Содержание
1. Прочитайте приведенные отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля примерами из текста). Расставьте знаки препинания. 3
2. Подберите более точные синонимы к выделенным словам; исправьте предложения. 7
3. Укажите в газетных текстах речевые ошибки, возникшие вследствие неоправданного употребления заимствованных слов. Исправьте предложения. 7
4. Исправьте стилистические недочеты в употребленных существительных, прилагательных, числительных. 8
5. Дайте стилистическую оценку координации главных членов предложения в приведенных примерах. В случае необходимости устраните речевые ошибки, отредактируйте текст. 8
Список литературы.. 9
1. Прочитайте приведенные отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля примерами из текста). Расставьте знаки препинания.
А. Бежать с помощью водки и наркотиков нынче не модно. Зато тысячи парней и девушек вечера и даже ночи напролет проводят в обнимку с компьютером. На его экране они видят то, что хотят, а не то, что им навязывает общество в образе телевизора, молочного магазина или родного института. Одна из самых любимых фишек молодежи – хакерство. Можно забраться в Интернет и скачивать оттуда рефераты, курсовики, дипломные работы. Час работы в Интернете стоит от доллара до пяти, зато сколько кайфа. И еще. В мире компьютерных грез никто не задает вопросов типа: «А какая идея тебе близка?».
Текст относится к публицистическому стилю. Характерные признаки:
1. ориентированность на интересы текущей жизни – молодежь;
2. наличие широко известных, легкоузнаваемых и частично воспроизводимых языковых средств;
3. наличие научных и производственных терминов, относящихся к той отрасли, сфере, о которой рассказывается в заметке – Интернет, хакерство;
4. помимо стилистически нейтральной лексики, употребление эмоциональной лексики – курсовики, фишка;
5. проникновение разговорных элементов;
6. чередование конструкций письменной и разговорной речи;
Публицистический стиль отличается следующими лексическими особенностями:
1. широкое использование лексики, характерной для языка политических или просветительских наук: нынче не модно, любимых фишек молодежи, в мире компьютерных грез;
2. специфический набор слов и словосочетаний, характерных только для этого стиля: им навязывает общество, в мире компьютерных грез;
3. наличие терминов, относящихся к той отрасли, о которой рассказывается в заметке: компьютер, хакерство, Интернет, скачивать;
4. помимо стилистически нейтральной лексики, частое употребление эмоциональной лексики: курсовики, фишка;
5. жаргонные вкрапления: кайф.
Публицистический стиль обладает определенными синтаксическими особенностями:
1. преимущественное использование простых предложений;
2. употребление номинативных предложений;
3. активное применение присоединительных конструкций;
4. использование вводных конструкций.
Морфология публицистического стиля: широкое использование оценочных прилагательных; существительных больше чем глаголов; широкое использование местоимений.
Б. Дополнительное предположение о том, что полезность или прибыль каждого экономического субъекта максимизируется, заложенное в качестве предпосылки в неоклассическую экономическую теорию, необходимо, для того чтобы предметом анализа было устойчивое, а значит оптимальное для всех состояние, когда дальнейший обмен или дальнейшее производство приведут к снижению благосостояния кого-либо из участников. Проверить, соответствует ли поведение потребителя или управляющего максимизации полезности обычно невозможно, поскольку его функция полезности нам заранее неизвестна.
Текст относится к научному стилю. Характерные признаки:
1. обилие терминов – полезность и прибыль; неоклассическая экономическая теория; максимизация полезности; функция полезности;
2. обращение к ограниченной группе подготовленных собеседников – для людей, которые не разбираются в экономической теории, данный текст непонятен;
3. отвлеченность и обобщенность – отсутствие личных местоимений и обращений;
4. точность, однозначность и единообразие высказывания;
5. экономное использование образных и эмоционально-экспрессивных средств – в данном тесте они отсутствуют;
6. логичность, последовательность повествования – следующее предложение вытекает из предыдущего;
7. сложные и распространенные предложения.
Научный стиль отличается следующими лексическими, морфологическими и стилистическими особенностями:
1. общекнижная лексика: полезность, прибыль, анализ и т.д.;
2. повышенное употребление отглагольных существительных: состояние, производство;
3. клишированные словосочетания: для того чтобы, соответствует ли;
4. использование безличных конструкций: проверить, соответствует ли;
5. использование в качестве связи частей сложного предложения сложных подчинительных союзов и союзных конструкций: для того, чтобы; о том, что; поскольку;
6. хорошо выраженная формальная организация текста: четкое разделение текста;
7. большое количество обособленных определений и обстоятельств:
В. При предъявлении претензий по количеству и качеству поставленного товара поставляющая Сторона в обязательном порядке прилагает к заявлению о претензии, следующие обосновывающие ее документы: транспортный документ, а в соответствующих случаях и коммерческий акт, составленный органами транспорта, рекламационный акт, составленный с участием представителя Стороны получающей товар либо официальной контрольной организации или другой компетентной незаинтересованной организации Стороны получающей товар.
Текст принадлежит к официально-деловому стилю. Характерные признаки:
1. использование для передачи узкоспециальной информации - о претензиях по товару;
2. отсутствие авторской речевой индивидуальности, то есть не проявляются речевые особенности;
3. наличие канцеляризмов — специфических слов и выражений, характерных только для официально-делового стиля - при предъявлении претензий; компетентной незаинтересованной организации, с учетом договоренности, в соответствующих случаях;
4. употребление различных стандартных речевых оборотов, клишированных выражений (должны быть уплачены, одобряем проект контракта, ввод в эксплуатацию и др.);
5. растянутые, затяжные целостные синтаксические образования.
Официально-деловой стиль характеризуется следующими лексическими, стилистическими особенностями:
1. употребление различных стандартных оборотов, клишированных выражений: при предъявлении претензий, в обязательном порядке;
2. описательные глагольно-именные обороты;
3. использование предложных конструкций;
4. полное отсутствие фигур речи;
5. повествовательный характер изложения с использованием номинативных предложений;
6. пространные конструкции с однородными членами;
7. прямой порядок слов;
8. построение сложного предложения, отражающую логическую связь фактов и подчинение одних фактов другим.
Для официально-делового стиля характерно обилие существительных (в противовес глаголам), часто на одно предложение с двумя глаголами приходится до 10 – 15 существительных.
2. Подберите более точные синонимы к выделенным словам; исправьте предложения.
1. Самолет подвержен действию перепадов холода и тепла.
2. Месторождения нефти в Среднем Приобье находятся далеко от железных дорог.
3. С удивлением мы узнавали свою группу крови.
4. До сих пор у нас применяется бензиновый двигатель, который расходует дорогое топливо в значительных размерах.
5. Это препятствие нелегко преодолеть.
3. Укажите в газетных текстах речевые ошибки, возникшие вследствие неоправданного употребления заимствованных слов. Исправьте предложения.
1. Надежные операции по вложению денег широко развиты за рубежом. Потребность в этих услугах, которые гарантируют целостность ваших сбережений, в России возникла в связи с накоплением отдельными гражданами и организациями значительных финансовых ресурсов и необходимостью умело распорядиться этими средствами.
2. Древние наши города явились оплотом русского национального зодчества.
3. Необыкновенные скидки.
4. Вместе с руководителем пресс-службы Игорем Игнатьевым мы придумали интерьер комнаты для встреч, появилась стойка, эмблема, создан свой телерадиокомплекс.
4. Исправьте стилистические недочеты в употребленных существительных, прилагательных, числительных.
1. Во время перерыва в коридоре продолжают спорить. Подойдем поближе к этим трем студентам, послушаем, что они говорят.
2. Эти двести метров, отделяющие два института, учебный и исследовательский, одолеть не так уж трудно.
3. Бытовые условия в поселке оказались предпочтительнее, чем в леспромхозе.
4. Это наиболее характерное заболевания для детей такого возраста.
5. Дайте стилистическую оценку координации главных членов предложения в приведенных примерах. В случае необходимости устраните речевые ошибки, отредактируйте текст.
1. Большинство горняков, получивших зарплату за первое полугодие, остались неудовлетворенными компенсацией.
2. Несколько книг из библиотеки моего отца оказались утеряны.
3. Операцию сделала хирург Иванова Н.С., недавно защитившая кандидатскую диссертацию.
4. Произведение «Не в свои сани не садись» вышло в свет в 1853 году.
5. Живым организмам одинаково необходимы как влага, так и тепло.
Список литературы
1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М., 2002.
2. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык.- М., 1973.
3. Ожегов С. И. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка - М., 1996
4. Современный русский язык. / Под ред. Е.М.Галкиной-Федорук. – М.,1964.
5. Столярова Е.А. Стилистика русского языка. – М., 2004.