ВВЕДЕНИЕ
Жилищно-коммунальный сектор национальной экономики всегда отличался сложной, многофункциональной спецификой работы предприятий этой сферы, получал значительные дотационные вливания в годы советского периода. В условиях перехода к рыночной экономике жилищная проблема в России существенно обострилась. К 1992 г. отрасль оказалась практически полностью зависимой от бюджетных дотаций, так как ставки оплаты жилья и коммунальных услуг в этот период практически не были затронуты первым этапом либерализации цен.
Отказ государства от роли одновременно собственника, заказчика и подрядчика, общая финансовая нестабильность, рост инфляции, бюджетный дефицит, усугубленные снижением платежеспособности населения, а также появление в результате межнациональных конфликтов большого количества мигрантов вызвали настоятельную потребность в проведении жилищной реформы как неотъемлемой части стабилизации экономики государства.
В условиях дифференцированного подхода к использованию основных фондов жилищно-коммунального назначения, расширения сферы услуг значительно возросли количество и качественный состав владельцев жилищного фонда, а также увеличилось число организаций-партнеров, имеющих различные виды собственности и организационно-правовые формы. Небезызвестно, что спрос на услуги ЖКХ в ряде случаев превышает предложение, тем не менее эта отрасль продолжает из года в год оставаться убыточной; она терпит значительные убытки прежде всего из-за неплатежей, ставших настоящей проблемой переходного периода, поэтому реформа финансирования содержания жилья направлена на повышение рентабельности отрасли, уменьшение и постепенный отказ от государственных дотаций за счет полного внесения собственниками, нанимателями и арендаторами жилья оплаты за предоставленные им услуги.
К этому необходимо добавить, что льготы, которые предоставляет государство при оплате жилья и коммунальных услуг (выпадающие доходы), в настоящее время из-за отсутствия механизма их возмещения не способствуют стабилизации финансового состояния предприятий ЖКХ.
В последние годы политика развития отрасли осуществлялась по нескольким направлениям: с одной стороны, по линии Минстроя РФ, которым поддерживались естественные монополисты: водоканалы, энергетические сети; с другой - по линии органов местного самоуправления, которым были переданы функции управления жилым и нежилым фондом, ремонт инженерной инфраструктуры и т.д. и которые непосредственно соприкасаются с потребителями жилищно-коммунальных услуг.
Существующая -нормативная база жилищно-коммунального хозяйства в целом представляет собой действующие законодательные и другие нормативные документы, разработанные министерствами и ведомствами, в компетенцию которых входит методологическое обеспечение расчетов по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг с подробным отражением отраслевых особенностей. Она (нормативная база) призвана обеспечить регулирование работы данной отрасли в рыночных условиях и способствовать проведению жилищно-коммунальной реформы. Опубликованные в последнее время законы и нормативные документы затрагивают вопросы организации порядка оплаты жилья; методологии расчета себестоимости услуг по содержанию и ремонту жилья; уплаты НДС и оформления счетов-фактур; проведения экспертизы тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, и другие проблемы.
С экономической точки зрения не имело большего значения финансирование экономического блага «жилищно-коммунальные услуги» посредством осуществления максимальных капитальных вложений в системах центрального теплоснабжения, управления лифтовым хозяйством и др., либо увеличения доходов населения, которое, в свою очередь, посредством индивидуального строительства, стимулировало бы развитие строительной индустрии и энергетического машиностроения, поскольку все ресурсы экономики были сконцентрированы в секторе государственных финансов. Однако с политической финансирование частных сбережений и инвестиций отнюдь не сообразовывались с идеологией коммунистического общества.
Таким образом, построение жилищно-коммунального хозяйства осуществлялось исходя из ряда системообразующих факторов, таких как максимальные масштабы производства, высокие первоначальные капитальные вложения, отсутствие какой-либо дифференциации как по предоставляемым услугам, так и по категориям граждан, которым предоставляются эти услуги, отсутствие объективных предпосылок к внедрению систем индивидуального учета потребляемых благ, отсутствие четких границ между ведомственной и государственной принадлежностью как жилого фонда, так и предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
В результате, отрасль стоит на грани экономического, финансового, социального и технологического краха. Поэтому реформа жилищно-коммунального хозяйства, начатая в Российской Федерации ещё в начале 90-ых годов, является на сегодня одним из приоритетных направлений социальной и экономической политики государства.
Цель данной дипломной работы – определение приоритетных направлений реформирования финансирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства в условиях рынка, основных социально-экономических и финансовых проблем реформы, формирование предложений по их разрешению, разработка системы управления жилищным хозяйством города Ижевска, которая позволит решить задачи:
- снижение стоимости и повышения качества услуг;
- совершенствование механизма финансирования отрасли;
- усиление социальной политики в сфере ЖКХ;
- обеспечение контроля за состоянием жилищного фонда и качества производимых и поставляемых услуг.
В первом разделе работы сформулированы основные принципы организации финансов жилищно-коммунального хозяйства, проведен краткий анализ исторических аспектов формирования рынка жилищно-коммунальных услуг, как части общественного сектора экономики.
Во втором разделе сформулированы принципы формирования финансов жилищно-коммунального хозяйства. Рассмотрена новая система управления жилищным хозяйством на основании проведенного анализа опыта управления жилищно-коммунальным хозяйством в России и за рубежом, рассмотрены основные аспекты финансового планирования в жилищно-коммунальном хозяйстве и практические наработки, используемые в организации финансового планирования в г. Ижевске на примере формирования финансового плана МУ «Городское Жилищное Управление – Управляющая Компания в ЖКХ г. Ижевска».
В третьем разделе работы проведен краткий анализ социально-экономического состояния жилищно-коммунального хозяйства, анализируется практическая деятельность органов местного самоуправления по реализации реформы ЖКХ в г. Ижевске. Приведена стоимостная оценка последствий предполагаемых реформой мероприятий для различных социальных групп и их последствия для бюджета РФ.
В заключении кратко сформулированы основные выводы и предложения, сформулированные в работе.