Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Всероссийский заочный финансово-экономический институт

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Внутренний аудит»

на тему: «Вариант № 5»                                                                                        

                                                          Исполнитель:

                                                          Специальность: бух. учет, анализ и аудит.

                                       Группа:                                                                                               

                                                          Преподаватель:

г. Владимир, 2009 г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение ......................................................................................................................3

1.           Оценка существующей на предприятии контрольной среды..................................4

2.     Классификация и методы анализа бизнес рисков........................................................8

Заключение .........................................................................................................................15

Список использованной литературы ..............................................................................16

Введение

Система внутреннего контроля организуется руководством предприятия. Это первое и основное отличие внутреннего контроля от прочих видов контроля. Независимый аудит проводится независимым аудитором, формы и виды контрольных действий также определяются аудитором (п. 9 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации). Ревизия проводится штатным ревизором какого-либо ведомства, формы и виды контрольных действий также определяются этим ведомством.

Внутренний контроль — это система мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций. Внутренний контроль определяет законность этих операций и их экономическую целесообразность для предприятия.

Целями организации системы внутреннего контроля на предприятии являются:

1. Осуществление упорядоченной и эффективной деятельности предприятия;

2. Обеспечение соблюдения политики руководства каждым работником предприятия;

3. Обеспечение сохранности имущества предприятия.

Оценка существующей на предприятии контрольной среды

 

 

Контрольная среда включает следующие элементы:

vстиль и основные принципы руководства предприятием;

vорганизационная структура предприятия;

vосуществляемая кадровая политика;

vраспределение ответственности и полномочий;

vпорядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей;

vпорядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей;

vсоответствие хозяйственной деятельности экономического субъекта в целом

vтребованиям действующего законодательства.                                 

         Важнейшим фактором создания благоприятной контрольной среды является стиль работы руководства предприятием.     

         Стиль руководства предприятия предполагает:

•соблюдать законодательство или использовать любые средства для уклонения от уплаты налогов;

•реализовывать стратегическое направление развития или решать сиюминутные проблемы;

•создать эффективно работающие контрольные подразделения или сэкономить на этом,  снизив управляемость предприятием;

•организовать надежный материальный учет;

•создать эффективную систему управленческого учета;

•создать систему квалификации кадров или сэкономить.

         Принципы руководства в эффективной системе внутреннего контроля:

•широкое разделение ответственности и полномочий;

•принцип приоритетности стратегических целей;

•несклонность руководства к риску;

•руководство проводит консультации с аудиторами, юристами;

•руководство устанавливает этические нормы.

         Организационная структура должна соответствовать размерам и степени сложности бизнеса. Она рассматривается на уровне всей организации и на уровне отдельных служб и подразделений.

         Вероятность мошенничества значительно уменьшается, если каждый служащий предприятия точно знает, кто за какой участок работы отвечает.

         Кадровая политика складывается из ряда элементов:

•источники новых кадров. Многие предприниматели, осуществляя подбор кадров, предпочитают обращаться в специализированные агентства по персоналу.

•сочетание традиционных методов подбора кадров с методами научной психологии основывается на следующих процедурных этапах:

         а) предварительное собеседование;

         б) сбор и проверка информации о кандидате;

         в) заключительное собеседование.

•организация системы управления персоналом;

•организация увольнения сотрудника.

         Критерии эффективной кадровой политики:

•программы обучения персонала;

•периодическое перераспределение обязанностей;

•система отбора, найма, продвижения по службе.

         Распределение ответственности и полномочий предполагает распределение следующих функций:

Øразрешение хозяйственных операций;

Øотражение операций в бухгалтерском учете;

Øнепосредственный доступ к активам и контроль за ними;

Øпериодическое сопоставление существующих активов с данными бухгалтерского учета.

         Цель управленческого учета состоит в обеспечении информацией внутрипроизводственного планирования, управления и контроля.

         В управленческом учете основное внимание обращается на центры ответственности – структурные подразделения, возглавляемее руководителями, которые несут ответственность за результаты их работы.

         В управленческом учете отчеты составляются по мере надобности, ежемесячно, еженедельно, ежедневно, а иногда и немедленно.

         Формы внутренней отчетности оформляются приложением к учетной политике в соответствии с п. 5 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».

         Руководство предприятия самостоятельно устанавливает состав, сроки и периодичность представления внутренней отчетности. Главный принцип – целесообразность, экономичность и оперативность.

         Основные требования для подготовки отчетности для внутренних целей:

•регламентация деятельности на основе специальных схем;

• единичная ответственность;

•создание информационной системы управления;

• установление процедур по защите от несанкционированного доступа.             

         Система формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности один из элементов системы контроля, снижающий вероятность мошенничества на предприятии.

         Каждое мошенничество включает в себя три компонента:

vсам акт хищения;

vпопытку скрыть содеянное от других;

vреализацию похищенного.

         Существуют следующие характеристики подготовки бухгалтерской отчетности:

§должен быть установлен график документооборота;

§должны быть установлены жесткие сроки подготовки внешней отчетности;

§должна быть утверждена учетная политика;

§изменения должны отслеживаться.

        

                   Изменение законодательства должны отслеживаться и своевременно вноситься изменения

                   Методы оценки разрабатываются аудитором самостоятельно, с этой целью собирают сведения о стратегии внутреннего контроля по указанным основным направлениям, определяют насколько они удовлетворяют указанным критериям эффективности и делают выводы об их влиянии на надежность систем внутреннего контроля.

Классификация и методы анализа бизнес рисков

Деятельность любой организации подвержена самым различным рискам. Для целей эффективного управления ими, конечно, необходима определенная классификация.

Классификация рисков помогает:

  • Составить наиболее полный перечень рисков, присущих бизнесу компании;
  • Выбрать наиболее подходящий метод управления для каждого из них;
  • Оптимальным образом организовать систему управления рисками компании.

Международная ассоциация специалистов по управлению рисками в документе «Generally Accepted Risk Principles» («Общепринятые принципы управления риском») выделяет следующие виды рисков:

  • кредитный риск (несоблюдения обязательств);
  • рыночный риск (изменения рыночных факторов: цен, курсов валют, процентных ставок);
  • риск концентрации портфеля (на одном продукте, сегменте, финансовом инструменте);
  • риск ликвидности (невозможность выполнять текущие обязательства);
  • операционный риск (набор неблагоприятных событий, начиная с технологических сбоев и заканчивая ошибками персонала, мошенничеством);
  • риск бизнес-события (например, неудачного слияния с другой компанией или неверной маркетинговой оценки спроса на рынке).

В литературе по управлению рисками можно найти несколько десятков вариантов классификации рисков. Приведем некоторые из них:

  • По характеру последствий: чистые (только потери), спекулятивные (потери или незапланированная прибыль), упущенная выгода.
  • По масштабам последствий: незначительные, допустимые, критические, катастрофические.
  • По частоте реализации: малая, средняя, высокая (или по повторяемости: постоянный, повторяющийся, разовый).
  • По уровню возникновения: отрасль или группа смежных отраслей, регион, страна в целом, глобальные риски.
  • По масштабу (или уровню возникновения):

o    локальный  или микроэкономический (на уровне отдельного рабочего места или сотрудника, структурного подразделения, хозяйствующего субъекта),

o    отраслевой (аграрный, промышленный, связанный с изменением в отрасли, степенью конкуренции, налоговым режимом),

o    региональный,

o    национальный (макроэкономический связан с изменением политической ситуации, законодательства, налоговой и денежно-кредитной политики, с государственным  регулированием  экономики),

o    международный или глобальный.

  • По сфере возникновения (по отношению к управляемому объекту): внешние и внутренние. Источником возникновения внешних рисков является внешняя среда деятельности хозяйствующего субъекта (макросреда и микросреда). Источником внутреннего риска является внутренняя среда, т.е. сам хозяйствующий субъект.
  • По виду объекта, подверженного риску, выделяют риски, связанные с собственностью (имуществом, имущественными правами, доходами, персоналом, ответственностью). При этом для каждой группы ресурсов выделяются свои специфические риски. Для имущества - опасность огня, стихийных бедствий, кражи и т.д. Для персонала – риски, связанные с жизнью и здоровьем сотрудников и с исполнением ими своих служебных обязанностей. Риски ответственности - это риски финансовых потерь, вызванных гражданской ответственностью за качество продукции экологическую безопасность и т.д. Финансовые риски связаны с убытками вследствие простоя, неплатежеспособностью покупателя, превышением стоимости производственных программ и т.п.

·        По степени допустимости (минимальный, повышенный, критический, катастрофический (недопустимый)).

·        По природе возникновения – субъективный и объективный.

·        По этапу деятельности  - на стадии принятия решения или на стадии реализации.

·        По возможности предвидения и оценки – прогнозируемый, трудно прогнозируемый, непрогнозируемый.

·        По возможности страхования – страхуемый, не страхуемый.

·        По времени действия риски делятся на:  кратковременные, действующие в течение определенного времени (например,  транспортный риск, риск неплатежа по сделке) и постоянные (например, риск разрушения здания в сейсмологической зоне).

·        По причинам возникновения: неопределенность будущего, недостаток информации, субъективные факторы.

·        По структурному признаку:

o    имущественные (потеря имущества),

o   производственные (риск невыполнения предприятием своих обязательств по договору, риски реализации, неритмичность работы предприятия, аварий, катастроф),

o   торговый (усиление конкуренции, отсутствие спроса на товар),

o   деловой (эффективность управления, сложность выпуска продукции, эффективность производственной и инновационной деятельности),

o   финансовый (возможность потерь финансовых ресурсов),

o   природно-экологические (наводнения, землетрясения, штормы и т.д.),

o   политические (связанные с налогообложением, с государственным регулированием, например, антимонопольной политикой),

o   правовые риски (лицензии, патенты, невыполнение контрактов, судебные процессы),

o   социальные (преступность, нарушение безопасности объектов),

o   демографические (нехватка рабочей силы),

o   риски, связанные с человеческим фактором (нетрудоспособность, выход на пенсию, увольнение, смерть),

o   технические (пожары, изменения технологии, ухудшение качества продукта, ошибки в проектной документации).

Бизнес-риски в зависимости от вида деятельности разделяют на промышленные, торговые, банковские, аудиторские, риски страховых организаций и т.д. Любой из этих видов риска делится на операционный риск, связанный с основным видом деятельности, финансовый риск, связанный с возможной потерей финансовых  ресурсов и инвестиционный риск, связанный с возможностью потерь при реальном или финансовом инвестировании.

Операционный риск связан с осуществлением основного вида деятельности и обусловлен возможностью потерь при производстве продукции (работ, услуг) и в процессе их продажи. Он включает производственный риск, коммерческий риск, риск неисполнения хозяйственных договоров. Производственный риск связан с возможностью потерь в связи с нерациональным использованием ресурсов при производстве продукции (невыполнение запланированного объема производства, превышение бюджета затрат и т.д.) Коммерческий риск – риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг (риск снижения спроса, снижения качества, транспортный риск, риск неплатежеспособности покупателя).

Финансовые риски делятся на 2 вида:

·        связанные с  покупательной способностью денег (инфляционные, валютные риски, риски ликвидности) и

·        связанные с вложением капитала (риск упущенной выгоды (недополучения прибыли), риск снижения доходности (уменьшение процентов и дивидендов), риск прямых финансовых потерь). Риск снижения доходности включает процентный риск и кредитный риск. Риск прямых финансовых потерь включает биржевой риск, риск банкротства, селективный риск (неправильного выбора вложения капитала) и др.

Любому виду деятельности присущ информационный риск – риск, связанный с утратой информации или недостоверностью информации, на основе которой принимаются управленческие решения. Утрата 20% информации (сведений, данных, используемых в процессе управления) ведет к разорению 65 % компаний. К информационным рискам относятся риски в бухгалтерском деле, связанные с возможными ошибками при формировании экономической информации. Риски в бухгалтерском деле включают 2 группы: риски в бухгалтерском учете и налоговые риски. К информационным рискам относятся также риски, связанные с потерей и искажением информации в компьютерах, сетях и системах в результате сбоев технических программных средств, вирусов, риск разрушения средств обработки данных, машинных носителей информации, риск утечки информации, незаконного копирования данных, хищения информации и т.д.

Классифицировать риски можно по тому, каким целям они угрожают:

1. Надёжность и интегрированность информации. Примером риска для этого типа целей является случайное или преднамеренное искажение информации, содержащейся в финансовой отчетности.

2. Исполнение внутренних политик, планов, процедур, а также внешних законов и норм. Примером риска для этого типа целей является нарушение налогового или бухгалтерского законодательства, учетной политики предприятия.

3. Защита активов. Примером риска для этого типа целей являются убытки на рынке ценных бумаг, кража имущества,  убытки в результате чрезвычайных ситуаций (пожары, аварии, наводнения).

4. Экономичное и эффективное использование ресурсов. Примером риска для этого типа целей является уничтожение готовой продукции вследствие ошибочного прогнозирования объёма продаж.

5. Достижение целей, установленных для текущей деятельности и специальных программ – выполнение заданий по продажам и производству, обеспечение качества продукции и услуг, внедрение нового программного обеспечения. Примером риска, угрожающим выполнению заданий  для этого типа целей, является увеличение количества претензий от клиентов вследствие принятия заказов на товар, не имеющийся в наличии.

Назначение анализа риска –  получить необходимые данные для принятия решений и предусмотреть меры по защите от возможных финансовых потерь.

Основным методом анализа является сравнение. При анализе рисков используются также статистические, графические методы, факторный анализ, балансовый анализ и др.

В настоящее время наиболее распространенными являются следующие методы анализа рисков:

·        Статистический,

·        Экспертных оценок,

·        Аналитический,

·        Оценки финансовой устойчивости и платежеспособности,

·        Оценки целесообразности затрат,

·        Анализ последствий накопления риска,

·        Метод использования аналогов,

·        Комбинированный метод.

Статистический метод заключается в изучении статистики потерь и прибылей, имевших место на одном предприятии с целью определения вероятности события, установления величины риска.

Метод экспертных оценок  заключается в использовании  опыта экспертов. Группе экспертов может быть предложено  оценить  вероятность наступления рискового события. В простейшем варианте обобщенная оценка получается как средняя арифметическая простая из вероятностей, определенных экспертами, либо средняя арифметическая взвешенная, где весами выступает оценка компетентности эксперта. Разновидностью метода экспертных оценок является метод Дельфи, особенностью которого  является то, что эксперты лишены возможности совместно обсуждать ответы на поставленные вопросы.

Достоинство экспертизы состоит в оперативности получения информации  для принятия решений и относительно небольших затратах. Недостатки – высокий уровень субъективности и отсутствие  уверенности в достоверности полученных оценок.

Аналитический метод основан на теории игр и состоит в построении кривой риска – графической зависимости вероятности потерь от их величины.

Комбинированный метод состоит в объединении нескольких методов.

К специфическим методам относятся: лист активов и потерь (список активов и возможных рисковых потерь), риск-карты, вопросники для анализа рисков фирмы (какие случаи потерь имели место, как часто, какова была величина потерь), анализ текущих операций, анализ делового окружения фирмы, статистика прошлых потерь.

Заключение

Важнейшим фактором создания благоприятной контрольной среды является стиль работы руководства предприятием.

Организационная структура должна соответствовать размерам и степени сложности бизнеса. Она рассматривается на уровне всей организации и на уровне отдельных служб и подразделений.

Вероятность мошенничества значительно уменьшается, если каждый служащий предприятия точно знает, кто за какой участок работы отвечает.

Деятельность любой организации подвержена самым различным рискам. Для целей эффективного управления ими, конечно, необходима определенная классификация.

Классификация рисков помогает:

  • Составить наиболее полный перечень рисков, присущих бизнесу компании;
  • Выбрать наиболее подходящий метод управления для каждого из них;
  • Оптимальным образом организовать систему управления рисками компании.

Назначение анализа риска –  получить необходимые данные для принятия решений и предусмотреть меры по защите от возможных финансовых потерь.

Основным методом анализа является сравнение. При анализе рисков используются также статистические, графические методы, факторный анализ, балансовый анализ и др.

Список использованной литературы

1. Адамс Р. Аудит – М.: Юнити, 2005

1. Сотникова Л.В. Внутренний контроль и аудит. Учебник. – ВЗФЭИ. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000