Производство молока состояние и проблемы

Оглавление

Введение_____________________________________________________ 3

1 Современное состояние рынка молока____________________________ 5

1.1 Производство молока в России в 2000-2005 г.г.__________________ 5

1.2 Производство молока в Уральском округе______________________ 15

1.3. Молоко и молочная продукция на рынке Свердловской области___ 19

2 Проблемы производства молока и пути их решения_______________ 29

2.1 Основные проблемы производства молока в России______________ 29

2.2 Пути выхода молочного животноводства из кризиса_____________ 32

Заключение__________________________________________________ 36

Список литературы____________________________________________ 38

Введение

Молоко — полноценный продукт питания. Академик И. П. Павлов писал: «Между сортами человеческой еды в исключительном положении находится молоко... пища, приготовленная самой природой*.

В молоке содержится более 120 различных компонентов, в том числе 20 аминокислот, 64 жирные кислоты, 40 минеральных веществ, 15 витаминов, десятки ферментов и т. д.

Энергетическая ценность 1 л сырого молока составляет 2797 кДж. Один литр молока удовлетворяет суточную потребность взрослого человека в жире, кальции, фосфоре, на 53% — потребность в белке, на 35% — в витаминах А, С и тиамине, на 26% — в энергии.

Экономический кризис в России и снижение производства привели к значительному снижению потребления молока и молочных продуктов населением. Так, потребление молока и молочных продуктов в расчете на душу населения с учетом всех источников поступления, включая импорт, снизилось в 2000 г. по сравнению с 1990 г. на 174 кг, или на 44%.

По данным федерального Минсельхоза, в 2005 году рентабельность молочного животноводства составила в России 0,3% (для сравнения: в 2001 году - 15%). В то же время в Тюменской области этот показатель достигает 40%, а в Вологодской приближается к 13%. Если бы не успешные в молочном отношении регионы, доходность отрасли была бы отрицательной.

Таким образом, анализ производства молока представляется очень актуальным.

Объект исследования: рынок молока.

Предмет исследования: состояние и проблемы производства молока.

Цель исследования: проанализировать современное состояние и проблемы производства молока в России и сформулировать рекомендации по развитию отрасли.

Задачи исследования:

Проанализировать производство молока в России в 2000-2005 г.г. и производство молока в Уральском округе       ,

Выявить основные проблемы производства молока в России и пути выхода молочного животноводства из кризиса.

1 Современное состояние рынка молока

1.1 Производство молока в России в 2000-2005 г.г.

За 2000-2002 года импорт молочных продуктов в Россию значительно сократился. Например, импорт йогурта в 2000 году сократился по сравнению с 1999 годом на 33%, импорт сыров и творога на 55% (рис.1). [1]

Рис. 1. Импорт йогурта в РФ в 1998-2000 г.г.

Параллельно сократился и экспорт молока и молочных продуктов, но основная доля экспортных поставок молочных продуктов в России традиционно приходится на страны СНГ (рис. 2) [2]

Рис. 2. Экспорт молочной продукции в 2004 г.

На российском рынке молочных продуктов сегодня преобладают товары отечественных производителей, но иностранные компании ведут борьбу за свои позиции на рынке.

Среди марок молока, творога, сыра, сметаны хорошо известны российскому потребителю такие названия, как Домик в деревне, Милая Мила, Алиса, 33 коровы, Иван Поддубный, Парламат, Петмол. Достаточно новый для нашего рынка молочный продукт - йогурт прочно завоевал предпочтение российских потребителей. Но до кризиса были особенно популярны сливочные йогурты (жирность выше 7%) с добавками «заморских» фруктов и сроками хранения 3-6 месяцев. В последнее же время предпочтения потребителей изменились в сторону молочных живых йогуртов, био-йогуртов пониженной жирности (0,2 - 4%) со сроками хранения 1 месяц и с добавками традиционных для России фруктов и ягод, таких как слива, яблоко, малина, черника, вишня, земляника. На российском рынке йогуртов сейчас наиболее известны такие марки как Чудо-йогурт, Алиса, Ehrmann, Danon, Campina, Fruttis. Но если в крупных городах России, где уровень доходов населения выше, доля рынка импортных молочных продуктов все-таки велика, то покупатели в регионах по-прежнему отдают свое предпочтение продукции местных региональных производителей.

Молочные продукты относятся к категории продуктов питания, товаров первой необходимости и повседневного спроса. Поэтому спрос на молочные продукты неэластичен (снижение или повышение цен не приводит к значительным изменениям спроса). И хотя после кризиса потребление молочных продуктов в России снизилось, произошло это в основном за счет снижения спроса на молочные продукты более дорогой ценовой категории: различные молочные муcсы, коктейли, пудинги, десерты с наполнителями, сыры. Зато объемы потребления кефира, йогуртов, молока после кризиса практически не снизились, а даже наоборот. Да и в дальнейшем, при условии роста доходов населения, а в январе 2003 года реальная средняя заработная плата одного работника возросла по сравнению с предыдущим годом на 15,9%, эксперты прогнозируют рост рынка молочной продукции.

В результате анализа Системой ММЦ розничных цен на мелкооптовых рынках получены следующие данные: цена на творог (0,25 кг) к концу января 2003 года, по сравнению с данными на начало ноября 2002 года возросла на 8,8 – 12%; цена на сметану (1 кг.) к концу января 2003 года, по сравнению с данными на начало ноября 2002 года возросла на 15,8 – 18,4%.

По данным Госкомстата РФ, индекс потребительских цен на молоко и молочные продукты в феврале 2003 года по сравнению с предыдущим месяцем равен 102,7, а к февралю 2002 года – 125,7. Цена же на творог различной жирности, по данным того же источника, возросла на 4,9-5,6%. А в структуре стоимости минимального набора продуктов питания на 1 человека категория молочных продуктов возросла с 15,7% в январе, до 16,3% в феврале 2003 года. Хотя следует учесть, что городские жители тратят на молочные продукты в 2,5-3 раза больше, чем сельские жители.

Несмотря на то, что в отличие от отечественных производителей других продуктов питания (соки, кондитерские изделия и пр.), для производства молочной продукции поставляется отечественное сырье, проблем у производителей этой группы продуктов не меньше. Во-первых, это проблемы с сырьем, производство молока в России снижается.

Наиболее крупными производителями молока являются Северо-Кавказский, Поволжский, Западно-Сибирский, Уральский и Центральный районы.

Тем более что требования к сырью повышаются, например, для производителей йогуртов с живыми био-бактериями особые требования к жирности молока, наличию в молоке белка, антибиотиков. Во-вторых, большинство молочных продуктов являются скоропортящимися или требуют особых условий хранения, поэтому необходимо холодильное оборудование и специальное торговое оборудование для того, чтобы соблюдать требования хранения. В-третьих, конкурентная борьба между производителями за покупателей, особенно в столице и крупных городах, приводит к необходимости постоянной инновации качества молочной продукции, технологии, ассортимента

В 2005 году валовое производство молока в хозяйствах всех категорий составило 33,3 млн т, что меньше, чем в предыдущем году. Снижение произошло в результате ощутимого сокращения производства в сельхозорганизациях. Продуктивность коров в этой категории хозяйств продолжала увеличиваться, однако её прирост уже не компенсировал недобор продукции из-за сокращения поголовья коров, темпы которого в отчетном году были существенно выше предыдущего года. Тяжелое финансовое положение большинства хозяйств, состояние кормовой базы определили сокращение численности коров в сельхозорганизациях.

В 2005 году было импортировано существенно больше молочной продукции, что в условиях сокращения собственного производства привело к росту доли импорта в потреблении молока и молокопродуктов.

В отличие от 2004 года экспортная торговля почти всеми видами молочных продуктов в 2005 году была менее активной.

Выработка молокопродуктов продолжала расти, что в значительной степени было вызвано повышением покупательского спроса вследствие продолжающегося роста реальных доходов населения.

Сокращение запасов молока и молокопродуктов в первой половине 2005 года по сравнению с предыдущим годом оказали существенное влияние на формирование цен на рынке молока. Опережающий рост цен первичной реализации молока по сравнению с затратами на его производство и реализационными расходами определили рост рентабельности молока, которая, по предварительным данным, составила 9,5% против 0,8% в 2004 году.

В начале 2004 года рост цен на молоко продолжился в связи с сезонным снижением его производства. Кроме того, высокие темпы сокращения поголовья коров в сельхозорганизациях при замедлении темпов роста их продуктивности может отрицательно повлиять на валовое производство, что в определенной мере будет способствовать укреплению цен на молоко.

По предварительным данным Госкомстата России, валовой надой молока в Российской Федерации в 2005 году составил около 33290 тыс. т, что меньше по сравнению с предыдущим годом на 0,6% или на 217 тыс.т. Производство молока сократилось в четырех из семи федеральных округов (табл.1).

Таблица 1

Производство молока в Российской Федерации в разрезе федеральных округов в 2004-2005 гг. по данным Госкомстата России, тыс.т.

2004 г.

2005 г.

(предв.)

2005 г. в % к 2004 г.

Российская Федерация

33507,1

33289,8

99,4

в том числе:

Центральный ФО

7544,0

7324,1

97,1

Северо-Западный ФО

2211,5

2130,6

96,3

Южный ФО

4669,9

4702,5

100,7

Приволжский ФО

10285,2

10441

101,5

Уральский ФО

2181,0

2203,0

101,0

Сибирский ФО

5968,2

5849,7

98,0

Дальневосточный ФО

647,2

638,9

98,7

Наиболее ощутимое снижение производства молока произошло в Центральном (на 220 тыс. т) и Сибирском (на 118,5 тыс. т) федеральных округах, являющихся одними из основных его производителей.[3]

Производство молока сократилось за счет его снижения в сельхозорганизациях на 572,1 тыс. т. В хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах валовой надой увеличился, прирост составил соответственно 266,1 и 88,8 тыс.т, что некоторым образом смягчило сокращение общих объемов производства. Удельный вес сельхозорганизаций в общих объемах производимого молока вновь снизился, а хозяйств населения и фермеров – увеличился

Поголовье коров продолжало устойчиво сокращаться (табл. 2), особенно в сельхозорганизациях. В хозяйствах населения оно сокращается более медленными темпами. Вместе с тем, в крестьянских (фермерских) хозяйствах отмечалось увеличение численности коров на 9,5%, однако их доля в поголовье всех категорий хозяйств в прошлом году составила лишь 3,1 процента. Поэтому, рост поголовья коров в этой категории хозяйств влияет на общую их численность в незначительной степени.

Таблица 2

Численность коров в Российской Федерации на конец

2004 г. и 2005 гг., тыс. голов (по данным Госкомстата России)

2004 г.

2005 г.

(предв.)

2004 г.

в % к 2003 г.

Все категории хозяйств

11753,6

11103,2

94,5

в том числе:

сельхозпредприятия

5652,6

5121,9

90,6

хозяйства населения

5787,7

5638,2

97,4

крестьянские (фермерские) хозяйства

313,4

343,1

109,5

Сокращение численности коров вызвано рядом причин, в частности, состоянием кормовой базы. Из-за засухи и других стихийных бедствий в ряде регионов России (по состоянию на 1 декабря 2005 года) грубых и сочных кормов, являющихся основой кормления жвачных, в зимовку 2005/2004 гг. заготовлено 98% к соответствующему уровню предыдущего года. Из-за сокращения численности в расчете на одну голову крупного рогатого скота заготовлено 20 ц корм. единиц или на 1,5 ц больше, чем в предыдущем году. Однако это несколько ниже нормы. Кроме того, качество кормов ухудшается, что сдерживает рост продуктивности коров.

Продуктивность коров в сельхозорганизациях в 2005 году по сравнению с 2004 годом продолжала расти. В 2005 году от одной коровы молочного стада получено 2997 кг молока против 2823 кг в 2004 году или на 6,2% больше. Вместе с тем, повышение продуктивности не компенсировало потери от снижения поголовья коров. За счет снижения среднегодовой численности коров в сельхозорганизациях недополучено немногим более 1500 тыс. т молока, а прирост его производства в результате роста продуктивности составил около 990 тыс.т.

В 2005 году импорт молочных продуктов существенно вырос, что в условиях некоторого сокращения собственного производства привело к росту доли импорта в потреблении молока и молокопродуктов

Собственное производство молока не полностью обеспечивает платежеспособный спрос населения на этот вид продукции. Удельный вес импорта в потреблении молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) в последние годы был относительно стабилен и составлял от 15,1 до 15,4 процента. Однако в результате роста импорта молочной продукции при некотором сокращении собственного производства молока в январе-сентябре 2005 года , по данным Госкомстата России, доля импорта в потреблении составила 14,9%, что выше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 2,1 процентных пункта.

Повышение спроса на молочную продукцию стимулировало увеличение её выработки на молокоперерабатывающих предприятиях.

В 2005 году молокозаводами произведено больше почти всех видов молочной продукции, кроме сухого цельного молока. Выработка сливочного масла осталась практически на уровне предыдущего года (табл. 3). Увеличению производства молочной продукции способствовало повышение спроса со стороны населения на молокопродукты. По данным Госкомстата России, в 2005 году продажа сыра в розничной торговле (в натуральном выражении) увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 8%, цельномолочной продукции – на 1,7%, масла животного – на 1 процент.

Таблица 3

Производство молочной продукции в Российской Федерации в 2004 и 2005 гг. по данным Госкомстата России, тыс. тонн

2004 г.

2005 г.

(предвар.)

2005 г. в %

к 2004 г.

Масло животное

279,1

278,4

99,8

Цельномолочная продукция

7747,1

8139,4

105,1

Сыры жирные (включая брынзу)

316,2

335,4

106,1

Сухое цельное молоко

90,7

89,7

98,9

Консервы молочные, (муб)

722,0

745,0

103,2

Повышение спроса на молочную продукцию стимулировал рост реальных доходов населения, который в 2005 году по сравнению с 2004 годом составил 14,5 процента.

Цены на рынке молока и молочной продукции в 2005 году были выше уровня предыдущего года.[4]

Динамика цен на молоко в прошедшем году имела существенное отличие от предыдущего года. Сезонное понижение цен на реализуемое сельхозорганизациями молоко в отчетном периоде было не таким резким и менее продолжительным (диагр.7,8). В период «большого молока» цены реализации снижались до августа, после чего - ежемесячно росли высокими темпами (от 4 до 7 процентов). Средняя цена реализации на молоко в декабре прошлого года (по данным Госкомстата России) составила 5840 руб./т (без учета НДС), что почти на 19% выше декабря предыдущего года. В среднем за 2005 год рост цены реализации по сравнению с предыдущим годом составил 11,2 процента.

Вместе с тем затраты на производство и реализацию молока росли медленнее, в результате чего экономическая эффективность производства молока в прошедшем году повысилась. По данным бухгалтерской отчетности Минсельхоза России, ожидаемая рентабельность молока в 2005 году в среднем по России (без промпереработки) составила 9,5% против 0,8% в 2004 году.

Соответственно ценам на сырое молоко сезонное снижение цен производителей молокоперерабатывающей промышленности и потребительских цен на молочные продукты в прошедшем году было менее интенсивное в отличие от предыдущего года. В результате годовые темпы роста цен на молокопродукты в оптовой и розничной торговле в 2005 году по сравнению с предыдущим годом были выше, в то время как в 2004 году по некоторым видам продукции их годовой уровень был ниже предыдущего года (табл.4).

Таблица 4

Индексы цен на отдельные виды молочной продукции в декабре 2004 - 2005 гг. (в % к декабрю предыдущего года)

Цены производства

Потребительские цены

2004 г.

2005 г

2004 г.

2005 г.

Молоко цельное

108,3

112,7

106,1

113,4

Продукция цельномолочная

107,3

109,8

-

-

Сметана

106,8

111,4

106,5

112,4

Творог жирный

104,1

114,3

105,7

116,0

Масло сливочное

109,2

114,1

112,0

111,3

Сыр твердый

101,1

110,4

99,9

110,4

Молоко цельное сухое

96,7

117,3

-

-

В первой половине 2005 года цены на рынке молока формировались в условиях более низких по сравнению с предыдущим годом начальных запасов молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко). На начало 2005 года, по данным Госкомстата России, их уровень был на 2,1% ниже предыдущего года, а на конец июня – на 6,6%, что в значительной степени повлияло на характер динамики цен на молочном рынке в этот период. Однако на конец сентября запасы молока и молокопродуктов превысили аналогичный прошлогодний уровень на 1,5% в результате опережающего роста их ресурсов (за счет увеличения импортных поставок) по сравнению с использованием. Повышение контрактных цен на импортируемую продукцию и рост курса евро вызвало удорожание импортной молочной продукции, что, в определенной степени, повлияло на уровень цен производителей и способствовало в некоторых случаях росту потребительских цен на аналогичную отечественную продукцию. Кроме того, укрепление цен в определенной степени был вызвано ростом инфляции.

В начале 2004 года рост цен реализации молока сельхозпроизводителями, как показывают многолетние данные, продолжится ввиду сезонного снижения надоев молока. Высокие темпы сокращения поголовья коров в сельхозорганизациях в прошлом году, при замедлении темпов роста их продуктивности негативно скажутся на валовом надое молока, что в определенной мере повлияет на динамику цен сельхозпроизводителей в сторону удорожания их продукции.

Ценовая ситуация на рынке молока будет во многом определяться таможенно - тарифной политикой в отношении растущего импорта молочной продукции.[5]

1.2 Производство молока в Уральском округе

Уральский рынок молочных продуктов динамичен, борьбу за потребителя, за лучшие активы отрасли ведут региональные производители и наступающие национальные компании (" Вимм-Билль-Данн", " Планета Менеджмент"). Доходы населения, растущие в полтора раза быстрее цен на молочную продукцию, способствуют увеличению емкости и потенциала рынка. Борьба за сырье становится главным фактором, определяющим поведение и стратегии игроков. Проблема возникла вследствие сокращения молочного стада более чем вдвое с начала 90-х годов. Для ее решения требуется государственная поддержка и значительный приток инвестиций. Однако вкладываться в отрасль с рентабельностью 3 — 5% и трехлетней средней окупаемостью средств сторонний инвестор не спешит.

Крупные национальные производители уже проводят не только консолидацию активов и модернизацию переработки сырья, но и инвестируют развитие молочного животноводства, кормовой базы. Как показывают итоги 2005 года, федеральные компании и будут определять перспективы отрасли.

Развитость рынка Урала гораздо ниже, чем рынка центральной России. Это связано с отсутствием на нем сильных региональных игроков, которые могли бы вести маркетинговую политику и предложить ассортиментный и инвестиционный портфели, сопоставимые с политикой и портфелями национальных компаний. Но небольшие холдинги с единой собственностью, соединяющие производство молока и его переработку, увеличивающие ассортимент и, как следствие, долю рынка, в субъектах региона уже появились.

По прогнозам участников рынка, тенденция к укрупнению и консолидации игроков усилится. Как и продолжится разорение мелких производителей сырья (содержать стадо до 800 голов нерентабельно) и переработчиков (до 50 тонн молока в день), наиболее значительное сегодня в Курганской и Оренбургской областях. Переход на новые ГОСТы ускорит этот процесс: соответствие им требует огромных средств. Большинству хозяйств необходимо, помимо установки охлаждающего оборудования и приобретения лабораторий, не один год заниматься селекцией стада, созданием новой кормовой базы.

ГОСТы, по расчетам лоббистов, помогут усилить позиции отечественных производителей, снизить долю импорта на рынке, улучшить качество продукции. Однако в условиях острой нехватки сырья это обернется обострением конкуренции и повышением закупочных цен на молоко и молочную продукцию минимум на 15%.

Производители молочной продукции Уральского региона — довольно большое сообщество перерабатывающих предприятий. Самым новым мощностям лет 20 — 30, большинство построено в 30 — 40-е годы прошлого века. Условными лидерами в каждом субъекте считаются крупнейшие молочные комбинаты областных центров: на занимаемых ими 30 — 50% локального рынка они предлагают максимальный ассортимент. Вторые по величине комбинаты вкупе с несколькими более мелкими предприятиями контролируют 50 — 70% локального рынка, влияют на рынок региональный. От 20 до 60% на областных рынках — продукция предприятий соседних уральских регионов, крупных западных концернов Parmalat, Ehrmann, Danone, Campinа, национальных компаний "Вимм-Билль-Данн" и "Планета Менеджмент" (они приобретают активы в тех регионах, где больше сырья).

Уральский рынок становится все более межрегиональным. Развитие новых технологий переработки и упаковки, удлинение сроков реализации скоропортящейся продукции позволяет игрокам замкнутых прежде областных рынков активно вторгаться на рынки сопредельных территорий как с товаром, так и для скупки сырья.

Основные проблемы молочного рынка — увеличение сырьевой базы, улучшение качества сырья и продукции — в разных регионах Урала решают по-разному. В зависимости от этого на одних территориях отрасль стремительно развивается, на других — стагнирует.

Платежеспособный спрос жителей Екатеринбурга сделал рынок молочных продуктов города самым крупным и емким в Свердловской области. Здесь реализуют продукцию 65 производителей, из них 17 местных удерживают около 39% сектора традиционной пастеризованной продукции, остальное приходится на продукцию других регионов и импортную стерилизованную. Среди местных почти равные доли, по 30% с лишним, приходятся на лидеров: Екатеринбургский молзавод № 1 (ЕМЗ) и Ирбитский молокозавод. По 10 — 12% удерживают компании "Молочный кит" (Полевской и Камышловский молзаводы) и Верхнепышминский молзавод, остальную часть рынка делят более мелкие производители

Плотное конкурентное поле и жесткие методы борьбы за потребителя в Екатеринбурге вполне сравнимы со столичными. Физические объемы реализации заметно не меняются: сегмент низкодоходной пастеризованной продукции с небольшим сроком хранения, упакованной в основном в пластик, близок к насыщению. В денежном выражении рынок растет за счет устойчивого спроса на более высокотехнологичную, дорогую и доходную стерилизованную продукцию. Причем потребитель ее, средний класс Екатеринбурга, постепенно отходит от термизированных десертных йогуртов, молока длительного хранения, переключаясь на "живые" продукты, обогащенные витаминами и минералами.

Предприятия области, не имеющие достаточных средств, проигрывают предприятиям центральных районов страны, с которых поступает значительная доля молочной продукции. Западные компании, такие как Danon, затрачивают значительные средства на повышение качества молока для своих российских заводов. Средства, которыми располагает агрокомплекс области, несопоставимо малы. Предполагалось, что ГОСТ и жесткие подходы к качеству сырья помогут подняться переработке и селу. Но радетели не учли глубины пропасти, созданной диспаритетом цен на продукцию сельхозпроизводителя: затраты на горюче-смазочные материалы, электроэнергию, сельскохозяйственную технику и прочее не покрываются доходами. Переработчик слишком слаб, чтобы помочь крестьянину. Отрасли недостает прежде всего качественного менеджмента. Так, крупнейший производитель области государственный ЕМЗ № 1 при рентабельности 1% ежегодно снижает объемы на 10% и заметно теряет рынок. Крупнейшее предприятие до недавних пор не имело рыночной стратегии, выполняя загубившие его "социальные проекты".

По ГОСТу молокозаводы должны платить крестьянам 110% за высший сорт, 100% за первый, 80% за второй и 50% за нестандарт, но производители платят по максимуму — 7 рублей за литр, чтобы не потерять поставщиков. Это очень дорого: в 2005 году самая высокая цена была 4,5 рубля. Сырье в себестоимости продукции составляет 60%, поэтому у предприятий и низкая рентабельность. Ужесточающаяся конкуренция на закупку сырья приведет к гибели периферийных молокозаводов, производящих менее 50 тонн молока в день.

Крупные торговые сети Екатеринбурга ("Кировский", "Купец", "Омега") для удобства расчетов убирают дублирующих друг друга мелких поставщиков, оставляя нескольких — тех, кто в своей нише гарантирует качество и объем.[6]

1.3. Молоко и молочная продукция на рынке Свердловской области

При описании состава участников рынка и их долей на рынке использована информация Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловску и Ленинградской области.

Конечными потребителями молока и молочной продукции являются предприятия общественного питания, школы, больницы, население Свердловска. Товаропроводящая сеть (промежуточные покупатели) включает оптовые, мелкооптовые и розничные торговые организации.

Количество основных поставщиков молочной продукции на рынке Свердловска остается неизменным с 1998 года. Основными поставщиками молока и молочной продукции являются три предприятия-производителя

- ОАО "Свердловский  молочный комбинат N1 «Петмол» (далее - АО "Петмол");

- ЗАО "Свердловский  молочный завод "Пискаревский" (далее - АО "Пискаревский");

- ОАО "Молочный комбинат "Балтийское молоко" (АО "Балтийское молоко"), до февраля 2004 г. носившее название ОАО "Роска".

Кроме того, поставщиками молока и молочной продукции являются сельскохозяйственные предприятия, расположенные в пределах административных границ Свердловска ("Детскосельское", "Шушары", "Пригородный").

В конце 2002 года АО "Петмол" продал Кронштадтский молочный завод, который являлся его филиалом. Новым собственником Кронштадского молочного завода стало ООО "Фармакологическое объединение им. Пастера", завод является поставщиком продукции для фармакологической отрасли.

В настоящее время АО "Петмол" имеет два филиала - Красносельский и Ломоносовский молочные заводы.

Поставщиками сырья (молока для дальнейшей переработки) для молочной промышленности Свердловска являются более 50 хозяйствующих субъектов, в основном - сельскохозяйственные производители Ленинградской области. Однако объем потребления сырого молока перерабатывающими предприятиями Свердловска и Ленинградской области выше объемов его производства в регионе.

Для Ленинградской области в последние годы характерна тенденция сокращения поголовья коров (2003 г. - 98,6 тыс. голов, 2004 г. - 89,9 тыс. голов) при росте надоя молока на одну корову. Однако повышение продуктивности коров на 3-5% в год не восполняет потери объемов производства молока.

Всего в Ленинградской области в 2004 г. производство молока осуществлялось 158 сельскохозяйственными предприятиями, расположенными во всех районах Ленинградской области. Распределение сельскохозяйственных производителей - поставщиков цельного молока по районам Ленинградской области представлено на диаграмме.

Распределение сельскохозяйственных производителей - поставщиков цельного молока, расположенных в Ленинградской области, по районам Ленинградской области, количество предприятий

Наибольшее количество предприятий, занимающихся производством цельного молока, находится в Гатчинском, Лужском и Волосовском районах Ленинградской области.

Доли отдельных предприятий в поставках цельного молока в регионе (без учета ввоза) находятся в диапазоне от 0,1% до 2,2%.

Молокоперерабатывающие предприятия, расположенные на территории Свердловска (АО "Петмол", АО "Балтийское молоко", АО "Пискаревский"), закупают цельное молоко у предприятий, расположенных близко к городу, а именно, во Всеволожском, Гатчинском, Ломоносовском, Тосненском районах.

По состоянию на 2004 год поставщиками натурального молока для АО "Петмол" являются 20 сельскохозяйственных предприятий Ленинградской области, для АО "Пискаревский" - 19 предприятий. Количество поставщиков сырого молока для АО "Балтийское молоко" по сравнению 2003 годом увеличилось с 16 до 28 сельскохозяйственных предприятий Ленинградской области.

Предприятия из других близлежащих субъектов Российской Федерации предпочитают поставлять на рынок Свердловска готовую продукцию, а не сырье.

По оценке специалистов, сырое молоко целесообразно доставлять потребителю в радиусе 150 км, на большие расстояния доставляются молочные продукты с большим сроком реализации.

 Следует отметить, что АО "Петмол" осуществляет прямой контроль за деятельностью только одного сельхозпредприятия - производителя цельного молока, АО "Балтийское молоко" приобретает сырье у независимых организаций, а АО "Пискаревский" закупает сырье у подконтрольных ему сельхозпредприятий Ленинградской области, имея доли участия в уставном капитале 8 производителей молока.

Из анализа производственно-хозяйственной деятельности вышеназванных участников рынка следует, что по позиции "цельномолочная продукция" при наименьшей отпускной цене(14) (11,99 руб/л) наибольший уровень рентабельности (13%) достигнут АО "Пискаревский", в то время как АО "Балтийское молоко" при средней отпускной цене 15,47 руб/л имеет отрицательную рентабельность (-9,8%), рентабельность производства молока АО "Петмол" при отпускной цене 12,49 руб/л равна 7%.

Очевидно, что практика вложения средств в приобретение контроля над поставщиками сырья является экономически обоснованной, позволяет снижать затраты на производство, соответственно, повышая рентабельность.

На рынке молочной продукции Свердловска наблюдаются признаки вертикальной интеграции. Приобретение акций (долей) производителей молока Ленинградской области молокоперерабатывающими предприятиями Свердловска позволяет последним приобрести постоянный источник сырья.

Растет доля рынка цельного молока, принадлежащая сельхозпроизводителям Ленинградской области, которые контролируются молокоперерабатывающими предприятиям и составляют с ними группы лиц (в понимании статьи 4 Закона "О конкуренции…"). Тем не менее эта доля пока составляет не более 30 % от объема рынка цельного молока Ленинградской области (по данным за 2003 г. она не превышала 20%). Можно привести, в частности, следующие данные3

- ООО "Интерпром", владея ЗАО "Победа", ЗАО "ЛЮБАНЬ", ЗАО "Красносельское", ЗАО "Можайское", ЗАО "Кипень", ЗАО "Племенной завод "Красная Балтика", ЗАО "Племенной завод "Ленинский путь", ЗАО "Гомонтово", ЗАО "Гатчинское", ЗАО "Агро-Балт", ЗАО "Прибрежное" контролирует 10,35% рынка цельного молока.

- ООО "Пискаревский молочный завод" владеет ЗАО "Ополье", ЗАО "ПХ "Первомайское", ЗАО "Волховское", ЗАО "Раздолье", ЗАО "ПХ "Петровский", ЗАО "Заречье", ЗАО "Родина", СЗАО "Судаково" контролируя 6,31% рынка цельного молока.

- ОАО "Свердловский  молочный комбинат № 1 «Петмол», владея ЗАО "Племхоз Тельмана" - Тосненский район - контролирует около 3% рынка цельного молока;

- ОАО "Севзапмолоко" образует группу лиц с ЗАО "Рождественское" - Гатчинский район, ЗАО "Кикерино" - Волосовский район, ЗАО "ПЗ "Расцвет" - Приозерский район - контролирует порядка 1% рынка цельного молока,

- ОАО "Петрохолод", владея контрольными пакетами ЗАО "Ушаки" и ЗАО "Марьино" - Тосненский район - контролирует 0,94% рынка цельного молока.

Несмотря на то, что большинство совхозов являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, их зависимость от переработчиков молока - городских молокозаводов - очень сильна. Именно молокозаводы устанавливают те цены, по которым закупается молоко.

По оценке президента ОАО "Севзапмолоко" И.Подлипенцева, "сырьевая база Ленобласти распределена между ОАО "Петмол", ОАО "Молочный комбинат "Балтийское молоко", ЗАО "Свердловскский молочный комбинат "Пискаревский" и ОАО "Севзапмолоко".

Создание вертикально-интегрированных структур на рынках молока может позволить осуществлять единую ценовую политику в интересах конкретного молокоперерабатывающего завода, т.е. проводить демпинговую политику по закупочным ценам на молоко, что крайне выгодно конкретному молокоперерабатывающему заводу и невыгодно другим совхозам.

ООО "Пискаревский молочный завод" и более 15 сельхозпредприятий - поставщиков сырья объединены членством в Агропромышленном союзе производителей и переработчиков молочной продукции "Пискаревский", однако согласно Уставу целью союза не является осуществление согласованных действий, направленных на раздел рынка по кругу продавцов и покупателей.

До настоящего времени не отмечалось фактов ценового сговора производителей сырого молока.

Доли производителей молочной продукции в общем объеме производства молока и молочной продукции представлены в таблице 1.

Таблица 1

2002 г.

2003 г.

2004 г.

всего

в т.ч. молоко

всего

в т.ч. молоко

всего

в т.ч. молоко

АО "Петмол"

55,8%

56,4%

51,3%

53,5%

52,2%

51,5%

АО "Пискаревский"

38,4%

39,4%

41,4%

39,5%

36,9%

37,3%

АО "Балтийское молоко"

0,9%

0,7%

4,4%

1,1%

8,1%

9,1%

Сельскохозяйственные предприятия в административных границах Свердловска

4,9%

3,5%

2,9%

5,9%

2,8%

3,1%

Из представленных в Таблице 2 данных видно, что лидером в производстве молока и молочной продукции, как и в предыдущие годы, является АО "Петмол".

В АО "Балтийское молоко" во второй половине 2002 года произошла смена собственника, что отразилось на производственно-хозяйственной деятельности общества. В настоящее время 100% акций уставного капитала АО "Балтийское молоко" принадлежит ОАО "Вимм Биль Данн Продукты Питания".

В 2003 году на АО "Петмол" произошла смена собственника. До 92 % акций уставного капитала АО "Петмол" принадлежит ООО "Компания "Юнимилк" (г. Москва). ООО "Юнимилк" является холдинговой компаний, работающей на российском рынке молочной продукции, в нее входит более десятка молокоперерабатывающих предприятий в разных городах России.

Основными конкурентами производителей Свердловска являются заводы Ленинградской области, расположенные в Луге, Гатчине, Приозерске, Всеволожске, заводы других городов России (Вологда, Москва, Псков, Новгород), которые также оказывают влияние на рынок молока и молочной продукции Свердловска.

Основные производители молочной продукции Свердловска не полностью используют свои производственные мощности. Загрузка производственных мощностей на разных предприятиях колеблется от 10 до 80 процентов, то есть существуют производственные ресурсы по потенциальной замене ввоза молочной продукции из других регионов России поставкой их на рынок производителями Свердловска.

Объем рынка молока и молочных продуктов Свердловска складывается из объемов поставок молочных продуктов на рынок города предприятиями-производителями и оптовыми торговыми посредниками.

Доли поставщиков молока и молочной продукции на рынке Свердловска представлены в таблице 2.

Таблица 2

 

2001 г.

2002 г

2003 г.

2004 г.

АО "Петмол"

36,6%

33,2%

33,9%

33,5%

АО "Пискаревский"

23,2%

22,3%

26,1%

19,4%

АО "Балтийское молоко"

4,8%

0,5%

3,1%

16%

Сельскохозяйственные предприятия в административных границах Свердловска

2,8%

2,2%

1,9%

2,1%

Сальдо ввоз/вывоз из других регионов РФ

20,8%

29,9%

10,8%

6,9%

Сальдо Импорт/Экспорт

11,8%

11,9%

24,2%

22,1%

Из представленных данных видно, что АО "Петмол" по-прежнему остается лидером на рынке молочной продукции.

Коэффициент рыночной концентрации на рынке молока и молочной продукции СR3 составляет 68,9%, индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI). Таким образом, рынок является умеренно концентрированным.

Приводимые здесь и далее показатели рыночной концентрации принято рассчитывать следующим образом. Коэффициент рыночной концентрации СR3 - совокупная доля на рынке трех наиболее крупных участников рынка (поставщиков); Индекса Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей всех участников рынка.

По данным за 2004 г. были также отдельно рассчитаны доли поставщиков цельномолочной продукции (молоко и молочная продукция без масла сливочного, сыров и молочных консервов) на рынке Свердловска, которые представлены в таблице 3.

Таблица 3

 

2002 г.

2003 г.

2004 г.

АО "Петмол"

38,2%

47,6%

49,3%

АО "Пискаревский"

26,7%

28,8%

23,5%

АО "Балтийское молоко"

0,6%

5,7%

11,8%

Сельскохозяйственные предприятия в административных границах Свердловска

4,8%

5,0%

4,8%

Сальдо ввоз/вывоз из других регионов РФ

29,7%

12,9%

11,6%

АО "Петмол" является лидером и на рынке цельномолочной продукции. Импортная цельномолочная продукция на рынке Свердловска отсутствует. В 2004 году увеличилась доля на рынке цельномолочной продукции АО "Петмол" и АО "Балтийское молоко".

Основные участники рынка - АО "Петмол", АО "Балтийское молоко" и АО "Пискаревский", до 90 % своей продукции реализуют на рынке Свердловска.

Коэффициент рыночной концентрации на рынке цельномолочной продукции СR3 составляет 80,6%, индекс Герфиндаля-Гиршмана (ННI) - 2920,1. Таким образом, рынок цельномолочной продукции является высококонцентрированным. Основным конкурентом АО "Петмол", лидера на рассматриваемом рынке, по-прежнему, является АО "Пискаревский".

С 2002 года наблюдается тенденция роста поставок молочной продукции по импорту. Основными молочными продуктами, поступающими на рынок Свердловска по импорту, являются масло сливочное, сыры и молочные консервы.

В рамках проводимого мониторинга в 2004 г. была рассчитана по данным за 2003 г. доля импорта в объеме реализации сыра и масла сливочного на рынке Свердловска. Расчет производился косвенным путем на основе обобщенных данных о производстве, ввозе/вывозе и импорте/экспорте товара.

В частности, Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденный Приказом МАП России от 20.12.96 № 169, предлагает в случае отсутствия прямых данных об объемах реализуемой продукции, определять объем рынка данным способом.

Доля импорта на рынке Свердловска, рассчитанная на основе названных выше показателей, в 2003 г. составляла на рынке сыра - 78 %,на рынке масла сливочного - 93 %.

На рынке сыра основным производителем на территории Свердловска являлось АО "Петмол".

На рынке масла сливочного основным производителем на территории Свердловска являлось АО "Балтийское молоко" и сельскохозяйственные предприятия, расположенные в пределах административных границ Свердловска.

Наиболее крупным импортером как сыра, так и масла сливочного (доли более 40% на обоих сегментах рынка) в 2003 г. выступало ЗАО "Валио Свердловск ".

2 Проблемы производства молока и пути их решения

2.1 Основные проблемы производства молока в России

Молочная отрасль России характеризуется устойчивым снижением объемов производства как сырого молока, так и молочных продуктов. Происходит сокращение поголовья молочного стада, наблюдаются низкие надои и невысокое качество сырого молока. Уменьшается количество действующих предприятий молочной промышленности, сокращаются производственные мощности по выработке всех видов молочной продукции, снижается численность занятых в отрасли.

Основными причинами такого положения дел являются:

а) Отсутствие заинтересованности производителей сырого молока в проведении широкомасштабных улучшений процесса производства

б) Практически полное отсутствие коммерческих инвестиций в молочное животноводство, обусловленное отсутствием четких инвестиционных программ и каких-либо гарантий возврата вложенных средств.

Одной из главных проблем производства молока в России является сезонное снижение закупочных цен на молоко. Спрогнозировать, насколько упадут цены в период самых высоких надоев, невозможно даже на полгода-год вперед. Причем в розничной сети расценки на молоко постоянно растут без всякой связи с сезоном .

Государство тоже не в состоянии гарантировать минимальную доходность молочного производства.

В России падает не только рентабельность молочного животноводства, но и поголовье дойных коров. По информации Федеральной службы государственной статистики, на 1 апреля 2004 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах составило 11 миллионов голов (на 5,8 процента меньше по сравнению с аналогичной датой предыдущего года). За последние 14 лет поголовье крупного рогатого скота в стране сократилось на 57 процентов, в том числе коров - на 49 процентов".

Насколько существующее поголовье продуктивно, задумываются далеко не все руководители хозяйств. Ведь в советское время животноводов ориентировали на выращивание не мясных либо молочных, а в основном смешанных мясомолочных пород. Из-за этого приходилось содержать большие стада, молочная продуктивность которых оставляла желать лучшего. Да и при производстве молока ориентировались главным образом не на качество и потребительский спрос, а на "планы по валу".

В первом квартале 2004 года молока в стране произведено на 3,2 процента меньше, нежели за тот же период предыдущего.

Есть мнение, что животноводство, как и земледелие, в российских условиях - дело рискованное по определению. Цены на молоко в течение трех лет находятся практически на одном уровне. А энергоносители подорожали за это время примерно на 70 процентов, Россия северная страна, поэтому затраты на энергоносители в среднем втрое превышают аналогичные расходы зарубежных компаний. Не в последнюю очередь поэтому себестоимость российского молока на 20-30 процентов выше импортного.

Но дело не только в затратах, а еще и в нерациональном использовании ресурсов, устаревшем оборудовании и технологиях. Например, производительность труда в российском животноводстве минимум вдвое ниже, чем в развитых западных странах. 60 процентов коров доят не в молокопроводы, а в переносные ведра. Большинство молочных ферм в России построено 30-40 лет назад и спроектировано по разработкам середины прошлого века.

Молочным хозяйствам мешает работать и диспропорция между реальной стоимостью сырого молока и закупочными ценами на него молокозаводов. Но диспаритет цен - только одна из причин, вторая - законодательная незащищенность. Еще одна издержка для отрасли - это налоги. И производители, и переработчики, и торговцы молоком облагаются НДС. Получается, налог трижды взимается за один продукт.

Одной из причин больших издержек является несоответствие надоев спросу: выгодно продавать молоко зимой, когда на внутреннем рынке сырьевой дефицит, а значит, более высокие цены. Почему бы руководителю хозяйства не использовать такие технологии, чтобы зимой получать больше продукции, а летом - меньше? Однако в России, как и много лет назад, летом наблюдается перепроизводство, а зимой не хватает сырья.

Нельзя назвать равноправными и взаимоотношения переработчиков с животноводами. Если вас не устраивает закупочная политика компании, с которой вы работаете, то другой оператор с вами сотрудничать, возможно, не станет. Договоренность на этот счет между переработчиками, безусловно, существует. Представители переработки понимают, что молоко - быстропортящийся продукт. Если хозяйство не реализует его, то получит убытки.

Некоторые сельхозпредприятия осваивают собственную переработку, выпуская не только молоко, но и молочные продукты. Однако делать это непросто. Существует высокорентабельная продукция (йогурты, стерилизованные молочные продукты), но комплект оборудования для выпуска стерилизованного молока стоит порядка 1 миллиона евро. А то, что животноводы могут переработать самостоятельно, это, в принципе, низкорентабельные продукты - такие как пастеризованное молоко.

2.2 Пути выхода молочного животноводства из кризиса

Что нужно предпринять, чтобы молочное животноводство преодолело нынешний кризис?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Так, в Союзе животноводов доказывают необходимость усилить господдержку отрасли, дать хозяйствам возможность получать больше долгосрочных и льготных кредитов.

С тем, что средства, выделяемые на развитие животноводства, недостаточны, нельзя не согласиться. Однако большинству других отраслей АПК их выделяется еще меньше. Сегодня животноводство занимает одну из первых строк в расходах бюджета РФ на сельское хозяйство. Тем не менее оно остается едва ли не лидером по убыточности. Только на поддержку племенного животноводства в 2004 году федеральный бюджет затратит 745 миллионов рублей, не считая средств частных инвесторов и денег, выделенных региональными бюджетами. Но проблема в том, что эти средства не всегда используются эффективно. По оценке ВНИИ племенного дела, большинство тех же племенных хозяйств (в 2004 году - 62%) не занимаются реализацией племенных животных, хотя получают за это госдотации.

Еще один принцип поддержки, который повышает результативность государственного финансирования, - адресность поддержки. Право на преференции должны иметь хозяйства с реальными перспективами развития. Такой адресный подход реализуется в регионах, тем более что денег на всех в любом случае не хватает. Тульская область в 2004 году выделяет 102 миллиона рублей на поддержку животноводства. Условия получения дотации - сохранение поголовья и увеличение производства молока. В Архангельской области за производство 1 литра молока хозяйствам доплачивают 1,5 рубля, а общая сумма целевых субсидий животноводству в 2004 году должна составить 106 миллионов рублей. На субсидии могут рассчитывать сельхозпредприятия, не снижающие молочного поголовья и имеющие годовую продуктивность не менее 1,5 тысячи килограммов на корову.

Должна существовать эффективная государственная политика регулирования цен. Можно законодательно гарантировать минимум закупочных цен на молоко и мясо.

По мнению специалистов, стабильным хозяйствам не нужны прямые дотации. Им нужна последовательная ценовая политика и в меньшей степени - доступные "длинные" кредиты, чтобы развивать и модернизировать производство.

В Свердловской области проблему дефицита сырья, восстановления поголовья скота и кормовой базы пытаются решить путем создания холдингов замкнутого цикла. Тон на областном рынке емкостью в 250 — 300 тонн продукции в сутки задает местная группа компаний Дмитрия Еремина, генерального директора ОАО "Екатеринбургский городской молочный комбинат" (ЕГМК). Группе принадлежат контрольные пакеты акций крупнейших молочных заводов региона: ЕГМК, Чебаркульского молочного завода (ЧМЗ) и Магнитогорского молочного комбината (ММК). ЕГМК контролирует до 30% рынка молочной продукции в Екатеринбурге, ЧМЗ — 20%, остальное — продукция иногородних и более мелких местных производителей. Значительные объемы продаж имеют в Екатеринбурге Перммолоко" (5 — 7%), Шадринский молочноконсервный комбинат (3,5%) и Уфамолагропром", принадлежащее компании "Вимм-Билль-Данн".

Сырьевая база ЕГМК — несколько крупных хозяйств, ежедневно получающих от переработчика до 200 тыс. рублей в зависимости от объема и качества сырья. Во многих из них зерновой бизнес теперь дополняют молочным. ЕГМК инвестирует в село порядка 50 млн рублей в год, финансируя посевную и уборочную кампании. Рассчитываются хозяйства молоком. Для расширения сырьевой базы на 30 — 40% ЕГМК планирует с весны закупать молоко еще и у населения этих хозяйств.

Одна из составляющих стратегии группы компаний — ставка на собственный брэнд и качество. Предприятия не используют в производстве добавки и сухое молоко, работают только с цельным. Новые ГОСТы на ЕГМК воспринимают как начало перехода на европейские стандарты, проявление заботы о здоровье нации. По словам Еремина, стандарты поставят преграду некачественной продукции из полуподпольных цехов, где мешают маргарин с маслом, заставят производителей, использующих сухое молоко, называть продукт не цельным, а восстановленным. На ЕГМК говорят, это соответствует тенденциям в молочном бизнесе на Западе: там отходят от химических добавок и технологий переработки, убивающих в молоке наряду с вредными и полезные составляющие, возвращаются к цельному молоку.

Главный плюс объединения крупных молочных заводов в группу — согласованная производственная и сбытовая политика. Предприятия не конкурируют: ЕГМК специализируется на творожной и кисломолочной продукции, ЧМЗ — на молоке и твердом сыре, ММК — на сухом молоке. Сейчас группа финансирует развитие технологий глубокой переработки. В реконструкцию ЕГМК за последние 3,5 года вложено 3,5 млн долларов. В результате 65-летнее производство полностью оснащено современным оборудованием.

Замыкая цепочку на реализации, ЕГМК для увеличения сбыта переоборудует за свой счет магазины и отделы, в которых выставляется на продажу только его продукция. Увеличение парка автомобилей позволило оптимизировать доставку: раньше один автомобиль объезжал 15 точек, сегодня на одну "Газель" приходится 4 — 5 магазинов. Готовится открытие представительств в Москве и Свердловске. И это, говорят менеджеры группы, не предел.[7]

Возрождение молочной отрасли страны является проблемой государственного масштаба, и решение этой проблемы в приемлемые сроки невозможно без наличия эффективной правительственной программы государственной поддержки производителей и переработчиков молока.

Заключение

В 2005 году валовое производство молока в хозяйствах всех категорий составило 33,3 млн т, что меньше, чем в предыдущем году. В 2005 году было импортировано существенно больше молочной продукции, что в условиях сокращения собственного производства привело к росту доли импорта в потреблении молока и молокопродуктов. В отличие от 2004 года экспортная торговля почти всеми видами молочных продуктов в 2005 году была менее активной. В начале 2004 года рост цен на молоко продолжился в связи с сезонным снижением его производства. Поголовье коров продолжало устойчиво сокращаться, особенно в сельхозорганизациях. Сокращение численности коров вызвано рядом причин, в частности, состоянием кормовой базы. Собственное производство молока не полностью обеспечивает платежеспособный спрос населения на этот вид продукции. Повышение спроса на молочную продукцию стимулировало увеличение её выработки на молокоперерабатывающих предприятиях.

Платежеспособный спрос жителей Екатеринбурга сделал рынок молочных продуктов города самым крупным и емким в Свердловской области. Здесь реализуют продукцию 65 производителей, из них 17 местных удерживают около 39% сектора традиционной пастеризованной продукции, остальное приходится на продукцию других регионов и импортную стерилизованную.

Молочная отрасль России характеризуется устойчивым снижением объемов производства как сырого молока, так и молочных продуктов. Происходит сокращение поголовья молочного стада, наблюдаются низкие надои и невысокое качество сырого молока. Уменьшается количество действующих предприятий молочной промышленности, сокращаются производственные мощности по выработке всех видов молочной продукции, снижается численность занятых в отрасли.

Возрождение молочной отрасли страны является проблемой государственного масштаба, и решение этой проблемы в приемлемые сроки невозможно без наличия эффективной правительственной программы государственной поддержки производителей и переработчиков молока.

Список литературы

1.     Молочные реки становятся мельче // Экономическая газета, 2004, №6

2.     Организация и планирование сельскохозяйственного производства /под ред. Зрибняка Л.Я. –М.: Колос, 1992.

3.     Организация производства на с/х предприятиях. /под ред. М.И. Ситнюкова  - М.: Аграпромиздат, 1989.

4.     Производство молочной продукции в России // маркетинговые исследования, 2004, №3

5.     Российский статистический ежегодник – М.: Госкомстат, 2005.

6.     Сборник таможенной статистики внешней торговли РФ 1998-2000 гг.

7.     http://www.profcatalog.ru/tmpl2.php

8.     http://www.marketcenter.ru


[1] Сборник таможенной статистики внешней торговли РФ 1998-2000 гг.

[2] там же.

[3] http://www.marketcenter.ru

[4] Российский статистический ежегодник – М.: Госкомстат, 2005

[5] Молочные реки становятся мельче // Экономическая газета, 2004, №6

[6] Производство молочной продукции в России // маркетинговые исследования, 2004, №3

[7]http://www.profcatalog.ru/tmpl2.php