Содержание

Введение.............................................................................................................. 2

Глава 1. Понятие и классификация иностранных инвестиций.................. 4

1.1 Прямые иностранные инвестиции в России...................................................................... 4

1.2 Портфельные иностранные инвестиции в Россию.......................................................... 7

Глава 2. Роль и значение иностранных инвестиций в экономике Российской Федерации........................................................................................................ 13

2.1 Анализ привлечения иностранных инвестиций в экономику России.......................... 13

2.2. Перспективы и проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России    36

Заключение...................................................................................................... 45

Список использованной литературы........................................................... 49

Введение

Российская экономика переживает период глубоких структурных преобразований, связанных с формированием принципиально новой экономической модели. Несомненно, что успешное продвижение реформ сопряжено с качественными изменениями в отраслевой и технологической структуре производства, инициирующими адекватные преобразования в инвестиционном и трудовом потенциале российской экономики.

Одна из важнейших проблем реформирования и модернизации российской экономики – привлечение иностранных инвестиций. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые для России технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом.

Для национальной экономики иностранный капитал может иметь неоднозначные последствия: с одной стороны, при эффективном использовании иностранных инвестиций, страна быстрее преодолевает кризис, интегрируется в мировую экономику; с другой стороны, привлечение иностранного капитала накладывает определенные обязательства, создает многообразные формы зависимости страны - заемщика от кредитора.

В связи с этим ставится вопрос о расширении, прежде всего технической помощи, направленной на углубление использования собственных ресурсов, повышения квалификации национальных кадров, а уже затем о привлечении инвестиций в виде кредитов. Другими словами, сначала необходимо научиться эффективно использовать свои финансы, а затем принимать иностранный капитал в свою экономику.

Сегодня российская экономика действительно нуждается в притоке иностранного капитала. Это вызвано практически полным прекращением финансирования из средств госбюджета, отсутствием средств у предприятий в связи с переходом к рыночной экономике, развитием общего экономического кризиса и спадом производства, большим износом установленного на предприятиях оборудования и рядом других причин.

Теоретическое осмысление российскими учеными вопросов принятия иностранного капитала в его различных формах, эффективного его использования, появления финансовой зависимости, являются актуальными и важными.

Объект исследования: инвестиционный процесс.

Предмет исследования: роль иностранных инвестиций в инвестиционного процессе России.

Цель курсовой работы: определить роль и значение иностранных инвестиций в экономике России.

Для решения поставленной цели необходимо раскрыть следующие задачи:

1. определить сущность понятия иностранные инвестиции;

2. классифицировать иностранные инвестиции;

3. провести анализ привлечения иностранных инвестиций в экономику России;

4. выявить перспективы и проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России.

Методология исследования строится на качественном анализе характера и динамики инвестиций в российской экономике в целом и в региональном разрезе, выявлении отличий на региональном уровне, теоретическом обосновании гипотез, объясняющих различия в инвестиционных процессах в регионах, на основе микроэкономических и макроэкономических подходов.

Глава 1. Понятие и классификация иностранных инвестиций

1.1 Прямые иностранные инвестиции в России

Основными способами привлечения прямых иностранных вложений в экономику России являются:

-         привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания современных предприятий (в том числе путем - продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);

-         регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному инвестору;

-         привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;

-         создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.

На первом этапе привлечения иностранных инвестиций в экономику бывшего СССР, в 1987-1991 гг. среди всех этих форм привлечения капитала преобладало создание совместных предприятий российских юридических лиц с зарубежными партнерами, создавшихся в форме закрытых корпораций. В дальнейшем, когда недостатки «советской» формы СП – произвольная оценка вкладов сторон, невозможность контроля производства иностранным партнером, неликвидность вклада в уставной фонд – стали очевидными, преобладающей формой вложений в Россию стало приобретение крупных пакетов ОАО или создание 100%-ных дочерних предприятий. Обе эти формы прямого инвестирования остаются преобладающими и в настоящие время[1].

Начала расти роль вложений в различные финансовые и страховые предприятия (в 1997 году только 26% прямых иностранных инвестиций было направлено в промышленность, 9% в деятельность по обеспечению функционирования рынка (аудит и реклама), а целых 54% (или 2,1 млрд. долларов) – в финансово-кредитную сферу)[2].

Анализ структуры привлеченных прямых инвестиций в первую очередь показывает из весьма узкую отраслевую направленность. Львиная доля таких инвестиций направляется либо в экпортно-ориентированные отрасли (ТЭК, включая нефтехимию, горнодобывающая промышленность, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность), либо в сверхприбыльные проекты с малыми сроками окупаемости и незначительной фондоемкостью (торговля, телекоммуникации, общественное питание, строительство офисных и гостиничных зданий в крупных городах, пищевая промышленность, финансовые услуги).

Такой «отраслевой перекос» в значительной мере отражает реальное положение сегодняшней России в международном разделении труда. Страна выступает на мировой экономической сцена, как экспортер сырьевых ресурсов и продуктов первого передела, и как импортер иностранной высокотехнологичной продукции и услуг, рассчитанной в первую очередь на потребительский спрос. В тоже время такая отраслевая структура инвестиций свидетельствует о том, какие категории иностранных инвесторов в первую очередь готовы производить прямые вложения в Россию, невзирая на высокие риски и крайне неблагоприятный инвестиционный климат.

Прежде всего, это:

1.  крупнейшие транснациональные корпорации, рассматривающие вложения в Россию, как способ получения доступа к российским ресурсам и внутреннему рынку. Инвестиции в Россию являются для них глобальной долгосрочной инвестиционной стратегией, что позволяет им мириться с высокой рискованностью и временной невыгодностью вложений. К этому разделу можно отнести ряд крупнейших иностранных инвесторов в российском топливно-энергетическом комплексе (Exxon, Amoco, Occidental Petroleum), химической промышленности (Procter&Gamble), пищевой промышленности (CocaCola, BAT indastries, Philip moris), финансовом бизнесе (Siemens, Alcatel, USWest);

2.  средний и мелкий иностранный капитал, привлекаемый в Россию сверхвысокой рентабельностью и быстрой окупаемостью отдельных проектов, прежде всего - в торговле, строительстве и сфере услуг.

3.  инвесторы из числа представителей российской в зарубежных странах, а также компании, вкладывающие в Россию незаконно вывезенный за ее пределы и легализованный за рубежом капитал. Для таких инвесторов также в первую очередь характерны вложения в высокорентабельные и быстро окупаемые проекты.

Добиться существенного количественного увеличения прямых иностранных вложений в российскую экономику можно путем выборки комплексной государственной программы по привлечению иностранных инвестиций. Учитывая опыт многих зарубежных стран, в число необходимых для России мер в этом направлении должны войти:

-         создание действующей системы льгот для иностранных инвесторов в отдельных отраслях и регионах (в частности, реализация механизма раздела продукции и создание реально действующих свободных экономических зон);

-         четкое разграничение собственности между хозяйствующими субъектами, а также между федеральными и местными властными структурами;

-         создание стабильного экономического и внешнеторгового законодательства, включая нормативную базу по концессиям и разделу продукции;

-         снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов;

-         введение частной собственности на землю;

-         создание механизмов страхования иностранных инвестиций.

Этот фактор в условиях высокой конкуренции со стороны других стран мира за привлечение зарубежных инвестиций не позволяет ожидать существенного количественного роста и изменения структуры прямых зарубежных вложений в Россию в ближайшем будущем, хотя определенный пропорциональный рост и может наблюдаться[3].

1.2 Портфельные иностранные инвестиции в Россию

Целью портфельных инвестиций является вложение средств инвесторов в ценные бумаги наиболее прибыльно работающих предприятий, а также в ценные бумаги, эмитируемые государственными и местными органами власти с целью получения максимального дохода на вложенные средства. Портфельный инвестор, в отличии от прямого, занимает позицию «стороннего наблюдателя» по отношению к предприятию – объекту инвестирования и, как правило, не вмешивается в управление им.

Привлечение иностранных инвестиций также является для российской экономики достаточной задачей[4]. С помощью средств зарубежных портфельных инвесторов возможно решение следующих экономических задач:

-         пополнение собственного капитала российских предприятий в целях долгосрочного развития путем размещения акций российских акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов;

-         аккумулирование заемных средств российскими предприятиями для реализации конкретных проектов путем размещения среди портфельных инвесторов долевых ценных бумаг российских эмитентов;

-         пополнение федеральных и местных бюджетов субъектов Российской Федерации путем размещения среди иностранных инвесторов долевых ценных бумаг, эмитированных соответствующими органами власти;

-         эффективная реструктуризация внешнего долго РФ путем его конвертации в государственные облигации с последующим размещением их среди зарубежных инвесторов.

Ниже будут рассмотрены два основных потока привлекаемых в Россию иностранных портфельных инвестиций:

-         вложения портфельных инвесторов в акции и облигации российских акционерных обществ, свободно обращающихся на российском и зарубежном рынке ценных бумаг;

-         вложения иностранных портфельных инвесторов во внешние и внутренние долговые обязательства РФ, а также ценные бумаги, эмитированные субъектами Федерации.

Рынок корпоративных ценных бумаг

Проникновение западных портфельных инвесторов на российский рынок корпоративных ценных бумаг началось фактически в ходе ваучерной приватизации в 1992-93 гг.

Приватизация впервые обеспечила рыночное предложение акций российских промышленных предприятий для сторонних инвесторов, привлекательность вложений в которые объяснялась следующими факторами:

-         ваучерная приватизация практически не преследовала цели получения в государственный бюджет доходов от приватизации – главной ее целью было формальное юридическое преобразование государственных предприятий в акционерные общества и создания таким образом предпосылок для возникновения в России рынка капиталов;

-         акции многих российских предприятий имели, с точки зрения портфельных инвесторов, большой потенциал курсового роста в будущем.

Высокая рискованность вложений в Россию, экономическая и политическая нестабильность должны были неизбежно привести к высокой нестабильности курсов российских акций и создать возможность получения высокой спекулятивной прибыли от операций с ними.

Наиболее привлекательные для западных портфельных инвесторов акции российских предприятий[5]:

-         акции крупнейших нефтегазодобывающих предприятий, предприятий цветной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности, и некоторых других сырьевых отраслей;

-         акции предприятий – национальных или региональных монополистов в стратегических отраслях национального хозяйства – энергетике, телекоммуникациях и т.п.

Интересной особенностью этих вложений было то, что предпочтение при вложении отдавалось ценным бумагам тех предприятий, контрольные пакеты акций которых были закреплены за государством.

В настоящий момент иностранные портфельные инвестиции в акции промышленных предприятий не играют для российской экономики значительной положительной роли. Причина этого, лежит не в природе этих инвестиций, а в том положении на российском рынке капиталов, которое создалось в результате общего экономического кризиса и проведения чековой приватизации. В связи с этим регулирование рынка капиталов и приведение его в соответствие с нормальной мировой практикой является важнейшим фактором для привлечения портфельных вложений из-за рубежа и включения средств иностранных портфельных инвесторов в российский инвестиционный цикл. Главными задачами, стоящими в этой связи перед российскими экономическими властями и предприятиями, являются:

-         создание стабильной и всеобъемлющей нормативно-правовой базы, регламентирующей выпуск ценных бумаг российскими предприятиями и порядок их обращения на фондовом рынке;

-         правовое обеспечение прав акционеров и владельцев иных корпоративных ценных бумаг;

-         создание надежной общенациональной инфраструктуры фондового рынка, открытой как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов;

-         организация выпуска российскими предприятиями новых эмиссий ценных бумаг, предназначенных для размещения на зарубежных рынках капиталов;

-         создание внутрироссийской системы коллективных инвестиций, что должно придать рынку ценных бумаг дополнительную стабильность и снизить его привлекательность для спекулятивного иностранного капитала[6].

Рынок государственных и муниципальных ценных бумаг

Финансирование доходных статей государственных и местных бюджетов за счет привлечения средств зарубежных портфельных инвесторов в выпускаемые соответствующими органами власти домовые ценные бумаги является очень широко применяемым в зарубежных странах способом решения бюджетных проблем.

Существует две традиционных методики привлечения таких инвестиций в государственные ценные бумаги[7]:

-         привлечение иностранных портфельных инвесторов на рынок государственных (муниципальных) облигаций внутренних займов, как правило, номинированных в национальной валюте;

-         размещение государственных (муниципальных) облигаций, специально предназначенных для зарубежных инвесторов, на зарубежных финансовых рынках. Такие облигации, являющиеся частью внешнего государственного долга, обычно номинируются в одной из ведущих мировых валют.

Появившийся в 1993 году рынок краткосрочных рублевых облигаций внутреннего займа (ГКО/ОФЗ), имеющий своей целью финансирование дефицита федерального бюджета за счет средств российских инвесторов, также на первых порах был закрыт для вложений зарубежных средств. Рынок внутреннего долга является также и мощным инструментом реализации денежной политики, и приток или отток с этого рынка более «мобильных», чем средства внутренних инвесторов, иностранных денег может существенно дестабилизировать денежное хозяйство страны.

Сверхвысокая доходность ГКО/ОФЗ, благоприятная динамика курса рубля по отношению к доллару и меньшая рискованность вложений в эти ценные бумаги по сравнению с другими российскими активами привели к тому, что зарубежные портфельные инвесторы стали вкладывать деньги на этом рынке в обход существующих запретов, заключая договора с российскими банками, основывая в России специальные дочерние фирмы[8].

Однако, предложенная российскими властями схема инвестиций, призванная защитить стабильность рынка ГКО/ОФЗ от непредсказуемого притока / оттока иностранного спекулятивного капитала, существенно снизила доходность и ликвидность таких вложений.

Несмотря на это, либерализация рынка ГКО/ОФЗ привела к довольно значительному проникновению на этот рынок зарубежных портфельных инвесторов. Основными иностранными инвесторами, вкладывающими на рынке внутреннего российского долга средства своих клиентов, являются крупнейшие зарубежные финансовые структуры: Merrill Lynch, Lehman Brothers, J.P. Morgan, Credit Suisse и т.п.)[9]. В настоящее время основной задачей правительства становится не дополнительное привлечение иностранных инвесторов, а попытка вытеснить их в реальный сектор.

Иностранные инвестиции положительно связаны с долей инвестиций, направляемых на строительство зданий и сооружений производственного назначения, что свидетельствует в пользу гипотезы о том, что иностранные инвестиции представляют собой, преимущественно, «зеленые» инвестиции и связаны с созданием производственных мощностей иностранными компаниями в России, либо новых производств «с нуля»[10].

Глава 2. Роль и значение иностранных инвестиций в экономике Российской Федерации

2.1 Анализ привлечения иностранных инвестиций в экономику России

Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор российской экономики без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США, в 1999 году составил 9,56 млрд. долл. Основной характеристикой 1999 года является замедление темпов поступления иностранных инвестиций в течение года. В целом, в 1999 году сохранилась тенденция 1998 года к снижению поступлений иностранных вложений в Россию.

Таблица 2.1

Структура иностранных инвестиций в российскую экономику[11]

1996

1997

1998

1999

млн. долл.

доля в %

млн. долл.

доля в %

млн. долл.

доля в %

млн. долл.

доля в %

Всего

6970

100

12295

100

11773

100

9560

100

в том числе:

- прямые

2440

35,01

5333

43,38

3361

28,55

4260

44,6

- портфельные

128

1,84

681

5,54

191

1,62

31

0,3

- прочие

4402

63,16

6281

51,09

8221

69,83

5269

55,1

Источник: Госкомстат России.

Так, в 1999 году произошло существенное сокращение портфельных и прочих инвестиций. Последние снизились по сравнению с 1998 годом на 35,9%, портфельные – в 6,2 раза, составив 5,27 млрд.долл. и 31 млн.долл., соответственно.

Рис. 2.1 Прирост иностранных инвестиций по отношению к 1998 году

В целом сумма инвестиций снизилась на 19%. Компенсирующее влияние на их динамику оказывал в 1999 году приток прямых зарубежных вложений.

Снижение объемов прочих иностранных инвестиций, формирующихся в основном за счет иностранных заемных средств, свидетельствует о непривлекательности российского инвестиционного климата даже в таких традиционно и повсеместно пользующихся повышенным инвестиционным спросом отраслях, как нефтяная и газовая отрасли. В настоящее время в России реальной возможностью привлечения инвестиций, причем не финансовых, которые в основном носят спекулятивный характер, а прямых инвестиций на долгосрочной основе является проектное финансирование, когда возврат инвестиций обеспечивается за счет финансовых потоков, формирующихся в процессе реализации проекта[12].

Отраслевая структура привлеченных в Россию иностранных инвестиций, как и в 1998 году, характеризуется лидирующей ролью промышленности, вложения в которую по итогам 1999 года составили 4876 млн.долл., что на 3,8% выше уровня предыдущего года. Однако, при значительном сокращении иностранных вложений в сферы коммерческой деятельность по обслуживанию рынка, финансов, страхования и пенсионного обеспечения, доля промышленности в совокупных объемах иностранных инвестиций в российскую экономику выросла на 11,1%.

Таблица 2.2

Отраслевая структура иностранных инвестиций

1996

1997

1998

1999

млн. долл.

доля в %

млн. долл.

доля в %

млн. долл.

доля в %

млн. долл.

доля в %

Промышленность

2278

32,68

3610

29,36

4698

39,90

4876

51

Транспорт и связь

269

3,86

194

1,58

589

5,00

907

9,5

Торговля и общественное питание

375

5,38

733

5,96

1201

10,20

1622

17

Коммерческая деятельность по обслуживанию рынка

1629

23,37

2299

18,70

1426

12,11

190

2

Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение

2024

29,04

4763

38,74

900

7,64

114

1,2

Прочие отрасли

395

5,67

696

5,66

2959

25,13

1851

19,4

Источник: Госкомстат России

Значительно увеличились в 1999 году доли инвестиций в торговлю и общественное питание, транспорт и связь, в сферу управления (около 42% всех иностранных инвестиций в 1999 году). Анализ отраслевой структуры зарубежных инвестиций свидетельствует о стремлении инвесторов вкладывать средства в отрасли, дающие либо быструю окупаемость, либо обслуживающие конкретные крупные “точечные” проекты.

В 1999 году из совокупного объема иностранных инвестиций в промышленность около 53,4 % приходилось на прямые инвестиции (в 1996 году – 58%, в 1997 и 1998 гг. – приблизительно 35%).

Изменение структуры инвестиций в сферу производства в 1999 году произошло за счет переориентации инвесторов с рынка капиталов на инвестиции в экспортные отрасли России и, прежде всего, в топливную промышленность, а также существенного увеличения вложений в пищевую промышленность. Так, на топливную и пищевую промышленность в 1999 году пришлось 82,7% объема иностранных вложений от прямых инвесторов, направляемых в промышленность.

Рис. 2.2. Структура иностранных инвестиций в промышленность в 1999 г.

Увеличение доли прямых иностранных инвестиций свидетельствует о стремлении иностранных предпринимателей сформировать в России собственную производственную базу, что позволит существенно снизить стоимость их продукции и более гибко реагировать на ценовую ситуацию на рынке.

Страновая структура иностранных инвестиций в 1999 году характеризуется снижением уровня концентрации при сохранении лидирующей роли фирм США и сокращении поступлений из Германии. Вслед за США и Германией с долей вдвое меньше следует Великобритания, за ней: Нидерланды, Швейцария и Франция.

В 1999 году активизировались притоки капитала из Азиатско-тихоокеанского региона. По итогам года Япония вошла в десятку крупнейших стран-экспортеров капитала в Россию. Накопленные инвестиции из Японии в российскую экономику составили 357 млн.долл. В конце октября 1999 года прошло совещание по японско-российскому экономическому сотрудничеству, на котором было отмечено о подготовке к реализации семи крупных совместных проектов, среди которых завершение строительства Бурейской ГЭС и строительство газопровода на Камчатке под кредит ЕБРР.

Рис. 2.3. Иностранные инвестиции в топливную и пищевую промышленность в 1995-1999 г.

Иностранные инвесторы из других стран в большинстве случаев участвуют в создании совместных предприятий. При формировании небольшого уставного капитала иностранные инвесторы увеличивают долю своего участия за счет предоставления кредитных ресурсов и гарантированного сбыты продукции на мировом рынке, а также продвижения продукции на внутреннем рынке. В качестве приоритетного направления инвестирования европейские компании ориентируются на выбор предприятий обрабатывающей промышленности.

В сентябре 1999 года конгресс США принял решение о прекращении прямых инвестиций в российскую экономику из средств госбюджета США. Таким образом, инвестиционный фонд “США-Россия”, созданный в 1995 году и реализующий в России до 30 проектов (инвестиции осуществлялись в связь, торговлю, строительство, пищевую и деревообрабатывающую промышленность), общий объем капиталовложений в которые оценивается в 200 млн.долл., в течение ближайших лет намерен освоить оставшиеся 240 млн.долл, выделенные решением конгресса США на инвестиционные цели в России, и перейти на привлечение частных инвестиции.

Рис. 2.4. Графическая структура иностранных инвестиций в российскую экономику в 1996-1999 гг.

Экономическое развитие российских регионов характеризуется углублением межрегиональных контрастов и продолжающейся концентрацией деятельности иностранных инвесторов в ограниченном числе наиболее динамично развивающихся и стабильных субъектов Российской Федерации. На региональной структуре иностранных инвестиций сказалось их преимущественное привлечение в предприятия ТЭК. Устойчиво сохраняется значимость Москвы, а также Санкт-Петербурга и Московской области как центров деловой активности. Третьим центром притяжения являются приграничные области, такие как Калининградская область, Приморский край.

Одной из основных причин низкой активности инвесторов является не боязнь финансовых катастроф, а ожидание новых льгот и гарантий. Определяющим фактором для иностранных инвесторов является наличие региональной политики привлечения иностранных инвестиций, прежде всего в аспектах гарантий безопасности инвестиций, залога и страхования, предоставления льгот по налогообложению в той части налоговых сборов и платежей, которые направляются в областной бюджет. В ряде регионов администрация берет на себя функцию основного гаранта по проектам, включенным в перечень республиканских нужд. На сегодняшний день более 30 субъектов имеют свои законы или иные законодательные акты с подробным перечнем инвестиционных проектов и мер их стимулирования и поддержки.

Рис. 2.5 Региональная структура накопленных иностранных инвестиций на 1 июля 1999 г.

На федеральном уровне в 1999 году также осуществлялись мероприятия по формированию стабильной нормативно-правовой базы, регулирующей привлечение иностранных инвестиций и экономическую деятельность инвесторов на территории России (в том числе в налогообложении и таможенном контроле).

26 февраля 1999 года принято Постановление правительства “О лизинге машиностроительной продукции в агропромышленном комплексе Российской Федерации с использованием средств федерального бюджета”, который предоставляет льготы, напрямую не связанные с иностранными инвестициями, но на которые могут рассчитывать предприятия с иностранными инвестициями и их участники.

14 июля 1999 года вступил в силу Федеральный закон “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”, который определяет гарантии прав иностранных инвесторов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в реальном секторе экономики.

Важное значение имеет содействие реализации в России крупномасштабных проектов, которые создают помимо основных производств, необходимую инфраструктуру, способствуют социально-экономическому развитию регионов и оказывают влияние на имидж страны-реципиента. К числу подобных проектов относятся “Сахалин-1” и “Сахалин-2”. В 1999 году начата разработка проектов “Сахалин-3” и “Сахалин-4”, реализацию которых предполагается осуществить в течение шести лет. Проект “Сахалин-3” направлен на освоение Аяшского и Восточно-Топинского нефтегазоносных месторождений. Объем инвестиций по проекту оценивается в размере 37,1 млрд.долл. В рамках проекта “Сахалин-4” предполагается освоение Астрахановского газоконденсатного месторождения. Объем необходимых капиталовложений в проект оценивается на уровне 2,5 млрд.долл.

Подготовлен законопроект “О перечне отраслей, производств, видов деятельности и территорий, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов”, ведется работа над законопроектом о концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами, и зконопроекта “О нефти и газе”, разрабатываются поправки к Закону “О недрах”.

Мировая практика привлечения иностранных инвесторов показывает, что правовые гарантии, предоставляемые иностранному инвестору, являются залогом эффективной работы инвестора и снижения приемлемого уровня доходности иностранного капитала.

По состоянию на 1 января 2002 года накопленный иностранный капитал в экономике Российской Федерации составил около 29,25 млрд. долл., включая инвестиции из государств-участников СНГ[13].

Для первого квартала 2002 года характерен рост активности иностранных инвесторов в России. По итогам первых трех месяцев текущего года, иностранные инвестиции в российскую экономику оцениваются в 2 445 млн.долл., что на 889 млн.долл. (на 57%) выше аналогичного показателя предыдущего года.

Рис. 2.6.Структура иностранных инвестиций в российской экономике в 1 квартале 2002 г.[14]

В структуре иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику в 1 квартале 2002 года наибольший рост отмечен среди прочих инвестиций, которые выросли на 631 млн.долл. или на 66,2% по отношению к соответствующему периоду 1999 года. Аналогичный показатель для прямых инвестиций оценивается в 253 млн.долл. (+42,2%), соответственно. Портфельные инвестиции по сравнению с 1 кварталом 1999 года выросли на 5 млн.долл. (в 2,7 раза), составив 8 млн.долл.

В отраслевой структуре наиболее высокий рост иностранных инвестиций отмечен в сфере торговли и общественного питания, вложения в которую в первом квартале 2002 года составили 663 млн.долл., что в 2,4 раза превышает показатель соответствующего периода 1999 года. Объемы иностранных инвестиций в транспорт и связь выросли на 198 млн.долл. (более чем в 2,2 раза), составив 351 млн.долл.

Рис. 2.7.Поступление иностранных инвестиций в отрасли экономики в 1 квартале 2002 г.[15]

Крупнейшими инвесторами в 1 квартале 2002 года, по-прежнему, оставались США, Германия и Кипр. Так, американские инвесторы вложили в российскую экономику 361 млн.долл. (1 квартал 1999 года – 357 млн.долл.). Предприниматели из Германии инвестировали в Россию 344 млн.долл., что на 105 млн.долл. (или на 44%) выше аналогичного показателя предыдущего года. Инвестиции Кипра в 1 квартале текущего года оцениваются в 299 млн.долл. (1 квартал 1999 года – 202 млн.долл.).

В мае 2002 года рейтинговое агентство «Fitch IBCA» подняло индекс кредитного доверия России на две позиции, что свидетельствует о растущем интересе инвесторов к вложениям в российскую экономику с избранием В.Путина Президентом России. О данном интересе свидетельствуют проекты масштабных инвестиционных программ крупных кредитных организаций. Так, Европейский Банк Реконструкции и Развития предполагает инвестировать в течение ближайших двух лет в Россию от 500 до 700 млн.евро.

В I квартале 2005 года общий объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор российской экономики без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США, составил 6268 млн.долл., что на 65,4% больше, чем в I кварталt 2004 года. При этом, объем накопленного иностранного капитала в российской экономике на 1 апреля текущего года оценивается в 43 млрд.долл., превышая соответствующий показатель 2004 года на 25%.

Несмотря на то, что текущий год характеризуется ростом оттока капитала (+23,9% к соответствующему периоду прошлого года), в 2005 году, впервые за последние несколько лет, объем поступивших иностранных вложений в российскую экономику превысил объем вывезенного капитала: в 1 квартале текущего года за рубеж направлено 3124 млн.долл. российских инвестиций, что на 28,7% ниже уровня за 1 квартал 2004 года и вдвое меньше объема иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику в январе-марте 2005 года. При этом в структуре иностранных инвестиций сохраняется рост инвестиций, предоставляемых в виде кредитов (прочие инвестиции).

В I квартале 2005 года объем прямых инвестиций составил 1034 млн.долл., что на 24,7% выше аналогичного показателя за 1 квартал 2004 года.

Источник: Госкомстат России.

Рис. 2.8 Иностранные инвестиции в российской экономике в I квартале 2005 г., млн.долл.

Рост прочих инвестиций составил в текущем году 81,6%, превысив объем прямых инвестиций в 5 раз. Данные диспропорции привели к снижению удельного веса прямых инвестиций в совокупном объеме поступивших иностранных инвестиций в российскую экономику в I квартале текущего года до 16,5%.

Итоги I квартала 2005 года свидетельствуют о существенных изменениях в отраслевой структуре иностранных инвестиций, поступивших за данный период в российскую экономику. Лидерами по темпам роста инвестиций стали строительство и сельское хозяйство, хотя абсолютные значения по данным сферами и незначительны (строительство – 30 млн.долл., сельское хозяйство – 31 млн.долл.). Вложения в эти сферы экономики выросли по отношению к предыдущему году в 3,8 и 7,8 раз, соответственно. В январе-марте текущего года в 2,6 раза до 459 млн.долл. выросли инвестиции в связь.

Источник: Госкомстат России.

Рис. 2.9. Структура иностранных инвестиций в российской экономике в I квартале 2005 г., в % к итогу

Источник: Госкомстат России.

Рис. 2.10. Отраслевая структура иностранных инвестиций в РФ в I квартале 2005 г.[16]

Наибольший прирост инвестиций в I квартале 2005 года отмечен в сферу торговли и общественного питания, вложения в которую выросли по сравнению с 1 кварталом предыдущего года на 1980 млн.долл. (в 2,5 раза) и составили 3282 млн.долл. Таким образом, удельный вес торговли и общественного питания в совокупном объеме иностранных инвестиций в российскую экономику в январе-марте текущего года превысил 50%.

На фоне существенного роста совокупного объема иностранных инвестиций в российскую экономику в I квартале 2005 года вложения в промышленность сократились на 1,6%, что привело к снижению доли промышленности в совокупных иностранных инвестициях до 27,6%.

Таблица 2.3

Отраслевая структура иностранных инвестиций в промышленность в I квартале 2003-2005 гг.[17]

 

В млн.долл.

Изменение в % к пред. году

В % к итогу

2003

2004

2005

2003

2004

2005

2003

2004

2005

Промышленность, всего,

в том числе:

1182

1755

1727

29,3%

48,5%

- 1,6%

100%

100%

100%

·         Топливная промышленность

147

589

456

30,1%

300,7%

-22,6%

12,4%

33,6%

26,4%

·         Металлургия

369

425

691

117,1%

15,2%

62,6%

31,2%

24,2%

40,0%

·         Машиностроение и металлообработка

108

111

69

27,1%

2,8%

-37,8%

9,1%

6,3%

4,0%

·         Пищевая промышленность

367

375

242

-8,3%

2,2%

-35,5%

31,0%

21,4%

14,0%

·         Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

45

62

62

-18,2%

37,8%

0,0%

3,8%

3,5%

3,6%

·         Прочие отрасли промышленности

146

193

207

60,4%

32,2%

7,3%

12,4%

11,0%

12,0%

Источник: Госкомстат России

Структура иностранных инвестиций в промышленность, также как и соответствующая структура их совокупного объема, характеризуется преобладанием прочих вложений (72,6%). Однако в отличие от структуры общего объема иностранных капиталовложений, где отмечено снижение доли прямых инвестиций, доля последних в структуре иностранных инвестиций в промышленность выросла с 23,2% до 26,6%, так как на фоне сокращения вложений в промышленность, прямые инвестиции в промышленность выросли в I квартале 2005 года на 13% по сравнению с I кварталом предыдущего года. В тоже время, объем прочих инвестиций в промышленность сократился за рассматриваемый период на 6,5% и составил 1253 млн.долл.

Что касается географической структуры иностранных инвестиций в промышленность, то по сравнению с 1 кварталом 2004 года в 2,2 раза увеличила свои вложения Германия (до 289 млн.долл.), в 2,5 раз – Швейцария (до 262 млн.долл.) и в 2,1 раз – Великобритания (до 227 млн.долл.).

Источник: Госкомстат России.

Рис. 2.11 Географическая структура иностранных инвестиций в промышленность в I квартале 2005 г.[18]

Как и в 2004 году, в I квартале 2005 года основными странами,  инвестировавшими средства в российскую экономику, являлись Германия, Кипр, США, Великобритания, Франция и Нидерланды, доля которых составила 73,9% совокупного объема накопленных на 1 апреля 2005 года иностранных инвестиций (1 апреля 2004 г. – 74%; 1 апреля 2003 г. – 78,1%).

Как и в I квартале 2004 года[19], в текущем году большая часть поступивших из Германии инвестиций (около 95%) относится к прочим иностранным инвестициям, из которых 73% приходится на сферу торговли и общественного питания. В структуре накопленных иностранных инвестиций из Германии наибольшую долю также составляют прочие иностранные инвестиции – 76%. Доля прямых иностранных инвестиций составляет всего 20,4%.

Таблица 2.4

Иностранные инвестиции в российскую экономику по основным странам-инвесторам в I квартале 2005 года[20]

 

В млн.долл.

Изменение в % к соответствующему периоду 2004 года

Поступило

Изъято

Накоплено на 1 апреля

Поступило

Изъято

Накоплено на 1 апреля

Германия

2 720

306

10 560

280,4%

- 37,6%

67,3%

Кипр

625

739

5 513

- 10,6%

- 49,1%

21,1%

США

174

398

5 298

- 47,3%

- 38,7%

-0,2%

Великобритания

812

868

4 998

139,5%

76,4%

36,6%

Франция

157

396

2 794

- 51,8%

37,5%

- 15,8%

Нидерланды

189

387

2 652

- 43,9%

- 29,1%

13,7%

Япония

113

41

1 060

68,7%

- 65,8%

63,8%

Швейцария

327

431

1 027

97,0%

155,0%

33,9%

Прочие страны

1 151

2 599

9 129

42,1%

237,1%

21,1%

Источник: Госкомстат России.

Инвестиции Кипра и Великобритании в текущем году также, в основном, представляют собой кредиты и займы (на прочие инвестиции приходится 80% и 85% поступивших в I квартале 2005 г. вложений из данных стран). При этом на прочие инвестиции приходится лишь 27% и 55% накопленных на 1 апреля 2005 г. вложений Кипра и Великобритании в российскую экономику. Секторами российской экономики, в инвестировании в которых заинтересованы предприниматели из Великобритании являются торговля и общественное питание (457 млн.долл. или 56,3% вложений из Великобритании в январе-марте 2004 года) и промышленность (227 млн.долл. или 28%). Около 65% инвестиций Кипра (406 млн.долл.) также направлялось в сферу торговли и общественного питания.

Швейцария, почти вдвое увеличившая свои вложения в российскую экономику в 2005 году, 262 млн.долл. (или 80%) направила в промышленность, из которых 90,5% пришлось на прочие инвестиции.

В структуре инвестиций из Нидерландов, поступивших в российскую экономику в I квартале 2005 года, более 75% приходится на прямые инвестиции. При этом, предприниматели из Нидерландов в текущем году предпочитают вкладывать средства в промышленность (119 млн.долл. или 63% инвестиций, поступивших из Нидерландов в I квартале 2005 г.), связь (20 млн.долл. или 10,6%) и строительство (15 млн.долл. или 7,9%).

Повышение в середине мая текущего года долгосрочного кредитного рейтинга России в иностранной и национальной валюте одним из крупнейших рейтинговых агентств – агентством Fitch России сразу на две ступени (до ВВ+) свидетельствует об укреплении доверия иностранных инвесторов к России и будет способствовать дальнейшему росту инвестиционной активности в России.

По состоянию на 1 октября 2005 года накопленный иностранный капитал в экономике Российской Федерации составил около 53,6 млрд.долл., включая инвестиции из государств-участников СНГ. Общий объем  иностранных  инвестиций, поступивших  в  нефинансовый сектор российской экономики без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США, за 9 месяцев 2005 года оценивается в 20,9 млрд.долл.

Таблица 2.5

Структура иностранных инвестиций в российскую экономику в январе-сентябре 1999-2005 гг.[21]

В млн.долл.

В % к предыдущему году

Всего

Прямые

Портфельные

Прочие

Всего

Прямые

Портфельные

Прочие

1999

6 467

3 132

9

3 326

-30,4

55,5

меньше в 21,3 р.

-53,0

2002

7 888

3 154

59

4 675

22,0

0,7

больше в 6,6 р.

40,6

2003

9 721

2 920

292

6 509

23,2

-7,4

больше в 4,9 р.

39,2

2004

12 905

2 631

224

10 050

32,8

-9,9

-23,3

54,4

2005

20 899

4 665

81

16 153

61,9

77,3

меньше в 2,8 р.

60,7

Источник: Госкомстат России

За 9 месяцев 2005 года в российскую экономику поступило на 4,55 млрд.долл. больше инвестиций, чем вывезено. В предыдущие годы наблюдалась обратная картина. Так, за 9 месяцев 2004 года из России вывезено капитала на 3,4 млрд.долл. больше, чем поступило в страну. Аналогичные показатели за 9 месяцев 2003 и 2002 гг. составили 3,7 млрд.долл. и 4,2 млрд.долл., соответственно.

Признаком улучшения инвестиционного климата и роста доверия иностранных инвесторов к российской экономике является рост объемов прямых капиталовложений за 9 месяцев 2005 года. За последние несколько лет в период с января по сентябрь отмечалось сокращение прямых иностранных инвестиций. По итогам января-сентября 2005 года темы роста прямых иностранных вложений превысили аналогичный показатель совокупных иностранных инвестиций, что привело к росту удельного веса прямых инвестиций в совокупных объемах до 22,3% (9 месяцев 2004 г. – 20,4%).

Источник: Госкомстат России

Рис. 2.12 Иностранные инвестиции и инвестиции из РФ за рубеж в 2002-2005 г.[22]

Источник: Госкомстат России

Рис. 2.13 Структура иностранных инвестиций в российскую экономику в январе-сентябре 1999-2005 гг.[23]

Вследствие более высоких темпов роста иностранных вложений в сферу торговли и общественного питания (январь-сентябрь 2005 г. – +69,1% по отношению к январю-сентябрю 2004 г.), транспорт и связь (+106,6%), а также общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка (+72,9%) по сравнению с увеличением инвестиций в производственную сферу (+53,2%), доля последних в общем объеме поступивших иностранных инвестиций в российскую экономику за 9 месяцев 2005 года снизилась до 36,3%.

В январе-сентябре 2005 года из общего объема производственных инвестиций наибольшая доля (36,8% или 2,77 млрд.долл.) была направлена на развитие топливно-энергетического комплекса (январь-сентябрь 2004 г. – 25,9% или 1,34 млрд.долл.). При этом, положительным моментом является тот факт, что 44% от инвестиций в эту отрасль пришлось на прямые инвестиции (9 месяцев 2004 г. – 35,1%).

За этот период до 7,8% (январь-сентябрь 2004 г. – 6,1%) в совокупном объеме инвестиций, направленных в промышленность, увеличилась доля машиностроения, от развития которой зависит формирование активной части основных фондов. При этом, абсолютные цифры иностранных вложений в машиностроение достигли 588 млн.долл., что на 93,4% выше уровня за январь-сентябрь 2004 года. Снижение объемов инвестиций в по сравнению с аналогичным периодом 2004 годом произошло на 6,3% в пищевой промышленности.

Структура иностранных инвестиций в промышленность характеризуется более высоким удельным весом прямых инвестиций (9 месяцев 2005 г. – 29,3%) по сравнению с соответствующей структурой совокупного объема иностранных вложений в российскую экономику. Вместе с тем, по отношению к 2004 году наблюдаются существенные изменения по отраслевой структуре иностранных инвестиций в промышленность.

Так, в структуре прямых иностранных инвестиций, направленных в промышленность за январь-сентябрь 2005 г., в 1,6 раза увеличилась доля топливной промышленности. При этом, абсолютные показатели прямых вложений в эту отрасль выросли почти в 3 раза до 1,2 млрд.долл.

Таблица 2.6

Отраслевая структура иностранных инвестиций в российскую экономику в январе-сентябре 2003-2005 гг.[24]

В млн.долл.

Изменение в % к пред. году

В % к итогу

2003

2004

2005

2003

2004

2005

2003

2004

2005

Промышленность

3 755

4 950

7 581

13,0

31,8

53,2

38,6

38,4

36,3

Транспорт и связь

1 011

427

882

-28,7

-57,8

106,6

10,4

3,3

4,2

Торговля и общественное питание

3 413

5 292

8 948

114,5

55,1

69,1

35,1

41,0

42,8

Коммерческая деятельность по обслуживанию рынка

617

1 131

1 956

262,9

83,3

72,9

6,3

8,8

9,4

Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение

115

105

226

-55,3

-8,7

115,2

1,2

0,8

1,1

Прочие отрасли

810

1 000

1 306

-28,2

23,5

30,6

8,3

7,7

6,2

Источник: Госкомстат России

По итогам 9 месяцев текущего года для портфельных иностранных инвесторов существенно снизилась привлекательность металлургии. Объем портфельных вложений в черную и цветную металлургию сократился в 16,2 раза и составил только 5 млн.долл.

В географической структуре привлеченных иностранных инвестиций за январь-сентябрь 2005 года лидируют Германия (3,7 млрд.долл. или 17,7% поступивших иностранных инвестиций за 9 месяцев 2005 г.), Великобритания (3 млрд.долл. или 14,4%), Кипр (2,9 млрд.долл. или 13,9%), Люксембург (1,77 млрд.долл. или 8,5%) и Франция (1,75 млрд.долл. или 8,4%). При этом наибольший рост вложений за 9 месяцев текущего года наблюдался из Люксембурга (в 2,6 раза), в 2 раза (до 626 млн.долл.) выросли инвестиции из Японии. Увеличение вложений в российскую экономику произошло по всем основным странам-инвесторам.

Таблица 2.7

Отраслевая структура иностранных инвестиций в промышленность в январе -сентябре 2003-2005 гг.[25]

 

В млн.долл.

В % к итогу

В % к соответствующему периоду пред. года

2003

2004

2005

2003

2004

2005

2003

2004

2005

Промышленность всего

в том числе:

3755

4950

7581

100%

100%

100%

+13,0%

+31,8%

+53,2%

Топливная

591

1282

2770

15,7%

25,9%

36,5%

+39,4%

+116,9

+116,1%

Металлургия

1148

1748

2306

30,6%

35,3%

30,4%

+53,7%

+52,3

+31,9%

Машиностроение и металлообработка

404

304

588

10,8%

6,1%

7,8%

+12,2%

- 24,8

+93,4%

Пищевая

1038

831

779

27,6%

16,8%

10,3%

-17,6%

- 19,9

-6,3%

Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная

176

197

281

4,7%

4,0%

3,7%

-3,8%

+11,9

+42,6%

Прочие отрасли

398

588

857

10,6%

11,9%

11,3%

+13,4%

+47,7

+45,8%

Источник: Госкомстат России

Страновая структура накопленного иностранного капитала на 1 октября 2005 года несколько отличается от аналогичной структуры иностранных инвестиций, поступивших в Россию в январе-сентябре 2005 года.

За период с января по сентябрь текущего года предприниматели из Германии проявляли интерес к сфере торговли и общественного питания, инвестировав в эту отрасль экономики 2,2 млрд.долл. или 59,9% от совокупных вложений Германии в РФ за 9 месяцев 2005 года (9 месяцев 2004 г. – 1,3 млрд.долл. или 65%). По итогам 9 месяцев 2005 года в промышленность поступило 788 млн. долл. или 21,3% немецких инвестиций (9 месецев 2004 г. – 502 млн.долл. или 24,7%), в 7,2 раза до 408 млн.долл. (11% совокупных инвестиций из Германии в РФ) увеличились вложения в связь.

Источник: Госкомстат России

Рис. 2.14 Географическая структура накопленных иностранных инвестиций в российской экономике на 1 октября 2005 г.

Инвесторы из Великобритании предпочитали вкладывать средства в торговлю и общественное питание, а также в промышленность. На данные сферы российской экономики пришлось 51,3% (1,5 млрд.долл.) и 27,4% (826 млн.долл.) совокупных вложений из Великобритании в российскую экономику за 9 месяцев 2005 года. Еще 17,4% (525 млн.долл.) инвестиций из Великобритании было направлено на общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка. За январь-сентябрь 2004 года в данные сферы российской экономики было инвестировано, соответственно, 43,2% (739 млн.долл.), 28,9% (494 млн.долл.) и 24% (410 млн.долл.) совокупных инвестиций из Великобритании.

Основная часть вложений из Франции – 1,4 млрд.долл. или 81,6% в январе-сентябре 2005 года пришлась на промышленные отрасли (9 месяцев 2004 г. – 396 млн.долл. или 40,6%), среди которых преобладала топливная промышленность, куда было направлено 1,1 млрд.долл. или 76,5% промышленных инвестиций из Франции (9 месяцев 2004 г. – 140 млн.долл. или 35,4%). При этом, удельный вес Франции в совокупных иностранных инвестициях в промышленность в январе-сентябре 2005 года вырос до 18,8% (9 месяцев 2004 г. – 8%).

Росту деловой активности в инвестиционной сфере РФ будет способствовать повышение в начале октября 2005 года агентством Moody's рейтинга России сразу на две ступени до инвестиционного уровня (Ваа3). Присвоение России инвестиционного рейтинга, хотя и низшего из инвестиционных рейтинговых разрядов, свидетельствует о признании способности России своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

2.2. Перспективы и проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение[26]. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется разногласиями между:

-         исполнительной и законодательной властями,

-         Центром и субъектами Федерации,

-         наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ),

-         разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством,

-         инфляцией,

-         спадом производства,

-         непрерывным падением курса рубля, его не конвертируемостью и др.

Российское правительство в последние годы проявляло в отношении зарубежных компаний скоре двойственность, чем радушие. Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым иностранным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград, кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых иностранных инвестиций. Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции – это не более чем «надувательство», и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику[27].

Недавно Российско-европейским центром экономической политики (РЕЦЭП) был проведен опрос иностранных инвесторов, что позволило выявить основные проблемы, с которыми они сталкиваются в России.

На основании полученных ответов можно прийти к выводу, что наиболее серьезной проблемой, оставляющей далеко позади все остальные трудности по степени важности, является неадекватное и постоянно меняющееся налоговое законодательство. Затем следуют проблемы, связанные со слабым обеспечением прав собственности и прав кредиторов, действиями таможенных органов, риском изменений в политической сфере, неустойчивым макроэкономическим положением, неразвитым банковским сектором, российской системой бухучета и коррупцией. Примечательно, что само по себе налоговое законодательство воспринимается как большее зло, чем налоговые органы, призванные обеспечивать его соблюдение. Напротив, таможенные органы и в меньшей степени постоянные изменения внешнеторговой политики рассматриваются как более серьезная проблема, чем торговая политика как таковая.

Риск изъятия собственности и произвол со стороны властей – как федеральных, так и местных, были отнесены к категории проблем, не самых первостепенных по степени важности. То же самое относится к неплатежам заказчиков и неадекватной защите прав интеллектуальной собственности. Интересно отметить, что защита прав интеллектуальной собственности рассматривается многими как менее серьезная проблема, чем обеспечение прав собственности в целом. Эта точка зрения последовательно выражается представителями всех секторов, и хотя компании, использующие более передовые производственные технологии, естественным образом, больше озабочены защитой прав интеллектуальной собственности, их представители все равно считают, что обеспечение прав собственности в целом представляет собой более серьезное препятствие, чем защита прав интеллектуальной собственности.

Если говорить о благоприятных тенденциях, то качество российских трудовых ресурсов и поставщиков не составляет для иностранных компаний серьезной проблемы. В целом респондентов как будто удовлетворяет уровень квалификации и мотивации рабочих и менеджеров, а также качество и своевременность поставки материалов и комплектующих российскими предприятиями. Это свидетельствует о том, что как минимум часть российских кадров при условии обеспечения соответствующих стимулов и надлежащего профессионального обучения хочет и может удовлетворять западным стандартам. Качество материалов и комплектующих, поставляемых российскими предприятиями, а также своевременность их поставок, также относится к категории второстепенных проблем. Бартер, одна из основных особенностей работы на российском рынке, о которой много говорится в западной прессе, также не вызывает у инвесторов серьезных возражений. И наконец, вопреки широко распространенному на Западе мнению, организованная преступность и рэкет, а также обычная преступность, занимают последние места в перечне препятствий, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы[28].

В настоящее время в России происходит увеличение притока иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребности российской экономики. Вывоз капитала по-прежнему во много раз превышает его ввоз. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности.

Неблагоприятный инвестиционный климат приводит к тому, что некоторые российские компании отказываются от уже выделенных иностранных средств, поскольку их использование, учитывая высокое налогообложение и таможенные сборы, невыгодно. Например, отказались от иностранных кредитов ряд российских нефтяных компаний.

Сложность работы в российских условиях вынуждает иностранных инвесторов вкладывать деньги не напрямую, а через российских посредников (в основном банки), ориентирующихся на российском рынке. Слабое развитие прямых инвестиций приводит к тому, что промышленные предприятия не получают необходимых инвестиций, затрудняется передача передовых технологий[29].

Важными причинами такого положения являются неопределенность прав собственности, отсутствие оперативной процедуры банкротства, сохранение неэффективного директорского корпуса и сложность замены старого руководства предприятия.

Слабое развитие иностранных инвестиций порождает низкую конкурентоспособность российского производства, дальнейшее уменьшение доли российского рынка, занятой товарами российского производства.

Можно утверждать, что развитие иностранных инвестиций в России не соответствует потенциалу российского рынка и при нормальном развитии рыночной экономики следует ожидать большего на несколько порядков притока иностранных средств.

Как свидетельствует мировой опыт, продуманная политика привлечения иностранного капитала – это самый прямой и достаточно эффективный путь выхода из кризиса, рычаг ускорения социально-экономического развития страны. В то же время, участие иностранного капитала в экономике России вызвало ряд отрицательных последствий: приоритетное внимание западных фирм к добыче и экспорту энергоносителей способствует не только ускоренной исчерпаемости невозобновляемых ресурсов, но и дальнейшей гипертрофии добывающих отраслей; слабость государственного регулирования процесса привлечения иностранного капитала, отсутствие жесткого экологического контроля за действием ряда предприятий с иностранными инвестициями; участие западного капитала в приватизации государственной собственности на заниженном курсе рубля, позволившее за бесценок скупить ряд важных объектов; иностранные капитальные вложения нередко используются как способ отмывания «грязных денег» из стран Запада.

Непродуманная политика в привлечении иностранных инвестиций не сможет обеспечить экономические интересы принимающей страны. Мировой опыт свидетельствует о том, что необходимо очень осторожно относиться к использованию иностранных средств[30].

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10-12 млрд. долларов в год. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования[31].

Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.

Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать: достижения национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями; радикализация борьбы с преступностью; торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты; пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства; мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам; запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства; предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности; формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

В числе мер по активизации инвестиционного климата необходимо отметить:

-         создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок «под ключ»;

-         создание в кратчайшие сроки национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;

-         разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода его к полной конвертируемости;

-         предоставление гарантий неприкосновенности личности.

Меры, ориентированные на создание привлекательных условий для притока прямых иностранных инвестиций, включают три основные группы:

1.     базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата;

2.     правовые и административные основы деятельности иностранных инвесторов;

3.     специфические стимулы для прямых иностранных инвестиций.

В отличие от большинства стран Центральной и Восточной Европы, Россия не смогла пока решить задачу создания благоприятного инвестиционного климата, предусматривающего формирование стабильных политических и макроэкономических условий.

Однако улучшение инвестиционного климата само по себе не способно обеспечить резкое увеличение объемов иностранных инвестиций. Вместе с тем, как показывает опыт стран с развивающейся и переходной экономикой, и экономический рост, и улучшение инвестиционного климата являются необходимыми, но недостаточными условиями притока прямых иностранных инвестиций. Решение этой задачи требует реализации мероприятий по созданию правовых основ деятельности иностранных инвесторов и специфических стимулов для прямых иностранных инвестиций, направленных на повышение инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов и привлечения их внимания к перспективным инвестиционным проектам на территории страны.

Стратегической целью политики в сфере привлечения прямых иностранных инвестиций должно являться предоставление иностранным инвесторам национального режима. Формально российское законодательство гарантирует иностранным инвесторам именно этот режим. Проблема, однако, состоит в том, что российский национальный режим крайне неблагоприятен как для российских, так и для иностранных инвесторов.

Стране нужен кардинально иной национальный режим, обеспечивающий благоприятные условия для притока иностранных инвестиций в экономику России. Для этого необходима серьезная работа по изменению налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства, которая могла бы способствовать интенсификации инвестиционного процесса. В области налогов эта работа уже началась, но и она еще далека от завершения. Кроме того, плоды налоговой и прочих реформ скажутся на практике не сразу, а с достаточно большим лагом.

Наряду с применением принципа национального режима необходима также реализация иных принятых в международной практике принципов правового регулирования иностранных инвестиций. В первую очередь речь идет о режиме наибольшего благоприятствования (РНБ), который предоставляется многими государствами с целью исключить дискриминацию по отношению к инвесторам из каких-либо стран.

Возможность получения такого рода режима содержится во многих заключенных бывшим СССР, а позднее и Россией, соглашениях о взаимном поощрении и защите инвестиций с 53 странами (большая часть из них ратифицирована), но не присутствует в нормативах внутреннего законодательства, т.е. распространяется далеко не на все страны.

Режим в отношении прямых иностранных инвестиций в России должен характеризоваться высокой транспарентностью. Принцип транспарентности означает, что правовые нормы, регулирующие деятельность иностранных инвесторов, должны быть открытыми и не допускающими неоднозначной интерпретации, а процедуры пересмотра этих норм должны быть гласными и проходить в условиях, обеспечивающих для заинтересованных сторон (включая иностранные компании) возможность высказать свою позицию по обсуждаемым вопросам.

В России по части транспарентности дело обстоит благополучно с публикацией законов и других правовых актов федерального уровня. Но степень транспарентности резко снижается по мере перехода на ведомственный или региональный (местный) уровни.

Сложная ситуация существует в области предсказуемости правовых или административных изменений, между тем именно нестабильность обстановки в России является предметом наиболее серьезных жалоб со стороны иностранных инвесторов.

Реализовать в полной мере принцип транспарентности на практике достаточно сложно даже наиболее развитым странам, но идти по этому пути необходимо, поскольку этого требуют рыночная экономика и растущая глобализация мирового хозяйства, не оставляющие странам иного выбора.

Заключение

В ходе теоретического и методологического исследования были сделаны следующие выводы.

Слабость конкурентных позиций России и недостатки экономической политики в сфере привлечения прямых иностранных инвестиций проявляются в малых объемах притока прямых иностранных инвестиций в экономику страны, в их неудовлетворительной отраслевой и региональных структурах.

Ключевым мотивом инвестирования в Россию остается, во-первых, доступ к обслуживанию внутреннего потребительского рынка и, во-вторых, – к природным ресурсам, в первую очередь к месторождениям углеводородного сырья. Поэтому основная часть прямых иностранных инвестиций в России (около 40%) приходится на сырьевые отрасли (прежде всего топливно-энергетические), торговлю и общественное питание.

Масштабы инвестиций в отрасли обрабатывающей промышленности и инфраструктурный сектор, от развития которых зависят долгосрочные перспективы роста российской экономики, остаются крайне низкими.

Наряду с отраслевой дифференциацией прямых иностранных инвестиций важной чертой сложившейся ситуации является ярко выраженная дифференциация регионов Российской Федерации по объемам притока прямых иностранных инвестиций.

Неравномерное распределение иностранных инвестиций по отраслям и регионам отражает слабость политики привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России, не создающей условий и стимулов для притока иностранного капитала в отрасли обрабатывающей промышленности и инфраструктуру и существенно ог7раничивающей шансы большинства субъектов Федерации использовать ресурсы иностранных инвесторов для развития своей экономики.

Среди основных препятствий на пути роста прямых иностранных инвестиций в экономике России можно выделить три группы.

1. характерные для российского переходного периода политические, социальные и экономические проблемы, в совокупности отражающиеся на результатах деятельности всех хозяйствующих субъектов, в том числе предприятий с иностранными инвестициями;

2. проблемы, вызванные спецификой государственной инвестиционной политики, выражающейся в ослаблении внимания органов власти к поддержке и регулированию инвестиционного процесса, характеризующийся постоянными провалами инвестиционных программ и федеральных целевых программ развития отраслей и регионов, отсутствием согласованных действий между ветвями власти и четко обозначенных приоритетов государственной инвестиционной политики;

3. специфические проблемы, связанные с условиями деятельности в стране иностранных компаний.

В настоящее время перед Россией стоит сложная задача: создать возможности для привлечения в страну иностранного капитала с учетом его собственных интересов и целей развития российской экономики. Для этого необходимо проведение согласованного комплекса мер в законодательной и административной сферах, направленных на максимально полное раскрытие и использование инвестиционного потенциала экономики и повышение ее привлекательности для иностранных инвесторов.

В российской экономике сегодня принципиально иная ситуация по сравнению с прошлым десятилетием, характеризующаяся экономическим ростом. При этом он в настоящее время приобрел устойчивых характер, а это в свою очередь само по себе может послужить мощным стимулом для привлечения иностранных инвестиций в Россию. Иностранный капитал предпочитают страны с устойчивой экономикой, способствуя в свою очередь дальнейшему экономическому росту.

Действующее российское законодательство в отношении иностранных инвесторов далеко не во всем соответствует требованиям международной практики и глобальной тенденции либерализации режима привлечения прямых иностранных инвестиций. Более того, российское инвестиционное законодательство в области привлечения прямых иностранных инвестиций по своей «привлекательности» заметно уступает законодательству многих других стран, конкурирующих с Россией в области привлечения иностранных инвестиций.

Деятельность по созданию правовой базы привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России должна осуществляться путем решения следующих взаимосвязанных проблем:

• подготовки и принятия отсутствующих законодательных актов, призванных заполнить существующий вакуум в правовом механизме привлечения ПИИ в экономику России (законы «Об инвестиционных договорах государства», «О регистрации коммерческих организаций», Налоговый и Земельный кодексы РФ);

• внесения дополнений и уточнений в законодательные акты, принятые в предшествующие годы, с целью дальнейшего совершенствования и адаптации к подписанным Российской Федерацией международным соглашениям (в первую очередь это касается законов «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «О СРП», «О недрах»);

• принятия подзаконных актов (постановлений Правительства РФ, ведомственных инструкций и т.д.), направленных на реализацию положений законодательства, регулирующего условия входа на рынок и деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.

Ключевыми направлениями совершенствования российской законодательной базы привлечения прямых иностранных инвестиций, реализация которых может дать максимальный эффект уже в ближайшие годы, являются:

• коренной пересмотр системы государственных гарантий иностранным инвесторам, включая предоставление полноценной гарантии от изменения условий хозяйственной деятельности на протяжении периода реализации инвестиционного проекта (стабилизационная или «дедушкина» оговорка);

• переосмысление принципа равноправия отечественных и иностранных инвесторов с учетом того факта, что неблагоприятный и нетранспарентный национальный режим хозяйственной деятельности фактически ставит иностранных инвесторов в неравноправное положение на рынках;

• законодательная гармонизация отношений федерального центра с регионами в области регулирования иностранных инвестиций; должно быть проведено четкое разграничение критериев, пределов и размеров государственных гарантий и льгот для частных инвестиций между органами государственной власти РФ и субъектов РФ; разделение обязательств и ответственности по таким гарантиям и льготам между органами разных уровней, включая органы местного самоуправления;

• создание законодательства, предусматривающего вовлечение в более интенсивный коммерческий оборот и коммерческую эксплуатацию частными лицами значительной части оставшихся объектов государственной и муниципальной собственности;

• дальнейшее совершенствование законодательства о недрах в целях интенсификации притока прямых иностранных инвестиций в добывающие отрасли российской экономики;

• адаптация национального законодательства к условиям участия в международных инвестиционных и торговых организациях; расширение практики двух- и много сторонних соглашений о гарантиях и взаимной защите инвестиций, присоединение России ко всем международным механизмам решения инвестиционных споров.

В настоящее время недостаточно четко разграничены полномочия федеральных и региональных органов власти в области регулирования капиталовложений, дублирования функций между самими федеральными ведомствами.

Список использованной литературы

          Андрианов В. Роль иностранного капитала в экономике России. //Маркетинг. – 1999. – № 3. – С. 3-17.

          Балацкий, Павличенко, Иностранный сектор в экономике России// Мировая экономика и международные отношения. – 2003. – №5.

          Василевский З. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1996-1997 годы // Эксперт. – 1997. – №47.

          Гнилитская Е.В. Привлечение прямых иностранных инвестиций //Финансовый бизнес. – 2005. – № 4. – С. 15-24.

          Данилов Ю.А. Институциональные ограничения в привлечении инвестиций российскими предприятиями / Инвестиционный климат и перспективы экономического роста в России. – М.: ГУВШЭ, 2003.

          Дерябина Я. Иностранные инвестиции в Свердловской области //Инвестиции в России. – 2005. – № 11. – С. 19-23.

          Дисорди С. Иностранные инвестиции в России: источники и сфера влияния. //Рынок ценных бумаг. – 2002. – № 4. – С. 87-88.

          Ершов Ю. Реформирование инвестиционного климата в России: основные аспекты законодательной базы //Инвестиции в России. – 2005. – № 9. – С. 3-12.

          Зелтынь А. Инвестиционная активность в России в 2003 г. //ЭКО. – 2004. – № 10. – С. 2-18.

          Зелтынь А.С. Инвестиционная активность в России в 2004 г. //ЭКО. – 2005. – № 8. – С. 48-70.

          Зырин Е.Н. Иностранные инвестиции в экономику России: их роль сегодня и завтра. //Внешняя торговля. – 1999. – № 3. – С. 41-43.

          Иванов А.В. Иностранные инвестиции в российскую экономику //Экономика строительства. – 2005. – № 1. – С. 55-59.

          Инвестиционный вестник Интерфакса, № 12 (119) от 30 марта 1998 года

          Инвестиционный климат и перспективы экономического роста в России /под ред. Ясина Е.Г. –  М.: ГУ-ВШЭ, 2003.

          Иностранные инвестиции в России современное состояние и перспективы /Под ред. И.П. Фаминского – М.: Международные отношения, 1998.

          Камински M. Прямые иностранные инвестиции // Финансы и кредит. – 2003. – № 5.

          Караваев В. Государственное регулирование иностранных инвестиций: российские реалии и мировой опыт //Проблемы теории и практики управления. – 2004. – № 2. – С. 48-53.

          Клавдиенко В. Инвестиции и экономический рост //Инвестиции в России. – 2004. – № 7. – С. 40-45.

          Комаров В.В. Инвестиции в Российской Федерации. //ЭКО. – 1998. – № 9. – С. 61-68.

          Кондратенко Е. Инвестиционные ресурсы – проблемы аккумуляции //Экономист. 1998. – №7.

          Копейкин М. Правовые и организационные аспекты привлечения иностранных инвестиций в Россию // Маркетинг. – 1997. – № 7. – С. 36-39.

          Курьеров В.Г. Иностранные инвестиции в экономику России в 2004 г. //ЭКО. – 2005. – № 2. – С. 68-77.

          Курьеров В.Г. Иностранные инвестиции в экономику России. 2003 г. //ЭКО. – 2004. – № 10. – С. 18-27.

          Лабин Д.К. Некоторые проблемы международно-правового регулирования инвестиций //Вопросы статистики. – 1998. – №11. – С. 46-50.

          Лайков А.Ю. Перспективы привлечения иностранных инвестиций на российский страховой рынок //Финансы. – 2005. – № 5. – С. 46-49.

          Лебедев В. Привлечение иностранных инвестиций: фактология, проблемы, подходы к решению //Российский экономический журнал. – 2002. – № 5-6. – С. 69-78.

          Лебедев В.М. Иностранные инвестиции в Российской экономике. //Финансы. – 1997. – № 11. – С. 54-58.


[1] Лебедев В.М., Иностранные инвестиции в российской экономике //Финансы. – 1999 – № 11. – с. 55.

[2] Данные Госкомстата РФ за 1997 г.

[3] Фишер С. Экономика. – M., 1997. – с.200

[4] Данилов Ю.А. Институциональные ограничения в привлечении инвестиций российскими предприятиями / Инвестиционный климат и перспективы экономического роста в России. – М.: ГУВШЭ, 2003. – с.112

[5] Чебанов С. Иностранные инвестиции: тенденции 90-х годов. //Мировая экономика и международные отношения. – 1997. – № 3. – С. 19.

[6] Филатов К. Иностранные инвестиции в экономику России // Статистическое обозрение. – 1998. – № 2. – с.28

[7] Чебанов С. Иностранные инвестиции: тенденции 90-х годов. //Мировая экономика и международные отношения. – 1997. – № 3. – С. 21.

[8] Мартынов А. Активизация инвестиционной политики //Экономист, 1997. – №9. – с.23

[9] Дисорди С. Иностранные инвестиции в России: источники и сфера влияния. //Рынок ценных бумаг. – 2002. – № 4. – С. 87.

[10] Иванов А.В. Иностранные инвестиции в российскую экономику //Экономика строительства. – 2005. – № 1. – С. 57.

[11] Прямые иностранные инвестиции в России. //Рынок ценных бумаг. – 2003. – № 4. – С. 52.

[12] Инвестиционный вестник Интерфакса, № 12 (119) от 30 марта 1998 года

[13] Сафронов Б., Марковская В. Инвестиционный рынок: конъюнктура 2002 года. //Инвестиции в России. – 2003. – № 4. – С. 21.

[14] Прямые иностранные инвестиции в России. //Рынок ценных бумаг. – 2003. – № 4. – С. 53.

[15] Сафронов Б., Марковская В. Инвестиционный рынок: конъюнктура 2002 года. //Инвестиции в России. – 2003. – № 4. – С. 23.

[16] Иванов А.В. Иностранные инвестиции в российскую экономику //Экономика строительства. – 2005. – № 1. – С. 57.

[17] Иванов А.В. Иностранные инвестиции в российскую экономику //Экономика строительства. – 2005. – № 1. – С. 58.

[18] Гнилитская Е.В. Привлечение прямых иностранных инвестиций //Финансовый бизнес. – 2005. – № 4. – С. 16.

[19] Зелтынь А.С. Инвестиционная активность в России в 2004 г. //ЭКО. – 2005. – № 8. – С. 48.

[20] Гнилитская Е.В. Привлечение прямых иностранных инвестиций //Финансовый бизнес. – 2005. – № 4. – С. 17.

[21] Гнилитская Е.В. Привлечение прямых иностранных инвестиций //Финансовый бизнес. – 2005. – № 4. – С. 18.

[22] Гнилитская Е.В. Привлечение прямых иностранных инвестиций //Финансовый бизнес. – 2005. – № 4. – С. 19.

[23] Гнилитская Е.В. Привлечение прямых иностранных инвестиций //Финансовый бизнес. – 2005. – № 4. – С. 20.

[24] Иванов А.В. Иностранные инвестиции в российскую экономику //Экономика строительства. – 2005. – № 1. – С. 58.

[25] Иванов А.В. Иностранные инвестиции в российскую экономику //Экономика строительства. – 2005. – № 1. – С. 59.

[26] Щетинин В. Проблематика иностранных инвестиций в современном мире // Общество и экономика. – 1998. – №2. – С. 201.

[27] Балацкий, Павличенко, Иностранный сектор в экономике России// Мировая экономика и международные отношения. 2003. –  №5. – с.23

[28] Свиридонова Е. Лекарство для пугливого инвестора // Экономика и жизнь. – 1998. – № 13. – с.41

[29] Уринсон Я. Перспективы инвестиционной активности //Экономист. – 2002. – №2. – с.18

[30] Уринсон Я. Перспективы инвестиционной активности //Экономист. – 2002. – №2. – с.20

[31] Василевский З. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1996-1997 годы // Эксперт. – 1997. – №47. – с.31