Содержание
1. МОЛОДЕЖНЫЙ ТУРИЗМ В РОССИИ.. 3
1. 1. Молодежный туризм в СССР. 3
1.2. Туристские общества, их просветительная роль для молодежи. 10
1.3. Основные достижения и проблемы советской системы молодежного туризма 15
1.4. Проблемы развития молодежного туризма в Российской федерации. 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 26
1. МОЛОДЕЖНЫЙ ТУРИЗМ В РОССИИ
1. 1. Молодежный туризм в СССР
Рассматривая историю развития молодежного туризма, прежде всего следует дать определение данному виду туризма.
Молодежный туризма – это конкретный вид туристской деятельности юношества и подростков, реализуемый как в рамках национальных границ, так и на региональном и мировых уровнях.
Рассмотрим этапы развития молодежного туризма в СССР.
Туристско-краеведческая деятельность за период с 1918 по 1928 годы была сосредоточена во внешкольных учреждениях и проводилась в форме многодневных (6-10 дней) экскурсий, путешествий, так называемых «кочёвок».[1] Главной их тематикой было изучение естественноисторических дисциплин, сельскохозяйственного труда и кустарных промыслов. Примечательно, что уже в 1918 г. в Наркомпросе организуется специальное бюро школьных экскурсий. По поручению наркома А.А Луначарского профессор И.И. Полянский организовал к маю 1919 г. 6 экскурсионных станций для экскурсионно-исследовательской работы с учащимися и учителями единой трудовой школы. Организационно-методическая сторона туризма и краеведения определялась в то время работами И.М. Гревса, Н.П. Анциферова, Б.Е Райкова, А.А. Яхонтова, Н. К. Крупской. Как писал И.М. Гревс в первом номере журнала «Экскурсионный вестник»: "Сделать экскурсию необходимым фактором в школьном курсе явилось задачей нового времени. Крупская определяла роль экскурсий так: «Экскурсия имеет громадное значение, но только в том случае, если она хорошо подготовлена. Надо научиться наблюдать жизнь и стараться из неё черпать всё, что возможно».[2]
В конце 20-х годов XX века Обществом пролетарского туризма и экскурсий был объявлен Всесоюзный исследовательский поход «За сырьем для станков пятилетки», в котором приняли участие большое количество групп юных туристов. Академик А.Е. Ферсман, сразу оценивший возможную пользу походов, писал, что «от туризма мы переходим к целому ряду этапов нашей работы в области не только научных открытий, но и завоеваний большого хозяйственного значения».[3]
В тридцатые годы XX в практике многих советских педагогов значительное место занимали туристские походы и экскурсии. Интересен опыт А.С. Макаренко, который широко применял коллективные походы в целях воспитания. Выдающийся педагог использовал походы как стимул, как подарок коллективу за успехи учебного и трудового года. Анализируя опыт туристской работы в коммуне им Ф. Э. Дзержинского, Макаренко считал, что нет лучшего метода образования и развития молодёжи, чем летние экскурсии и походы, ежегодно устраивая их для своих воспитанников. [4]
В предвоенные годы усилению туристско-краеведческой работы среди детей способствовал ряд мер. В 1932 г. коллегия Наркомпроса РСФСР приняла постановление «Экскурсионно-туристическую работу среди детей на высшую ступень», к котором поручалось «краевым, областным и районным отделам народного образования совместно с детскими коммунистическими организациями принять все меры к организации в городах, рабочих и важнейших колхозных районах детских экскурсионно-туристических станций и баз на них, проводя через последние методическую работу». В 1937 году был объявлен Всероссийский поход пионеров и школьников за минеральным сырьем.
В 1940 году был издан приказ Наркома просвещения РСФСР «О детском туризме». В школах были созданы клубы юных туристов. «Детский туризм и экскурсии, - заявил нарком просвещения Потемкин на коллегии Наркомпроса, - это такой вид учебно-воспитательной работы, в который должны быть вовлечены все учащиеся». Туризм и экскурсии преследуют прежде всего общеобразовательные задачи и в самой своей организации несут элементы физической закалки и подготовки будущего бойца. За 1940 г. к участию в походах была привлечена 261 тысяча школьников. В начале 1941 года была объявлены Всесоюзные экспедиции пионеров и школьников по местам боевой славы гражданской войны и по изучению малых рек.[5]
В годы Великой Отечественной войны туристско-краеведческая деятельность школьников была направлена на помощь фронту и тылу. Дети собирали дикорастущие полезные растения, записывали биографии героев Великой Отечественной войны, помогали семьям фронтовиков и инвалидов.
В послевоенные и начале 50-х годов детский туризм стал массовым. Многие учителя - бывшие фронтовики - организовывали походы по местам сражений, приобщали детей к славе и подвигу нашего народа. Именно в это время многие учителя стали использовать туризм как эффективное средство воспитания и обучения. В. А. Сухомлинский писал: «Настоящее моральное воспитание невозможно без эмоционального общения с природой».[6] Его многочисленные прогулки с детьми в лес, к реке, в поле носили познавательный характер, были уроками гуманизма. В конце 40-х начале 50-х годов входят в практику ежегодные слеты юных туристов городов, областей, а позже - Всероссийские и Всесоюзные.[7]
24 декабря 1958 года Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью». Были утверждены новые учебные планы, программы, в которых подчёркивалась особая роль краеведческого подхода к преподаванию школьных предметов значение экскурсий, наблюдений в природе.[8]
В середине 60-х годов берёт своё начало Всесоюзный поход «Дорогой славы отцов». Первый Всесоюзный слёт участников похода по местам революционной, трудовой и боевой славы состоялся 19 сентября 1965 года в крепости-герое Бресте. В походе приняли участие более трех миллионов человек. Во время походов сооружались памятники погибшим, приводились в порядок места захоронений, устанавливались имена тех, кто погребен в братских могилах. Было проведено 11 этапов похода. Всесоюзные слёты проводились в Москве, Ленинграде, Киеве, Ульяновске, Волгограде, Иванове, Минске, Ереване, 12-й (и последний) слет проходил уже под другим названием.[9]
В 70-е годы получила продолжение практика проведения Всесоюзных экспедиций пионеров и школьников. Была объявлена Всесоюзная экспедиция «Моя Родина - СССР».[10]
Экспедиция была посвящена 50-летию образования Советского Союза и 50-летию присвоения комсомолу и пионерии имени В.И. Ленина. Основной целью являлось воспитание учащихся на революционных, боевых и трудовых традициях советского народа, на примерах дружбы и братства народов нашей многонациональной страны. В школах в каждом классе предполагалось создать экспедиционный отряд. Как впоследствии показали отчеты с мест, такие отряды удалось создать более чем в 20% классов. Проводились слёты лучших экспедиционных отрядов, конференции, выставки краеведческих материалов, создавались музеи, велась шефская работа с ветеранами.
Для более активного участия туристско-экскурсионных организаций профсоюзов в проведении туристской экспедиции советской молодежи "Моя Родина - СССР" Президиум Центрального совета по туризму и экскурсиям постановил предложить республиканским, краевым и областным советам по туризму и экскурсиям: шире вовлекать трудящуюся и учащуюся молодежь в походы, путешествия и экскурсии по родному краю с посещением, всесторонним ознакомлением и глубоким изучением объектов Всесоюзной туристской экспедиции "Моя Родина - СССР", обратив при этом особое внимание на активное участие в экспедиции молодежи призывного и допризывного возраста; более эффективно использовать туристские маршруты экспедиции для сдачи нормативов на значки "Турист СССР" и Всесоюзного физкультурного комплекса "Готов к труду и обороне СССР"; с участием комиссий Федерации туризма разработать новые туристские маршруты по родному краю, походов выходного дня и многодневных путешествий с обязательным включением в них программы объектов экспедиции; определить перечень тем экскурсий, организуемых экскурсионными учреждениями для участников туристской экспедиции; включить в учебные планы и программы учебных семинаров и сборов по подготовке общественных туристских кадров всех категорий и звеньев разделы, связанные с организацией и проведением экспедиции; шире практиковать проведение вечеров и встреч участников экспедиции "Моя Родина - СССР" со знатными тружениками, передовиками и героями пятилеток, участниками Великой Отечественной войны, ветеранами туризма и экскурсионного дела; регулярно освещать в местной печати ход экспедиции, средствами радио и телевидения пропагандировать опыт работы лучших туристских клубов, советов по туризму и экскурсиям и клубов туристов предприятий, учреждений, учебных заведений.[11]
В тридцатых - начале пятидесятых годов создаются детские экскурсионно-туристские станции (ДЭТС), которые становятся инструктивно-методическими и организационными центрами туристской, краеведческой и экскурсионной работы на местах. В их кружках получает широкое развитие исследовательский метод в туристско-краеведческой деятельности учащихся.
Анализируя работу кружков станций юных туристов и Домов пионеров С. Истомин писал: "Формы и метода поисково-исследовательской работы в школьном туризме настолько многогранны, что позволяют удовлетворить всевозрастающие интересы школьников".[12]
С целью развития молодёжного международного туризма в июне 1958 г. образовалось международное молодёжное бюро “Спутник”. Бюро занималось вопросами обмена молодёжными группами СССР с другими странами. Однако в период с 1960 по 1970 года в зарубежные поездки выезжали лишь 0,4% граждан СССР.
В 60-е годы XX века развитие туризма в этот период происходило в соответствии планами, выполнение которых было обязательно. Они разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали жёсткому контролю.
Туризм использовался как средство воспитательного воздействия на молодое поколение. Так, в 1970-х годах проводились всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодёжи. Цели таких массовых туристских предприятий состояли в воспитании патриотизма, экскурсионно-краеведческой работе, спортивной тренировке и закалке.
С этого времени начали внедряться новые формы отдыха: некоторые турбазы стали принимать родителей с детьми. Увеличился ассортимент туристских услуг в туристских хозяйствах.
В период 1980-1992 гг. постепенно росла материально-техническая база лечебно-оздоровительного туризма, появились новые гостиничные комплексы в крупных городах страны (“Измайлово” и “Салют” в Москве, “Турист” в Пскове, “Велинград” в Кисловодске и др.), получили распространение новые виды обслуживания – семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и оздоровления получали в санатории. Рекреационное обслуживание было хорошо развито на базе санаториев, а также домов отдыха.[13]
Основными чертами административно-нормативного периода являются: развитие туризма в условиях жёсткого нормирования и планирования; распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение); создание крупных и комфортабельных гостиничных комплексов; создание научной основы изучения туризма.
В 1986 году в Советском Союзе действует 17 конных маршрутов на Алтае, Южном Урале, Северном Кавказе, в Закавказье и других регионах. В ряде мест появились веломаршруты. К числу местных плановых маршрутов относились и транспортные путешествия: теплоходные, железнодорожные, авиационные.
Организовывались и морские экскурсии по Черному морю, по Японскому морю и Охотскому, по Белому, Баренцеву, Красным морям. Массовый характер в 80-е годы приобрели авиационные тур маршруты. Более 160 бюро пользовались услугами авиации, что позволило отдыхать ежегодно 2 млн. человек.
Для решения вопросов молодежного международного обмена в июне 1958 года было создано Бюро молодежного международного туризма "Спутник".[14]
Перестройка второй половины 80-х годов в конечном итоге привела к распаду СССР и развалу единой туристско-экскурсионной системы Советского Союза. Начался процесс создания независимых государств, а также национальных туристско-экскурсионных организаций.
С 1990-года период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.
С 1992 г. в Российской Федерации осуществляется программа туристско-краеведческого движения «Отечество», пришедшая на смену экспедиции «Моя Родина - СССР».
1.2. Туристские общества, их просветительная роль для молодежи
Рассмотрим основные туристские общества, существовавшие в России начиная с XX века.
В 1900 году возникло «Русское горное общество». Его учредителями были знаменитые ученые: В.И. Вернадский, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский и другие. В 1901 «Русский туринг-клуб» был преобразован в «Российское общество туристов», которое просуществовало до лета 1928 года. По уставу членами РОТ не могли быть учащиеся, молодежь и военные низких чинов. Членами РОТ были привилегированные денежные люди. Общество ставило своей задачей организацию туристских путешествий по России и за границей, знакомство с достопримечательностями русских городов, а также организацию путешествий «к святым местам».
В 1907 году при «Российском обществе туристов» создается комиссия по организации образовательных экскурсий по России для школьников, которая занималась экскурсиями по России и знакомством с древними Русскими городами. В 1911 году правление общества переезжает из Петербурга в Москву. В 1914 году «Российское общество туризма» насчитывало 5 тысяч человек.
РОТ издавало журналы «Русский турист», «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и школьный музей» (Одесса), «Русский экскурсант» (Ярославль), теоретико-методическую и справочную литературу, путеводители. После революции 1917 года многие организации и общества были запрещены.
Возникновение советского туризма можно отнести к 20-м годам XX века.
В 1918 году создается первая туристическая организация «Бюро школьных экскурсий». В 1919 году были приняты декреты о лечебных местностях. На их основе стали строиться курорты различных направлений. В 1920 году был подписан декрет «об использовании Крыма для лечения трудящихся».
В 1921 году принимается декрет об организации домов отдыха. Начинается активное строительство турбаз, санаториев, курортных баз, пионерских лагерей и др. Под дома отдыха отдавались церкви, загородные дома, усадьбы помещиков и другие дома богатых людей, которые на сегодняшний день считаются памятниками архитектуры.
С 20-х годов вновь свою активную деятельность начинает «Российское общество туризма». В 1928 году РОТ был закрыт, и на его основе было создано «Общество пролетарского туризма ОПТ РСФСР», а в марте 1930 года – «Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий» – ОПТиЭ, членами являлись 6,5 миллионов человек. «Общество пролетарского туризма и экскурсий» объединило экскурсионнотуристские общества и организации, такие как «Советский турист», «Турист Грузии» и другие.[15]
В 1929 году создается Всесоюзное акционерное общество «Интурист» для обслуживания зарубежных туристов и организации туристских поездок граждан СССР за рубеж. С течением времени у «Интуриста» были открыты отделения во многих городах СССР и представительства в зарубежных странах. В дальнейшем в собственности Госкоминтуриста СССР за границей находилось 4 туристические фирмы и свыше 20 представительств, часть которых было зарегистрировано под знаком ВАО «Интурист».
Весной 1936 года руководство внутренним туризмом и экскурсиями передается Всесоюзному Центральному Совету Профессиональных Союзов. При ВЦСПС было учреждено Центртуристско экскурсионное управление, с соответственными управлениями в республиках, краях и областях.
В 1958 году ЦК ВЛКСМ создает свою туристскую организацию – Бюро международного молодежного туризма «Спутник» для организации поездок советской молодежи за рубеж и зарубежной молодежи в СССР. Организацией туристко_экскурсионной работы со школьниками занимается Центральная детская экскурсионно-туристическая организация, созданная в 1918 году и преобразованная в 1932 году.
31 мая 1983 года Указом Президиума Верховного Совета СССР общество было преобразовано в Комитет по иностранному туризму СССР.
Молодежный туризм - это средство гармоничного развития подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности, характерным компонентом которого является путешествие (экскурсия, прогулка, поход, экспедиция). Это определение прежде всего указывает на то, что в туризме должны интегрироваться все основные стороны воспитания: идейно-нравственная, трудовая, эстетическая, физическая, патриотическая и интернациональная, умственное развитие, политехническое образования и др. Исходя из истории развития туристской деятельности, познавательная функция в той или иной мере присуща любому туристскому мероприятию, поэтому познание для детей нового и необычного на экскурсиях, в походах, экспедициях, полевых лагерях базируется на одной из основных составляющих туристской деятельности.
Данная форма организации учебно-воспитательного процесса в детском туризме базируется, кроме вышеназванного, на теоретических основах исследовательского метода обучения в походах, который определяет деятельность руководителя детской группы при подготовке и проведении учебных мероприятий и участников похода.[16]
Следует отметить, что при организации и проведении данной формы учебно-воспитательного процесса используется личностно-ориентированная педагогическая парадигма. В рамках этой парадигмы осуществляются следующие основные принципы и подходы к учебно-воспитательной работе в туристском лагере с отдыхающими детьми:
- личностно-деятельностный;
- диалогический или полисубъектный
-индивидуально-творческий;
- культуросообразности;
- целесообразности;
- природосообразности;
- краеведческий;
целостности воспитательного процесса и единства педагогического влияния.
Исходя из этих теоретических позиций можно определить те принципиальные педагогические взгляды, на которых следует базироваться в практике организации и проведения туристских детских лагерей. Основная задача педагога в оздоровительном лагере заключается в создании некой гипотетической модели по формированию развивающей и обучающей среды для детей.
Именно педагогом-воспитателем, инструктором туризма в детском туристском лагере должны задаваться условия, формы и методы исследовательской деятельности в походах, благодаря которым у ребенка будет формироваться внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним первой информации с творческих позиций. [17]
Из этого следует, что одной из наиболее существенных задач является решение вопроса о способах формирования внутренней мотивации, то есть превращения внешней необходимости исследования нового и неизвестного встречающегося ребенку в туристских походах во внутреннюю потребность.
Одним из важнейших принципов организации познавательного отдыха детей в туристских лагерях, особенно успешно осуществляемым в процессе туристско-краеведческой деятельности, является принцип целостности воспитательного процесса и единства педагогического влияния. Эта деятельность способна одномоментно воздействовать на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы личности юного туриста, осуществлять органическое слияние образовательного, воспитательного и оздоровительного процессов. [18]
Совместная практическая деятельность ребят в походе должна основываться, в первую очередь, на интересе, увлечении конкретным делом, осмыслении работы, и уже во вторую - на занятиях теоретического и практического характера по изучению основ туризма и оздоровления.
Туристско-краеведческая форма учебно-воспитательной работы является эмоционально яркой и очень содержательной стороной жизни детей. Такая форма работы способствует укреплению здоровья, разностороннему воспитанию, становлению гражданственности и патриотизма подрастающего поколения. Особенно актуальными в настоящее время для жителей урбанизированных пространств являются: укрепление здоровья учащихся через дозированные физические нагрузки, знакомство воочию с красивейшими ландшафтами страны, непосредственный контакт с природой.
Для учащихся в подростковом и юношеском возрасте разнообразные путешествия, знакомство с различными уголками своей страны, изучение на практике их исторических, культурных, природных достопримечательностей является наиболее естественной, или как сказали бы классики - природосообразной деятельностью.
Использование разнообразных туристских и технических средств в оздоровительном туристском лагере: лазание по скалам, плавание на байдарках, лодках и катамаранах, работа с различными приборами и механизмами, проведение радиосвязи, к которым у детей среднего и старшего возраста имеется повышенный интерес, создает дополнительный привлекательный фактор участия в туристском походе.
Молодежные туристские походы и экспедиции проходят в форме, максимально приближенной к настоящей исследовательской экспедиции в спортивном туризме.
1.3. Основные достижения и проблемы советской системы молодежного туризма
После ликвидации в 1928 году Российского общества туристов на его основе в 1929 году создается общество пролетарского туризма, которое в 1930 году преобразовалось во Всероссийское общество пролетарского туризма и экскурсий.
11 апреля 1929 года было принято Постановление Совета Труда и Обороны “Об организации Государственного акционерного общества по иностранному туризму в СССР”. Фактически с этого момента произошло разделение туризма на внешний и внутренний. Руководство внешним туризмом передается Госкоминтуристу.
В 1936 году руководство внутренним туризмом поручается профсоюзам в лице ВЦСПС, в котором было образовано Центральное туристско-экскурсионное управление с отделениями в республиках и городах страны. В 1969 году это управление преобразовано в Центральный Совет по туризму и экскурсиям.
Организация молодежного туризма была поручена ЦК ВЛКСМ, которое в 1959 году создает свою туристскую структуру – Бюро международного молодежного туризма “Спутник”. Кроме того, туризмом занимались Министерство обороны, Министерство образования и ряд других ведомств, организующих отдых работников своей отрасли.[19]
Единого нормативного акта, регулирующего туристскую деятельность, не существовало. Правовое регулирование туризма осуществлялось на основе ведомственных инструкций.
Переход от командно-административного управления экономикой к рыночному хозяйству коснулся и сферы туризма. Бывшие монополисты туризма “Спутник”, “Интурист”, Центральный Совет по туризму и экскурсиям преобразовались в акционерные общества и холдинги.
После ликвидации Госкоминтуриста СССР в нашей стране в течение трех лет не существовало ведомства, отвечающего за развитие сферы туризма в целом и молодежного туризма в частности.
С 1989 по 1992 гг. практически не было принято ни одного нормативного акта, закрепляющего и регулирующего новые рыночные отношения в сфере туризма.[20]
Основными достижениями советской системы молодежного туризма являлось привлечение молодежи к познавательной и оздоровительной ценности, идейно-патриотической направленности туристских походов, содержательности и разносторонности туризма как активной формы отдыха и спорта.
Советский массовый туризм – являлся одним из эффективных средств коммунистического воспитания. Воспитательное значение туризма увязывалось с принципами морального кодекса строителя коммунизма, на конкретных примерах показывалось, как походная жизнь, проходящая в коллективе и сопряженная с преодолением различных трудностей, помогает формировать высокие морально-волевые качества, в том числе мужество, товарищескую солидарность, высокую дисциплинированность, трудолюбие и др.
Воспитательное значение советского массового туризма и в том, что туристские походы, слеты и соревнования являются важными средствами привития практических навыков, полезных как в профессиональной деятельности, так и на службе в рядах Советской Армии. К числу таких профессионально- и военно-приклажных навыков мoжно oтнecти знание топографии, оказание доврачебной медицинской помощи, организацию поисково-спасательных работ, технику транспортировки пострадавшего с подручными средствами, технику движения и преодоления естественных препятствий в различных условиях местности и с разными средствами передвижения, организацию бивака и т. п.
Решением задач по развитию туристско-экскурсионного дела в стране в советское время занимались профсоюзные организации, а также отделы туризма Министерства обороны и военных округов.
Молодежный туризм в советское время рассматривался как одно из средств массовой физической культуры наряду с гимнастикой, бегом, лыжами, плаванием, спортивными играми. Те или иные виды туризма (пеший, лыжный, водный, велосипедный, а на уровне спортивных туристских походов также горный, авто-, мото-, и спелеотуризм) требуют привлечения различных элементов из области физической культуры и спорта: техники лыжного, велосипедного, гребного, авто- и мотоспорта, альпинизма и всегда, для всех видов туризма - способности ориентирования на местности. Это неизбежно пробуждало интерес к спорту, вовлекало в занятия кроссовым бегом, плаванием, лыжными гонками, греблей и водным слаломом, спортивными играми, альпинизмом, спортивным ориентированием и др. Нормативные требования комплекса ГТО по легкоатлетическим видам, плаванию, стрельбе, гимнастическим упражнениям, лыжным гонкам становились для туриста нормами, а занятия этими видами физических упражнений включались в круглогодичный цикл тренировок.
1.4. Проблемы развития молодежного туризма в Российской федерации
До 1990 года молодежный туризм, как общественное движение реализовывался через систему туристских клубов при Советах по туризму и экскурсиям[21].
Число республиканских, краевых, областных, городских и районных клубов в 1989 году, который можно рассматривать как переломную точку, в РСФСР составляло более 700. На базе клубов сформировалось около 80 региональных федераций спортивного туризма. На предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях на общественных началах работало более 30 тысяч туристских секций и комиссий. Были разработаны и действовали более 3 тысяч классифицированных спортивных и оздоровительных маршрутов. К 1989 году было классифицировано и внесено в общесоюзный перечень 5240 перевалов в высокогорных районах и около 1 тысячи пещер[22].
Туристский актив и его общественные организации смогли вовлечь в занятие туризмом 6,8 миллиона человек в год, и при этом проводить походы, слеты, и соревнования для 15,2 миллионов человек. Число участников спортивных категорийных походов, дающих право на присвоение спортивных разрядов и званий, составляло 136021 человек, а количество спортивных туристских групп - 14252.
Эта работа проводилась за счет незначительных ассигнований - около 6 млн. руб. в год, поступавших в 1989 г. из средств профсоюзов.
Государственная система детско-юношеского туризма России базируется на федеральных и муниципальных органах управления образованием в структуре которых работает около 500 центров, станций, клубов и баз юных туристов, а также свыше 2000 дворцов и домов детского и юношеского творчества, в которых функционируют отделы и секции туризма. В детских профильных туристских учреждениях трудятся свыше одиннадцати тысяч квалифицированных педагогов.
В 220 центрах и станциях юных туристов оборудованы туристические полигоны и скальные тренажеры (скалодромы), постоянно используются около 400 оборудованных учебных туристско-экскурсионных троп[23].
Ежегодно в Российской Федерации организуется свыше 3400 профильных лагерей, в которых получают туристские навыки и оздоравливаются свыше 350 тысяч детей.
В туристско-краеведческих кружках и секциях только учреждений дополнительного образования постоянно занимаются свыше 300 тысяч детей, а в походах, экспедициях и путешествиях, организованных ими, участвуют более 1, 5 миллиона детей[24].
Начиная с 90-го многие прежние структуры управления спортивным туризмом, в основном, прекратили существование. Госбюджет, бюджеты профсоюзов и спортивных организаций значительно уменьшились, а кое-где и совсем не предусматривают выделение финансовой помощи спортивному туризму.
Количество туристских клубов уменьшилось до 300, на их базе продолжают действовать территориальные федерации спортивного туризма. Значительное количество клубов лишилось своих помещений и действует на общественных началах.
Количество занимающихся спортивным туризмом ориентировочно снизилась по сравнению с 1989 годом в 3-4 раза, причем пропорция между организованным и неорганизованным спортивным туризмом изменилась с 1/3 на 1/9, заметно упала управляемость движением[25].
За последние десять лет возросли цены на туристское снаряжение, средства передвижения самих туристов, а также услуги транспорта - все это в первую очередь повлияло на поток спортивного туризма, даже в такие известные, и традиционные районы как Карелия, Урал, Алтай, Саяны, Байкал и др.
Происходит вытеснение социальных и самодеятельных основ спортивного туризма коммерческими технологиями, что заметно влияет на внутренний дух движения.
Бюджетное финансирование по сравнению с 1989 годом сократилось в десятки раз и не обеспечивает даже минимальных потребностей развития спортивно-оздоровительного туризма в стране. По состоянию на 2000 год ориентировочный объем финансирования спортивно-оздоровительного туризма из бюджетов всех уровней и других внебюджетных источников составляет не более 0,03 млрд. рублей, при этом для инвесторов, готовых вкладывать в спортивный туризм не созданы соответствующие условия. Этот момент усугубляется тем, что существует заметный перекос в распределении бюджетных финансовых средств на всех уровнях в пользу элитных видов спорта высших достижений.
Если раньше спортивный туризм еще как-то пользовался самой захудалой собственностью профсоюзов, то после ее приватизации административно-хозяйственным аппаратом туристских баз и гостиниц, он стал полностью отделен от какой-либо собственности, как в городе (клубы), так и природной среде (приюты, турлагеря, турбазы).
По причине сохраняющейся ведомственности организационно-управленческих структур спортивного туризма (Органы государственного управления физической культурой, спортом и туризмом и Федерации спортивного туризма с одной стороны) и детско-юношеского (Министерство образования и станции юных туристов с другой стороны) постоянно возрастает разрыв между детским и взрослым туризмом, имеет место дублирование нормативной базы, мало совместных мероприятий. С другой стороны, сегодня одним росчерком пера в ряде регионов без должного на то основания детские учреждения подвергаются объединению, реорганизации или попросту ликвидации. Лидеры общественного движения - в своей основе представляющие техническую интеллигенцию влачат жалкое существование, при этом управленческий штатный аппарат клубов, федераций, государственных органов по сравнению с периодом до 90 годов сократился не менее чем в 30 раз[26].
Законодательная и нормативная база, являющаяся основой для реализации в стране государственной политики в области социально-ориентированного спортивно-оздоровительного туризма в настоящее время не гарантирует его развитие. Принятый в 1996 году Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» сводится к международному выездному и въездному туризму. Спортивно-оздоровительный туризм, составляющий в 1987 году одну треть туристского потока страны полностью выпадает из общей схемы закона, о нем практически лишь вскользь упоминается, так как его значение в жизни граждан России нельзя на прямую перевести в рублевый эквивалент. При этом, уникальная социальная значимость спортивно-оздоровительного туризма не доступна большинству представителей туристской индустрии[27].
Падение современного уровня вовлечения граждан в занятие спортивным туризмом в значительной степени обусловлено практически полным отсутствием пропаганды здорового образа жизни в средствах массовой информации, особенно на телевидении; не эффективными экономическими рычагами регулирования и поощрения занятий спортивным туризмом и свертывании форм активного отдыха в учреждениях рекреаций.
Начиная с 1998 года спортивно оздоровительный туризм прошел критическую точку своего падения и наметились положительные тенденции в его развитии. Это стало возможным благодаря организационной, методической и финансовой поддержке со стороны госкомитетов по физической культуре и туризму, усилий общественного туристского актива и, самое главное, желания самих социально незащищенных слоев населения дешевым и эффективным способом решать проблему своего отдыха и здорового образа жизни в сложной ситуации города. На этом фоне в территориальных госкомитетах идет устойчивый процесс создания штатных подразделений, занимающихся развитием спортивного и оздоровительного туризма. К движению, как к источнику специалистов владеющих навыками спасательных работ и имеющих уникальное снаряжение для действий в экстремальных ситуациях, проявляет большую заинтересованность Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ[28].
Учитывая, что на сегодня самой острой проблемой страны являются дети и молодежь, которые продолжают терять последние здоровые нравственные ориентиры и все больше скатываются в бездуховную, наркоманную и криминальную среду города, а также принимая во внимание то обстоятельство, что большинство населения не может оправиться от стресса и найти в себе силы для выживания в экстремальных ситуациях, государство и общественные институты должны востребовать спортивно-оздоровительный туризм, как одну из наиболее современных технологий продуцирования у человека здоровых, духовных и физических качеств, а также познавательных и самосберегающих начал при минимальных затратах государства и самого путешествующего.[29]
Молодежный туризм на современном этапе требует к себе особого внимания. На территории Российской Федерации имеется достаточное количество туристских баз, построенных по принципу коллективного размещения в номерах, с удобствами на территории, которые на сегодняшний день испытывают затруднения по заполняемости вследствие морального и физического износа основных средств и низкого качества предлагаемых услуг. Требуются инвестирование строительства новых и реконструкция имеющихся молодежных гостиниц-хостелов. Финансовое положение студенческой и учащейся молодежи, их нетребовательность к условиям проживания дают возможность переориентации туристских баз под молодежные лагеря с предоставлением комплекса анимационных, туристских, спортивных и развлекательных мероприятий.
В Российской Федерации регулярно проводятся соревнования по туристским спортивным многоборьям, а именно: пешеходному, водному, горному туристскому многоборью. Также проводятся соревнования по спортивному ориентированию, 4 раза в год собираются туристские слеты. Имеются все необходимые природные ресурсы для проведения вышеназванных мероприятий, кроме условий для проведения экстремальных туристско-спортивных соревнований.[30] Прослеживается положительная динамика вовлечения населения всех возрастных групп в сферу спортивного туризма. Спортивно-оздоровительный туризм - это самостоятельная и социально ориентированная сфера; эффективное средство духовного и физического развития личности, позволяющее гармонично решать задачи оздоровления личности и сохранения природы средствами спортивного туризма. В течение последних трех лет в Российской Федерации наблюдается устойчивый рост увлекающихся спортивно-оздоровительным туризмом. По данным Федерации спортивного туризма Российской Федерации, в 2004 году, по сравнению с 2001 годом, число занимающихся спортивным туризмом выросло в 2,25 раза, число участников соревнований по туристскому многоборью – в 1,5 раза. Растет количество туристских клубов и секций. Направление спортивного туризма наиболее притягательно для социально незащищенных слоев населения: людей с ограниченными физическими возможностями, сирот, семей с низкими денежными доходами, детей, молодежи и семьи в целом. К сожалению, уровень развития спортивно-оздоровительного туризма в стране не соответствует требованиям времени. Мало внимания уделяется спортивному туризму во многих районах России. В виду отсутствия пропаганды туристско-спортивных мероприятий в районах Российской Федерации на соревнования по спортивным туристским многоборьям привлекается недостаточное количество молодежи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
О туристской экспедиции советской молодежи "Моя Родина - СССР" (Постановление с изменениями)
Абуков А.Х. Туризм на новом этапе: социальные аспекты развития туризма в СССР. - М.: Профиздат, 1983. – 277 с.
Азар В. И. Экономика и организация туризма. - М.: Просвещение, 1972. – 344с.
Алексеев А. Туризм в России: проблемы становления и развития//Парламентская газета. - №86. – 8 августа 2004.
Александрова А.Ю. Международный туризм. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 470с.
Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации // Под ред. М.Б. Биржакова и В.И. Никифорова — СПб.: Невский Фонд, 2004. — 82 c.
Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 176 с.
Биржаков М.Б. Введение в туризм. – М-СПб «Невский фонд», 2002. - 320 с.
Биржаков М. Б., Казаков Н. П. Безопасность в туризме. — СПб.: «Издательский дом Герда», 2005. — 208 с.
Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: Перевозки. – М.: «Герда», 2001. – 268 с.
Васильев В.В, Менеджмент туризма. - М.: Проспект, 2001. – 376 с.
Введение в специальность (Туризм): Учебное пособие/ Н. А. Гулиев, Е. В. Кулагина. – Омск: Омский государственный институт сервиса, 2002. – 188 с.
Волошин Н.И. Правовые основы туристской деятельности. – М.: Советский спорт, 2003. - 424 с.
Географические проблемы организации туризма и отдыха. Сборник статей. Выпуск 1. - М.: Спорт, 1975. – 194 с.
Гиренко Г.Т. Туризм как средство оздоровления трудящихся. - Киев: Госмедиздат УССР, 1963. – 216 с.
Гуляев. В.Г. Организация туристской деятельности. - М.: Нолидж, 1996. – 358 с.
Дворниченко В.В. Развитие туризма в СССР (1917-1983) М., 1985. С.14.
Жолдак В.И. Основы менеджмента в спорте и туризме в 2-х т. Т 2. Социально-педагогические основы. - М.: Сов.спорт, 2001 – 184с.
Жолдак И.И., Квартальнов В.А. Основы менеджмента в спорте и туризме. Т.1. Организационные основы. – М.: Советский спорт, 2003. - 288 с.
Здоров А.Б., Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 462 с.
Зорин И.В., Квартальнов В.А, Энциклопедия туризма: Справочник. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 364 с.
Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туристский терминологический словарь. - М.: Советский спорт, 1999. – 298 с.
Зорина Г.И., Ильина Е.И., Мошняга Е.В. и др. Основы туристской деятельности. - М.: Советский спорт, 2002. – 478 с.
Ильина Е.И. Основы туристской деятельности. - М.: Проспект, 2000. – 452 с.
Карпова Г.А., Быков А.Т. Сфера туризма: этапы развития, экономика и управление. - М.: НОТА-МК, 1999. – 488 с.
Квартальнов В.А. Туризм. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 316с.
Квартальнов В.А., Федорченко В.К. Туризм социальный: история и современность. - Киев, 1989. – 251 с.
Концепция развития спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации на период до 2005 года//Русский турист. – 2001. – Выпуск 7. – С. 24-38.
Криворучко В.И. и др. Словарь- справочник: Экология, здоровье, курорты, туризм. - М.: Медицина, 1997 – 224 с.
Крючков А.А. История отечественного туризма. - М.: Просвещение, 1999. – 296 с.
Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. - СПб.: Мир, 1997. – 296 с.
Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 272 с.
Менеджмент туризма: Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 320с.
Методические рекомендации по обеспечению деятельности туристских предприятий. – М.: АЛЬТ-М, 2003. – 16 с.
Нормативно-правовое обеспечение туристской деятельности в Российской Федерации. – М.: АЛЬТ-М, 2003. – 28 с.
Основы туристской деятельности: Учебник для учащихся колледжей, лицеев туристской направленности. – М.: Советский спорт, 2001. - 224 с.
Пасечный П.С. Туризм и экскурсии. - М.: Советский спорт, 1983. – 229 с.
Пивоваров М. Стратегия привлечения клиентов в индустрию гостеприимства // Маркетинг. - №2. - 2000. С. 63-68.
Пузанова С.П. Международный туристический бизнес. - М.: Спорт, 1999. – 352 с.
Романов А.А. География туризма: Учеб. пособие. - М.: Сов. спорт, 2002. - 463с.
Сазыкин А. М. Краткий словарь туристских объектов и центров. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. - 27с.
Сенин В. С. Введение в туризм: Учебное пособие. – М.: Просвещение-АСТ, 1993. – 328 с.
Смирнов В.И. География туризма в СССР. - М.: «Знание», 1975. – 364 с.
Соколова М.В. История туризма. – М.: Прогресс, 2002. – 369 с.
Спортивному туризму подставили плечо//Электронная газета RATA NEWS. - Выпуск № 166. - 20 ноября 2000 г.
Труды Академии Туризма. Выпуск 5. / Под ред. Ю. В. Кузнецова, А. Т. Кириллова, Г.А. Карповой, Н. Н. Воскобойниковой, Е. В. Масловой. - СПб.: Невский Фонд, 2003. - 346 с.
Труды Академии туризма// Сериальное научное издание. Вып. 6. — СПб.: Невский Фонд, 2005. — 220 с.
Туризм: Нормативные правовые акты: Сборник Актов. /Сост. Н.И. Волошин. - М.: РМАТ, 1998. – 362 с.
Физкультура и Спорт. Малая энциклопедия. - М: Радуга, 1982. – 344 с.
Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. – М.: Советский спорт, 2003. - 364 с.
Царик А.В. Справочник работника физической культуры и спорта. – М.: Советский спорт, 2003. - 700 с.
Энциклопедический словарь по Физкультуре и Спорту. - М: ФиС, 1962. – 482 с.
Энциклопедия туризма: Справочник /Авт.-сост. И.В.Зорин, В.А.Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2001. – 452 с.
Энциклопедический словарь юного спортсмена. - М: Педагогика, 1980. – 372 с.
Яковенко Г.В., Винокуров Б.Л., Быков А.Т. Технологии управления предприятиями курортных и туристских услуг. – Сочи: Изд. СГЭУ, 1997. – 386 с.
[1] Карпова Г.А., Быков А.Т. Сфера туризма: этапы развития, экономика и управление. - М.: НОТА-МК, 1999. – 488 с.
[2] Соколова М.В. История туризма. – М.: Прогресс, 2002. – 369 с.
[3] Смирнов В.И. География туризма в СССР. - М.: «Знание», 1975. – 364 с.
[4] Дворниченко В.В. Развитие туризма в СССР (1917-1983) М., 1985. С.14.
[5] Географические проблемы организации туризма и отдыха. Сборник статей. Выпуск 1. - М.: Спорт, 1975. – 194 с.
[6] Введение в специальность (Туризм): Учебное пособие/ Н. А. Гулиев, Е. В. Кулагина. – Омск: Омский государственный институт сервиса, 2002. – 188 с.
[7] Дворниченко В.В. Развитие туризма в СССР (1917-1983) М., 1985. С.24.
[8] Гиренко Г.Т. Туризм как средство оздоровления трудящихся. - Киев: Госмедиздат УССР, 1963. – 216 с.
[9] Карпова Г.А., Быков А.Т. Сфера туризма: этапы развития, экономика и управление. - М.: НОТА-МК, 1999. – 488 с.
[10]
[11] О туристской экспедиции советской молодежи "Моя Родина - СССР" (Постановление с изменениями)
[12] Дворниченко В.В. Развитие туризма в СССР (1917-1983) М., 1985. С.25.
[13] Зорин И.В., Квартальнов В.А, Энциклопедия туризма: Справочник. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 364 с.
[14] Зорин И.В., Квартальнов В.А, Энциклопедия туризма: Справочник. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 364 с.
[15] Жолдак В.И. Основы менеджмента в спорте и туризме в 2-х т. Т 2. Социально-педагогические основы. - М.: Сов.спорт, 2001 – 184с.
[16] Жолдак В.И. Основы менеджмента в спорте и туризме в 2-х т. Т 2. Социально-педагогические основы. - М.: Сов.спорт, 2001 – 184с.
[17] Жолдак В.И. Основы менеджмента в спорте и туризме в 2-х т. Т 2. Социально-педагогические основы. - М.: Сов.спорт, 2001 – 184с.
[18] Жолдак В.И. Основы менеджмента в спорте и туризме в 2-х т. Т 2. Социально-педагогические основы. - М.: Сов.спорт, 2001 – 184с.
[19] Дворниченко В.В. Развитие туризма в СССР (1917-1983) М., 1985. С.14.
[20] Ильина Е.И. Основы туристской деятельности. - М.: Проспект, 2000. – 452 с.
[21] Соколова М.В. История туризма. – М.: Прогресс, 2002. С. 79.
[22] Пузанова С.П. Международный туристический бизнес. - М.: Спорт, 1999. С. 112.
[23] Пузанова С.П. Международный туристический бизнес. - М.: Спорт, 1999. С. 117.
[24] Пузанова С.П. Международный туристический бизнес. - М.: Спорт, 1999. С. 121.
[25] Пузанова С.П. Международный туристический бизнес. - М.: Спорт, 1999. С. 124.
[26] Пузанова С.П. Международный туристический бизнес. - М.: Спорт, 1999. С. 127.
[27] Пузанова С.П. Международный туристический бизнес. - М.: Спорт, 1999. С. 133.
[28] Пузанова С.П. Международный туристический бизнес. - М.: Спорт, 1999. 138.
[29] Алексеев А. Туризм в России: проблемы становления и развития//Парламентская газета. - №86. – 8 августа 2004.
[30] Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации // Под ред. М.Б. Биржакова и В.И. Никифорова — СПб.: Невский Фонд, 2004. — 82 c.