СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КАК ОРГАНИЗАЦИЯ.. 5

1.1. Функции политических партий. Типология партий. 7

1.2. Партийные системы.. 8

ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 11

2.1. Выдвижение, регистрация и статус кандидатов. 11

2.2. Предвыборная агитация. 15

2.3. Порядок голосования, подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование. 18

2.4. Финансирование выборов. Ответственность за нарушения избирательных прав граждан. 21

ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ОСНОВНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ГРУПП РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 29

ВВЕДЕНИЕ

Мировой политической наукой накоплен значительный опыт прогнозирования результатов выборов. Практически все прогнозные модели западных исследователей, имеющие большую степень точности и значительный опережающий период, строятся с учетом результатов предыдущих выборов в контексте особенностей политической системы той или иной страны. Такие модели демонстрируют высокую прогностическую значимость в условиях стабильных демократий, обыденностью политической жизни которых стало чередование электоральных циклов.

Применение подобных моделей в российских условиях, когда последующий электоральный цикл может иметь качественные отличия от предыдущего с точки зрения его роли в решении задач модернизации и демократизации, вызывает большие затруднения. Причинами этого являются переходный характер политического развития при значительном элементе неопределенности, а также отсутствие сложившейся системы политического представительства и устоявшихся традиций электоральной конкуренции. Несмотря на то, что делать относительно точные прогнозы в России, имеющие значительный опережающий период, можно будет лишь по прошествии серии электоральных циклов, было бы неверно совсем отказаться от прогнозных выводов. Их формулирование возможно, однако, только с учетом качественных особенностей каждого цикла выборов в контексте основных задач политического развития.

На сегодняшний день задача анализа электорального поведения граждан России, которая решается многими отечественными учеными и исследователями, актуальна как никогда в истории России. Необходимо выявить те основные тенденции в электоральном поведении наших соотечественников, которые смогли бы объяснить, как одни и те же избиратели поддерживают далеких по своим политическим позициям кандидатов. Необходимо выявить основные характеристики, определяющие электоральное поведение граждан. В связи с этим, сегодня перед политической наукой встает проблема прогнозирования политической ситуации, при использовании различных показателей исследуемого объекта: экономических, социальных и т.п.

Целью данной работы является рассмотрение изменения электоральной базы политических партий.

В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:

ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КАК ОРГАНИЗАЦИЯ

Основополагающий признак партии — выражение классового интереса. Он указывает на действительный источник возникновения партий — социально-классовые политические противоречия, обусловленные дифференциацией общества и доминированием (господством) одних групп или слоев над другими.

Поговорим о таком признаке политической партии, как организация.

Не всякая партия является частью одного данного класса и представляет его интересы в целом. Современные партии по большей части объединит в себе представителей различных классов и слоев, выражая их некоторые тождественные интересы. Нужно также отметить, что было бы упрощением считать только межклассовый антагонизм решающим фактором возникновения той или иной политической партии. Во-первых, в обществах возможны другие виды социального антагонизма (например, межнациональный). Во-вторых, политический конфликт пусть длительный, даже хронический между отдельными социальными группами и слоями далеко не всегда приобретает форму антагонизма, что не мешает ему быть фактором формирования партии. В-третьих, во многих развивающихся странах на политическую жизнь, в дополнение к классовым различиям, существенное влияние оказывают модернизаторские и традиционные элементы культуры, конфликт между ними. На его базе прежде всего происходит партийное размежевание общества.

Классовые партии не исчезают, во многих странах они остаются. А именно там, отмечает немецкий политолог К. Бейме, где преобладают социальные конфликты между классами и слоями. Крупные партии в этих странах в подавляющем большинстве выражают определенные классовые интересы.

Политические партии в отличие от общественных движений характеризуются высокой степенью организованности (институционализации) и продолжительностью существования.

Современные партии возникли в Европе и Америке в XIX в. Как политический институт, они элемент европейской политической культуры. Появление политических партий связано с введением всеобщего избирательного права, поляризацией социальной структуры общества и необходимостью регулирования и разрешения социальных противоречий, развитием рабочего класса и пробуждением его классового сознания, формированием национального сознания колониальных народов.

Обострение социальных противоречий усиливает концентрацию стоящих за ними сил в партии. «Всего яснее выступает деление всякого общества на политические партии во время глубоких, потрясающих страну кризисов»10, — писал В.И.Ленин. В истории политических партий многие авторы, вслед за М. Вебером, выделяют три этапа: партии как аристократические группировки, партии как политические клубы и современные массовые партии. В литературе отмечается, что в действительности все три этапа прошли лишь две английские партии: либералов (виги) и консерваторов (тори). Большинство же современных партий сформировалось, не проходя этих этапов, а сразу в виде массовых партий.

В Англии партии возникли в результате избирательной реформы 1832 г. и создания на местах по инициативе либералов обществ- по регистрации избирателей- В США партии организовываются в Зр-х гг. XIX в. при президенте Джонсоне. Во Франции и других европейских странах — в период революции 1848 г. В России возникновение политических партий относится к 90-м гг. прошлого столетия. Причем первыми, как отмечал Мартов, сформировались партии социалистические: Польская социалистическая партия — 1892 г.. Социал-демократическая партия царства Польского — 1898 г.. Российская социал-демократическая партия — 1898 г., партия эсеров — 1902 г. На окраинах России образовывались национальные партии. Затем стали возникать консервативные (правые) партии.

Независимо от специфики формирования тех или иных политических партий, истории их развития во всех случаях эти процессы выражали и выражают объективную потребность привлечения масс к управлению государством, закономерную тенденцию демократизации общества, а во многих регионах — стремление народов к национальной независимости. Что же касается социального состава партии, то связь его с данными классами или общественными группами может быть выражена по-разному: с большей или меньшей степенью однозначности и четкости. Например, для коммунистических и рабочих партий вполне определенной социальной базой служат рабочий класс и другие трудящиеся слои населения из многих классов демократической ориентации. Такая же особенность присуща национальным партиям (Индийский Национальный Конгресс, Фронт национального освобождения Алжира и другие).

1.1. Функции политических партий. Типология партий

В многообразии функций современных политических партий можно выделить некоторые общие функции, вытекающие из сущности данного социального института. Основная из них — выявление, выражение в обобщенной форме и защита интересов различных социальных групп в политической системе. Другая, не менее значимая, общая функция партий — разработка идеологий и политических установок (доктрин), отражающих социальные интересы общественных групп, формулирование правил политической игры. В совокупности общих функций и такие, как организация структур коммуникативных каналов информации и формирование правящей элиты, что имеет в настоящее время центральное значение. Партии в той или иной мере практически участвуют в политическом процессе, способствуя адаптации политической системы, ее совершенствованию или же, напротив, стимулируют ее разложение, формируя в соответствующем направлении общественное мнение. Наконец, действуя в пространстве гражданского общества, партии постоянно активизируют его в направлении осуществления демократического контроля за институтами государственной власти, содействуют развитию социальной и политической мобильности.

1.2. Партийные системы

Многообразие исторических, социально-экономических и политических условий, характеризующих нынешнее мировое сообщество, обусловливает возникновение и функционирование различных партийных систем: однопартийных, двухпартийных и многопартийных. В литературе нет однозначного определения понятия «партийная система». Будем обозначать этим понятием совокупность определенных партий и взаимодействий между ними, характерных для данного политического режима. Партийные системы различаются по количеству партий и их качественным признакам. Характер отношений между партиями определяется в конечном итоге сущностью политической системы, составными элементами которой они являются. Вместе с тем партийные системы могут определять тип политического режима.

Демократическим режимам присущи партии, действующие по принципам традиционного европейского парламентаризма. Здесь легализирована борьба за власть; всеобщие выборы являются основой формирования властных институтов; у власти стоят одна партия или коалиция партий, победивших на выборах; правящей партии (или партиям) противостоят оппозиционные; осуществляется правовое регулирование деятельности всех партий. В Конституциях демократических государств определяются главные цели и условия деятельности политических партий, роль их в системе функционирования власти. За формальной демократичностью конституционных норм скрыты механизмы защиты политического господства экономически сильных социальных групп в виде разнообразных ограничений участия в политической жизни партий и других организаций, представляющих трудящиеся слои населения.

В условиях авторитарного и тоталитарного режимов роль партийной системы сводится к орудию поддержки режима, я она зачастую превращается в ядро репрессивной государственной машины.

Исторический опыт функционирования однопартийных, двухпартийных и многопартийных систем показывает, что утверждение той или иной системы зависит большей частью не от характера политического строя, а от конкретно-исторической ситуации, складывающейся в стране.

На рубеже 80-90-х гг. в африканских странах начался процесс отказа от однопартийных систем и переход к многопартийности. В 34 бывших однопартийных системах возникли многопартийные. В подавляющем большинстве из них деятельность партий регулируется законодательством, а в некоторых странах устанавливается определенное число партий (2—3), которые могут быть только общенациональными, а не региональными или религиозными.

Многопартийная и двухпартийные системы могут быть реализованы в различных моделях. В частности, в виде такой, когда постоянно соперничают в борьбе за власть лишь две главные партии, а другие, если они есть, ощутимого влияния на политическую жизнь не оказывают; двухблоковой модели — в борьбе за власть соперничают два постоянных блока партий (скажем, правых и левых партий); системы многопартийного соглашения — у власти стоит коалиция партии, каждая из которых не может самостоятельно властвовать; системы национального согласия — когда, хотя и существуют соперничающие партии, только одна партия постоянно доминирует над всей политической системой; системы кооперации партий, характеризующиеся соглашением главных политических партий и фактическим исчезновением оппозиций.

В бывших социалистических странах многопартийность выглядела в основном внешней формой противоположного содержания — господства одной коммунистической партии. В условиях демократизации социалистических режимов возможны свои модели многопартийной системы: 1) система партии-гегемона, осуществляющей ведущую роль, опираясь на соглашение с рядом других партий и общественно-политических объединений. 2) система партий национального согласия, при которой хотя доминирует партия социалистического выбора, но она вступает в коалицию с поддерживающими ее другими партиями и общественно-политическими движениями. Иными словами, осуществляется коалиционный способ функционирования государственной власти. Признается законность оппозиционной партии, представляющей отдельные группы интересов.

ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Выдвижение, регистрация и статус кандидатов

Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства,

Решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) от избирательных объединений принимаются соответственно уровню проводимых выборов на съездах (конференциях) общефедеральных. региональных избирательных объединений. на собраниях местных отделений этих избирательных объединений[1].

Для совместного участия в выборах общественные объединения могут объединяться в избирательные блоки. Избирательный блок — добровольное объединение двух или более общественных объединений, зарегистрированных в порядке. установленном федеральными законами, законами и иными нормативными актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения.

Избирательные блоки подлежат регистрации в соответствующей избирательной комиссии после представления ими в комиссию совместного списка кандидатов. Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) от избирательного блока проводится на съезде (конференции) представителей общественных объединений, входящих в избирательный блок. Входящие в избирательный блок общественные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений.

Решение о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) от избирательных объединений и избирательных блоков принимается тайным голосованием. В поддержку кандидатов (списка кандидатов), выдвинутых от избирательных блоков, собираются подписи избирателей в порядке и количестве, определяемых федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов (списков кандидатов), не может превышать два процента от числа избирателей, установленного при составлении списков избирателей в соответствии с действующим законодательством.

Выдвижение кандидата непосредственно избирателями проводится путем сбора подписей под его заявлением о выдвижении кандидатом. Сбор подписей проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства. Администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать содействие в создании равных условий для выдвижения кандидатов. Количество подписей и порядок их сбора устанавливаются федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов, не может превышать два процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа.

Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, где осуществляется выдвижение кандидатов. Период выдвижения кандидатов должен составлять не менее 45 дней при выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы. в иные федеральные государственные органы, и не менее 30 дней — при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и выборные органы местного самоуправления[2].

Инициатива сбора подписей под заявлением кандидата О его выдвижении может исходить от любого избирателя (избирателей) О своей инициативе он (они) уведомляет избирательную комиссию, в которой будет осуществляться регистрация кандидата

Кандидаты (списки кандидатов) регистрируются соответствующей избирательной комиссией по представлению избирательных объединений и избирателей, выдвинувших кандидатов, при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Одновременно в соответствующую избирательную комиссию представляется не менее установленного количества подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов).

В случае, если в установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, выборы в этом избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

В случае отказа зарегистрировать кандидата (списка кандидатов) соответствующая избирательная комиссия обязана незамедлительно выдать кандидату или его доверенному лицу либо уполномоченному представителю избирательного объединения копию решения комиссии с изложением мотивов отказа. Мотивом отказа может служить только невыполнение требований федеральных законов, законов и иных нормативных актов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации о выборах Российской Федерации.

Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру.

Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения[3].

Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов. выплачивает им денежную компенсацию. Виды. размеры и порядок выплаты компенсации устанавливаются федеральными законами, законами и иными нормативными актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во время проведения выборов кандидаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу. Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.

Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата.

2.2. Предвыборная агитация

Предвыборная агитация — деятельность граждан Российской Федерации, общественных объединений по подготовке к распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов).

Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, общественным объединениям свободное проведение предвыборной агитации в соответствии с федеральными законами[4].

Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допустимых законом формах и законными методами вести агитацию за или против любого кандидата, избирательного объединения. Кандидатам и избирательным объединениям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.

Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий. митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов[5].

Кандидат, избирательное объединение имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий. государственные органы, органы местного самоуправления. должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления.[6]

Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами.

Журналистам, должностным лицам средств массовой информации. должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.

Кандидат, избирательное объединение имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных основаниях.

Кандидат, избирательное объединение имеют право на основании заключенного с государственной телерадиокомпанией договора получить за плату эфирное время сверх предоставленного бесплатно. Условия оплаты по отношению к кандидатам и избирательным объединениям должны быть равными. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета) или средств органов местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для изложения предвыборных программ кандидатов, избирательных объединений, придерживающихся различных политических взглядов.

Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.

Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления обязаны предоставлять избирательным комиссиям в их пользование помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для всех кандидатов при проведении предвыборной агитации.

При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации, агитация. возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.

В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с предложениями об отмене решения о регистрации кандидата (списка кандидатов). Такое предложение рассматривается судом в трехдневный срок.

Избирательные комиссии осуществляют контроль за соблюдением установленного порядка проведения предвыборной агитации.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних местах. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.

2.3. Порядок голосования, подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование

Голосование на выборах в Российской Федерации проводится в один из выходных дней. Исключения в установлении дня голосования могут быть предусмотрены федеральными законами. законами и иными нормативными актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации.

Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, где он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой комиссии Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования[7].

Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов в пользу которых сделан выбор, либо к позиции «против всех кандидатов (списка кандидатов)».

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании. в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены этой комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополнительно вносятся в список. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя.

Как уже ранее отмечалось, избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии или подписи не менее двух ее членов. Получение избирательного бюллетеня избиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей.

Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.

Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы результаты подсчетов бюллетеней.

В целях исключения возможности фальсификации итогов голосования, подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения и иностранные (международные) наблюдатели.

После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет протокол об итогах голосования.

На основании протоколов участковых, территориальных (районных, городских и других) избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Об этом составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.

Вся документация избирательных комиссий всех уровней, включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение сроков, установленных законодательством. При этом устанавливаемые сроки хранения избирательных бюллетеней не могут быть менее одного года, а протоколов избирательных комиссий — менее одного года со дня объявления даты следующих выборов.

2.4. Финансирование выборов. Ответственность за нарушения избирательных прав граждан

Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов соответствующего уровня производятся за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета (федерального, субъекта федерации, местного)[8].

Кандидаты создают собственные избирательные фонды для финансирования своей предвыборной кампании. При выборах в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления избирательные объединения также могут создавать избирательные фонды.

Избирательные фонды могут создаваться за счет следующих средств: средств, выделенных избирательному объединению или кандидату в равных размерах на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией; собственных средств избирательного объединения или кандидата, за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

В целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.[9]

Не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, международных организаций, а также государственных организаций и учреждений. организаций местного самоуправления и региональных объединений.

Законодательством устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата или избирательного объединения, а также средств, выделяемых кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, и добровольных пожертвований физических и юридических лиц[10].

Соответствующая избирательная комиссия до дня выборов обязана периодически публиковать сведения о размерах и источниках создания избирательных фондов на основании сведений, представляемых кандидатом или избирательным объединением. Они не позднее чем через 30 дней по окончании выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию отчет о размерах и всех источниках создания своих избирательных фондов, а также о всех произведенных затратах, а избирательная комиссия обязана опубликовать этот отчет не позднее чем через 45 дней после его представления в избирательную комиссию.

Все денежные средства, создающие избирательный фонд, перечисляются на специальный счет в банке или кредитном учреждении, который открывается кандидатом или избирательным объединением с разрешения соответствующей избирательной комиссии, после регистрации кандидата (списка кандидатов). Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливается Центральной избирательной комиссией по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам или избирательным объединениям.

Остатки денежных средств на счетах кандидатов и избирательных объединений после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц. осуществивших перечисления и пожертвования.

Действующее законодательство о выборах предусматривает ответственность за нарушение избирательных прав граждан. Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданами Российской Федерации права избирать и быть избранными, либо лица. распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а также лица. проводящие агитацию в день, предшествующий дню выборов, и в день выборов либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством.

ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ОСНОВНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ГРУПП РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Современная российская политология разработала несколько моделей влияния социального фактора на выбор избирателей. Соответственно выделены и основные схемы распределения политических предпочтений различных социальных групп. Одной из наиболее обоснованных является модель социокультурных типов и соответствующих им идеологических течений в российской политике.

В соответствии с ней в структуре российского общества можно выделить несколько субкультурных «ядер», которые являются центром притяжения политических симпатий больших социальных групп. Наиболее часто выделяют лево-традиционалистское мировоззрение и противостоящую ему модернистскую субкультуру. Это два социокультурных полюса, которые до последнего времени задавали координаты всего политического поля России.

Ряд исследований социально-политических установок и предпочтений населения России позволяет очертить социальный и психологический портрет представителей традиционалистской и модернистской субкультурных групп.

Традиционалисты опираются на мощный пласт консервативной морали в ее российском варианте. Базовыми ценностями для этой социокультурной группы выступают такие понятия, как справедливость, равенство, честность, Родина, коллективизм. Социальную базу традиционалистов составляют преимущественно жители села, а также малых и средних городов, работники производственного сектора, некоторая часть интеллигенции, духовенство.

Политические предпочтения традиционалистов относятся к левому спектру. Голосуют они чаще всего за КПРФ. Однако нельзя однозначно утверждать, что традиционалисты исповедуют идеологию коммунизма. Среди них достаточно много избирателей, которые голосуют за коммунистов скорее как за представителей консервативных политических взглядов и носителей традиционной морали.

Модернистское мировоззрение отличается от традиционного, прежде всего, большей долей индивидуализма, повышенной ценностью свободы, независимости. Носителей этой субкультуры часто называют «западниками», так как они в качестве политического идеала выдвигают общественное устройство западных демократий. Голосуют «западники» за партии либерального спектра. Социальную основу данной субкультуры составляют горожане, прежде всего жители мегаполисов. Среди «модернистов» более высокий процент лиц, занятых в непроизводственной сфере. У них более высокий уровень образования, чем у традиционалистов, и более высокие доходы.

Главным конфликтом прошедшего десятилетия в российской политике было противостояние двух идеологий: либерального западничества и традиционализма, между представителями которых шла острая конкурентная борьба. Другие политические силы вынуждены были позиционировать себя в отношении этих двух полюсов российской политики. Однако в последние годы наметились предпосылки к изменению ситуации.

На прошлых парламентских и президентских выборах большое влияние на исход голосования оказало появление третьей силы. Условно ее можно определить как переходную субкультуру между модернизмом и традиционапизмом. Сторонники данного мировоззрения избавлены от идеализации советского прошлого, но не испытывают особого доверия к странам Запада. Они отвергают коллективизм, но не готовы к восприятию крайних форм индивидуализма. Наиболее важными ценностями для данной субкультурной группы являются идея сильного государства и авторитет сильного лидера. Поэтому данное мировоззрение еще можно было бы определить как «государственническое».

Феномен успеха «Единства» в 1999 г., а затем победа Путина в 2000-м объясняются, прежде всего, поддержкой избирателей-государственников. Они объединились вокруг политической силы, которая предложила им альтернативу в борьбе левых и «западников». Интересно отметить, что попытки этой социальной группы найти своих представителей уже были. Например, голосование в 1993 г. за Жириновского как единственного тогда публичного выразителя идеи сильного государства. Аналогичная картина наблюдалась и в 1996 г. при голосовании за Лебедя. Есть ряд данных, подтверждающих корреляции числа сторонников этих лидеров по субъектам РФ на соответствующих выборах.

Таким образом, государственники как самостоятельная политическая сила заявили себя давно, но сегодня их влияние на политическую ситуацию возрастает. Однако они не имеют ясных идеологических ориентиров в политике, за исключением этатизма. Но державность не отрицается и другими политическими силами, например, коммунистами. Данное обстоятельство затрудняет мобилизацию собственно «государственнического» электората и подталкивает власть и политиков к поиску новой национальной идеологии. Пока это движение идет по пути «примирения» символов советского и либерального спектра. Однако оно не может заменить выработку новой социальной идеи, которая бы могла в корне изменить систему координат в политике.

Без осознания своего места в общественной жизни новая социальная группа не может стать политической силой. Либералы и коммунисты имеют набор мифологем, систему политико-культурных символов и координат. Они осознают свои социальные интересы и пытаются их отстаивать. Представители потенциальной «третьей силы» пока представляют собой аморфную часть электората, мобилизация которой происходит исключительно благодаря личной харизме лидера.

С созданием новой идеологии связано и создание мощной «центристской» партии. Слабость сегодняшней «Единой России» в ее незнании собственной социальной базы и в попытке объединить «все здоровые силы общества». Политическая партия может состояться только как выразитель интересов определенной социальной группы, а значит, как носитель социальной идеологии. Создание такой идеологии, которая преодолела бы раскол коммунизма и либерализма и предложила новую доминирующую идею общественного развития, и есть сейчас главная задача российской политики. Партия, которая сможет опереться на новую крупную электоральную группу, имеет шанс стать доминирующим субъектом в партийно-политической системе России.

Таким образом, одной из основных тенденций изменения электоральных предпочтений населения является разочарование большой группы избирателей в альтернативных идеологиях коммунизма и западного либерализма. В массовом сознании существуют предпосылки для создания новой политической силы на основе идеи державности и авторитаризма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Электоральному выбору предшествуют когнитивные и эмоциональные оценки политических событий и фигур, понимание и отношение к ним. Выбор детерминируется не только теми оценками, которые активизируются выборными кампаниями, но и более пролонгированными, создающими устойчивый фон для принятия электорального решения.

В качестве устойчивой предпосылки электоральной активности можно рассматривать политизированность населения. Как показывают наши исследования, степень политизированности российских граждан остается в новом веке высокой. Постоянный интерес соотечественников к политике естественен на фоне нестабильности в стране и во всем мире.

Усилению активности электората должны способствовать и такие личностные факторы, как усиление самостоятельности и интернальности граждан. Однако эти субъективные факторы не оказывают существенного влияния на электоральную активность в отсутствие доверия государству и уважения к нему.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Комаровский В.С. Политический выбор избирателя./УСоцис. - 1992. - №3. - С.23-34.

2. Клямкин И.М., Пантин В.И. Между авторитаризмом и демократией.//Полис.- 1995. -№2.-С. 57-88.

3. Левада Ю.А. Пирамида общественного мнения в электоральном «зеркале». //Информационный бюллетень мониторинга. - 1996. - № 1.

4. Руткевич М.Н., Лойфман И.Л. Диалектика и теория познания. -М.: Мысль, 1994. -383 с.

5. Кудинов О.П., Колосова С.В., Точицкая Н.Н. Комплексная технология проведения эффективной избирательной кампании в российском регионе. М.: Издательский дом «Банковское дело», 1999 г.

6. А.Фиалков, А.Шариков. Избиратели России: замешательство и усталость. Итоги, март, 1999 г. С. 22-24.

7. Афанасьев М.Н. Поведение избирателей и электоральная политика в России./Полис №3, 1999. С. 104-116.

8. Батанина И.А. Политическое управление в регионе: состояние, тенденции развития. Тула, 1997. -166 с.

9. Пашни В.И. Между авторитаризмом и демократией.//Полис.-1995.-№2.-С.57- 88.

10. Туманов С. Электорат России в 1993-1995 годах. // Власть.-1996. -№5.

11. И.С. Ваган. Интерес электората и партийные программы. Вестник Московского университета, Сер. 12 Политические науки. 1995. № 1.

 

 


[1] Избирательное право и избирательный процесс в РФ: Уч. для вузов /И.А. Алебастрова и др. /Под ред. В.В. Маклакова – М.: Юристъ, 1996.

[2] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Юристъ, 1995. – с. 313-314.

[3] Конституционное право РФ: Краткий курс лекций – М.: Инфра-М, 2000.

[4] Избирательное право и избирательный процесс в РФ: Уч. для вузов /И.А. Алебастрова и др. /Под ред. В.В. Маклакова – М.: Юристъ, 1996.

[5] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Юристъ, 1995. – с. 316-318.

[6] Мирошниченко Е.В. Организационные формы осуществления местного самоуправления: новый этап развития // Законодательство. 2005. N 4.

[7] Государственное право РФ: Уч. /Под ред. О.Е. Кутафина – М.: Юрис. Лит. 1996.

[8] Избирательное право и выборы: Сб. Ст. – М.: Наука, 1990.

[9] Слива А.Я. О конституционном судопроизводстве и стандартах избирательного права // Законодательство и экономика. 2005. N 6.

[10] Левчик Д. Технология избирательной кампании в России. – М.: 1994.