Содержание

Введение_________________________________________________________ 3

Глава 1. Египетская религия как основа христианской мифологии.______ 4

1.1. Представление людей о некоторых главных египетских богах и священных животных___________________________________________ 9

1.2. Бог Анубис________________________________________________ 11

1.3. История пирамид___________________________________________ 12

Глава 2. Специфика культуры Египта______________________________ 19

2.1. Литература________________________________________________ 20

2.2. Архитектура_______________________________________________ 20

2.3. Скульптура________________________________________________ 22

2.4. Рельефы и росписи__________________________________________ 24

2.5. Древнеегипетская музыка___________________________________ 25

Заключение_____________________________________________________ 27

Список литературы______________________________________________ 28

Введение

Египет. Эта древняя земледельческая цивилизация начала формироваться в 4 в. до нашей эры. История государства и культуры Египта делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство.

Ранний Египет - это было время образования рабовладельческого строя и деспотического государства, на протяжении кот. сформировалась характерное для древних египтян религиозное верование: культ природы и предков, астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. В культовом строительстве начал широко использоваться камень.

Древнее и Средние царства характеризовались укреплением и централизацией бюрократического аппарата правления, усилением могущества Египта и его желания расширить свое влияние на соседние народы. Это эпоха строительства, удивляющая размерами гробниц фараонов, таких как пирамиды Хеопса и других, создание уникальных памятников искусства, таких как сфинксы фараонов, портретные рельеф на дереве. О грандиозности самой большой из египетских пирамид - пирамиды Хеопса, которая не имеет себе равных среди каменных сооружений всего мира, ее размеры: 146 м - высота, а длина основы каждой из 4 граней - 230 м.

Новое царство было последним периодом внешней активности Египта, когда он вел войны в Азии и северной Африке. В это время особенно расцветала архитектура храмов. Среди наибольших достижений художественного творчества этого периода образ царицы Нифертити из скульптурной мастерской в Ахетатоне, золотая маска фараона Тутанхамона и росписи гробниц в долине царей вблизи Фив. Они продолжали характерную для Древнего Востока традицию изображения головы и ног фигуры в профиль, а торса - в фас. Эта традиция исчезает в заключительный период падения Египта, когда его завоевывает Персия.

Все мы с детства наслышаны о грандиозных египетских пирамидах и могущественных фараонов, о величавом Ниле и молчаливом Сфинксе. И мало кто из нас не мечтал побывать в Египте.

Мало кто, посетив Египет, не влюбился в него. Выдающийся русский поэт Николай Гумилев, не раз бывавший там, писал в начале ХХ века:

Здесь недаром страна сотворила

Поговорку, прошедшую мир:

Кто испробовал воду из Нила,

Будет вечно стремиться в Каир.

От каждого периода египетской истории остались замечательные памятники архитектуры и декоративно - прикладного искусства.

В данной работе мы совершим краткую экскурсию в мир Египта.

Глава 1. Египетская религия как основа христианской мифологии.

Kemet – так называли свою страну древние египтяне. История Египта неотделима от его мифологии и религии, вера в богов занимала основное место в жизни египтянина. Остатки религиозных представлений, символики, магии легли в основу таких мировых религий как христианство, ислам, иудаизм, а так же различных сект. Религия Египта – явление очень многообразное, в ней сочетается фетишизм и тотемизм, политеизм и монотеизм, теология и космогония, культ, необычайно разнообразные и противоречивые мифы, не менее разнообразные и противоречивые представления о загробной жизни. За более чем трех тысячелетнюю историю Египта, его религия претерпевала различные изменения, боги отдельных номов становились главными богами государства, меняли имена или сливались с другими богами, но основная концепция оставалась неизменной. Вера в загробную жизнь, суд над деяниями совершенными при жизни, необходимость заботится об сохранности тела умершего человека, обожествление фараона и т.п. сохранялась до появления христианства, а позже и плавно перешла в христианство в виде почитания тел или их остатков различных мучеников, святых и т.п. радетелей за все человечество.[1]

Следует упомянуть, что в Египте не было государственной религии в современном понимании, как не было и единой церковной организации. Хотя у каждого бога были свои верховные жрецы, но они небыли объедены и существовало постоянное соперничество между жреческими группировками за влияние. В связи с этим не существовало обязательных для вей страны религиозных догматов, не наблюдалась унификация религиозных воззрений. Религия египтян представляли собой соединение часто противоречивых, а порой и взаимоисключающих верований, возникших в разные времена и в разных частях страны. Сами египтяне ощущали эти противоречия, жрецы таких крупных религиозных центров, таких, как Гелиополь, Гермополь, Мемфис, Фивы и др. стремились упорядочить исторически возникшее хаотичное нагромождение религиозных верований. Но психологическая невозможность отказаться от древних религиозных взглядов, даже при их противоречии новым религиозным концепциям, глубокая приверженность традиции характерны для египетской религии. Литературные источники так же разнообразны и противоречивы, от действительно научных трудов, написанных крупными египтологами, в которых можно найти рациональное объяснение религиозного мышления египтян. И до популярных изданий которые претендуют на наукообразность, но содержащиеся в них сведения могли возникнуть только в воспаленном воображении их авторов, так как история Египта, а так же и его религия в настоящее время обросли таким количеством легенд, суеверий и т.п., что вполне может считаться новой религией.

Египетская магия возникнув в додинастические времена стала основой религии. Она существовала в двух разновидностях: с одной стороны, ею пользовались во благо живых и мертвых, с другой – она являлась орудием тайных заговоров и призвана была наносить вред тем против кого она применялась. Важное значение придавали древние египтяне амулетам, они были призваны защищать тело живого или умершего человека от гибельных воздействий и нападений видимых или невидимых врагов. Существовало два типа амулетов: те, на которых написаны магические формулы, и без надписей. В древнейшие времена при надевании амулета на человека или при помещении его на тело умершего произносились особые заклинания. Так как пользоваться силой молитв или магических слов мог только специально обученный жрец, то вскоре слова стали вырезать на амулете, придавая тем самым двойную силу. «Слова власти» так же могли быть написанными и на папирусе который клался вместе с амулетом на умершего, и имело своей целью подчинение богов власти умершего, чтобы он мог заставить их исполнить его волю.

Существовало множество разнообразных амулетов, часть из них была строго регламентирована как и по изображению и форме, так и по материалу из которого сделана. К тому же, любое кольцо, кулон, украшение или другой подобный предмет, на котором было начертано имя бога, его эмблема или изображение, становился защитным амулетом, и сила его сохранялась пока не разрушался материал или не стиралось изображение или надпись.

Наряду с амулетами, египтяне так же верили, что возможно передать фигурке любого живого существа душу того кого она изображает. К ним относятся так называемые «ушебти» которые клались вместе с умершим, для того , чтобы в загробном мира он выполнял все обязанности которые прикажут умершему боги. Фигурки ладей или животных с соответствующими магическими словами так же использовались для зашиты людей от злых сил. Но эти фигурки сделанные из воска можно было использовать и для нанесения вреда изображенному на них человеку. Впоследствии восковые фигурки стали основным инструментом черной магии, но и не только магии, так имело широкое распространение принесение восковых изображений больных частей тела в христианские храмы, и принесение их к изображениям святых.

Большое значение придавалась так же и магическим рисункам, заклинаниям. Египтяне верили, что без пиши душе умершего КА может начать причинять вред живым. Первоначально рядом с мумией оставляли пишу и через определенные промежутки времени приносили новую пишу. Но постепенно это стало заменяться изображением пиши, вместе с необходимыми «словами власти», при этом уже любой человек который прочтет написанное на гробнице рядом с рисунком заклинание, предоставит КА умершего все необходимое для его загробной жизни. В связи с эти большое значение приобретает вера в то, что изображение враждебного города с соответствующей надписью, разбитое с соответствующими магическими обрядами приводило к его уничтожению. 

Египтяне так же хорошо знали движение небесных тел, на основе этого они положили начало астрологии. Они так же ввели понятие счастливых и несчастливых дней.

Как уже говорилось выше, очень большое значение имели так называемые «слова власти». Произнесение их должно было, согласно верованиям египтян, приводить к требуемым при их произнесении действиям. Особое внимание уделялось при этом имени того существа на которого хотели произвести воздействие. Вера в то, что знание истинного имени, дает возможность управлять существом носящим его, была настолько глубока, что пережитки его сохранились до нашего времени. В 125 главе «Книги Мертвых» умерший напрямую заявляет 42 богам «Не случится со мной ничего дурного в этой стране, на Великом Дворе Двух Истин, ибо я знаю имена сорока двух богов, пребывающих в нем, сопутников великого бога», тем самым подчиняя их своей воле, и не давая им возможности свидетельствовать против себя.

Во время так называемого «Второго переходного периода», Египет был покорен почти на 150 лет гискосами. Этнический состав гискосов и в настоящее время вызывает многочисленные споры, но существует гипотеза что вместе с гискосами, в Египет проникли и еврейские племена. После изгнания гискосов, согласно Библейской традиции началось так называемое египетское рабство евреев. Если взять за основу Библейскую традицию, то вполне возможно предположить, что высокая культура Египта оказала большое впечатление на стоящих на более низкой ступени развития еврейский племена.

 После изгнания гискосов в Египте происходит так называемый религиозный переворот Эхнатона. Впервые в религиозном сознании появляется монотеистическая основа религии. Религия единого бога Атона, была слишком возвышенной и поэтому после смерти Эхнатона, практически прекратила свое существование. Но вполне возможно в течении длительного времени сохраняла своих почитателей. Одна из гипотез, предполагает, что левиты во главе с Моисеем (Моисей – это египетское имя), представляли как раз секту поклонников Атона, вынужденную покинуть Египет из за преследований со стороны властей. Слившись с бродячими еврейскими племенами, находящимися в первобытном состоянии, Моисей с левитами смогли подчинить их себе и своему богу. Но так как Атон был слишком возвышенным богом, то это привело к необходимости создания более приземленного бога, для улучшения восприятия его евреями. Это согласуется с тем, что Моисей не назвал евреям имени бога, как было сказано выше знание истинного имени бога давало безграничную власть над ним. Данные Моисеем еврейскому народу десять заповедей, поразительно схожи с главой 125 «Книги мертвых» «Исповедью отрицания», но необходимость согласования ее с первобытным сознанием евреев, вынуждала снизить 42 греха до 10 основных и жизненно важных для патриархального общества. Можно также упомянуть, что обряд обрезания ввел у евреев именно Моисей, но в египтологии известно, что только египетские жрецы подвергали себя данному обряду.  В настоящее время невозможно подтвердить или опровергнуть эту гипотезу, но мне она представляется достаточно убедительной и жизнеспособной, дальнейшее ее обсуждение не входит в рамки данной статьи, поэтому вернемся к Библейской традиции как основе.

 После так называемого бегства из Египта, библейское описание, это полностью миф не имеющий ничего общего с реальными событиями. Провести сорок лет в пустыне в главе 600 тысяч воинов, а это месте с женщинами и детьми около 2 миллионов, невозможно в связи со скудностью пищевых ресурсов. Египетские племена приблизительно в 13 в. до н.э., вторглись на территорию современной Палестины. Культура населения Ханаана, хотя и имела свои национальные особенности, но находилась под сильным влиянием религиозных культов Египта. Тем более еврейские племена, уже во время египетского рабства находившиеся под влиянием религии Египта, в Палестине сохраняли остатки египетских мифов.

В настоящее время, в науке время написания Библии датируется 5 веком до н.э., после Вавилонского пленения. И хотя в ней переплетаются и шумерские мифы о сотворении мира, но так же сильно влияние египетской мифологии. Это в основном уже упомянутые десять заповедей Моисея, вера в загробный мир и разделение его на рай и ад, суд на душой умершего и воздаяние за грехи совершенные при жизни и т.п.. В Библии так же зафиксировано  и магия египетских жрецов, и некоторые элементы культа. Материал по данной теме довольно обширен и доказателен, что примеры можно найти в любой библеистической литературе.

Прежде чем перейти к элементам египетской мифологии в христианстве, попробуем обрисовать положение египетской религии в Римской империи когда началось массовое распространение христианства. После походов Александра Македонского, началось распространение эллинизма. Веротерпимость Лагидов, правивших Египтом после смерти Александра Македонского, привела к распространению и слиянию египетской религии с античной мифологией. Во времена римского владычества культ Исиды, получил широкое распространение по всей территории Римской империи, это было время религиозного скептицизма, когда старые античные боги уже не отвечали запросам общества. Вместе с культом Исиды распространяется также и египетская магия, при этом распространение достигает даже таких отдаленных мест как Британия, Галлия, Германия и т.д.. Культ Исиды с его аскетичностью и обрядностью представлял промежуточную ступень между язычеством и набирающим силой христианством. Апулей, автор знаменитых «Метаморфоз», считался в античном мире великим магом, был так же и жрецом Исиды, посвящение в культ которой он великолепно описал в своем произведении. Можно также добавить, что Исида стала покровительницей Лютеции, современного Парижа, а после распространения христианства, статуя ее стала образом христианской святой.

Большая часть элементов египетской религии проникла в христианство в оригинальном виде, другая часть элементов в видоизмененном виде , но с четко прослеживаемыми египетскими корнями. Основным конечно является, миф о воскресении Христа, полная аналогия мифу о воскресении Осириса. Христос, также как и Осирис погибает в страданиях, но после смерти, возноситься на небо, где становиться богом. Битва между Сатаной и Христом, после которой наступит Царство бога на земле, аналогия битвы между Хором и Сетом. Непорочное зачатие Девы Марии также соответствует египетской мифологии, после того как Сет убил Осириса и бросил мертвое тело на 40 дней в содовые озера, Исида нашла тело и отрезала от него член от которого и родила Хора. Кстати член Осириса является одним из основных амулетов египтян, под названием «жизненной силы - АНХ»[2]

На страшном суде, мертвые восстанут из могил и получат свои тела, что так же соответствует требованиям египетской религии о сохранности тела. Но данное требование трансформировалось в христианстве, отрицая необходимость мумификации тела, так как Бог якобы восстановит тело умершего, христианство при этом начало почитать нетленные остатки. Мощи так называемых святых, которые якобы по велению бога, неподвержены тлению, являются одной из основ христианского культа.   Христианство провозгласив борьбу с язычеством, само стало еще более языческим, чем прежние религии. Почитая тела, в силу естественных причин не подвергнувшихся тлению, а позднее и вообще частям тел, полностью продолжает египетскую традицию почитания мертвого тела. Всех христианских святых, которые повторяют мелких богов специализирующихся на конкретных вопросах, даже истово верующий человек не сможет перечислить, а количество их превышает все мыслимые размеры.

В христианстве, появляется и другая сторона египетского культа, связанная уже с магией. Всевозможные чудотворные иконы, поразительно напоминают магические рисунки, а молитва пред иконой, «слова власти» поле которых божество изображенное на иконе должно выполнить, по мнению верующего, его просьбу. Характерно, что Иисус запретил упоминать «имя господа в усе», поэтому с мелкими просьбами верующие обращаются, к более мелким богам, «святым» по христианской традиции. Еще более действенную силу молитва «слова власти», в полном соответствии с требованиями египетской магии, когда они произносятся рядом с местом погребения, изображением или статуей в которой заключена частичка тела данного бога «святого», и при соблюдении соответствующих магических обрядов «крестный ход, литургия и т.д.».[3] При этом, обязательным выдвигается ношение амулета, по христианской традиции якобы изображения креста на котором распяли Иисуса. Римляне распинали приговоренных на двух формах креста, в виде буквы «Т», и в виде буквы «Х», и ни на каких более. Форма христианского амулета, больше напоминает символ «Анх», как символ жизни и последующего воскресения, как изображенного на ней так и носящего его. В связи с тем что выше уже было сказано что именно представляет собой этот символ, полезно было бы христианам задуматься что именно они носят на своей груди, ношение изображения фалоса бога мне лично представляется не слишком этичным.

Возвращаясь к культу Исиды, необходимо подчеркнуть, что видоизменившись он так и остался в почитании современных верующих христиан. Иконография Исиды, которая изображалась на руках с младенцем Хором, стала одной из самых почитаемых богинь христианского пантеона, приняв имя Марии, матери бога Иисуса. Если без предвзятости, проанализировать иконографию современного христианства, а так же молитвы «слова власти», то подавляющее превосходство остается за Исидой, «Девой Марией, Богоматерью и т.д.». Расплодившееся в последнее время количество видений, откровений и т.п., возникающих в воспаленном воображении психически неуравновешенных людей, относятся именно к Исиде.

Миф о битве между Хором и Сетом, в христианстве трансформировался в соперничество между Христом и Сатаной. И если в египетском мифе, после победы Хора в Египте установилось его царство, то в христианском мифе второе пришествие Христа выльется в великую битву между ним и Сатаной, после которой установиться царство бога на земле.

Магия египтян, слившись с магией шумеров, в настоящее время, продолжает существовать в виде различных, и особенно многочисленных в настоящее время, экстрасенсов, хиромантов, астрологов и прочих «уловителей космической энергии», психически больных людей, а то и просто мошенников. На данную тему, так же существует большое количество разнообразной литературы, и она настолько обширна, что вполне может представлять тему отдельного исследования.

В заключение, хотелось бы привести слова А.С. Стрелкова «египетскую струю в христианстве мы можем наблюдать … во всем, начиная от отдельных мотивов христианской символики и кончая чисто догматическими построениями».

1.1. Представление людей о некоторых главных египетских богах и священных животных

 

С тех пор, как был создан мир, во всём Египте воцарился порядок и спокойствие. Жизнь текла по однажды заведённому порядку, одинаково обязательному для богов и людей. Правда, в разных частях Египта люди по-разному представляли себе этот порядок.

Для одних каждое утро появлялся на Востоке бог солнца Ра в своей дневной ладье и пересекал всё небо по небесному Нилу, освещая весь мир своим золотым сиянием. Вечером далеко на Западе пересаживался Ра на ночную ладью, в ней спускался глубоко под землю в царство мёртвых и плыл обратно уже по подземному Нилу, сражаясь с силами мрака, которым был ненавистен его свет.

Другие же думали, что каждый вечер богиня неба Нут проглатывала бога солнца, а утром рождала его вновь. А может, он сам появлялся из чудесного цветка лотоса на том холме, который первый возник по среди океана хаоса.

Третьи вообще были уверены, что солнце – это золотой шар, который каждое утро выкатывает на небо священный жук-скарабей.

Наверное, поэтому в разных частях Египта совершенно несхоже изображали бога солнца. То он был скарабеем или человеком, у которого вместо головы скарабей. То солнечный бог представлялся в виде сокола с солнечным кругом на голове или был человеком с соколиной головой, а то и просто солнечным диском с соколиными крыльями. А иногда бога солнца изображали почему-то огромным котом – наверное, в таком виде ему было легче бороться с врагами. Один из вариантов представлен на рисунке. Но какой бы вид не принимал бог солнца, он управлял миром подобно любому земному царю. Он видел всё, что делалось на земле, и отдавал распоряжения. А если что то и ускользало от его солнечного ока, так только потому, что дел на земле творилось очень много, и там было полно всяких других богов, не говоря уже о священных животных, мелких божествах и людях.

Для жителей же Мемфиса главным богом являлся бог Пта. Пта тоже считался создателем мира и людей, только сила его происходила не от солнца, а от земли. Пта не спорил с Ра о том, кто же из них на самом деле создал мир, и в знак примирения даже взял в жёны дочь Ра – Сехмет. Только всё же Пта никогда не упускал случая подчеркнуть, что Ра создал посреди

океана Нун лишь единственный первый холм, а вот он – Пта, поднял на свет всю остальную землю.

Вытащив землю из глубины океана хаоса, Пта не покинул её, а остался среди людей, чтобы присматривать за ремёслами. Сам он был большим умельцем во всём, что только можно сделать руками, поэтому греки позднее пригласили его на свой Олимп и назначили там богом-кузнецом по имени Гефест.

Ещё Пта неплохо разбирался в искусстве, заодно был богом истины и справедливости. При стольких талантах и обязанностей у Пта просто не оставалось времени, чтобы приглядывать за порядком даже в своём родном Мемфисе. Поэтому дела шли как бы сами по себе, а когда возникала какая-нибудь смута, наступал черёд его жены – богини войны Сехмет, чьё имя означает “Могучая”. От отца своего – Ра унаследовала она силу палящего солнца, и поэтому никто не мог ей сопротивляться. А когда Сехмет своими средствами наводила порядок, приходила пора для другого её дарования, и богиня исцеляла раненых.

После этого всё было спокойно, и главным богом для людей оставался сын Пта и Сехмет – Нефертум – бог растительности и плодородия. Потом и Пта тоже стали считать богом плодородия, потому что какой урожай без земли.

А ещё не бывает урожая и без воды. Полноводен могучий Нил, но течёт он, увы, не всюду. Поэтому чуть ли не каждый колодец и источник считался священным, и перед тем, как брать оттуда воду, полагалось вознести молитву его божеству – крокодилу, лягушке или змее.

Со змеями вообще лучше не ссориться: откуда знаешь, простая это кобра или кто-нибудь из богов принял извилистый змеиный облик? И даже сами боги немножко опасались змей. Ведь огромный змей Апоп – бог мрака и зла – был предводителем врагов самого Ра.

Но хотя иногда и сталкивались между собой боги, время Древнего Царства в Египте довольно спокойно. Но со временем египетские боги стали понемножку переделывать свой мир, и в этих событиях одни из них погибли другие ”пропали без вести”, а третьи, пережившие всё, остались уже навеки Великими Богами Египта. Одним из таких богов является Анубис.

1.2. Бог Анубис

Первая половина 14 в. до н.э

Стела "царского писца", "опахалоносца по правую руку" царя Тутанхамона, "великого управителя царского хозяйства" Ипи.

Почти всю поверхность известняковой плиты занимает сцена поклонения сановника Ипи статуе бога бальзамирования и покровителя умерших Анубиса. Слева на троне восседает шакалоголовый Анубис. Правой рукой Анубис держит за петлю знак жизни "анх", левую с жезлом "уас" протягивает навстречу идущему к нему Ипи.[4]

Бог Анубис в египетской мифологии считается богом-покровителем умерших. Его изображали в образе лежащего шакала черного цвета, дикой собаки или же в виде человека с головой шакала или собаки. Анубис считался судьёй богов. Центром культа Анубиса был город 17-го нома Каса – греческий Кинополь, в переводе означает "город собаки". Однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, его основные эпитеты – "Хентиаменти", то есть тот, кто впереди страны Запада (царства мертвых), "владыка Расетау" и "стоящий впереди чертога богов". Согласно "Текстам пирамид", Анубис был главным богом в царстве мертвых. Он считал сердца умерших, в то время как Осирис – бог умерших и оживающей природы – главным образом олицетворял умершего фараона. который оживал подобно богу. С конца 3-го тысячелетия до н. э. функции Анубиса переходят к Осирису, которому присваивали его эпитеты, а Анубис входит в круг богов, связанных с мистериями Осириса. Вместе с Тотом присутствующем на суде Осириса. Одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию (рис.1). Анубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах ("просветленного", "блаженного"), оживающего благодаря этому жесту. Анубис расставил вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и дал каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны. Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображен лежащий над девятью пленниками шакал. Анубис считался братом бога Баты. По Плутарху, Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. Древние греки отождествляли Анубиса с Гермесом. Описав египетского бога Анубиса и коснувшись двух его скульптурных изображений (статуэтка и стела “царского писца”, находящиеся выше), нельзя не отметить маска жреца в виде головы бога Анубиса, сделанную из глины в VIII в. до н. э. Сейчас она находится в музее в Хильдесгейме. Как видно на фотографии с лева по сторонам этой маски внизу сделаны выемки для плеч жреца.

1.3. История пирамид

Самые древние в мире и массивные монументы из камня — египетские пирамиды — были созданы, чтобы внушать людям благоговейный ужас и поражать их воображение. Поразительно, с каким интересом люди всегда воспринимали самые невероятные теории, возникавшие на их счет. Так, например, один астроном из Шотландии узрел в размерах пирамиды Хеопса не только закодированные в них расстояние от земли до солнца и время исхода иудеев из Египта, но и дату будущего конца света — 1881 год.

По-настоящему серьезные изыскания требуют более вдумчивого подхода — ведь мы имеем дело с гигантскими сооружениями, построенными с потрясающей точностью! Так, каждая из сторон Великой пирамиды, возведенной для фараона Хуфу более 45 веков тому назад, имеет длину около 230,5 м, причем разница между ними составляет самое большее 19 мм. Неплохо для горы, возвышающейся на 146,7 м над горизонтом и созданной рукой человека из не менее 2 300 000 каменных блоков, каждый весом около 2270 кг, и все это без применения современных орудий труда (ведь египтяне еще не знали ни колеса, ни железных зубил).

Несмотря на всю видимую незыблемость пирамид, они, по иронии судьбы, пострадали не столько от сил природы, сколько от рук человека. Древние египтяне были первыми вандалами: они грабили их погребальные покои и безжалостно сдирали с них известняковую оболочку, используя материал для других построек, и. это варварство продолжалось и в более поздние времена.

С ростом туризма выросла и вероятность порчи памятников. Толпы неутомимых верхолазов устремлялись с риском для жизни к вершинам пирамид, нанося им непоправимый урон. Благодаря закону, принятому в 1983 году египетскими властями, четыре крошечные фигурки, штурмующие пирамиду Хеопса на фотографии наверху, были одними из последних, кому удалось это сделать, хотя туристам все еще разрешается заходить внутрь пирамиды.

Погонщики верблюдов и уличные торговцы, которые, должно быть, досаждали своими призывами еще греческому историку Геродоту, когда тот осматривал пирамиды, сегодня обязаны держаться от них на приличном расстоянии.

История пирамид — как и некрополей, на почве которых они возникли — берет свое начало в Мемфисе, древней административной столице Египта, которая находилась на западном берегу Нила в 32 км к югу от нынешнего Каира. Как гласит одно народное поверье, Мемфис был заложен около 2900 года до н. э. самим Миной (Менесом), могущественным военачальником, который впоследствии стал первым царем Египта после успешного объединения множества рассеянных по всей долине Нила сельских и городских общин в одно централизованное государство. Жители Мемфиса называли свой город «Инеб-хедж» — «Белая Стена» — вероятно, из-за его выкрашенных белой известкой крепостных стен из кирпича-сырца, окружавших со всех сторон царский дворец. Постепенно Мемфис разросся вширь и глубь, став, по древним стандартам, огромной метрополией. Город простирался на 13 км с севера на юг и, 6,4 км с востока на запад и в течение более трех тысячелетий считался важным политическим, торговым и культурным центром древнего мира. От его оживленных причалов отходили суда, направляясь вниз по Нилу к восточным берегам Средиземного моря и дальше в Грецию и на Эгейские острова. В период расцвета Мемфиса в городе проживало и трудилось до 50 000 человек, большинство из которых ютилось семьями в двух трехэтажных домах из кирпича-сырца, лепившихся друг к другу вдоль узких извилистых улиц. Здесь жил в основном мастеровой люд — искусные ремесленники, занятые в производстве разнообразных видов продукции: изящно инкрустированной мебели, ювелирных изделий из золота и полудрагоценных камней, боевых колесниц, щитов, копий и другого оружия. Большая часть населения, однако, трудилась на сельских нивах, расположенных по обе стороны нильской поймы, занимаясь скотоводством и выращивая пшеницу и лен.

Мемфис процветал вплоть до VII века нашей эры, когда арабы, захватив Египет, стали активно разрушать город, используя каменную кладку зданий для строительства своей новой столицы — Каира. Сегодня все, что могло уцелеть от Мемфиса того времени, лежит погребенное под тоннами нильского ила и современными деревнями, расположенными на этом месте, затрудняя и делая очень дорогостоящей работу археологов. На сегодняшний день раскопана лишь крошечная часть когда-то великого города и пока что не найдено никаких следов ни самого дворца, ни других зданий ранней застройки. Почти все, что мы знаем о жизни в Мемфисе — да и вообще в Египте эпохи Древнего Царства — дошло до нас не из жилых кварталов города, а из его кладбищ. Жители Мемфиса построили свой первый некрополь на крутом уступе, возвышающемся в пустыне к западу от городской черты. Они назвали его Саккара, в честь Сокара — одного из египетских божеств заупокойного культа — и намеренно расположили на западе, так как, по поверьям, другое божество, бог солнца Ра, именно в западных пределах небосвода начинает свое ночное путешествие в подземном мире. Археологи открыли в Саккара гробницы, относящиеся почти ко всем периодам истории Египта, хотя большинство из них восходит ко временам Древнего Царства и даже ранее, охватывая период приблизительно в тысячу лет, с 3100 по 2134 гг. до н. э. Захоронения в Саккара продолжались вплоть до христианских времен, когда некрополь занимал площадь около 5 км в длину и почти 1,5 км в ширину.[5]

Ранние гробницы в Саккара делались из кирпича-сырца. Они были прямоугольными, с плоскими крышами и слегка покатыми стенами. В каждом склепе имелось по несколько подземных комнат, в том числе вырубленная в скале центральная камера, в которую помещалось тело умершего вместе с его личным оружием, предметами туалета и даже музыкальными инструментами и настольными играми. В части гробницы, расположенной наверху, на поверхности земли, находились помещения меньших размеров, в которых хранились продукты питания, вино, одежда, предметы мебели и орудия труда, т. е. все то, что считалось необходимым для поддержания жизни КА, или духа обитателя гробницы. В настоящее время египтяне называют такие гробницы арабским словом «мастаба», что значит «скамья», т.к. внешне они напоминают прямоугольные скамейки из кирпича-сырца, которые и по сей день можно видеть у домов и лавок по всему Египту.

По мере того как шло время, менялся и внешний вид мастаб. Они становились более массивными и сложными по конструкции, иногда достигая 3,7 м в высоту за счет увеличения числа внутренних помещений. Появился обычай пристраивать с восточной стороны мастабы что-то вроде часовни, где ежедневно собирались родственники усопшего — или жрецы КА, получившие в дар его поместье, — чтобы воздать ему приношения в еде и питье. В особые, праздничные дни потомки лиц, захороненных в Саккара, собирались на большом кладбище для участия в церемониале поминания усопших и празднования семейной годовщины.

Около 2630 г. до н. э., во время правления фараона III династии Джосера, некрополь в Саккара претерпевает глубокие изменения. К тому времени египетские владыки сосредоточили в своих руках огромные богатства и обладали неограниченной властью над своими подданными, которые все больше смотрели на них как на некие божества, сошедшие с небес на землю. А божествам, как водится, полагались и грандиозные могилы, которые могли бы обеспечить продолжение их возвышенного существования и в потустороннем мире. Чтобы отличать свою гробницу от могил прошлого, Джосер пошел на чрезвычайно смелое для своего времени решение, приказав строить ее целиком из камня, а не кирпича-сырца, как прежде. Хотя камень и прежде шел на облицовку стен и полов отдельных гробниц, никогда еще он не применялся в качестве единственного строительного материала при возведении всего сооружения. Разработку проекта и строительство усыпальницы Джосер поручил своему разносторонне одаренному главному визирю и советнику Имхотепу. Шесть раз в ходе сооружения гробницы менял Имхотеп свое конструктивное решение, пока наконец не остановился на конструкции, внешне напоминающей шесть поставленных одна на другую мастаб уменьшающихся размеров. Поэтому в своем законченном виде монумент получил известность под названием Ступенчатая пирамида, что, по-видимому, отражало и ее духовную направленность — служить некой лестницей, ведущей фараона после его смерти в небеса духовной жизни.[6]

Ступенчатая пирамида не имеет себе равных ни по размерам, ни по конструкции. Основание пирамиды имеет площадь 118,6 на 140,9 м, ее высота — 62 м. Но сама пирамида — всего лишь часть огромного комплекса сооружений гробницы. Под ее основанием Имхотеп создал настоящий лабиринт из штолен, переходов, галерей и погребальных камер, а также различных погребальных помещений, часовен и двориков, построенных вокруг нее для совершения обрядов и церемоний, связанных с заупокойным культом. Весь этот комплекс Имхотеп обнес мощной каменной стеной длиной 1,6 км и 10,1 м в высоту, в которой он сделал 13 ложных и только один настоящий проход. Результатом его усилий явился комплекс сооружений, вполне достойный персоны фараона-бога. Поразительные достижения Имхотепа — зодчего и строителя, — а также его талант писца и мудрого царского советника снискали ему славу среди его соотечественников, которая не померкла в течение целой тысячи лет. Он даже был причислен к сонму малых божеств и в его честь воздвигались храмы столетия спустя после его смерти. Слава его затмила славу фараона, имя которого он обессмертил. Но самое удивительное в том, что египтяне, так глубоко чтившие Имхотепа, не оставили никаких свидетельств относительно местонахождения его могилы. В пятидесятых годах нашего столетия поисками гробницы Имхотепа в Саккара занимался видный английский археолог Уолтер Эмери, но и он не нашел ее. Зато ему удалось попутно открыть гробницы других придворных сановников, например, вельможи по имени Хатепка, который занимал странную должность «хранителя диадемы и смотрителя париков фараона».

Многое из того, что нам сегодня известно о Ступенчатой пирамиде, стало достоянием гласности, благодаря работам другого видного египтолога, француза Жана-Филиппа Лауэра. В 1926 году английский археолог Сесил Ферс, предпринявший первые систематические раскопки в районе Ступенчатой Пирамиды, взял Лауэра, тогда еще двадцатичетырехлетнего студента-архитектора в Париже, к себе в помощники. Лауэр прибыл в Египет на короткий срок — и прожил там более 50 лет. «Как только я обследовал памятник, — рассказывал он корреспонденту в 1991 году, — я сразу понял его важность для истории, как первого сооружения, в котором применялась горизонтальная кладка из обтесанного камня, и к тому же построенного по проекту Имхотепа, этого Микеланджело древности. И я решил тогда посвятить этой работе всю свою жизнь».

Лауэр с особой любовью вспоминает свои первые годы, проведенные в Саккара, когда он вместе с Ферсом занимался обследованием внутренних камер Ступенчатой пирамиды. Двигаясь по переходам, спроектированным Имхотепом, археологи медленно прокладывали себе путь по подземному лабиринту. Лауэр хорошо помнит то изумление и благоговение, которое он испытал, входя в одну из камер сквозь пробитую в стене брешь. «Мы проделали дыру в этой стене, и Ферс, будучи человеком крупного телосложения, попросил меня пробраться внутрь и описать ему то, что я там увижу, — писал он позднее. — С чувством благоговейного ужаса вошел я в подземную галерею, по которой вот уже 4000 лет — с тех пор, как ее посетили грабители древности — не ступала нога человека. Освещая себе путь свечой, я медленно продвигался вперед, пока наконец не попал в прямоугольную комнату, со всех сторон облицованную ровными и тщательно отшлифованными плитами известняка. Продвигаясь дальше в северном направлении, я попал в другие комнаты, также выложенные плитами из отшлифованного камня. Некоторые из них были украшены барельефами в виде больших звезд».

Хотя камеры были уже давно разграблены и не содержали никаких сокровищ, Лауэра на каждом шагу поджидали «приятные сюрпризы», включая прекрасно выполненные на стенах барельефы, изображавшие фараона Джосера, то во главе религиозной процессии, то в момент символического состязания по ритуальному бегу. Обследуя несколько лет спустя глубоко заложенные подземные галереи комплекса Ступенчатой Пирамиды Джосера, Лауэр наткнулся на скелет восьмилетнего ребенка и около 40 000 ваз, чаш и блюд из алебастра, кварца, мрамора, доломита и других ценных пород камня, сложенных в одной комнате. Выяснилось, что все эти сосуды относятся ко времени, предшествовавшему эпохе правления Джосера. Лауэр полагает, что они происходят из других гробниц, расхищенных ворами, и что именно Джосер приказал поместить их туда из уважения к умершим, которым они когда-то принадлежали, с тем чтобы вернуть их в иной жизни законным владельцам.

Не удивительно, что фараоны, пришедшие на смену Джосеру, тоже пожелали иметь подобные гигантские ступени, ведущие в небеса, приказав своим подданным строить ступенчатые пирамиды. Однако все последующие усилия воздвигнуть еще одну ступенчатую пирамиду кончались неудачей либо из-за ошибок в ее конструкции, либо по причине преждевременной смерти фараона, для которого она предназначалась, и лишь т спустя пятьдесят лет после смерти Джосера вырос в песках Mедума, в 64 км к югу от Мемфиса и Саккара, еще один восьми ступенчатый колосс.

Медумская пирамида ознаменовала собой крутой поворот во внешнем облике пирамид, ибо спустя некоторое время после завершения строительства ее гигантские ступени были заложены грубо отесанным камнем для придания ей наклонной формы, а затем все сооружение было облицовано известняком и стало похоже на настоящую пирамиду с гладкими, ничем не прерываемыми сторонами. Остается не ясным, почему египтяне заменили ступенчатую конструкцию на сплошную; некоторые ученые считают, что это как-то связано с усилением культа солнца в стране. Вполне возможно, что поклонники бога Ра выбрали именно эту форму из-за ее внешнего сходства с солнечными лучами, которые, расходясь треугольником, падают на землю, когда солнце освещает ее, выходя из-за облаков. К сожалению, мародеры, охотясь за ценными породами камня, нанесли пирамиде немалый вред, повредив облицовку и обнажив ранние этапы ее строительства. Однако ее огромная каменная сердцевина от рук вандалов не пострадала, и сегодня, как и прежде, пирамида гордо высится над кучами мусора, который когда-то составлял ее внешнюю оболочку.[7]

Возвышаясь над пустыней на высоту около 103,7 м, эти пирамиды, намного обогнав своими размерами пирамиду Джосера, стали самыми грандиозными сооружениями Древнего Египта.

Но не надолго. Сын Снофру Хуфу (Хеопс, в греческом написании), желая, видимо, переплюнуть в этом деле отца, приказал построить пирамиду еще более грандиозных размеров в некрополе Гизе. Расположенная к северу от Мемфиса, эта территория издавна служила местом захоронения высших сановников Египта, некоторые гробницы которых восходят ко времени I династии. В отличие от своего отца, Хуфу был тираном и обладал деспотичным характером. По одному поверью, он приказал закрыть все храмы во время своего правления, с тем чтобы подданные сосредоточили все свои усилия на строительстве его пирамиды.

В ходе ее строительства либо сам фараон, либо его архитектор вносили изменения в проект ее внутреннего устройства, переместив царскую погребальную камеру из-под основания гробницы в самую сердцевину сооружения. Первоначальный вход в пирамиду — который только в 1989 году был открыт для всеобщего обозрения — ведет вниз по наклонному коридору к незаконченной камере, вырубленной в целиковой скале. Оставив ее, рабочие вместо этого пробили отверстие в потолке коридора в каких-нибудь 18 м от входа в гробницу. Разбирая каменную кладку, они продвигались вверх по пирамиде и в самой середине ее вырубили вторую погребальную камеру — которую уже в наше время по ошибке назвали камерой царицы. Ее они также оставили незаконченной. Затем они соорудили так называемую Большую галерею длиной в 47 м, пробили новый вход и, наконец, вырубили саму камеру фараона. Для отделки был использован красный гранит, который добывался в Асуане, за 640 км к югу, и доставлялся в Гизе речным путем. Там, в этой камере, у восточной стены и поныне стоит саркофаг Хуфу, хотя он давно уже пуст. Никто не знает, почему погребальную камеру фараона передвинули внутрь пирамиды. Некоторые археологи полагают, что в ходе строительства пирамиды произошла смена статуса фараона Хуфу, которого стали отождествлять с самим богом солнца Ра. Став фараоном Хуфу-Ра, он не мог быть погребен иначе, как только в середине пирамиды, напоминающей своей конусообразной формой священный «бен-бен», символ самого бога Ра. В конце концов Хуфу, вероятно, остался доволен: его гробница — Великая пирамида Хеопса — превосходила своими размерами все, что было когда-либо построено в Египте до него (да и после). Потрясенные ее внешним видом, древние греки причислили Великую пирамиду к семи чудесам света. Ее основание, каждая сторона которого достигает 78 м в длину, было поистине гигантским, занимая площадь в 5,2 га. Как отметил один автор, внутри этой пирамиды можно поместить пять главных соборов Западной Европы, включая римский собор Св. Петра и лондонский Св. Павла. Ее высота — 147 м, т.е. на 54,2 м больше высоты Статуи Свободы в Нью-Йорке, — тоже захватывала воображение (при том, что с течением времени пирамида Хеопса стала на 9,5 м ниже, т. к. многие поколения египтян использовали ее в качестве строительного материала, разбирая верхушку на свои строительные нужды).[8]

Как же удалось Хуфу построить такой гигантский монумент? Некоторые ученые полагают, что он использовал труд рабов и что на ее строительство ушел весь 23-летний период его правления. Более вероятно, однако, что он мобилизовал на эти работы тысячи крестьян, заставляя их поочередно работать по несколько месяцев в году в межсезонье, когда Нил, выходя из берегов, заливал поля, на которых они трудились. Не имея в своем распоряжении ни колесного транспорта, ни даже вьючных животных и управляясь примитивными орудиями труда из камня и меди, эти труженики вырубили в скале, обработали и переправили на стройку более двух миллионов известняковых блоков, причем некоторые из них весили до 15 тонн.

Никто не знает, каким образом была возведена Великая пирамида. По одной, заслуживающей внимания гипотезе от близлежащего карьера к участку работ был построен гигантский пандус. Обвиваясь вокруг строящейся пирамиды, он рос по мере того, как продвигалось ее строительство, что давало строителям возможность укладывать блоки на все большей и большей высоте. Но если действительно использовался такой огромный пандус, то из чего он сам был сделан? Некоторые египтологи высказывали предположение, что в качестве строительного материала были использованы кирпичи из глины, хотя никаких остатков кирпичей поблизости не было обнаружено. Более вероятным материалом можно считать мусор, которым завален сейчас весь карьер, — тонны гипса, обломки известняка и глина.

Несмотря на невероятный вес и громоздкость каменных блоков, их подгоняли друг к другу на месте с такой точностью, что подчас в зазоры между ними можно просунуть разве что почтовую открытку. Вообще поражает та точность, с которой строители справились со своей задачей. Основание пирамиды образует почти совершенный квадрат, ориентированный точно на север, причем его северная сторона всего на один дюйм отклоняется от южной. Первым, кто произвел точные замеры пирамид, был английский археолог Флиндерс Питри, который был одним из первопроходцев в деле научного обследования пирамид. К исследованиям в Египте его привлекли умозрительные теории шотландского астронома Чарльза Пияцци Смита. Смит полагал, что в формах Великой пирамиды заложены божественные числа, имеющие отношение к измерению пространства и времени. Он «открыл», что если высоту пирамиды, выраженную в дюймах, помножить на десять в девятой степени, — поскольку пропорция десять к девяти является отношением высоты пирамиды к ее ширине — то это дает расстояние от земли до солнца. Смит также утверждал, что периметр пирамиды, исчисляемый в т. н. «пирамидных» дюймах, равен 365,2, т. е. числу дней в солнечном году, помноженному на 1000. К великому разочарованию приверженцев теорий Смита, измерения, сделанные Питри, дали другие результаты.

Представить вещественные доказательства столь удивительной точности подгонки блоков друг к другу удалось сравнительно недавно американскому египтологу Марку Ленеру. Он обнаружил ряд ровно отстоящих друг от друга гнезд, вырубленных в скальной породе у самого края основания пирамиды. Ленер предположил, что в эти гнезда древние инженеры вставляли колья, между которыми они протягивали веревку для измерения и выравнивания уровня основания пирамиды.

Глава 2. Специфика культуры Египта

Египетская культура существует по тем же законам, что и любая "речная" цивилизация. Дело в том, что перед обществом, жизнеобеспечение которого связано с рекой, как в ассиро-вавилонской культуре или культуре инков и майя, обязательно встают проблемы строительства каналов. Ведь заниматься орошением земель каждому пахарю в отдельности непосильно. Уровень знаний пока таков, что сооружение и эксплуатация оросительной системы, а также управление ею должны осуществляться централизованно. Для древнего общества централизация выражается в создании государства во главе с обожествленным монархом. Такую власть принято называть деспотической.

Божественная принадлежность правителя отражена уже в его имени. Имя показывает, что царь — земное воплощение бога Гора (Хорд считавшегося первым мифическим властелином Египта; кроме то он — сын Солнца (бога Ра), правитель Верхнего и Нижнего Египта, носящий имена богинь-покровительниц Юга (Нехбет) и Севера (Уад-жит). Двойная принадлежность выражалась в бело-красной короне. Помимо этих титулов царь имел и собственное имя, считавшееся священным и запрещенным для повседневного употребления. Название; титула царя "фараон" (с XVI века до н. э.) произошло от египетского "пер-о" ("большой дом") — в первоначальном значении "царский дворец".

Особенностью египетской культуры являются два фактора: ее раннее возникновение, расцвет и неизменность на протяжении трех тысяч лет. С IV тысячелетия до н. э. здесь действовали сложнейшие водные сооружения, люди знали металлы и изготовляли из них различные предметы; за 3000 лет до н. э. строили из кирпича и камня храмы и пирамиды, создавали разнообразные рисунки, богатые по цвету и композиции; ткали изумительной тонкости льняные ткани и расписывали их цветными узорами; знали письмо и счет. К. Керам пишет:

"...Египет был стар уже тогда, когда первые собрания на Капитолии положили основание политике римской державы. Он был древен и занесен песками уже в те времена, когда германцы и кельты охотились в лесах Северной Европы на медведей. Его замечательная культура существовала уже тог- да, когда только начинала править первая египетская династия,— с этого времени можно говорить о начале достоверной истории Египта, а когда вымерла двадцать шестая династия, до начала нашей эры оставалось еще полтысячелетия. Еще должны были пройти времена господства Ливии, Эфиопии, Ассирии, Персии, Греции, Рима, и лишь тогда взошла звезда над Вифлеемом" [130, с. 73].

Уже в те добиблейские времена были созданы пирамиды, на сооружение которых использовали массивные монолиты по пять тонн каждая, обработанные вручную так, что и до сих "ор между ними невозможно вставить лезвие бритвы; там стояли тонкие обелиски, высота некоторых из них достигала 28 метров. И на всех этих сооружениях были росписи и надписи.

2.1. Литература

Древние египтяне создали разнообразные произведения художественной литературы (мифы, сказки, повести, песни, поучения и др.). В большинстве своем литературные произведения анонимны. Они восходят к народным сказкам и рассказам, подвергшимся обработке придворными и храмовыми писцами. Имена некоторых из них сохранились.

Древнеегипетская литература достигла высокого художественного совершенства. Литературные произведения (поэтические и прозаические) облекались в строго ритмическую форму. Для Египта характерно традиционное сохранение в течение тысячелетий древних сюжетов, литературных мотивов, жанров и форм в силу господства консервативной религиозной идеологии.

Литература древних египтян была тесно связана с религией. Своего наиболее яркого развития достигла художественная литература под влиянием острой социальной борьбы классов и общественных групп в период Среднего царства. Произведения этой поры считались классическими. В период Среднего царства появляются художественные произведения светского характера, повести и рассказы о приключениях путешественников в южных и азиатских странах.

В Древнем Египте, как и в других странах древности, понятие авторства еще не утвердилось. Оно существовало лишь в дидактической литературе, вероятно, потому, что египтяне этот литературный жанр считали наиболее важным.[9]

2.2. Архитектура

Изобразительное искусство Древнего Египта , представленное архитектурой , скульптурой , рельефами и росписями , теснейшим образом связано с заупокойным культом. При этом ведущим видом была архитектура.

Первым значительным сооружением в ряду грандиозных царских усыпальниц была т.н. ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара (28 в. до н.э.).С детищем зодчего Имхотепа связаны два важных момента : первый - создание целого ансамбля , вобравшего в себя комплекс заупокойных храмов , молелен и дворов , окружающих 60 - метровую усыпальницу. Ансамблевое начало подчеркивалось стеной отгораживающей прямоугольную территорию заупокойного комплекса; второй - воплощение идеи увеличения гробницы по вертикали. Выделение гробниц фараона за счет резкого увеличения масштабов отражало растущую власть “сынов бога”.[10]

Классическим образцом такого рода сооружений являются пирамиды фараонов 4 - й династии (27 в. до н.э.) Хеопса, Хефрена и Микерина (греч. вариант их имен). Их отточенная форма, основанная на пропорциях “золотого сечения” , была предельно лаконична и бесконечно выразительна. Два элемента определяли закономерности формы: основание, квадратное в плане , и схождение сторон в одной точке , подобно тому , как вся египетская жизнь сходилась , сфокусировалась в обожествленном фараоне. Гениальная в своей простоте пирамидальная конструкция несла художественное обобщение самой сути египетского общества, подчиненного безграничной власти фараона.

Характерной особенностью пирамид как архитектурных соображений было отношение массы и пространства: погребальная камера , где стоял саркофаг с мумией , очень небольшая , а подводили к ней длинные и узкие коридоры. Пространственный элемент был сведен к минимуму.

Безраздельно господствовала масса всей пирамиды , в то время каксама пирамида была завершающей частью огромного пространственного ансамбля : на берегу Нила стоял небольшой нижний заупокойный храмик , от которого шел длинный крытый коридор. Поднимаясь по склону Ливийского плоскогорья , он подводил к верхнему заупокойному храму , расположенному у подножия пирамиды .Ансамбль фараона Хефрена имел гигантского сфинкса, которого египтяне называли “отцом страха”. Считается , что это было изображение Хефрена в львином образе (голова человека и тело льва).

В эпоху среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется новый тип заупокойного храма. Ярчайший образец-храм Ментухотепа I долине Деир-эль-Бахари (западный берег Нила).[11]

Первое, бросающееся в глаза новшество, изменение местности : не в пустыне, а у скал Ливийского нагорья.

Второе - усложнение композиции заупокойного храма , состоящего из двух террас, расположенных одна над другой и завершаемых небольшой пирамидой. Горизонтальная распластанность террас ,подчеркнутая пологим пандусом , как бы притормаживается верти кальными портиками , идущими по фасаду и по бокам храма.

За основным ядром комплекса шел небольшой открытый двор, окруженный колоннадой.

Он вел во второй гипостильный зал (первый - нижняя терраса) и помещения , вырубленные в скале.

К этому добавлялся нижний храмик (или пропилеи) и дорога , огражденная с двух сторон стенами и соединяющая храмик с главным заупокойным ансамблем.

Дополнительными элементами этого архитектурного комплекса были каменные раскрашенные статуи царя , стоявшие на дороге , и сад с двумя бассейнами перед первым гипостильным залом.

От заупокойного комплекса Менхотепа I тянется ниточка к храмовой архитектуре Нового царства, одним из наиболее ранних образцов которой был заупокойный храм царицы Хатшепсут (нач. 15 в.до н.э.).Он возведен уже в знакомой нам долине Деир-эль-Бахари архитектором Сенмутом , рядом с храмом Ментухотепа I.

Самая главная новация - захоронение отдельно от храма. Царская мумия спрятана где-то в тайнике, в горах. Ансамбль же состоит в целом из тех же элементов, что и храм “соседа” , но с тенденцией к большей грандиозности :три террасы, возвышающиеся одна над другой , имеют большие масштабы ; богатейшие декорации, широкое использование скульптур(свыше 250 статуй),обилие колоннад, деревья и искусственные пруды , размещавшиеся и на террасах.

Идея пространственно развитого храмового комплекса, подчиненного принципу центральной оси, наиболее полное и совершенное выражение получила в ансамблях Карнака и Луксора на восточном берегу Нила в Фивах , посвященных богу Амону-Ра (16-15 вв.до н.э.).

2.3. Скульптура

Отличительная черта египетского изобразительного искусства его каноничность. Оформившиеся характерные особенности изобразительной форм, композиционного решения становятся обязательными для всех последующих произведений определенного жанра, будто портретная скульптура, рельеф, роспись. При всем этом египетское искусство претерпевает и некоторую эволюцию, ибо истинное художественное творчество не может не реагировать на те изменения которые происходят в духовной культуре общества. Поэтому мы будем рассматривать весьма ограниченный круг произведений, связанных со скульптурными статуями, рельефами и росписями, отобрав те образцы, в которых наиболее ярко отразились основные моменты развития египетского искусства.

В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями, статуя Ранофера);сидящая, с руками ,положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет ,статуя царского писца Каи).

Всему миру известен удивительный по технике исполнения и правдивости скульптурный портрет жены Эхнатона, прекрасной Нефертити.

Для всех характерны следующие художественные приемы: фигуры построены со строгим соблюдением фронтальности и симметричности; голова поставлена прямо и взгляд устремлен вперед; фигуры неразрывно связаны с блоком, из которого высечены , что подчеркивается сохранением части этого блока в виде фона ; статуи раскрашивались: тело мужских фигур – красновато коричневого цвета, женских- желтого , волосы - черного , одежды - белого цвета.

Основной характер - торжественная монументальность и строгое спокойствие. К этим общим для всех скульптурных статуй закономерностям следует добавить небольшой , но очень существенный штрих - портретные черты в передаче лица. Невозможно перепутать лицо писца Каи с его чуть плоским носом и выдающимися скулами и лицо царевича Рахотепа с напряженными морщинками у переносицы, аккуратными усиками и пухлыми губами ;надменное лицо зодчего Хемиуна, чуть полноватое , с маленьким , но энергичным и жестким ртом и лицо верховного жреца Ранофера с правильно строгими и бесстрастными чертами.[12]

Довершает индивидуализацию канонических черт тщательная пластическая обработка тела: молодого ,физически развитого или полного , слегка оплывшего жиром , с дряблой кожей и морщинками.

В период Среднего царства, дабы усилить значимость верховной власти в создании народа, скульптурные изображения живых владык Египта, посвященные богам, стали устанавливать перед храмами и внутри их. Личность фараона возвеличивается с еще большей наглядностью (последнее достигнет небывалых масштабов в период Нового царства).Это повлекло за собой усиление индивидуально-реалистического начала при сохранении основополагающих канонов художественной практики.

Голова статуи Сенусерта III (19 в. до н.э.) - замечательный образец египетского реалистического портрета: резкие морщины ,глубоко посаженные глаза , крупный нос и слегка выступающий властный рот. Большое выразительное значение приобретает светотеневая моделировка лица : острый контраст бликов и затемненных частей на черном камне (обсидиан) подчеркивает более сложную психологическую трактовку образа, в котором энергия и проницательный ум сочетаются с моментами рефлексии.

В мелкой пластике Среднего царства появляются произведения, отличающиеся таким новым качеством , как изящество и стройность .Гармоничность линий рук и ног , более тонкая раскраска одежды, воспроизводящая различные узоры, миниатюрность фигур-характерные стилистические приемы одного из произведений эпохи Среднего царства - статуэтки слуг , несущих жертвенные дары (19 в. до н.э.).

Лирическое начало в наибольшей степени характерно для скульптурных образцов Нового царства. Статуэтки жрицы Раннаи и жреца Аменхотепа отличаются изысканным качеством работы: они сделаны из дерева, глаза и украшения инкрустированы золотом, одежда посеребрена. Мягкие очертания округлых лиц , изящество фигур , приобретающие в образе “певицы Амона” хрупкость и рафинированность за счет удлиненных пропорций и текучести линий.

Интереснейшим периодом в искусстве Нового царства стало время правления Аменхотепа IV-Эхнатона в первой половине 14 в. до н.э. Его новая столица - Ахетатон строилась по единому плану и включала в себя несколько крупных частей: центральная была застроена дворцом и главным храмом Атона, включавшим административно-хозяйственные здания, домами - усадьбами вельмож. Окраину занимало жилье ремесленников и бедняков.

Существенным новшеством храмовых ансамблей, при сохранении общего принципа размещения преимущественно открытых помещений центральной оси, был отказ от многоколонных залов. Их заменили просторные дворы с многочисленными жертвенниками.

Но наиболее значительные изменения произошли в изобразительном искусстве .Разрыв с древней религиозной традицией ознаменовал отход от героизации царского образа. Акцент теперь был сделан на требовании простоты и естественности, которые должны были проявиться не только в чертах лица, но и передаче душевного состояния. Сохранилось несколько скульптурных портретов и статуй Эхнатона, поражающих реалистичностью трактовки. При этом в первые годы правления реализм приобрел характер утрирования индивидуальных черт облика фараона, доходящий иногда до гротеска: статуя Аменхотепа IV в Карнаке; рельеф “Семья Эхнатона” на пограничной стеле. Это исчезает в более поздних произведениях - гипсовая голова Эхнатона и портретная голова Эхнатона, незаконченная. Здесь уже нет гротесковых преувеличений губ и носа, моделировка лица отличается мягкостью.

Скульптуру второй половины Нового царства, ее основную линию, представляют следующие произведения : гигантские статуи Рамсеса II на фасаде его большого храма в Абу-Симбеле; колоссы Рамсеса II в храмах Амона в Карнаке и Луксоре и в Рамсессуме. Самая яркая черта этих памятников - огромные масштабы, сочетающиеся в общественными, монументализированными объемами. ”Вспомнились” древние традиции египетского искусства - торжественно-героический монументальный стиль, подавляющая грандиозность сооружений ,утверждающая величие фараона-бога.

Но по сравнению с Древним царством вся эта скульптура обрела оттенок гигантомании , когда внешнее слишком превосходит внутреннее.

2.4. Рельефы и росписи

Завершают характеристику египетского искусства рельефы и росписи, которые в великом множестве украшали стены гробниц , заупокойных храмов , колонны , саркофаги и вообще все то , что могло быть ими оформлено.

Характерные особенности изобразительного канона в рельефе сложились еще в до династический период, что нашло свое отражение и в росписях, развивающихся уже в искусстве Среднего царства .

Известная “Плита Нармера”, созданная в честь царя Нармера, объединившего Верхний и Нижний Египет, содержит в себе основные канонические черты. К ним относятся :

1.Построчное размещение сюжетных сцен(разделение плоскости горизонтальные пояса).

2.Композиционная организация сцен(внутри поясов)на основе упорядоченности. С наибольшей ясностью этот принцип проступает в т.н. мотивах шествия , где фигуры движутся одна за другой , через одинаковые интервалы , с повторяющимися жестами.

3.Разномасштабность фигур. Так как фараон был главным действующим лицом в каждой композиции ,то его ,как впрочем и богов ,изображали в больших размерах , чем все остальные фигуры.

4.Изображение человека - принцип распластывания фигуры на плоскости , когда голова и ноги изображались в профиль , а торс и глаз - в фас. Избирались самые четкие , ясно читаемые аспекты , органично соединенные силуэтом обобщающего типа и соотнесенные с двухмерной плоскостью.

5.Изображение предметов с различных точек зрения с помощью их вертикального расположения : то , что находится дальше , изображается на плоскости выше.

6.Единство изображений и иероглифических надписей.[13]

Наиболее распространенной темой рельефов и росписей была тема пира, обычно связанного с заупокойным культом. Роспись из гробницы в фиванском акрополе относится к периоду Нового царства. Именно здесь с наибольшей отчетливостью проступают характерные черты египетского искусства, поскольку любая сюжетная композиция использует много различных “элементов” -человеческие фигуры, предметы обихода(столы, кресла, посуда), деревья, птицы, животные и т.п.

И все это множество изображений размещается на плоскости, разделенной на горизонтальные пояса так, чтобы каждая из фигур и предметов ясно “читалась” глазами, не заслоняя друг друга. Расположенные через одинаковые интервалы, с повторяющимися жестами, они как будто застывают: вся “картинка” какой бы ни была ее тема воспринимается как торжественное ритуальное действо, воспарившее над обыкновенным миром реального бытия. Все конкретные и заимствованные из жизни сюжеты, воссозданные в египетских рельефах и росписях, благодаря композиционному решению, приобретали характер священнодействия, ибо они воспроизводили жизнь после смерти.

2.5. Древнеегипетская музыка

В рельефах и росписях, ибо именно здесь встречаются многочисленные изображения музыкантов .

К сожалению -это почти единственный фактологический материал, на основе которого можно попытаться составить некоторое представление о древнеегипетской музыке. Правда, в музеях мира хранятся экземпляры древнеегипетской арфы; в Берлине находится струнный инструмент с длинным грифом - набл; два экземпляра деревянных флейт хранятся во флорентийском и луврском музеях, а в последнем еще имеется и египетский барабан.

В этом смысле египетская музыка находится в самом невыгодном положении, по сравнению с изобразительным искусством, литературой. Опираясь на визуальный материал, равно как и на здравый смысл , мы можем смело утверждать, что существовала музыка народная, храмовая и дворцовая. Вполне естественно, что две последние формы существования египетской музыки отличались определенным профессионализмом. Большинство исследователей склоняются к мнению ,что египетская музыка была одноголосой. Ее звуковая субстанция опиралась на унисонное сочетание вокальных инструментальных тембров хор и певцы-солисты исполняли одноголосую мелодию, тонко расцвеченную нежными тембрами арф, набл и флейт, поддерживаемых ударными инструментами. В области тональной системы все дружно склоняются к заключению о существовании простой пентатоники, а также зародыша дирижирования, называемого хейрономией.

Заключение

Древнейшая цивилизация Египта подарила миру чудеса, которым не равных на Земле. Это не только знаменитые пирамиды и Сфинкс, но и искусство живописи, медицинские знания, религиозные культы и многое другое.

Даже если бы сегодня на берегах Нила остались лишь пирамиды, храмы и гробница времен фараонов, то и этого было бы более чем достаточно, чтобы стремиться в Египет.

Но его история - что слоенный пирог. Фараонов сменили греки, затем их вытеснили римляне. Потом Египет стал частью Византийской империи - столпа православной веры и даже после завоевания его арабами еще долго был христианской страной. Арабы же принесли с собой свой язык, свою религию - ислам, свою культуру.

И от каждого из этих исторических слоев остались замечательные памятники архитектуры и искусства.

Египетская культура была наиболее яркой на фоне культур других цивилизаций. Во время процветания египетской династии египтяне изобрели много полезных вещей, например, как определять поверхность куба, решать уравнение с одним неизвестным и т.п. Египетская культура внесла огромный вклад в культуру всемирную. После исчезновения египетской цивилизации осталось много полезных сведений и информации , которыми люди пользуются до сих пор.

Список литературы

1.     Авдиев В.И. История Древнего Востока. –3-е изд. –М.: Высш. шк., 1990.

2.     Беляков В.В. Египет: вдоль и поперек. Исторический путеводитель. М., 2001.

3.     Бурдыкин Б.Е. Целительные силы пирамид. СПб. 2001.

4.     В. Семенов “Культура Древнего Египта”, Москва , 1995 год.

5.     В.И.Кузнецова“ История Древнего Востока”, Москва ,“Высшая школа”, 1989 год.

6.     Дмитриева Н.А. Краткая история искусств: Очерки. Вып.1: От древнейших времен по XVI в. – М.: Искусство, 1989.

7.     Древние цивилизации / Под общ. Ред. Г.М. Богард-Левина. –М.: Мысль, 1999.

8.     Искусство Древнего Египта. – М.: Изобразительное искусство, 1992.

9.     История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, Античность. – М.:Изобразительное искусство, 1990.

10.       Котрелл Л. Во времена фараонов. М.: Наука, 1992.

11.       Н.Г.Грибунина“ История мировой художественной культуры”, Тверь , 1993 год.

12.       Папюс Первоначальные сведения по оккультизму. – М.: МИКАП, 1993.

13.       Турсукова Т. «Великие сооружения древнего мира». М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002 г.


[1] В. Семенов “Культура Древнего Египта”, Москва , 1995 год.

[2] Беляков В.В. Египет: вдоль и поперек. Исторический путеводитель. М., 2001.

[3] В. Семенов “Культура Древнего Египта”, Москва , 1995 год.

[4] Котрелл Л. Во времена фараонов. М.: Наука, 1992.

[5] Беляков В.В. Египет: вдоль и поперек. Исторический путеводитель. М., 2001.

[6] Бурдыкин Б.Е. Целительные силы пирамид. СПб. 2001.

[7] Бурдыкин Б.Е. Целительные силы пирамид. СПб. 2001.

[8] Бурдыкин Б.Е. Целительные силы пирамид. СПб. 2001.

[9] Н.Г.Грибунина“ История мировой художественной культуры”, Тверь , 1993 год.

[10] Беляков В.В. Египет: вдоль и поперек. Исторический путеводитель. М., 2001.

[11] Турсукова Т. «Великие сооружения древнего мира». М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002 г.

[12] Искусство Древнего Египта. – М.: Изобразительное искусство, 1992.

[13] Искусство Древнего Египта. – М.: Изобразительное искусство, 1992.