Историческая справка
Необходимость создания "Зеленой карты" появилась сразу после 2-й мировой войны с оживлением мировой экономики, развитием грузовых и пассажирских автоперевозок, индивидуального автотуризма. К этому времени на значительной части территории Европы обязательное страхование автогражданской ответственности действовало уже долгие годы.
"Зелёная карта", если иметь в виду бланки страховых сертификатов, в нашей стране появилась в шестидесятые годы прошлого века после введения в стране для иностранцев добровольного страхования автогражданской ответственности. Эта страховая услуга изначально предназначалась для иностранных граждан и организаций, в том числе дипломатических представительств, количество которых в стране (преимущественно в Москве) в те годы стало быстро увеличиваться.
Реализацией сертификатов "Зелёная карта", также как и полисов добровольного страхования автогражданской ответственности занимался "Ингосстрах", которому Постановлением Правительства была поручена работа по иностранному страхованию. Ингосстрах продавал карты одного из своих дочерних иностранных страховых обществ "Блекбалси", г.Лондон. Основными приобретателями карт были иностранные дипломатические и торговые представительства, коммерческие фирмы и представительства авиакомпаний и работающие там сотрудники, которые осуществляли поездки на автомобилях в страны Европы по делам службы или на отдых, чаще всего в расположенную вблизи советских западных границ Финляндию или Западный Берлин.
С распадом Советского Союза новые независимые государства стали создавать свои собственные страховые компании, союзы и структуры. Геополитическая и экономическая ситуация в значительной степени способствовала активному вступлению этих государств в различные международные объединения и ассоциации, в том числе и систему "Зелёной карты", столь необходимую для беспрепятственного перемещения автотранспорта из одной страны в другую. К настоящему времени все западные соседи России, бывшие республики СССР, имеют действующие Законы об обязательном страховании автогражданской ответственности и состоят в системе "Зелёной карты" в качестве "предварительных" или "полных" членов.
Россия, по причине отсутствия на своей территории обязательного страхования автогражданской ответственности, не могла быть включённой в международную систему "Зелёной карты". Это не означает, что российские страховщики не стремились этого сделать. Ещё в 90-е годы ряд ведущих компаний рынка, занимающихся добровольным страхованием автогражданской ответственности, пытался договориться с ведущими европейскими страховщиками и отдельными руководителями Совета Бюро, в Лондоне о принятии страны в систему "Зелёной карты", хотя бы с ограниченными полномочиями. Для этого в 1997 году в стране было создано "Русское Бюро Зелёной карты", куда вошло около 20 компаний, занимающихся добровольным страхованием гражданской ответственности и реализацией, карт зарубежных страховых компаний - немецких, польских, болгарских и т.п.
Бюро достаточно активно продвигало идеи по активизации процесса вступления российского рынка в международную систему страхования "Зелёная карта", однако, несмотря на поддержку германского и некоторых других европейских страховых Союзов, вступление России в эту систему, даже в усечённом виде, по ряду объективных причин так и не состоялось.
В настоящее время, после принятия Федерального Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ, ситуация кардинальным образом изменилась и сейчас на нашем страховом рынке складываются необходимые объективные условия для вступления России в международную страховую систему.