Томский экономико-юридический институт

Новосибирский филиал

Кафедра конституционного, административного и международного права

Англо – саксонская правовая семья

(Курсовая работа)

Руководитель

________________ С.А. Рощупкина

Автор

Студент гр. З-241

__________________В.А. Ярушина

Новосибирск, 2005 г

Содержание

Введение. 3

1. Правовая система Великобритании. 5

1.1. Источники правовой системы Великобритании. 5

1.2. Гражданское право и смежные с ним отрасли права. 13

1.3. Уголовное право. 15

1.4. Уголовный и гражданский процесс. 17

2. Правовые системы отдельных стран англосаксонской-правовой семьи. 20

2.1. Общая характеристика правовой системы США.. 20

2.2. Правовая система Канады.. 22

2.3. Правовая система Австралийского Союза. 25

Заключение. 30

Список использованной литературы.. 32

       

Введение

Англо – саксонская правовая семья включает в себя национальные правовые системы целой группы стран. Правовые системы этих стран сформировались под прямым и непосредственным влиянием английского права.

Известно, что Великобритания была крупнейшей колониальной державой. Управление отдельными колониями осуществлялось из этой страны, поэтому она оказала существенное влияние на формирование правовой системы ныне существующих государств, таких как США, Канада, Австралия, Индия, Пакистан, Новая Зеландия и ряда других стран.

Правовые системы этих государств образуют англо – саксонскую правовую семью. Для её характеристики необходимо более детально рассмотреть правовую систему Англии (не Великобритании, а Англии, так как в правовую входит шотландская правовая система, имеющая некоторое отличие от английской).

Полную характеристику системы можно дать только путём раскрытия правовой системы каждого государства. В связи с тем, что объём работы не позволяет подробно останавливаться на правовой системе каждого представителя данной семьи, считается рациональным раскрыть источники правовой системы Англии и её краткую характеристику гражданского, уголовного и процессуального права этой страны. Затем в работу внести наиболее существенные признаки, характеризующие правовые системы США, Канады, Австралии и других государств.

Для выполнения данной работы будет использоваться научная и справочная литература по правовым системам стран мира.

Из научной литературы предпочтение будет отдано английскому автору книги «Английская судебная система» Рональду Уолкеру. Этот труд будет использоваться для характеристики источников английского права и их влияние на современное состояние англо – саксонской правовой системы.

Затем в работе будет дана характеристика правовой системы современной Великобритании.

В связи с тем, что предметом данного исследования является англо – саксонская правовая семья, то с необходимой подробностью будут изложены некоторые особенности правовой системы входящих в неё стран.

Англо – саксонская правовая система является существенным цивилизационным достижением, которое оказывает значительное влияние на общий ход общественного развития всего мира.

1. Правовая система Великобритании

1.1. Источники правовой системы Великобритании

К правовым источникам Великобритании относят:

- общее право.

- право справедливости.

- другие источники, к которым относят: законодательство, право Европейских сообществ, обычай, торговое право, каноническое право.

Общее право является одним из первых исторических источников  английского права, наряду с развивающимися позднее в качестве комментариев к нему двумя другими главными источниками: правом справедливости и законодательством.

Английские юристы исходят из предпосылки, что английское право возникло в 1066 году – одновременно с нормандским завоеванием. Но известно, что и до нормандского завоевания имелись многочисленные источники, которые воплощались в местных обычаях. Но нормандское завоевание способствовало объединению этих обычаев и традиций в общую систему права, общего для всего народа, в силу чего и сама эта система была названа «Общим правом».

Это не означает,  что король Англии – Вильгельм I, предводитель завоевателей, законодательным актом создал централизованную систему судов, передал им все полномочия различных местных судов и снабдил их сводом законов. На самом деле королевская власть лишь по истечении определённого времени установила с помощью судей контроль по всей стране и создала систему централизованных судов. Юрисдикция местных судов никогда формально не отменялась, но постепенно сужалась по мере расширения юрисдикции королевских судов.

Однако материальное общее право и процесс сильно связаны формальностями и ограничениями. Недостатки заключались в жёсткости доктрин общего права и неполноте средств защиты, применяемых в судах общего права.

Законотворчество в  средние века не применялось, следовательно, требовалось иное средство для внесения поправок в общее право. Это привело к развитию второго главного источника английского права – права справедливости.

Одно из определений права справедливости дано лордом Каупером в 1705 году: «В наше время право справедливости не является частью права: это моральная сила, которая ограничивает, смягчает и исправляет суровость, жёсткость и угловатость общего права; назначение права справедливости в том, чтобы поддержать и защитить общее право от уловок и коварных планов, направленных против торжества правосудия. Право справедливости, таким образом, не разрушает и не воссоздаёт общее право, оно помогает ему».

Основная природа права справедливости выражена в известных «максимах справедливости». Так, право справедливости предоставило новые средства защиты там, где общему праву их не хватало. В основе этого лежит мысль, что «право справедливости не может оставить безнаказанным». «Право справедливости не поможет лицу, которое получает что-либо, не давая ничего в замен». Также право справедливости не обеспечивает средствами защиты лицо, которое вело себя нечестно, так как согласно принципу права справедливости тот, кто ищет справедливости, должен сам иметь «чистые руки».

Хотя нормы справедливости были созданы исходя из соображения «совести», они довольно скоро стали едиными и достаточно определёнными. Это развитие было необходимо, поскольку большинство правомочий по праву справедливости являлись правами на землю, которые допускалось доверять и передавать. Почти все нормы права справедливости были созданы в период, начиная с XVI века по XIX век.

Для реализации норм права справедливости были созданы специальные суды. Главный суд справедливости – это суд канцлера. Собственно право справедливости приводилось в жизни этим судом. Кроме него был создан Апелляционный канцелярский суд и суд  палаты решений.

Наиболее важную роль в претворении в жизнь права справедливости играл суд канцлера. Юрисдикция канцлера состояла не только в рассмотрении петиций, но и в признании и проведении в жизнь ряда принципов, отождествляемых ныне с нормами права справедливости. Развитие права справедливости, по мнению английских специалистов, связано с должностью канцлера. Было замечательно, когда во главе канцлерства стояли такие блестящие юристы, как Томас Мор (1529-1532), Эллесмер (1596-1617), Франсис Бэкон (1618-1621), Ноттингем (1673-1682) и Хордвик (1737-1756), каждый из которых был в состоянии создать и сформулировать принципы права справедливости, без которых трудно представить, как английское право могло бы в наши дни продолжать функционировать.

Вместе с тем, каждый личностный недостаток канцлера невольно отражался на процессе в суде. Вследствие этого, в семнадцатом столетии, когда судебные должности стали продаваться, суд приобрел дурную славу. Это привело к значительной коррупции в его системе.

Другим недостатком суда был избыток судебных чиновников и малое количество судей, которые могли принимать решение по существу. Суд канцлера в конце концов был упразднён законами 1873-1875 гг о судоустройстве и его юрисдикция была передана Канцлерскому отделению высокого суда.

Третьим главным историческим источником английского права выступает законодательство. В настоящее время законодательство является главной движущей силой правой реформы. Законодательство имеет тенденцию к кодификации и в связи с этим становится важным источником английского права.

В 19 столетии законодательство из сравнительно значительного источника права, применявшегося главным образом для развития общего права, стало главным источником права. Оно превзошло по значимости и общее право, и право справедливости.

Законодательство как источник права отличается и от общего права, и от права справедливости. Общее право и право справедливости действует в сочетании с доктриной прецедента и могут только развивать новые прецеденты, при этом существующие принципы могут варьироваться, расширится их применение. Законодательство может полностью осуществлять новые принципы прав, сформированные без ссылки на какие-либо ранее существовавшие принципы, может отменять существующие нормы права. Этого не могут делать ни общее право, ни право справедливости. Таковы главные преимущества законодательства.

Ещё одно важное отличие законодательства от других исторических источников права: нормы общего права, права справедливости могут быть подтверждены только ссылкой на другие юридические источники, особенно прецеденты, в то время, как законодательство является собственным источником права. Поэтому важно уметь интерпретировать статусы, так как только посредством интерпретации слов статуса можно выявить содержание права, заключённого в этих словах.

Назначение законодательства состоит в создании, изменении или отмене права для проведения в жизнь идеи законодательного органа. Самой важной формой законодательства является принятие актов парламентом. Эти акты могут быть направлены на пересмотр норм материального права, консолидацию законодательных актов, их кодификацию, сбор государственных доходов и на социальные вопросы.

Различают следующие виды законодательной деятельности:

- парламентские акты,

- делегированное законодательство,

- законодательство автономных органов.

Парламент признаётся суверенной и неограниченной законодательной властью. Никакой суд не имеет  права обсуждать действия парламента, данное правило применимо как к частным, так и к публичным актам. Парламентская процедура состоит в следующем6 под наблюдением министра короны составляется законопроект, который затем вносится либо в палаты общин, либо в Палату Лордов каким-либо членом парламента. Если законопроект проходит все этапы парламентской сессии, то он получает королевское одобрение и становится законом. Содержание закона излагается в разных изданиях и продаётся обычной публике. Ссылки делаются на те издания, которые публикуются королевским издательством.        

Делегированное законодательство – это огромный комплекс «норм, приказов, предписаний, подзаконных актов подчинённых органов, которым парламент делегирует специальные полномочия по изданию этих актов»1

Посредством делегированного законодательства создаётся возможность быстро принимать и изменять постановления без необходимости представлять их на утверждение парламента. Делегированное законодательство действительно только тогда, когда оно находится в рамках законодательных полномочий, представленных парламентом. Если же оно выходит за пределы полномочий, то оно является ultra vires и считается не действительным.

Высшая форма делегированного законодательства  -  «приказ в Совете». Фактически «приказ в Совете» обычно издаётся правительством и просто санкционируется Тайным Советом.

Таким образом, цель состоит в передаче широких законодательных полномочий правительственным департаментом. «Приказы в Совете» публикуются королевским издательством в качестве «Актов делегированного законодательства».

Законодательство автономных органов отличается от делегированного законодательства тем, что автономное учреждение имеет право самостоятельно  издавать законы для своих собственных членов и в некоторых случаях – для  других членов общества. Данное правомочие санкционируется Парламентом.

В качестве примера автономных законодательных учреждений можно назвать публичные     предприятия (транспортные или газовые управления, чьи постановления касаются широкого круга неопределённых лиц: пассажиры транспорта, пользователи газом и прочие, так как английская церковь, общий Медицинский Совет, Юридическое общество, профсоюзы и даже акционерные общества с ограниченной ответственностью являются автономными в том смысле, что они имеют возможность контролировать свою собственную внутреннюю структуру и издавать законы для своих членов). Это законодательство касается широкого круга лиц, так как любой человек, который нарушает Постановление, изданное автономным органом, может быть привлечён к гражданской ответственности за причинение вреда.

Следует отметить, что законодательство является не только историческим, но и главным юридическим источником английского права. К этой группе источников относятся и судебные прецеденты.

Действие доктрин прецедента неразрывно связано с составлением судебных отчётов. Хотя нет такого правила, что на дело можно опираться как на прецедент, если оно внесено в судебные отчёты, но практика такова, что прецеденты почти всегда содержатся в судебных отчётах.

В 19 веке запись судебных отчётов сложилась в целую систему и с того времени была сформулирована современная доктрина обязательности прецедента. В судебный отчёт включается вывод суда, содержащий доводы, на которых основано решение. С точки зрения доктрины прецедента именно доводы являются самой главной частью решения. Поскольку судебные отчёты служат фундаментом для доктрины прецедента, а она, в свою очередь, составляет основу английской правовой системы, то составлению отчётов должно уделяться большое внимание самими судьями.

Но этого не произошло и публикация судебных отчётов была и осталась частным предприятием.

Значительный интерес в английской системе представляет доктрина прецедента и её действие.

Доктрина обязательности прецедента состоит в том, что судья не просто обращается к ранее вынесенным решениям, как к руководству по делу, которое он рассматривает, а обязан применить правовые нормы, заключенные в решениях.

В качестве преимущества прецедентной системы отмечают её определённость, точность и гибкость. Определённость состоит в том, что судья, столкнувшийся с правовым вопросом, который уже получил решение, должен признавать это раннее решение.

Точность достигается наличием огромного количества дел в судебных отчётах, в которых содержится решение для множества конкретных ситуаций, соответствующим каким-либо конкретным отраслям права.

Никакой кодекс или закон, как бы тщательно они не были составлены, не могут предусмотреть те правовые проблемы, которые могут возникнуть из бесконечного разнообразия фактических обстоятельств. Поэтому в странах с континентальной правовой системой судья должен принимать решение, руководствуясь широкими принципами.

Гибкость достигается возможностью отклонить решение или отмежевать от нег как отличающегося по существу, а также выделить ошибочное решение и ограничить его действие.

Недостатки системы прецедентов – это присущая ей жёсткость, которая может привести к затруднениям, а также всё возрастающее количество опубликованных прецедентов.

Вместе с тем, очевидно, что нельзя бесконечно обращаться к прошлому. Каждая норма права должна иметь свой источник. Если она не создана статутом, то она должна быть создана судом. Так, при отсутствии прецедента, нарушается доктрина, и судья обязан прийти к решению по делу в соответствии с общими принципами. Даже в настоящее время бывают дела, для которых не находится прецедента. О таких делах говорят, как о делах «по первому впечатлению», и от судьи требуется в этом случае создать право, а не применять его. Для этого он должен обратиться к аналогичным принципам, однако и правовые принципы должны иметь свой источник.

В прецедентах должны быть обязательные элементы. В первую очередь – это изложение правовых принципов, применимых к правовым вопросам, возникающим из конкретных обстоятельств. Не являются обязательными выводы судьи по конкретному делу, а именно правовые принципы, которые применялись. Это означает, что судья или присяжные не связаны с выводом по ранее решённому делу, даже если окажется, что прямые факты более раннего дела совпадают с фактом рассматриваемого дела. При этом  нужно иметь в виду, что не каждое правоположение в постановлении суда имеет обязательную силу. Признаются обязательными только те правоположения, которые базируются на установленных фактах, составляющих основу решения.

В доктрине предусматриваются прецеденты, которые не являются обязательными. К ним относятся убеждающие прецеденты, отвергнутые прецеденты, прецеденты, не совпадающие по фактам.

Для английского права, которое рассматривается нами в качестве общего для всей англо-саксонской правовой семьи, характерным является признание в качестве его источников сочинения отдельных авторов. Но естественно не все труды по английскому праву превратились в авторитетные собрания правовых норм. Из многих работ, написанных как учебные руководства по праву, всего лишь около 12 признаются всеми судьями и другими лицами юридических профессий надёжными, авторитетными источниками.

В работе Р. Уолкера «Судебная система» приводятся имена таких известных авторов, как:

1. Трактат Гленвилла «О законах и обычаях Англии», 1187 г

2. Трактат Брактона «О законах и обычаях Англии», 1250 г

3. Трактат Литльтона «О держаниях», конец 15 в

4. Сочинение Кока «Институции английских законов» - 4 книги, первая вышла в 1628 г.

5. Сочинение Блэкстона «Комментарии к законам Англии» - 1765 г. 4 книги комментариев посвящены конституционному, семейному праву, праву собственности на движимое и недвижимое имущество,  право наследования, договорному, уголовному праву и гражданскому и уголовному процессу. Блэкстон является наиболее крупным специалистом в области уголовного права.

Современная правовая литература не рассматривается в качестве источника общего права, так как его основные преимущества считаются твёрдо установленными и изложенными в хронологическом порядке. В настоящее время имеется очень много авторитетных и классических трудов, широко используемых адвокатами и даже судьями и обладающих убедительной силой. Но к ним обращаются как к руководству, а не как к источнику права. Вместе с тем было несколько дел, когда суд выражал готовность принять почти буквально мнение учёного – юриста.

1.2. Гражданское право и смежные с ним отрасли права

Эти отрасли права состоят в основном из отдельных актов, принятых в конце XIX века, либо в ХХ веке.

Вопросы собственности, прежде всего земельный, регулируются законами, принятыми в 1925 году (закон о собственности, об управлении имуществом и другие).

Обязательства в английском праве принято разделять на возникающие из договоров и из правонарушений. Порядок заключения договоров, их выполнение, то есть взятых обязательств, регулируются в основном прецедентным правом.

К основаниям возникновения обязательств из правонарушения относят: нарушение прав владения, различные посягательства на права личности, в том числе путём устных или письменных клеветнических заявлений, обмана, причинённого личного или имущественного вреда и другие.

В английском праве действует принцип «строгой ответственности», согласно которому требуется установить лишь факт причинения вреда, но нет необходимости доказывать субъективную вину правонарушителя. Этот принцип действует к некоторым видам обязательств из правонарушений. Большинство обязательств из правонарушений регулируется нормами прецедентного права.

Для гражданского права Англии специфику представляет законодательство о компаниях. Центральное место в нём занимает Закон о компаниях 1985 года. Это обширный акт, в котором подробнейшим образом (подробность – характерная черта английского законодательства) регламентируются вопросы учреждения и регистрации компаний, устанавливаются правовые рамки осуществления ими предпринимательской деятельности. В этом законе предусмотрены многочисленные вопросы, связанные с деятельностью компаний.

Вопросы кредитования, продажи товаров в рассрочку с одновременной защитой прав потребителей регулируются Законом о потребительском кредите 1974 года.

В английском законодательстве подробно регламентируются семейные отношения, им посвящено около десятка законов.

В регулировании трудовых отношений важная роль принадлежит как законодательству, так и прецедентному праву, которое формируется в ходе судебного разбирательства трудовых споров. Трудовые отношения – это особая форма общественных отношений, их регулирование подвергается значительным изменениям и во многом зависит от уровня удовлетворения интересов сторон, участвующих в этих отношениях.

Большое внимание в Англии уделяется вопросам социального обеспечения. Центральное место занимает Закон о национальной службе здравоохранения 1977 года с дополнениями 1980 года, Закон о социальном обеспечении 1985 года и ряда других.

Для Англии характерным стало развитие законодательства об охране окружающей среды. Наиболее важным признаётся Закон о контроле над загрязнением окружающей среды 1974 года. Этим законом установлена система налогов на природопользователей и штрафов для загрязнителей.

Принят также целый ряд законов, регулирующих защиту различных компонентов окружающей среды: вод местных источников морей, атмосферного воздуха, заповедников, растений и животных.

1.3. Уголовное право

Уголовное право Англии за свою историю прошло значительное изменение.

Ранее преступные деяния определялись по нормам общего права и многочисленными статутами. Причём статуты предусматривали ответственность за одно и то же преступление.

Характерным для этого периода была жёсткость наказания, причём, смертная казнь признавалась основным видом наказания, а все остальные – второстепенными. К ним относились каторжные работы, ссылка на галеры, заключение в тюрьму, публичная порка и другие телесные наказания.

В Европе уголовное право претерпевало существенные изменения и приспосабливалось к новому буржуазному обществу. Необходимость изменения уголовного законодательства назрела в Англии. И оно было модифицировано в период с 1830 по 1890 гг. Были отмечены многочисленные статуты, они были заменены консолидированными актами, предусматривающими ответственности за отдельные группы преступлений (кражи, подлог, повреждение имущества и прочее). Отменена смертельная казнь за имущественные преступления, членовредительство и позорящие наказания. Попытка кодификации уголовного права не увенчалась успехом.

В 20 столетии были приняты законодательные акты, которые относятся а Общей части уголовного права.

Закон об уголовном праве 1967 года содержит новую классификацию преступлений. Также приняты Законы об ответственности за сговор, за покушение на преступление, о назначении наказаний и ряд других.

Наряду с этим приняты многочисленные законы об ответственности за конкретные виды преступлений: убийство, протии личности, половые преступления, похищение детей, о краже, о ложных сообщениях и многие другие.

В настоящее время разработан проект уголовного кодекса для Англии и Уэльса, но составители не ожидают его рассмотрения Парламентом.

Основные элементы нынешней системы наказания в Англии – лишение свободы, пробация и штраф. Смертная казнь отменена в 1969 году.

Пробация (буквально – «испытание») – наиболее распространённая форма уголовного осуждения в Англии. Она предполагает оставление осуждённого на свободе под условием выполнения ряда требований, установленных судом: не посещать определённых мест, воздержаться от встреч с определёнными лицами, оставаться дома в вечернее время, регулярно посещать церковь и другие.

С 1973 года применяется также отсрочка в исполнении приговора к лишению свободы или штрафу.

1.4. Уголовный и гражданский процесс

Уголовный процесс в Англии прошёл значительный исторический путь. Он представляет собой сложную деятельность различных органов по рассмотрению уголовных дел.

Все преступления относительно их рассмотрения в судах делятся на три класса:

1.                           Преступления, которые преследуются по обвинительному акту. Эти преступления рассматриваются судом, состоящим из судьи и присяжных.

2.                           Суммарные преступления. Они рассматриваются судом без присяжных. Составы этих преступлений и методы их рассмотрения устанавливаются в статутном порядке. Дело рассматривается сразу по существу от начала до конца, без предварительного рассмотрения.

3.                           Преступления, которые рассматриваются либо суммарно, либо на основании обвинительного акта. Составы этих преступлений также устанавливаются в статутном порядке, причём специально оговаривается, что они могут рассматриваться как суммарные, так и по обвинительному акту.

На этой классификации преступлений основана вся английская система уголовных судов.

Судебный процесс по рассмотрению преступлений, преследуемых по обвинительному акту, включает в себя:

а)  меры обеспечения явки обвиняемого в суд,

б) предварительное судебное рассмотрение, предание суду,

в) представление проекта обвинительного акта,

г) обвинительный акт,

д) представление обвинения и объяснения подсудимого,

е) ход судебного разбирательства.

Суммарный процесс образует следующие стадии:

а) вызов в суд,

б) слушание дела: суд доводит до обвиняемого сущность обвинения, дача объяснений обвиняемым. Если обвиняемый признаёт себя виновным, то суд может осудить его без рассмотрения доказательств. Если обвиняемый не признаёт себя виновным, то обвинитель представляет свои доказательства. Затем суд удаляется и либо выносит обвинительный приговор, либо отвергает обвинение.

По обоим видам процесса предусмотрена апелляция, порядок её осуществления предусмотрен английским законодательством.

Источниками уголовно-процессуального права в Англии служат законодательные акты, которые наряду с процессом содержат вопросы судоустройства. К их числу относятся Законы о Верховном суде от 1981 года, о магистратских судах от 1980 года, о присяжных судах от 1974 года, об обжаловании по уголовным делам от 1968 года.

В 80-е годы прошлого столетия были приняты Закон об отправлении правосудия 1985 г, Закон о преследовании за преступления 1985 г, Закон о полиции и доказательствах по уголовным делам 1984 г Что касается норм прецедентного права, их роль остаётся весьма существенной: она состоит в толковании положений, в общей форме изложенных в отдельных законодательных актах, и в устранении пробелов в законодательстве.

Источников гражданского процессуального права в Англии являются прежде всего законодательные акты, определяющие структуру, компетенцию и некоторые вопросы деятельности судов соответствующих уровней (Закон о Верховном суде 1981 г, Закон о судах графств 1984 г, Закон о судах и юридических услугах 1990 г и другие). Важную роль в регулировании гражданского судопроизводства играют законы об отправлении правосудия, а также правила Верховного суда и правила других судов. Они разрабатываются комитетами, состоящими из небольшого числа судей и других высококвалифицированных юристов. Эти правила утверждаются лордом – канцлером и вступают в силу, если их проекты не встречают возражений со стороны Парламента.

2. Правовые системы отдельных стран англосаксонской-правовой семьи

2.1. Общая характеристика правовой системы США

На правовую систему США значительное влияние оказало английское право. На это существовали веские основания.

В то время на территории США существовало 13 отдельных колоний Англии. В каждой из них применялись английские законы и нормы общего права, но со значительными ограничениями, вызванными специфическими местными условиями. В большинстве колоний были изданы собрания законодательных актов.

После образования США в них сохраняли действие английские законы, действовавшие на момент провозглашения независимости, если они не противоречили Конституции и новым законам. Вместе с тем действовали и нормы английского общего права, сформулированные в решениях британских судов. На базе этих норм в штатах складывались свои системы общего права. Эти системы наряду со сходством имели различия. В каждом штате силу обязательного судебного прецедента имеют решения, вынесенные Федеральными судами всех инстанций и Верховным судебным органом штата. Решения судебных органов других штатов имеют лишь силу убеждающего прецедента.

Важнейшее отличие американской правовой системы от английской – предопределяющее значение Конституции в качестве основного источника права. С 1820 года многие штаты вступили на путь кодификации общего права. При этом судом были даны широкие полномочия их толкования. Многие институты права вообще не стали предметом законодательного регулирования.

Основная тенденция дальнейшего развития права США – возрастание роли законодательства при сохранении принципиального значение решений Верховного суда страны.

На протяжении всего 19 века во многих штатах предпринимались попытки подготовить Кодексы законов по отдельным отраслям права. Так отдельными штатами были подготовлены проекты гражданского, уголовного, гражданского процессуального и уголовно-процессуальных кодексов. Часть из них были одобрены законодательными органами штатов.

Постепенно складывалось соотношение Федерального законодательства и законодательства штатов. Федеральное законодательство имеет особо важное значение в качестве источника права в регулировании вопросов экономики, финансов, обороны, проблем, а также таможенных правил, торговли между штатами, авторских прав, патентных отношений и других.

Но следует отметить, несмотря на повышение роли Федерального законодательства, область применения законодательства и общего права штатов, в особенности по проблемам гражданского и уголовного права, судоустройства и судебного процесса значительно шире.

Федеральное законодательство США публикуется в систематизированном виде в качестве Свода законов США. Он переиздаётся каждые шесть лет.

С конца 19 столетия в США предпринимаются усилия по сближению и публикации законодательства Штатов. Для этого была создана специальная организация – Национальная Конференция. Её решения имеют рекомендательный характер.

Важную роль в разработке проектов унификации законодательства штатов играет также Институт американского права. Это частная организация, но в неё входят видные юристы США. В 1962 году ими был разработан проект Примерного Уголовного кодекса. Этот институт предпринимает попытки сближения норм общего права отдельных штатов путём издания «Обновлённого изложения права». В нём излагаются в форме напоминающей статьи законы, нормы американского общего права по различны отраслям – это договорное право, предпринимательство, коллизия законов, гражданско-правовые деликты, собственность, страхование, квази-договоры, доверительная собственность. Это издание не имеет формальной юридической силы закона, однако их авторитет столь высок, что ссылки на них содержатся во многих судебных решениях.

2.2. Правовая система Канады

Правовая система Канады характеризуется определённым разнообразием. Хотя влияние английского права является преобладающим и оно является общим для данной страны.

Своеобразие правовой системы определяется её историческим развитием. Территория будущей Канады в начале осваивалась переселенцами из Франции, а затем из Англии. Эти страны соперничали за обладание данной территорией. В 1763 году Канада стала британской колонией, на которую были полностью распространены английские законы.

Но одна из провинций – Квебек, где преобладало население французского происхождения, осталась приверженной не английскому, а французскому праву. Значительные особенности в правовой системе Квебека сохраняются и поныне. Квебек – это одна из десяти провинций Канады, где проживает большинство франкоязычных канадцев (их в стране 27%).

Когда Канада стала британской колонией, то в ней естественно утвердилась система английского общего права. В соответствии с ней, решения судов высокого ранга, не только канадских, но и британских, получают обязательную силу судебного прецедента, считаются таким же источником права, как и законодательные нормы, создаваемые Парламентом.

Кроме того, в Канаде применяются и сохраняют в известной мере самостоятельное значение нормы так называемого права справедливости, которые были выработаны в решениях суда канцлера XV – XIX вв. В то время как в Англии эти нормы включены в систему норм общего права.

До 1933 года постановления Канадских судов подлежат обжалованию в судебном комитете Тайного совета в Лондоне. Но ранее принятые решения английских судов, истолковавшие действующие в Канаде английские законы и нормы общего права, по-прежнему, обладают обязательной силой. В настоящее время Верховный суд Канады играет решающую роль в обеспечении единства системы общего права. Но и решения высших судов провинций обязательны для низших судебных инстанций.

Долгое время законодательная власть в Канаде принадлежала британскому Парламенту. В 1982 году с изданием Конституционного закона, окончательно закрепившего государственный суверенитет страны, было установлено, что ни один последующий акт британского парламента не будет иметь силы в Канаде.

В связи с федеративным устройством страны необходимо установить разграничение законодательной компетенции между центром и провинциями, то есть Парламентом страны и законодательными собраниями провинций. В настоящее время в федеральной компетенции находится 27 вопросов, в том числе регулирование торговли, экономики, мореплавания и рыболовства, законодательство по вопросам денежного обращения и банков, патентов и авторского права, брака и развода, уголовного права и процесса. В компетенции властей провинций находятся вопросы, имеющие местный характер. К ним относятся: муниципальные учреждения, налоги на провинциальные нужды, а также образование и воспитание, отправления правосудий в провинциях, гражданский процесс.

В сфере гражданского и торгового прав действуют не кодексы, а законодательные акты по отдельным правовым институтам. Вместе с тем остаётся достаточное количество институтов, которые регулируются в основном нормами общего права.

В сфере регулирования деятельности корпораций и торговли действуют акты, принятые по образцу соответствующего английского законодательства, но с учётом опыта американских законов и собственной деловой практики.

Гражданский процесс построен на тех принципах англо-саксонской правовой системы и определяется соответствующими законодательными актами и судебными правилами. Гражданский процессуальный кодекс имеется только в провинции Квебек.

Уголовное право и процесс Канады унифицирован в масштабе всей страны. В 1955 году издан новый Уголовный Кодекс. Этот Кодекс представляет собой результат переработки прежнего законодательства с учётом опыта применения его судами, а также использование Кодекса других государств, в том числе и американских штатов. УК 1955 года закрепил применение уголовного наказания за деяния, не предусмотренные в нём. Вместе с тем, он разрешил использование норм общего права для толкования и применения положений Кодекса.

Кодекс сохранил определённые пережитки ранее действовавшего права. К ним можно отнести телесные наказания (порки) за вооружённое ограбление, за некоторые преступления против личности и половые преступления. В этом Кодексе сохранились суровые наказания за многие преступления. Для лиц, признанных «привычными преступниками» или «сексуальными психопатами», предусматривается превентивное заключение на неопределённый срок.

Кодекс включает также нормы уголовного процесса, например, о юрисдикции судов. Безусловно, Уголовный кодекс с такими устаревшими положениями вряд ли может соответствовать современным социальным условиям. Поэтому необходим радикальный его пересмотр. Для этого учреждается Постоянная конференция по унификации права в Канаде. Она периодически обсуждает «модельные» проекты законов, рекомендуемых всем провинциям. Это делается для преодоления существенного различия в законодательств провинций.

Издающиеся в Канаде законы публикуются в ежегодных сборниках «Статуты Канады» и «Статуты отдельных провинций». Научные исследования в области права ведутся на юридических факультетах 20 университетов Канады. На развитие юридической науки и судебную практику заметное влияние оказывают труды английских и американских юристов.

2.3. Правовая система Австралийского Союза

Австралия, как и большинство стран англо-саксонской правовой системы, является федеративным государством. Она входит в Британское Содружество Наций. Состоит из шести штатов и двух территорий. По форме правления – это конституционная монархия. Главой государства является королева Великобритании, которая осуществляет свои полномочия через назначаемого ею генерал-губернатора.

Законодательная власть осуществляется двухпалатным парламентом, избираемым всеобщим голосованием.

Исполнительная власть возложена на британскую королеву и осуществляется от имени генерал-губернатором. Генерал-губернатор производит назначение на государственные должности, осуществляет право помилования и является Верховным Главнокомандующим.

Правительство Австралии образуется из представителей партии, получившей большинство мест в Парламенте и возглавляется премьер-министром. Им становится лидер, победивший на выборах партии, который формирует Кабинет.

Правовая система Австралии обладает всеми чертами, характерными для англо-саксонской правовой системы. Она формировалась под непосредственным влияние английского права. В английских колониях Австралии сразу же стало непосредственно применяться английское право. В дальнейшем колониям Австралии была предоставлена возможность самим сформировать свои правовые и судебные системы. Однако в сфере общего права и в сфере законодательства Австралии в значительной мере копировались решения английских судов и акты британского Парламента.

Общее право является единым для всех шести штатов и территорий Австралийского Союза Единство Австралийского общего права обеспечивается деятельностью Верховного суда Австралии. Его решения по вопросам общего права, принятые по жалобе на Постановление суда любого штат обязательны для всех судов Австралийского Союза. Силу прецедента  имеют только решения Верховного суда Австралии и верховных судов штатов и территорий не считали и не считают себя связанными ранее принятыми решениями.

До 1960 года влияние английского права на систему австралийского права было очень велико. Постановлениям Палаты лордов и других британских апелляционных судебных инстанций отдавалось предпочтение перед решениями австралийских судов даже самого высокого ранга. Лишь в последнюю четверть 20 века австралийское общее право стало рассматриваться как самостоятельная система. Это было закреплено в решении Судебного Комитета Тайного Совета Великобритании и ряда австралийских судов. Однако и поныне австралийские суды в своих постановлениях нередко ссылаются на авторитет английских судов.

Законодательство Австралии включает в себя: законы, изданные Парламентом союза и отдельных штатов. Подзаконные акты исполнительных органов власти также имеют общеобязательную силу. Компетенция Союза и штатов определена Конституцией. Существенная часть вопросов регулируется законодательством штатов, есть области, которые регулируются как Союзом, так и штатами.

В случае противоречия приоритет отдаётся законодательству Союза. В исключительную компетенцию Союза относятся наиболее важные сферы законодательства: юрисдикция судов и правосудия, по вопросам найма и увольнения, пенсионного обеспечения, брака и развода, а также банковское и авторское право.

Законодательством штатов регулируется право земельной собственности, договорное право, ответственность за причинение вреда условия труда и другие.

Гражданское право Австралии имеет значительное сходство с английским правом, что является вполне естественным. Вместе с тем имеются отличия в нормах, регулирующих земельные и трудовые отношения. Право собственности на земельные участки существенно отличается от норм английского права, особенно в вопросах государственной регистрации.

Трудовое законодательство Австралии развивалось в условиях нехватки рабочей силы, поэтому широкое признание получило применение принудительного арбитража при разрешении трудовых конфликтов между предпринимателями и работниками. Этот закон предусматривает участие профсоюзов в трудовых отношениях, регулирует их взаимоотношения с членами профсоюзов.

В области гражданского права создано законодательство, направленное на защиту покупателей от недобросовестных продавцов и рядовых   потребителей от произвола крупных корпораций. Деятельность компаний по всей стране регулируется законом о Корпорациях 1989 года.

В Австралии значительное внимание уделяется законодательному регулированию окружающей среды. Наряду с применением законодательных актов предпринимаются попытки приспособить нормы общего права в частности по защите интересов частных собственников.

Австралийское законодательство в отличие от других имеет своеобразную отрасль, состоящую из норм, регулирующих юридическое положение коренных жителей страны – аборигенов. После референдума, проведённого 1967 году, аборигены были формально признаны полноправными гражданами. Было создано федеральное министерство по делам аборигенов. В ряде штатов приняты законы, предоставившие право аборигенов на землю, строятся посёлки для аборигенов, их права защищаются нередко представителями официальных органов власти.

Уголовное право Австралии своим источником имеет законодательство Союза и отдельных штатов, а также нормы общего права. В рамках Союза действует только закон о государственных преступлениях. Этим законом предусмотрена ответственность за преступления, посягающие на безопасность Австралийского Союза. Уголовное право кодифицируется только в трёх штатах. В остальных штатах и территориях были по примеру Англии, приняты консолидированные акты, устанавливающие ответственность по определённым группам преступлений (убийство, посягательство на личность, кражи и прочее).

Характерным является то обстоятельство, что Уголовным Кодексом отдельных штатов Австралии были распространены на английские колонии, расположенные а Африке. Основные виды наказания по уголовному праву Австралии: тюремное заключение, условное осуждение и штраф. Смертная казнь в Австралии отменена в 1985 году. Применяется периодическое временное освобождение от тюремного заключения для работы. Оно применяется в конце срока отбывания этого наказания.

Судебная система Австралии включает в себя: Федеральные суды, суды отдельных штатов, а также несколько специальных судебных учреждений с чётко определёнными весьма ограниченными функциями. Федеральные суды созданы в качестве высших судебных органов, а также для выполнения судебных функций в столичной и Северной территориях.

Федеральная система судебных органов включает: Высокий суд Австралии, Семейный суд Австралии и Федеральный суд Австралии. Высокий суд Австралии рассматривает вопросы, связанные с толкованием Конституции. Дела, в которых Австралийский союз  выступает в качестве одной из сторон, споры между штатами другие.

Федеральный суд Австралии состоит из двух отделений – общего и промышленного, в котором рассматриваются трудовые конфликты. Основная функция Федерального суда состоит в рассмотрении жалоб на постановления, вынесенные его судьями единолично, на Постановления Верховных судов территорий и некоторые Постановления Верховных судов штатов, осуществляющих верховную юрисдикцию.

Семейный суд Австралии полномочен дать разрешение на развод на всей территории страны, за исключением одного штата и одной территории, в которых эту функцию выполняют соответствующие Верховные суды. Помимо разводов Семейный суд рассматривает любые другие споры между супругами или бывшими супругами. Заседание проходит при закрытых дверях.

Системы судов каждого штата и территории имеют свои особенности как в организации, так и в отправлении правосудия. Высшей судебной инстанцией для штата и территории является Верховный суд. Он рассматривает как суд первой инстанции дела о наиболее серьёзных уголовных преступлениях и гражданские дела со значительной суммой иска, так и жалобы на постановления нижестоящих судов.

В отдельных штатах создаются суды графств и округов. Низшее звено образует местные суды. Они могут наказываться магистратскими, либо судами малой сессии.

В Австралии учреждаются специализированные суды. Трибунал административных обжалований, во всех штатах имеются промышленные трибуналы. К числу специализированных относятся суды по расследованию преступлений на море.

Преследование по малозначительным уголовным делам осуществляется полицией. Преследование по обвинению в серьёзных преступлениях осуществляется ведомством генерального аттория. В судах их Представителей называют Королевскими обвинителями.

Заключение

Англо-саксонская правовая семья объединяет правовые системы стран, которые в прошлом находились в зависимости от Великобритании (колонии, доминанты или подопечные территории).

Правовые системы этих стран имеют общие характерные черты, но не только это. Следует признать не только формальную общность правовых систем, но и их реальную основу – английское право.

Следовательно, общим для правовых систем стран, входящих в англо-саксонскую правовую семью, является английское право, которое существует в Великобритании. Следовательно, их правовые системы имеют один общий корень: все они произошли из права, которое сложилось к середине XVII столетия. Поэтому для характеристики англо-саксонской правовой семьи  необходимо раскрыть содержание английского права и правовых систем таких стран, как США, Канады, Австралии и ряда других стран.

Правовые системы этих стран образуют некоторое единство, то есть совокупность общего и своеобразие каждой из них. Благодаря своеобразию правовых систем стран и образуется англо-саксонская правовая семья, в которой общим элементом является английское право. Другими составляющими   англо-саксонской правовой семьи   являются правовые системы каждой из стран, входящих в эту систему. Это правовые системы США, Канады, Австралии, Индии, Пакистана и других стран, находившихся ранее в зависимости от Великобритании.

Для характеристики англо-саксонской правовой семьи  в работе более подробно раскрывается : английское право, его исторические, юридические и литературные источники. Среди этих источников общего внимания на общее право, право справедливости и законодательство. Учитывая роль прецедента в судопроизводстве англо-саксонской правовой системы, его доктрине уделено достаточное внимание. Для получения более полной картины правовой системы Великобритании в курсовой работе даётся общая характеристика её отдельных отраслей (гражданское, уголовное и уголовно-процессуальное право).

В несколько сокращённом виде рассматриваются правовые системы США, Канады, Австралии. Это объясняется тем, что эти страны являются наиболее развитыми в экономическом и социальном плане. Их правовые системы, благодаря английскому праву, получили значительное развитие, в том числе определённые элементы их правовых систем имеют определённое своеобразие. При этом следует иметь в виду, что английское право до сих пор учитывается как в законодательной деятельности, так и в судебной практике отдельных стран, входящих в эту правовую систему.

В курсовой работе с достаточной определенностью выражена мысль, что для англо-саксонской правовой семьи характерно наличие общего начала, выраженного в английском праве, и своеобразие её отдельных элементов, присущих правовым системам отдельных стран. Такой подход позволил раскрыть характерные черты англо-саксонской правовой семьи.

Список использованной литературы

1.     Давид Р. Основные правовые системы современности, - М., 1988

2.     История государства и права зарубежных стран. В 2-х томах, - М., 1994

3.     Общая теория государства и права. В 2-хтомах/ Под ред. М.Н. Марченко – М., 2000

4.     Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. – М., 1993

5.     Соединённые Штаты Америки. Конституция и законодательные акты/ Под ред. О.А. Жидкова, - М., 1993

6.     Уолкер Р.Английская судебная система. Перевод а английского, - М., 1980

7.     Фридман Л. Введение в американское право. – М, 1992