Содержание

Задание № 1__________________________________________________ 3

Задание № 2__________________________________________________ 6

Задание № 3__________________________________________________ 7

Задание № 4__________________________________________________ 9

Задание № 5_________________________________________________ 10

Список источников и литературы_____________________________ 15

Задание № 1

По каким признакам можно классифицировать источники финансового права? Приведите примеры источников каждой классификационной группы.

Ответ:

Источники Финансового права – совокупность нормативных актов Российской Федерации, содержащих нормы регламентирующие отношения складывающиеся в сфере которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Система современных источников финансового права включает в себя следующие звенья:

1. Конституция и конституционные законы.

2. Федеральные законы.

3. Указы президента и постановления правительства.

4. Ведомственные нормативные акты.

5. Арбитражная практика.

Несмотря на то, что 4 и 5 перечисленные мною пункты «де юре» не являются источниками права, однако «де факто» они применяются на практике, поэтому я считаю нужным отметить и их.

1. Конституция и конституционные законы, постановления конституционного суда РФ.

Конституция – основной закон страны, основание всего источников права финансового права РФ. Так, например, в Конституции закреплено, что каждый гражданин РФ обязан платить налоги. Конституция закрепляет многие принципы финансового права, является его основой.

Среди постановлений конституционного суда РФ, можно привести Постановление Конституционного суда РФ от 12 мая 1998 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона Российской Федерации от 18 июня 1993 года "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" в связи с запросом Дмитровского районного суда Московской области и жалобами граждан".

2. Федеральные законы.

Среди федеральных законов в первую очередь следует выделить:

Налоговый кодекс РФ;

Бюджетный кодекс РФ;

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

Закон РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» и многие другие.

3. Указы президента и постановления правительства.

Принимаются, как правило, во исполнение того или иного Закона (в целях исполнения), так например, Указ Президента РФ от 16 февраля 1993 г. N 224 "Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением" (с изм. и доп. от 25 июля 2000 г.), принят в целях усиления мер закрепленных в Законе «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением».

4. Ведомственные нормативные акты.

Сюда необходимо включить множество актов издаваемых полномочными ведомствами, министерствами. Это могут быть акты регулирующие как порядок деятельности данных органов, так и инструкции и разъяснения тех или иных норм законов, письма. Так, например, можно выделить Приказ Госналогслужбы РФ от 22 июня 1995 г. N ВГ-3-14/36 "Об утверждении Порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах"; Письмо МНС РФ от 7 сентября 1999 г. N АС-6-16/706 "О практике организации работы налоговых органов по контролю за применением контрольно-кассовых машин"; Письмо Госналогслужбы РФ от 28 марта 1997 г. N ВК-6-16/248 "Об усилении контроля за обязательным применением контрольно-кассовых машин" и т. д.

5. Арбитражная практика.

Как я уже отмечал, арбитражная практика, не является источником права, но на практике, суды при принятии своих решений опираются на арбитражную практику, руководствуются ей в своей деятельности. В качестве примера можно привести: Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 июля 1998 г. N 36 "О некоторых вопросах применения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"; Обзор судебной практики Верховного Суда РФ "Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам".

Задание № 2

Решите задачу.

Строительная организация ОАО «Стройсервис», выполняющая по договору работы по строительству объекта для федеральных государственных нужд, обратилось к государственному заказчику-Министерству по налогам и сборам РФ с просьбой выделить аванс части стоимости подрядных работ в размере 50% лимита капитальных вложений.

Возможно ли удовлетворение просьбы подрядчика? Если да, то на каких условиях?

Ответ:

На основании ст. 711 ГК РФ если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

Подрядчик вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре подряда.

На объектах строительства для федеральных нужд предусмотрено авансирование части стоимости подрядных работ до 30% годового лимита капитальных вложений (постановление Правительства РФ от 22 июня 1994 г. N 745 - СЗ РФ, 1994, N 9, ст.1026).

Следовательно, в данном случае аванс может быть дан только до 30% годового лимита капитальных вложений.

Задание № 3

Проверка соблюдения Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением»,выявила неприменение ККМ  при продаже товара продавцом киоска, принадлежащего гражданину-предпринимателю Воропаеву. Владелец пояснил, что киоск сдан в аренду на месяц гражданину Емельянову и что товар, который реализовывался без применения ККМ, ему не принадлежит.

На кого в данном случае может быть наложена ответственность за торговлю без применения ККМ? Какова возможная мера ответственности?

Ответ:

Согласно письму МНС РФ от 17 декабря 2003 г. N ШС-6-33/1321@ до принятия соответствующих постановлений Правительства РФ во исполнение настоящего Федерального закона налоговые органы обязаны осуществлять регистрацию всей без исключения контрольно-кассовой техники, включенной Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации.

На основании ст. 4 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" при этом контрольно-кассовая техника, применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна:

быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика;

быть исправна, опломбирована в установленном порядке;

иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

В некоторых случаях расчеты наличными или с использованием платежных карт можно осуществлять без использования кассовой техники. Этому вопросу и посвящено новое постановление Правительства РФ от 31.03.2005 N 171.

Также в соответствии с Федеральным законом от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2005 г. N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" предусмотрено право организаций и индивидуальных предпринимателей осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ. Право - не обязанность. В отношении закона о ККТ оно означает, что организация или предприниматель по своему выбору может применять бланк строгой отчетности взамен ККТ или нет. Условиями применения этого права является, во-первых, оказание услуг населению. А во-вторых - выдача соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Опубликованное выше постановление N 171 как раз и предусматривает такой порядок. Обратите внимание: не имеют права применять бланки строгой отчетности, соответственно обязаны использовать ККТ организации и предприниматели, реализующие товары и работы населению, а также организации и предприниматели, реализующие товары, работы и услуги другим организациям и предпринимателям.

Следовательно, в данном случае при продажа производилась Емельяновым (он в качестве предпринимателя должен быть зарегистрирован) и он должен соблюдать правила торговли.

Задание № 4

 Народное собрание г. Тихая Заводь приняло постановление о введении на территории города налога на перепродажу автомобилей, вычислительной техники, персональных компьютеров и комплектующих к ним. Правомерно ли решение местного органа власти?

Ответ:

Налог на прибыль организаций входит в главу 25 Налогового кодекса РФ и относится к федеральным налогам.

Следовательно, принятие решение о введение налога на доходы было принято не правильно.

Задание № 5

Назовите основные составы правонарушений в области валютного регулирования. Нормами каких отраслей права они регулируются, таковы меры ответственности за их совершение?

Ответ:

На основании Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изменениями от 29 июня 2004 г.) резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Норма об ответственности за нарушение актов валютного законодательства России и актов органов валютного регулирования является отсылочной. В отличие от Закона 1992 г., из нее исключены положения о приостановлении действия лицензий и разрешений, а также о взыскании в доход государства всего полученного резидентами и нерезидентами по недействительным сделкам, а также необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Ответственность за нарушение валютного законодательства предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ. При этом, согласно его ст. 23.60, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25, рассматривают органы валютного контроля. От их имени в таких делах вправе выступать руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, его заместители; руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, их заместители; руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля.

Объектом правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, выступают финансовые и экономические интересы юридических лиц, государства в целом, права граждан в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, порядок управления, правила проведения различных видов валютных операций (перевода, вывоза, пересылки, продажи и др.), установленные Законом РФ от 9 октября 1992 г. "О валютном регулировании и валютном контроле", Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)", Федеральным законом от 13 октября 1995 г. "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", иными нормативными актами.

Под осуществлением валютных операций понимаются: операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте; ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей; осуществление международных денежных переводов; расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ; текущие валютные операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте; валютные операции, связанные с движением капитала.

Квалифицирующим признаком правонарушения является отсутствие специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо несоблюдение условий, ограничений, установленных специальным разрешением (лицензией).

Под использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами РФ понимаются открытие указанных счетов без специального разрешения на открытие счета резидентов в кредитных организациях за пределами РФ, либо проведение лицами-резидентами расчетов по коммерческим операциям, а также осуществление расходов по операциям, не предусмотренным сметой, с использованием валютных счетов за границей.

Непосредственным объектом нарушения ч.3 ст.15.25 является установленный порядок зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортирование работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности. Установлено, что иностранная валюта, получаемая предприятиями-резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Центральным банком РФ. Валютная выручка зачисляется на счета в уполномоченных банках в полном объеме и в сроки, предусмотренные контрактом. Так как экспорт товаров является основным источником валютных поступлений в РФ, законодательством установлен особый порядок зачисления валютной выручки от экспорта товаров. В частности, по каждому экспортному контракту экспортер должен оформить один паспорт сделки (ПС), подписываемый одним уполномоченным банком. В последующем вся валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту должна поступить на транзитный валютный счет, открытый в соответствующем уполномоченном банке. Одновременно с паспортом сделки экспортер должен представить в банк оригинал или надлежащим образом заверенную копию контракта, на основании которого был составлен паспорт сделки.

Паспорт сделки является основным документом валютного контроля, содержащий необходимые для валютного контроля сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом и нерезидентом, предусматривающего экспорт товаров с территории РФ и их оплату в иностранной валюте и (или) валюте РФ.

Очевидно, предметом правонарушения по данному составу должны выступать прежде всего экспортируемые товары и валютная выручка или часть ее, полученные от экспорта товаров.

Следует заметить, что в настоящее время порядок осуществления валютного контроля за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров, установленный Инструкцией ЦБР и ГТК России от 13 октября 1999 г. "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров", не распространяется на экспортируемые работы, услуги, результаты интеллектуальной собственности.

Товар - любое движимое имущество (включая все виды энергии) и отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, являющиеся предметом внешнеторговой деятельности. Транспортные средства, используемые при договоре о международной перевозке, товаром не являются.

Услуги - предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений.

Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность) - исключительные права на литературные, художественные и научные произведения, программы для электронно-вычислительных машин и базы данных; смежные права; на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, а также приравненные к результатам интеллектуальной деятельности средства индивидуализации юридического лица (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, охрана которых предусмотрена законом.

Экспорт - вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории РФ за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы РФ, предоставления услуг и прав на результат интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории РФ за границу, в частности при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.25, характеризуется действием (бездействием) и выражается в несоблюдении порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно в нарушении установленных сроков хранения учетных и отчетных документов.

С субъективной стороны правонарушение может быть совершено умышленно: лицо, зная, осознавая противоправный характер действий, желает их совершения, или сознательно допускает их, либо безразлично относится к установленным действующим законодательством правилам осуществления валютных операций.

Субъектами правонарушения выступают граждане, должностные лица, юридические лица, осуществляющие валютные операции с нарушением валютного законодательства.

Статья 193 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации.

Список источников и литературы

1.     Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изменениями от 29 июня 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 50. Ст. 4859.

2.     Постановление Правительства РФ от 22 июня 1994 г. N 745 "Об авансировании подрядных работ на объектах строительства для федеральных государственных нужд"

3.     Горбунова О.Н. Финансовое право. М., 1999.

4.     Годме П.М. Финансовое право.М.,1998.