Введение

В настоящее время в связи с экономической ситуацией в стране молодёжные проблемы отошли на задний план, о них почти перестали говорить.

В качестве одной из важнейших форм воспитания молодёжи, организации её свободного времени можно считать туризм и экскурсии.

Молодёжный туризм – это перспективное направление развития сферы отдыха. Необходимость развивать его обусловлена такими социальными качествами молодёжи, как активность, высокий уровень потребности в недорогих и приемлемых по качеству туристских услугах, восприимчивость к новым идеям,  непритязательность. Высокая туристская активность объясняется и стремлением молодых людей к общению, познанию. Молодым свойственно ощущение радости жизни. Немаловажным является и наличие свободного времени (например, каникулы).

Однако, в силу экономических и других причин, большая часть учащейся молодёжи не покидает пределов своего регионального пространства, не использует для формирования своего мировоззрения исторические и культурные ценности, сосредоточенные в разных уголках нашей планеты. И в первую очередь это относится к студентам, чьё профессиональное становление и заключается, прежде всего, в постоянном расширении и обновлении своего кругозора.

Целью данного исследования является изучение и анализ потребителей туристических услуг в сфере молодежного (студенческого) туризма г. Череповца, их возможностей и предпочтений. На основе данных, полученных в ходе исследования, планируется на следующих зимних каникулах для студентов ЧГУ организовать поездку на горнолыжный курорт Хибины (Мурманская область) с целью активного отдыха.

1. Реальная обстановка на рынке молодежного туризма

Рассмотрим рынок туристических услуг для молодежи, руководствуясь следующими критериями:

ü Мотивация путешествий.

ü Оценка покупательных способностей на услуги туризма.

ü Барьеры, препятствующие путешествиям.

ü Сезонность молодежного туризма.

Мотивация путешествий

Вкусы могут быть разнообразными. Это зависит от целого ряда факторов. Цели путешествий у разных людей также различаются: кто-то едет отдохнуть у воды, кому-то хочется заняться на досуге спортом, кто-то интересуется экскурсиями и музеями, а кому-то требуются только развлечения. Поведение потребителей невозможно понять, не выяснив его источники, побудительные мотивы (см. рис. 1).

Мотивы — это побуждения, мечты, желания или соображения, которые инициируют некоторую последовательность действий, представляющих собой поведение. Мотив путешествия — это причина, при отсутствии которой данная поездка не состоялась бы.

Рис. 1. Основные цели путешествий молодежи

В основном в туризме молодёжь привлекает: возможность сменить обстановку, увидеть новые места, познакомиться с культурой других регионов, пообщаться с новыми людьми, развлечься.

Предпочтениями молодых людей во время путешествий являются: посещение баров, экскурсии, шоппинг, пассивный отдых, гастрономия, поездки на природу, солнечные ванны.

Наиболее привлекательные места отдыха отражены на рисунке 2.

Рис. 2. Наиболее привлекательные места отдыха

Исходя из полученных данных и существующих групп мотиваций путешествий, можно сделать вывод о том, что среди студентов большое значение имеет физическая мотивация, то есть отдых, лечение и спорт.

Не менее важной является и психологическая мотивация, то есть желание увидеть что-нибудь новое, уйти от повседневной рутины, необходимость смены обстановки.

Отличительная черта молодежи — стремление к общению. Многие люди ищут во время поездки необходимые им социальные контакты. Большое значение в этой группе занимают посещения друзей, знакомых, родственников. Таким образом, особое значение приобретает и межличностная мотивация.

Менее выраженной оказалась культурная мотивация, предполагающая знакомство с другими странами и регионами, с их обычаями, традициями и языками, интерес к искусству, а также религиозные причины.

Оценка покупательных способностей на услуги туризма

Естественно, для того чтобы потребность в путешествиях приобрела массовый характер, общество должно иметь необходимый уровень благосостояния. Люди начинают активно путешествовать, имея на это деньги. Рынок туристских товаров и услуг, как правило, эффективно работает при достаточно высоком уровне жизни населения. Один из главных ограничителей на рынке — покупательная способность граждан. Результаты проведенных исследований показали: 0,3% респондентов считают свои финансовые возможности отличными, 18% — хорошими, 58,8% — удовлетворительными, 14,6% — плохими, 7% — очень плохими.

Барьеры, препятствующие путешествиям

К основным барьерам, препятствующим путешествиям, следует отнести: стоимость поездки, нехватку времени, низкая безопасность, отсутствие интереса к путешествиям, плохое здоровье.

Все эти факторы сказываются как на частоте туров, так и на их продолжительности.

Сезонность молодежного туризма

Туризм отличается подверженностью влиянию факторов сезонности, которые, в общем случае, являются следствием периодического изменения климатических условий в течение года. Различают высокий, средний и низкий сезоны.

В нашем случае определялись сезонные рамки для исследуемого сегмента рынка. Обычно путешествуют зимой — 6,4%, весной — 4%, летом — 96%, осенью — 7%.

Основными факторами, влияющими на сезонность молодежных поездок, являются наличие свободного времени и необходимые финансовые средства. Исходя из временных ограничений, связанных с учебным процессом, студенты имеют возможность совершать многодневные туры лишь во время зимних и летних каникул.

На основе данных приведённого выше исследования можно сделать следующие выводы о существующих тенденциях на рынке туристических услуг для молодёжи. Молодые люди путешествуют небольшими группами в пределах своего региона (базы отдыха, исторические места) или по России (например, Ярославль, Санкт-Петербург, Москва). Среди заграничных поездок лидируют Турция и Египет. Это связано с относительной дешевизной путёвок. Поездки с целью обучения (например, Мальта, Швейцария, Франция и т.д.)  занимают очень малую долю в силу своей стоимости. В основном студенты либо не могут позволить себе эти поездки, либо совершают их за счёт родителей.

2. Характеристика предлагаемого нового туристического продукта

Как выяснилось, в нашем университете сфера туризма практически не развита. Как такового комитета туризма нет. Осуществляются только летние оздоровительные и развлекательные выезды студентов, и даже это количество мест сокращается с каждым годом (летом 2005 года запланировано чуть более 100 путевок). К тому же в число студентов, входящих в данную группу входят активисты, дети преподавателей, студенты, имеющие направление на оздоровление и просто хорошие знакомые.  А что же делать остальным? Выезды на базы отдыха в пределах области довольно-таки обыденны и обычно совершаются студентами учебной группой или в компании друзей. То есть не происходит удовлетворения основных потребностей молодых людей в общении, познании, приобщении к культурным ценностям.

Поэтому мы решили предложить абсолютно новый для нашего университета продукт – туристические поездки на горнолыжный курорт в Хибинах (Мурманская область).

Центральная часть Мурмана – известный район зимних путешествий (Чуна-, Монче-, Волчьи, Сальные- и Туадаштундры) и активного отдыха. Он заслуженно пользуется славой доступного и интересного отечественного горнолыжного курорта.

Примерно на одной широте расположены три горнолыжных района. Самый известный находится на склонах горного массива Хибины в окрестностях города Кировск. Два других менее известны. Это Мончегорский и Кандалакшский горнолыжные районы, которые лежат к западу и к югу от Хибин. Кроме них существует несколько любительских склонов в окрестностях Мурманска.

Самый ранний и самый поздний снежный покров в России гарантируют длительный спортивный сезон для тех, кто решил кататься на склонах Мурмана. Лучший период катания – март-апрель. Полярная ночь отступает, а погода стоит ясная и солнечная. Днем очень тепло. Декабрь-март – царство полярной ночи. Возможности для спуска будут ограничены довольно коротким световым днем (от 3 до 5 часов).

Кировск

 Город Кировск расположен в самом центре Кольского полуострова, в южной части Хибинского горного массива на берегу озера Большой Вудъявр.

Кировск является одним из ведущих в России центров горнолыжного спорта. Здесь шутят: маленькие горожане встают на лыжи раньше, чем учатся ходить. В городе имеются 8 бугельных подъемников, канатно-кресельная дорога, трамплины для прыжков на лыжах, освещенная лыжная трасса. Уникальные природные условия позволяют заниматься зимними видами спорта с октября по май, что ежегодно используют спортсмены - лыжники, биатлонисты, прыгуны с трамплина, фристайлисты, горнолыжники. Условия среднегорья позволяют повысить эффективность тренировочного процесса.

Редко где в горах можно получить такое удовольствие от катания на лыжах, как в Хибинах. Километровые снежные поля, утрамбованные жесточайшими северными буранами, дают возможность ощутить прелесть горных лыж. Хибины практически безлесны. Катись куда хочешь. В этом смысле у них нет конкурентов в России, а так как ширина трасс неограниченна, нет на склонах узких мест, угрожающих столпотворением. Протяженность канатных дорог на склонах горы Айкуайвенчорр составляет почти восемь километров, а длина лыжных трасс около 20 км. На склонах гор Айкуайвенчорр и Кукисвумчорр традиционно с 1937 года проводятся всесоюзные и республиканские соревнования. С 1987 года Кировск стал центром лыжного фристайла страны, а с 1990 года - базой олимпийской подготовки по фристайлу. С осени 1999 года Кировск собирает у себя национальные сборные по лыжным гонкам и биатлону России, Белоруссии, Украины, Казахстана на тренировочный период и международную "Хибинскую гонку".

Как у горнолыжного центра у Кировска есть ряд существенных преимуществ. Прежде всего – разумная цена и северная экзотика. Росту популярности также способствует удобное, с точки зрения транспорта, расположение. Расстояние от Кировска до Москвы – 1930 км, до Санкт-Петербурга – 1250 км. Продолжительное залегание снежного покрова дает возможность заниматься горнолыжным спортом с декабря (при наличии хорошо освещенных трасс) до середины мая, когда на всех горнолыжных курортах сезон уже закрыт.

В окрестностях Кировска есть три района катания:

Cеверный склон массива Айкуайвенчорр – комплекс "Коласпортланд".

Этот склон – самый "цивилизованный" в районе Кировска. Трасcы хорошо укатаны и подготовлены с помощью ратраков. Склоны разнообразны по крутизне и рельефу. Они подходят для лыжников с разным уровнем подготовки. Протяженность большинства трасс – 1,5–2 км. Перепад высот – 450-600 м. Общая протяженность трасс, пригодных для катания – 30 км. Кроме основных горнолыжных трасс, на северных склонах Айкуайвенчорра есть трасса для могула, трамплины для фристайла, 70 и 90-метровые прыжковые трамплины, лыжный стадион, каток. Подробную информацию о комплексе можно найти на сайте www.ski-kolasport.narod.ru.

Южный склон массива Айкуайвенчорр - горнолыжный комплекс ОАО "Апатит".

Самая современная лыжная база в Хибинах. Протяженность трасс – 3 км. Перепад высот – 550 м. Подробную информацию о комплексе можно найти на сайте www.kirovsk.mels.ru/pages/sky/apatit.shtml.

Склон горы Кукисвумчорр - горнолыжный комплекс "25-й километр".

Склон более спортивный и экстремальный, чем Айкуайанвенчорр, высшая точка – 890 м, финишный дом – 370 м, перепад высот – 520 м. За склонами ухаживают нерегулярно, поэтому в местах массового катания нередко образуются бугры. Действуют три бугельных подъемника. Главное преимущество этой трассы – низкие цены на прокат оборудования, на жилье и питание. День пользования подъемником стоит 200 рублей, трехразовое питание – 100 рублей в день, проживание в частном секторе – 50 рублей с человека. Подробную информацию о комплексе можно найти на сайте www.kirovsk.mels.ru/pages/sky/25km.shtml

3. Расчетная часть

Ниже приведены примерные расходы на поездку, включая проживание, питание и дорогу.

Как добраться

До Кировска можно добраться на поезде (ст. Апатиты), автобусом из Мурманска и самолетом. Аэропорт "Хибины", в который совершаются регулярные рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга, расположен в 40 минутах езды от города. Но так поездка ориентирована на студентов, будем исходить из минимума затрат.

Расходы на дорогу:

         - автобус на Вологду, рейс в 11:00 – 75 руб. (для студентов)

         - поезд до г. Апатиты – 600 руб. (с постельным бельем)

         - автобус или машина до Кировска – 20 руб.

         ИТОГО: проезд туда обратно около 1400 руб. (с чел.)

Выбрана самая недорогая и удобная (исходя из месторасположения) гостиница.

Проживание: гостиница «Хибины» (туристический класс). Вместимость 185 мест; номеров – 81, из них: люкс -2, одноместных  - 20, двухместных – 15, трехместный – 44. В каждом номере – душ, туалет.

В гостинице имеется ресторан, бар, ночной бар, сауна, сейф, библиотека, солярий, тренажерный зал, прокат горнолыжного инвентаря.

Место расположения: у подножия горы Айкуайвенчорр, на окраине города.

До ближайшего подъемника 200 м. Транспорт не требуется.

Проживание в трехместном стандартном номере (включая питание - полупансион) 300 руб. в сутки.

В расчете на 4 дня – 1200 руб.

Для тех, у кого нет собственного инвентаря, существует прокат (указаны примерные цены):

Горнолыжного инвентаря - 200 руб.

Сноуборда - 350 руб.

Возможно проживание в частном секторе, это значительно удешевит путевку.

Таким образом, на поездку на 5 дней необходимо около 6000 руб.

4. Статистика

Так как предлагаемая нами поездка предполагает занятие спортом, было решено провести исследование с целью выяснения отношения студентов к таким видам спорта как горные лыжи и сноубординг.

Исследование проводилось по следующей схеме:

ü разработка анкеты;

ü проведение анкетного опроса;

ü оценка и интерпретация результатов.

В качестве инструмента исследования был выбран метод опроса респондентов. Опрос может производиться несколькими способами. В нашем случае в качестве способа исследования при сборе первичных данных выступила анкета. Преимущество анкетирования заключается в том, что в результате обработки ответов может быть получена количественная, статистическая характеристика изучаемого явления, установлены причинно-следственные связи.

Непосредственно сама анкета состояла из следующих вопросов:

1 вопрос – подразумевал выяснение отношения к зимним экстремальным видам спорта;

2, 3 вопросы – непосредственно отношение к горнолыжному спорту и сноубордингу;

4 вопрос – отношение к идее проведения каникул в Хибинах;

5 вопрос - определение возможности респондентов отдать необходимую сумму;

6-8 вопросы - «паспортичка», т.е. вопросы, характеризующие самого респондента.

Исследование проводилось в период с апреля по май 2005 г. Местом проведения исследования явился Череповецкий государственный университет. В опросе приняли участие 100 студентов, по 20 студентов с каждого курса. Основным источником информации выступили молодые люди в возрасте от 17 до 22 лет. Репрезентативность выборки обеспечивалась процедурой случайного отбора.

Анкеты обрабатывались полуавтоматически.

В опросе приняли участие 28% мужчин и 72% женщин. Первичная статистика приведена в Приложении 1.

Как выяснилось хотели бы провести свои каникулы на горнолыжном курорте 73 человека из 100 опрошенных, причем 42 человека готовы заплатить необходимую сумму (см. Приложение 2).

Заключение

В процессе исследования планировалось получить данные, которые помогут при дальнейшей разработке и продвижении нового туристического продукта.

Из первой части исследования можно сделать вывод, что рассматриваемый сегмент туррынка – молодежь - нуждается в специфическом туристическом продукте, цена на который должна соответствовать уровню платежеспособности потребителей. Данные анкетирования показали, что платежеспособность студентов возрастает равномерно от первого курса к пятому.

Выявлена еще одна интересная закономерность: заинтересованность экстремальными видами спорта также равномерно возрастает от младших курсов к старшим. В целом активность студентов высокая – около трети занимаются или хотели бы заниматься горными лыжами и сноубордингом и хотели бы провести зимние каникулы в Хибинах. То есть поездка будет в основном ориентирована на старшие курсы.

Таким образом, реализация данного проекта запланирована на зимние каникулы 2006 года.

Приложение 1

ВСЕГО ОБРАБОТАННЫХ АНКЕТ -  100

Статистика вопроса N1 (Тип-1), количество вариантов - 5 "твое отношение к зимним экстремальным видам спорта "

На вопрос дали ответы 100 человек. Не ответили 0 человек (0 %)

Из них ответили:

1   "занимаюсь"....................................................................... 9      чел.(9)%

2   "лучше с друзьями в кафе посижу "...............................15       чел.(15)%

3   "люблю смотреть телевизор и читать книжки".............. 4        чел.(4)%

4   "хотелось бы заниматься"............................................... 61      чел.(61)%

5   "другое"............................................................................ 11     чел.(11)%

Статистика вопроса N2 (Тип-1), количество вариантов - 3 "как ты относишься к такому виду спорта как горные лыжи"

На вопрос дали ответы 82 человек Не ответили 18 человек (18 %)

Из них ответили:

1 "занимаюсь регулярно"........................................ 2 чел.(2)%

2 "хотелось бы заниматься"...................................50 чел.(50)%

3 "не занимаюсь".................................................... 30  чел.(30)%

Статистика вопроса N3 (Тип- 1), количество вариантов - 3 "как ты относишься к такому виду спорта как сноубординг"

На вопрос дали ответы 82 человек Не ответили 18 человек (18 %)

Из них ответили:

1 "занимаюсь регулярно"........................................ 4 чел.(4)%

2 "хотелось бы заниматься"...................................50 чел.(50)%

3 "не занимаюсь"..............................28 чел.(28)%

Статистика вопроса N4 (Тип-1), количество вариантов - 3 "хотел(а) бы ты зимние каникулы провести на горнолыжном курорте в Хибинах"

На вопрос дали ответы 82 человек Не ответили 18 человек (18 %)

Из них ответили:

1 "да"............................................... 73 чел.(73)%

2 "нет"............................................... 7 чел.(7)%

3 "я уже был(а) там".........................2 чел.(2)%

Статистика вопроса N5 (Тип- 1), количество вариантов - 3 "смог бы ты потратить на поездку 5000-6000 руб."

На вопрос дали ответы 82 человек Не ответили 18 человек (18 %)

Из них ответили:

1 "да"............................................... 45 чел.( 45 )%

2 "нет".............................................. 34 чел.( 34 )%

3 "не знаю".........................................3 чел.( 3 )%

Статистика вопроса N6 (Тип- 1), количество вариантов - 2 "пол"

На вопрос дали ответы 100 человек Не ответили 0 человек (0 %)

Из них ответили:

1 "M"................................................ 28 чел.( 28 )%

2 "Ж"................................................ 72 чел.( 72 )%

Статистика вопроса N7, количество вариантов - 5 "курс"

На вопрос дали ответы 100 человек. Не ответили 0 человек (0 %)

Из них ответили:

1   "1"..................................................................................... 20      чел.(         20     )%

2   "2"..................................................................................... 20      чел.(         20     )%

3   "3"..................................................................................... 20      чел.(         20     )%

4   "4"..................................................................................... 20      чел.(         20     )%

5   "5"..................................................................................... 20      чел.(         20     )%

Статистика вопроса N8, количество вариантов - 5 "источник дохода"

На вопрос дали ответы 100 человек. Не ответили 0 человек (0 %)

Из них ответили:

1   "стипендия"....................................................................... 43     чел.(         43 )%

2   "помощь родителей "........................................................ 64    чел.(         64 )%

3   "работа".............................................................................. 19   чел.(         19 )%

4   "все перечисленное"......................................................... 20     чел.(         20 )%

5   "другое"............................................................................... 1    чел.(         1 )%

Приложение 2

ВСЕГО ОБРАБОТАННЫХ АНКЕТ -  100

Статистика вопроса N-1 (Тип- 1 ), количество вариантов - 5 "твое отношение к зимним экстремальным видам спорта"

На вопрос дали ответы 73 человек Не ответили 0 человек ( 0 %)

Из них ответили:

1   "zanimaus".......................................... 5                            чел.(  7 )%

4   "hotelos by"....................................... 58                            чел.(  79 )%

5   "drugoe"........................................... 10                             чел.(  14 )%

Статистика вопроса N- 2 (Тип- 1 ), количество вариантов - 3 "как ты относишься к такому виду спорта как горные лыжи"

На вопрос дали ответы 73 человек Не ответили 0 человек ( 0 %)

Из них ответили:

1 "regulyarno"........................................ 1 чел.( 1 )%

2 "hotelos by"....................................... 48 чел.( 66 )%

3 "ne zanimaus"...................................... 24  чел.( 33 )%

Статистика вопроса N- 3 (Тип- 1 ), количество вариантов - 3 "как ты относишься к такому виду спорта как сноубординг"

На вопрос дали ответы 73 человек Не ответили 0 человек ( 0 %)

Из них ответили:

1 "regulyarno"........................................ 3 чел.( 4 )%

2 "hotelos by"....................................... 47 чел.( 64 )%

3 "ne zanimaus"...................................... 23  чел.( 32 )%

Статистика вопроса N- 4 (Тип- 1 ), количество вариантов - 3 "хотел(а) бы ты зимние каникулы провести на горнолыжном курорте в Хибинах"

На вопрос дали ответы 73 человек Не ответили 0 человек ( 0 %)

Из них ответили:

1 "да"............................................... 73  чел.( 100 )%

Статистика вопроса N- 5 (Тип- 1 ), количество вариантов - 3 "смог бы ты потратить на поездку 5000-6000 руб."

На вопрос дали ответы 73 человек Не ответили 0 человек ( 0 %)

Из них ответили:

1 "да"............................................... 42 чел.( 58 )%

2 "нет".............................................. 28 чел.( 38 )%

3 "не знаю"........................................... 3 чел.( 4 )%

Статистика вопроса N- 6 (Тип- 1 ), количество вариантов - 2 "пол"

На вопрос дали ответы 73 человек Не ответили 0 человек ( 0 %)

Из них ответили:

1 "M"................................................ 14 чел.( 19 )%

2 "Ж"................................................ 59 чел.( 81 )%

Статистика вопроса N- 7 (Тип- 1 ), количество вариантов - 5 "курс"

На вопрос дали ответы 73 человек Не ответили 0 человек ( 0 %)

Из них ответили:

1   "1"................................................                                10  чел.(  14 )%

2   "2"................................................                                12  чел.(  16 )%

3   "3"................................................                                16  чел.(  22 )%

4   "4"................................................                                18  чел.(  25 )%

5   "5"................................................                                17  чел.(  23 )%

Статистика вопроса N- 8 (Тип- 2 ), количество вариантов - 5 "источник дохода"

На вопрос дали ответы 73 человек Не ответили 0 человек ( 0 %)

Из них ответили:

1   "стипендия"....................................... 29                           чел.(  40 )%

2   "родители"......................................... 45                           чел.(  62 )%

3   "работа"........................................... 13                             чел.(  18 )%

4   "все перечисленное".............................................. 16       чел.(  22 )%

5   "другое"............................................ 1                              чел.(  1 )%