СТАТИСТИКА ЦЕН

  1. Виды цен на товары и услуги.
  2. Уровни и структура цен, методы их расчета.
  3. Методология исчисления средних цен.
  4. Индексы потребительских цен и покупательной способности рубля. Методы их расчета.
  1. Виды цен на товары и услуги

Цена – сумма денег, которую покупатель (потребитель) платит продавцу (производителю) в обмен на товар. Цена – это эквивалент обмена товара на деньги. Она выполняет различные функции:

  1. показывает конъюнктуру рынка, является орудием конкурентной борьбы;
  2. является фактором уровня, структуры и соотношения спроса и предложения;
  3. является инструментом получения прибыли и управления эффективностью производства;
  4. является индикатором уровня жизни населения, т.к. влияет на объем потребления и уровень реальных доходов населения.

Изменение цен приводит к значительным экономическим, социальным и политическим последствиям, поэтому  для общества очень важна информация о ценах, анализ закономерностей их изменения.  Статистика цен исследует проблемы цен в конкретных условиях места. Времени и периода экономического развития.

Основные задачи статистики цен:

1.      регистрация цен и статистическое наблюдение за их изменением;

2.      анализ уровня и дифференциации цен по отдельным рынкам и регионам;

3.      анализ и оценка факторов, влияющих на уровень и изменение цен;

4.      анализ соотношения цен на различные товары.

На разных стадиях товарного обращения на один и тот же товар устанавливаются различные цены, которые образуют еди­ную систему.

Классификация цен

Признак классификации

Виды цен

Пояснение

1.                  Степень свободы от воздействия государства при их сформировании

Свободные

Складываются только под влиянием конъюнктуры

Регулируемые

складываются под воздействием конъ­юнктуры, но го­сударственные органы непосредственно воздейст­вуют на цены методами прямого ограничения их роста или снижения, путем регламентации рентабельности и др.

Фиксированные

прямо устанавливаются государством

2.                  Назначение товаров и услуг

цены на материально-технические ресурсы

цены на потребительс-кие товары;

тарифы на услуги производственного назначения

напри­мер, на грузовые перевозки

тарифы на потреби-тельские услуги населению

бытовые и коммунальные, транспорта и связи, культурных учреж­дений, туристско-экскурсионные и т.п.

3.                  Отраслевой признак

Цены на промышлен-ную продукцию

Цены на сельскохозяй-ственную продукцию

Цены на строительную продукцию

Цены в торговле

Тарифы на услуги производственного и непроизводственного назначения

4.                  Сфера товарного обслуживания

Фактические отпуск­ные цены предприятий

Это цены, по которым предприятие фактически реалиизует свою продук-цию.

Оценка в отпускных ценах выражает фактическую стоимость продукции, оп-ределить размер прибы­ли и уровень рентабельности.

Свободные закупочные цены

Это цены, определяемые сельскохозяйственными производи-телями по договоренности с потреби-телями при реализации продукции. Не включают НДС и акцизы

Договорные цены в строительстве

Устанавли­ваются по соглашению между заказчиками и подрядчиками

Свободные розничные цены

При продаже товаров населению, пред-прияти­ям и организациям в системе го-сударственной и негосударст­венной то-рговли, включая общественное питание

Тарифы на услуги производственного и непроизводственно­го назначения

Плата за перевозку грузов и пассажиров, которая взимается транспортными орга-низацииями с отправите­лей грузов и населения

5.                  Способ отражения в цене транспортных расходов (система франкирования)

цена «франко-склад» поставщика

Отпускная цена изготовителя. Потребитель оплачивает все расходы по доставке

цена «франко-вагон станция отправления».

Включает расходы по доставке товара от завода до железнодорожной станции отправления и стоимость его погрузки в вагон;

цена «франко-вагон станция назначения»,

Включает все расходы, связанные с до-ставкой про­дукции до станции назначе-ния, кроме затрат по выгруз­ке продук-ции из вагона в конечном пункте

6.                  Степень устойчивости во времени

твердые цены

Устанавливаются при заключении дого­вора на весь срок действия

гибкие цены  

Зафиксированная в договоре цена меня-ется в момент поставки, если измени-лась рыночная цена товара, установлен-ная по оговоренному в контракте источнику.

скользящие цены

В договоре устанавливается исходная цена и оговаривается порядок внесения поправок в слу­чае изменения стоимости ценообразующих факторов. Применяют-ся к товарам, требующим длительного срока изготовления.

7.                  Стадия продаж

цена предложения

Запрашивается продавцом

цена спроса

Цена, по которой покупатель желает и может приобрести товар

резервированная (отправная)

Цена, ниже которой продавец не согла-сен продать свой товар, или наивыс­шая цена, которую готов заплатить покупатель

рыночная цена

Цена, при которой покупатели приоб-ретут все, что производители захотят продать. Это цена равновес­ная, дости-гается при соответствии спроса и предложения.

8.                  Региональный признак

Цены внутреннего рынка

Цены мировых рынков, мировые цены

   

Цены отдельных стран – основных про-изводителей товаров. Как правило, модальные.

Цены внешнеторговые

Цены на экспортные и импорт­ные това-ры. Контрактная цена на импортный то-вар включает стоимость перевозки и стра­хования, а также разгрузки, если она производится за счет импортера.

Цена на экспортный товар отражает стоимость товара с условиями поставки

9.                  Условия поставки товаров на экспорт

(цены во внешней торговле)

 «ФАС» —«сво­бодно вдоль судна в порту погрузки».

В цену включаются расходы страны-экспортера по доставке товара на при-чал до местонахождения судна и разме-щение его вдоль суд­на. На таких усло-виях продавец несет все расходы и рис-ки, которые могут возникнуть до тех пор, пока покупатель не примет от него товар.

 «ФОБ» — «сво­бодно на борту».

Экспортер обязан за свой счет поста-вить товар в необходимой упаковке в порт, получить разрешение на вывоз, выполнить таможенные формальности и осуществить по­грузку на судно. Рис-ки повреждения и право собственности переходят при пере­сечении грузом борта судна.

«КАФ» — стоимость товара и фрахт

Цена включает стоимость товара в пор-ту отправления и расходы по фрахту до порта назначения

«СИФ» — стоимость товара, страхование и фрахт

Цена включает стои­мость товара в пор-ту отправления, расходы по Страхова-нию и фрахту до порта назначения

10.              Специа-

лизированные цены

Справочные (публикуемые) цены, базовые

Цены во внутренней оптовой или внешней торговле зарубежных стран, публикуемые в спра­вочных изданиях. Как правило, это средние цены фактических сделок за оп­ределенный период. Их применяют в качестве базовых. Часто отклоняются от факти­ческих из-за скидок (наценок).

Биржевые цены

Отражают фактические сделки с биржевыми товарами

Цены аукционов – стартовые и продажные

Отражают реальные сделки, но учитыва­ют особенности аукционной торговли.

Расчетные цены поставщика 

Цены для конкретного заказа с учетом его технических и коммерческих усло-вий, которые обосновываются поставщиком.

Договорные цены

Цены фактической сделки между поку-пателем и продавцом. По ним покупа-телям предлагаются какие-либо скидки по сравнению с обычной ценой.

Статистика чаще всего использует

  • текущие,
  • средние,
  • со­поставимые цены.

Эти виды цен позволяют выявлять и анализи­ровать тенденции в динамике цен, измерять динамику физиче­ского объема производства и реализации товаров и услуг, осуществлять анализ стоимостных показателей. В статистике используются агрегированные, обобщенные цены.

  1. Уровни и структура цен, методы их расчета.

На уровень и структуру цены влияют факторы:

  • условия платежа и поставки,
  • количество товара,
  • комплектация товара,
  • законодательное регулирование.

Максимальную цену, которую может запросить производитель за свой товар, определяет спрос. Минимальную цену определяют издержки производства.

Цена товара должна покрыть постоянные и переменные издержки предприятия на определенный объем товарного выпуска, а также дать прибыль.

Если при реализации товаров возникает потребность в по­средниках, к ценам на товары и продукты, реализуемые через посреднические организации, добавляется оптово-посредническая надбавка. В посредническом звене в торговых над­бавках учитываются расходы по закупке, хранению, комплекта­ции, подсортировке, фасовке, транспортировке и реализации продукции (товара), НДС, а также прибыль, признанная необ­ходимой для нормальной его деятельности.

Розничные предприятия торговли и обществен­ного питания определя­ют розничные цены и тарифы  самостоятельно в соответствии с конъюнктурой рынка, ка­чеством товара, исходя из цены предприятия-изготовителя, и торговой надбавки. В торговую надбавку включаются издерж­ки обращения по закупке и реализации товаров, в том числе транспортные и другие расходы, а также налог на добавленную стоимость и прибыль.

Таким образом, цена на товар во многом зави­сит от:

  • уровня затрат, непосредственно связанных с изготовлением и продвижением товара на рынок,
  • от доли прибыли, получаемой производителем, оптовыми и розничными продавцами,
  • от количества посредников между производителем и конечным потребителем.

Основными элементами цены являются:

  • издержки производства, прибыль, НДС (акцизы),
  • оптово-посреднические надбавки,
  • торговые надбавки

Издержки производства

Прибыль

НДС (акцизы)

Оптово-посредническая надбавка

Торговая надбавка розничной торговли

Издержки посредника

Прибыль

НДС

Издержки обращения торговых организаций

Прибыль торговых организаций

Отпускная цена изготовителя (без НДС)

Отпускная цена изготовителя (с НДС)

Отпускная цена промышленности

Розничная цена потребительских товаров

Рис. 1 Состав отпускной и розничной цены

В процессе анализа структуры цены статистика определяет удельный вес каждой составной части в цене товара по плановым расчетам и по отчету. Для этих целей используются отчетные и плановые калькуляции себестоимости продукции. Каждое предприятие имеет право определить, в разрезе каких статей калькуляции оно будет учитывать себестоимость и какие затраты будут включаться в каждую статью.

Возможны три варианта установления уровня цены:

  • минимальный (определяется затратами),
  • максимальный (определяется спросом на товар),
  • оптимально возможный (должен полностью возместить издержки, а также обеспечить получение определенной нормы прибыли).

Существует несколько методик расчета уровня цен. Наиболее простой и распространенный затратный метод – «средние издержки плюс прибыль». Его суть заключается в том, что к издержкам производства добавляется какой-либо фиксированный процент прибыли. Цена устанавливается по формуле:

p = U + A + N(U + A),

где U – издержки производства;

А – административные расходы и расходы по реализации,

N- средняя норма прибыли на данном рынке или в отрасли.

Этот метод применяется при определении:

  • исходной цены на принципиально новую продукцию,
  • цен на опытные образцы и на продукцию по разовым заказам,
  • цен на товары, по которым спрос превышает предложение.

Уровень цен – обобщающий показатель, характеризующий состояние цен за определенный период времени, на определенной территории, по совокупности товаров и товарных видов с близкими потребительскими свойствами.

Индивидуальный уровень цен - это сумма денег, уплаченная на рынке за товарную единицу, пред­ставляет собой абсолютную величину.

Средняя цена является обоб­щенной характеристикой для цен однородных товарных групп, для цен, варьирующих во времени или пространстве.

Средние цены исчисляются:

  • за определенный период вре­мени,
  • по территории,
  • по груп­пам товаров различных кате­горий и сортов.
  1. Методология исчисления средних цен.

Способ расчета средних цен зависит от наличия инфор­мации. При вы­боре формулы для расчета средней цены исходят из логической формулы средней цены:

,

где  - средняя цена за единицу товара, руб.,

Q - выручка от реализации товара, руб.

q - количество реализованного товара в натуральном выражении.

При наличии данных о ценах и количествах реализованного товара среднюю цену исчисляют как среднюю арифметическую взвешенную:

,

где p – цена товара.

При наличии данных об оборотах в денежном выражении и о ценах реализации товара используют среднюю гармоническую взвешенную:

В случаях отсутствия данных о количестве и стоимости реали­зованных товаров и наличии только данных об уровнях цен на две или несколько дат, среднюю цену можно вычислить двумя способами:

По средней арифметической простой:

,

где pН, pК – цены на начало и конец периода соответственно.

По средней для моментного ряда динамики:

Расчет средней по этой формуле дает более точные результаты, и ей надо отдавать предпочтение.

Если неизвестны ни количество продаж, ни выручка, то при исчислении средних цен используется число периодов времени, в течение которых существовала данная цена. В таких случаях при расчете средних цен можно при­менять как формулу средней арифметической простой, если в течение этого периода времени ежедневное количество реализации было равномерным:

,

так и средней гармонической взвешенной, если была равномерной ежедневная выручка от реализации:

,

где n - число периодов времени, в течение которых существовала данная цена.

Среднюю цену по группе товара (мяса разных сортов и т.п.) можно рассчитать, зная относительные показатели структуры продаж:

,

где  - удельный вес продажи каждого вида товара в общем объеме продаж.

Также рассчитывается средняя цена товара  по региону, в качестве веса d используется удельный вес численности населения по совокупности регионов.

Показатель уровня цены можно рассчитать как относительную величину, выражающую покупательную способность денежного дохода населения (возможность купить какое-либо количество товара на величину среднедушевого денежного дохода, средней заработной платы, среднего размера пенсий и т.п.). Покупательная способность – это стоимость денег, выраженная в товарах, т.е. она показывает, сколько товаров можно купить за одну денежную единицу. Расчет можно вести как для всего населения, так и для отдельных групп в целом по стране или по отдельным регионам:

,

где ПС – покупательная способность,

Д – среднедушевой денежный доход.

При расчете покупательной способности денег используют только потребительские цены. При расчетах имеют в виду:

  • вид и качество товара остаются неизменными,
  • структура цен не меняется, соотношение цен внутри товарной группы остается стабильным,
  • товары можно купить без ограничения,
  • преобладает ценовое равновесие (нет черного рынка).

При таких условиях покупательная способность зависит только от цен и является величиной, обратной уровню цен.

  1. Индексы потребительских цен и покупательной способности рубля. Методы их расчета

Индекс потребительских цен (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. ИПЦ является одним из важнейших показате­лей, характеризующих уровень жизни населения.

ИПЦ применя­ется:

  • для оценки изменения стоимости жизни и уровня инфляции в стране;
  • для пересмотра правительственных социальных программ (основа повышения минимальной заработной платы, индексации прожиточного минимума, индексации минималь­ной пенсии, обоснования субсидий и дотаций к ценам, не допускающих снижения уровня потребления населением това­ров и услуг первой необходимости);
  • в определении государственной политики в области фи­нансов, регулирования реального курса национальной валюты, анализа и прогноза ценовых процессов;
  • для пересчета из текущих в сопо­ставимые цены показателей системы национальных счетов.

Для характеристики изменения цен на потребительские то­вары и услуги используется система индексов, при помощи ко­торой можно решать разные задачи. Эту систему образуют:

  • сводный ИПЦ, характеризующий изменение фиксированного (базового) полного набора товаров и услуг, приобретаемых в среднем на одну семью;
  • сводный ИПЦ, характеризующий изменение стоимости фиксированного набора товаров и услуг, за исключением товаров нежелательного пользо­вания (алкогольных напитков и табачных изделий);
  • сводный ИПЦ, показывающий изменение стоимости фиксированного набора товаров и услуг без товаров необязательного пользования (предме­тов роскоши, ювелирных изделий из золота, легковых автомобилей, а также особо модных товаров);
  • индекс стоимости прожиточного минимума, характери­зующий изменение стоимости фиксированного набора из 25 основных продуктов питания;
  • индекс контрольной стоимости необходимого социаль­ного набора, характеризующий изменение стоимости фиксированного набора традиционных для населения Рос­сийской Федерации основных потребительских товаров и услуг, состав и объемы потребления которых необхо­димы для обеспечения жизнедеятельности человека и со­хранения его здоровья (37 наименований);
  • ИПЦ для отдельных социально-демографических групп населения.

ИПЦ измеряет изменение стоимости фиксированного набо­ра товаров и услуг в текущем периоде по сравнению с его стоимостью в предыду­щем (базисном) периоде.

 

«Корзина» основных потребительских товаров и услуг фик­сирована для того, чтобы измене­ния ИПЦ вызывали только изменения цен, но не перемены в структуре потребления в результате изменения доходов или приобретения других товаров. Поэтому ИПЦ назы­вают также  индексом стоимости жизни.

В потребительскую «корзину» для расчета ИПЦ репрезентативно включаются:

  • товары и услуги массового потребительского спроса,
  • отдельные товары и услуги необязательного пользования (ювелирные изделия, меха, легковые автомобили, техническое обслуживание легкового автомобиля и другие).

Для международных сравнений используется ИПЦ по всему кругу потребляемых благ.

Для измерения уровня инфляции используется ИПЦ без товаров необязательного пользования.

Расчет ИПЦ включает в себя следующие этапы:

  • выборка географических границ наблюдения;
  • отбор базовых предприятий торговли и сферы услуг;
  • отбор товаров-представителей и услуг-представителей;
  • регистрация цен на товары и тарифов на платные услуги;
  • формирование структуры весов для расчета индекса цен потребительского рынка;
  • расчет индекса потребительских цен;
  • расчет средних цен (тарифов) на товары и услуги.

Для расчета ИПЦ используются два источника информации:

а) статистическое наблюдение за изменением цен и тарифов на потребительском рынке;

б) выборочные обследования доходов, расходов и потребления домашних хозяйств (обеспечивают данные о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год).

Для определения весов в ИПЦ, кроме обследования домохозяйств,  используется также дополнительная информация: данные о структуре розничного товарооборота, о производстве отдельных видов продукции, экспертные оценки.

В 1991 г. была создана специальная государственная служба наблюдения и регистрации изменения цен и тарифов при Госкомстате Российской Федерации. В рамках этой службы было организовано регулярное не­сплошное наблюдение за уровнем и динамикой потребительских цен и расчет ИПЦ по всей территорий России.

В каждом регионе кроме административного цен­тра отбираются наиболее важные с точки зрения социально-экономического развития и географического месторасположения районные центры с достаточно высокой степенью насыщенности потребительского рынка.

Региональные органы государственной статистики, используя метод основного массива, производят отбор базовых предпри­ятий торговли и сферы услуг по своему региону. В сферу наблюдения репрезентативно включаются предпри­ятия всех форм собственности и организационно-правовых форм.

Регистрация цен ве­дется по единому для всех регионов Российской Федерации на­бору товаров (услуг) - представителей, наиболее часто потребляе­мых населением.

Потребительский набор для расчета ИПЦ состоит из трех крупных групп:

  • Продовольственные товары,
  • Непродовольственные товары,
  • платные услуги, оказываемые населению.

Каждая группа представлена товарами (услугами) или малыми товарными подгруппами.

Такой потребительский набор формиру­ется на федеральном уровне и остается неизменным в течение длительного времени (обычно не менее года).

В каждом конкретном регионе общее описание товарной группы детализируется теми товарами-представите­лями, которые занимают значительный объем на региональном потребительском рынке и будут предлагаться в течение продолжительного времени. Отбор товара-представителя из товарной группы, которую он представляет, производится с учетом массовости спроса (удель­ного веса данного товара в объеме реализации товарной группы) и регулярности его реализации на базовом предприятии.

Для расчёта ИПЦ используется  формула индекса цен Ласпейреса, но не агрегатная форма, а средняя арифметическая взвешенная из индивидуальных   индексов   цен, вычисленная по показателям структуры расходов. Весом выступает доля потребительских расходов населения на определённый товар-представитель.

Формула цен Ласпейреса преобразовывается следующим образом:

,

где Q0 – стоимость отдельного товара в потребительской «корзине» базисного периода;

 - доля расходов населения по конкретному j-ому товару в общем объёме потребительских расходов в базисном периоде;

     - индивидуальный базисный индекс цен на j-ый товар-представитель,

- средние цены товара соответственно текущего и базисного периодов. Они рассчитываются как простые средние арифметические из цен, зарегистрированных в отобранных базовых  торговых точках:

,

где М – число торговых точек.

Индекс показывает, во сколько раз  (или на сколько процентов) изменились бы потребительские расходы населения в текущем периоде по сравнению с предыдущим, если бы при изменении цен уровень потребления оставался бы прежним.

Формулу с индивидуальными базисными индексами трудно  использовать, т.к. за длительные периоды времени меняется круг продаваемых товаров, происходит замещение товаров, изменяется структура товарных потоков. Поэтому индивидуальный базисный индекс цен вычисляют как произведение цепных индивидуальных индексов цен :

Использование   цепных       сравнений цен облегчает введение новых товаров или их замещение, когда возникает такая необходимость.

При расчёте индекса цен по формуле Ласпейреса необходимо решить три вопроса:

  • выбор базисного года для постоянных весов,
  • определение срока использования весовых коэффициентов без их пересмотра,
  • увязка индекса, рассчитанного после пересмотра весов,  с ранее существующими динамическими рядами индексов цен.

Расчет сводного ИПЦ ведется с месячной, квартальной периодичностью, а также нарастающим итогом за период с начала года. Ежемесячно рассчитывается ИПЦ к предыдущему месяцу текущего года и к соответствующему месяцу предыдущего года, а также нарастающим итогом с начала года к соответствующему периоду предыдущего года. Расчет индексов цен за квартал, полугодие, период с начала года производится цепным методом, т.е. путем перемножения месячных индексов потребительских цен.

Статистика доказывает, что использование формулы Лас­пейреса имеет тенденцию завышать реальное изменение цен. Так, если цены на какие-то потребительские товары увеличиваются по отношению к остальным товарам, то потребители сокраща­ют расходы на эти товары. Путем замены более дорогих товаров некоторыми более дешевыми потребители могут купить набор товаров и услуг, адекватный предыдущему, но он обойдется им дешевле, чем обошлась бы покупка предыдущего набора по но­вым ценам.

Индекс потребительских цен, исчисленный по такой фор­муле, не принимает во внимание и качественные сдвиги. Если улучшается качество товаров и услуг, должно произойти и повышение цен на них. Однако предполагается, что весь рост денежной стои­мости потребительской «корзины» целиком вызван инфляцией, а не улучшением качественных характеристик товаров и услуг. Следовательно, расчет на фиксированном наборе корректен только за непродолжительный период времени, если за это время не происходит существенных количественных и качественных изме­нений в структуре потребительских расходов. При этих условиях ИПЦ будет адекватно отражать изменение стоимости жизни.

Индекс потребительских цен по модифицированной фор­муле Ласпейреса рассчитывается на региональном и федераль­ном уровнях.

Сводный индекс цен по России рассчитывается как средневзвешенный из региональных индексов, весом служит доля численности населения соответствующего района в общей численности населения:

,

где  - индекс потребительских цен в k-ом регионе;

 - доля численности k-ого региона в общей численности населения России.

Данная методология расчёта ИПЦ является   единой для многих стран, что позволяет производить международные сопоставления. Во всех крупных промышленных странах регулярно публикуются собственные индексы потребительских цен.

В Великобритании этот индекс называется индексов розничных цен, рассчитывается с 1914 г. и ежемесячно публикуется Центральным статистическим управлением. Весовые характеристики меняются ежегодно по результатам обследования расходов «средней семьи». Отдельно рассчитываются два «пенсионерских» индекса, в которых учтены весовые характеристики расходов одиноких пенсионеров или семей с двумя пенсионерами соответственно.

В США индекс потребительских цен рассчитывается с 1919 г. Его главное назначение – отражать уровень инфляции в стране и служить основой для проведения переговоров по поводу заработной платы. Причем рассчитываются два варианта индекса потребительских цен. Один – для наемных работников, проживающих в городской местности, другой – для лиц, проживающих не в городской местности. Кроме этого, рассчитываются индексы, учитывающие изменения в области налогообложения, социального страхования и защиты.

Индекс покупательной способности денег рассчитывается как величина, обратная к ИПЦ:

Его величина показывает относительное изменение покупательной способности денег, находящихся на руках у населения. Если, например, инфляция в потребительском секторе составила за год 12,5% (цены на потребительские товары и услуги в среднем увеличились на 12,5 %), это означает, что ИПЦ = 1,125, а . Результат показывает, что покупательная способ­ность денег снизилась в среднем на 11,1%, т.е. на ту же сумму денег население купит товаров меньше на 11,1%, чем в базисном периоде, или, иначе, сохранение неизменного уровня жизни сегодня об­ходится на 11,1% дороже, чем вчера.

Литература

1.      Долженкова В.Г. СТАТИСТИКА ЦЕН: Учебное пособие. - М.: Информационно-издательский дом «Филин», Рилант, 2000

2.      Воронин В.Ф., Жильцова Ю.В. СТАТИСТИКА: Учеб. пособие для вузов. – М.: Экономистъ, 2004

3.      СТАТИСТИКА РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ: Учебник. – 2-е изд. перераб. и доп. / И.К.Беляевский, Г.Д.Кулагина, Л.А.Данченок и др.; Под ред. И.К.Беляевского. – М.: Финансы и статистика, 2002