Введение
В настоящее время в связи с экономической ситуацией в стране молодёжные проблемы отошли на задний план, о них почти перестали говорить.
В качестве одной из важнейших форм воспитания молодёжи, организации её свободного времени можно считать туризм и экскурсии.
Молодёжный туризм – это перспективное направление развития сферы отдыха. Необходимость развивать его обусловлена такими социальными качествами молодёжи, как активность, высокий уровень потребности в недорогих и приемлемых по качеству туристских услугах, восприимчивость к новым идеям, непритязательность. Высокая туристская активность объясняется и стремлением молодых людей к общению, познанию. Молодым свойственно ощущение радости жизни. Немаловажным является и наличие свободного времени (например, каникулы).
Однако, в силу экономических и других причин, большая часть учащейся молодёжи не покидает пределов своего регионального пространства, не использует для формирования своего мировоззрения исторические и культурные ценности, сосредоточенные в разных уголках нашей планеты. И в первую очередь это относится к студентам, чьё профессиональное становление и заключается, прежде всего, в постоянном расширении и обновлении своего кругозора.
Целью данного исследования является изучение и анализ потребителей туристических услуг в сфере молодежного (студенческого) туризма г. Череповца, их возможностей и предпочтений. На основе данных, полученных в ходе исследования, планируется на следующих зимних каникулах для студентов ЧГУ организовать поездку на горнолыжный курорт Хибины (Мурманская область) с целью активного отдыха.
1. Реальная обстановка на рынке молодежного туризма
Рассмотрим рынок туристических услуг для молодежи, руководствуясь следующими критериями:
ü Мотивация путешествий.
ü Оценка покупательных способностей на услуги туризма.
ü Барьеры, препятствующие путешествиям.
ü Сезонность молодежного туризма.
Мотивация путешествий
Вкусы могут быть разнообразными. Это зависит от целого ряда факторов. Цели путешествий у разных людей также различаются: кто-то едет отдохнуть у воды, кому-то хочется заняться на досуге спортом, кто-то интересуется экскурсиями и музеями, а кому-то требуются только развлечения. Поведение потребителей невозможно понять, не выяснив его источники, побудительные мотивы (см. рис. 1).
Мотивы — это побуждения, мечты, желания или соображения, которые инициируют некоторую последовательность действий, представляющих собой поведение. Мотив путешествия — это причина, при отсутствии которой данная поездка не состоялась бы.
Рис. 1. Основные цели путешествий молодежи
В основном в туризме молодёжь привлекает: возможность сменить обстановку, увидеть новые места, познакомиться с культурой других регионов, пообщаться с новыми людьми, развлечься.
Предпочтениями молодых людей во время путешествий являются: посещение баров, экскурсии, шоппинг, пассивный отдых, гастрономия, поездки на природу, солнечные ванны.
Наиболее привлекательные места отдыха отражены на рисунке 2.
Рис. 2. Наиболее привлекательные места отдыха
Исходя из полученных данных и существующих групп мотиваций путешествий, можно сделать вывод о том, что среди студентов большое значение имеет физическая мотивация, то есть отдых, лечение и спорт.
Не менее важной является и психологическая мотивация, то есть желание увидеть что-нибудь новое, уйти от повседневной рутины, необходимость смены обстановки.
Отличительная черта молодежи — стремление к общению. Многие люди ищут во время поездки необходимые им социальные контакты. Большое значение в этой группе занимают посещения друзей, знакомых, родственников. Таким образом, особое значение приобретает и межличностная мотивация.
Менее выраженной оказалась культурная мотивация, предполагающая знакомство с другими странами и регионами, с их обычаями, традициями и языками, интерес к искусству, а также религиозные причины.
Оценка покупательных способностей на услуги туризма
Естественно, для того чтобы потребность в путешествиях приобрела массовый характер, общество должно иметь необходимый уровень благосостояния. Люди начинают активно путешествовать, имея на это деньги. Рынок туристских товаров и услуг, как правило, эффективно работает при достаточно высоком уровне жизни населения. Один из главных ограничителей на рынке — покупательная способность граждан. Результаты проведенных исследований показали: 0,3% респондентов считают свои финансовые возможности отличными, 18% — хорошими, 58,8% — удовлетворительными, 14,6% — плохими, 7% — очень плохими.
Барьеры, препятствующие путешествиям
К основным барьерам, препятствующим путешествиям, следует отнести: стоимость поездки, нехватку времени, низкая безопасность, отсутствие интереса к путешествиям, плохое здоровье.
Все эти факторы сказываются как на частоте туров, так и на их продолжительности.
Сезонность молодежного туризма
Туризм отличается подверженностью влиянию факторов сезонности, которые, в общем случае, являются следствием периодического изменения климатических условий в течение года. Различают высокий, средний и низкий сезоны.
В нашем случае определялись сезонные рамки для исследуемого сегмента рынка. Обычно путешествуют зимой — 6,4%, весной — 4%, летом — 96%, осенью — 7%.
Основными факторами, влияющими на сезонность молодежных поездок, являются наличие свободного времени и необходимые финансовые средства. Исходя из временных ограничений, связанных с учебным процессом, студенты имеют возможность совершать многодневные туры лишь во время зимних и летних каникул.
На основе данных приведённого выше исследования можно сделать следующие выводы о существующих тенденциях на рынке туристических услуг для молодёжи. Молодые люди путешествуют небольшими группами в пределах своего региона (базы отдыха, исторические места) или по России (например, Ярославль, Санкт-Петербург, Москва). Среди заграничных поездок лидируют Турция и Египет. Это связано с относительной дешевизной путёвок. Поездки с целью обучения (например, Мальта, Швейцария, Франция и т.д.) занимают очень малую долю в силу своей стоимости. В основном студенты либо не могут позволить себе эти поездки, либо совершают их за счёт родителей.
2. Характеристика предлагаемого нового туристического продукта
Как выяснилось, в нашем университете сфера туризма практически не развита. Как такового комитета туризма нет. Осуществляются только летние оздоровительные и развлекательные выезды студентов, и даже это количество мест сокращается с каждым годом (летом 2005 года запланировано чуть более 100 путевок). К тому же в число студентов, входящих в данную группу входят активисты, дети преподавателей, студенты, имеющие направление на оздоровление и просто хорошие знакомые. А что же делать остальным? Выезды на базы отдыха в пределах области довольно-таки обыденны и обычно совершаются студентами учебной группой или в компании друзей. То есть не происходит удовлетворения основных потребностей молодых людей в общении, познании, приобщении к культурным ценностям.
Поэтому мы решили предложить абсолютно новый для нашего университета продукт – туристические поездки на горнолыжный курорт в Хибинах (Мурманская область).
Центральная часть Мурмана – известный район зимних путешествий (Чуна-, Монче-, Волчьи, Сальные- и Туадаштундры) и активного отдыха. Он заслуженно пользуется славой доступного и интересного отечественного горнолыжного курорта.
Примерно на одной широте расположены три горнолыжных района. Самый известный находится на склонах горного массива Хибины в окрестностях города Кировск. Два других менее известны. Это Мончегорский и Кандалакшский горнолыжные районы, которые лежат к западу и к югу от Хибин. Кроме них существует несколько любительских склонов в окрестностях Мурманска.
Самый ранний и самый поздний снежный покров в России гарантируют длительный спортивный сезон для тех, кто решил кататься на склонах Мурмана. Лучший период катания – март-апрель. Полярная ночь отступает, а погода стоит ясная и солнечная. Днем очень тепло. Декабрь-март – царство полярной ночи. Возможности для спуска будут ограничены довольно коротким световым днем (от 3 до 5 часов).
Кировск
Город Кировск расположен в самом центре Кольского полуострова, в южной части Хибинского горного массива на берегу озера Большой Вудъявр.
Кировск является одним из ведущих в России центров горнолыжного спорта. Здесь шутят: маленькие горожане встают на лыжи раньше, чем учатся ходить. В городе имеются 8 бугельных подъемников, канатно-кресельная дорога, трамплины для прыжков на лыжах, освещенная лыжная трасса. Уникальные природные условия позволяют заниматься зимними видами спорта с октября по май, что ежегодно используют спортсмены - лыжники, биатлонисты, прыгуны с трамплина, фристайлисты, горнолыжники. Условия среднегорья позволяют повысить эффективность тренировочного процесса.
Редко
где в горах можно получить такое удовольствие от катания на лыжах, как в
Хибинах. Километровые снежные поля, утрамбованные жесточайшими северными
буранами, дают возможность ощутить прелесть горных лыж. Хибины практически
безлесны. Катись куда хочешь. В этом смысле у них нет конкурентов в России, а
так как ширина трасс неограниченна, нет на склонах узких мест, угрожающих
столпотворением. Протяженность канатных дорог на склонах горы Айкуайвенчорр
составляет почти восемь километров, а длина лыжных трасс около
Как у
горнолыжного центра у Кировска есть ряд существенных преимуществ. Прежде всего –
разумная цена и северная экзотика. Росту популярности также способствует
удобное, с точки зрения транспорта, расположение. Расстояние от Кировска до
Москвы –
В окрестностях Кировска есть три района катания:
Cеверный склон массива Айкуайвенчорр – комплекс "Коласпортланд".
Этот склон –
самый "цивилизованный" в районе Кировска. Трасcы хорошо укатаны и
подготовлены с помощью ратраков. Склоны разнообразны по крутизне и рельефу. Они
подходят для лыжников с разным уровнем подготовки. Протяженность большинства
трасс – 1,5–2 км. Перепад высот – 450-
Южный склон массива Айкуайвенчорр - горнолыжный комплекс ОАО "Апатит".
Самая
современная лыжная база в Хибинах. Протяженность трасс –
Склон горы Кукисвумчорр - горнолыжный комплекс "25-й километр".
Склон более
спортивный и экстремальный, чем Айкуайанвенчорр, высшая точка –
3. Расчетная часть
Ниже приведены примерные расходы на поездку, включая проживание, питание и дорогу.
Как добраться
До Кировска можно добраться на поезде (ст. Апатиты), автобусом из Мурманска и самолетом. Аэропорт "Хибины", в который совершаются регулярные рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга, расположен в 40 минутах езды от города. Но так поездка ориентирована на студентов, будем исходить из минимума затрат.
Расходы на дорогу:
- автобус на Вологду, рейс в 11:00 – 75 руб. (для студентов)
- поезд до г. Апатиты – 600 руб. (с постельным бельем)
- автобус или машина до Кировска – 20 руб.
ИТОГО: проезд туда обратно около 1400 руб. (с чел.)
Выбрана самая недорогая и удобная (исходя из месторасположения) гостиница.
Проживание: гостиница «Хибины» (туристический класс). Вместимость 185 мест; номеров – 81, из них: люкс -2, одноместных - 20, двухместных – 15, трехместный – 44. В каждом номере – душ, туалет.
В гостинице имеется ресторан, бар, ночной бар, сауна, сейф, библиотека, солярий, тренажерный зал, прокат горнолыжного инвентаря.
Место расположения: у подножия горы Айкуайвенчорр, на окраине города.
До ближайшего
подъемника
Проживание в трехместном стандартном номере (включая питание - полупансион) 300 руб. в сутки.
В расчете на 4 дня – 1200 руб.
Для тех, у кого нет собственного инвентаря, существует прокат (указаны примерные цены):
Горнолыжного инвентаря - 200 руб.
Сноуборда - 350 руб.
Возможно проживание в частном секторе, это значительно удешевит путевку.
Таким образом, на поездку на 5 дней необходимо около 6000 руб.
4. Статистика
Так как предлагаемая нами поездка предполагает занятие спортом, было решено провести исследование с целью выяснения отношения студентов к таким видам спорта как горные лыжи и сноубординг.
Исследование проводилось по следующей схеме:
ü разработка анкеты;
ü проведение анкетного опроса;
ü оценка и интерпретация результатов.
В качестве инструмента исследования был выбран метод опроса респондентов. Опрос может производиться несколькими способами. В нашем случае в качестве способа исследования при сборе первичных данных выступила анкета. Преимущество анкетирования заключается в том, что в результате обработки ответов может быть получена количественная, статистическая характеристика изучаемого явления, установлены причинно-следственные связи.
Непосредственно сама анкета состояла из следующих вопросов:
1 вопрос – подразумевал выяснение отношения к зимним экстремальным видам спорта;
2, 3 вопросы – непосредственно отношение к горнолыжному спорту и сноубордингу;
4 вопрос – отношение к идее проведения каникул в Хибинах;
5 вопрос - определение возможности респондентов отдать необходимую сумму;
6-8 вопросы - «паспортичка», т.е. вопросы, характеризующие самого респондента.
Исследование проводилось в период с апреля
по май
Анкеты обрабатывались полуавтоматически.
В опросе приняли участие 28% мужчин и 72% женщин. Первичная статистика приведена в Приложении 1.
Как выяснилось хотели бы провести свои каникулы на горнолыжном курорте 73 человека из 100 опрошенных, причем 42 человека готовы заплатить необходимую сумму (см. Приложение 2).
Заключение
В процессе исследования планировалось получить данные, которые помогут при дальнейшей разработке и продвижении нового туристического продукта.
Из первой части исследования можно сделать вывод, что рассматриваемый сегмент туррынка – молодежь - нуждается в специфическом туристическом продукте, цена на который должна соответствовать уровню платежеспособности потребителей. Данные анкетирования показали, что платежеспособность студентов возрастает равномерно от первого курса к пятому.
Выявлена еще одна интересная закономерность: заинтересованность экстремальными видами спорта также равномерно возрастает от младших курсов к старшим. В целом активность студентов высокая – около трети занимаются или хотели бы заниматься горными лыжами и сноубордингом и хотели бы провести зимние каникулы в Хибинах. То есть поездка будет в основном ориентирована на старшие курсы.
Таким образом, реализация данного проекта запланирована на зимние каникулы 2006 года.
Приложение 1
ВСЕГО ОБРАБОТАННЫХ АНКЕТ - 100
Статистика вопроса N1 (Тип-1), количество вариантов - 5 "твое отношение к зимним экстремальным видам спорта "
На вопрос дали ответы 100 человек. Не ответили 0 человек (0 %)
Из них ответили:
1 "занимаюсь"....................................................................... 9 чел.(9)%
2 "лучше с друзьями в кафе посижу "...............................15 чел.(15)%
3 "люблю смотреть телевизор и читать книжки".............. 4 чел.(4)%
4 "хотелось бы заниматься"............................................... 61 чел.(61)%
5 "другое"............................................................................ 11 чел.(11)%
Статистика вопроса N2 (Тип-1), количество вариантов - 3 "как ты относишься к такому виду спорта как горные лыжи"
На вопрос дали ответы 82 человек Не ответили 18 человек (18 %)
Из них ответили:
1 "занимаюсь регулярно"........................................ 2 чел.(2)%
2 "хотелось бы заниматься"...................................50 чел.(50)%
3 "не занимаюсь".................................................... 30 чел.(30)%
Статистика вопроса N3 (Тип- 1), количество вариантов - 3 "как ты относишься к такому виду спорта как сноубординг"
На вопрос дали ответы 82 человек Не ответили 18 человек (18 %)
Из них ответили:
1 "занимаюсь регулярно"........................................ 4 чел.(4)%
2 "хотелось бы заниматься"...................................50 чел.(50)%
3 "не занимаюсь"..............................28 чел.(28)%
Статистика вопроса N4 (Тип-1), количество вариантов - 3 "хотел(а) бы ты зимние каникулы провести на горнолыжном курорте в Хибинах"
На вопрос дали ответы 82 человек Не ответили 18 человек (18 %)
Из них ответили:
1 "да"............................................... 73 чел.(73)%
2 "нет"............................................... 7 чел.(7)%
3 "я уже был(а) там".........................2 чел.(2)%
Статистика вопроса N5 (Тип- 1), количество вариантов - 3 "смог бы ты потратить на поездку 5000-6000 руб."
На вопрос дали ответы 82 человек Не ответили 18 человек (18 %)
Из них ответили:
1 "да"............................................... 45 чел.( 45 )%
2 "нет".............................................. 34 чел.( 34 )%
3 "не знаю".........................................3 чел.( 3 )%
Статистика вопроса N6 (Тип- 1), количество вариантов - 2 "пол"
На вопрос дали ответы 100 человек Не ответили 0 человек (0 %)
Из них ответили:
1 "M"................................................ 28 чел.( 28 )%
2 "Ж"................................................ 72 чел.( 72 )%
Статистика вопроса N7, количество вариантов - 5 "курс"
На вопрос дали ответы 100 человек. Не ответили 0 человек (0 %)
Из них ответили:
1 "1"..................................................................................... 20 чел.( 20 )%
2 "2"..................................................................................... 20 чел.( 20 )%
3 "3"..................................................................................... 20 чел.( 20 )%
4 "4"..................................................................................... 20 чел.( 20 )%
5 "5"..................................................................................... 20 чел.( 20 )%
Статистика вопроса N8, количество вариантов - 5 "источник дохода"
На вопрос дали ответы 100 человек. Не ответили 0 человек (0 %)
Из них ответили:
1 "стипендия"....................................................................... 43 чел.( 43 )%
2 "помощь родителей "........................................................ 64 чел.( 64 )%
3 "работа".............................................................................. 19 чел.( 19 )%
4 "все перечисленное"......................................................... 20 чел.( 20 )%
5 "другое"............................................................................... 1 чел.( 1 )%
Приложение 2
ВСЕГО ОБРАБОТАННЫХ АНКЕТ - 100
Статистика вопроса N-1 (Тип- 1 ), количество вариантов - 5 "твое отношение к зимним экстремальным видам спорта"
На вопрос дали ответы 73 человек Не ответили 0 человек ( 0 %)
Из них ответили:
1 "zanimaus".......................................... 5 чел.( 7 )%
4 "hotelos by"....................................... 58 чел.( 79 )%
5 "drugoe"........................................... 10 чел.( 14 )%
Статистика вопроса N- 2 (Тип- 1 ), количество вариантов - 3 "как ты относишься к такому виду спорта как горные лыжи"
На вопрос дали ответы 73 человек Не ответили 0 человек ( 0 %)
Из них ответили:
1 "regulyarno"........................................ 1 чел.( 1 )%
2 "hotelos by"....................................... 48 чел.( 66 )%
3 "ne zanimaus"...................................... 24 чел.( 33 )%
Статистика вопроса N- 3 (Тип- 1 ), количество вариантов - 3 "как ты относишься к такому виду спорта как сноубординг"
На вопрос дали ответы 73 человек Не ответили 0 человек ( 0 %)
Из них ответили:
1 "regulyarno"........................................ 3 чел.( 4 )%
2 "hotelos by"....................................... 47 чел.( 64 )%
3 "ne zanimaus"...................................... 23 чел.( 32 )%
Статистика вопроса N- 4 (Тип- 1 ), количество вариантов - 3 "хотел(а) бы ты зимние каникулы провести на горнолыжном курорте в Хибинах"
На вопрос дали ответы 73 человек Не ответили 0 человек ( 0 %)
Из них ответили:
1 "да"............................................... 73 чел.( 100 )%
Статистика вопроса N- 5 (Тип- 1 ), количество вариантов - 3 "смог бы ты потратить на поездку 5000-6000 руб."
На вопрос дали ответы 73 человек Не ответили 0 человек ( 0 %)
Из них ответили:
1 "да"............................................... 42 чел.( 58 )%
2 "нет".............................................. 28 чел.( 38 )%
3 "не знаю"........................................... 3 чел.( 4 )%
Статистика вопроса N- 6 (Тип- 1 ), количество вариантов - 2 "пол"
На вопрос дали ответы 73 человек Не ответили 0 человек ( 0 %)
Из них ответили:
1 "M"................................................ 14 чел.( 19 )%
2 "Ж"................................................ 59 чел.( 81 )%
Статистика вопроса N- 7 (Тип- 1 ), количество вариантов - 5 "курс"
На вопрос дали ответы 73 человек Не ответили 0 человек ( 0 %)
Из них ответили:
1 "1"................................................ 10 чел.( 14 )%
2 "2"................................................ 12 чел.( 16 )%
3 "3"................................................ 16 чел.( 22 )%
4 "4"................................................ 18 чел.( 25 )%
5 "5"................................................ 17 чел.( 23 )%
Статистика вопроса N- 8 (Тип- 2 ), количество вариантов - 5 "источник дохода"
На вопрос дали ответы 73 человек Не ответили 0 человек ( 0 %)
Из них ответили:
1 "стипендия"....................................... 29 чел.( 40 )%
2 "родители"......................................... 45 чел.( 62 )%
3 "работа"........................................... 13 чел.( 18 )%
4 "все перечисленное".............................................. 16 чел.( 22 )%
5 "другое"............................................ 1 чел.( 1 )%