Содержание

1. Прочитайте приведенные отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля примерами из текста). Расставьте знаки препинания. 3

2. Подберите более точные синонимы к выделенным словам; исправьте предложения. 7

3. Укажите в газетных текстах речевые ошибки, возникшие вследствие неоправданного употребления заимствованных слов. Исправьте предложения. 7

4. Исправьте стилистические недочеты в употребленных существительных, прилагательных, числительных. 8

5. Дайте стилистическую оценку координации главных членов предложения в приведенных примерах. В случае необходимости устраните речевые ошибки, отредактируйте текст. 8

Список литературы.. 9

1. Прочитайте приведенные отрывки и определите, к каким функ­циональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля примерами из текста). Расставьте знаки препинания.

         А. Бежать с помощью водки и наркотиков нынче не модно. Зато тысячи парней и девушек вечера и даже ночи напролет проводят в обнимку с компьютером. На его экране они видят то, что хотят, а не то, что им навязывает общество в образе телевизора, молочного магазина или родного института. Одна из самых любимых фишек молодежи – хакерство. Можно забраться в Интернет и скачивать оттуда рефераты, курсовики, дипломные работы. Час работы в Интернете стоит от дол­лара до пяти, зато сколько кайфа. И еще. В мире компьютерных грез никто не задает вопросов типа: «А какая идея тебе близка?».

         Текст относится к публицистическому стилю. Характерные признаки:

1.     ориентированность на интересы текущей жизни – молодежь;

2.     наличие широко известных, легкоузнаваемых и частично вос­производимых языковых средств;

3.     наличие научных и производственных терминов, относящихся к той отрасли, сфере, о которой рассказывается в заметке – Интернет, хакерство;

4.     помимо стилистически нейтральной лексики, употребление эмоциональной лексики – курсовики, фишка;

5.     проникновение разговорных элементов;

6.     чередование конструкций письменной и разговорной речи;

         Публицистический стиль отличается следующими лексическими особенностями:

1.     широкое использование лексики, характерной для языка политических или просветительских наук: нынче не модно, любимых фишек молодежи, в мире компьютерных грез;

2.     специфический набор слов и словосочетаний, характерных только для этого стиля: им навязывает общество, в мире компьютерных грез;

3.     наличие терминов, относящихся к той отрасли, о которой рассказывается в заметке: компьютер, хакерство, Интернет, скачивать;

4.     помимо стилистически нейтральной лексики, частое употребление эмоциональной лексики: курсовики, фишка;

5.     жаргонные вкрапления: кайф.

         Публицистический стиль обладает определенными синтаксическими особенностями:

1.     преимущественное использование простых предложений;

2.     употребление номинативных предложений;

3.     активное применение присоединительных конструкций;

4.     использование вводных конструкций.

         Морфология публицистического стиля: широкое использование оценочных прилагательных; существительных больше чем глаголов; широкое использование местоимений.     

         Б. Дополнительное предположение о том, что полезность или прибыль каждого экономического субъекта максимизируется, заложенное в качестве предпосылки в неоклассическую экономическую теорию, необходимо, для того чтобы предметом анализа было устой­чивое, а значит оптимальное для всех состояние, когда дальнейший обмен или дальнейшее производство приведут к снижению благосос­тояния кого-либо из участников. Проверить, соответствует ли поведе­ние потребителя или управляющего максимизации полезности обычно невозможно, поскольку его функция полезности нам заранее неизвестна.

         Текст относится к научному стилю. Характерные признаки:

1.     обилие терминов – полезность и прибыль; неоклассическая экономическая теория; максимизация полезности; функция полезности;

2.     обращение к ограниченной группе подготовленных собеседников – для людей, которые не разбираются в экономической теории, данный текст непонятен;

3.     отвлеченность и обобщенность – отсутствие личных местоимений и обращений;

4.     точность, однозначность и единообразие высказывания;

5.     экономное использование образных и эмоционально-экспрес­сивных средств – в данном тесте они отсутствуют;

6.     логичность, последовательность повествования – следующее предложение вытекает из предыдущего;

7.     сложные и распространенные предложения.

         Научный стиль отличается следующими лексическими, морфологическими и стилистическими особенностями:

1.     общекнижная лексика:          полезность, прибыль, анализ и т.д.;

2.     повышенное употребление отглагольных существительных: состояние, производство;

3.     клишированные словосочетания: для того чтобы, соответствует ли;

4.     использование безличных конструкций: проверить, соответствует ли;

5.     использование в качестве связи частей сложного предложения сложных подчинительных союзов и союзных конструкций: для того, чтобы; о том, что; поскольку;

6.     хорошо выраженная формальная организация текста: четкое разделение текста;

7.     большое количество обособленных определений и обстоятельств:

         В. При предъявлении претензий по количеству и качеству по­ставленного товара поставляющая Сторона в обязательном порядке прилагает к заявлению о претензии, следующие обосновывающие ее документы: транспортный документ, а в соответствующих случаях и коммерческий акт, составленный органами транспорта, рекламацион­ный акт, составленный с участием представителя Стороны получаю­щей товар либо официальной контрольной организации или другой компетентной незаинтересованной организации Стороны получаю­щей товар.

         Текст принадлежит к официально-деловому стилю. Характерные признаки:

1.     использование для передачи узкоспециальной информации - о претензиях по товару;

2.     отсутствие авторской речевой индивидуальности, то есть не проявляются  речевые особенности;

3.     наличие канцеляризмов — специфических слов и выражений, характерных только для официально-делового стиля  - при предъявлении претензий; компетентной незаинтересованной организации, с учетом договоренности, в соответствующих случаях;

4.     употребление различных стандартных речевых оборотов, клиши­рованных выражений (должны быть уплачены, одобряем проект контракта, ввод в эксплуатацию и др.);

5.     растянутые, затяжные целостные синтаксические образования.

         Официально-деловой стиль характеризуется следующими лексическими, стилистическими особенностями:

1.     употребление различных стандартных оборотов, клишированных выражений:  при предъявлении претензий,  в обязательном порядке;

2.     описательные глагольно-именные обороты;

3.     использование предложных конструкций;

4.     полное отсутствие фигур речи;

5.     повествовательный характер изложения с использованием номинативных предложений;

6.     пространные конструкции с однородными членами;

7.     прямой порядок слов;

8.     построение сложного предложения, отражающую логическую  связь фактов и подчинение одних фактов другим.        

         Для официально-делового стиля характерно обилие существительных (в противовес глаголам), часто на одно предложение с двумя глаголами приходится до 10 – 15 существительных.

2. Подберите более точные синонимы к выделенным словам; ис­правьте предложения.

1. Самолет подвержен действию перепадов холода и тепла.

2. Месторождения нефти в Среднем Приобье находятся далеко от железных дорог.

3. С удивлением мы узнавали свою группу крови.

4. До сих пор у нас применяется бензиновый двигатель, который расходует дорогое топливо в значительных размерах.

5. Это препят­ствие нелегко преодолеть.

3. Укажите в газетных текстах речевые ошибки, возникшие вслед­ствие неоправданного употребления заимствованных слов. Исправь­те предложения.

         1. Надежные операции по вложению денег широко развиты за рубе­жом. Потребность в этих услугах, которые гарантируют целостность ваших сбережений, в России возникла в связи с накоплением отдельными гражданами и организациями значительных финансовых ресурсов и необходимостью умело распорядиться этими средствами.

2. Древние наши города явились оплотом русского национального зодчества.

3. Необыкновенные скидки.

4. Вместе с руководителем пресс-службы Игорем Игнатьевым мы придумали интерьер комнаты для встреч, появилась стойка, эмблема, создан свой телерадиокомплекс.

4. Исправьте стилистические недочеты в употребленных существительных, прилагательных, числительных.

1. Во время перерыва в коридоре продолжают спорить. Подойдем поближе к этим трем студентам, послушаем, что они говорят.

2. Эти двести метров, отделяющие два института, учебный и исследова­тельский, одолеть не так уж трудно.

3. Бытовые условия в поселке оказались предпочтительнее, чем в леспромхозе.

4. Это наибо­лее характерное заболевания для детей такого возраста.

5. Дайте стилистическую оценку координации главных членов предложения в приведенных примерах. В случае необходимости устраните речевые ошибки, отредактируйте текст.

1. Большинство горняков, получивших зарплату за первое полу­годие, остались неудовлетворенными компенсацией.

2. Несколько книг из библиотеки моего отца оказались утеряны.

3. Операцию сделала хирург Иванова Н.С., недавно защитившая кандидат­скую диссертацию.

4. Произведение «Не в свои сани не садись» вышло в свет в 1853 го­ду.

5. Живым организмам одинаково необходимы как влага, так и тепло.

Список литературы

1.     Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М., 2002.

2.     Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык.- М., 1973.

3.     Ожегов С. И. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка - М., 1996

4.     Современный русский язык. / Под ред. Е.М.Галкиной-Федорук. – М.,1964.

5.     Столярова Е.А. Стилистика русского языка. – М., 2004.