспертов имеют более широкий мандат, целью которого является облегчение процесса разрешения конкретного вопроса или проблемы, относящихся к человеческому измерению ОБСЕ. Для достижения данной цели такие миссии могут собирать информацию и, "насколько это целесообразно, предоставлять свои хорошие офисы и посреднические услуги для поддержания диалога и сотрудничества между заинтересованными сторонами". Только Совещание Глав (или Постоянный Совет) имеет право выносить решения по поводу принятия последующих мер. В этом случае применим принцип консенсуса (с единственным, преимущественно теоретическим, исключением консенсус-минус один).

Помимо механизма человеческого измерения, для контроля над соблюдением требований человеческого измерения были разработаны и другие процедуры и средства:

·         любой, относящийся к человеческому измерению, вопрос может быть поднят на встречах самых разных политических органов ОБСЕ, в особенности Постоянного Совета, Совещания Глав и Министерских органов, а также на ежегодных исполнительских встречах ОБСЕ;

·         вопросы человеческого измерения могут решаться апелляцией к общим механизмам ОБСЕ, таким, как различного рода процедуры мирного улаживания спорных вопросов (МУСП) или Берлинский чрезвычайный механизм.

Вместе с тем, важно понимать, что ОБСЕ не имеет механизмов рассмотрения индивидуальных жалоб на нарушения каких-либо прав и основных свобод человека и их защиты международно-правовыми средствами. Одновременно это не лишает НПО возможностей обращения в структуры ОБСЕ и привлечение ее внимания к фактам (ситуациям) нарушения прав человека в той или иной стране и объединения усилий для обеспечения прав человека.

 

ООН

Комиссия по правам человека

Комиссия по правам человека является главным органом ООН по правам человека и может заниматься самыми разными вопросами, касающимися этих прав. В 1947 году, когда Комиссия начала свою работу, ее единственной задачей была разработка Всеобщей декларации прав человека, принятой год спустя, 10 декабря 1948 года. В течение первых двадцати лет своей деятельности (1947—1966) Комиссия занималась главным образом разработкой международно-правовых документов. Кульминацией этого процесса стало принятие Генеральной Ассамблеей в 1966 году Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международного пакта о гражданских и политических правах и Факультативного протокола к нему, которые вместе с Всеобщей декларацией прав человека образуют так называемый Международный билль о правах человека. В этот период времени Комиссия не занималась вопросами, связанными с рассмотрением сообщений о нарушениях прав человека. Однако в 1967 году Экономический и Социальный Совет принял резолюцию № 1235 (XLII), которая наделила Комиссию по правам человека полномочиями рассматривать вопросы, связанные с нарушениями прав человека в любой точке земного шара (см. ниже, Процедура 1235). Кроме того, в 1970 году ЭКОСОС принял резолюцию 1503 (XLVIII) о процедуре рассмотрения сообщений, касающихся нарушения прав человека и основных свобод в рамках Комиссии по правам человека и Подкомиссии по поощрению и защите прав человека (см. ниже, Процедура 1503).

Комиссия состоит из 53 государств, одна треть которых ежегодно переизбирается ЭКОСОСом. Сессии Комиссии проходят ежегодно в течение шести недель (март—апрель) в Женеве. Комиссия готовит исследования по правам человека, рекомендации и проекты международных документов; выполняет специальные поручения Генеральной Ассамблеи и ЭКОСОСа, в том числе рассматривает заявления, касающиеся нарушений прав человека и занимается разбором сообщений относительно этих нарушений; осуществляет тесное сотрудничество со всеми другими органами ООН, в компетенцию которых входят вопросы прав человека. Комиссия подготовила значительную часть конвенций и деклараций ООН в области прав человека, принятых ЭКОСОСом и Генеральной Ассамблеей. Кроме того, Комиссия играет центральную роль в процессе контроля за соблюдением прав человека во всем мире. Именно в рамках Комиссии отдельные государства или неправительственные организации могут поднять любые вопросы, касающиеся прав человека. Ежегодно Комиссия принимает около 100 резолюций и решений. Комиссия уполномочена назначать специальных докладчиков, докладчиков, представителей, экспертов, а также создавать рабочие группы.

Подкомиссия по поощрению и защите прав человека

В 1947 году на своей первой сессии Комиссия ООН по правам человека учредила Подкомиссию по предупреждению дискриминации и защите меньшинств с целью "а) проводить исследования, в особенности на основании Всеобщей декларации прав человека, и делать рекомендации Комиссии по правам человека о предотвращении дискриминации любого рода в отношении прав человека и основных свобод и защите расовых, национальных, религиозных и языковых меньшинств; и б) выполнять любые иные функции, которые могут быть возложены на нее Экономическим и Социальным советом или Комиссией по правам человека". С 27 июля 1999 года Подкомиссия называется Подкомиссией по поощрению и защите прав человека.

В состав Подкомиссии входят 26 экспертов в области прав человека, избираемых Комиссией по правам человека на четыре года. Члены Подкомиссии, хотя и избираются из числа кандидатур, предлагаемых государствами — членами ООН, выступают в своем личном качестве, а не как представители государств.

Подкомиссия занимается очень широким спектром вопросов прав человека и является тем органом, который инициирует дискуссию по новым проблемам в области прав человека и привлекает внимание Комиссии по правам человека к обострению ситуации с правами человека в отдельных странах. Подкомиссия учредила четыре рабочие группы, которые собираются перед каждой ежегодной сессией: Рабочую группу по сообщениям, которая рассматривает сообщения, касающиеся нарушений прав человека, и доводит до сведения Подкомиссии те сообщения, которые наиболее очевидно свидетельствуют о систематических и достоверно подтвержденных грубых нарушениях прав человека (процедура 1503); Рабочую группу по вопросу о рабстве, включая сходную с рабством практику, эксплуатацию детского труда и эксплуатацию проституции третьими лицами; Рабочую группу по вопросам коренного населения; Рабочую группу по меньшинствам.

Верховный комиссар ООН по правам человека

20 декабря 1993 года Генеральная Ассамблея ООН учредила пост Верховного комиссара ООН по правам человека, который является главным должностным лицом, ответственным за координацию всей деятельности в области прав человека в рамках ООН. Главной задачей Верховного комиссара является содействие максимально полному осуществлению всех прав человека путем претворения в жизнь соответствующих решений, принятых руководящими органами ООН.

Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (до сентября 1997 года — Центр ООН по правам человека) насчитывает около 200 сотрудников и состоит из трех отделов: 1) отдел исследований и права на развитие, который проводит исследовательскую и аналитическую работу по различных вопросам прав человека и разрабатывает стратегию осуществления права на развитие; 2) отдел служб поддержки, который оказывает помощь Комиссии по правам человека, Подкомиссии по поощрению и защите прав человека и договорным органам; 3) отдел программной деятельности, который занимается программами технической помощи в области прав человека отдельным странам, обеспечивает работу специальных докладчиков и рабочих групп по расследованию нарушений прав человека на местах, оказывает содействие в осуществлении образовательных программ.

Органы и процедуры контроля в рамках ООН

Pacta sunt servanda (<Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться>). В соответствии с этим принципом международного права особое значение имеют вопросы эффективного контроля за выполнением государствами своих обязательств в области прав человека. В настоящее время в рамках ООН действует целый ряд механизмов, осуществляющих этот контроль.

Верховный комиссар ООН по правам человека установил круглосуточную "горячую линию" факсимильной связи: (41-22) 917 90 03, которой может воспользоваться любое лицо или организация, желающая привлечь внимание ООН к фактам нарушения прав человека в том или ином государстве мира. Письма и телеграммы с сообщениями о нарушениях прав человека следует направлять в адрес Верховного комиссара (см. выше). В принципе, сообщения могут быть произвольной формы; при этом необходимо учитывать, что указание органа или процедуры контроля, в рамках которой, по мнению автора сообщения, должно проходить рассмотрение сообщения, а также соблюдение соответствующих формальных требований (см. ниже) будут способствовать более быстрому рассмотрению этого сообщения и более эффективной реакции на него.

Уставные процедуры

Процедура 1235

На основании резолюции ЭКОСОСа 1235 (XLII) от 6 июня 1967 года, Комиссия по правам человека может рассматривать вопросы, связанные с нарушениями прав человека в любой точке земного шара, и назначать специальных докладчиков или представителей — независимых экспертов, обладающих признанной компетенцией в области прав человека. Их полномочия (мандаты) являются различными, однако, как правило, включают в себя следующие обязанности:

1) заниматься рассмотрением ситуации с правами человека в отдельных странах (страновые докладчики или представители) или отдельной проблемной темы (тематические докладчики и рабочие группы);

2) представлять Комиссии по правам человека (в отдельных случаях также Генеральной Ассамблее или Генеральному секретарю) доклады со своими выводами и рекомендациями;

3) эффективно реагировать на поступающую информацию о нарушениях прав человека.

В отличие от договорных органов по правам человека (Комитет по правам человека, Комитет против пыток и Комитет по ликвидации расовой дискриминации) уставные процедуры не имеют точно установленной формы, в которой должны представляться сообщения о нарушениях прав человека. Эти сообщения могут быть направлены жертвами нарушений прав человека или их родственниками, неправительственными организациями и др. Сообщения могут иметь любую форму (письмо, факс, телеграмма) и касаться как индивидуальных случаев, так и ситуаций с массовым нарушением того или иного права. При составлении сообщения необходимо соблюдать следующие минимальные требования к его содержанию:

·         указать жертву (жертвы) нарушений прав человека;

·         указать лиц (организации), нарушающих права жертв;

·         указать автора сообщения (анонимные сообщения не рассматриваются);

·         детально описать нарушения прав человека и сопутствовавших ему обстоятельств.

Приемлемость сообщений определяется:

·         требованием исчерпанности всех внутренних средств правовой защиты, предусмотренным всеми договорными системами контроля, основанными на сообщениях и индивидуальных жалобах;

·         резолюция Подкомиссии требует также, чтобы сообщение было внесено в разумное время после момента завершения разбирательства на основании внутреннего права;

·         не будут рассматриваться сообщения, в которых содержатся грубые выражения или оскорбительные замечания в адрес государств, являющегося объектом жалобы.

 

Процедура 1503

27 мая 1970 года ЭКОСОС утвердил "процедуру рассмотрения сообщений, касающихся нарушения прав человека и основных свобод". Эта процедура известна под названием "процедура 1503" по порядковому номеру резолюции Совета, в которой она была утверждена. Процедура касается не частных случаев нарушения прав человека, а ситуаций, которые затрагивают интересы большого числа людей на протяжении продолжительного периода времени. Сообщения, проходящие по процедуре 1503, рассматриваются следующим образом.

Ежемесячно Генеральный секретарь ООН передает перечень всех поступивших сообщений с краткими описаниями каждого случая, а также все ответы, которые были представлены правительствами, в Подкомиссию по поощрению и защите прав человека. Рабочая группа Подкомиссии, состоящая из пяти членов, рассматривает все сообщения и ответы правительств на эти сообщения и выбирает случаи, которые, как представляется, неоспоримо свидетельствуют о систематических грубых нарушениях прав человека и основных свобод.

Случаи, отобранные Рабочей группой, рассматриваются затем на закрытом заседании Подкомиссии. 26 членов Подкомиссии обсуждают каждый случай (досье) отдельно и путем тайного голосования принимают решение (большинством голосов) о его передаче на рассмотрение Комиссии по правам человека.

На третьей стадии в действие вступает Рабочая группа по ситуациям, состоящая из 5 членов (официальных представителей государств — членов Комиссии по правам человека).

Заседания Комиссии по правам человека, на которых рассматриваются проекты решений по каждому случаю, являются закрытыми. Помимо представителей 53 государств — членов Комиссии, в этих заседаниях могут участвовать (т. е. отвечать на вопросы, выдвигать возражения) представители государств, о которых идет речь в рассматриваемых досье.

Вместе с процедурами 1503 и 1235 Комиссия располагает тремя видами специальных процедур.

Специальные процедуры:

·         анализ ситуации прав человека в избранном государстве независимым экспертом или группой экспертов с целью сбора материалов, необходимых для применения процедуры 1503 или 35. Примером такого анализа может послужить деятельность Тадеуша Мазовецкого на территории бывшей Югославии в период с августа 1992 года по июль 1995 года. За это время он передал 18 докладов о нарушениях прав человека.

·         тематические анализы, т.е. анализ проблем, вызванных нарушениями конкретных прав человека в глобальном масштабе(охватывающих территорию более, чем одного государства). С этой целью назначаются специальные докладчики или рабочие группы. Со временем возрастало число специальных докладчиков, назначаемых для постоянного анализирования того, как защищаются отдельные основные права человека. Некоторые из них, как напр. Специальный докладчик по вопросам предотвращения пыток или других форм бесчеловечного или унизительного обращения или наказания, действуют весьма эффективно и без замедления, типичного для активности международных организации.

·         оказание помощи государству с целью содействия процессам стабилизирующим состояние уважения прав человека(advisory services). Это консультативная процедура, состоящая в организации широко понимаемой помощи в области образования, информации и обеспечения материальных и институциональных гарантий уважения прав человека.

Договорные органы

Договорные органы созданы в соответствии с международными договорами по правам человека для контроля за выполнением государствами обязательств в рамках этих договоров. Члены договорных органов действуют в личном качестве, т. е. не представляют правительства своих стран (в отличие от официальных представителей государств в Комиссии по правам человека, ЭКОСОСе и Генеральной Ассамблее).

Комитет по правам человека был создан в 1977 году в соответствии со статьей 28 Международного пакта о гражданских и политических правах

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам был учрежден не на основании положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а по решению ЭКОСОСа в 1985 году.

Комитет против пыток был создан в 1987 году в соответствии со статьей 17 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Комитет по ликвидации расовой дискриминации был создан в 1970 году в соответствии со статьей 8 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации для контроля и рассмотрения мер, принимаемых государствами с целью выполнения обязательств в рамках Конвенции.

Комитет по правам ребенка был создан в 1991 году в соответствии со статьей 43 Конвенции о правах ребенка и состоит из десяти экспертов, обладающих высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области, охватываемой Конвенцией.

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин создан в соответствии со статьей 17 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) было создано 1 января 1951 года в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи 428 (V) от 14 декабря 1950 года.

Международный суд, который находится в Гааге (Нидерланды), является главным судебным органом ООН, занимающимся урегулированием правовых споров между государствами-членами и представляющим консультативные заключения ООН и ее учреждениям.

Статут Международного уголовного суда был принят в ходе Конференции полномочных представителей государств, проходившей в Риме с 15 июня по 17 июля 1998 года. Принятие Римского Статута отражает решимость международного сообщества положить конец безнаказанности лиц, совершающих самые серьезные преступления. Суд обладает юрисдикцией в отношении преступления геноцида, преступлений против человечности, военных преступлений и преступления агрессии, дополняя национальные органы уголовной юстиции в случае, когда государство не желает или не способно осуществить уголовное преследование должным образом.

Международная организация труда (МОТ) была создана в 1919 году. Соглашение об установлении связи между МОТ и ООН было утверждено 14 декабря 1946 года, и организация стала первым специализированным учреждением, связанным с ООН. Целью МОТ является обеспечение во всем мире социальной справедливости для трудящихся, а также поощрение и защита прав человека и основных свобод, необходимых для достижения этой цели. МОТ является уникальной организацией в том смысле, что при разработке ее политики представители трудящихся и предпринимателей обладают равным с представителями правительств количеством голосов.

Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) был принят в ноябре 1945 года и вступил в силу 4 ноября 1946 года. Согласно Уставу, цель ЮНЕСКО заключается в том, чтобы "способствовать укреплению мира и безопасности, усиливая сотрудничество народов путем образования, науки и культуры ради обеспечения всеобщего уважения к справедливости, законности, правам человека и основным свободам, признанным Уставом ООН, для всех народов, без различия расы, пола, языка и религии". Штаб-квартира ЮНЕСКО находится в Париже.

_________________________

При подготовке данной лекции использовались следующие материалы:

Глушкова С.И. Права человека в России: теория, история, практика. Екатеринбург, 2002.

http://www.hri.ru

http://www.kennan.yar.ru/materials/perm1/part3/176-197_smirnov_03.htm

http://www.cenunst.unibel.by/journal/1998.5/minchenkova.shtml

http://www.echr.ru

http://www.hrinstitute.ru

http://www.coe.ru