Содержание

Введение. 3

Глава 1. Государственный строй и право Арабского Халифата. 5

1.1. Общественный строй Халифата. 5

1.2. Исламское государство. 6

Глава 2. Образование мусульманского права (шариат) 8

2.1. Шариат, фикх и мусульманское право. 8

2.2. Источники мусульманского права. 13

2.3. Имущественные и семейные отношения. 14

2.4. Преступление и наказание. Судебный процесс. 17

Заключение. 19

Список литературы.. 21

Введение

История государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они имеют прямое отношение, как к науке истории, так и к науке о государстве и праве.

 В силу конкретно – исторического подхода к государственно - правовым  явлениям и процессам, присущим тому или иному обществу на том или ином этапе его развития, история государства и права зарубежных стран оперирует множеством фактов, конкретных событий политической жизни, деятельности государств, правительств, классов, партий и пр. Но история государства и права не представляет собой простой набор знаний о прошлом государства и права.

Наука истории государства и права зарубежных стран имеет собственную историю. Эволюция восточного средневекового общества шла особым путем, отличающим его от развития феодального Запада. Господство социально-экономических и социально- политических традиционных структур определяло крайне замедленный характер этой эволюции, что делает в значительной мере условными широко применяемое в учебной литературе понятие феодализм к этим общества наряду с понятием рабовладения к предшествующему периоду их древней истории. Рабство на Востоке, никогда не игравшее значительной роли в общественном производстве, продолжало существовать и в средине века, а некоторые социальные институты европейского феодализма не были чужды и древнему, и средневековому Востоку.

Мусульманское право - сложное социальное явление, оказавшее глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Ислам- являясь одной из трех (наряду с буддизмом и христианством) мировых религий, имеющей своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира, пожалуй, наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская правовая идеология, оказывающие значительное влияние на международную политику. Выделяя государственный характер ислама, мусульманское право всегда находилось в центре его учения и будучи системой норм воспринималось еще и как универсальная политико- правовая доктрина.

Целью данной работы является рассмотрение и изучение Шариата как системы мусульманского права.

Глава 1. Государственный строй и право Арабского Халифата

1.1. Общественный строй Халифата

Смерть Мухаммеда поставила вопрос о его приемниках на посту верховного главы мусульман. К этому времени его ближайшие родственники и сподвижники (родоплеменная и купеческая знать) консолидировались в привилегированную группу. Из ее среды и стали выбирать новых единоличных вождей мусульман - халифов («заместителей Пророка»).

Под их руководством в VII-VIII веках были завоеваны огромные территории, включая Ближний и Средний Восток, Северную Африку и некоторые другие районы. Одним из важнейших стимулов движения арабов на новые земли явилась относительная перенаселенность Аравии. Коренные жители завоеванных земель почти не оказывали сопротивление пришельцам, так как до этого находились под игом других государств, нещадно их эксплуатировавших. Они не были заинтересованные в защите старых господ и их порядков.

В итоге на завоеванных землях возникло новое большое государство -Арабский Халифат. В его состав вошла и Аравия. Дав своей новой родине новую религию, арабы получили взамен производительные силы, находившиеся на относительно высокой степени развития. Вступив в районы древней культуры (Месопотамию, Сирию, Египет), они оказались во власти развертывающегося здесь глубокого социального переворота, основным направлением которого было формирование феодализма.[1]

Одновременно с образованием Халифата формировалось и его право — шариат. Право изначально формировалось как важнейшая часть религии. Его основными источниками стали Коран - священная книга ислама, содержащая предписания, носящие характер морально-нравственных установок; сунна — сборник преданий о поступках и изречениях Мухаммеда, содержащая предписания семейно-наследственного и судебного права; иджма - решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами, по вопросам, не отраженным в Коране и сунне, фетва - письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.

Под воздействием этого процесса разложение первобытнообщинного строя у арабов было быстро завершено.

Арабский феодализм наряду с главными, общими для феодального общества любой страны чертами, имел важные особенности. Степень развития феодализма в отдельных областях Халифата не была одинаковой. Она находилась в прямой зависимости от предшествовавшего завоеванию уровня их социально-экономического развития. Если в Сирии, Ираке, Египте феодализм господствовал практически безраздельно, то в большей части Аравии сохранились значительные пережитки родоплеменного строя.

 

1.2. Исламское государство

Государственный аппарат Халифата был достаточно централизованным. Этому значительно способствовало концентрация в руках главы государства значительной части земельного фонда страны. Высшая власть: духовная (имамат) и светская (эмират) - находилась в руках халифа. Первые халифы избирались мусульманской знатью из своей среды. Однако довольно быстро власть Халифата стала наследственной. Арабское государство приобрело формы централизованной теократической монархии. Власть Халифа в принципе признавалась неограниченной. В действительности он должен был считаться с крупнейшими феодалами страны, которые нередко организовывали дворцовые перевороты, свергали неугодных им правителей.

Центральными органами государственного управления считались следующие ведомства (диваны):

1) Диван-ал-Джуид, ведавший оснащением и вооружением войска. Под его контролем работали чиновники, составлявшие списки ополченцев и наемников, а также определявшие размеры оплаты и земельных пожалований за службу.

2) Диван-ал-Харадж, контролировавший деятельность центральных финансовых органов, занятых учетом налоговых и иных поступлений в казну.

3) Диван-ал-Барид - управление дорог и почты, руководившие также строительством дорог, колодцев и т.д. Являясь фактически единственной организацией, способной наиболее быстро обеспечит передачу информации, это ведомство осуществляло и тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населения. Это определяло его значимость. Чиновники почты не подчинялись должностным лицам в провинциях.[2]

Высшие чины ведомств назначались халифом и были непосредственно перед ним ответственны. Среди них первое место принадлежало визиру (или визирю). Опираясь на поддержку знати, визиры постепенно сосредоточили в своих руках управление и тем самым оттеснили в определенной мере халифов от их реальной власти.

В конце 8 века наметились новые тенденции в развитии арабского государства. Местная знать, укрепившись на завоеванных территориях, теряет былую заинтересованность в единстве Халифата. К этому времени эмиры получили возможность создавать свое, в ряде районов весьма многочисленное войско. Они удерживают в свою пользу налоговые платежи. Раскол Халифата на отдельные независимые государства стал вопросом времени.

Глава 2. Образование мусульманского права (шариат)

2.1. Шариат, фикх и мусульманское право

Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение.

Шариат с самого начала сложился и развивался как строго конфессиальное право. Оно было органически слито остеологией ислама, пронзало его религиозно-этическими представлениями.

Для шариата, особенно на первых стадиях его развития, характерно внимание не к правам мусульманина, а к его обязанности, достаточно широко представлены в шариате, и они определяли всю жизнь правоверного мусульманина.

Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была его относительная целостность. Вместе с представлениями о едином боге Аллахе — утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный характер. Более того, возникнув первоначально на Аравийском полуострове, мусульманское право по мере расширения границ халифата распространено свое действие на новые территории.[3]

Но оно на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиональный принцип.

Как конфессиональное право шариат отличался и от канонического права в странах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные сферы общественной церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде сторон Азии и Африки. Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, а также частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявления в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов и решений конкретных правовых споров. Так, со временем с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением возникло и другое направление - шиизм, которое вплоть до настоящего времени имеет доминирующие позиции в Иране, а так же частично в Ливане и Йемене. Противоборство между этими направлениями нашло свое закрепление и в правовых нормах, касающихся самых разных сторон жизни государства и общества. Так, в шиизме предусматривается правовой порядок передачи государственной власти по наследству, сосредоточения светского и религиозного авторитета в руках духовных лиц - имамов, считавшихся непогрешимыми. Более того, имели признавали только те предания о пророке Мухаммеде, в том числе являвшиеся для них правовыми указаниями, которые восходили к праведному последнему халифу Али.[4]

Постепенно и сторонники ортодоксального направления шариата сгруппировались в четыре основных полка, представлявших собой по существу самостоятельные правовые шкалы, связанные с именами перечисленных выше четырех виднейших мусульманских правоведов: Ханифиты, маликиты, шафииты, ханболиты. Наиболее распространенный из них ханифитский мазхаб (от Абу Ханифа) имел своих последователей, прежде всего в таких странах, как Египет, Турция, Индия, а также на территории нашей страны.

Ряд самостоятельных школ возник и на базе шиизма: исламом, джафаритская, зейдитская и др. Таким образом, к концу средневековья шариат доктринальная и нормативная основа которого усложнилась и претерпела существенные изменения, с той чрезвычайно сложным и необычным правовым явлением.

Исследователи по-разному определяют мусульманское право, считают его отражением различных социальных явлений.

Данное понятие используется как в юридическом, так и в широком смысле, рассматривается в качестве элемента религиозной или правовой системы, либо включается в состав обеих систем одновременно. Не совпадают взгляды ученых и на соотношение мусульманского права с широко используемыми при его анализе другими понятиями, такими как «шариат», «фикх», «муамалат». Между тем установление смысловых рамок указанных понятий в связи с отражаемыми ими реалиями имеет прямое отношение к осмыслению самого мусульманского права как юридического феномена, к решению проблемы его источников, характерных особенностей, перспектив развития, а также к толкованию современного законодательства (в том числе конституционного), закрепляющего шариат или фикх в качестве источника права.

По вопросу о соотношении понятий «шариат» и «фикх» в современном мусульманском правоведении нет общепринятой позиции. Встречаются различные и даже прямо противоположные точки зрения, которые в определенной степени отражают историческую эволюцию данных понятий. Известно, что в начальный период становления и развития ислама, когда различные стороны мусульманского религиозного сознания выступали в нерасчлененном виде, под фикхом иногда понималось овладение всем комплексом положений новой религии, знание предписаний ислама, регулирующих все стороны жизни его последователей, их поведение и мысли. В этом смысле предмет фикха по существу совпадал с шариатом в значении всего того, что Аллах «ниспослал людям в качестве угодного ему пути праведной жизни, ведущего в рай». Показательно, что один из основателей мусульманской юриспруденции, Абу Ханифа (699–767), подразумевал под фикхом усвоение правоверным всех возложенных на него как на верующего обязанностей и предоставленных ему Аллахом прав, нашедших свое выражение в шариате, включая религиозную догматику и этику. Об этом свидетельствует и приписываемый ему трактат «Ал-Фикх ал-акбар», посвященный в основном вопросам мусульманской догматики и культа.[5]

Указанное представление было характерно для начального периода формирования мусульманского права (примерно до середины VIII в.), когда шариат и фикх еще не выступали в качестве специальных юридических категорий. Однако в процессе разработки мусульманской правовой концепции между ними стало проводиться различие. За шариатом закрепилось значение тех обращенных к людям предписаний, которые явились результатом божественного откровения и содержались в Коране и сунне Пророка, а понятие фикха существенно изменилось. Становление мусульманской юриспруденции было тесно связано с применением данного термина в смысле, противоположном достоверному априорному знанию (илм) положений Корана и сунны Пророка, а в дальнейшем – и решений его сподвижников, которые (решения) были точно установлены, имели ясный смысл, понимались однозначно (катийат ас-субут ва-д-далала) и поэтому не требовали для своего применения на практике (поскольку речь шла о правилах поведения) дополнительного толкования. Фикх же означал вынесение самостоятельных решений в случае отсутствия в указанных источниках готовых ответов на конкретные вопросы. Иначе говоря, шариат и фикх в ранней мусульманской юриспруденции противопоставлялись друг другу: область фикха начиналась там, где заканчивалась сфера шариата.[6]

Такое различение указанных понятий в известной мере сохранилась в исламской теоретической мысли, в частности в той ее области, которая занимается источниками фикха (усул ал-фикх). Однако в мусульманской правовой концепции по мере ее развития сложилось иное понимание соотношения между шариатом и фикхом как юридическими понятиями. Прежде всего это -было связано с постепенным разделением некогда единой области знания, занимавшейся шариатом, на несколько самостоятельных дисциплин. В результате фикх стал означать собственно мусульманскую юриспруденцию, предмет которой составила лишь одна из сторон шариата – так называемые практические решения (нормы), в то время как вопросы догматики стали изучаться теоретическим богословием (калам), а проблемы внутреннего убеждения и самосовершенствования– этикой (тасаввуф, или илм ал-виджданийат).

Приведенная схема, естественно, передает лишь общее направление исторической эволюции мусульманско-правовых представлений о шариате и фикхе и не отражает всех ее конкретных деталей и особенностей. Однако и в таком виде она помогает лучше понять различные и даже прямо противоположные точки зрения современных мусульманских юристов на соотношение данных понятий. Следует подчеркнуть, что имеется в виду та смысловая нагрузка, (которую шариат и фикх несут в системе категорий именно теории мусульманского права, а не их значение в качестве общеязыковых или общенаучных терминов. В частности, вплоть до настоящего времени сохранилась традиция в известной степени отождествлять данные понятия, называть фикхом весь комплекс мусульманских религиозных (шариатских) наук, теоретическое осмысление всего шариата, не вкладывая в такую терминологию строго юридический смысл.

2.2. Источники мусульманского права

Важнейшим источником шариата считается Коран - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку Муххамеду. Исследователи находят в Коране положения, которые заимствованы из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев до исламской Аравии. Составления Корана растянулось на несколько десятилетий. Канонизирование его содержания и составления окончательной редакции произошло при халифе Омаре (644 - 656 гг.).

Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет конкретное толкование, данные пророкам в связи с частными случаями. Но многое установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается.

Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна, состоящая из многочисленных рассказов о суждениях и поступках самого Муххамеда. Из сунны выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д.

Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как «общее согласие мусульманской общины». Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Иджма развивалась как в виде интерпретации текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Муххамедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев и муджтахидов.

Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывались острые разногласия между разными направлениями, был кияс - решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу, правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом, ряде моментов от теологического налета. Но в руках мусульманских судей кияс часто становился и орудием откровенного произвола.

Наконец, производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов - фирманы. В последующем в других мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы — кануны. Фирманы и кануны также не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственных органов и регулирующих административно-правовые отношения государственной власти с населением.

2.3. Имущественные и семейные отношения

Особое внимание в шариате уделялось «праву личного статуса». Полноправный личный статус по шариату имели только мусульмане. Лица, исповедовавшие христианство или иудаизм, находились в приниженном положении и были обязаны уплачивать тяжелый государственный налог. Развитие социальных отношений оказало влияние на положение рабов. Они не признавались субъектами права, но могли с согласия своих хозяев вести торговые операции и приобретать имущество. Отпуск рабов - мусульман на волю рассматривался как благородное дело. Характерной чертой правового статуса личности по шариату являлось также неравенство мужчины и женщины.

Важное место в мусульманской правовой доктрине занимали нормы, регламентирующие имущественные отношения. Прежде всего, в правовой доктрине было закреплено представление об имуществе как объекте вещных прав. Особую категорию составляли вещи, которые не могли или не должны были находиться в соответствии мусульманина (воздух, море, мечети и др.). Не признавалась собственность мусульман и на так называемые «нечистые вещи» - вино, свинину, книги и т.д.

Сложившийся в мусульманских государствах строй отношений собственности тщательно регламентировался и охранялся нормами шариата.

Особый правовой режим имели земли, составлявшие первоначальную территорию мусульманской общины, которые называли хиджаз. На эти земли могли селиться только мусульмане, здесь нельзя было рубить деревья, охотиться и т.д.

Частная феодальная собственность в Арабском халифате имела подчиненное значение по сравнению с государственной собственностью и общинным землепользованием и не получила широкого распространения.

Своеобразным институтом шариата, связанным с вещными правами, был вакуф, представлявший собой имущество, переданное собственникам на какие-либо религиозные или благотворительные цели. Лицо, установившее вакуф, теряло право собственности на данное имущество, но сохраняло за собой право выступать в качестве управляющего вакуфом и резервировать определенных доход с вакуфа для себя и своих наследников.[7]

В шариате в отличие от римского права не формулировалась общая концепция обязательства, но практические вопросы договорного права, опосредовавшего торгово-денежный оборот, получили всестороннюю разработку. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. Характерным для мусульманского общества было распространение односторонних специфических обязательств-обетов.

Договор по шариату рассматривался как связь, возникающая из взаимного соглашения сторон, которая, однако, в условиях имущественного неравенства имело чисто формальный характер. Условия договора могли быть выражены в любом виде: в документе, в неофициальном письме, устно. Заключенные договоры рассматривались как незыблемые. Обязанность соблюдать «свои договоры» рассматривалась в Коране как священная. Недействительными считались договоры, заключенные с безнравственными целями с использованием «нечестных» или изъятых из оборота вещей.

Договор купли-продажи допускался в отношении реально существующих вещей, и только в ханифитском мазхабе признавалось продажа вещей, которые должны быть произведены в будущем. В случае обнаружения скрытых недостатков вещи покупатель мог расторгнуть договор.[8]

В шариате содержались положения, которые формально осуждали расточительство.

Большое внимание в мусульманском праве уделялось отношениям имущественного найма, прежде всего аренде земли. Широкое распространение в арабском обществе получили договоры союза и товарищества.

Мусульманская религия и шариат рассматривают безбрачие как нежелательное состояние, а брак как религиозную обязанность мусульманина. Но на деле брачный договор нередко выступал как своеобразная торговая сумка.

Коран признавал за мусульманином право иметь до четырех жен одновременно. Но муж обязывался предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которое соответствовали его положению.

Мусульманская религия обосновывала приниженное и зависимое положение женщины в семье.

Жена не участвовала в расходах по дому, которые возлагались на мужа, но была обязана вести домашнее хозяйство, воспитывать детей. Ее право участвовать самостоятельно в имущественном обороте, было крайне ограничено.

Чрезвычайно сложным и запутанным было наследственное право, которое к тому же имела существенные различия в разных правовых школах. Признавались два порядка наследования: по завещанию и по закону. Особенно разработанным был порядок наследования по закону. Из имущества умершего прежде покрывались расходы, связанные с его потреблением, затем выплачивались все его долги. Особенностью шариата было то, что наследованию подлежали только имущественные права умершего, а не обязанности, которые не могли переходить наследникам.[9]

Оставшееся имущество переходило к законным наследникам умершего; они делились на несколько категорий, внутри которых устанавливалось своя очередность и призвание к наследству. Так, в первую очередь наследство получили дети умершего, затем его братья, дяди и т.д. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли мужчин. На получение наследства не имели права вероотступники, разведенные супруги, лица, которые хотя бы и неумышленными действиями, вызвали смерть наследодателя. Лишь маликиты признавали право на наследство за убийцей, если он руководствовался справедливыми мотивами.

2.4. Преступление и наказание. Судебный процесс

Нормы уголовного права представляли собой наименее разработанную часть шариата. Они отличались архаичностью, отражали сравнительно низкий уровень юридической техники. Отсутствовало общее понятие преступления, слабо были разработаны такие институты, как покушения, соучастие, смягчающие и отягощающие вину обстоятельства и т.п.

Наказание по мусульманскому праву отразили как архаичные и догосударственные способы возмездия, так и достаточно разработанные меры целенаправленной уголовно-правовой репрессии.[10]

Процесс по мусульманскому праву носил, как правило, обвинительный характер. Дела возбуждались не от имени государственных органов, а заинтересованными лицами. Различие между уголовными и гражданскими делами практически отсутствовали. Судебные дела рассматривались публично, обычно в мечети, где могли присутствовать все желающие, стороны должны были сами вести дело, не прибегая к помощи адвокатов.

Процесс проходил устно, письменное делопроизводство не применялось. Основными доказательствами были признание сторон, показания свидетелей, клятвы. При вынесении решения судья, за исключением сравнительно небольшой категории дел, обладал свободой усмотрения, что давало ему возможность руководствоваться личными симпатиями и учитывать социальное положение сторон. Особенностью процессуального права шариата было то, что судебное решение не рассматривалось как окончательное и бесповоротное.

Заключение

Рассматриваемая система называется исламской еще и потому, что она нацелена главным образом на осуществление функций религиозной системы ислама, прежде всего регулятивной и интеграционной. Понятно поэтому, что в исламскую систему социально нормативного регулирования не включаются нормы, противоречащие религиозным установкам и целям религиозной системы ислама. Речь, в частности, идет о тех обычаях и правилах морали (в том числе племенных), которые идут враз рез с исламскими религиозными установлениями. Это, как будет показано в других разделах работы, относится и к неисламским религиозным правилам поведения, применяющимся населением, исповедующим другие религии, а также к правовым нормам, действующим в исламских странах, но не согласующимся с предписаниями мусульманского права или даже прямо противоречащим им. Иначе говоря, данной системой не исчерпывается все социально нормативное регулирование в исламских странах, хотя она и занимает в нем центральное место.

В исламской системе социально-нормативного регулирования все нормы тесно связаны между собой, взаимодействуют и дополняют друг друга, оказывая комплексное влияние на общественные отношения. Каждый вид правил поведения занимает в ней свое место и выполняет определенную роль. Заметное место в данной системе отводится и юридическим нормам. Причем в ней, как в нормативном регулировании отношений любого классового общества, имеется обусловленная социальными потребностями известная мера именно права. Вместе с тем особенностью исламской системы социально-нормативного регулирования является то, что юридические нормы в ней переплетаются с другими видами правил поведения, прежде всего религиозными, и не всегда могут быть последовательно отграничены от них. В этом отношении данная система наглядно подтверждает вывод о том, что в некоторые периоды истории процесс диффузии права среди социальных норм даже преобладал над процессом его выделения из всей суммы нравственных, религиозных и иных норм. Юридические правила поведения здесь не всегда объективировались достаточно четко. В рамках исламской системы социально-нормативного регулирования всегда имелась область конкурирующего влияния юридических и иных норм (прежде всего религиозных), которые выступали взаимозаменяемыми регуляторами. Право в собственном смысле не было постоянной величиной и часто уступало место иным нормам, спонтанно выраженным в различных формах общественного сознания. В этом, очевидно, проявлялись недостаточная обособленность права от иных правил поведения, его незрелость, которая восполнялась более активным развитием других видов норм.

Список литературы

1.     Будда. Конфуций. Магомед. Франциск Ассизский. Савонарола. Библиографическая библиотека Павленкова Ф. Г. Москва. "Республика". 1995

2.     Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. Под ред. Кима Г. Ф. Москва. "Наука". 1995

3.     Ислам. Религия, общество, государство. Под ред. Грязневича П. А., Прозорова С. М. Москва. "Наука". 1984

4.     Книга о Коране. Его происхождение и мифилогия. Под ред. Климовича Л. И. Москва. "Издательство политической литературы". 1986

5.     Религии мира. Энциклопедия. Т. 6. Москва. "Аванта +". 1996

6.     Юридическая энциклопедия. Под ред. Тихомирова М. Ю. Москва. 1997

7.     Давид Рене. Основные правовые системы современности (сравнительное право). Москва. "Наука". 1967

8.     Давид Рене. Основные правовые системы современности. Москва. "Прогресс". 1988

9.     История государства и права зарубежных стран. Учебник  под ред.  Галазны П. Н. Москва. "Юридическая литература". 1980

10.           История государства и права зарубежных стран. Под ред. Жидкова О. П. Часть 1. Москва. "Норма". 1996

11.           Сюкияйнен Р. Л. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. Москва. "Наука". 1986

12.           "Ал- Баян". Газета N 6154 от 24 апреля 1997. ОАЭ Дубай.

13.           Радугин А.А. Введение в религиоведение. – М.,1997.

14.           Васильев Л.С. История религий востока. – М., 1983.

15.           Галазны П.Н. История государства и права зарубежных стран. - М.,1980.

16.           История государства и права зарубежных стран. / Под ред. Крашенинниковой Н.А. М., 1998 г.

17.           Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / Составитель В.А. Томсинов. М., 1999 г.

18.           А.А. Мишин, Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Белые альвы, 1996. Стр.: 6. 

19.           Б.А. Страшун, Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. Том 3. - М.: БЕК, 1999. Стр.:263.

20.           Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. / Под ред. Баглая М.В., Лейбо Ю. И., Энтина Л.М. — М.: НОРМА-ИНФРА, 1999.

21.           Абу Хамид ал-Газали.– Воскрешение наук о вере. Избранные главы. Пер. с араб., исслед. и коммент. В. В. Наумкина. М., 1980.

22.           Ислам. Краткий справочник. М., 1983.

23.            Мусульманское право. Шариат и суд. Перевод применяемого в Оттоманской империи гражданского Свода (Мэджеллэ). Пер. с тур. Т. 1–3. Таш, 1911–1912.

24.           Происхождение ислама. Хрестоматия. Ч. 1. М.–Л., 1931.

25.           Хрестоматия по истории халифата. Составил и перевел Л. И. Надирадзе. М., 1968.


[1] Хрестоматия по истории халифата. Составил и перевел Л. И. Надирадзе. М., 1968.

[2] Хрестоматия по истории халифата. Составил и перевел Л. И. Надирадзе. М., 1968.

[3] Абу Хамид ал-Газали.– Воскрешение наук о вере. Избранные главы. Пер. с араб., исслед. и коммент. В. В. Наумкина. М., 1980.

[4] Б.А. Страшун, Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. Том 3. - М.: БЕК, 1999. Стр.:263.

[5] Ислам. Краткий справочник. М., 1983.

[6] Абу Хамид ал-Газали.– Воскрешение наук о вере. Избранные главы. Пер. с араб., исслед. и коммент. В. В. Наумкина. М., 1980.

[7] История государства и права зарубежных стран. / Под ред. Крашенинниковой Н.А. М., 1998 г.

[8] История государства и права зарубежных стран. / Под ред. Крашенинниковой Н.А. М., 1998 г.

[9] Абу Хамид ал-Газали.– Воскрешение наук о вере. Избранные главы. Пер. с араб., исслед. и коммент. В. В. Наумкина. М., 1980.

[10] Мусульманское право. Шариат и суд. Перевод применяемого в Оттоманской империи гражданского Свода (Мэджеллэ). Пер. с тур. Т. 1–3. Таш, 1911–1912.