Содержание

Введение_______________________________________________________ 3

Глава 1. Прокурор в гражданском процессе_________________________ 5

1.1. Основания и цели участия прокурора в гражданском процессе__ 5

1.2. Правовой статус прокурора в гражданском процессе__________ 14

Глава 2. Участие прокурора в стадиях гражданского процесса_______ 17

2.1. Формы участия прокурора в гражданском процессе___________ 17

2.2. Возбуждение дела прокурором_____________________________ 17

2.3. Процессуальное положение прокурора, возбудившего дело в суде 19

2.4. Участие прокурора в гражданском процессе с целью дачи заключения____________________________________________________________ 22

Глава 3. Прокурорский надзор за законностью исполнения постановлений по гражданским делам_____________________________________________ 24

Заключение____________________________________________________ 26

Список используемых нормативных документов и литературы______ 29

Приложение № 1_______________________________________________ 31

Приложение № 2_______________________________________________ 33

Приложение № 3_______________________________________________ 35

Введение

Прокуратура в России, являясь государственным органом, призвана охранять и защищать гарантированные Конституцией права и свободы человека и гражданина как самостоятельные ценности, исключать всякие попытки действовать неправовыми средствами, от кого бы они ни исходили. В современных условиях судебно-правовой реформы правозащитная деятельность прокуратуры занимает особое место в едином конституционном механизме реализации прав личности.

Президент Российской Федерации В.В. Путин на Всероссийском совещании прокуроров справедливо отметил, что «судебная реформа не может быть эффективной без активного участия прокуратуры в судебном процессе». Одним из весомых аргументов в пользу такого утверждения следует считать огромное количество обращений граждан за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, поступающих ежегодно в органы прокуратуры. Реализуя предоставленные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» полномочия на обращение в суды в защиту конституционных прав и охраняемых законом интересов граждан, прокурорами в 2003 году было предъявлено в суды общей юрисдикции свыше 125 тыс. исков и заявлений, из которых удовлетворены 97,7% от числа рассмотренных[1]. В 2004 г. в интересах общества и государства предъявлено 232 тыс. ис­ков. К материальной ответственности привлечены 92 тыс. наруши­телей закона. Сумма, на которую иски удовлетворены, а также ущерб возмещен добровольно, составила почти 925 млн.руб. Восстановлены права 409 тыс. граждан[2].

Анализ статистических данных по России о работе прокуроров по предъявлению исков (заявлений) в суды общей юрисдикции в 2003-2004 гг. свидетельствует об активной деятельности прокуроров по предъявлению в суды исков (заявлений), в том числе заявлений о признании незаконными актов государственных и иных органов, нарушающих права граждан, в соответствии с предоставленными им полномочиями.

Статистика свидетельствует о том, что основная масса обращений прокурора в суд касается защиты трудовых прав граждан. Значительное количество исков и заявлений направляются прокурорами в защиту прав несовершеннолетних: по фактам невыплат пособий на содержание детей, нарушений их жилищных прав, связанных с незаконной приватизацией жилых помещений и их куплей-продажей, нарушений, связанных с усыновлением, в том числе международным, и др.

Важное значение имеет выполнение прокурорами надзорных функций. Более 24 тыс. протестов на незаконные судебные акты принесено прокурорами только за 2004 год в суды общей юрисдикции, в том числе 1080 – по делам о восстановлении на работе, 1008 протестов – по делам о выселении, 1167 – по делам обязательной категории. Большая их часть (80%) судами удовлетворена[3].

Таким образом, деятельность прокуратуры по защите прав граждан в гражданском судопроизводстве остается актуальной и значимой.

Теоретико-концептуальную базу данного исследования составили труды В.Р. Аликова, В.Н. Аргунова, Е.А. Артамоновой, К.С. Банченко-Люби­мовой, М.А. Викут, А.А. Власова, С.М. Казанцева, А.Ф. Клейнмана, Т.Н. Масловой, Г.Л. Осокиной,  О.В. Ушакова, Д.М. Чечот, М.С. Шакарян и др.

Глава 1. Прокурор в гражданском процессе

1.1. Основания и цели участия прокурора в гражданском процессе

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ прокуратура представляет собой единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. В Конституции РФ не содержатся полномочия прокуратуры, а указано, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом.

Прокуратура утратила надзорные функции в гражданском процессе, поскольку иной подход противоречит принципу построения государственной власти на основе разделения властей и месту судебной власти в современной правовой системе. Правовой статус прокурора в гражданском процессе определяется, прежде всего, в соответствии с Конституцией РФ, ГПК и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации" прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. В гражданском процессе прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, а также приносят апелляционные, кассационные и надзорные представления на судебные решения и определения.

Новый ГПК сузил по сравнению с ранее действовавшим процессуальным законодательством возможности участия прокурора в гражданском процессе, обусловливая его защитой только определенных социально значимых интересов - граждан, неопределенного круга лиц, публичных образований - Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Исключено обращение в суд прокурора с целью защиты прав коммерческих организаций, что вполне логично и соответствует функциям прокуратуры в гражданском процессе. Вместе с тем нельзя, на наш взгляд, исключать обращение прокурора с исками в защиту прав государственных и муниципальных предприятий и учреждений, поскольку их имущество находится соответственно в государственной и муниципальной собственности.

В целях успешного выполнения стоящих перед прокурорами задач закон предоставляет прокурору необходимые полномочия. Осуществляя надзор за исполнением законов при рассмотрении гражданских дел в судах, прокурор в пределах своей компетенции:

Участвует в судебном разбирательстве дел по первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке; даёт заключения по вопросам, возникающим при рассмотрении дел; направляет в суд исковые заявления, даёт заключения по существу дела в целом по гражданским делам;

Опротестовывает незаконные и необоснованные решения, определения и постановления суда, постановления судей

Проверяет законность обращения к исполнению решений, определений и постановлений суда, опротестовывает незаконные действия судебного исполнителя;

Принимает меры в случаях, предусмотренных законом, к пересмотру решений, определений и постановлений по гражданским делам.

Предметом надзора являются не только решения, определения и постановления суда, но и все процессуальные действия, выполняемые как до судебного рассмотрения гражданского иска, так и в ходе рассмотрения дела. Прокурор, не имея ни какого личного интереса, а исходя из общегосударственных интересов, следит за тем, чтобы соблюдались требования гражданского и гражданско-процессуального законов, как составом судей, так и участвующими в деле лицами.

Введение в действие с 1 февраля 2003 г. нового Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изменившего полномочия прокурора в гражданском судопроизводстве, требует от органов прокуратуры принятия дополнительных конкретных мер по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе для решения задач укрепления законности, защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований с учетом требований нового процессуального законодательства.[4]

В целях обеспечения надлежащей реализации прокурорами полномочий в гражданском судопроизводстве, руководствуясь ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" обеспечено участие прокуроров в гражданском процессе, используя предоставленные ГПК РФ полномочия:

по обращению в суд с заявлениями, указанными в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, как в порядке искового производства (исковые заявления), так и по делам, возникающим из публичных правоотношений, а также по делам, рассматриваемым в порядке особого производства;

по вступлению в процесс для дачи заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами;

по подаче апелляционных представлений на решения мировых судей, кассационных представлений на не вступившие в законную силу решения суда и надзорных представлений на вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор.

Осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством, способствуя укреплению законности, предупреждению правонарушений, защите государственных и общественных интересов, прав и свобод граждан в сфере гражданских правоотношений.[5]

Активно использовать предоставленное ч. 1 ст. 45 ГПК РФ право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина подавать только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Представлять доказательства, подтверждающие невозможность предъявления иска самим гражданином.

При подготовке исковых заявлений обращать внимание на то, что дела об оспаривании решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений рассматриваются по нормам ГПК РФ не в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, а по правилам искового производства, в том числе с соблюдением общих правил подсудности, как дела по спорам о защите субъективного права.

В исковом заявлении, предъявляемом в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, указывать, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также ссылаться на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

При обращении в суд с заявлением прокурорам учитывать, что в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, обеспечивать полноту и аргументированность заявлений с представлением исчерпывающих доказательств.

Исходить из того, что в случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.[6]

Вступать в процесс и давать заключения по делам, по которым участие прокурора предусмотрено ГПК РФ и другими федеральными законами.

К таковым относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов (ст. 252 ГПК РФ), о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ст. 260 ГПК РФ), об усыновлении и отмене усыновления (ст.ст. 125, 140 СК РФ, ст. 273 ГПК РФ), о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ст. 278 ГПК РФ), об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ст. 284 ГПК РФ), об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст. 288 ГПК РФ), о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством (ст. 304 ГПК РФ), о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав (ст.ст. 70, 72, 73 СК ФР), об обязательном обследовании и лечении (о госпитализации) больных туберкулезом (ст. 10 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации").

Например, Постановлением президиума Челябинского областного суда от 16 февраля 2000 г. (надзорное производство 4г-2000-106) Дело о признании гражданина недееспособным суд рассматривает с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства. Гражданин, о признании которого недееспособным рассматривается дело, вызывается в судебное заседание, если это возможно по состоянию здоровья.[7]

Реализуя предоставленные ч. 3 ст. 45 ГПК РФ полномочия, считать обязательным участие прокурора в первую очередь в рассмотрении дел:

о выселении без предоставления другого жилого помещения;

о восстановлении на работе в связи с прекращением трудового договора;

о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении трудовых и служебных обязанностей, а также в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В иных случаях вступать в процесс и давать заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, если истец или ответчик по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы либо спор приобрел особое общественное значение в субъекте Российской Федерации или муниципальном образовании.

Прокурорам субъектов Российской Федерации, а также приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, а также их заместителям принимать личное участие в рассмотрении судами гражданских дел, имеющих особое значение для защиты интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Участвующим в деле прокурорам своевременно реагировать на допущенные судом ошибки. Приносить апелляционные представления на незаконные решения мировых судей и кассационные представления на решения всех судов в Российской Федерации, принятые по первой инстанции, при наличии оснований, предусмотренных ст.ст. 362-364 ГПК РФ.

Правом на подачу указанных представлений в вышестоящие суды обладает прокурор, являющийся лицом, участвующим в деле с точки зрения положений ст.ст. 34, 35, 45 ГПК РФ, независимо от того, присутствовал ли он в заседании суда первой инстанции.

При рассмотрении кассационного представления в судебном заседании суда кассационной инстанции принимать участие:

в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, автономного округа, окружном (флотском) военном суде - должностному лицу органов прокуратуры по поручению соответственно прокурора республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота);

в Судебной коллегии по гражданским делам, Военной коллегии и Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации - должностному лицу органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора Российской Федерации.

Приносить представления на определения мирового судьи и определения суда первой инстанции в случаях, предусмотренных ГПК РФ, либо если эти определения исключают возможность дальнейшего движения дела.

С представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного постановления, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, обращаться следующим должностным лицам органов прокуратуры:

Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям - в любой суд надзорной инстанции;

прокурору республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

Иметь в виду, что основаниями для внесения представления о пересмотре вступившего в законную силу судебного постановления являются не любые нарушения норм материального или процессуального права, а только существенные, поэтому прокурор должен указать, в чем заключается допущенное судом существенное нарушение.

Представления прокурора на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в надзорном порядке, подаются в Президиум Верховного Суда Российской Федерации при условии, что такие определения нарушают единство судебной практики.

Заявления от лиц, имеющих право обжаловать вступившие в законную силу судебные постановления, принимать с приложенными к ним заверенными соответствующим судом копиями судебных постановлений, принятых по делу.

В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимать участие:

1.     прокурору республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа флота) или его заместителю - в президиуме верхового суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда;

2.     Генеральному прокурору Российской Федерации или его заместителю - в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации;

3.     должностному лицу органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора Российской Федерации - в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.[8]

Поскольку прокурор в надзорном порядке не вправе истребовать гражданские дела, участвующим в суде первой инстанции прокурорам формировать наблюдательные производства, в которых помимо подробных заключений должны содержаться копии наиболее важных процессуальных документов (исковых заявлений, отзывов на иски, правоустанавливающих документов, протоколов судебных заседаний, апелляционных, кассационных и надзорных жалоб, представлений прокурора и отзывов на них и т.д.). Использовать эти материалы при решении вопроса о внесении представления в суд надзорной инстанции.

Управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, отраслевым управлениям и отделам прокуратур субъектов Российской Федерации регулярно (не реже одного раза в полугодие) анализировать практику предъявления исковых заявлений и участия прокуроров в рассмотрении судами гражданских дел, практику внесения апелляционных, кассационных и надзорных представлений. Использовать результаты анализа для совершенствования деятельности подчиненных прокуроров, обеспечивать последних материалами организационно-методического характера, распространять положительный опыт работы. Проводить учебно-методические занятия по повышению деловой квалификации работников нижестоящих прокуратур, практиковать их стажирование.

Управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации:

·        осуществлять общее руководство и контроль за деятельностью нижестоящих прокуроров по реализации полномочий в гражданском процессе;

·        обеспечивать непосредственное участие прокуроров в судебном разбирательстве гражданских дел в случаях, предусмотренных законом, по поручению руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

·        рассматривать и разрешать жалобы граждан и организаций на вступившие в законную силу судебные постановления по делам, указанным в ст. 45 ГПК РФ;

·        вносить в суд надзорной инстанции представления о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор;

·        совместно с другими подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации участвовать в подготовке заявлений (исковых заявлений) для обращения в суд в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ;

·        осуществлять взаимодействие с другими управлениями центрального аппарата, а также с НИИ проблем укрепления законности и правопорядка с целью разработки необходимых рекомендаций по совершенствованию участия прокуроров в гражданском судопроизводстве.

1.2. Правовой статус прокурора в гражданском процессе

Согласно ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Формы участия прокурора определены в ст. 45 ГПК, согласно которой прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело при наличии оснований, предусмотренных законом. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются также процессуальным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, участие прокурора в гражданском процессе способствует осуществлению целей правосудия при соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону. Участвуя в гражданском процессе, прокурор защищает интересы законности, права и интересы граждан и организаций. Вступая в гражданский процесс, становясь субъектом гражданских процессуальных отношений, прокурор выступает в качестве лица, участвующего в деле. На прокурора распространяется общий процессуальный регламент, установленный ГПК.

Главный акцент в процессуальной деятельности прокурора в настоящее время смещен на защиту государственных и публичных интересов. Прокурор не должен подменять в судебном процессе самих частных лиц - участников гражданского оборота, который строится на недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела (ст. 1 ГК).

Согласно ст. 34 ГПК прокурор отнесен к числу лиц, участвующих в деле. Соответственно он наделен целым рядом процессуальных прав и обязанностей, характеризующих его правовое положение. Так, прокурор, как и другие лица, участвующие в деле, вправе изменить основание или предмет поданного им заявления. Прокурор также вправе возбудить апелляционное и кассационное производство (путем принесения апелляционного или кассационного представления), надзорное производство (путем подачи представления), подать заявление о пересмотре решения, определения или постановления по вновь открывшимся обстоятельствам.

При этом каждая форма участия прокурора в гражданском процессе (возбуждение дела или дача заключения) и на каждой стадии гражданского процесса (от производства в суде первой инстанции до стадии пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам) характеризуется определенными особенностями, которые будут раскрыты в учебнике в дальнейшем. На любой стадии процесса и в любой форме прокурор защищает в суде не собственные, а государственные и публичные интересы, а также интересы других или неопределенного круга лиц. Участие прокурора в суде является продолжением его деятельности по обеспечению законности, в связи с чем такое участие помогает прокурору осуществлять его полномочия, возложенные на него Конституцией РФ и Федеральным законом "О прокуратуре в Российской Федерации". Такой "служебный интерес" характеризует существо процессуального положения и деятельности прокурора в гражданском процессе.

Глава 2. Участие прокурора в стадиях гражданского процесса

2.1. Формы участия прокурора в гражданском процессе

В любой стадии гражданского процесса можно выделить две формы участия прокурора:

1) путем обращения с заявлением, т.е. возбуждение гражданского дела в суде первой инстанции или возбуждение последующих стадий гражданского процесса;

2) путем вступления в уже начатое дело.

Первая форма участия прокурора характеризуется тем, что прокурор возбуждает гражданское дело путем обращения с заявлением в суд от своего имени, но в интересах других лиц. Вступление в уже начатый процесс является второй формой участия прокурора в гражданском процессе. Данная форма направлена также на защиту государственных и общественных интересов, а также прав и законных интересов граждан. Главным здесь является также использование потенциала прокуратуры как специализированного юридического органа, обладающего квалифицированными специалистами, для защиты, прежде всего, публичного интереса по делам, имеющим принципиальное значение.

2.2. Возбуждение дела прокурором

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Таким образом, в отличие от ст. 41 ГПК 1964 г. в новом Кодексе определен круг лиц, права и законные интересы которых защищает прокурор путем возбуждения дела. К их числу относятся:

1) граждане, которые не могут самостоятельно защитить свои интересы по ряду причин (здоровье, возраст, недееспособность и т.д.).

В ряде случаев в отдельных законах прямо указываются дела, которые вправе возбуждать прокуроры в интересах граждан. Так, в СК оговорено право прокурора на возбуждение следующих категорий семейных дел: о признании брака недействительным (ст. 28); о лишении родительских прав (ст. 70); об ограничении родительских прав (ст. 73); о признании недействительным соглашения об уплате алиментов, нарушающего интересы получателя алиментов (ст. 102); об отмене усыновления ребенка (ст. 142). Это не означает, что прокурор не вправе возбуждать другие семейные дела, когда они подпадают под критерии ч. 1 ст. 45 ГПК, но такая оговорка, очевидно, означает важность именно этих дел для вмешательства прокурора;

2) неопределенный круг лиц. Защита данной категории лиц наиболее соответствует социальному назначению прокуратуры, в частности путем признания не соответствующими закону правовых актов, в том числе и нормативного характера. Нередко прокуроры оспаривают незаконные нормативные акты законодательных органов и руководителей исполнительной власти субъектов РФ.

Значимость данной процессуальной деятельности прокурора нашла подтверждение в постановлении Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. N 6-п по делу о проверке конституционности отдельных положений п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 21 и п. 3 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ.[9]

Прокурор вправе обращаться с заявлениями в суд и в других случаях необходимости защиты неопределенного круга лиц, например для прекращения промышленного производства, причиняющего вред здоровью неопределенного числа лиц или загрязняющего природу, окружающую среду в целом;

3) публичные образования (Российская Федерация и ее субъекты, муниципальные образования). Речь может идти о признании недействительными сделок, которыми нарушены права указанных субъектов, в частности в процессе приватизации.

2.3. Процессуальное положение прокурора, возбудившего дело в суде

Правовое положение прокурора, возбудившего дело в суде, долго было предметом дискуссии. Так, ряд специалистов полагали, что прокурор занимает в гражданском процессе положение стороны.[10] Другие ученые, например М.С. Шакарян, называют прокурора процессуальным истцом,[11] разграничивая понятие стороны в процессуальном и материально-правовом смысле. Очевидно, что вторая точка зрения более соответствует правовому положению прокурора, возбудившего дело в гражданского процессе.

Прокурор наделен всеми правами лица, участвующего в деле. Однако при этом, поскольку прокурор не является стороной в спорном материальном правоотношении, он не может распоряжаться предметом спора. В частности, прокурор не вправе заключать мировое соглашение, к нему не может быть предъявлен встречный иск, он не несет обязанностей по уплате судебных расходов, на прокурора не распространяется материально-правовое действие законной силы судебного решения, поскольку прокурор не является выгодоприобретателем по поданному им заявлению в суд. Согласно ч. 2 ст. 38 ГПК лицо, в интересах которого дело начато по заявлению прокурора, извещается судом о времени и месте рассмотрения указанного дела и участвует в нем в качестве истца.

Например, по одному из конкретных дел Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ указала, что суд, рассматривая дело, возбужденное прокурором в интересах другого лица, может удовлетворить иск только тогда, когда именно это лицо является надлежащим истцом, т.е. именно ему принадлежат те права, которые, по мнению прокурора, нарушены.[12]

Если прокурор установит в ходе судебного разбирательства, что он возбудил гражданское дело необоснованно, то он вправе отказаться от заявления. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 45 ГПК). Кроме того, из смысла ч. 2 ст. 209 ГПК вытекает, что если дело было начато прокурором, то вступившее в законную силу решение обязательно для лица, в интересах которого было начато дело, а не для прокурора.

Таким образом, прокурор является особым истцом, не являющимся участником спорного материального правоотношения. Истцом в материально-правовом смысле является гражданин или публичное образование, чьи интересы защищаются прокурором. У прокурора интерес к возбуждению дела особый, определяемый его должностным положением и полномочиями по обеспечению законности.

Порядок ведения дела прокурором в случае возбуждения дела заключается в следующем. Прокурор должен возбудить дело, только убедившись в его обоснованности. Основанием для обращения в суд являются материалы прокурорских проверок по общему надзору, письма и заявления граждан, организаций, материалы уголовных дел, следственные материалы (например, постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям) и др.

Прокурор должен определить подведомственность и подсудность дела в соответствии с установленными правилами ГПК. Заявление прокурора должно быть оформлено в соответствии с требованиями ст. 131 и 132 ГПК. При этом прокурор должен отразить в нем не только фактические основания для возбуждения дела, но и правовые основания, т.е. сослаться на конкретные нормы материального и процессуального права.

Поскольку процесс строится на основе принципа состязательности, то на прокуроре лежит бремя доказывания обоснованности его требований. Прокурор должен сам собрать либо истребовать необходимые доказательства по делу по общим правилам доказывания в гражданском процессе. Обратившись в суд с заявлением, прокурор в ходе судебного разбирательства первым дает объяснения по делу, по существу заявленных требований. Прокурор участвует в исследовании всех материалов дела, вправе участвовать в осмотре на месте, осмотре вещественных доказательств, задавать вопросы всем участникам процесса, в том числе свидетелям, экспертам и т.д.

2.4. Участие прокурора в гражданском процессе с целью дачи заключения

Согласно ч. 3 ст. 45 ГПК прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

В ГПК теперь непосредственно перечислены категории дел, по которым прокурор дает заключение путем вступления в уже начатый процесс. Во-первых, по ряду категорий дел, который прямо указан в ч. 3 ст. 45 ГПК, во-вторых, когда это прямо предусмотрено в ГПК и других федеральных законах. Например, согласно ГПК: по делам, возникающим из публичных правоотношений (ст. 252, 260), по делам особого производства (ст. 273, 278, 284, 288, 304 ГПК), по другим федеральным законам - о лишении родительских прав (ст. 70 СК); о восстановлении в родительских правах (ст. 72 СК); об ограничении родительских прав (ст. 73 СК); от отмене усыновления ребенка (ст. 140 СК).

Если прокурор привлекается к участию в деле по инициативе суда, то по этому поводу выносится определение суда, направляемое прокурору.

Прокурор, участвующий в деле с целью дачи заключения, также вправе знакомиться с материалами дела. Он определяет нормы материального права, которыми регулируются спорные правоотношения, определяет круг фактов предмета доказывания, которые должны быть выяснены, знакомится с письменными и вещественными доказательствами, имеющимися по делу, и т.д. Во время судебного заседания процессуальная деятельность прокурора заключается в том, что прокурор участвует в решении различных вопросов - о законности состава суда, возможности рассмотрения дела при явившихся лицах и т.д. Прокурор участвует в заслушивании сторон, других участников процесса, участвует в исследовании всех доказательств, задает по мере необходимости вопросы. В конце судебного разбирательства прокурор дает заключение по делу (ст. 189 ГПК). В отличие от первой формы участия (возбуждение дела) прокурор не дает объяснений суду, не поддерживает исковые требования, не выступает в прениях сторон. Вступление в уже начатый процесс возможно в любой стадии гражданского процесса, но практически, конечно, оно должно иметь место не в самом конце судебного заседания, так как иначе в этом теряется весь смысл.

Глава 3. Прокурорский надзор за законностью исполнения постановлений по гражданским делам

Особое внимание обращается на исполнение судебных решений, вынесенных по заявлениям и искам прокуроров. Однако в задачу прокурора не входит проведение сплошных проверок исполнения всех решений по гражданским делам, вынесенных судом. Прокурор обычно проверяет исполнение судебных решений в связи с жалобами граждан и других заинтересованных лиц. В соответствии со ст. 441 ГПК РФ прокурор вправе принести жалобу в суд на действия судебного пристава.

В соответствии с п. 7 Приказа Генерального прокурора РФ от 05.01.1997 г. № 1 «Об участии прокурора в гражданском судопроизводстве» на прокурора возложена обязанность:

«7. Обеспечить надзор за законностью исполнения судебных постановлений, опротестовывая в необходимых случаях действия судебных исполнителей и судебные определения по вопросам исполнения…».

Обеспечивая надзор за законностью исполнения судебных постановлений необходимо руководствоваться Федеральным Законом «Об исполнительном производстве», вступившем в силу 06.22.97 г. и разделом VII ГПК РФ. Меры прокурорского реагирования на нарушения закона судебными приставами-исполнителями в настоящее время чаще имеют форму представлений. Это объясняется тем, что нормами ФЗ «Об исполнительном производстве»  принесение протеста на действия судебного пристава-исполнителя не предусмотрено. В то же время опротестование действий пристава в суд не исключается в соответствии со ст. 441 ГПК РФ[13].

Выбор формы прокурорского реагирования принадлежит прокурору, но здесь следует иметь в виду, что протест на действия судебного пристава-исполнителя подается в суд, а не руководителю подразделения судебных приставов округа. В адрес должностного лица может быть внесено представление об устранении нарушений закона, которое оформляется в порядке ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ».

В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ от 6 января 1999 г. № 1/7 всем нижестоящим прокурорам поставлена задача обеспечить эффективный надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций, связанных с реализацией важнейших конституционных прав и законных интересов граждан и организаций, а также при применении ими мер принуждения.

С учетом специфики работы судебных приставов организация надзора распределена между структурными подразделениями прокуратур, осуществляющими надзор за:

исполнением законов и законностью правовых актов – в части соблюдения закона при осуществлении судебными приставами своих функций как при обеспечении установленного порядка деятельности судов,  так и при исполнении судебных актов и актов других органов; исполнения законов, регламентирующих возбуждение исполнительного производства. Надзор за соответствием федеральным законам нормативных актов, издаваемых Главным судебным приставом РФ, управлением по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Генеральной прокуратуры РФ;

законностью постановлений судов по гражданским делам – в части соответствия законам постановлений судов общей юрисдикции по вопросам исполнительного производства.

Заключение

Прокурор, участвующий в судебном заседании, установив нарушение закона, независимо от их характера, обязан принять меры к их устранению путём соответствующего заявления ходатайства перед судом либо путём протеста. В тех случаях, когда нарушение закона выявляются прокурором при проверке дел, рассмотренных без его участия, он вносит представление председателю суда. Прокурор не наделён правом отменять или изменять незаконные и необоснованные решения суда, заключение прокурора и высказанные им мнения по возникающим во время судебного разбирательства вопросам не обязательны для суда рассматривающего дело. Они учитываются судом лишь в меру их обоснованности.

В Информационном письме Генеральной прокуратуры РФ от 27 января 2003 г. N 8-15-2003  "О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"[14] для реализации прокурорами своих полномочий предлагается иметь в виду следующее.

Полномочия по участию в гражданском процессе в судах общей юрисдикции реализуются в трех формах:

а) путем обращения в суд с заявлениями, указанными в ч.1 ст.45 ГПК РФ, - как в порядке искового производства (исковые заявления), так и по делам, возникающим из публичных правоотношений, а также по делам, рассматриваемым в порядке особого производства;

б) путем вступления в процесс для дачи заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий;

в) путем подачи апелляционных представлений на решения мировых судей, кассационных представлений на не вступившие в законную силу решения суда и надзорных представлений на вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор.

Участие прокурора в гражданском процессе - один из важнейших методов охранения законности. От его успешного проведения во многом зависит процесс построения правового государства, поскольку законность - неотъемлемый, если не основной, его атрибут.

Проблема доступности и эффективности правосудия является чрезвычайно актуальной и значимой, особенно в настоящее время, когда недоверие к судам со стороны граждан приводит большую часть общества в сферу теневой криминальной юстиции, которая, как известно, судит не по закону, а "по понятиям".

Ни для кого не секрет, что основными недостатками нашей "отечественной Фемиды" являются, в первую очередь, нарушение сроков рассмотрения дел, когда их слушания без достаточно уважительных причин откладываются или переносятся без указания новой даты их рассмотрения, в результате чего люди порой доходят до отчаяния в ожидании результатов разрешения своих споров.

Имеет место также и намеренная волокита со стороны судебных работников в выдаче копий решений суда и не предоставления гражданам возможности для своевременного ознакомления с протоколами судебного заседания, что ограничивает их во времени на подачу кассационных жалоб, в том числе и прокурору на принесение квалифицированного кассационного предоставления в вышестоящую судебную инстанцию.

 Кроме того, отсутствие необходимой профессиональной подготовки части судейского корпуса, в условиях постоянно меняющегося законодательства и усложнения норм материального права, отрицательно сказывается на качестве выносимых ими судебных решений.

Исходя из этого, участие прокуроров в гражданском судопроизводстве во многом способствует повышению доступности и эффективности правосудия. Президент России В. В. Путин на Всероссийском совещании прокуроров справедливо отметил, что "судебная реформа не может быть эффективной без активного участия прокуратуры в судебном процессе".

Список используемых нормативных документов и литературы

Нормативные правовые акты

1.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993. "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237

2.     Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // Российская газета. от 20 ноября 2002 г. N 220

3.     Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 8. Ст. 366

4.     О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса РФ см. информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 27 января 2003 г. N 8-15-2003 // журнал "Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов", апрель 2003 г., N 15

5.     Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 декабря 2003 г. N 51 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве" // журнал "Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов", март 2004 г., N 11

6.      Постановление президиума Челябинского областного суда от 16 февраля 2000 г. (надзорное производство 4г-2000-106) // Текст постановления официально опубликован не был

7.     Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 21 марта 2003 г. N 57 "Об утверждении Регламента Главной военной прокуратуры". 14. Представительство Главной военной прокуратуры в судах общей юрисдикции, арбитражных судах при рассмотрении требований граждан и организаций, предъявленных к Главной военной прокуратуре и ее должностным лицам // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ. Том 1. 2004 г.

8.      Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 января 2003 г. N 2 "Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации" // Справочная правовая система «Гарант»

Специальная литература

9.     Похмелкин В. Участие прокуратуры в рассмотрении гражданских дел - юридический атавизм // Российская юстиция. N 5, май 2001

10.            Жуйков В. ГПК РФ: порядок введения в действие // Российская юстиция. N 2, февраль 2003

11.            Жуйков В. Принцип состязательности в гражданском судопроизводстве // Российская юстиция. N 6, июнь 2003

12.            Аргунов В.Н. Участие прокурора в гражданском процессе. М.,1991.

13.            Гражданский процесс: Учебник / Отв. ред. проф. В.В. Ярков. М.: Волтерс Клувер, 2004

14.            Кехлеров С. «Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов» //Законность. 2004г. № 7. С.2-8.

15.            Полянский Н.Н., Строгович М.С., Савицкий В.М., Мельников А.А. «Проблемы судебного права» . М., 1999г.

16.            Винокуров Ю. Е. и др. «Прокурорский надзор» Учебник –М.1997г.

17.            Под общ. ред. Винокурова Ю. Е.. - 3-е изд., перераб. и доп. «Гражданский процесс» - М.: Юрайт-М, 2001г. - 352 с.

18.            Решетникова И.В., Ярков В.В. «Гражданский процесс» - М., 2000г.

19.            Шакарян М.С. «Гражданский процесс» Учебник - М.,1993г.  

Приложение № 1

В судебную коллегию по гражданским делам Приморского краевого суда на решение Партизанского городского суда от 5 марта 1998 года по иску Дегтяревой Г. И. к ОАО "Шахтоуправление Нагорное" о возмещении вреда

КАССАЦИОННЫЙ ПРОТЕСТ

 Решением Партизанского городского суда от 5 марта 1998 года частично удовлетворены исковые требования Дегтяревой Г. И. о взыскании с ОАО "Шахтоуправление Нагорное" платежей за прошлые годы.

 Однако суд необоснованно отказал во взыскании пени за задержку выплат сумм в возмещение вреда за прошлые три года. Ссылка суда на то, что пени взыскивается по назначенным платежам не основана на законе. Как следует из текста Правил возмещения вреда, в случае обращения за возмещение спустя три года с момента возникновения такого права, суммы выплачиваются за три года до обращения. Отказ шахтоуправления в выплате этих сумм не был основан на законе в назначении выплат за прошлое время, поскольку такой отказ противоречил Правилам возмещения вреда.

 Кроме того, суд применил неправильный расчет сумм в возмещение вреда. В соответствии со ст. 16 Правил возмещения вреда в случаях повторного трудового увечья у одного и того же работодателя размер возмещения исчисляется по общему проценту утраты трудоспособности. У истицы дважды установлена утрата трудоспособности по 30%, а общий процент составляет 60%. При повторном трудовом увечье средний заработок исчисляется по желанию потерпевшего за соответствующие периоды работы, предшествовавшие первому увечью или второму увечью. Суд же производит сложение заработка за 2 года, т.е. за 12 месяцев перед каждым несчастным случаем, хотя Правила предусматривают только сложение процентов утраты трудоспособности, а не заработка, который определяется только за 12 месяцев перед первым или вторым увечьем.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 282 ГПК РФ.

ПРОШУ:

 Решение Партизанского городского суда от 5 марта 1998 года по иску Дегтяревой Г. И. к ОАО "Шахтоуправление Нагорное" о возмещении вреда здоровью отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Прокурор города Партизанска советник юстиции В. И. Мазур

Приложение № 2

В Находкинский городской суд Прокурор г. Находки в порядке ст. 41 ГПК РСФСР22 о признании недееспособным гражданина Кузнецова Виталия Владимировича, 1960 года рождения, прож. Г. Находка, ул. Сидоренко, 22 кв. 4 Заинтересованное лицо: управление здравоохранения г. Находки

ЗАЯВЛЕНИЕ

Кузнецов Виталий Владимирович 12.03.60 года рождения состоит на диспансерном учете у врача-психиатра психоневрологического диспансера г. Находки с ноября 1989 года с диагнозом: олигофрения в степени выраженной дебильности в группе активного динамического наблюдения. Установлена инвалидность 2-й группы бессрочно.

Кузнецов В. В. проживает один в квартире № 4 по ул. Сидоренко д. 2 в г. Находке на основании договора социального найма. В начале 1998 года он обратился в администрацию г. Находки с заявлением о приватизации данной квартиры с целью ее продажи в последующем. В отдел по жилью администрации города неоднократно обращались лица, намеренные купить квартиру Кузнецова В. В. после осуществления приватизации, которые вводят его в заблуждение, убеждая в необходимости приватизации и последующей продажи жилья. Кузнецов В. В. в силу своего психического заболевания не способен понимать значения своих действий, может продать квартиру и, тем самым лишить себя жилья. В связи с чем, необходимо признать Кузнецова В. В. недееспособным и над нм необходимо установить опеку.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. 29 ГК РФ, ст.ст. 258,

26023 ГПК РСФСР.

ПРОШУ:

1. Назначить судебно-психиатрическую экспертизу в отношении Кузнецова В. В. для определения его психического состояния.

2. Признать недееспособным Кузнецова Виталия Владимировича 1960 г. р.

3. В судебное заседание вызвать представителя органа опеки и попечительства г. Находки.

4. О дне слушания дела известить прокурора г. Находки

Прокурор г. Находки

старший советник юстиции

А. А. Бакарась

Приложение № 3

Старшему судебному приставу подразделения судебных приставов Владивостокского судебно-исполнительного округа Шульга С. В.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

 Об устранении нарушений Федерального Закона "Об исполнительном производстве".

 Прокуратурой Ленинского района г. Владивостока в Ленинском отделении подразделения судебных приставов Владивостокского судебно-исполнительного округа проводилась проверка соблюдения закона "Об исполнительном производстве".

 В ходе проверки установлено, что при исполнении исполнительных документов судебными приставами-исполнителями допускаются нарушения норм ФЗ "Об исполнительном производстве". Данные нарушения выражаются в несоблюдении сроков исполнения некоторых процессуальных действий, которые должны быть совершены в определенные, четко установленные законом сроки. Так, было выявлено, что имеют место нарушения сроков, установленных ст. 9 Закона, т.е. сроков возбуждения исполнительного производства. Например, исполнительное производство № ИО 7495 о взыскании с мэрии г. Владивостока в пользу Павловой И. А. 89.554 руб. было возбуждено 18.06.98 г., исполнительный лист поступил 28.05.98 г.; исполнительное производство № 7967 о взыскании с мэрии г. Владивостока в пользу ОАО "НТК" 11..034 рублей возбуждено 18.08.98 г., исполнительный лист поступил 03.06.98 г.

 Также установлено, что наиболее частым нарушением является несоблюдение сроков,. Установленных п. 1 ст. 13 ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительные действия и требования, содержащиеся в исполнительном документе не исполняются в 2-х месячный срок со дня поступления к судебным приставам-исполнителям исполнительного документа.

 Кроме того, допускаются нарушения срока наложения ареста, установленного в п. 1 ст. 51 Закона. Так, на основании постановления от 20.02.98 г. возбуждено исполнительное производство № ИС 2439 о взыскании с ГСК 15 в пользу Киселева 23.832 руб. 80 коп., арест на имущество должника в виде гаражного бокса № 1 наложен 08.04.98 г.

Имеют место случаи несвоевременного направления сообщения в ТАФУ о произведенном аресте имущества третьей очереди, принадлежащего должнику-организации, что является нарушением ст. 60 ФЗ "Об исполнительном производстве". Так, в исполнительном производстве № 3869 о взыскании с АО "Дисконт" в пользу Боровкова Е. В. 25.455 руб. содержатся сведения о составлении 13.06.98 г. акта описи и ареста имущества, в виде помещения по ул. Уссурийская 1, сообщение в ТАФУ о произведенном аресте направлено только 20.07.98 г.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 24 Федерального Закона "О прокуратуре РФ",

ПРЕДЛАГАЮ:

1. Безотлагательно рассмотреть данное представление.

2. В течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

3. О результатах принятых мер сообщить прокурору Ленинского района г. Владивостока.

Прокурор Ленинского района г. Владивостока Младший советник юстиции С. А. Бажутов


[1] Власов А.А. Правозащитная деятельность прокурора в гражданском процессе на современном этапе // Законность. 2003. №4. С.7.

[2] Расширенное заседание коллегии Генеральной прокуратуры РФ «Об итогах работы органов прокуратуры за 2004 год и задачах по совершенствованию прокурорского надзора и следствия». Москва, 30.01.2005 г.

[3] Власов А.А. Указ. раб. С.7.

[4] Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 декабря 2003 г. N 51 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве" // журнал "Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов", март 2004 г., N 11

[5] Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 декабря 2003 г. N 51 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве" // журнал "Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов", март 2004 г., N 11

[6] Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 декабря 2003 г. N 51 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве" // журнал "Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов", март 2004 г., N 11

[7] Постановление президиума Челябинского областного суда от 16 февраля 2000 г. (надзорное производство 4г-2000-106) // Текст постановления официально опубликован не был

[8] Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 декабря 2003 г. N 51 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве" // журнал "Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов", март 2004 г., N 11

[9] Постановление Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 апреля 2000. N 16. Ст. 1774

[10] См.: Козлов А.Ф. Прокурор - лицо, участвующее в деле//Вопросы гражданского процесса в свете решений XXVII съезда КПСС. Свердловск, 1987. С. 33-43.

[11] См.: Шакарян М.С. Субъекты советского гражданского процессуального права. М., 1970. С. 295.

[12] Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 10. С. 3-5.

[13] См. Приложение № 3 и 4  на стр.  и  соответсвенно.

[14] О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса РФ см. информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 27 января 2003 г. N 8-15-2003 // журнал "Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов", апрель 2003 г., N 15