Утверждено Протокол Правления ОАО Новосибирский муниципальный банк №36 от 06.12.2004г. |
М Е Т О Д И К А
оценки кредитного риска по ссудам юридическим лицам и предпринимателям
ОАО Новосибирский муниципальный банк
1. Общие положения
1.1. Назначение и порядок применения
Настоящая Методика является внутренним нормативным документом ОАО Новосибирский муниципальный банк (далее – Банк), устанавливающим порядок и принципы оценки кредитного риска по ссудам юридическим лицам и предпринимателям.
Настоящая Методика разработана с целью осуществления анализа и оценки рисков, связанных с предоставлением кредитов юридическим лицам и предпринимателям, классификации ссуд, ссудной и приравненной к ней задолженности юридических лиц и предпринимателей (далее – ссуды) и определения размера расчетного резерва по ним.
Требования настоящей Методики распространяются на процесс оценки кредитного риска по ссудам, проводимый сотрудником Отдела мониторинга финансового состояния заемщиков / контрагентов.
Настоящая Методика не распространяется на оценку кредитного риска по ссудам кредитным организациям, органам исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, страховым компаниям.
Настоящая Методика разработана в соответствии с требованиями Центрального Банка РФ и Кредитной политикой Банка.
Методика, а также изменения и дополнения в настоящую Методику утверждаются Правлением Банка.
1.2. Термины и определения
Банк – ОАО Новосибирский муниципальный банк.
Специалист – сотрудник Отдела мониторинга финансового состояния заемщиков / контрагентов, в функции которого входит осуществление оценки кредитного риска по ссудам.
Кредитующие подразделения – подразделения Банка, в функции которых входит осуществление кредитных сделок.
Заемщик –1) юридическое лицо или предприниматель, представившее в Банк пакет документов на получение кредита;
– 2) юридическое лицо или предприниматель, кредитующееся в Банке.
Предприниматель – индивидуальный предприниматель, частный предприниматель, ПБОЮЛ (предприниматель без образования юридического лица).
Ссуда - денежные требования и требования, вытекающие из сделок с финансовыми инструментами. В целях настоящего Положения ссудами признаются:
предоставленные кредиты (займы), размещенные депозиты, в том числе межбанковские кредиты (депозиты, займы), прочие размещенные средства, включая требования на получение (возврат) долговых ценных бумаг, акций и векселей, предоставленных по договору займа;
учтенные векселя;
суммы, уплаченные кредитной организацией бенефициару по банковским гарантиям, но не взысканные с принципала;
денежные требования кредитной организации по сделкам финансирования под уступку денежного требования (факторинг);
требования кредитной организации по приобретенным по сделке правам (требованиям) (уступка требования);
требования кредитной организации по приобретенным на вторичном рынке закладным;
требования кредитной организации по сделкам продажи (покупки) финансовых активов с отсрочкой платежа (поставки финансовых активов);
требования кредитной организации к плательщикам по оплаченным аккредитивам (в части непокрытых экспортных и импортных аккредитивов);
требования к контрагенту по возврату денежных средств по второй части сделки по приобретению ценных бумаг или иных финансовых активов с обязательством их обратного отчуждения в случае, если ценные бумаги, выступающие предметом указанной сделки, являются некотируемыми в соответствии с нормативными актами Банка России или если иные финансовые активы, являющиеся предметом указанной сделки, не обращаются на организованном рынке, а также если в соответствии с условиями указанной сделки существуют ограничения на отчуждение ценных бумаг или иных финансовых активов их приобретателем;
требования кредитной организации (лизингодателя) к лизингополучателю по операциям финансовой аренды (лизинга).
Кредитный риск заемщика - вероятность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору в установленный условиями договора срок.
Кредитная история – совокупность данных об исполнении заемщиком обязательств по ссудам в течение последних 180 календарных дней, договоры по которым на момент анализа закрыты. При оценке кредитного риска в соответствии с настоящей Методикой может приниматься во внимание кредитная история заемщика в других банках.
Обслуживание долга – исполнение заемщика обязательств по ссудам, договоры по которым являются действующими на момент анализа. При оценке качества обслуживания долга в соответствии с настоящей Методикой может приниматься во внимание обслуживание долга по действующим ссудам в других банках.
2. Порядок и принципы оценки кредитного риска
Основными принципами оценки кредитного риска являются:
- объективный анализ всей информации, используемой при оценке;
- комплексный подход к анализу качественных и количественных показателей, используемых при оценке кредитного риска заемщиков;
- использование формализованных и экспертных методов при осуществлении оценки кредитного риска с учетом специфики заемщиков.
Оценка кредитного риска осуществляется сотрудником Отдела мониторинга финансового состояния заемщиков / контрагентов Банка после получения заявки на получение кредита и необходимого пакета документов. Заключение о возможности выдачи кредита подписывается начальником подразделения.
Оценка текущего кредитного риска заемщика в течение периода кредитования производится на постоянной основе, но не реже одного раза в квартал на отчетную дату сотрудником Отдела мониторинга финансового состояния заемщиков / контрагентов по настоящей Методике. Заключение о текущем уровне кредитного риска заемщика подписывается начальником подразделения.
Основными источниками информации для осуществления оценки кредитного риска являются:
- документы, предоставленные заемщиком;
- информация Государственного Комитета РФ по статистике;
- Интернет (система раскрытия информации http://www.skrin.ru; информационные агентства http://www.interfax.ru , http://www.akm.ru/rus/default.stm и др.);
- СМИ;
- подразделения Банка.
В результате оценки кредитного риска заемщика определяется принадлежность заемщика к одной из следующих пяти категорий качества:
Таблица 1.
Категория качества |
Наименование и описание категории качества |
Уровень кредитного риска (вероятность потерь) |
Размер отчислений в резерв (в %) от основной суммы долга |
I (высшая) категория качества |
Стандартные ссуды – отсутствие кредитного риска (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде равна нулю);
|
0 |
0 |
II категория качества |
Нестандартные ссуды - умеренный кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от одного до 20 процентов); |
1-20 % |
от 1 до 20 |
III категория качества |
Сомнительные ссуды - значительный кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 21 до 50 процентов); |
21-50 % |
от 21 до 50 |
IV категория качества |
Проблемные ссуды - высокий кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 51 процента до 100 процентов); |
51-100 % |
от 51 до 100 |
V категория качества |
Безнадежные ссуды - отсутствует вероятность возврата ссуды в силу неспособности или отказа заемщика выполнять обязательства по ссуде, что обусловливает полное (в размере 100 процентов) обесценение ссуды. |
100 % |
100 |
3. Методика оценки кредитного риска
Методика оценки кредитного риска включает следующие этапы:
ЭТАП 1. Оценка финансового положения заемщика.
ЭТАП 2. Анализ качества обслуживания долга.
ЭТАП 3. Оценка региональных и отраслевых рисков.
ЭТАП 4. Оценка управленческих и производственных рисков.
ЭТАП 5. Классификация заемщика по категориям качества.
ЭТАП 6. Определение размера расчетного резерва.
ЭТАП 1. Оценка финансового положения заемщика
Целесообразность оценки финансового положения объясняется непосредственным влиянием финансового положения клиента на способность исполнять обязательства по кредитам в полном объеме и в срок.
С целью оценки финансового положения заемщика рассчитываются и анализируются относительные показатели (за исключением предпринимателей, заемщиков, использующих упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и не составляющих формы №1 «Бухгалтерский баланс» и №2 «Отчет о прибылях и убытках» в управленческих целях) и качественные показатели.
Относительные показатели:
1. Показатели финансовой независимости (К1, К2)
Коэффициенты данной группы показывают, насколько предприятие зависимо от внешних источников финансирования.
· К1 - коэффициент автономии (коэффициент независимости, уровень самофинансирования)
Расчетная формула:
К1 = Собственный капитал (стр.490 ф.1) / Общая сумма активов (стр.300 ф.1)
· К2 - коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
Расчетная формула:
К2 = (Собственный капитал (стр.490 ф.1) – Внеоборотные активы (стр.190 ф.1))/ Оборотные активы (стр.290 ф.1)
2. Показатель текущей ликвидности (К3)
Под ликвидностью понимается способность предприятия своевременно платить по своим текущим обязательствам за счет имеющихся текущих активов, не нарушая при этом нормального течения производственного процесса.
Показатель текущей ликвидности являются одними из самых важных, поскольку недостаточная ликвидность может означать задержку в уплате процентов и основной суммы долга.
· К3 - коэффициент текущей ликвидности
Расчетная формула:
К3 = Оборотные активы (стр.290 ф.1) / (Краткосрочные обязательства (стр.690 ф.1) – Доходы будущих периодов (стр.640 ф.1) – Резервы предстоящих платежей (стр.650 ф.1))
3. Показатель рентабельности активов (К4)
Показатели рентабельности характеризуют эффективность деятельности предприятия. Получение прибыли является основной целью деятельности любого коммерческого предприятия. Для кредитора прибыль является самым надежным источником выплаты процентов и основной суммы долга. Поэтому анализ показателей рентабельности необходим при определении кредитного риска.
· К4 - коэффициент рентабельности активов – характеризует в относительных единицах эффективность использования всех ресурсов, полученных предприятием в своем распоряжении. В Приложении 1 определены оценочные характеристики показателя. Однако следует принимать во внимание, что значение показателя зависит от большого количества параметров, которые являются сугубо индивидуальными для каждого предприятия.
Расчетная формула:
К4 = Прибыль до налогообложения за отчетный квартал / Валюта баланса (стр.300 ф.1);
4. Показатели оборачиваемости (К5-К7)
Данная группа показателей характеризует эффективность управления оборотными активам и оперирования различными источниками средств за определенный период времени.
· К5 – коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;
Расчетная формула:
К5 = Средняя за период дебиторская задолженность / Среднедневной объем Выручки нетто за период (стр.010 ф.2 / n),
Средняя за период дебиторская задолженность = (Размер дебиторской задолженности на начало периода (стр.240 ф.1) + Размер дебиторской задолженности на конец периода (стр.240 ф.1)) / 2,
n – количество дней в периоде.
· К6 – коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности;
Расчетная формула:
К6 = Средняя за период кредиторская задолженность / Среднедневной объем Выручки нетто за период (стр.010 ф.2 / n),
Средняя за период кредиторская задолженность = (Размер кредиторской задолженности на начало периода (стр.620 ф.1) + Размер кредиторской задолженности на конец периода (стр.620 ф.1)) / 2,
n – количество дней в периоде.
· К7 – коэффициент оборачиваемости запасов;
Расчетная формула:
К7 = Средний за период размер запасов / Среднедневной объем Выручки нетто за период (стр.010 ф.2 / n),
Средний за период размер запасов = (Размер запасов на начало периода (стр.210 ф.1) + Размер запасов на конец периода (стр.210 ф.1)) / 2,
n – количество дней в периоде.
5. Показатель стабильности производства (К8)
Стабильность производства характеризуется динамикой показателя выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг. Динамика показателя рассчитывается как темп изменения показателя за квартал.
Расчетная формула:
К8 = (Выручка нетто за отчетный квартал / Выручка нетто за предшествующий квартал ) * * 100.
В случае, если характер деятельности предприятия носит сезонный характер, коэффициент К8 рассчитывается следующим образом:
К8 = (Выручка нетто за отчетный период (стр.010 ф.2) / Выручка за аналогичный период предыдущего года (стр.010 ф.2)) * 100.
Значения показателей и количество баллов представлены в Приложении 1 к Настоящей методике.
Финансовое положение заемщика, которому предоставлена (рассматривается вопрос о предоставлении) ссуда (совокупность ссуд) величиной пять процентов и более от величины капитала Банка, оценивается не лучше, чем среднее, если хотя бы один из показателей К3, К4 или К8 оценен ниже, чем «средний».
Качественные показатели:
Порядок оценки:
Таблица 2.
Оцениваемые показатели |
Порядок оценки |
Источники информации |
Критерии оценок |
Количество баллов |
Кредитная история |
Определить качество кредитной истории заемщика |
- Кредитующие подразделения; - Отдел экономической защиты; - Кредитное бюро; - Кредитные организации. |
Платежи по ссудам в части основного долга и процентам осуществлялись своевременно и в полном объеме; имеется единичный случай просроченных платежей по основному долгу и (или) процентам в течение последних 180 календарных дней до пяти календарных дней включительно; отсутствуют случаи реструктуризации ссуд, не предусмотренные договором, в сторону, более благоприятную для заемщика. |
100 |
Платежи по ссудам в части основного долга и процентам осуществлялись своевременно и в полном объеме; имеется единичный случай просроченных платежей по основному долгу и (или) процентам в течение последних 180 календарных дней от 6до 30 календарных дней включительно; отсутствуют случаи реструктуризации ссуд, не предусмотренные договором, в сторону, более благоприятную для заемщика. |
50 |
|||
Имели место случаи просроченных платежей по основному долгу и (или) процентам в течение последних 180 календарных дней более 30 дней; имели место случаи реструктуризации ссуд, не предусмотренные договором, в сторону, более благоприятную для заемщика; имели место случаи, когда платежи по ссудам осуществлялись за счет денежных средств и (или) иного имущества, предоставленных заемщику Банком прямо либо косвенно (через третьих лиц); кредитная история отсутствует |
0 |
|||
Взаимодействие с Банком. |
Определить степень взаимодействия заемщика с Банком. |
- Отдел экономической защиты; - Кредитный отдел; - Управление корпоративного бизнеса; - Отдел ценных бумаг и др. подразделения Банка |
Заемщик сотрудничает с Банком на постоянной основе; среднемесячный оборот по счетам[1], открытым в Банке за шесть последних месяцев равен или превышает лимит ссудной задолженности (с учетом рассматриваемой заявки). |
100 |
Заемщик сотрудничает с Банком на постоянной основе; среднемесячный оборот по счетам, открытым в Банке за шесть последних месяцев не менее 0,5 от лимита ссудной задолженности (с учетом рассматриваемой заявки). |
60 |
|||
Заемщик сотрудничает с Банком на постоянной основе; среднемесячный оборот по счетам, открытым в Банке за шесть последних месяцев менее 0,5 от лимита ссудной задолженности, но более 100 000 рублей (с учетом рассматриваемой заявки). |
30 |
|||
Заемщик обратился в Банк впервые (единичные случаи обращения), расчетных счетов в Банке не имеет или счета неработающие. |
0 |
Финансовое положение заемщика не может быть оценено как хорошее, если:
- Величина чистых активов – для коммерческих предприятий или итог по разделу III бухгалтерского баланса – для некоммерческих отрицательны или равны 0.
Расчет стоимости чистых активов производится в порядке, установленном Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29 января 2003 г. N 10н/03-6/пз и представлен в Таблице 3:
Таблица 3.
Наименование показателя |
Код строки бухгалтерского баланса |
На конец отчетного периода |
|||
|
I. |
Активы |
|
||
|
1. |
Нематериальные активы |
110 |
||
|
2. |
Основные средства |
120 |
||
|
3. |
Незавершенное строительство |
130 |
||
|
4. |
Доходные вложения в материальные ценности |
135 |
||
|
5. |
Долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения[2] |
140,250 |
||
|
6. |
Прочие внеоборотные активы[3] |
150 |
||
|
7. |
Запасы |
210 |
||
|
8. |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
220 |
||
|
9. |
Дебиторская задолженность[4] |
230, 240 |
||
|
10. |
Денежные средства |
260 |
||
|
11. |
Прочие оборотные активы |
270 |
||
|
12. |
Итого активы, принимаемые к расчету (сумма данных пунктов 1 - 11) |
|
||
|
II. |
Пассивы |
|
||
|
13. |
Долгосрочные обязательства по займам и кредитам |
510 |
||
|
14. |
Прочие долгосрочные обязательства[5],[6] |
520, 515 |
||
|
15. |
Краткосрочные обязательства по займам и кредитам |
610 |
||
|
16. |
Кредиторская задолженность |
620 |
||
|
17. |
Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов |
630 |
||
|
18. |
Резервы предстоящих расходов |
650 |
||
|
19. |
Прочие краткосрочные обязательства5 |
660 |
||
|
20. |
Итого пассивы, принимаемые к расчету (сумма данных пунктов 13 - 19) |
|
||
|
21. |
К9 ( Стоимость чистых активов акционерного общества) =(итого активы, принимаемые к расчету (стр. 12) минус итого пассивы, принимаемые к расчету (стр. 20) |
|
2. Производство нестабильно, нерентабельно, а предприятие неплатежеспособно, т.е. хотя бы один из показателей К3, К4 или К8 оценен как «очень низкий».
3. Имеют место негативные явления (тенденции), не связанные с сезонными факторами. К негативным явлениям (тенденциям) относится уменьшение выручки, рентабельности активов более, чем на 20% за квартал; увеличение кредиторской и (или) дебиторской задолженности более, чем на 50% от средней за последний квартал валюты баланса.
4. Если в отношении заемщика выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
- наличие текущей картотеки неоплаченных расчетных документов к банковским счетам заемщика в течение более 10 дней; наличие просроченной задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами и внебюджетными фондами; наличие просроченной задолженности перед работниками по заработной плате;
- наличие у заемщика скрытых потерь (например, неликвидных запасов готовой продукции и (или) требований, безнадежных ко взысканию) в размере, равном или превышающем 25 процентов его чистых активов (собственных средств);
- случай (случаи) неисполнения в течение последнего года заемщиком обязательств по иным договорам с Банком либо прекращение заемщиком обязательств по иным договорам с кредитной организацией - кредитором предоставлением взамен исполнения обязательства отступного в форме имущества, которое не реализовано кредитной организацией в течение 180 календарных дней или более;
- не предусмотренная планом развития заемщика (бизнес-планом), согласованным с кредитной организацией, убыточная деятельность заемщика, приведшая к существенному (25 процентов и более) снижению его чистых активов по сравнению с их максимально достигнутым уровнем.
Финансовое положение заемщика оценивается не лучше, чем среднее, если анализ производственной и финансово-хозяйственной деятельности заемщика и (или) иные сведения о нем свидетельствуют об отсутствии прямых угроз текущему финансовому положению, но имеют место негативные явления (тенденции), не связанные с сезонными факторами, которые в обозримой перспективе (до 1 года) могут привести к появлению финансовых трудностей, если заемщиком не будут принят меры, позволяющие улучшить ситуацию. К негативным явлениям (тенденциям) относится уменьшение выручки, рентабельности активов более, чем на 20% за квартал; увеличение кредиторской и (или) дебиторской задолженности более, чем на 50% от средней величины валюты баланса за последний квартал.
Финансовое положение заемщика оценивается как плохое, если выполняется хотя бы одно из условий:
1. Заемщик признан несостоятельным (банкротом) в соответствии с законодательством;
2. Заемщик является устойчиво неплатежеспособным (коэффициент текущей ликвидности в течение последних трех кварталов оценен как «очень низкий» и в течение трех последних кварталов имеют место многократные случаи неисполнения заемщиком своих обязательств перед Банком или другими контрагентами заемщика);
3. Анализ производственной и (или) финансово-хозяйственной деятельности заемщика и (или) иные сведения о нем свидетельствуют об угрожающих негативных явлениях (тенденциях), вероятным результатом которых могут явиться несостоятельность (банкротство) либо устойчивая неплатежеспособность заемщика. К угрожающим негативным явлениям (тенденциям) в деятельности заемщика относятся:
- необоснованная убыточная деятельность;
- отрицательная величина чистых активов либо сокращение чистых активов более, чем на 20% в квартал в течение трех последних кварталов;
- уменьшение выручки более, чем на 20% в квартал в течение трех последних кварталов;
- рост кредиторской и (или) дебиторской задолженности более, чем на 50% за квартал от средней за квартал величины валюты баланса в течение трех последних кварталов.
В зависимости от суммарного количества баллов, полученных при расчете относительных и качественных показателей, и с учетом вышеизложенных положений финансовое положение заемщика оценивается следующим образом:
Таблица 4.
Оценка финансового положения |
Количество баллов на ЭТАПЕ 1 |
Хорошо |
700 - 1000 |
Средне |
300 – 699 |
Плохо |
0-299 |
В случае, если полученная оценка финансового положения заемщика по мнению Специалиста не соответствует его реальному финансовому положению, Специалист имеет право повысить балльную оценку на:
50 баллов – при наличии документально подтвержденного обоснования негативных явлений, тенденций, например, сезонность, длительный производственный цикл, общеотраслевые тенденции и пр.;
100 баллов – при наличии документально подтвержденного обоснования негативных явлений (тенденций);
200 баллов – при наличии запланированного бизнес-планом или другим аналогичным документом выявленных негативных явлений (тенденций).
Финансовое положение предпринимателей, заемщиков, использующих упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и не составляющих формы №1 и №2 в целях управления, оценивается как:
- хорошее - в случае, если доходы за два последних года превышают расходы;
- среднее - в случае, если доходы за последний год превышают расходы. В предшествующие последнему годы имело место превышение расходов над доходами;
- плохое – в случае, если в последнем и предшествующих годах имело место превышение расходов над доходами.
В зависимости от полученной оценки финансового положения и «качества оценки»[7] заемщику присваивается количество баллов в рамках установленного интервала в соответствии с Таблицей 4 экспертным путем.
ЭТАП 2. Анализ качества обслуживания долга
Качество обслуживания долга оценивается как хорошее, среднее или плохое с присвоением 800, 400 и 0 баллов соответственно.
При осуществлении оценки ссуды до определенного договором срока выплаты процентов и (или) суммы основного долга обслуживание долга может быть оценено в зависимости от оценки финансового положения заемщика, полученной на ЭТАПЕ 1:
Таблица 5.
Оценка финансового состояния |
Оценка качества обслуживания долга |
Количество баллов |
Хорошо |
Хорошо |
800 |
Средне |
Средне |
400 |
Плохо |
Плохо |
0 |
В зависимости от качества обслуживания долга ссуды относятся в одну из трех категорий: хорошее, среднее, плохое обслуживание долга следующим образом:
Таблица 6.
Характеристика обслуживания долга |
Оценка качества обслуживания долга |
Количество баллов |
Платежи по основному долгу и процентам осуществлялись своевременно и в полном объеме; имеется единичный случай просроченных платежей по основному долгу и (или) процентам в течение последних 180 календарных дней до пяти календарных дней включительно. |
Хорошо |
800 |
Платежи по основному долгу и (или) по процентам осуществляются за счет денежных средств и (или) иного имущества, предоставленных заемщику Банком прямо либо косвенно (через третьих лиц), либо Банк прямо или косвенно (через третьих лиц) принял на себя риски (опасность) понесения потерь в связи с предоставлением заемщику денежных средств и (или) иного имущества, кроме случаев, когда ссуда предоставлена Банком в целях погашения долга по ранее предоставленной ссуде заемщику, финансовое положение которого на протяжении последнего завершенного и текущего года может быть оценено как хорошее в соответствии с ЭТАПОМ 1 Настоящей методики; Ссуда реструктурирована, то есть на основании соглашений с заемщиком изменены существенные условия первоначального договора по ссуде в сторону, более благоприятную для заемщика, в том числе если указанные соглашения предусматривают увеличение сроков возврата основного долга, снижение процентной ставки, за исключением изменения процентной ставки, осуществляемого в соответствии с условиями договора (например, в случае плавающей процентной ставки, если ее изменение осуществляется в соответствии с условиями первоначального договора, в том числе в связи с изменением ставки рефинансирования Банка России, иной базовой процентной ставки), увеличение суммы основного долга, изменение графика уплаты процентов по ссуде, изменение порядка расчета процентной ставки, кроме случаев, когда платежи по реструктурированной ссуде осуществляются своевременно и в полном объеме, а финансовое положение заемщика на протяжении последнего завершенного и текущего года может быть оценено не хуже, чем среднее в соответствии с ЭТАПОМ 1 Настоящей методики; Имеется случай просроченных платежей по основному долгу и (или) по процентам в течение последних 180 календарных дней, в том числе от шести до 30 календарных дней включительно; Ссуда прямо либо косвенно (через третьих лиц) предоставлена заемщику Банком в целях погашения долга по ранее предоставленной ссуде либо Банк прямо или косвенно (через третьих лиц) принял на себя риски (опасность) понесения потерь в связи с предоставлением заемщику денежных средств в указанных целях, при условии отсутствия просроченных платежей по новой ссуде, а также при условии, что по ранее предоставленной ссуде обслуживание долга признавалось хорошим, а финансовое положение заемщика не может быть оценено как хорошее в соответствии с ЭТАПОМ 1 Настоящей методики. |
Средне |
400 |
Имеются просроченные платежи по основному долгу и (или) по процентам в течение последних 180 календарных дней свыше 30 календарных дней; Ссуда реструктурирована, и по ней имеются просроченные платежи по основному долгу и (или) по процентам, а финансовое положение заемщика оценивается как плохое в соответствии с ЭТАПОМ 1 настоящей методики; Ссуда предоставлена заемщику Банком прямо либо косвенно (через третьих лиц) в целях погашения долга по ранее предоставленной ссуде, либо Банк прямо или косвенно (через третьих лиц) принял на себя риски (опасность) понесения потерь в связи с предоставлением денежных средств заемщику, чье финансовое положение не может быть оценено лучше, чем среднее, в соответствии с ЭТАПОМ 1 Настоящей методики при условии, что ранее предоставленная ссуда была отнесена по качеству обслуживания долга к категории ссуд со средним обслуживанием долга по основаниям, изложенным в подпункте 3.7.2.4 Положения №254-П для указанных ссуд либо при наличии просроченных платежей по новой ссуде. |
Плохо |
0 |
ЭТАП 3. Оценка региональных и отраслевых рисков
Целесообразность оценки региональных и отраслевых рисков объясняется:
- необходимостью выявления и оценки рисков, типичных для всех предприятий[8] отрасли;
- непосредственной зависимостью финансового состояния клиента от его позиции в отрасли и регионе;
- возможным появлением и/или наличием конкурирующих компаний в отрасли/регионе, которые способны повлиять на формирование денежных потоков клиента;
- возможной зависимостью клиента от ограниченного количества поставщиков и потребителей.
Порядок оценки:
Таблица 7.
Оцениваемые факторы |
Порядок оценки |
Источники информации |
Критерии оценок |
Количество баллов |
1. Состояние рынка в отрасли, тенденции развития отрасли. |
1. Определить отраслевую принадлежность заемщика по коду ОКВЭД заемщика и согласно «Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности», введенному в действие с 01/01/2003. 2. Определить географические границы деятельности заемщика (местный, региональный, национальный или международный рынок). 3. Определить темпы роста отрасли в регионах деятельности заемщика, используя информация Государственного Комитета РФ по статистике. |
- «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности»; - Ежеквартальный бюллетень банковской информации; - Анкета заемщика; - информация Государственного Комитета РФ по статистике (http://www.gks.ru, www.sibstat.gcom.ru) |
Стадия роста - наблюдается стабильное увеличение темпов роста в отрасли |
40 |
Стадия зрелости - положение в отрасли стабильно, стабильного роста не наблюдается; имеют место временные колебания темпов роста. |
20 |
|||
Стадия старения - наблюдается долговременное снижение темпов роста в отрасли |
0 |
|||
2. Конкуренция в регионе, тенденции развития конкуренции |
1. Определить фактическое количество фирм-конкурентов (отечественных и иностранных) в регионе. 2. Определить доли наиболее крупных фирм на региональном рынке. 3. Определить барьеры входа и выхода в отрасль потенциальных конкурентов (лицензии, требования к размеру уставного капитала, необходимость больших капитальных вложений для ведения деятельности и др.). |
- Анкета заемщика; - Интернет; - СМИ и др. |
Олигополия - несколько фирм продают стандартизованный или дифференцированный товар, причем доля каждого из них в общих продажах настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции одной из фирм ведет к изменению цены. Доступ на олигополистический рынок для других фирм затруднен. Обычно на олигополистическом рынке действует сильная неценовая конкуренция. |
30 |
Чистая конкуренция - множество продавцов и покупателей схожего, взаимозаменяемого товара. Ни один из продавцов и покупателей не способен оказать решающего влияния на цену и масштабы продаж. Конкуренция достаточно агрессивна. |
0 |
|||
3. Значимость предприятия в масштабах отрасли, региона |
1. Определить темпы роста отдельных показателей деятельности заемщика (выпуск продукции, торговый оборот и др.). 2. Сравнить темпы роста заемщика с отраслевыми. 3. Определить долю рынка заемщика на рынке, стабильность доли рынка, конкурентные преимущества, наличие развитой сбытовой сети (количество и месторасположение собственных сбытовых точек и точек посредников). 4. Определить степень зависимости предприятия от потребителей и поставщиков. 5. Определить уровень государственной поддержки заемщика (целевое финансирование, размер получаемых льгот, участие органов власти в уставном капитале, программы развития и т.п.). |
- Финансовая отчетность заемщика (форма №1 «Бухгалтерский баланс», форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»); - Анкета заемщика; - информация Государственного Комитета РФ по статистике (http://www.gks.ru, www.sibstat.gcom.ru); - Ежеквартальный бюллетень банковской информации; - Интернет; - СМИ и др. |
Лидерство - темпы роста заемщика выше отраслевых, доля на рынке значительна и устойчива, заемщик имеет широко диверсифицированную сеть поставщиков и потребителей, высокий уровень поддержки государства (местных органов власти). |
80 |
Средний уровень - темпы роста на уровне среднеотраслевых, доля рынка невелика, но достаточно устойчива при ограниченном количестве поставщиков и потребителей. |
40 |
|||
Неустойчивость - темпы роста ниже среднеотраслевых, доля рынка уменьшается, поставщики и потребители имеют ограниченные способности поставлять/ оплачивать товары и услуги своевременно, полностью и в денежной форме; государственной поддержки нет. |
0 |
ЭТАП 4. Оценка управленческих и производственных рисков
Целесообразность оценки управленческих и производственных рисков объясняется:
- непосредственной зависимостью финансового состояния клиента от качества управления и производственного оснащения;
- возможностью ухудшения финансовых отношений клиента с контрагентами вследствие неэффективного управления;
- необходимостью поддержания соответствующего уровня технической и технологической оснащенности, качества товаров/ услуг для сохранения устойчивой позиции клиента на рынке.
Порядок оценки:
Таблица 8.
Оцениваемые факторы |
Порядок оценки |
Источники информации |
Критерии оценок |
Количество баллов |
1. Деловая репутация заемщика |
1. Выявить факты неисполнения обязательств перед поставщиками и другими кредиторами; 2. Изучить историю судебных разбирательств с участием заемщика; 3. Изучить основных партнеров и контрагентов; 4. Выявить наличие претензий со стороны налоговых органов. |
- Интернет; - СМИ; - Отдел экономической защиты; - Анкета заемщика; - Отдел по работе с юридическими лицами. |
Безупречная - отсутствие негативной информации, касающейся деловой репутации заемщика |
50 |
Удовлетворительная - факты незначительной задержки исполнения обязательств перед кредиторами, налоговыми органами. |
25 |
|||
Плохая - наличие информации о неисполнении обязательств перед кредиторами, претензии со стороны налоговых органов, неоднократные судебные разбирательства с участием заемщика в качестве ответчика. |
0 |
|||
2. Уровень менеджмента высшего звена. |
1. Определить состав менеджмента высшего звена. 2. Проанализировать уровень образования и опыт руководящей работы менеджеров высшего звена. 3. Проанализировать устойчивости состава менеджеров. 4. Выявить наличие фактов наличия судимостей у менеджеров. |
- Анкета заемщика; - Отдел экономической защиты. |
Высокий - наличие устойчивого состава высококвалифицированных менеджеров с безупречной репутацией |
40 |
Средний - менеджеры достаточно квалифицированы, но состав неустойчив (срок пребывания в должности менее 1 года). |
20 |
|||
Низкий - состав менеджеров неустойчив, уровень образования низок, отсутствие опыта руководства предприятием, наличие судимостей у менеджеров высшего и среднего звена. |
0 |
|||
3. Уровень производственной оснащенности заемщика, использования современных технологий, качество продукции |
1. Проанализировать состав производственных мощностей (собственные, арендованные, уровень физического и морального износа). 2. Сравнить производственные мощности заемщика с основными конкурентами (при наличии аналогичной информации о конкурентах). |
- Анкета заемщика; - Интернет; - СМИ. |
Высокий - отсутствие технического и технологического отставания от конкурентов, уровень износа производственных мощностей невысок; наличие сертификатов по стандартам ISO9000, а также других сертификатов и наград; отсутствие зависимости деятельности заемщика от производственной оснащенности и от современных технологий (посреднические, торговые и прочие аналогичные предприятия) |
50 |
Средний - возможно техническое и технологическое отставание от некоторых конкурентов, средний уровень износа производственных мощностей |
25 |
|||
Низкий - значительное техническое и технологическое отставание от конкурентов, высокий уровень износа производственных мощностей. |
0 |
|||
4. Финансовая и инвестиционная политика. |
1. Анализ инвестиций заемщика за последние несколько лет. 2. Анализ осуществляемых в настоящее время проектов. 3. Анализ планируемых проектов. 4. Оценка рискованности инвестиционной политики (инвестирование в развитие существующих отраслей менее рискованны, чем в новые направления деятельности). |
- Анкета заемщика; - Результаты собеседования с заемщиком; - Бизнес-план, инвестиционный проект или др. аналогичный документ. |
Качественная - успешное осуществление инвестиционных проектов, отсутствие в настоящее время «законсервированных проектов», отсутствие планируемых широкомасштабных расходов, умеренный риск инвестиционной политики |
50 |
Удовлетворительная - большее количество проектов успешны, осуществление масштабных проектов в настоящее время или в ближайшее время (год), средний риск инвестиционной политики |
25 |
|||
Плохая - последние инвестиционные проекты неуспешны, наличие «законсервированных проектов»,высокий риск инвестиционной политики. |
0 |
ЭТАП 5. Классификация заемщика по категориям качества
Классификация заемщиков по категориям качества осуществляется на основании двух факторов: финансового положения и качества обслуживания долга. Классификация производится в соответствии с таблицей 9.
Таблица 9.
Обслуживание долга Финансовое положение |
Хорошо |
Средне |
Плохо |
Хорошо |
Стандартные ссуды (I категория качества) 1500-1800 баллов |
Нестандартные ссуды (II категория качества) 1100-1499 баллов |
Сомнительные ссуды (III категория качества) 700-1099 баллов |
Средне |
Нестандартные ссуды (II категория качества) 1100-1499 баллов |
Сомнительные ссуды (III категория качества) 700-1099 баллов |
Проблемные ссуды (IV категория качества) 300-699 баллов |
Плохо |
Сомнительные ссуды (III категория качества) 700-1099 баллов |
Проблемные ссуды (IV категория качества) 300-699 баллов |
Безнадежные ссуды (V категория качества) 0-299 баллов |
При этом не выше, чем в III категорию качества (сомнительные) классифицируются:
1. ссуды, предоставленные юридическим лицам, сроком до востребования (включая векселя по предъявлении), которые находятся на балансе кредитной организации свыше 20 календарных дней;
2. ссуды, договоры о предоставлении которых предусматривают возможность при наступлении определенных обстоятельств в части обслуживания долга (например, в случае досрочного погашения ссуды) освобождения от уплаты процентов или снижения процентной ставки до уровня ниже двух пятых ставки рефинансирования Банка России - по ссудам в российских рублях или ниже ставки ЛИБОР на сопоставимый срок - по ссудам в иностранной валюте;
3. ссуды, предоставленные юридическим лицам (кроме юридических лиц, которые эмитируют (выпускают) ценные бумаги и предоставляют поручительства (гарантии), относящиеся к обеспечению I и II категории качества в соответствии с пунктами 6.2 и 6.3 Положения №254-П), по ставке процента, составляющей по состоянию на дату заключения договора:
по ссудам в российских рублях - менее двух пятых ставки рефинансирования Банка России;
по ссудам в иностранной валюте - менее ставки ЛИБОР на сопоставимый срок.
К ссудам, определенным настоящим подпунктом, не относится ссуда, договор о предоставлении которой предусматривает, что проценты выплачиваются по ставке, указанной в настоящем подпункте, однако третье лицо компенсирует разницу между ставкой процента, предусмотренной договором о предоставлении ссуды, и ставкой процента выше уровня, предусмотренного настоящим подпунктом;
4. учтенные векселя, если совокупная величина обязательств векселедателя превышает 25 процентов чистых активов (собственных средств (капитала) векселедателя (совокупная величина обязательств векселедателя определяется как задолженность векселедателя либо солидарно обязанного лица по учтенным Банком векселям, а также по иным предоставленным векселедателю ссудам));
5. ссуды, предоставленные связанным с Банком лицам, - при отсутствии информации о финансовом положении заемщика в течение периода более одного квартала;
6. ссуды, предоставленные Банком заемщикам прямо или косвенно и направленные этими заемщиками на погашение обязательств других заемщиков перед Банком;
7. ссуды, предоставленные Банком заемщикам для приобретения у Банка имущества, полученного им в результате прекращения обязательств заемщиков по ранее предоставленным ссудам предоставлением отступного;
8. ссуды, предоставленные юридическим лицам, использованные заемщиком на приобретение и погашение векселей, за исключением векселей, выпущенных лицами, указанными в подпунктах 6.2.1 и 6.3.1 Положения №254-П.
Кроме того, если решением Кредитного комитета Банка не определено иное, не выше чем в III категорию (сомнительные) классифицируются ссуды:
а) предоставленные юридическим лицам и использованные заемщиком на:
- предоставление займов третьим лицам и погашение займов третьих лиц,
- приобретение и погашение эмиссионных ценных бумаг, за исключением ценных бумаг, эмитированных лицами, указанными в подпунктах 6.2.1 и 6.3.1 Положения №254-П;
- осуществление вложений в уставные капиталы других юридических лиц;
б) возникшие в результате прекращения ранее существовавших обязательств заемщика новацией или отступным (в случае, когда предметом отступного являются векселя других лиц либо права (требования) по ссудам, предоставленным заемщиком должникам - третьим лицам), за исключением случаев, когда качество обслуживания ссуды, возникающей в результате новации или прекращения ранее существовавшего обязательства отступным, и финансовое положение заемщика по указанной ссуде на протяжении последнего завершенного и текущего года обоснованно оцениваются как хорошие.
Если по решению Кредитного комитета Банк классифицирует ссуды, указанные выше в пунктах а) и б) в более высокую категорию качества, то необходимо направить в территориальное учреждение Банка России обоснование такой классификации с учетом требований Положения №254-П. Непредставление указанного обоснования, наличие недостаточного обоснования является основанием для классификации ссуды не выше, чем в III категорию качества.
ЭТАП 6. Определение размера расчетного резерва
На основании категории качества ссуды, определенной на этапе 5, и общей суммы баллов, набранной на ЭТАПАХ 1-4, производится определение размера расчетного резерва в следующем порядке:
Таблица 10.
Категория качества |
Количество баллов |
Размер расчетного резерва |
Стандартные ссуды (I категория качества) |
1500 и более |
0% |
Нестандартные ссуды (II категория качества) |
Более 1499 1499-1100 |
1% 1 - 20 % * |
Сомнительные ссуды (III категория качества) |
Более 1099 1099-700 |
21% 21 – 50%** |
Проблемные ссуды (IV категория качества) |
Более 699 699-300 |
51% 51 – 100%*** |
Безнадежные ссуды (V категория качества) |
Любое |
100% |
* Величина расчетного резерва в рамках заданного диапазона определяется по линейному закону следующим образом:
РР (%)[9] = 1+(1499 – Набранное количество баллов) * ((20-1)/(1499-1100)), т.е.
изменение в баллах на 21 соответствует изменению размера расчетного резерва на 1%.
** Величина расчетного резерва в рамках заданного диапазона определяется по линейному закону следующим образом:
РР (%) = 21 + (1099 – Набранное количество баллов) * ((50-21)/(1099-700)), т.е.
изменение в баллах на 13,76 соответствует изменению размера расчетного резерва на 1%.
*** Величина расчетного резерва в рамках заданного диапазона определяется по линейному закону следующим образом:
РР (%) = 51 + (699 – Набранное количество баллов) * ((100-51)/(699-300)), т.е.
изменение в баллах на 8,14 соответствует изменению размера расчетного резерва на 1%.
Согласовано
Заместитель генерального директора Д.А. Макадзьоба
Начальник управления активно-пассивных операций К.А. Васильев
Руководитель службы внутреннего контроля М.Н. Скурихин
И.о. Начальника Отдела мониторинга финансового
состояния заемщиков / контрагентов М.Г.Пронькин
Начальник Юридического отдела Ю.В. Журавская
Начальник Отдела экономической защиты С.И. Чайка
Вострикова Е.В.
Тел. 530
ОЦБ
[1] Здесь и далее обороты следует «очистить» от заемных средств и оборотов, не связанных с хозяйственной деятельностью предприятия.
[2]За исключением фактических затрат по выкупу собственных акций у акционеров.
[3] Включая величину отложенных налоговых активов.
[4] За исключением задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал.
[5] Включая величину отложенных налоговых обязательств.
[6] В данных о величине прочих долгосрочных и краткосрочных обязательств приводятся суммы созданных в установленном порядке резервов в связи с условными обязательствами и с прекращением деятельности.
[7] Под «качеством» оценки «хорошо», например, понимается величина превышения доходов над расходами и существенность этой разницы с учетом масштабов деятельности заемщика.
[8] Здесь и далее под «предприятиями» следует понимать юридические лица и предприниметелей.
[9] Здесь и далее полученное в результате вычислений дробное число расчетного резерва округляется по правилам округления до целого.