Доклад на заседании круглого стола на тему «Туризм: экономика, культура, экология» в рамках восьмого Петербургского экономического форума.
Савельев К.С. –
Первый вице-президент ВНТО
«Роль народного туристского движения в формировании единого туристского пространства России».
Уважаемые участники «круглого стола», уважаемый президиум!
Современный этап развития России способствует реализации декларируемой конституционной нормы, что Российская Федерация есть социальное государство.
Хотя туристская деятельность признана государством одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации, к решению масштабных, общенациональных задач развития приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности Правительство Российской Федерации еще не приступило.
Туризм, как механизм социально-экономического развития регионов и страны, не в полной мере использует свои возможности. Рекреационный потенциал России, как один из важнейших факторов экономического роста, формирования здорового образа жизни, используется неэффективно. Слабо реализуется богатый природный и историко-культурный потенциал страны.
Развитие негативных тенденций в туристской политике до настоящего времени не привело к разработке и реализации на государственном и региональном уровнях комплекса мер, направленных на обеспечение устойчивого развития туризма, который еще не развивается как система социально-экономических отношений общества.
Мы являемся свидетелями того, что проблемы развития отечественного туризма стали выносится на обсуждение экономических форумов. Это Петербургский экономический форум, Байкальский экономический форум – проведение которых свидетельствует о том, что государство, задекларировав туризм приоритетной отраслью экономики активно ищет пути формирования новой отрасли социально-ориентированной экономики.
Состояние, темпы и тенденции развития туристской индустрии не в полной мере соответствуют формированию социального государства.
Всероссийское народное туристское общество (ВНТО) сформированное в 1997 году для решения актуальных профессионально-туристских проблем способствует развитию индустрии туризма, формированию единого туристского пространства в России.
В этих целях ВНТО акцентирует особое внимание на следующие направления деятельности:
- формирование региональных, местных и первичных организаций;
- подготовка кадров для индустрии туризма;
- разработка региональных и местных программ развития рекреации и туризма;
- расширения народно-патриотических инициатив российских граждан средствами туризма;
- развитие социального туризма, в основе которого должны быть доступный отдых, свободное передвижение, познавательная деятельность граждан;
- формирование единого доступного туристского пространства для всех категорий населения.
Мы считаем, что единое географическое, духовное и экономическое пространство не может существовать в отрыве от туристского пространства, включающего в себе культурный, экологический туризм, как объединяющего фактора народа и государства.
Мы прекрасно понимаем, что без федеральной и региональной туристской политики невозможно решать выше названные направления, т.к. они взаимоувязаны и вытекают от политической воли руководителей соответствующих региональных органов управления.
Региональные организации ВНТО приводят работу или участвуют в работе по формированию региональных и местных советов по развитию внутреннего туризма, разработке программ развития туризма, подготовке кадров для индустрии туризма.
По нашему мнению, развитию массовых форм туристской деятельности, развитию молодежного, детско-юношеского, спортивно-оздоровительного, самодеятельного туризма не способствует отечественное туристское законодательство.
В индивидуальных и групповых туристских мероприятиях принимает участие около 15 млн. человек, или 11% населения страны. Что мешает большей части населения использовать туризм в целях познания нового, в целях оздоровления? Что мешает развитию народного туристского движения? Какие механизмы необходимы для повышения роли отечественного туризма в формировании здорового образа жизни населения страны? Эти вопросы стоят перед ВНТО. Эти и другие вопросы развития отечественного туризма стоят в повестке дня круглого стола.
Федеральное законодательство в сфере туризма не работает. Неподготовленность Правительства РФ к решению вопросов развития внутреннего туризма, в т.ч. социального, привела к тому, что 27 февраля 2003 года было издано Постановление Правительства РФ №528 «О прекращении реализации некоторых федеральных целевых программ и признанию в связи с этим утративших силу актов Правительства Российской Федерации». Правительство РФ постановило принять предложения Министерства экономического развития и торговли, согласованное с федеральными органами исполнительной власти о прекращении начиная с 2004 года реализацию Федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации».
С марта 2004 года в связи с Указом Президента № 314 от 09.03.04г. «О системе и структуре федеральных исполнительных органов власти» ликвидирован единый орган исполнительной власти в сфере туризма. Утверждена трехуровневая система управления с сомнительными функциями. создано суперведомство Министерство здравоохранения и социального развития. Руководство этого министерства еще не ознакомило туристскую общественность с программой своей деятельности по развитию внутреннего туризма.
Определенные круги вносят поправки в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» о саморегулировании организациях. Все это говорит о том, что государство отказывается от осуществления регулирующих функций в сфере туризма.
В связи с этим есть предложение:
Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорту организовать проведение Всероссийского круглого стола «Отечественный туризм: Власть, бизнес, общество», где подробно рассмотреть вопросы организации эффективного взаимодействия власти, туристского бизнеса и общества и выработки общих подходов по формированию единого туристского пространства.
Мы считаем, что основные направления законодательной поддержки и правового обеспечения развития индустрии туризма должны исходить от существующей нормативно-правовой базы. ВНТО отмечает, что в отечественном туристском законодательстве отсутствует системность.
Со стороны федеральных органов исполнительной власти в сфере туризма отсутствует внимание к вопросам прогнозирования развития туристского права, определению и реализации приоритетов.
Отмечается недостаточная согласованность нормативно-правовых актов различного уровня, изолированность развития федерального и регионального туристского законодательства.
Отсутствие федеральной туристской политики привело к тому, что федеральное туристское законодательство находится в стадии покоя. Государственная Дума III созыва не продолжила курс на укрепление туристского законодательства, хотя попытки имелись.
При отсутствии разграничения предметов ведения регионы самостоятельно пытаются определить туристскую политику, исправить проблемы федерального законодательства в сфере туризма. Отдельные регионы приступают к формированию молодежной туристской политики. И в этих вопросах им необходима помощь хотя бы общественных туристских организаций.
ВНТО внесло предложения в проект федерального закона «О туризме и туристской индустрии», направленные на разграничения полномочий предметов ведения в сфере туризма на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Разграничение полномочий должно повысить уровень ответственности власти в вопросах развития внутреннего туризма, в сфере социальной поддержки населения.
Если в общегосударственные задачи входит вопрос оздоровления населения через туризм, то ориентиром для принятия решения должны стать заявленные приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности. А это поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
В целях развития туристского законодательства, повышения правоприменительной практики необходимо восстановить устойчивую связь между туристским законодательством, механизмом реализации и конечным результатом.
Туристской общественности в регионе необходимо иметь информацию о состоянии законодательства в сфере туризма и гостеприимства и применять ее при формировании туристской политики.
Субъектам права законодательной инициативы следует чаще привлекать общероссийские общественные туристские организации к разработке нормативно-правовых актов.
По вопросам формирования туристского законодательства нам необходимо определить механизм сотрудничества с комиссией по мониторингу и правоприменительной практики Совета Федерации.
Позиция общественной организации по развитию отечественного туризма сформировалась на основе общественного мнения и рекомендаций Международных, Всероссийских научно-практических конференций, реального положения дел по развитию социального, спортивно-оздоровительного, детско-юношеского и молодежного туризма.
ВНТО в течение шести лет ставит вопрос перед Правительством страны, законодательными и исполнительными органами власти вопрос о развитии внутреннего туризма, об ущемлении реальных интересов людей на собственное оздоровление через туризм, о совершенствовании туристского законодательства, затрагивающего интересы граждан. Однако голос таких общественных туристских организаций часто не принимается во внимание.
В стране работают тысячи гражданских объединений и союзов, но только единицы пытаются отстаивать реальные интересы населения. Гражданскому обществу еще предстоит определиться по вопросу своего участия в формировании общенациональной туристской политики и здесь реальную помощь может оказать наше общество. Мы возлагаем большие надежды на региональную организацию ВНТО Санкт-Петербурга, региональную организацию Ленинградской области, республики Карелия по решению вопросов развития доступных форм туристкой деятельности, формированию туристской политики регионов.
ВНТО совместно с РМАТ, ее региональными структурами ежегодно участвует в проведении международных, межрегиональных научно-практических конференций по вопросам развития отечественного туризма. Мы открыто выходим на диалоге с обществом. Поднимаем вопросы развития отечественного туризма, привлечения населения к активным формам оздоровления. Решаем вопросы формирования региональных и местных организаций ВНТО. Пытаемся создать общественные туристские организации в трудовых коллективах.
Считаем эту деятельность перспективной, т.к. в настоящее время трудовые коллективы регионов, особенно расположенные вдали от крупных туристских центров, не имеют достоверной информации о наличии доступных туристских объектов как на своей территории, так и на туристском пространстве России. С ликвидацией общественных институтов трудовые коллективы остались без информации о туристских возможностях страны.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 года обратил внимание на то, «чтобы страна стала сильной и богатой, необходимо делать все для нормальной жизни каждого человека. Человека, создающего качественные товары и услуги, создающего культурное достояние державы, создающего новую страну».
Отсутствие целенаправленной работы по оздоровлению населения через туризм привело к тому, что новая отрасль экономики теряет свою социальную направленность.
Через туризм, его виды, общество должно решить вопросы улучшения состояния здоровья нации, снижения уровня смертности населения, преодоления демографического спада и создания новых рабочих мест.
Туристская отрасль теряет социальный и молодежный туризм, теряет средний класс туристов, в основном из-за отсутствия соответствующих мест размещения. Отсутствие муниципальных гостиниц привело к тому, что стоимость размещения сегодня доступна только населению с большим достатком. Среднему классу стало проблемно выехать в другие города. Эта проблема стоит и перед людьми, отправляющимися в командировки. Сумма командировочных расходов сегодня в два раза ниже стоимости размещения в обычном гостиничном номере.
Развитие инфраструктуры туризма прямо влияет не только на состояние дел в социально-экономическом развитии регионов, но и в целом на обеспечение единого туристского пространства России.
Изношенность доступных объектов гостеприимства, невысокое качество должной сети и сервис, рост тарифов на средства передвижения накладывают серьезные ограничения на развитие социального туризма.
В этих условиях более 80% турфирм вынуждены заниматься международным туризмом. Они вывозят российских туристов на зарубежные объекты гостеприимства. Благодаря большинству потоку российских туристов за границу, там успешно решается социальные и другие проблем.
Российские СМИ недостаточно пропагандируют отечественные объекты гостеприимства и активно пропагандируют отдых за рубежом. ВНТО через туристский портал «iTRAVEL.ru» имеет возможность рекламы туристских возможностей регионов. Мы предлагаем туристской общественности вернутся к рассмотрению проекта федерального закона «О социальном туризме», принятие которого позволит вовлечь в сферу туризма миллионы российских семей, привлечь дополнительные инвестиции в инфраструктуру туризма, способствовать формированию новых рабочих мест и решить вопросы пополнения местных и региональных бюджетов.
Финансовым инструментом реализации региональной туристской политики может стать механизм, предложенный в проектах федеральных законов «О туристкой ренте» и «Об отпускных чеках отдыха».
Предложенный участникам «Круглого стола» проект Рекомендации через постановляющую часть отражает действительное положение внутреннего туризма. Назрела необходимость на заседании Государственного Совета Российской Федерации рассмотреть вопрос о состоянии внутреннего туризма в стране. Также в Федеральных округах следует обсудить вопрос о развитии внутреннего туризма, формировании региональной туристкой политики и единого туристского пространства.
Региональные организации ВНТО подключатся к подготовке необходимых материалов.
Требует существенных дополнений федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» В туристском бизнесе, сфере государственного и регионального управления с 1996г. произошли значительные изменения, поэтому правовые нормы закона требуют новой редакции.
Во многих странах мира сохраняется интерес к русской культуре. В последние годы иностранных туристов привлекает Россия своим историческим и культурным наследием, рекреационными объектами. В Москву, Санкт-Петербург, другие дестинации увеличивается поток иностранных туристов. Въездной туризм приобретает массовый характер.
Однако ВНТО беспокоит подход официальных лиц и отдельных представителей туристского бизнеса к существованию объектов культурного наследия стран. Высказываются предложения о передаче государственных объектов культурного назначения в частное владение. Нам представляется правильным вынести данный вопрос на всенародное обсуждение. Как важная государственная проблема – данный вопрос может быть вынесен на всенародный референдум. В случае передачи объектов исторического и культурного наследия в частное владение они могут потерять свою направленность для большей части россиян или изменить свою направленность.
Вместо патриотической направленности культурные объекты при новом собственнике могут быть ориентированы под новые офисы, объекты массовых развлечений (казино, бары и т.д.), а парковые территории могут быть использованы под выгул лошадей.
Заверения о том, что не изменится их целевое предназначение беспочвенны. В рыночных условиях, когда государство передает собственность в частное управление, новая форма собственности показала свою несостоятельность. Стадионы, спортзалы превращаются в рынки, детские площадки – в стоянки автотранспорта, продуктовые магазины – в бутики и т.д. Москвичам-пенсионерам стало невозможно купить продукты питания первой необходимости в своих районах. Все перепрофилировано.
Как бы этого не случилось с объектами культурного, исторического и патриотического наследия.
В последние годы в рекреационных зонах наметилась тенденция к нарушению отечественного законодательства. В заказниках, природных парках, по берегам озер и рек стала осуществляется коттеджная застройка. В частную собственность переходят причалы, пристани, места общего пользования. Имеют место ограничения местными властями право на проходы по рекреационным местам. Все это требует более пристального внимания как со стоны Правительства, Федерального Собрания Российской Федерации так и со стороны общественности.
ВНТО в своей деятельности обращает серьезное внимание на подготовку профессиональных туристских кадров. Общество считает, что специалисты органов управления туристской деятельности на региональном и муниципальном уровнях должны иметь туристское образование. Высшие учебные заведения, занимающиеся подготовкой кадров для сферы туризма имеют возможность через институты дополнительного образования в предоставлении таких услуг.
Рассматривая вопрос профессионального туристского образования, его устойчивую связь с рынком труда, ВНТО считает, что региональная туристская политика должна решить проблемы занятости населения, особенно в регионах экологического благополучия, но застойной безработицей.
В этом вопросе полезен опыт РМАТ по подготовке кадров для туристской отрасли. Имея 52 филиала в 15 субъектов РФ Академия готовит специалистов для новой отрасли экономики, которые востребованы обществом. Первые региональные выпуски показали важность и необходимость в многоуровневой системе подготовки туристских кадров.
В сфере туризма отсутствует такое понятие как малое туристское предпринимательство. Туристский бизнес не стал опорой государства, не выступает социальным партнером.
Развитию малого туристского предпринимательства в сфере социального, спортивно-оздоровительного, молодежного, детско-юношеского туризма препятствует налоговая система, которая носит фискальный характер.
Налоговая система не стимулирует развитие массовых видов туристской деятельности, не способствует формированию новых рабочих мест в туристкой сфере.
Предлагаем туристкой общественности в федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» разработать и внести статью о малом туристском предпринимательстве.
ВНТО в настоящее время работает над стратегией развития внутреннего и социального туризма. Мы пытаемся определить пути развития социального, детско-юношеского, спортивно-оздоровительного, молодежного и других видов отечественного туризма.
Заседание нашего «круглого стола» проходит в офисе ТПП Санкт-Петербурга. Мы все видим активную роль ТПП в формировании новой идеологии в сфере туризма и надеюсь на дальнейшее сотрудничество с такой уважаемой организацией
В Северо-Западном Федеральном округе на наш взгляд ответственно подходят к решению вопросов развития отечественного туризма. В «Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-Западного Федерального округа РФ на период до 2015 года» по предложению туристской общественности включен раздел «Туристская индустрия». Разработан «План мероприятий по реализации стратегии развития туристской индустрии Северо-Западного федерального округа Российской Федерации на период до 2015 года». Туризм заявлен приоритетной отраслью для экономики Северо-Запада.
Опыт формирования туристкой политики Северо-Западного Федерального округа по моему мнению необходимо передать другим округам и субъектам Российской Федерации.
ВНТО в целях координации деятельности по развитию туризма предлагает сформировать общественные Советы по развитию внутреннего туризма при Полномочных представителях Президента в федеральных округах.
Нам необходимо вернуться к практике подготовки ежегодных докладов Правительству Российской Федерации «О состоянии туристского» законодательства и мерах по развитию внутреннего туризма в России.