МАРКЕТИНГОВЫЙ ОБЗОР

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………………. стр.3

Глава I. Описание исследования……………………………………………………………………… стр.4

Глава II. Статистические данные……………………………………………………………………… стр.6

Глава III. Конкуренция…………………………………………………………………………………… стр.9

Глава IV. Выводы …………………..……………………………………………………………………. стр.12

Приложения………………………………………………………………………………………………. стр.15

Отчет об источниках информации …………………………………………………………………… стр.28

МАРКЕТИНГОВЫЙ ОБЗОР

Введение

Отдых является обязательной частью полноценной жизнедеятельности человека. Это особенно актуально в наш динамичный информационный век. Людям необходим отдых от постоянного техногенного окружения и общение с природой. Природно-климатические условия Горного Алтая позволяют организовать здесь практически любой вид отдыха и туризма: приключенческий и экстремальный туризм, охотничий и рыболовный, оздоровительный туризм. Экономический потенциал позволяет развивать такие услуги как обслуживание транзитных туристов, следующих в Монголию и Китай.

 Единственным в России регионом, на территории которого можно провести спортивное путешествие по любому классификационному виду туризма от первой до шестой (высшей) категории сложности, является Алтай. Республика Алтай располагает значительными природными ресурсами, наличием уникальных исторических и археологических памятников для организации отдыха и туризма.

МАРКЕТИНГОВЫЙ ОБЗОР

Описание исследования

Цели и задачи исследования:

Целью данного исследования является анализ ситуации на рынке туристических услуг, предоставляемых туристическими комплексами в Горном Алтае.

Задачи:

1.       Оценка ситуации на рынке за последние три года и в настоящий момент.

2.       Анализ динамики спроса и предложения.

Источники информации:

-           Данные Комитета по туризму Алтайского края.

-           Данные Министерства туризма Республики Алтай.

-           Готовые отчеты.

-           Каталоги, справочники.

-           СМИ.

-           Прайс-листы туроператоров.

-           Стенограммы экспертных интервью (см. приложение 1,2,3,4).

Методика сбора информации:

Данное исследование проводилось в два этапа:

Первым этапом было кабинетное исследование, т.е. сбор и анализ всех доступных вторичных источников информации. Структура источников вторичной информации была представлена печатными изданиями («Алтай. Каталог путешествий 2004», журнал «Я покупаю»), ресурсами сети Интернет.

Второй этап заключался в экспертном интервью с владельцами крупных туристических баз и государственными чиновниками, работающими в сфере туризма. Экспертные оценки специалистов позволили сформировать достаточный для проведения первичной оценки рынка информационный массив. Гайд для проведения интервью – Приложение 5.

Ограничения исследования:

Основными ограничениями данного маркетингового обзора, повлиявшими на содержание информации, являются:

-          Отсутствие контактных данных респондентов, пожелавших сохранить анонимность;

-         наличие противоречий в данных предоставленных Комитетом по туризму Алтайского края и Министерством туризма Республики Алтай.

МАРКЕТИНГОВЫЙ ОБЗОР

Статистические данные

Туризм, в настоящее время, это самая динамично развивающаяся отрасль. По данным официальной статистики темпы развития отрасли выглядят следующим образом:

2001 г. объем туристско-экскурсилнных услуг составил 27,424 млн. руб., что на 200 % больше, чем в 2000 г.

2002 г. – увеличение на 154,4 % (42,5 млн. руб.),

2003 г. – 112,5 млн. руб. – увеличение на 155,6 %.

Такую положительную динамику не дает ни одна из отраслей в крае. При этом, по словам председателя комитета по культуре и туризму, несовершенство учета в этой сфере дает серьезную погрешность и по экспертным оценкам представителей турбизнеса края, реальный объем услуг в крае в 4-5 раз выше официального.

Отмечается постоянный рост компаний, получивших лицензию на туристические услуги. По данным комитета по туризму в Алтайском крае лицензии получили:

2000 г. – 56 компаний,

2001 г. – 77 компаний,

2002 г. – 66 компаний,

2003 г. – 92 компаний,

май 2004 г. – 101 компания.

Таким образом, количество компаний, работающих в данной отрасли, постоянно растет.

По данным Министерства туризма Республики Алтай рост количества туристических баз, баз отдыха представляет следующую картину:

2001 г. – 78 компаний,

2002 г. – 94 компаний,

2003 г. – 116 компаний.

Динамика реального объема услуг в расчете на одну компанию выглядит так:

2001 г. – 351,3 тыс. руб.

2002 г. – 452,1 тыс. руб.,

2003 г. – 969,8 тыс. руб.,

Постоянно растет число туристов, желающих отдыхать на Алтае. Большая доля туристического потока носит неорганизованный характер.

По данным Министерства туризма Республики Алтай в 1991 г. число туристов, посетивших Горный Алтай, составило около 40 тысяч человек, в 2000 году – 224 тыс., в 2001 году – 403 тыс. человек, в 2003 году уже 413 тысяч человек. Из них организованных туристов, то есть побывавших в туристских базах и кемпингах республики - 130-140 тысяч человек, а количество иностранных туристов составило более 4500 человек.

Таким образом, спрос почти в  два раза превышает предложение.

 Из 100% клиентов туристических фирм Алтайского региона[1] (то есть всех обратившихся в фирмы: местных жителей, жителей других регионов России и иностранных граждан) в 2002 году за его пределы выехали только 35%. В показателях въездного туризма прослеживается тенденция к увеличению. Если в 2000 году, в общем потоке туристов обслуженных турфирмами г. Барнаула (россияне и иностранные граждане) составляли 13,2 %, то в 2001 году – 16,7%, в 2002 году – 20%.

Что касается туристических предпочтений жителей Алтайского региона, то 79% выбирают его местом своего отдыха, а 21% покидают его пределы, причем эти цифры остаются стабильными в течение рассматриваемого периода.

В пределах Российской Федерации основной интерес путешественников, обратившихся в туристические фирмы г. Барнаула, вызывают следующие регионы: Республика Алтай – 79%, Алтайский край – 13,5%, Краснодарский край – 1,2 %, Новосибирская область – 1,7 %.

Барнаульские турфирмы предлагают следующие виды отдыха на территории Алтайского региона: отдых на туристических базах и курортах, конные и пешие маршруты, сплавы по горным рекам, альпинистские восхождения, горнолыжные туры, рыбалку и охоту. В 2002 году российскими туристами отдавалось предпочтение пассивному отдыху на турбазах (58% туристов, посетивших Алтайский регион), на втором месте были рафтинг и курорты – по 12%, конные маршруты – 7%, чуть уступали им пешие – 6%. Рыбалка, охота и альпинизм привлекали по 1,2% российских туристов.

Иностранные граждане, отдыхающие в регионе, более склонялись к активным видам туризма. Так доля отдыхающих на турбазах иностранцев в 2002 г. составила 25%, приверженцев пеших маршрутов (треккинга) – 40%, конных путешествий – 5%, рыбалки и охоты – 10%, сплавов – 10%, альпинизма – 10%.

МАРКЕТИНГОВЫЙ ОБЗОР

Конкуренция

Рынок туристических услуг, предоставляемых туристическими комплексами в Горном Алтае, молодой, но активно развивающийся, особенно в последние годы. Как отмечалось выше, начиная с 2001 года, происходит постоянный рост числа компаний оказывающих туристические услуги и реального объема услуг в расчете на одну компанию.

Отрасли в целом присущ такой характерный признак, как сезонность. Выделяют периоды:

―           высокого сезона – июль-август; праздники (рождество, Новый год, 8 марта, май);

―           среднего сезона – сентябрь, июнь, декабрь, январь;

―           низкого сезона – октябрь, ноябрь, февраль, март, май.

Апрель считается «мертвым» месяцем.

Низкий сезон – это межсезонье и зима. Причины образования низкого сезона - отсутствие на многих турбазах зимней инфраструктуры (коньки, горные  лыжи, беговые лыжи, санки, бассейн) и жилищного фонда адаптированного к зимнему отдыху.

В связи с тем, что сбыт компаний, колеблется на сезонной основе, можно говорить о наличии нерегулярного спроса. Большая часть мощностей незагружена во время затишья и (иногда) перегружена в пики сезона.

О конкуренции на рынке туристических услуг Алтайского региона можно сказать следующее: всего на территории Горного Алтая находится более 100 турбаз и баз отдыха (по данным Министерства туризма Республики Алтай), но не все из них соответствуют стандартам размещения. Все эти организации можно разделить по следующим конкурирующим сегментам: туристические базы, туристические комплексы, гостиницы и «сельские гостиницы».

 «Сельские гостиницы» (или «зеленые дома») - предоставление туристических услуг (размещение, экскурсионных) местными жителями на базе собственности.

Туроператоры делят туристические организации по сегментам потребителей, которые там отдыхают. Это могут быть: «тусовочные» места, места для семейного отдыха, места для активного отдыха и т.д.

Кроме того, следует учитывать наличие таких товарно-видовых конкурентов, как туристические услуги, предлагаемые другими странами и другими регионами России; и товарно-родовых конкурентов, т.е. другие основные способы удовлетворения потребности в отдыхе.

По оценке экспертов, как среди российских туристов, так и среди иностранных растет популярность активных видов отдыха. Наиболее привлекательными и перспективными направлениями туризма являются рекреационный и спортивный его разновидности. Наименее востребованы – религиозный и социальный туризм.

Помимо высокой динамики развития этот рынок обладает еще такой характеристикой, как текучесть. То есть, при постоянно увеличивающемся количестве баз определенная часть их закрывается, распродается (один туристический комплекс становится собственностью нескольких владельцев), реконструируется. На плаву в течение долгого времени удается удержаться базам, которые постоянно ищут пути развития: отслеживают требования потребителей, улучшают уровень оказания услуг, расширяют ассортимент услуг, улучшают и (или) увеличивают жилищный фонд. Ниже можно увидеть сравнительную характеристику нескольких турбаз, с различным позиционированием. Это туристические комплексы: «Марьин остров», «Ареда 1,2,3» и «Салют», «Царская охота», турбаза “Пансионат Эдем”, туристский кемпинг "Карцегал", «Империя туризма», «Манжерок».

Туристический комплекс «Марьин остров» - гостиничный комплекс, расположенный на берегу реки Чемал. Имеет два благоустроенных комплекса общей  вместимостью - 42 человека. Двухместные номера с удобствами и с удобствами на блок. Номера класса  - «Стандартный», «Полулюкс», «Люкс».

Позиционируются как место для комфортного отдыха.

Гостиничные комплексы «Ареда 1,2,3».

Расположены в районе Чемала, на берегу р. Куба. Предлагают размещение в благоустроенных корпусах, номера класса «люкс» и «полулюкс» со всеми удобствами. Предлагается ряд дополнительных оздоровительных и развлекательных услуг. Общая вместимость одного комплекса «Ареда 1» - 80 человек. Особенностью комплекса является небольшая церковь Св. Константина и Елены, расположенная на территории. В двух километрах от базы находится серебросодержащий родник.

Позиционируются как оптимальное место для качественного отдыха, проведения деловых встреч.

Гостиничный комплекс «Салют».

"Салют" - это 2-х этажная гостиница общей площадью 850 кв. м. Гостиница предназначена для круглогодичного проживания. Приоритетными направлениями являются семейный отдых, проведение деловых встреч, семинаров и т. д. Комфортабельный гостиничный комплекс с 2-х, 3-х и 4-х комнатными номерами класса «люкс». Достаточно популярный среди любителей комфортного отдыха в определенном сложившимся кругу. На территории находится естественный песчаный пляж. Гостиница введена в эксплуатацию в июле 2002 года. При строении здания были соблюдены традиции и технологии, применяемые в деревянном домостроении Финляндии и Швеции.

Туристический комплекс «Царская охота».

Комплекс расположен в Майминском районе, рядом с селом Барангол. Имеет определенную стилевую направленность. Постройки, выполненные в стиле старорусского посада, раскинулись по обе стороны Катуни. База разделена на две зоны: активного и пассивного отдыха, которые соединяет между собой подвесной пешеходный мост. Широкий спектр дополнительных услуг, близость множества достопримечательностей Горного Алтая. Вместимость комплекса – 80 человек.

Позиционируется как привилегированный комплекс.

Турбаза “Пансионат Эдем”

Турбаза “Пансионат Эдем” расположена возле поселка Артыбаш на берегу Телецкого озера. Следует заметить, что это не единственный “пансионат Эдем” на Алтае. Есть еще санаторий Эдем в Белокурихе, который тоже называют “пансионатом”.

Отдыхающие располагаются в двух благоустроенных корпусах круглогодичного действия и в двухэтажных летних домиках. В корпусе “Терем” (на первом этаже находится кафе, жилые номера находятся на 2 и 3 этажах). В четырехуровневом корпусе “Виктория” (три жилых этажа с номерами повышенной комфортности и цокольный этаж).

 Проводятся дискотеки, предлагаются пешие, конные и автобусные экскурсии, сплавы на рафте по Бии, прогулки по Телецкому озеру на катерах и моторных лодках, катание на водных лыжах. Организуется рыбалка и охота на глухаря. Работает прокат спортинвентаря. Зимой — лыжные прогулки и катание на снегоходах по нетронутым снегам окрестных гор. Можно организовать экскурсию в дом местного художника Л.А.Шилкина, который принимал участие в оформлении и внутренней отделке нового жилого корпуса пансионата.

Количество мест – 70, зимой – 30.

Туристский кемпинг "Карцегал"

Туристский кемпинг "Карцегал" находится в 30 км от с. Чемал. Кемпинг находится на большой поляне в долине реки Чемал и имеет площадь 3 га.

Размещение в 3 – 4-х местных палатках. В инфраструктуре пасека, баня, навес для приготовления и приема пищи. Катание на лошадях.

Максимальная вместимость кемпинга – 40 мест.

Туристический комплекс «Манжерок»

Туркомплекс находится в Майминском районе, недалеко от одноименного села. Действует уже 12 лет. Позиционируется, как удобное место для семейного отдыха. Размещение в корпусах и кемпингах. Туркомплекс удачно расположен по отношению ко многим экскурсионным объектам Горного Алтая и Алтайского края, и посещение их уже включено в стоимость путевки. Организуются активные походы, сплавы. Желающие могут воспользоваться оздоровительными процедурами – массажем, фитобочкой. На территории «Манжерока» есть столовая, бар, баня, волейбольная площадка, автостоянка, административный корпус.

 Вместимость туркомплекса до 160 человек.

Туристический комплекс «Империя туризма»

Находится на левом берегу Катуни, в 500 местах от озера Ая.

Проживание в летних домиках, разнообразные экскурсии, спортивные  развлечения. Работают две бани, сауна, благоустроенные туалеты и душевые, летние душевые. На территории находятся столы для настольного тенниса, кафе-бар, ресторан, открытая столовая, фито-бар, автостоянка. Для любителей потанцевать проводятся зажигательные дискотеки и развлекательные мероприятия.

Позиционируется, как отдых для молодежных компаний, активно проводящих свой досуг.

Комплекс рассчитан на 220 человек.

В приложении 6 представлена сравнительная характеристика сильных и слабых сторон, описанных комплексов, которая позволяет отследить возможности и недостатки различных туркомплексов: с большой и маленькой вместимостью, с наличием зимней инфраструктуры и без нее, ориентированных на определенного потребителя и предлагающих универсальные услуги.

МАРКЕТИНГОВЫЙ ОБЗОР

Выводы

По итогам проделанного маркетингового обзора можно сделать вывод, что в данной отрасли наблюдается постоянная положительная динамика. Растет количество туристов, посещающих Горный Алтай. Причины:

§    Ежегодно увеличивается количество объектов размещения: баз, комплексов, гостиниц.

§    Улучшается качество этих объектов.

§    Для многих недоступны зарубежные туры, а отдохнуть все же хочется.

§    Для отдыхающих их Алтайского края – это достаточно близко расположенный отдых.

§    Для отдыхающих из других дальних регионов сейчас этот отдых стал более рекламируем, больше информации идет через выставки, рекламу, туроператоров.

Рост потока въезжающих с целью туризма происходит за счет увеличения интереса к Алтайскому региону, как со стороны россиян, так и иностранных граждан. Причиной, привлекающей туристов в регион, является его рекреационный потенциал и нетронутость ландшафтов. Одним из факторов, также способствующих развитию туризма на Алтае, является развитие туристской инфраструктуры.

Прогнозируя ситуацию на ближайшие три года, эксперты отметили, что по большей части все будет зависеть от климатических условий и землетрясений. Важным фактором является реклама и распространение информации о самом горном Алтае, т.к. в данный момент этой информации очень мало.

Землетрясение в Горном Алтае сильно повлияло на работу практически всех объектов размещения. Во-первых, повлияло на популярность непосредственно направления, особенно для дальних регионов (Москва, Санкт-Петербург) – они получают информацию из СМИ и реально не представляют удаленность объектов друг от друга. Во-вторых, повлияло на решение об отдыхе жителей Алтайского края, – резко снизилось количество посещений в зимний сезон. Результаты влияния на посещения в летний сезон будут оцениваться по этому лету (2004 г.).

Наличие по соседству с Горным Алтаем курортов Белокурихи, по словам экспертов, является положительным фактором. Причина этому то, что продукты, предлагаемые курортами Белокурихи и базами Горного Алтая – разные: Горный Алтай – это, в первую очередь отдых, активный или пассивный; а курорты Белокурихи – это лечебные и профилактические мероприятия. И иногда они даже могут работать, как взаимодополняющие. В этом году Алтайской Региональной Ассоциацией Туризма был выпущен совместный каталог.

Безусловно, положительным фактором для развития тур комплексов Горного Алтая является строительство горнолыжной трассы, профессиональная трасса привлечет больше клиентов.

Цены на услуги, предоставляемые туристическими комплексами Горного Алтая, за прошедшие три года увеличились ненамного, они изменяются в основном за счет инфляции, стоимости продуктов питания. Некоторые турбазы в этом году пытаются использовать стратегию снижения цен, для привлечения большего числа отдыхающих. Различается стоимость номеров, домиков различных уровней (см. приложение 7). Существует колебание цен по сезонам:

−        повышение в пик сезона – лето, праздники;

−        понижение в несезон – зима, весна, осень.

Отсутствие зимней инфраструктуры, проблема многих туристических комплексов Горного Алтая. И даже на базах с наличием зимней инфраструктуры экспертами отмечается фактор недостатка дополнительных услуг, обычно их стандартный набор и этого потребителю уже мало (см. приложение 8.) Необходимо, постоянное отслеживание мировых новинок, обновление имеющихся средств отдыха, поддержание интерактивного общения с потребителями.

Особенностью сегмента рынка, на который ориентирован туристические услуги, является его постоянное увеличение и увеличение его потребностей. За счет увеличения благосостояния населения, увеличивается доля среднего слоя (имеющего средний уровень дохода), уменьшается доля сегмента с низким уровнем дохода. С каждым годом растут требования потребителя к отдыху. Если три года назад это был турист с рюкзаком, то сейчас это турист на «иномарке», который желает комфортного размещения, качественной пищи и захватывающих зрелищ. Традиционные маршруты и места Горного Алтая уже «приелись» потребителю – ему нужны новые экскурсии, новые экстремальные ощущения. По экспертной оценке растет спрос на активный туризм и вообще на активное времяпрепровождение, растут требования к качеству и надежности спортинвентаря, к наличию спортивных приспособлений на базах.

В данный момент на рынке полностью удовлетворяется спрос на отдых среднего уровня, услуги такого плана предоставляют большинство баз в Горном Алтае. Зато спрос на элитный отдых превышает предложение, востребованы небольшие гостиницы, обслуживающие на высоком уровне (предполагается небольшая туристическая база, предоставляющая номера элитного уровня, с высоким уровнем обслуживания, широким ассортиментом, способным удовлетворить пожелания самого требовательного клиента, позиционирующаяся как «место для избранных»). Также перспективное направление – развитие конгрессного туризма, услуги подобного плана предоставляются некоторыми турбазами, но в целом эта услуга еще не разрекламирована и малоизвестна.

Наиболее привлекательными и перспективными направлениями туризма являются рекреационный и спортивный. Наименее востребованы – религиозный и социальный туризм.

В целом, оценивая перспективы развития отрасли, учитывая мнение экспертов и другие факторы, можно сказать, что при отсутствии угрожающих природных катаклизмов,  благоприятной социально-экономической и политической обстановке в стране и максимальной ориентированности на потребителя комплексов оказывающих услуги, у рынка туристических услуг Горного Алтая имеется большой потенциал для развития и позиционирования Алтайского региона, как главного принимающего туристского центра в Российской Федерации.

МАРКЕТИНГОВЫЙ ОБЗОР

Приложения

Приложение 1

Экспертное интервью №1

1.    В настоящее время отрасль туризма, самая динамично развивающаяся отрасль.

−        Темпы развития отрасли по официальной статистике выглядят следующим образом:

2001 г. – 153%;

2002 г. – 156%

2003 г. – 200%

−        Со стороны российских граждан растет интерес к внутреннему туризму.

По результатам нашего опроса отдыхающих:

Мотивы: отдых – 29%, познавательность – 18%, оздоровление – 7%, спорт – 7%, и др.

Частота: 1 раз в год – 18%, несколько раз в год – 60%.

Места отдыха: Алтайский край – %36,7; За рубежом – 30,6 %; В других местах России – 18,4 %

Стабильно и динамично растет внутренний туризм.  В целом за эти годы  наблюдается значительный прирост туристов.

−        Приезжие русские туристы предпочитают пассивный туризм, отдых, изучение  красот Горного Алтая. На втором месте отмечен рафтинг, далее конные и пешие маршруты. Приезжие иностранные туристы  стремятся к активному отдыху.

−        Цены в этом году изменились немного или вообще не изменились. Изменение зависит от высокой конкуренции и стоимости энергоносителей.

2.    Несомненно, будет расти посещаемость (от землетрясения снизилась зимняя посещаемость).

−        Будет расти потребность в активных маршрутах, активном отдыхе.

−        Изменятся цены на определенные виды услуг. Будет требоваться более комфортный отдых, более интересная культурная программа.

Уже сейчас не котируется отдых среднего уровня. Нужен или суперэлитный или дешевый   отдых.

Туризм будущего – конгрессный туризм – эта услуга предоставляется некоторыми базами. Но еще очень мало разрекламирована и мало известна.

Вообще туризм цивилизуется. Востребованы удобства (особенно в номерах).

3.    Как влияет на работу баз Горного Алтая Белокуриха? – Это разные продукты. Они работают даже иногда, как взаимодополняющие. В этом году создан совместный каталог, предлагающий услуги и тур комплексов Горного Алтая и Белокурихи. У баз Горного Алтая – конные маршруты, сплавы, у баз Белокурихи – охота, пешие маршруты. Этот дает дополнительные возможности друг  для друга – хорошо погулявшего в Горном Алтае клиента можно отправить подлечиться в Белокуриху.

4.    Строительство горной лыжной трассы – положительный фактор, профессиональная трасса привлечет больше клиентов.

      Регион в целом нужно раскручивать и популяризировать.

5.    Базы по местам по комфортности:

−        Марьин остров

−        Ареда 3

−        Салют

−        Гостиничный комплекс в Чемале.

Вообще сейчас на комфортный элитный отдых спрос больше чем предложение.

6.    Через три года: можно будет выделить «Барель» - хорошая инфраструктура.

7.    Наполняемость:

−        май – 10-15%

−        июнь (в зависимости от погоды) – 45-50%

−        июль – 100%

−        август – 80%

−        сентябрь – 25-30%

8.    Дополнительные услуги: сплавы, экскурсии (в Заповедник, Чемальскую ГЭС), тарзанка.

9.    Турбаза обслуживает несколько потребительских групп – семейный отдых, корпоративные и конгрессные мероприятия.

10.  «Портрет» потребителя:

Возраст: средний 20-55 лет.

Уровень дохода: средний, выше среднего.

Предпочтения: любят активный отдых – экскурсии, походы, сплавы

Более 60% клиентов – постоянные. Приезжают по несколько раз за лето.

11.  Продолжительность отдыха 1 туриста в сезон – 3-5 дней, редко – 10.

12.  Сами рекламируют свои услуги

13.   Методы продвижения:

o  СМИ,

o  Буклеты, каталоги.

o  В Горном Алтае стенд тур комплекса.

o  Спонсорство.

o  Другое: интернет, выставки, имиджевая реклама: лыжные праздники, «кольцо Победы».

Приложение №2

 

Экспертное интервью №2

1.    Отмечается постоянный рост лицензированных компаний. По данным комитета по туризму:

2000 г. – 56 лицензированных компаний,

2001 г. – 77 лицензированных компаний,

2002 г. – 66 лицензированных компаний,

2003 г. – 92 лицензированные компании,

май 2004 г. – 101 лицензированная компания,

Как можно отметить из данных цифр, наблюдается постоянный динамичный рост. Цифра 2002 г. не является влияющей, т.к. в 2001 г. было выпущено постановление о перелицензировании всех туристических компаний и к 2002 году, просто не все успели это сделать.

По данным статистики динамика развития отрасли выглядит следующим образом:

154%

154%

200%

200%

2.    Безусловно, за прошедшие 3 года изменится портрет потребителя. Увеличилась доступность транспорта для потребителя, улучшилось качество дорог, увеличилось количество владельцев транспорта и транспортных услуг.

В настоящее время туристами наиболее востребован отдых в красивом месте. Возможность приехать и насладиться красотами девственной природы. Но также можно отметить, что увеличилось количество туристов интересующихся активными маршрутами.

3.    Землетрясение повлияло на посещаемость турбаз в месяцы не сезона (ноябрь, январь, апрель). Раньше в это время базы были востребованы, после землетрясения – пустовали, в том числе и в Белокурихе.

4.    Турбазы по уровню комфортности  (по убывающей):

−        «Кокс-Тревэл», «Ареда»

−        «Салют», «Ая»

−        «Киви-Лодж», «Марьин остров»

5.    Наполняемость турбазы:

Наполняемость турбазы в сезон:

−        Май – пусто.

−        с 20 июня по 20 августа – более  100%.

−        Сентябрь – менее 15 %.

Не сезон: ноябрьский пик (4-5 дней), новогодние праздники, первая половина февраля, конец марта (школьные каникулы).

6.    Предприняты определенные шаги по предупреждению последствий землетрясения: выступления на выставках. «Турсиб» - официальное заявление, что основное количество баз отдыха находится далеко от эпицентра землетрясения и не испытывали на себе последствий землетрясения.

Сейчас волна «сейсмических новостей»  успокаивается, и рынок приходит в норму.

В Белокурихе появилось несколько именно туристических (не санитарных) сооружений, для тех, кто будет кататься на лыжах.

7.    С появлением горнолыжной трассы люди стали ездить в Белокуриху конкретно покататься на лыжах.

Появились специальные чисто туристические гостиницы.

Дополнительную сложность и статью расхода добавляет такая особенность этого района, как  слабая обеспеченность снежным покровом. Природного снега, выпадающего в этих местах слишком мало, чтобы кататься.

Приложение №3

Экспертное интервью №3

1.    Нужно отметить, что земли вдоль Катуни практически все проданы. И очень небольшая их часть –    Алтайским предприятиям. Остальные владельцы земли – из других городов. Они совершено не заботятся о чистоте окружающей среды, не дают СЭС наводить порядок.

−        Развитие отрасли идет очень бурно, стихийно и не координируется органами государственной власти.

−        Портрет потенциального потребителя очень изменился.

Возраст посетителей пансионата – от 7  (школы из Сургута)- до 60 лет (путешествующие пенсионеры из Германии).

Раньше это был турист с рюкзаком – теперь это турист на иномарке и с деньгами.

 К нам за эти годы повернулась Европа, частыми посетителями за эти годы стали туристы из Москвы, Питера,  Тольятти.

Уровень дохода потребителя постоянно растет.

−        Повышение требований к безопасности отдыха: конных и водных маршрутов.

−        При этом у нас все еще слабое продвижение этого продукта. О самом Горном Алтае просто очень мало информации, – несмотря на то, что спрос есть.

−        Цены за прошедшие три года выросли немного. В основном за счет инфляции, роста цен на продукты питания.

2.    Рост спроса непременно будет. Землетрясение вряд ли повлияет на это. (Приводятся в качестве аргумента слова из Библии о том, что когда будет конец Света, исчезнет все кроме Горного Алтая)

3.    Возрастут требования к безопасности, профессиональности: более профессиональное снаряжение, обученные лошади, требования к лыжам, корту и остальным спортивным мероприятиям. Тренажеры и другие атрибуты, используемые клиентами в обычной жизни.

Нужно поднимать цены. Сейчас уровень цен сибирского туризма рассчитан на сибирских же потребителей, т.е. довольно низок. Для удовлетворения платежеспособного спроса нужно предложить более высокие цены.

В Европе туризм стоит по уровню прибыльности на втором месте после нефти. У нас экономическая сторона этого рынка еще в зачаточном состоянии.

4.    На изменение спроса в ближайшее время могут повлиять какие-либо катаклизмы. Это в худшую сторону.

В лучшую – если администрация повернется к туризму лицом.

5.    Турбазы по уровню комфортности  (по убывающей):

−        «Парма»

−        «Ареда 1,2,3»

−        «Адару» (Новосибирск, Чкаловский з-д.)

−        «Ая»

Базы (небольшие) работающие с индивидуальным подходом к каждому человеку – выигрывают.

Все базы в Ае, Стик-трэвэл, Спутник – недолговечны, деревня, отсутствие цивилизации и комфорта.

6.    Через три года на первых местах будут базы, строящиеся на берегу Катуни в живописных местах:

−        «Ареда 1,2,3»

−        «Царская охота»

−        «Парма» (евробассейн, конный манеж, ферма)

7.    Основной сезон – с середины июля по середину августа.

−        С середины июля по середину августа – 80%

−        Май (майские праздники) – до 20%

−        Август – Сентябрь (выходные) – 10%

−        Зима (Январь) – 50-70%

−        Февраль – 10%

−        Март (праздники, выходные) – мало

−        Апрель – самый мертвый месяц

8.    Дополнительные услуги – «Бураны», тройки, катание на лошадях, пантовые сауны.

9.    Обслуживаемый сегмент – семейный туризм.

10.  «Портрет» потребителя:

Возраст – от 7 до 60 лет

Доход – минимум 10.000 руб. на одного члена семьи

Предпочтения – активный отдых (конный, сплавы, экскурсии)

11.  Продолжительность отдыха 1 туриста в сезон – 7 дней.

12.  Рекламой занимаются - туристические агентства. Используются услуги агентств г. Новосибирска, Москвы, Барнаула

13.  Основное требование к агентствам – правдивость и достоверность информации. Часто, просто не зная местности, пишут «база в двух шагах от озера Ая», а до него ехать еще км. 10.

14.      Методы рекламы:       

−        рассылки

−        буклеты

−        листовки

−        реклама в Горном Алтае

−        участие в выставках

−        реклама в Internet

−        другое – презентационный фильм.

Наиболее эффективна реклама в СМИ.

Приложение №4

Экспертное интервью №4

1.    Среднее количество дней, проведенных туристом на Алтае:

−        Туры выходного дня – 2 дня (30%),

−        Отдых – 7-10 дней (70%).

2.    Сезонный спрос:

−        Высокий сезон: июль-август; праздники (рождество, Новый год, 8 марта, май).

−        Средний сезон: сентябрь, июнь (на благоустроенных т/к еще – декабрь, январь).

−        Низкий сезон: октябрь, ноябрь, февраль, март, апрель, май

Низкий сезон – это межсезонье и зима. Причины образования низкого сезона - отсутствие зимней инфраструктуры (коньки, горные  лыжи, беговые лыжи, санки, бассейн).

3.    Недостаточно дополнительных услуг, предоставляемых туристическими комплексами. Чаще всего – это сауна, баня, несколько активных мероприятий и все. В тот время как нужны: спортзалы, бассейны, детские площадки, анимация, теннисные корты, велосипеды и пр.

4.    Общая характеристика туристов:

Туристов из различных регионов можно расставить по убыванию в следующем порядке:

1)   Новосибирская область,

2)   Кемеровская область,

3)   Алтайский край,

4)   Омск, Томск, Иркутск,

5)   Москва, Санкт - Петербург и др. дальние регионы.

6)   Зарубежье.

5.    Предпочтения туристов:

−        Отдых на базах (пассивный) – 85%,

−        Конгрессный туризм (семинары) – 7%,

−        VIP-туристы – 3-5%,

−        Активные маршруты – 3%.

6.    Динамика цен увеличится на 10-15%. Максимум 40%.

7.    Заполняемость базы:

80% - экономное размещение,

15% - более дорогое,

5% - VIP.

8.    С каждым годом количество туристов, посещающих Алтай, увеличивается. Причины:

−        Близкое месторасположение;

−        Ежегодно увеличивается количество объектов размещения: баз, комплексов, гостиниц;

−        Зарубежные туры для многих недоступны;

−        Для дальних регионов – стало распространяться больше информации (реклама, выставки и т.д.).

9.    Землетрясение повлияло на популярность направления, особенно для дальних регионов (Москва, Санкт-Петербург). Данные регионы получают информацию о происшествии из СМИ и реально не представляют удаленность тур. объектов от эпицентра землетрясения. Не видят разницы между Горным Алтаем и Алтайским краем.

10.  Цены ежегодно повышаются:

−        инфляция,

−        часто ориентируются на «богатого клиента» (комфортабельные средства размещения),

−        колебание цен по сезонам:

−        повышение в пик сезона – лето, праздники;

−        понижение в не сезон – зима, весна, осень.

11.  Турбазы по уровню комфортности (по убывающей):

−        Район озера Ая:

1.    Отель «Ая»,

2.    Отель «Киви-Лодж»,

3.    Туристический комплекс «Глобус»,

4.    Туристическая база «Парма».

−        Район озера Чемал:

1.    Туристический комплекс «Ареда-1»

2.    Туристический комплекс «Ареда-2»

3.    Туристический комплекс «Ареда-1»

4.    Гостиница «Салют»

Приложение №5

Экспертное интервью №5

СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ТУРКОМПЛЕКСОВ ГОРНОГО АЛТАЯ.[2]

Туркомплекс

Сильные стороны

Слабые стороны

Примечания

Туркомплекс «Ареда» 1,2,3

·         Стремление к развитию;

·         Достаточно развитая летняя инфраструктура;

·         Открытость к новаторству;

·         Комфортабельность жилья.

·         Сейчас базы закрываются на зимний период;

·         Текучесть, кратковременность персонала.

Осуществляют некоторые маркетинговые исследования.

Туркомплекс «Марьин остров»

·         Благоустроенное жилье;

·         Уникальное торговое предложение – «номер со скалой»;

·         Высокий уровень комфорта;

·         Узнаваемость.

·         Дороговизна путевки относительно конкурентов.

Туркомплекс «Царская охота»

·         Выдержанность в определенном стиле (старорусский пассад);

·         Раскрученность;

·         Ориентированность на потребителя (наличие зон активного и пассивного отдыха);

·         Широта ассортимента дополнительных услуг.

·         Невысокий уровень комфорта,

·         Слабая экологичность.

Гостиница «Салют»

·         Комфорт;

·         Экологичность: строений, мебели и др.;

·         Ориентированность на клиента;

·         Раскрученность.

·         Малая вместимость,

·         Слабо развита инфраструктура развлечений.

Позиционируется как база для тихого,  семейного отдыха.

Турбаза «Пансионат «Эдем»

·         Комфорт,

·         Собственное подсобное хозяйство – экологически чистые продукты питания,

·         расширение жилищного фонда и инфраструктуры,

·         наличие зимней инфраструктуры,

·          

·         повторения названия с курортом Белокурихи,

·         Небольшая вместимость,

·         Слабо развитая анимация.

Туристский кемпинг "Карцегал"

·         возможность дикого отдыха,

·         доступность.

·         отсутствие удобств,

·         отсутствие инфраструктуры и анимации,

·         небольшая вместимость,

·         слабый сервис

Туристический комплекс «Империя туризма»

·         широкая инфраструктура,

·         большой выбор дополнительных услуг (относительно конкурентов),

·         раскрученность.

·         Дороговизна путевки относительно конкурентов.

·         вследствие широты инфраструктуры и большой вместимости – отсутствие возможности для отдыха.

Позиционируется как отдых для молодых, активных компаний

Туристический комплекс «Манжерок»

·         удачное месторасположение (целебные свойства и история),

·         наличие зимней инфраструктуры.

·         летом обслуживаются только туристы,

·         зимой  - небольшая вместимость.

 

 

 

 

 

 

Отчет об использованных источниках информации

Используемые источники информации:

1.        Печатные СМИ:

Алтай каталог путешествий 2004.

Журнал «Я покупаю».

2.        Телефонные справочники:

Информационная справочная служба г. Барнаула (3852) 063.

Справочная служба 09

3.        Экспертные интервью:

Экспертные интервью с владельцами турбаз.

Экспертные интервью с туроператорами.

4.        Интернет-ресурсы:

www.tourism.ru/about.php,

www.hiking.ru/river/altay/shawla.htm,

 www.travel.ru,

www.altai-republic.ru,

o  www.raft.attica.ru,


[1] Алтайский регион – Алтайский край +Горный Алтай

[2] На примере восьми различных туристических комплексов.