Автореферат к диплому по теме

«Безнадзорность как социально-педагогическая проблема российского общества конца XX века»

На сегодняшний день в России имеются серьезные проблемы в основных сферах жизнедеятельности детей, вызывающие озабоченность как государственных органов, так и широкой общественности, на решение которых предполагается сосредоточить особые усилия. В первую очередь это проблемы здоровья, питания, социального неблагополучия детей.

Быстрое реформирование общества, обострение проблем занятости обусловили появление групп людей, по различным причинам испытывающих трудности в адаптации к новым социально-экономическим условиям, что зачастую приводит к дезорганизации семьи, росту в ней насилия, в том числе в отношении детей, расширению масштабов девиантного поведения и, как следствие, безнадзорности, социальному сиротству.

Проблема социального сиротства, когда дети по разным причинам оказываются лишенными родительского попечения при живых родителях, относится к числу вызывающих особую обеспокоенность в России. Усилилась ранняя алкоголизация подростков, увеличилось число потребляющих наркотики.

Среди проблем детского неблагополучия одна из наиболее значительных - беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних, защита их прав, реабилитация и адаптация к жизни детей, долгое время находившихся вне семейных связей, отторгнутых школой и другими социальными институтами, подростков, совершивших правонарушения. Особую актуальность и остроту эта проблема приобрела в период современных политических, социальных и экономических реформ.

В условиях нестабильного социально-экономического развития страны имеют место массовые нарушения прав детей. Только в 1997 году органами прокуратуры Российской Федерации выявлено свыше 50 тыс. таких нарушений[1].

Растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних, жестокого с ними обращения. Массовый характер приобретают попрошайничество, нищенство, безнадзорность  детей, по данным социологических обследований 2-4 млн. детей вовлечены в это.

Среди многих неблагоприятных факторов, которые характеризуют нынешнее положение семей групп риска, дающих наибольшее число безнадзорных детей, следует отметить социально-демографические, психологические и криминальные. Именно они способствуют возникновению социальных отклонений в поведении детей и подростков, росту их дезадаптации. Дополнительным фактором риска становится безработица родителей.

Ежегодно из-за разводов около 470 тыс. детей остаются без одного из родителей. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака (около 23% от общего числа рожденных детей).

В 2002 году по  сравнению с 2000 годом на 7,2% увеличилось количество исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами, возросло число родителей, для которых установлено ограничение в правах в отношении своих детей. Комиссиями по делам несовершеннолетних органов исполнительной власти всех уровней рассмотрено более 155 тыс. дел в отношении родителей, не обеспечивающих должного развития и воспитания детей. На начало 2002 года на учете  в органах внутренних дел состояло 143,6 тыс. родителей и лиц, их заменяющих, которые не выполняли своих обязанностей по воспитанию детей.

Помимо неблагополучной семьи, дестабилизирующими факторами, несомненно, становятся нарушение прав детей в области образования, профессионального обучения, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Имеет место тенденция к увеличению численности подростков, госпитализированных по поводу наркологических заболеваний.

Безнадзорные дети с различными патологиями, психическими заболеваниями в большинстве случаев нуждаются в серьезной медицинской помощи.

В последние годы фиксируемый устойчивый рост венерических заболеваний в детской среде, особенно среди социально-дезадаптированных детей и подростков, многие из которых становятся жертвами сексуального насилия.

Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав, длительное время (порой несколько лет) вынуждены проживать в крайне неблагополучной семейной обстановке, так как вопрос об их жизнеустройстве решается органами опеки и попечительства крайне медленно. Лишенные родительского попечения, эти дети наиболее склонны к бродяжничеству, подвергаясь опасности стать жертвами насилия и преступлений, вступить в преступную деятельность. Не случайно число несовершеннолетних, совершивших правонарушения, увеличилось в 2002 году на 24 % (с 24 до 31 тыс. человек), из них 60% детей и подростков (18,7 тыс.) проживали в детских домах и школах-интернатах.

Таким образом, детская безнадзорность в последние годы стала наиболее актуальной проблемой на фоне современных политических, социальных и экономических потрясений. Она требует принятия экстренных мер по ее предотвращению и проведения комплекса профилактических мероприятий по ликвидации ее последствий. Современное состояние детской безнадзорности, как следствие кризиса социально-экономической и нравственной ситуации в России, характеризуется нарастанием семейного неблагополучия, экономическим и духовным расслоением общества, коммерциализацией образовательной и досуговой деятельности несовершеннолетних, усилением влияния на них криминальной среды. В этих условиях резко возрастает значимость организации системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Исходя из всего выше сказанного, можно считать тему работы «Безнадзорность как социально-педагогическая проблема российского общества конца 20 века» актуальной.

Цель работы: Проанализировать безнадзорность как социально-педагогическую проблему российского общества конца 20 века.

Задачи работы:

1.            Рассмотреть безнадзорность как социальное явление.

2.            Изучить меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в России.

3.            Рассмотреть современное состояние проблемы безнадзорности несовершеннолетних в Новосибирской области.

4.            Проанализировать работу системы органов и учреждений по профилактике безнадзорности  несовершеннолетних в Новосибирской области.

Объект исследования – безнадзорность.                    

Предмет исследования - безнадзорность как социально-педагогическая проблема российского общества конца 20 века.

Ведущая идея: Проблема безнадзорности несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема будет решена, если:

а)            будут заложены нормативно-правовые основы в решение данной проблемы;

б)            улучшено научно-методическое оснащение социальной работы;

в)            решена кадровая проблема в социальной сфере;

г)            улучшено материально-техническое оснащение социальной работы.

База исследования: Учреждения по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в НСО.

Гипотеза: Мы предполагаем, что меры социально-педагогической профилактики оказывают положительное влияние на проблему безнадзорности несовершеннолетних.

Данная работа состоит из двух глав и 5 параграфов.

В первой главе «Социально-педагогический анализ проблемы безнадзорности» мы рассмотрели безнадзорность как социально-педагогическое явление Российской действительности конца XX века, проанализировали основные направления государственной политики по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Ст. 1 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дает следующее определение: «Безнадзорный -   несовершеннолетний,   контроль   за   поведением которого   отсутствует   вследствие   неисполнения  или  ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц».

Исследования, проводимые в стране, позволяют выделить ряд причин, способствующих росту безнадзорности, среди которых[2]:

1.            рост числа асоциальных семей;

2.            безработные родители;

3.            беженцы и вынужденные переселенцы;

4.            нестабильные браки (разводы);

5.            низкий уровень благосостояния семьи;

6.            негативный опыт отношений с родителями;

7.            неготовность школы оказывать социально-педагогическую поддержку и сопровождение учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

8.            наличие у части учащихся негативного учебного опыта.

Но, какими бы причинами ни было обусловлено попадание ребенка в категорию безнадзорных, суть заключается в том, что он попадает в трудную жизненную ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность (сиротство; болезнь; малообеспеченность; отсутствие определенного места жительства; конфликты в семье и школе; жестокое обращение в семье; одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью семьи.

Эффективное решение данной проблемы возможно только в рамках формирующейся государственной социальной политики.

В настоящее время в этой проблеме ведущую роль играет Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятый в июне 1999 года (№ 120-ФЗ). Данный закон определил основные направления деятельности, установил ответственность федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации в организации профилактической работы.

Важное значение в становлении и развитии новой системы профилактической работы имеет начатая с 1997 года федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», направленная на развитие нормативно-правовой базы системы профилактики детской безнадзорности, обеспечение ее научно-методическими разработками, укрепление материально-технической базы учреждений, оснащение их бытовым, реабилитационным оборудованием, автотранспортом.

Практически во всех субъектах Российской Федерации реализуются региональные и муниципальные программы профилактики детской безнадзорности.

Актуальность проблемы безнадзорности несовершеннолетних ставит перед обществом в качестве одной из основных задач необходимость концентрации усилий, направленных не только на борьбу с данным явлением, но и, главным образом, на его предупреждение, т.е. устранение коренных причин и условий, прямо или опосредованно  оказывающих отрицательное воздействие на несовершеннолетних. При этом, как показывает опыт, социальная значимость профилактических мероприятий становится эффективнее, если они научно обоснованны, исходят из всестороннего учета взаимодействия объективных и субъективных факторов, детермирующих поведение личности в уже сложившейся или возможной, прогнозируемой жизненной ситуации.

Хотя однозначных решений этой сложной проблемы нет, да и не может быть. Однако в настоящее время, как в науке, так и в практической деятельности государственных органов социальной защиты населения, других учреждений и ведомств  по профилактике безнадзорности несовершеннолетних сформировались определенные исходные взгляды на проблему в целом и основные подходы к выбору конкретных направлений работы.

Во второй главе работы «Исследование профилактической работы по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних в Новосибирской области» мы рассмотрели современное состояние проблемы безнадзорности несовершеннолетних в Новосибирской области, проанализировали работу системы органов и учреждений по профилактике безнадзорности  несовершеннолетних, изучили направления и особенности работы социального работника по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.

На сегодняшний день в Новосибирске и Новосибирской области существуют специализированные учреждения по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.

Мы рассмотрели особенности профилактической работы по проблеме безнадзорности несовершеннолетних на примере нескольких учреждений Новосибирской области.

Так, приют «Солнечный» - является социальным приютом для детей и подростков. Позиция коллектива приюта заключается в том, что временное пребы­вание детей в таком учреждении должно быть максимально использовано для реа­билитационной работы, социальной адап­тации, медицинской, педагогической и психологической помощи, социальной и правовой поддержки.

Основная цель создания приюта — орга­низация временного проживания без­надзорных детей и подростков, оказание им социальной поддержки, правовой, ме­дико-психолого-педагогической помощи и содействия в их дальнейшем жизнеуст­ройстве. За первые два года существования при­юта через него прошли 147 детей.

Другой формой работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних является создание «Социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних». В Новосибирске существует центр социальной реабилитации несовершеннолетних «Берегиня». Центр призван помочь не только беспризорным детям, но и тем, которые еще не утратили связи с семьей, другими институтами социализации, ибо спектр услуг, которые получают в нем несовершеннолетние, нуждающиеся в государственной помощи, значительно шире, чем в других социозащитных учреждениях. Центры предоставляют детям различные формы социального обслуживания: круглосуточное пребывание, дневной стационар, помещение в замещающую семью, социальный патронаж.

Работу по профилактике безнадзорности несовершеннолетних осуществляет в Новосибирске «Центр семейного образования и воспитания «Семья и Дети». Деятельность Центра, направленная на все категории семей, осуществляется в целях улучшения детско-родительских отношений, оптимизации психологического климата семьи, сохранения родственных связей.

В целях профилактики и преодоления социального сиротства специалисты Центра «Семья и дети» реализуют образовательные проекты и программы повышения профессиональной компетентности администрации и педагогических коллективов детских домов, школ-интернатов и социальных приютов г. Новосибирска и Новосибирской области, а также оказывают им консультационную помощь.

Кроме названных выше учреждений по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, в Новосибирске существует социально-реабилитационный транзитный центр для несовершеннолетних «Радуга» и социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда». Они оказывают помощь несовершеннолетним, попавшим в сложную жизненную ситуацию. В этих учреждениях подростки получают квалифицированную социально-правовую и психолого-педагогическую помощь.

Таким образом, основной целью работы с безнадзорными несовершеннолетними является оказание социальной помощи подросткам из семей с ослабленными родительскими функциями.

Для этого проводятся:

1.            Создание банка данных о семьях с отрицательным микроклиматом.

2.            Проведение комплекса мер по социальной адаптации безнадзорных несовершеннолетних.

3.            Работа с семьями безнадзорных детей.

4.            Взаимодействие с местными государственными учреждениями для решения проблем несовершеннолетних безнадзорных детей.

Таким образом, в соответствии    сведущей    идеей   данной   работы    нами   были проанализированы основные вопросы по профилактике и возможным путям решения проблем детской безнадзорности.

На сегодняшний день можно говорить о том, что проблема с несовершеннолетней безнадзорностью может быть решена. Но для этого со стороны государства и государственной политики должны быть приняты дополнительные меры для решения этих проблем: будут заложены нормативно-правовые основы в решение данной проблемы; улучшено научно-методическое оснащение социальной работы; решена кадровая проблема в социальной сфере; улучшено материально-техническое оснащение социальной работы.

В настоящее время ни одна официальная служба не располагает точными данными о количестве беспризорных в России. Специалисты же считают, что в каждом крупном городе России насчитывается от 20 до 45 тысяч беспризорных детей и подростков. По данным Министерства труда РФ в органах внутренних дел состоят на учете 424,3 тыс. несовершеннолетних и более 202,3 тыс. родителей, не выполняющих своих родительских обязанностей.

Ежегодно увеличивается количество исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами. Возросло число родителей, для которых установлено ограничение в правах в отношении своих детей. Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав, длительное время (порой несколько лет) вынуждены проживать в крайне неблагополучной семейной обстановке, так как вопрос об их жизнеустройстве решается органами опеки и попечительства крайне медленно. Лишенные родительского попечения, эти дети наиболее склонны к бродяжничеству, подвергаясь опасности стать жертвами насилия и преступлений, вступить в преступную деятельность.

Постоянно растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних. В настоящее время в детских домах воспитываются 132 тысячи детей, оставшихся без родителей.

Массовый характер приобретают попрошайничество, нищенство, безнадзорность детей. По данным социологических обследований 2-4 млн. детей вовлечены в эти процессы. Почти в 6,5 раз увеличилось количество уголовных дел, возбуждаемых по фактам торговли несовершеннолетними детьми и по фактам сексуальных домогательств к детям.

В последние годы фиксируемый устойчивый рост венерических заболеваний имеет распространение в детской среде, особенно среди социально-дезадаптированных детей и подростков, многие из которых становятся жертвами сексуального насилия. Имеет место тенденция к увеличению численности подростков, госпитализированных по поводу наркологических заболеваний. За 5 лет в 9 раз увеличилось количество подростков-наркоманов: по официальной статистике с 1618 до 14,6 тыс.

Среди многих неблагоприятных факторов, которые характеризуют нынешнее положение семей групп риска, дающих наибольшее число безнадзорных детей, следует отметить современные социально-демографические, психологические и криминальные процессы. Именно они способствуют возникновению социальных отклонений в поведении детей и подростков, росту их дезадаптации.

Широкий и разноплановый характер деятельности по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних, вовлечения в нее учреждений разных ведомств (образования, здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел и др.) и органов управления этими учреждениями разного уровня (федерального, субъектов Федерации и муниципального) определяет чрезвычайную важность задачи координации их усилий. Единственным путем решения этой проблемы является разработка государственной политики предупреждения детской безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, основные положения которой должны быть закреплены законодательно.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, что дает возможность органам государственной власти субъектов Российской Федерации развивать собственное законодательство в этом направлении.

Такая практика уже получила распространение в регионах, где идет активный законотворческий процесс и принимаются законодательные акты субъектов РФ, обеспечивающие регулирование отношений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Безусловно положительно оценивая региональное законотворчество следует особо подчеркнуть, что правовая политика предполагает и наличие федеральных законов. Без них нет единого правового поля и не может быть эффективных мер, направленных на предупреждение детской безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних. Поэтому крайне важным представляется разработка и принятие федерального закона «Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Однако главным условием успеха его при подготовке и рассмотрении является понимание того, что принятие на федеральном уровне законодательных решений в отношении несовершеннолетних без соответствующего практического обеспечения в регионах будет создавать одни лишь иллюзии правового решения данной проблемы

Осознавая опасность такого развития событий Совет Федерации принял решение создать Временную комиссию по вопросам государственной молодежной политики, которая должна обеспечить взаимодействие региональных и федеральных органов власти для согласованной законотворческой деятельности. Первые итоги работы комиссии показали крайнюю необходимость и эффективность взаимодействия федеральных и региональных органов власти в сфере законотворчества, направленного на профилактику детской безнадзорности и предупреждение преступности несовершеннолетних[3].

Литература, использованная при написании работы:

1.            Абдиров Н.М., Иктынбаев М.К. Подросток в орбите наркотизма: проблемы, предупреждения: Монография. – Караганда, 1997. – 228 с.

2.            Астапов В. М. Педагогу о психическом здоровье учащихся. - М.: Просвещение, 1991. – 288 с.

3.            Баярд Д., Баярд Р. Ваш беспокойный подросток. – М.: Педагогика, 1992. – 316 с.

4.            Братусь В.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. – М.: Медицина, 1984. – 322 с.

5.            Верцинская Н. Н. Трудный ребенок. - Минск: Народная Асвета, 1989. – 315 с.

6.            Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. — М.: СК Сфе­ра, 2002. – 266с.

7.            Городская целевая программа социальной поддержки населения на 2005 год // Приложение к решению городского Совета от 16.03.2005 № 556. – 17 с.

8.            Горхова В.А. Комплексная диагностика в реабилитационном центре // Семья в России. - №1. – 1997. С. 74-83.

9.            Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. – М.: Интеллект-Центр, 2001. – 268 с.

10.        Заика Е.В., Крейдун Н.П., Якина А.С. Психологическая характеристика личности подростка с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. - №4. – 1990. С.83-90.

11.        Климантова Г.И. О некоторых мерах по  ликвидации детской безнадзорности // Информационно-аналитический материал «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России:  проблемы и пути их законодательного решения». – М.: Информационно-аналитическое  управление Аппарата Совета Федерации, 1999. – 54 с.

12.        Ковалева Т.В., Степанова О.К. Подростки смутного времени // Социологические исследования. – 1998. - № 8.

13.        Конюхов Н. И. Словарь-справочник практического психолога. - Воронеж, 1996. – 372 с.

14.        Кошкина В.С. Безнадзорность как социальное явление // Материалы Покровских педагогических чтений 2004–2005. – Покров, 2004. – 426 с.

15.        Ларионов А. В. Наркомания. Мифы. Смысл. Причины. Терапия. Екатеринбург, 1997. – 276 с.

16.        Лушагина И. «Детям риска» требуется помощь // Воспитание школьников. - 1997. - №4.

17.        Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе. - М.: Ноосфера, 1999. – 290 с.

18.        Мартынова М. С. Социальная работа с детьми группы риска. - М.: Социальный проект, 2004. – 406 с.

19.        Нагаев В.В., Толстов В.Г., Толстов В.В. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации подростков-девиантов // Вестник психосоциальной и коррекционной работы. – 2001. - № 3. С. 11.

20.        Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: СК «Сфера», 2001. – 524 с.

21.        Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке. Методические рекомендации. - М.: Сфера, 2002. – 58 с.

22.        Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М.: Академия, 2002. – 364 с.

23.        Организация деятельности центров социальной помощи семье и детям и центров психолого-педагогической помощи населению по предупреждению детской безнадзорности. // Российский фонд социальных реформ. – М.: Просвещение, 2001. – 114 с.

24.        Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло // Социологические исследования. - № 8.- 1998.

25.        О состоянии профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: Информация Министерства труда и социального развития Российской Федерации // Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2002. - № 20 (176) . С. 70.

26.        Отчет о выполнении плана социально-экономического развития города Новосибирска за 2004 год // Вечерний Новосибирск. - 05.07.2005.

27.        Петрова Е.А. Социально-психологические проблемы детской беспризорности и безнадзорности // Проблемы детской безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации:социально-политические последствия и современные технологии решения / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2003. -№ 14 (207). С. 26.

28.        Плоткин М.М., Ширинский В.И. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей // Семья в России. - №1. – 1997. С. 90-102.

29.        Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1999. – 220 с.

30.        Пусть ваш ребёнок не станет «трудным» // Газета «Городок». – 20.06.03. - №18.

31.        Рецепт от безнадзорности // Газета «Поиск». – 31.05.2002. - № 22.

32.        Рябухин С.Н. Детская безнадзорность и преступность несовершеннолетних как следствие социально-экономической трансформации российского общества // Молодежь в условиях социально-экономической трансформации российского общества /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №15 (103)- 1999 . С. 3.

33.        Социология / Под ред. В.И.Курбатова. -  Ростов – н/Д.: Феникс, 1998. – 348 с.

34.        Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности / Под ред. Иващенко Г.М. – М.: Государственный НИИ семьи, 1999. – 80 с.

35.        Твой выбор: тюрьма или церковь // «Вечерний Новосибирск». - 11.02.04.

36.        Торлопов В.А. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения // Информационно-аналитический материал «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России:  проблемы и пути их законодательного решения». – М.: Информационно-аналитическое  управление Аппарата Совета Федерации, 1999. – 54 с.

37.        Теория и методика социальной работы (учебное пособие).  – М.: Проспект, 1995. – 422 с.

38.        Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» № 120 –ФЗ от 24.06.1999 г.

39.        Цилуйко М.В. Влияние средств массовой информации на формирование противоправного поведения подростков // Вестник психосоциальной и коррекционной работы. – 2000. - №4.

40.        Чаусова Л.К., Солтовец А.В. Организация психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, оказавшимся в кризисных ситуациях, в Ростовской области // Вестник психосоциальной и коррекционной работы. – 2000. - №3.


[1] Торлопов В.А. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения // Информационно-аналитический материал «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России:  проблемы и пути их законодательного решения». – М.: Информационно-аналитическое  управление Аппарата Совета Федерации, 1999. С. 2.

[2] Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. – М.: Интеллект-Центр, 2001. С. 29.

[3] Рябухин С.Н. Детская безнадзорность и преступность несовершеннолетних как следствие социально-экономической трансформации российского общества // Молодежь в условиях социально-экономической трансформации российского общества /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №15 (103)- 1999 . С. 7.