Федеральное агентство по образованию

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Филиал в г. Архангельске

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«СОЦИОЛОГИЯ»

Вариант 17

Тема: «Социальная сущность семьи»

Студентки: 4 курса, ФК

г. Архангельск

2008

Содержание:

1. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа............ 2

2. Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи..................................................................................................... 6

3. Этапы жизненного цикла семьи и события, характеризующие эти этапы. 13

4. Список литературы................................................................................ 15

1. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа.

Семья считается одним из пяти фундаментальных институтов об­щества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья высту­пает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой обще­ства. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду, клуб по интересам или спортив­ную команду, но лишь семья остается той группой, которую он ни­когда не покидает. Наконец, семья - самый распространенный вид социальной организации.

Американский социолог Н. Смелзер пишет: «Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей». Известный советский исследователь семьи А.Г. Харчев обращает внимание на связь семьи с потребностями общества. Он рассматривал семью как «исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными, родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

Се­мья - главный институт человеческого общества. Он, в свою очередь, включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и др.

Процесс формирования семьи с институциональной точки зрения предстает как растянутый во времени процесс усвоения - социальных норм, ролей и стандартов, регулирующих ухаживание, выбор брачно­го партнера, стабилизацию семьи, сексуальное поведение, отношения с родителями супругов.

Семья как институт, точнее как совокупность институтов, не отно­сится к реальным людям. Институт семьи связан с обычаями, закона­ми и правилами поведения, которые закрепляют отношения родства между людьми. Законодательство - важнейшая часть семьи как ин­ститута. Существует семейное право, где закон определяет, что такое семья, каковы права и обязанности мужа и жены, детей и родителей. Закон определяет минимальный возраст заключения брака, правила раздела имущества после развода и т. д. Хотя закон не обязывает, чтобы супруги были обязательно разнополыми, но общественное мне­ние негативно относится к так называемым гомосексуальным союзам (между мужчинами или между женщинами).

Семью как институт следует отличать от семьи как первичной груп­пы. Группа состоит из конкретных людей, выполняющих определен­ные роли, связанных непосредственно личными отношениями. Отно­шения между людьми в группе спонтанные и интенсивные. Семья включает представителей двух поколений. В институте семьи есть опи­сания позиций отца, матери, жены и т. п. Это стандарты для оценки поведения исполнителей, их соответствия или несоответствия позици­ям. Эти позиции обозначаются термином «социальный статус».

Исследованием истории института семьи в разных культурах зани­мается культурная и социальная антропология. Она выясняет систему родства, типы брака, роли и статусы в семье, генеалогическое древо, ритуалы обручения, сватовства, рождения, смерти, имянаречения, по­ловой зрелости, инициации, сексуальные запреты, положение в обще­стве вдовых, разведенных, холостяков, лишенных родительских прав, сирот, незаконнорожденных.

Институт семьи различается в каждом обществе по своим задачам, устройству, социальной роли. Но для всех обществ характерно нечто общее. Семья возникла потому, что у человеческих детенышей, в отли­чие от всех других видов животных, самое протяженное детство. Зави­симость ребенка от родителей длится до 15-18 лет. В этот период он нуждается в материальной и социальной поддержке взрослых. Подго­товка к взрослой жизни происходит полноценно только в семье, так как она включает в себя не только обучение, тренировку, усвоение знании (в этом процессе семью может заменить школа), но также присвоение имени, прав наследования имущества или собственности, социального   статуса   и   положения   в   обществе,   отождествление с определенной линией родства, т.е. генеалогию. Никто и ничто, помимо семьи, не способен обеспечить молодому человеку признанную законом адресность – социальную «прописку» в данном обществе.

Понятие семья не следует путать с понятием брак. Институт брака не охватывает всю сферу семейной жизни и уж тем более все многообразие отношений, между родственника­ми - близкими и дальними. Он подразумевает совокупность норм и санкций, которые регулируют отношения супругов. Одни нормы но­сят юридический характер и регламентируются законодательством, другие относятся к культурным и регламентируются морально - обычаями и традициями.

К юридическим нормам обычно относятся вопросы о владении имуществом, материальных обязательствах супругов по отношению к детям и друг к другу, минимальном возрасте вступления в брак и некоторые другие. В обществе предусмотрен также комплекс норм, регулирующих расторжение брака. Они определяют юридические основания для расторжения брака, характер бракоразводной процедуры, права и обязанности бывших супругов, связанных с материальным содержанием и воспитанием детей, владением имуществом после развода.

В отличие от писаных юридических законов культурные нормы яв­ляются неписаными. Они регулируют брак на основе морали, тради­ций и обычаев. К их числу относятся нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения, распределения власти и обязанностей между супругами, послеразводного поведения. Культурные нормы формируются прежде всего обществом, а вот то, как они используются и используются ли вообще, зависит главным образом от уровня образования индивидов. Юридические законы РФ предусматривают, что после развода имущество, приобретенное супругами за время со­вместной жизни, должно делиться поровну. Культурные нормы, действующие в нашем обществе, предполагают, что квартиру, обстановку к ней и часть денежных накоплений мужчина должен оставить жене, особенно если суд сохранил ей детей. Но только от личной культуры и воспитанности мужчины зависит то, как он поведет себя на самом деле.

Брак - это санкционированный обществом сексуальный союз оп­ределенной продолжительности между двумя и более индивидами. Как правило, брак оформляется особой процедурой (бракосочетани­ем), накладывает определенные обязанности на супругов.

2. Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи.

Семьи в зависимости от представленности в них различных поколений бывают нуклеарными (родители и дети) и расши­ренными (супружеская пара, дети, родители кого-либо из суп­ругов, другие родственники и пр.). Процессы индустриализа­ции и урбанизации, широко развернувшиеся в современном мире, привели к преобладанию нуклеарной семьи.

По характеру распределения семейных обязанно­стей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, социо­логи выделяют на сегодняшний день три основных типа се­мьи1:

·        Традиционная (или патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под од­ной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое разделение сфер се­мейной жизни и закрепление мужских и женских обя­занностей (муж-кормилец, жена-хозяйка); в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.

·        Неотрадиционная семья. В ней сохраняются традицион­ные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отли­чие от семей первого типа без достаточных на то объек­тивных экономических оснований. Такой тип семьи со­циологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.

·        Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны: а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами се­мьи, взаимозаменяемость супругов в решении

___________

1Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000.

бытовых проблем (так называемая «ролевая симметрия»); б) об­суждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) эмоциональная насы­щенность отношений.

Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди кото­рых важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная.

Репродуктивная функция - это воспроизводство в детях численности родителей. Чтобы через 25-30 лет уровень насе­ления в нашей стране не снизился, необходимо, чтобы количе­ство детей в каждой семье было бы не менее двух, а лучше трех. Статистика показывает, что для простого воспроизводства населения России необходимо, чтобы примерно 50% семей имело по двое детей и 50% - по трое. Но социально-демографическая ситуация в настоящее время вызывает боль­шую озабоченность у многих специалистов. Для нее характер­ны снижение уровня рождаемости, старение населения, увели­чение количества однодетных и бездетных семей, рост вне­брачной рождаемости. По данным социологических исследова­ний, из общего количества новорожденных в середине 80-х го­дов примерно третья часть родилась вне брака, а возрастная группа 16-17-летних матерей составляет почти половину. Многие из этих детей пополняют контингенты детских домов, потому что родители попросту отказываются от каких бы то ни было обязательств по отношению к ним. Наряду с этим пя­тая часть супружеских пар вообще не желает иметь детей. Сре­ди мотивов ограничения числа детей или отказа от деторожде­ния в 80-х годах преобладали следующие: не с кем оставить ребенка, необходимо дать хорошее воспитание уже имеющимся детям, стесненные жилищные условия, материальные затруднения, перегрузка домашним хозяйством, желание «пожить для себя».

В 90-х годах происходят существенные изменения в моти­вации ограничения рождаемости: на первый план выходят ма­териально-экономические причины и появляется такой мотив, как неуверенность в завтрашнем дне. Процесс уменьшения числа детей в семье «стимулируется» и ростом разводов (или их угрозой). Исследования показывают, что не только кон­фликтующие, но и сравнительно благополучные в плане ста­бильности пары нередко не решаются заводить второго, третье­го, а подчас даже одного ребенка, опасаясь, что их брак будет столь же непрочен, как и многие другие. Наблюдаются непро­порционально большие различия между рождаемостью в раз­ных регионах страны и у разных групп населения. Наиболее низкая рождаемость в крупных городах. У женщин с высшим образованием показатель рождаемости почти в три раза ниже, чем у женщин - с начальным образованием. Примерно во столь­ко же раз превышает среднюю норму рождаемости число детей у психически больных и умственно отсталых лиц.

Сложившаяся ситуация чревата по меньшей мере двумя опасностями. Первая состоит в том, что ряд регионов оказался перед чертой, за которой может начаться депопуляция. Вторая опасность - возрастание у населения патологического груза, врожденной умственной отсталости и тяжелых наследствен­ных заболеваний.

Вместе с тем надежды на рост рождаемости при сохранении существующего положения, когда подавляющее большинство женщин вне зависимости от числа воспитываемых детей, от своего отношения к профессиональной деятельности и мате­ринству должны работать, всего лишь прекраснодушная уто­пия. Если к этому прибавить угрозу безработицы (а в нашей стране безработица уже имеет ярко выраженное женское лицо), рост цен на товары детского ассортимента, никак не соотноси­мый с размерами дотаций на детей, уровень и качество бес­платного медицинского обслуживания и постепенный перевод его на платную основу, то перспективы становятся почти ката­строфическими. Социологические исследования по демографи­ческой проблематике обнаруживают устойчивую тенденцию: идеальное количество детей всегда выше желаемого, желаемое - выше фактического. При этом с увеличением возраста опраши­ваемых эти показатели изменяются в сторону уменьшения.

Таким образом, семьи, обладающие оптимальными воз­можностями в области воспроизводства и воспитания нового поколения, почти до предела ограничивают свою репродуктив­ную функцию. Особенно заметен этот процесс  в крупных горо­дах.

С репродуктивной функцией тесно связана другая функция семьи — воспитательная. Давно известно, что для нормально­го, полноценного развития ребенка семья жизненно необходи­ма, и ее нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями. Психологи и педагоги отмеча­ют, что если с рождения до трех лет ребенок лишен достаточ­ного количества внимания, заботы, тепла, непосредственного эмоционального контакта со  взрослыми и прежде всего с мате­рью, то естественное протекание формирования многих соци­ально значимых качеств детей нарушается, растягивается на продолжительное время, а в некоторых случаях блокируется полностью, становится невосполнимым.

Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает и атмосфера внутри семьи. Установлено, что пьян­ство родителей выступает одной из важнейших причин нега­тивных отклонений в поведении детей и детской преступно­сти. По некоторым данным, у несовершеннолетних правона­рушителей более чем в 80% случаев пьянствовали один или оба родителя. Большинство фактов детского аморализма и пре­ступности подростков связано с употреблением спиртного. Особую озабоченность вызывает растущий алкоголизм жен­щин. При этом наблюдается весьма тревожный симптом: тем­пы роста женского алкоголизма в полтора - два раза превышают темпы роста мужского алкоголизма.

Многие факторы падения воспитательной роли семьи тесно связаны с происходящими в ней серьезными переменами. Пе­реход от семьи традиционного типа к современной, основанной на равенстве супругов, привел к утрате непререкаемого авторитета мужчины и снижению согласованности воспитательных воздействий родителей (показательно, что большинство подро­стков воспринимают отца и мать автономно, изолированно, для них родители как единое целое будто бы не существуют). В современной семье нередки разные, а то и взаимоисключающие понятия матери и отца о воспитании, о том, как надо жить во­обще.

Социологи выделяют несколько достаточно устойчивых стереотипов семейного воспитания:

1. Детоцентризм, т. е. всепрощенческое отношение к детям, ложно понимаемая любовь к ним. В таких семьях дети вырас­тают избалованными, не приемлют разумных запретов и обя­занностей, в том числе и долга перед родителями. Как правило, их полностью обслуживают старшие члены семьи. Подобная тенденция наиболее характерна для тех семей, в которых рас­тет один ребенок и (или) воспитание возложено на бабушек и дедушек, оберегающих своих внуков от жизненных трудно­стей. В результате вырастают эгоцентричные, инфантильные молодые люди, не умеющие и не желающие брать ответствен­ность на себя.

2. Профессионализм, т. е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах. Такие родители считают своим долгом прежде всего материально обеспечить своих детей. К «воспитательным» воздействиям они прибегают обычно лишь тогда, когда ребенок провинился или «мешает» им. Чаще всего их воспитательные воздействия имеют форму строгого запрета, брани и даже телесных наказаний. Таким образом, родители и дети оказываются выключенными из жизни друг друга, уро­вень доверительности в их общении минимален, круг совмест­но обсуждаемых проблем крайне узок. В силу этого у ребенка в такой семье отсутствует опыт диалога со взрослыми, слабо раз­вита потребность во взаимодействии со старшими, что впо­следствии может осложнить его социальные контакты.

3. Прагматизм, т. е. воспитание, цель которого - выработка у детей «практичности», умения «ловко устраивать свои дела», ориентации прежде всего на получение непосредственной мате­риальной выгоды. Очевидно, что существует опасность усиле­ния прагматической тенденции в воспитании при переходе к рыночным отношениям, когда именно утилитаристское пове­дение расценивается на уровне обыденного сознания как наиболее адекватное новым условиям, как стратегия выживания.

В семье главным образом воспитываются дети. Но этим да­леко не исчерпывается ее воспитательная роль. Семья оказыва­ет огромное влияние на развитие личности каждого ее члена, расширяя или, наоборот, ограничивая пространство для само­реализации не только детей, но и взрослых.

Хозяйственно-экономическая функция семьи охватывает, различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, поддержку и опеку над престарелыми и ин­валидами и т. д. В нашей стране, где невысок уровень механи­зации в быту, труднодоступна сеть бытовых услуг, бытовые проблемы ложатся в первую очередь на плечи женщин, усу­губляя и без того нелегкий конфликт ролей - противоречия между профессиональной деятельностью женщины и ее семей­ными обязанностями, между ролью жены, матери и тружени­цы. Однако массовые опросы показывают, что лишь неболь­шой процент женщин (5%) выбирает в качестве наиболее при­влекательного образ жизни семейной неработающей женщины, посвятившей себя исключительно заботе о детях и муже. Уравнивание себя с мужчинами в отношении к работе, про­должительности рабочего времени и размеров отпусков допус­кает всего 1% опрошенных женщин. Между тем более полови­ны считают, что рабочее время женщин могло бы быть короче, чем у мужчин, а ежегодный отпуск - длиннее.

Однако учитывая существующее положение дел, сознавая, что государство не способно предоставить женщинам выбор предпочтительного для них образа жизни, единственный ре­альный вариант решения проблемы двойной занятости жен­щин - перераспределение семейно-бытовых обязанностей.

Рекреационная функция семьи приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и психологических на­грузок, увеличения количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя особую терапевтическую роль. Она должна стать «оазисом» спокойствия, уверенности, создавать столь важное для человека чувство безопасности и психологическою комфорта, обеспечивать эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса. Рекреационная функция вклю­чает в себя и духовно-эстетические моменты, в том числе орга­низацию семейного досуга и отдыха. Рекреационные аспекты семейной жизни теснейшим образом связаны с культурой се­мейных отношений, а это, как никогда ранее, влияет на жизне­деятельность семьи вообще, на ее стабильность и в конечном счете на само существование брачной пары.

Понятно, что все функции семьи тесно взаимосвязаны, но их соотношение и удельный вес могут быть различными.

3. Этапы жизненного цикла семьи и события, характеризующие эти этапы.

Типичная семья проходит несколько качественно различных ста­дий в течение своей жизни. Они именуются стадиями жизненного цикла, или истории семьи. Жизненный цикл семьи — последовательность социальных и демо­графических состояний с момента образования до момента прекра­щения существования семьи. Так, совершенно очевидно, что образ, условия и стиль жизни семьи на той стадии, когда у нее малолетние дети, существенно отличаются от того, что происходит, когда дети взрослеют или покидают дом, образуя новые семьи.

Демографические события, формирую­щие цикличность, следующие: вступление в брак, рождение первенца, рождение прочих детей, прекращение брака1.

Многие семьи, их назы­вают стабильными, или крепкими, имеют только один момент (за­ключение брака) и не имеют другого, а именно развода. Неразделен­ные супруги проходят все стадии жизненного цикла. Они-то и послу­жили ученым в качестве идеального типа для выделения этапов жизненного цикла семьи. Гораздо сложнее построить схему жизнен­ного цикла для супругов, которые несколько раз разводились и соз­давали повторные семьи.

Коротко говоря, жизненный цикл семьи состоит в следующем. Заключение брака служит первой, или начальной, стадией семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется пер­вый ребенок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребенка и называется стадией роста семьи.

Вторая стадия начинается с момента рождения последнего ребен­ка до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок, обзаведшийся собственной семьей.

________________

1Кравченко А.И. Социология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

На третьей стадии процесс отселения взрослых детей продолжает­ся. Она может быть очень длинной, если дети рождаются через боль­шие промежутки времени, и очень короткой, если следующие друг за другом по годам рождения дети по очереди покидают семью. Ее на­зывают «зрелой» фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети и родительская семья часто превращает­ся в место, где воспитываются внуки. Постаревшие родители, кото­рым уже за 50, становятся бабушками и дедушками. Внуки занимают опустевшее после отъезда взрослых детей место. Отчий дом вновь на­полняется детским гомоном и заботами о подрастающем поколении. Но теперь это отношения между внуками и прародителями.

В разных семьях и в разных странах третья стадия продолжается неодинаковое время. Она заканчивается, как только внуки покидают дом своих бабушек и дедушек. Они взрослеют, а дом прародителей вновь пустеет. Начинается четвертая стадия - одиночества в старости, или стадия «затухания». Она заканчивается со смертью одного или  обоих супругов.

Семья, из которой ушли все дети, называется «пустым гнездом». Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую: брачная пара остается наедине с собой. Разница лишь в возрасте. Вначале это молодая пара, теперь она состарилась, отчий дом поки­нула молодежь.

Список литературы:

1.     Кравченко А.И. Социология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

2.     Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000.

3.     Социология семьи: Учебник/ Под ред. А.И. Антонова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007.