Содержание

Введение. 3

1. Подготовка исходных данных. 4

2. Характеристика рынка и выбор целевого сегмента. 5

3. Маркетинговые исследования. 8

3.1. Анализ товара. 8

3.2. Сегментирование рынка. 9

4. Разработка комплекса маркетинга. 13

4.1. Разработка товарной политики. 13

4.2. Разработка сбытовой политики. 14

4.3. Разработка коммуникативной политики. 18

Заключение. 20

Список использованной литературы.. 22

Введение

Применение методов и принципов маркетинга, в частности, в сфере строительного производства, позволяет осуществить системный подход к управленческой деятельности с четко поставленной целью, детализированной совокупностью мероприятий, направленных на ее достижение, а также использовать соответствующий организационно-экономический механизм.

Объектом данной работы является состояние и тенденции развития  рынка строительных изделий в городе Челябинске.

Цель работы состоит в том, чтобы показать наличие навыков практического осуществления некоторых видов маркетинговой деятельности: анализа и интерпретации результатов маркетинговых исследований, сегментирования рыночного пространства, позиционирования продукции, формирования наиболее эффективной политики продвижения товара.

Для достижения данной цели в данной работе необходимо решить ряд задач:

1.     всесторонний анализ рынка путем исследования спроса и предложения и изучения психологии покупателей;

2.     определение нужд потребителей и вероятного их спроса по результатам анализа рынка;

3.     определение структуры рынка и прогноза сбыта;

4.     разработка рационального сочетания элементов рыночной структуры.

Решение этих вопросов позволит фирме наиболее выгодно распределить имеющиеся у неё ресурсы, и тем самым увеличить прибыль от реализации своего товара.

1. Подготовка исходных данных

Фирма, которая будет рассмотрена в данной работе, называется ООО «Стеклорез». Это малое предприятие, организованное в конец декабря 1999 г.

Основной вид деятельности фирмы – оптовая продажа стекла. Продукция, которую предлагает потребителям фирма – это листовое (оконное) стекло Борского стекольного завода.

Офис фирмы расположен в г. Челябинске.

Философия фирмы заключается в следующем:

соперничество с конкурентами решительно, но справедливо;

постоянно улучшать качество оказываемых услуг;

понимать требования потребителей – реагировать на них, представлять потребителям за их деньги хороший товар;

создать репутацию, основанную на качественном обслуживании потребителя;

быть честной и удовлетворять требования клиента как можно быстрее;

развивать внутренние и внешние связи, построенные на принципах честности и доверия.

2. Характеристика рынка и выбор целевого сегмента

На рынке г. Челябинска работают следующие фирмы: Челябоптторг, магазин №7, Агростойкомплект, Спикер, Южуралстекло, Урал Грин-парк, ТД «Ревесталь», ИНК, Техстройресурс, Проек-Сервис М, ООО «Елань», Альфа-строй, Стеклохимпром и др., которые предлагают следующие виды продукции:

1.     Стекло ОАО «Салаватстекло», г. Салават, Башкирия;

2.     Стекло ОАО «Саратовстекло», г. Саратов;

3.     Стекло ОАО «Борский стекольный завод», г. Бор;

4.     Стекло «Метелица», Бельгия;

5.     Стекло узорчатое «Бронзовое», Чехия;

6.     Стеклопакет.

Потребителями на рынке являются:

ООО «Жилищник-С» (строительство), «Жилстрой» ИГС (Строительство), ООО «Алькор» (пластиковые окна), ООО «Новые окна» (пластиковые окна), ООО «Жилинвестстрой» (строительство), ООО «Евроокно» (пластиковые окна), ОАО «НТМ «Строительство» (строительство).

Магазины и офисы, в которых ведется продажа стекла:

Челябоптторг

Оптовый склад, ул. Воровского, 27.

 магазин №7

Ул. Молдавская, 148Б

 Агростойкомплект

Пр. Ленина, 54, оф. 113.

 Спикер

Магазин «Сталкер», ул. Блюхера, 58.

 Южуралстекло

Оптовый склад, ул. Карла Маркса, 211В.

 Урал Грин-парк

Салон «Инсталл», пр. Ленина, 34.

 ТД «Ревесталь»

Магазин, ул. Северокрымская, 19.

 ИНК

Пр. Ленина, 43, оф. 514.

 Техстройресурс

Магазин «Юлия», Свердловский пр-т, 220.

 Проек-Сервис М

Салон «Стекло». Ул. Героев Танкограда, 73.

 ООО «Елань»

Пл. Революции, 5, оф. 261.

 Альфа-строй

Оптовый склад, ул. Манакова, 16.

 Стеклохимпром

Магазин «Дом быта», ул. Васенко, 96.

Емкость товарного рынка – один из основных объектов исследования в маркетинге, поскольку этот показатель демонстрирует принципиально возможный объем сбыта продукции фирмы.

Емкость рынка определяется объемом (в физических единицах или стоимостном выражении) продаваемых на нем в течение года товаров. В нашем случае мы будем выражать объем рынка в стоимостном выражении.

На основе данных маркетингового исследования, проведенного фирмой «Аудит Классик плюс», занимающейся как аудиторской, так и консалтинговой видами деятельности, можно распределить объемы продаж фирм, выделенных нами ранее, следующим образом:

Название фирмы

Рублей

%

Челябоптторг

23 471 735 

15%

 Магазин №7

9 388 694 

6%

 Агростойкомплект

28 166 081 

18%

 Спикер

6 259 129 

4%

 Южуралстекло

18 777 388 

12%

 Урал Грин-парк

4 694 347 

3%

 ТД «Ревесталь»

4 068 434 

3%

 ИНК

6 259 129 

4%

 Техстройресурс

9 388 694 

6%

 Проек-Сервис М

1 564 782 

1%

 ООО «Елань»

4 694 347 

3%

 Альфа-строй

1 564 782 

1%

 Стеклохимпром

20 342 170 

13%

 Другие фирмы

17 212 605 

11%

Итого:

155 852 317 

100%

Таким образом, емкость рынка стекла г. Челябинска составляет 155 852 317 рублей. Как видно из данных расчетов, лидирующее положение на рынках занимают 4 фирмы: Стеклохимпром, Южуралстекло, Агростройкомплект и Челябоптторг.

3. Маркетинговые исследования

3.1. Анализ товара

Анализ товара будем проводить с точки зрения продавца и с точки зрения потребителя.

Анализ товара с точки зрения продавца:

Фирма «Стеклорез» осуществляет желания строительных организаций использовать для их остекления качественное полированное стекло, полировка которого предусматривается на ОАО «Борский стекольный завод».

С ОАО «Борский стекольный завод» заключен договор, согласно которому завод обязуется поставлять для продажи стекло, соответствующее международным стандартам качества ISO 9000, в чем и заключается его уникальность (стекла). Товар должен быть обязательно сертифицирован, т.е. иметь международный сертификат качества. Данный стандарт предполагает практически абсолютную безвредность стекла для населения.

Также достоинством является то, что в процессе сложившихся деловых отношений, фирма «Стеклорез» пользуется скидкой постоянного клиента (15%), что делает ее продукцию более конкурентоспособной с точки зрения возможного ценообразования.

Анализ товара с точки зрения потребителя:

Данный товар несколько отличается от примерно аналогичных ему товаров, продаваемых на рынке г. Челябинска, т.к. соответствует стандартам качества ISO 9000. Фирма «Стеклорез» плюс к этому оказывает дополнительные услуги, которые также делают продаваемый товар более привлекательным для потребителей:

-         доставка товара по адресу, указанному заказчиком;

-         гарантированные сроки поставок;

-         цена немного ниже, чем у конкурентов, т.е. примерно на 10%;

-         гарантированное качество товара;

-         продажа сколь угодно большой партии товара, что объясняется налаженными отношения с компаниями по осуществлению грузоперевозок;

-         продажа стекла различной модификации.

3.2. Сегментирование рынка

В принципе, как было сказано выше (из данных маркетингового исследования, проведенного фирмой «Аудит Классик плюс», основными потребителями являются следующие фирмы: ООО «Жилищник-С» (строительство), «Жилстрой» ИГС (Строительство), ООО «Алькор» (пластиковые окна), ООО «Новые окна» (пластиковые окна), ООО «Жилинвестстрой» (строительство), ООО «Евроокно» (пластиковые окна), ОАО «НТМ «Строительство» (строительство).

Но мы не ограничились этими данными, фирмы «Аудит Классик плюс» совместно с ранее рассмотренным нами маркетинговым исследованием провела исследование возможных новых потенциальных потребителей.

Представим распределение фирм по организационно-правовой форме:

Для нашего вида деятельности основными потребителями являются ООО, ОАО и ЗАО. В количественном виде их можно представить в таблице

ниже. Это связано с особенностями оптовой торговли.

ЧП

150 000

ООО

18 000

ОАО

1 282

ЗАО

3 894

Итого: ОАО + ЗАО + ООО = 23176

Далее, исходя из вида деятельности, выделим по данным Госкомстата те фирмы, которые могли бы быть потенциальными потребителями нашей продукции:

Таким образом, дополнительными потенциальными потребителями нашей продукции могут быть еще 3000 Обществ с ограниченной отвественностью, 68 ОАО, 386 ЗАО.

Из представленных данных мы видим, что потенциальный рынок сбыта анализируемой продукции достаточно широк, т.е. фирма «Стеклорез» имеет достаточно емкий потенциальный рынок сбыта продукции.

Современный маркетинг требует гораздо большего, чем просто создать хороший товар, назначить на него привлекательную цену и обеспечить его доступность для целевых потребителей. Фирмы должны еще осуществить коммуникацию со своими заказчиками. При этом в содержании коммуникаций не должно быть абсолютно ничего случайного.

Современная фирма управляет сложной системой маркетинговых коммуникаций. Сама она поддерживает коммуникации со своими посредниками, потребителями и различными контактными аудиториями. Ее посредники поддерживают коммуникации со своими потребителями и различными контактными аудиториями. Потребители занимаются устной коммуникацией в виде молвы и слухов друг с другом и другими контактными аудиториями. И одновременно каждая группа поддерживает коммуникационную обратную связь со всеми остальными.

Комплекс маркетинговых коммуникаций (называемый также комплексом стимулирования) состоит из основных средств воздействия:

-         реклама – безличное средство коммуникаций;

-         стимулирование сбыта – кратковременные побудительные меры поощрения покупки или продажи товара или услуги [3, с.482];

-         пропаганда («паблисити») – безличное средство коммуникаций;

-         личная продажа – устное представление товара в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью совершения продажи;

Каждой категории присущи собственные специфические приемы коммуникаций, такие, как торговые презентации, экспозиции в местах продажи товара, реклама с помощью сувениров, специализированные выставки, ярмарки, демонстрации, каталоги, торгово-рекламная литература, рекламно-информационные подпорки для прессы, плакаты, конкурсы, премии, купоны, и зачетные талоны. В то же время понятие коммуникации выходит далеко за рамки всех этих средств и приемов. Внешнее оформление товара, его цена, форма и цвет упаковки, манеры и одежды продавца – все это что-то говорит потребителю. Для достижения наибольшего коммуникационного эффекта фирме необходимо тщательно координировать весь свой комплекс маркетинга, а не только комплекс стимулирования.

Для нашего предприятия очень важное значение имеет реклама. Для организации эффективной продажи фирма использует следующие средства рекламы:

-         СМИ (реклама на ОРТ, НТВ, РТР, СТС – бегущая строка и специально разработанные рекламные ролики);

-         Газеты (также СМИ) – реклама в газетах «Ва Банк», «Челябинский рабочий», «Неделя»). Частота выхода рекламы – 1 раз в неделю.

-         Рекламные щиты в центральном районе г. Челябинска;

-         Реклама на троллейбусах, автобусах, трамваях.

Фирма «Стеклорез» также организует различные презентации для личного общения с потребителями, организовывает различные выставки – продажи.

Таким образом, для выхода фирмы на рынок стекольной продукции есть все предпосылки и возможности.

4. Разработка комплекса маркетинга

4.1. Разработка товарной политики

Товарная стратегия – долговременный курс товарной политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение принципиальных задач. Структура товарной стратегии приведена на рис. 2.1.

Рис. 2.1 Структура товарной стратегии

Торговая марка – любые слова, наименования, символы или их сочетание, принятые и используемые производителем или коммерческой организацией для обозначения своих товаров и дифференциации их на рынке.

Товарный знак – зарегистрированное в установленном порядке обозначение, присвоенное товару для его отличия от других и указания на его производителя. Фирменные имена, фирменные знаки и товарные образы представляют собой маркетинговые обозначения и не обеспечивают юридической защиты от использования конкурентами, если не зарегистрированы как товарные знаки.

На ООО «Стеклорез» товарный знак уже разработан и известен потребителям.

Сбор информации о товаре предполагает, прежде всего, исследование тенденций потребительского спроса и сегментацию потребителей. На основании полученных данных проводится выбор стратегических вариантов маркетинга в отношении рынка. Можно предложить следующую систему стратегических вариантов маркетинга для ООО «Стеклорез», приведённую в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Система стратегических вариантов маркетинга в отношении рынка

Товар

Рынок

Существующий

Новый

Существующий

1. Проникновение на рынок.

1.      увеличение рыночной доли за счет низких издержек производства и рекламы;

2.      увеличение частоты и объема потребления продукта

3.      внедрение комплекса сопутствующих услуг

3. Разработка товара:

1.      расширение ассортимента продукции;

Новый

2. Расширение рынка:

4.      географическое расширение рынка за счет новых потребителей продукта в других районах;

5.      изыскание новых потребительских сегментов в ос­военном регионе сбыта

4. Диверсификация:

1.      изыскание рынков в новых регионах, предъявляющих спрос на новые модели, виды, продукции;

2.      изыскание новых потребительских сегментов в освоенных регионах, предъявляю­щих спрос на новые подели, виды, ассортимент продукции.

Для реализации стратегических вариантов маркетинга фирма ведет постоянный мониторинг тенденций развития техники. Анализируется рынок конкурентных товаров, устанавливается набор конкурентных преимуществ (слабостей) товаров фирмы. Дополнительно проводится сравнительный анализ конструктивных решений и себестоимости изготовления товаров фирмы и товаров фирм-конкурентов.

4.2. Разработка сбытовой политики


Сбыт одновременно направлен на участников товародвижения и конечных потребителей. Строительные организации будут покупать фасонный и глазурованный кирпич только в случае спроса конечными потребителями на элитные здания. Поэтому помимо стимулирования строительных организаций (скидки, подарки, премии), необходимо влиять на спрос у конечного потребителя.

Стимулировать означает "привести в движение". Такая задача ставилась перед стимулированием сбыта во все времена: вдохнуть жизнь в товар, чтобы успешно его продать на рынке.

Стимулирование сбыта считается не столь рафинированным средством увеличения сбыта, по сравнению с рекламой, так как его применение носит эпизодический характер или представляет собой конечную составляющую той же рекламы. Поэтому расходы по стимулированию сбыта включаются обычно в рекламный бюджет. [11]

Стимулирование сбыта - это кратковременное побуждение, поощряющее покупку или продажу товара или услуги. В то время как реклама приводит доводы в пользу покупки товара или услуги, стимулирование сбыта объясняет, почему это надо сделать немедленно. Стимулирование сбыта включает в себя широкий спектр средств, призванных вызвать более быструю или более сильную ответную реакцию со стороны рынка. Оно может быть направлено на три уровня дистрибьюторской цепи - потребитель, оптовый или розничный торговец, отдел сбыта компании. [21] Стимулирование потребителя включает в себя бесплатные образцы, купоны, скидки, конкурсы, премии, льготные упаковки товаров, возможность возврата уплаченных за товар денег и прочее. Стимулирование торговли - бесплатное предоставление товаров, зачеты за покупку, поощрения дилеров, совместную рекламу и выставки, экспозиции в местах продаж, оптовые скидки, бесплатное обучение. Меры по стимулированию собственного торгового персонала фирмы включают: мероприятия по повышению квалификации, деловые встречи, выставки, игры и лотереи, конкурсы, премии, подарки, соревнования. [1]

Существуют всевозможные цели стимулирования сбыта. Продавцы могут использовать стимулирование потребителей для:

1.  Повышения объемов продаж на непродолжительный срок;

2.  Завоевания доли рынка на длительный период;

3.  Привлечения новых потребителей;

4.  Переманивания потребителей от конкурирующих марок;

5.  Предоставления потребителям возможности "загрузиться" известным товаром;

6.  Для удержания и поощрения лояльных потребителей. [21]

Стимулирование посредников призвано:

1.  Убедить розничных торговцев включить новый товар в свой ассортимент;

2.  Рекламировать эти товары и отводить им на прилавках больше места;

3.  Убеждать из увеличить запасы товара.

Цели для торгового персонала включают в себя:

1.       Увеличение их заинтересованности в продвижении новых и известных товаров;

2.       Увеличение числа клиентов.

Цели должны быть конкретными. Необходимо определить желаемый уровень повышения продаж, а не просто констатировать, что целью стимулирования является повышение продаж, при этом стоит упомянуть, кто является целевой аудиторией и ожидается ли это увеличение за счет привлечения новых покупателей или постоянных клиентов, которые либо увеличивают потребление, либо делают запасы.

В лучшем случае, стимулирование сбыта должно представлять собой построение взаимоотношений с потребителем. Кроме непродолжительного повышения уровня продаж или временного перехода с одной торговой марки на другую, акции по стимулированию сбыта должны укреплять положение товара на рынке и создавать долговременные отношения с потребителем. [21]

Выбор средств стимулирования сбыта зависит от поставленных целей. Все средства можно объединить в три большие группы:

·         предложение цены (продажа по сниженным ценам, льготные копаны, талоны, дающие право на скидку);

·         предложение в натуральной форме (премии, образцы товара);

·         активное предложение (конкурсы покупателей, игры, лотереи).[11]

Основные средства стимулирования можно объединить в соответствии с объектом воздействия (табл. 2.2) [11].

Таблица 2.4

Сбытовой аппарат

Посредник

Потребитель

·         целевая премия

·         конкурсы

·         игры

·         стимулирование

·         талон на продажу со скидкой

·         cкидки

·         продажа по сниженным ценам

·         образцы товара

·         конкурсы

·         игры

·         талоны на продажу со скидкой

·         продажа по сниженным ценам

·         образцы товаров

·         дополнительное количество товара

·         упаковка, пригодная для дальнейшего использования

·         испытание товара, дегустации

·         премии, конкурсы, лотереи

Содействие продажам становится более эффективным по мере того, как товары утрачивают индивидуальность, показываются мало различимыми и их приобретают в ситуации, когда покупатель мало чувствителен к марке товара.[32]

Установление целей при разработке программы стимулирования сбыта показано в табл. 2.3.

Таблица 2.3

Цели при разработке программы стимулирования сбыта

Цели

Действия для их достижения

Цели связанные с участниками каналов сбыта

-          обеспечение распределения по строительным организациям.

-          увеличение заинтересованности дилеров.

-          скидки, подарки.

Цели связанные с потребителями

-          расширение признания керамического кирпича.

-          подчеркивание новизны и свойств фасонного и глазурованного кирпича.

Выбор средств стимулирования сбыта производится в соответствии с пунктами табл. 2.3.

Таблица 2.3

Средства стимулирования сбыта

Вид стимулирования сбыта

Средство стимулирования сбыта

Действия

Пробные образцы

Предложение бесплатных образцов. Может осуществляться на выставках, специализированных семинарах.

Производить бесплатную раздачу продукта инженерам и архитекторам на специализированных выставках, семинарах и презентациях.

Денежные компенсации (скидки)

Ценовые скидки, реализуемые после совершения покупки

При покупке строительной организацией большого количества кирпича (более 10.000 шт.), предоставляется скидка в размере 5%.

Демонстрация в местах продаж

Оформление витрины в отделе сбыта

Изготовить большие плакаты, пластиковые пакеты.


4.3. Разработка коммуникативной политики

Разработка плана рекламы состоит из следующих этапов, приведённых в табл. 2.5.

Таблица 2.5

План рекламы

Мероприятие

Действие

1

2

Выбор модели

«Узнай-почувствуй-купи»

Установление целей

Основная цель на первом этапе: информация. Нужно создать знания о фасонном и глазурованном кирпиче на целевом рынке.

После информирования потребителя наступает черед следующей цели - убеждение. Требуется достичь предпочтения именно кирпича произведённого фирмой ООО «Стеклорез»

На этапе зрелости оставить только напоминающую рекламу.

Установление ответственности

За продвижение фасонного и глазурованного кирпича на рынок отвечает менеджер по продукту. Так же участвуют менеджеры по клиентам, по логистике, по печатной продукции.

Выбор объекта рекламы

Широкая часть населения.

Строительные организации.

Содержание рекламы

Основная тема - новый продукт на российском рынке.

Выбор средств рекламы

Выбор главного и вспомогательных средств рекламы.

Главное средство: реклама на телевидение; Вспомогательные средства: реклама в СМИ, в общественном транспорте, в специализированных изданиях.

Создание рекламных обращений

Акцент делается на новизну продукта и его свойства.

Так как основное отличие товара ООО «Стеклорез» от товара конкурентов - его высокое качество, именно на это необходимо делать акцент при создании рекламных лозунгов.

Исполнение обращения

Здесь возможно несколько стилевых подходов:

-          зарисовка с натуры. Представление одного или нескольких зданий, использующих продукт.

-          использование данных технологического характера. Приводятся технологические данные о предпочтительности кирпича ООО «Стеклорез» по сравнению с остальными

-          использование свидетельств в пользу товара. Реклама представляет заслуживающий полного доверия если имеется источник информации (учёный), который одобрительно отзывается о товаре.

План рекламных мероприятий

Целесообразно использовать «пульсирующий график» - неравномерное размещение рекламы в рамках временного периода. Это во-первых связано с тем, что проведение строительных работ носит в достаточной степени сезонный характер, а во-вторых аудитория может глубже познакомиться с товаром и можно сэкономить средства.

Контроль за выполнением плана и эффективностью рекламы

Сопоставление затраченных средств с результатами рекламы и внесение корректировок в план.

 

Оценка эффективности различных СМИ приведена в табл. 2.6.

Таблица 2.6

Эффективность СМИ

Вид

Стоимость

Охват

Степень воздействия

1

2

3

4

Телевидение

дорого

отличный

отличная

Газеты, журналы

средняя

хороший

хорошая

Строительные журналы

средняя

хороший

хорошая

Общественный транспорт

недорого

хороший

хорошая

Радио

недорого

средний

средняя

Директ мейл

недорого

Хороший

хороший

Заключение

Вся стратегия и тактика деятельности предприятия в условиях рыночной экономики должна быть ориентирована на выполнение следующих задач:

 - производства продукции, реально удовлетворяющей потребности населения;

- повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции;

- ускорения реализации производимой продукции и оборачиваемости вложенных в них средств.

Маркетинг как форма программно-целевого подхода к организации товарно-сбытовой деятельности предприятия достаточно органично вписывается в формирующийся хозяйственный механизм.

Для реализации этих задач предприятие должно осуществлять следующие виды деятельности:

 -исследование рынка и его элементов;

-разработку и планирование ассортимента;

-формирование спроса и стимулирование сбыта;

-планирование и организацию торгово-сбытовой деятельности.

 Каждая из этих функций имеет большое практическое значение, а в совокупности они обеспечивают успешную реализацию принципов маркетинга.

Процесс планирования ассортимента изделий является важным этапом маркетинговой деятельности. Правильно выбранная ассортиментная политика - один из ключевых факторов успеха предприятия в рыночной деятельности.

Использование принципов маркетинга в корне меняет сложившуюся плановую систему, давая ей совершенно новые ориентиры.

Новая система планирования должна ориентироваться на состояние рынка и перспективы его развития, на требования покупателей, базироваться на изучении жизненного цикла товара, управлении уровнем конкурентоспособности, политики нововведений, ценовой политике.

Для осуществления основных функций маркетинга и координации работы всех остальных служб предприятия необходимо создать специальное подразделение, численность и структура которого зависит от характера выпускаемых товаров, финансовых и кадровых возможностей и др.

 Для плодотворного осуществления маркетинговой деятельности в условиях нашей страны отсутствуют пока многие необходимые условия, например: рыночные отношения в сфере инвестиций, средств производства, сырья и материалов, рабочей силы и др., законодательные акты по многим аспектам предпринимательства. Однако отдельные функции маркетинга возможно применять уже сегодня в условиях неразвитого рынка - организовать систему маркетинговых исследований, учет и анализ товародвижения, рациональную систему сбыта, осуществлять рекламно-пропагандисткую деятельность с целью завоевания прочного положения на рынке.

В современных условиях на основании вышеизложенных рекомендаций должна строится система управления маркетингом предприятия.

Список использованной литературы

                   Авер, Бернс «Современная реклама» М.: издательство «Довгань», 2005 г. – 957с.

                   Академия рынка: Маркетинг: Пер. с фр. / Арман Дайан и др. - М.: Экономика, 2003. - 574 с.

                   Введение в рыночную экономику: Под ред. А. Я. Лившица, И. Н. Никулиной. - М.: Высш. шк., 2004. - 447 с.

                   Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. - М.: Азимут-Центр. 2002. - 367 с.

                   Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учеб. пособие / Пер. с нем. А. М. Макарова; Под ред. И. С. Минько. - М.: Высш. шк. 2005. - 255 с.: ил.

                   Котлер Ф. Основы маркетинга. - М: 2003.

                   Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: Учеб. пособие для вузов. - М., 2004.

                   Маркина Е.Ю. Повышение конкурентоспособности предприятия. - М., 2002.

                   Правила рынка / Под ред. проф. В. Д. Щетинина. - М.: Междунар. отношения. 2004. - 352 с.

                   Репникова И.С. Концепция маркетинга. - М: 2003.

                   Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия: Пер. с англ. - М.: Экономика. 2004. - 333 с.

                   Симонов В. В. Маркетинг в текстильной промышленности. - М: Легпромбытиздат, 2001.

                   Современный экономический словарь. - М., 2005.

                   Эванс Д ж., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. / Авт. предисл. и науч. ред. А. А. Горячев - М.: Экономика. 2003 - 335 с.