Оглавление

Введение_____________________________________________________ 3

Глава 1. Общественное питание___________________________________ 4

1.1 Классификация предприятий общественного питания______________ 4

1.2 Общие требования к предприятиям общественного питания_________ 5

Глава 2. Основные показатели, характеризующие финансовое состояние предприятий общественного питания_________________________________________ 8

Заключение__________________________________________________ 18

Список используемой литературы________________________________ 19

Введение

Предприятие общественного питания - предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления (ГОСТ Р 50647).

Тип предприятия общественного питания - вид предприятия с характерными особенностями обслуживания, ассортимента реализуемой кулинарной продукции и номенклатуры предоставляемых потребителям услуг.

Класс предприятия общественного питания - совокупность отличительных признаков предприятия определенного типа, характеризующая качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания.

Ресторан - предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные; винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха.

Бар - предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары.

Кафе - предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки.

Столовая - общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню.

Закусочная - предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей.

Глава 1. Общественное питание

1.1 Классификация предприятий общественного питания

Предусматриваются следующие типы предприятий общественного питания: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная.

При определении типа предприятия учитывают следующие факторы:

- ассортимент реализуемой продукции, ее разнообразие и сложность изготовления;

- техническую оснащенность (материальную базу, инженерно-техническое оснащение и оборудование, состав помещений, архитектурно-планировочное решение и т.д.);

- методы обслуживания;

- квалификацию персонала;

- качество обслуживания (комфортность, этику общения, эстетику и т.д.);

- номенклатуру предоставляемых потребителям услуг.

Рестораны и бары по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяются на три класса - люкс, высший и первый, которые должны соответствовать следующим требованиям:

- "люкс" - изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий выбор услуг, ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд, изделий для ресторанов, широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей - для баров;

- "высший" - оригинальность интерьера, выбор услуг, комфортность, разнообразный ассортимент оригинальных, изысканных, заказных и фирменных блюд и изделий для ресторанов, широкий выбор фирменных и заказных напитков и коктейлей - для баров;

- "первый" - гармоничность, комфортность и выбор услуг, разнообразный ассортимент фирменных блюд и изделий и напитков сложного приготовления для ресторанов, набор напитков, коктейлей несложного приготовления, в т.ч. заказных и фирменных - для баров.

Кафе, столовые и закусочные на классы не подразделяют.

Рестораны различают:

- по ассортименту реализуемой продукции - рыбный, пивной; с национальной кухней или кухней зарубежных стран;

- по месту расположения - ресторан при гостинице, вокзале, в зоне отдыха, вагон-ресторан и др.

Бары различают:

- по ассортименту реализуемой продукции и способу приготовления - молочный, пивной, винный, кофейный, коктейль-бар, гриль-бар;

- по специфике обслуживания потребителей - видео-бар, варьете-бар и др.

Кафе различают:

- по ассортименту реализуемой продукции - кафе-мороженое, кафе-кондитерская, кафе-молочная;

- по контингенту потребителей - кафе-молодежное, детское и др.

Столовые различают:

- по ассортименту реализуемой продукции - общего типа и диетическая;

- по обслуживанию контингенту потребителей - школьная, студенческая и др.;

- по месту расположения - общедоступная, по месту учебы, работы.

Закусочные разделяют:

- по ассортименту реализуемой продукции - общего типа и специализированные (сосисочная, пельменная, блинная, пирожковая, пончиковая, шашлычная, чайная, пиццерия, гамбургерная и

Рестораны, кафе и бары сочетают производство, реализацию и организацию потребления продукции с организацией отдыха и развлечений потребителей.

1.2 Общие требования к предприятиям общественного питания

На предприятиях общественного питания любого типа и класса должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей и сохранность их имущества при условии соблюдения "Правил производства и реализации продукции общественного питания", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.04.93 N 332, санитарных и технологических норм и правил, а также требований пожарной и электробезопасности.

На предприятиях общественного питания должны выполняться требования нормативных документов по безопасности услуг:

- санитарно-гигиенические и технологические требования СанПиН 42-123-5777, СанПиН 42-123-4117, сборники рецептур блюд и кулинарных изделий;

- требования к безопасности продовольственного сырья и продуктов - в соответствии с требованиями МБТ 5061;

- экологической безопасности - СанПиН 42-123-5777, СНиП 2.08.02;

- противопожарной безопасности - ГОСТ 12.1.004;

- электробезопасности - СНиП 11-4.

 Предприятия общественного питания любого типа должны иметь удобные подъездные пути и пешеходные доступы ко входу, необходимые справочно-информационные указатели. Прилегающая к предприятию территория должна иметь искусственное освещение в вечернее время.

На территории, прилегающей к предприятию и доступной для потребителей, не допускается:

- проведение погрузочно-разгрузочных работ;

- складирование тары;

- размещение контейнеров с мусором;

- сжигание мусора, порожней тары, отходов.

Площадки с мусоросборниками должны быть удалены от окон и дверей помещений предприятия не менее чем на 20 м.

Архитектурно-планировочное решение и конструктивные элементы здания, используемое техническое оборудование должно соответствовать СНиП 2.08.02.

На предприятии должны быть предусмотрены аварийные выходы, лестницы, инструкции о действиях в аварийной ситуации, система оповещения и средства защиты от пожара.

Предприятия всех типов и классов должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающим необходимый уровень комфорта, в том числе: горячее и холодное водоснабжение, канализация, отопление, вентиляция, радио- и телефонная связь.

Вход в предприятие должен обеспечивать одновременное движение двух встречных потоков потребителей на вход и выход. В предприятиях с количеством мест в залах более 50 должны быть предусмотрены отдельные входы и лестницы для потребителей и персонала.

Предприятие должно иметь вывеску с указанием его типа, класса, форм организации его деятельности, фирменного названия, юридического лица (местонахождение собственника), информацию о режиме работы, об оказываемых услугах.

В строящихся и реконструируемых предприятиях для обслуживания инвалидов должны быть предусмотрены наклонные пандусы у входных дверей для проезда инвалидных колясок, лифты, площадки для разворота инвалидной коляски в зале, специально оборудованные туалеты.

Размещение производственных помещений и оборудования в них должно обеспечивать последовательность проведения технологического процесса производства и реализации продукции, а также соблюдение технологических, санитарных норм и правил.

Требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов подразделяются по следующим направлениям, приведенным в приложении.

Глава 2. Основные показатели, характеризующие финансовое состояние предприятий общественного питания

Особенностью формирования цивилизованных рыночных отношений является усиление влияния таких факторов, как жесткая конкурентная борьба, технологические изменения, компьютеризация обработки экономической информации, непрерывные нововведения в налоговом законодательстве, изменяющиеся процентные ставки и курсы валют на фоне продолжающейся информации. В этих условиях перед менеджерами предприятия встает множество вопросов:

1. Какой должна быть стратегия и тактика современного предприятия в условиях перехода к рынку?

2. Как рационально организовать финансовую деятельность предприятия для его дальнейшего "процветания"?

3. Как повысить эффективность управления финансовыми ресурсами?

4. Каким образом определить показатели хозяйственной деятельности, обеспечивающие устойчивое финансовое состояние предприятия?

На эти и другие жизненно важные вопросы может дать ответ объективный финансовый анализ, который позволяет наиболее рационально распределить материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Известно, что любые ресурсы ограничены и добиться максимального эффекта можно не только за счет регулирования их объема, но и путем оптимального соотношения разных ресурсов. Из всех видов ресурсов финансовые имеют первостепенное значение, поскольку это единственный вид ресурсов предприятия, трансформируемый непосредственно и с минимальным временем в любой другой вид ресурсов.

Финансовое состояние - комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия, это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.

Движение любых товарно-материальных ценностей и трудовых ресурсов сопровождается образованием и расходованием денежных средств, а это означает, что финансовое состояние хозяйственного субъекта отражает все стороны деятельности.

Основными задачами анализа финансового состояния предприятия являются:

- оценка финансов и структура финансовых результатов;

- анализ имущественного положения;

- оценка эффективности привлечения заемных средств;

- анализ деловой активности и эффективности производства.

Цель финансового анализа - оценить финансовое состояние предприятия на основании выявленных результатов и дать рекомендации по его улучшению.

Поскольку финансовое состояние оценивается прежде всего по статьям бухгалтерского баланса и приложения к нему, то такой анализ можно назвать внешним. Задачи внешнего анализа определяются интересами пользователей аналитическим материалом. Таких пользователей можно разделить на две группы:

1. Непосредственно заинтересованные в деятельности организации.

2. Опосредованно заинтересованные в ней.

К первой группе относятся следующие пользователи:

существующие и потенциальные собственники средств организации, которым потенциальные кредиторы, использующие отчетность для оценки целесообразности предоставления или продления кредита, определения условий кредитования, усиления гарантий возврата кредита, оценки доверия к организации как к клиенту;

поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей с данным клиентом;

государство, прежде всего в лице налоговых   органов,   которые проверяют правильность составления отчетных документов, расчета налогов, определяют налоговую политику;

служащие компании, интересующиеся данными отчетности с точки зрения уровня их заработной платы и перспектив работы в данной организации.

Вторая группа пользователей - это те, кто непосредственно не заинтересован в деятельности компании. Однако изучение отчетности им необходимо для того, чтобы защитить интересы первой группы пользователей. К этой группе относятся:

- аудиторские службы, проверяющие соответствие данных отчетности соответствующим правилам с целью защиты интересов инвесторов;

- консультанты по финансовым вопросам, использующие отчетность в целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно помещения их капиталов в ту или иную компанию;

- законодательные органы;

- юристы, нуждающиеся в отчетной информации для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов,   а также для   определения условий пенсионного обеспечения;

- торгово-производственные ассоциации, использующие отчетность для статистических обобщений по отраслям и сравнительного анализа и оценки результатов деятельности на отраслевом уровне.

Информационной базой финансового анализа является бухгалтерская отчетность.

Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.

Состав, содержание, требования и другие методической основы бухгалтерской отчетности регламентированы Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/96), утвержденным приказом Минфина РФ от 8 февраля 1996 года ¹ 10. Согласно этому Положению бухгалтерская отчетность состоит из образующих единое целое взаимосвязанных бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним. Бухгалтерская отчетность должна быть достоверной, полной, открытой для ознакомления пользователей.

Бухгалтерский баланс (форма ¹1) является наиболее информативной формой для анализа и оценки финансового состояния предприятия. Значение бухгалтерского баланса так велико, что анализ финансового состояния нередко называют анализом баланса. Основные направления анализа для реальной оценки финансового состояния:

1. Анализ финансового состояния на краткосрочную перспективу заключается в расчете показателей оценки удовлетворенности структуры баланса (коэффициент ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановления (утраты) платежеспособности).

При характеристике платежеспособности следует обратить внимание на такие показатели, как наличие денежных средств на расчетных счетах в банках, в кассе организации, убытки, просроченная дебиторская и кредиторская задолженность, не погашенные в срок кредиты и займы, на оценку положения организации на бланке ценных бумаг.

2. Анализ финансового состояния на долгосрочную перспективу исследует структуру источников средств, степень зависимости организации от внешних инвесторов и кредиторов.

3. Анализ деловой активности организации,   критериями которой являются:

- широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт;

- репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами организации;

- степень выполнения плана, обеспечение задач и темпов их роста;

- уровень эффективности использования ресурсов организации.

Согласно действующим нормативным документам, баланс в настоящее время составляется в оценке нетто. Итог баланса дает ориентировочную оценку сумму средств, находящихся в распоряжении предприятия. Эта оценка является учетной и не отражает реальной суммы денежных средств, которую можно выручить за имущество, например, в случае ликвидации предприятия. Текущая цена активов определяется рыночной конъюнктурой и может отклоняться в любую сторону от учетной, особенно в период инфляции.

Баланс отражает финансовое состояние предприятия на момент его составления. Чтобы установить, какое влияние на сложившееся положение оказали внешние и внутренние условия деятельности предприятия, необходим анализ не только статей баланса, но и другой финансовой отчетности: формы ¹2 "Отчета о прибылях и убытках", форма ¹5 “Приложение к бухгалтерскому балансу”.

Информация, представленная в форме ¹2, более аналитичная, детализированная и конкретная. Для инвесторов и аналитиков эта форма во многих отношениях важнее чем баланс, так как в ней содержится не застывшая одномоментная, а динамичная информация о том, каких успехов достигло предприятие в течение года и за счет каких укрупненных факторов, каковы масштабы его деятельности.

Форма ¹5 заполняется на основании регистров бухгалтерского учета: журналов-ордеров, ведомостей, оборотных ведомостей, машинограмм и т.д. Информация, содержащаяся в данной форме, дополняя “Отчет о прибылях и убытках”, позволяет провести достаточно детальный анализ финансового состояния организации и увидеть движение средств и их источников за отчетный период.

Форма состоит из разделов, в которых более подробно раскрываются некоторые статьи актива и пассива баланса. В этих статьях отражен состав внеоборотных активов, финансовых вложений, дебиторской и кредиторской задолженностей.

Форма №3 "Отчет о движении капитала" отражает движение собственного капитала предприятия и прочих его фондов и резервов по отдельным статьям за отчетный период. В справке к отчету показывается величина чистых активов на начало и конец года, а также отражаются поступления из бюджета и отраслевых и межотраслевых фондов на финансирование капвложений, научно-исследовательских работ, возмещение убытков, социальное развитие и прочие цели.

С 1 июля 1996 года введена самостоятельная форма ¹4 “Отчет о движении денежных средств”, которая является информационным источником для анализа денежных потоков по различным видам деятельности организаций: текущей, инвестиционной и финансовой.

Неотъемлемой частью бухгалтерской отчетности является пояснительная записка, которая составляется к годовой отчетности и содержит краткую характеристику деятельности организации:

первая - виды производственной, коммерческой и инвестиционной деятельности организации и ее географические рынки сбыта;

вторая - основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном периоде на финансовые результаты, такие как:

- доля активной части основных средств;

- коэффициенты износа, обновления и выбытия основных средств;

- коэффициенты ликвидности на начало и конец отчетного периода;

- коэффициент обеспеченности собственными средствами и другие показатели, необходимые для полного, объективного представления финансового состояния организации.

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах должны объяснять суть представленной отчетной информации, раскрывать учетную политику организации и обеспечивать пользователей бухгалтерской отчетности дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки имущественного, финансового положения организации и финансового результата ее деятельности.

В настоящее время идет процесс совершенствования методов раскрытия информации и происходит это как в российской учетной практике, так и за рубежом, что связано с процессами сближения финансовой отчетности различных стран.

Одним из этапов данного процесса явилось вступление в силу Закона о бухгалтерском учете и Положения о бухгалтерской отчетности организации (ПБУ 4/96). В связи с этим изменились подходы к целям составления отчетности. Эти нормативные документы, определяющие направления развития учета и отчетности на ближайшие годы, закрепили тот факт, что составление бухгалтерской отчетности преследует не столько фискальные цели, сколько цели ликвидации информационного вакуума.

В условиях рыночных отношений информация, представленная в отчетности, определяет кредитный рейтинг предприятия: ставку, по которой оно получает кредитные ресурсы; условия расчетов с кредиторами и др.

Что же нового привносят международные стандарты в отечественную практику учета?

На данный вопрос довольно подробно отвечает доцент Финансовой академии при Правительстве РФ О.В. Ефимова в своих комментариях к Закону о бухгалтерском учете и ПБУ 4/96' .

В частности она пишет, "что в настоящее время меняется адресность бухгалтерской (финансовой) отчетности. Так же, как и международные стандарты учета, Закон о бухгалтерском учете и ПБУ 4/96 закрепили положение о том, что в первую очередь, бухгалтерская (финансовая) отчетность должна обеспечивать настоящих и потенциальных инвесторов, кредиторов, акционеров информацией, необходимой для принятия решений в области инвестирования капитала, условий кредитования, одобрения или неодобрения важных изменений в деятельности и политике предприятия".

О.В. Ефимова подчеркивает, "что международные стандарты определяют правила составления финансовой, а не налоговой отчетности. Из сказанного вытекает логика составления отчетности, принципиально отличающаяся от той, к которой привык наш бухгалтер. Формируя и обосновывая учетную политику, бухгалтер должен иметь в виду, что от нее в немалой степени зависят показатели ликвидности, деловой активности, рентабельности, т.е. основные характеристики, по которым участники рынка оценивают надежность и финансовую устойчивость предприятия”.

Таким образом, в широком смысле бухгалтерская отчетность должна содержать данные, необходимые для оптимизации рынка капитала, включать достаточное количество информации, по которой можно было бы сделать прогноз будущих денежных потоков предприятия, оценить его доходность, ожидаемые дивиденды и т.д.

Далее автор отмечает: “Остаются дискуссионными детали раскрытия информации отчетности и нахождения оптимального сочетания информации достаточной и необходимой, формы раскрытия информации - путем расширения данных традиционных форм отчетности (баланса, отчета о прибылях и убытках и др.) или увеличения объема примечаний и пояснений к отчету, методы раскрытия информации”.

Отметим, что с вступлением в силу ПБУ 4/96 приказами Минфина РФ по составлению бухгалтерской отчетности за соответствующий период определяется минимально необходимый, а не достаточный набор показателей отчетности. Объем достаточной информации с точки зрения    ее существенности опять-таки определяется бухгалтером самостоятельно.

Известно, что в мировой практике набор показателей отчетности не регламентируется так жестко, как у нас. В то же время требования по раскрытию информации отчетности в международных стандартах охватывают значительно больший круг показателей.

В международной практике среди наиболее распространенных типов примечаний к отчетности можно выделить:

- раскрытие принципов учета (учетной политики), причин и следствий их изменений;

- раскрытие приоритетности прав кредиторов на активы;

- раскрытие ограничений на выплату дивидендов;

- раскрытие состава и структуры акционерного капитала и прав акционеров.

Проблема раскрытия учетной политики в пояснениях к отчетности становится особенно актуальной в современной рыночной экономике, когда предприятие имеет возможность использовать различные методы оценки статей.

Таким образом, обязательным условием использования бухгалтерской отчетности внешними пользователями является раскрытие учетной политики и всех факторов ее изменения.

В международной практике раскрытию информации об изменениях того или иного пункта учетной политики уделяют особое внимание.

Так, МСБУ  “Раскрытие политики бухгалтерского учета” указывает на необходимость отражения в отчетности данных за предыдущий период. В случае же произошедших изменений в учетной политике, имеющих существенное значение, необходимо указать их и оценить количественное влияние.

 

Рис.3. Формирование и использование общего финансового результата деятельности предприятия

Порядок раскрытия учетной политики организации установлен Положением по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия” (ПБУ 1/94), утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 28 июля 1994г.

Приведенная в ПБУ 4/96 информация, которая должна быть раскрыта в пояснениях к балансу и отчету о прибылях и убытках, предполагает, в частности, показывать данные об объемах реализации продукции, товаров, работ, услуг в разрезе различных видов производства и географических регионов, в которых действует предприятие.

Несмотря на подробный перечень дополнительной информации, которая должна быть раскрыта в соответствии с ПБУ 4/96, ее, как правило, оказывается недостаточно для анализа финансового положения предприятия и оценки существующих перспектив. Международные стандарты бухгалтерского учета (МСБУ) предлагают использовать более подробный перечень необходимой информации. Это связано с накопленным опытом стран с развитыми рыночными отношениями в части использования финансовой отчетности в целях анализа имущественного и финансового положения предприятия.

Так, для анализа текущей платежеспособности и ликвидности необходимо указать те критерии, которыми руководствовались составители пояснительной записки при определении величины оборотных (текущих) активов.

При анализе отчетности необходимо учитывать специфику деятельности предприятия и конкретную экономическую ситуацию.

Заключение

Государством рассматриваются приоритетные направления развития розничной и оптовой торговли, общественного питания с учетом тенденций развития отрасли, интересов потребителей, городских властей, предпринимателей, меры по координации и поддержке местных товаропроизводителей, повышению экономической безопасности региона.

Цель городской власти – создание условий для формирования необходимой инфраструктуры торговли, являющейся мощной бюджетообразующей сферой. Сегодня это четкие предложения по оптимизации перевода жилого фонда в нежилой при планировании размещения нежилых помещений на первых этажах зданий, конкурсному распределению торговых площадей. За счет поддержки предпринимателей муниципалитетом стимулируется процесс преобразования потребительского рынка, направленный на развитие магазинных форм торговли, внедрение современных сетевых технологий. Таким образом, это формирование цивилизованных форм торговли, постепенное замещение преобладающих сегодня торгово-ярмарочных, контейнерных комплексов, киосков, палаток магазинами и торговыми комплексами нового типа.

С учетом наметившихся тенденций развития торговли и общественного питания главными целями основных направлений развития на ближайшие пять лет являются укрепление и развитие предпринимательской деятельности на потребительском рынке, защита прав потребителей.

Для достижения этих целей необходимо обеспечить абсолютному большинству населения доступность потребительского рынка, безопасность и качество потребительских товаров, усилить систему услуг, восстановить финансовый контроль за товарооборотом на основе ограничения возможностей для теневого оборота, оптимальное соотношение магазинных и внемагазинных форм продажи товаров, укрепить нормативно-правовую базу развития торговли,

Дальнейшее развитие торговли должно проводиться на принципах системности, ответственности государственных органов в вопросах контроля качества и безопасности товаров и услуг.

Список используемой литературы

1.                      Налоговый Кодекс РФ. М., 2001.

2.                      Письмо Госналогслужбы РФ от 10. 05. 1995 № ЮБ-6-17/256 "О методических рекомендациях по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания" (вместе с "Методическими рекомендациями... ", утв. Роскомторгом 20. 04. 1995 № 1-550/32-2).

3.                      Общественное питание. Классификация предприятий. Извлечение ГОСТ Р 50762-95

4.                      Вещунова А.М. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании. – М., 1996.

5.                      Морозова Н.И. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании. – М., 1996.

6.                      Правила торговли. – М., 1997.

 


' Статья “Годовая отчетность для целей финансового анализа” в журнале “Бухгалтерский учет” 2/98.