ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного анализа социально-экономических и финансовых проблем жилищно-коммунального  хозяйства города было установлено, что концептуальные проблемы жилищно-коммунального хозяйства, как особой части общественного сектор экономики кроются в необходимости перестройки институционального устройства жилищно-коммунального хозяйства, по итогам которой должен быть сформирован организационный механизм, позволяющий разделять функции управления, производства и финансирования жилищно-коммунальных услуг, и комплексного пересмотра экономического характера жилищно-коммунальных услуг, следствием чего должно стать усиление индивидуального потребления и, как следствие, частного сектора.

В работе предложены следующие рекомендации:

-         Необходимо разработать и внедрить модель управления жилищным фондам, отвечающую рыночным требованиям;

-         Компания по управлению жилищным фондом должна представлять жителей и обеспечивать их всеми ЖКУ по доступной для населения цене, качеству и количеству;

-         Оплата ЖКУ должна обеспечивать поддержание строгого равенства спроса и предложения, что предполагает высокую подвижность тарифов на жилищно-коммунальные услуги, как между различными группами потребителей, так и по параметрам качества и количества.

-         Существующие доходные источники во многом можно считать исчерпанными. Дальнейшая ориентация исключительно на используемые ранее механизмы финансирования не способствует масштабной реконструкции и переходу к новым технологиям в сфере жилищно-коммунального хозяйства, что, в свою очередь, является первоочередным условием снижение общественных затрат на содержание городской инфраструктуры.

Необходимо реализовать программу реформирования ЖКХ.

Основными задачами программы являются:

-       финансовое    оздоровление    жилищно-коммунальных    предприятий    путем реструктуризации и ликвидации их задолженности и доведения тарифов до экономически  обоснованного уровня,  перехода  от дотирования жилищно- коммунальных предприятий и предоставления категориальных льгот к адресному субсидированию     малообеспеченных     семей,     ликвидации     перекрестного субсидирования тарифов;

-       снижение   издержек   и   повышение   качества   предоставления   жилищно- коммунальных услуг, а также формирование инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального  комплекса путем  развития  конкуренции  в сфере предоставления   жилищных   услуг,   создания   устойчивых,   эффективных   и прозрачных процедур тарифного регулирования коммунальных предприятий - естественных локальных монополистов, экономически заинтересовывающих их в сокращении затрат и ресурсов;

-       обеспечение государственной поддержки модернизации жилищно-коммунального комплекса как путем  предоставления  бюджетных средств,  в  основном  на возвратной    основе,    так    и    формирования    финансовых    инструментов предоставления государственных и муниципальных гарантий по привлекаемым частным инвестициям.

Вместе с тем, реализация указанных предложений представляет собой лишь инструмент реализации комплексной политики по реализации социальных предпочтений жителей города. Реализация этих мер позволит:

-     во-первых, создать инвестиционной спрос на продукцию предприятий стройиндустрии, лесопереработки, работы строительных фирм, тем самым целенаправленно осуществлять развитие среднего и малого бизнеса в реальном секторе.

-     в-третьих, загрузить мощности промышленных предприятий заказами на производство индивидуальных энергетических установок, узлов учета тепловой энергии, воды, газа, осуществляя таким образом городскую промышленную политику.

-     в-четвертых, позволит создать предпосылки к формированию финансовой и деловой инфраструктуры, сопутствующих ей институтов.

Однако важнейшим результатом деятельности городского самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства должно стать повышение привлекательности вложения ресурсов жителей города и инвестиционных компаний в недвижимость, в город, как единый экономический организм. В итоге, все позитивные эффекты предлагаемой модели перехода от прямого дотирования отрасли к адресным субсидиям населению, т.е. к самофинансированию ЖКХ, сводятся в реализации социального заказа населения на экономический рост, на ощущение развития, прогресса и успехов.