Содержание
Упражнение 31. Письменно ответьте на вопросы (ответы аргументируйте): 3
Упражнение 32. Ниже в случайном порядке перечислены характеристики хорошего и плохого слушателя. Проанализируйте их и запишите в две колонки 3
Упражнение 33. Послушайте какое-либо публичное выступление и ответьте на следующие вопросы (ответы запишите): 4
Упражнение 34. К какому типу относится речь, произнесенная в целях рекламирования? Ответ аргументируйте. 5
Упражнение 35. Подготовьте и произнесите четырехминутную побуждающую речь на одну из следующих тем: 5
Упражнение 36. Чем отличается бытовой разговор, интервью, деловая беседа и допрос? Ответ аргументируйте. 5
Упражнение 37. Составьте и запишите кодекс речевого поведения: 6
Упражнение 38. При обращении к какому адресату можно использовать следующие этикетные формы завершения письма: 6
Упражнение 39. Прослушайте или прочитайте речь какого-либо оратора (политика) и попробуйте выделить речевые тактики, которые он использовал. Ответ запишите. 7
Упражнение 40. Приведите примеры ситуаций общения, в которых доминируют коммуникативная, перцептивная, интерактивная функции общения. Ответ запишите. 8
Список литературы.. 9
Упражнение 31. Письменно ответьте на вопросы (ответы аргументируйте):
1. Можно ли назвать речевым общение между глухонемыми людьми?
Можно назвать общением, но не речевым, так как именно речь, как таковая не употребляется. Общение дактиличное (жестовое)
2. Известно, что попугаи могут произносить человеческие слова. Является ли разговор с говорящим попугаем коммуникацией?
Разговор с попугаем не является коммуникацией, так как попугай просто произносит выученные слова, но не может поддержать беседу, а это является условием коммуникации.
3. Исследователи установили, что человек, хорошо владеющий одним иностранным языком, гораздо легче осваивает второй, чем человек, не знающий никакого языка. Как вы думаете, чем можно объяснить этот факт?
Так как каждый иностранный язык имеет свои особенности, то человек, который знает свой язык и иностранный находится в лучшем положении, чем тот, кто не знает. Это можно объяснить тем, что артикуляционный аппарат данного человека более подвижен и приспособлен к произнесению слов другого языка. Другим фактом можно назвать «похожесть» разных языков. Например, группа романских языков имеет много общего, следовательно, выучить другой язык легче.
Упражнение 32. Ниже в случайном порядке перечислены характеристики хорошего и плохого слушателя. Проанализируйте их и запишите в две колонки
«Хороший слушатель»:
Получает как вербальную, так и невербальную информацию.
Работает, чтобы улучшить коммуникативные навыки.
Помогает оратору.
Внутренне реагирует на любое эмоциональное выражение.
Сосредоточен и терпелив, не перебивает оратора.
Избегает ненужного несогласия, непонимания и повторения.
Видит, чувствует и слышит.
Способен абстрагироваться от визуальных и эмоциональных факторов.
«Плохой слушатель»:
Экономит время, слушая рационально.
Рассматривает саму тему как скучную и неинтересную.
Считает, что хранит композицию выступления в голове.
Тратит время на обдумывание посторонних тем.
Не хочет концентрироваться на трудных моментах.
Расслабляется, позволяя себе отвлекаться.
Улавливает голые факты и не понимает главной идеи.
Отвлекается на критику оратора.
Слишком возбужден и часто отвлекается.
Упражнение 33. Послушайте какое-либо публичное выступление и ответьте на следующие вопросы (ответы запишите):
1. Какова главная цель оратора - информирование, убеждение или развлечение? (Была прослушана лекция; главная цель – информирование)
2. Можете ли вы определить структуру речи? (вступление, основная часть и заключение)
3. Какова главная тема речи? Определил ли оратор ее особо или развертывал ее в процессе? (тема раскрывалась на протяжении речи)
4. Сколько проблем затронул оратор и речи? Адекватно ли они подтверждали главную тему? (проблема была затронута одна, относящаяся к теме)
5. Сделал ли оратор детальное резюме в заключении? (резюме было сделано)
6. Какой тип заключения использовал оратор? (заключение состояло из основных моментов основной части)
Упражнение 34. К какому типу относится речь, произнесенная в целях рекламирования? Ответ аргументируйте.
Любая речь, произнесенная в целях рекламирования, является побуждающей и информированной, так как потенциальному потребителю дается информация о каком-либо товаре (то, что он есть) и побуждает (иногда скрытно, иногда открыто) к действию, то есть к покупке данного товара.
Упражнение 35. Подготовьте и произнесите четырехминутную побуждающую речь на одну из следующих тем:
«Сервис нуждается в предприимчивости молодых»
«Пользуйтесь услугами нашей фирмы»
«Эту выставку следует посетить»
«Умеете ли вы составлять документы?»
«Референт руководителя - женщина: а почему бы и нет?»
«Дома должен быть порядок»
Упражнение 36. Чем отличается бытовой разговор, интервью, деловая беседа и допрос? Ответ аргументируйте.
Перечисленные коммуникации различаются в первую очередь лексикой, которая употребляется, то есть различными стилями. Для бытового разговора характерна разговорная лексика. Разговор стоится на сочетании монолога и диалога.
Интервью использует нейтральную или научную лексику, в зависимости от темы. Для интервью характерна беседа в виде диалога: вопрос – ответ.
Деловая беседа проходит по теме производственных отношений или проблем. Лексика, присутствующая в деловой беседа, непосредственно связана с темой беседы. Возможно употребление разговорной лексики, но в ограниченном количестве.
Допрос строится на основе вопросов и ответов. Лексика нейтральная или разговорная.
Упражнение 37. Составьте и запишите кодекс речевого поведения:
специалиста туристической фирмы:
1) вежливость, такт — «соблюдай интересы другого»;
2) одобрение, согласие — «не порицай другого», «избегай возражений»;
3) симпатии — «будь доброжелателен, приветлив».
организатора выставки:
1) принцип кооперативности — «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»;
2) принцип достаточности информации — «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»;
3) принцип качества информации — «не ври»;
референта руководителя:
1) принцип целесообразности — «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»;
2) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»;
3) «умей слушать и понять нужную мысль»;
4) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».
Упражнение 38. При обращении к какому адресату можно использовать следующие этикетные формы завершения письма:
«С надеждой на плодотворное сотрудничество» - к партнерам по бизнесу
«Жду ответа, как соловей лета» - к близкому другу
«Целую» - к другу или родственнику
Предложите свои варианты этикетных форм завершения письма (не менее 5).
Заранее благодарны, до свидания, передавай всем привет, до скорой встречи, с уважением...
Упражнение 39. Прослушайте или прочитайте речь какого-либо оратора (политика) и попробуйте выделить речевые тактики, которые он использовал. Ответ запишите.
Владимир Познер: «Некоторые телеакадемики не хотели показывать церемонию «ТЭФИ»
В один день вручать все статуэтки нельзя, потому что слишком много номинаций и церемония займет 5,5-6 часов. Высидеть столько времени невозможно физически. К тому же количество номинаций со временем будет увеличиваться. Это первая причина. Во-вторых, мы пришли к выводу, что телевизионный показ интересен зрителю. Однако не такой, как раньше. Зрителя интересуют только телевизионные лица, конкретные люди. Поэтому мы решили поделить вручение «ТЭФИ» на два этапа: день «Профессии», когда мы вручим награды в своем кругу, и день «Лица», в который пройдет награждение только ведущих программ и исполнителей главных ролей в телесериалах.
Все программы - и новости, и развлекательные шоу - будут получать «ТЭФИ» вместе с «Профессиями». При таком подходе очевидным станет то, что номинации дня «Профессии» - это не награды второго сорта, потому что сюда попадут и все программы, и продюсеры, и режиссеры, которых раньше награждали на глазах у телезрителей.
Академики не хотели показывать «ТЭФИ», предлагали снизить пафос. Но эту точку зрения не поддержали - многие академики говорили о том, что мы напрасно снижаем значение телевидения и это неправильно. Если федеральные каналы показывают «Золотую маску», «Золотого орла», «Нику», непонятно, почему не надо показывать «ТЭФИ». К тому же зритель привык и ждет. После некоторого обсуждения канал «Россия» согласился транслировать в порядке очередности (четыре года назад для определения последовательности руководители).
Осенью все поддержали идею Константина Эрнста делегировать право голоса 12 телеакадемикам, которых по случайной выборке определит компьютер. Но мы решили менять состав выборщиков каждые 5 номинаций. Таким образом, за два дня вручения в голосовании поучаствуют приблизительно 80 академиков. Главное - исключить возможность корпоративных договоренностей, для этого ни у одного телеканала не должно быть численного преимущества. Этого хотят все. Большинство кардинальных изменений в премии диктуются именно желанием преодолеть эту корпоративность, которая вредит «ТЭФИ» и бьет по профессиональному уровню.
До апреля академики решат, сколько таких групп будет. Потом будет создана компьютерная программа, в которой учтем все нюансы: кто на каком канале работает, для какой корпорации производит программы. Я понимаю, что идеала, возможно, не достигнем, но уверен, что может получиться прилично.
Данное выступление посвящено теме вручения премии «ТЭФИ». Владимир Познер строит свою речь с использованием различных языковых средств. Но, тем не менее, встречаются и шаблоны: мы пришли к выводу, при таком подходе, эту точку зрения не поддержали, исключить возможность корпоративных договоренностей, не должно быть численного преимущества, диктуются именно желанием преодолеть эту корпоративность.
Упражнение 40. Приведите примеры ситуаций общения, в которых доминируют коммуникативная, перцептивная, интерактивная функции общения. Ответ запишите.
Лекция, доклад – интерактивная
Реклама, убеждение – перцептивная
Беседа, деловой разговор, бытовой разговор – коммуникативная.
Список литературы
1. Введенская Л.А. Культура речи. Ростов-на-Дону, 2000
2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М. Высшая школа. 1998
3. Дебольский Н. Психология делового общения. – М.: ВЛАДОС, 1999.
4. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
5. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.