Содержание

Введение_______________________________________________________ 3

Глава 1. Понятие и значение Конституции Российской Федерации____ 5

1.1. Понятие Конституции РФ и ее соотношение с другими нормативными актами______________________________________________________ 5

1.2. Стабильности Конституции РФ______________________________ 8

1.3. Значение Конституции РФ_________________________________ 11

Глава 2. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации____________________________________________________ 15

2.1. Отличие конституционных поправок от пересмотра Конституции 20

2.2. Порядок принятия и вступления Конституции Российской Федерации 1993 года в силу_____________________________________________ 22

Заключение____________________________________________________ 24

Список источников и литературы_______________________________ 26

Приложение___________________________________________________ 28

Введение

Конституция Российской Федерации вводит новые, по сравнению с ранее существовавшими, подходы к порядку изменения Конституции. Впервые в истории российского конституционализма устанавливается различие пересмотра Конституции Российской Федерации и внесения в нее поправок.

В ранее действовавшей Конституции 1978 года (с последующими изменениями и дополнениями) речь шла лишь об изменениях и дополнениях Конституции, которые производились Съездом народных депутатов Российской Федерации путем принятия закона большинством не менее двух третей от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации. Причем в Конституции 1978 года не был установлен круг субъектов, которые обладали правом вносить предложения об изменениях и дополнениях в Конституцию.

В новой Конституции Российской Федерации этот вопрос решается достаточно четко. А именно, предложения о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (с 1. 134).

В случае внесения предложений о поправках и пересмотре определен различный порядок их реализации. Если. в отношении внесения поправок в Конституцию Российской Федерации признается право решения данного вопроса самим Федеральным Собранием, то в отношении пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации (ч.2 ст. 135) таким правом парламент не наделяется, а решение должно приниматься специально созываемым органом ~ Конституционным Собранием или всенародным голосованием, решение о проведении которого принимается Конституционным Собранием. Таким образом, поправками к Конституции Российской Федерации являются принимаемые Федеральным Собранием в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, изменения и дополнения глав 3—8 Конституции. Главы же 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации без пересмотра самой Конституции и разработки и принятия проекта новой Конституции России изменены быть не могут.

Конституция разрабатывалась и утверждалась с тем, чтобы воплотить достижения цивилизации, в том числе общепризнанные принципы права, фундаментальные права и свободы человека. Россия рассматривает себя как часть мирового сообщества, в котором все его члены добровольно берут на себя обязательство закрепить в праве, в первую очередь в конституциях, эти принципы и их последовательно реализовать. Причем речь идет не о любых принципах, а только о тех, которые официально признаны Россией. Что же касается международных договоров, то они могут быть подписаны от имени Российской Федерации только в строгом соответствии с конституционными положениями, которые определяют характер государства, его основы.

Актуальность выбранной темы обусловлена огромным значением Конституции в жизни всякого общества, ее принципиально особым местом во всей правовой системе. Данные факты вызывают необходимость всестороннего исследования Конституции в качестве самостоятельного объекта научного познания.

Глава 1. Понятие и значение Конституции Российской Федерации

 

1.1. Понятие Конституции РФ и ее соотношение с другими нормативными актами

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 15  Конституции РФ).[1]

Новая Конституция занимает верховенствующие положение в правовой системе страны. Ее положение являются первичными. Все остальные правовые акты, принимаемые в рамках Российской Федерации, в том числе федеральные законы, конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Это же относится к договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, ибо речь идет в данном случае о конституционном, т. е. внутригосударственном, а не о международном праве.

Коренное обновление российского общества и государства, связанное с принятием Конституции 1993 г., не могло не повлечь столь же существенного пересмотра текущего законодательства Российской Федерации. Однако подобная задача — дело отнюдь не одного дня и даже не одного года. В этих условиях включение в текст Конституции нормы, определяющей порядок взаимодействия новых и старых норм, представляется одним из наиболее удачных решений: “Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ” (Раздел 2 “Заключительные и переходные положения” п. 2). В обычных условиях вопрос о соотношении нормы закона или иного нормативного правового акта и нормы Конституции безусловно относится к компетенции Конституционного Суда.

После принятия новой Конституции России Президент Российской Федерации 24 декабря 1993 г. издал Указ «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации». Этим Указом были признаны недействующими и не подлежащими применению органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами более 40 нормативных правовых актов и их отдельных положений. Работа по приведению нормативного массива в соответствие с нормами Конституции РФ продолжается и в настоящее время. Как и подобает Основному закону государства, Конституция РФ занимает верховенствующее место в правовой системе. Ее положения являются первичными, исходными, основополагающими. Ни один другой закон не может отменить или изменить норму Конституции, равно как и быть поставлен на один уровень с ней.

Не делается исключение и для федерального конституционного закона, который представляет собой разновидность федерального закона. В иерархии федеральных законов такой закон занимает наиболее высокое положение. Он находится как бы непосредственно под Конституцией, ближе всего к ней. Отличие федерального конституционного закона состоит в том, что он принимается не по всем вопросам, а только по тем, которые прямо определены Конституцией, и для его принятия требуется не простое, а квалифицированное большинство. Но не более того. Представления о том, что федеральный конституционный закон является составной частью Конституции, неверны. Конституция 1993 г. не дает оснований для подобного толкования. Мировая практика также свидетельствует против него. В тех редких случаях, когда отождествление Конституции и конституционного закона имело место, в понимании и истолковании Конституции, определении действующей конституционной нормы возникали серьезные затруднения.

Не могут расходиться с Конституцией также договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Положение о примате международного права и, в частности, международных договоров здесь неприменимы. Договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации относятся к внутригосударственному, а не к международному праву.[2]

Конституция выступает как юридическая база для развития всех отраслей права, составляющих российскую правовую систему. Кодексы, другие федеральные законы, как правило, содержат ссылки на действующую Конституцию, что иной раз делается после приведения ранее принятых актов в соответствие с ней. Тем самым обеспечиваются единство и взаимная согласованность отраслей права, общность их исходных принципов. Встречающееся иной раз сравнение тех или иных кодексов с Конституцией является условным, отражает лишь стремление подчеркнуть роль и значение описываемого документа. Гражданский кодекс при его принятии называли «экономической конституцией» страны, о Земельном кодексе говорили как о «земельной конституции» и т.д. Но в государстве должна быть только одна Конституция, которая предопределяет развитие всей правовой системы, включая кодексы. Ни один из них не может претендовать на особый, автономный статус, на «независимость» от Конституции. Иначе единство и внутренняя согласованность правовой системы будут нарушены.

Конституция 1993 г., как и все современные конституции, уделяет большое внимание международному праву и внешней политике. В ней получила дальнейшее развитие взаимосвязь международного и национального, внутригосударственного права. Это объясняется, с одной стороны, усиливающейся интернационализацией современного мира, а с другой — повышением роли международного права, отражением в нем прогресса человеческой цивилизации. Достаточно отметить международно-правовую защиту прав и свобод человека, в особенности такие документы, как Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах, другие международные договоры, решения Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, документы Совета Европы.


1.2. Стабильности Конституции РФ

Конституция как основной закон — акт долговременного действия, юридическим свойством которого является стабильность, т.е. устойчивость его содержания. Стабильность Конституции — важнейшее условие устойчивости режима законности, организации и осуществления государственной власти, отношений между личностью, обществом и государством. Однако стабильность Конституции не означает ее абсолютной неизменяемости. Общественные отношения, составлявшие в момент принятия Конституции предмет ее регулирования, развиваются, изменяются социальные, экономические и политические условия, в которых она действует. Все это требует периодического приведения конституционных предписаний в соответствие с происходящими изменениями. Когда такие изменения затрагивают основы конституционного строя, может возникнуть потребность замены действующей Конституции новой. В противном случае Конституция рискует превратиться в исторический документ, утративший нормативный характер и имеющий мало общего с реальной действительностью. Вместе с тем Конституция не может перекраиваться в угоду конъюнктурным, сиюминутным интересам сменяющихся у власти политических групп. Частичный или полный пересмотр действующей Конституции может быть оправдан только в том случае, если изменения общественных отношений, составляющих ее содержание, носят действительно существенный характер. Иначе Конституция теряет свою стабильность, как это произошло с Конституцией Российской Федерации 1978 г., в которую за период 1991—1993 гг. было внесено более 300 поправок.

Юридической гарантией стабильности Конституции является особый порядок ее пересмотра, призванный обеспечить как статичность, так и динамизм основного закона. Эти положения усилили «жесткость» основного закона страны, значительно усложнили процедуру его частичного или полного пересмотра, внеся в нее ряд принципиально новых моментов. К ним относятся:

во-первых, обусловленность этой процедуры иерархией конституционных норм, различающихся по своей значимости;

во-вторых, приведение этой процедуры в полное соответствие с принципом федерализма, закрепляемым статьями 1 и 5 Конституции; [3]

в-третьих, ограничение учредительной власти парламента и образование нового органа — Конституционного Собрания, к исключительной компетенции которого отнесены разработка проекта новой конституции, его окончательное принятие или вынесение для одобрения на референдум;

в-четвертых, возможное использование института референдума для принятия новой конституции.

Известно, что в современном мире проводится деление конституций на две разновидности: «мягкие» и «жесткие». В качестве основания такого деления берется порядок принятия конституционных поправок. К «мягким» конституциям относятся те, которые изменяются и дополняются весьма быстро и легко. Конституция РСФСР 1978 г. была именно такой, поскольку поправки к ней вносились сразу же после принятия соответствующего решения квалифицированным большинством на Съезде народных депутатов. Эта обманчивая простота не прибавила авторитета Основному закону, она лишь способствовала появлению опасной легкости в обращении с ним, породила сильную инфляцию конституционных норм, усилила правовой нигилизм и нестабильность. Переход в России от «мягкой» конституции к «жесткой» явился результатом учета как мирового опыта, так и особенно уроков собственной истории.

«Жесткость» российской Конституции проявляется во многом. Что касается пересмотра положений глав 1, 2 и 9, то он возможен только по решению специально созываемого в этих целях органа — Конституционного Собрания (ст. 135 Конституции РФ).. Предложение о таком пересмотре должно быть поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Новая Конституция принимается Конституционным собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. Поправки к остальным главам Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, однако нуждаются в дополнительном одобрении органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации. «Жесткость» Конституции не означает, разумеется, что ее текст останется неизменным. Конституционные поправки — явление, порождаемое самой жизнью, вносящее перемены в государственную организацию и деятельность. Усложненный порядок принятия изменений и дополнений в Конституцию 1993 г. предъявляет повышенные требования к их обоснованности.

В течение первых лет действия Конституции 1993 г. уже появилось немало предложений о внесении в нее поправок. Однако многие из них отражают состояние российского общества, связанное с противостоянием политических сил. Конституционные изменения и дополнения должны носить взвешенный характер, опираться на широкую общественную поддержку. Вместе с тем в Договоре об общественном согласии 1994 г. было заявлено, что в Конституцию должны вноситься только такие изменения, которые будут способствовать стабилизации обстановки в обществе. При этом предусматривалось, что для достижения желаемого консенсуса будут использоваться согласительные процедуры; кроме того, были определены основные направления возможных изменений Конституции: усиление гарантий прав человека, совершенствование системы разделения властей, развитие местного самоуправления, федерализма.

1.3. Значение Конституции РФ

Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция — это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права. И Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества.

Сегодня в России часто говорят и пишут о национальной идее, стремятся понять и сформулировать ее смысл. Это действительно очень важно и актуально. Вместе с тем следует отметить, что национальная идея не насаждается приказом сверху, даже если ему придается конституционное значение. Она складывается и утверждается в сознании общества иным путем.[4]

Конституция прежде всего вносит порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяет основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Конституция определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутригосударственного права.

Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы, определяющие форму и структуру государства, функции и полномочия важнейших государственных органов, основы правового статуса человека и гражданина. Но такое определение в наше время недостаточно. Оно не только не дает полного представления о Конституции, но и ограничивает ее общественное предназначение, сужает рамки ее реальных возможностей.

Между тем Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некой системы, единого комплекса, то Конституция — это основание, стержень и одновременно вершина всего права, фундамент всего его развития.

Будучи принята в условиях переходного этапа, Конституция 1993 г. отличается тем, что ее отдельные положения носят декларативный характер и фиксируют скорее принципы, цели, чем существующие реальности. Речь идет как бы об эффекте опережающего действия Конституции. Возможно, что ее создатели не учли сложностей переустройства общества. Однако есть и другая весьма важная сторона дела. Авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы, общественные организации, всех граждан возлагается обязанность действовать в соответствии с положениями Конституции, реализовывать ее установления. Конституция призвана также направлять и стимулировать развитие всего права в заданном направлении. И тот факт, что этот процесс начался с самой Конституции, играет важную роль.

Решать задачи подобным образом, разумеется, нелегко. Россия еще никогда не была страной с высокой правовой культурой, традиционным уважением к праву и правам человека. Наоборот, для прошлого (начиная со времен Российской империи и включая годы Советской власти) был характерен правовой нигилизм. Эти негативные факторы сохранились и сегодня. Для их преодоления необходимо длительное время, освоение гуманитарных ценностей, переориентация общественного сознания. И в современных условиях сохраняется подчас приоритет политики над правом, в то время как сложнейшие политические процессы, происходящие в российском обществе, должны протекать в границах права, не позволяющих политическим страстям перешагнуть правовые принципы. Даже тогда, когда на первый план вышли экономические преобразования, их зачастую пытались решать без должного и умелого обращения к праву, которому отводилась крайне пассивная роль. Ставка делалась на некую саморегуляцию, близкую к разгулу стихии. Казалось, действовал принцип: чем меньше государства и права, тем лучше. Активное включение Конституции в процесс преобразований призвано помочь преодолеть подобные подходы.

Надо считаться с тем, что отставание с реализацией провозглашенных принципов принижает престиж Конституции и всего права. Это относится в первую очередь к идее утверждения правового государства. Как известно, Конституция 1993 г. уже определяет наше государство как правовое (статья 1).[5] Из этого исходят ее последующие статьи. Однако вряд ли сегодня можно полагать, что создание такого государства завершено и действующая Конституция закрепляет сложившийся порядок. Правовое государство является во многом идеалом, еще не достигнутым рубежом, для достижения которого необходимо длительное время, преодоление прежних стереотипов, освоение новых подходов к отношениям «человек — власть». Не отрицая того, что было сделано, тем не менее нельзя закрывать глаза на разгул преступности, чиновничий произвол, неуважение к личности, ее правам и свободам, игнорирование закона и на многие другие негативные явления современной российской жизни. Правовое государство надо еще построить, мобилизовав усилия всего общества.

Глава 2. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации

В Конституции Российской Федерации специально оговаривается (ч. 3 ст. 92), что исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции Российской Федерации.

Процедура принятия поправок к Конституции Российской Федерации установлена Федеральным законом от 4 марта 1998 г. "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" и выглядит следующим образом. Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в форме закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. При этом под поправкой понимается любое изменение текста глав 3-8 Конституции Российской Федерации: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений Конституции Российской Федерации. Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации могут охватываться взаимосвязанные изменения конституционного текста.

Предложение о поправке к Конституции Российской Федерации вносится в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации субъектом права конституционной законодательной инициативы в виде проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. Данное предложение должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции Российской Федерации, либо текст новой редакции статьи (части или пункта статьи) Конституции Российской Федерации, либо положение об исключении статьи (части или пункта статьи) из Конституции Российской Федерации.

Если поправка к Конституции Российской Федерации требует внесения изменений в другие статьи глав 3-8 Конституции Российской Федерации, то предложение о поправке к Конституции Российской Федерации должно содержать также текст новой редакции или предложение об изменении текста статей (частей, пунктов статей) Конституции Российской Федерации, необходимость изменения либо дополнения которых вытекает из их внутренней взаимосвязи.

Если поправкой к Конституции Российской Федерации из текста Конституции Российской Федерации исключаются глава, статья, часть или пункт статьи, исключаемый текст заменяется словами "Исключен (исключена) поправкой к Конституции Российской Федерации" с указанием наименования закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. При этом номера и наименования исключаемых глав, номера исключаемых статей или их частей или буквы, обозначающие исключаемые пункты, сохраняются.

Вместе с проектом закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации представляются обоснование необходимости принятия данной поправки, а также перечень законов Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данной поправки.

Поступившее в Государственную Думу предложение о поправке к Конституции Российской Федерации направляется в комитет Государственной Думы, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства, для проверки соблюдения требований Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального закона об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции Российской Федерации.

По результатам проверки указанный комитет Государственной Думы вносит предложение о принятии к рассмотрению Государственной Думой проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации либо предложение о возвращении его инициатору в случае несоблюдения требований Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального закона об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции Российской Федерации.

Рассмотрение Государственной Думой проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации осуществляется в трех чтениях в соответствии с общей процедурой рассмотрения законопроектов. Проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации считается одобренным Государственной Думой, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Одобренный Государственной Думой проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в течение пяти дней со дня одобрения направляется в Совет Федерации и подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации. В случае отклонения Советом Федерации закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации Совет Федерации вправе внести в Государственную Думу предложение о создании согласительной комиссии.

Председатель Совета Федерации не позднее пяти дней со дня принятия закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации с указанием дат его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации и направляет текст закона в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации для рассмотрения.

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации в порядке, устанавливаемом данным органом самостоятельно, обязан рассмотреть закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в срок не позднее одного года со дня его принятия. Принятое по данному вопросу постановление законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации в течение четырнадцати дней направляет в Совет Федерации.

Совет Федерации ведет учет данных о рассмотрении закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации со дня его направления в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. На своем очередном заседании, следующем за днем истечения срока рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, Совет Федерации устанавливает и объявляет результаты этого рассмотрения.

Президент Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации в течение семи дней со дня принятия постановления Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации вправе обжаловать указанное постановление в Верховный Суд Российской Федерации, который рассматривает такие споры в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации. Заявитель, подавший жалобу в Верховный Суд Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, немедленно извещает об этом Совет Федерации и Президента Российской Федерации.

В случае подачи жалобы закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации не направляется Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования до вступления в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации.

В случае вступления в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации, требующего пересмотра постановления Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, Совет Федерации на своем очередном заседании повторно рассматривает данный вопрос.

Одобренный законодательными (представительными) органами не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в течение семи дней со дня установления результатов его рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации направляется Председателем Совета Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования.

Президент Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней со дня получения закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации подписывает его и осуществляет официальное опубликование.

При официальном опубликовании закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации указываются наименование закона, даты его одобрения Государственной Думой, Советом Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, дата его подписания Президентом Российской Федерации и регистрационный номер.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации вступает в силу со дня его официального опубликования, если самим законом не установлена иная дата вступления в силу.

Принятая поправка к Конституции Российской Федерации подлежит внесению Президентом Российской Федерации в текст Конституции Российской Федерации. Президент Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации осуществляет официальное опубликование Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу.

В случае, если закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации не получит одобрения законодательных (представительных) органов не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации, повторное внесение в Государственную Думу предложения о данной поправке допускается не ранее чем через один год со дня установления результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.

2.1. Отличие конституционных поправок от пересмотра Конституции

Для пересмотра положений глав 1. 2 и 9 Конституции Российской Федерации установлен особый порядок. Во-первых, речь идет о ст.ст. 1 — 16, которые составляют основы конституционного строя Российской Федерации. При этом установлено, что никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Во-вторых, незыблемость Конституции закреплена и в отношении норм главы 2 Конституции, определяющей права и свободы человека и гражданина. Положения ст.ст. 17—64 составляют основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Эти положения не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Глава 9 (ст.ст. 134—137) определяет порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок.

Кто и в каком порядке может пересмотреть положения глав 1, 2, 9 Конституции? Они, как уже отмечалось, не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре указанных глав будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное Собрание. При лом сама Конституция не предусматривает состав и порядок работы такою Собрания, однако содержит указание на федеральный конституционный закон, в котором эти условия должны быть определены.

Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции. После этого есть два возможных варианта: или Конституционное Собрание принимает проект новой Конституции двумя третями голосов от общего числа его членов, или проект выносится на всенародное голосование. Новая Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в референдуме приняло участие более половины избирателей (ст. 135).

В отличие от указанного порядка пересмотра Конституции иной порядок предусмотрен для. внесения поправок к главам 3—8 Конституции. Речь в этих главах идет о федеративном устройстве, федеральных органах власти — Президенте Российской Федерации, Федеральном Собрании, Правительстве Российской Федерации, судебной власти, а также о местном самоуправлении. Поправки принимаются в том же порядке, как и федеральный конституционный закон (ст. 136 Конституции Российской Федерации), т.е. они должны быть одобрены большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 108). При этом необходимо соблюсти еще одно условие, а именно: принятые Советом Федерации и Государственной Думой поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Иная процедура предусмотрена ст. 137 Конституции для внесения изменений в ст. 65 Конституции, которая определяет состав Российской Федерации. Изменения в нее будут вноситься на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта, об изменений конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ч.1 ст. 137).

Если изменяется наименование субъекта Российской Федерации (ч.2 ст. 137), его новое наименование автоматически включается в ст. 65 Конституции Российской Федерации.

В заключение следует обратить внимание еще на один важный момент. В случае, когда обязанности Президента временно исполняет Председатель Правительства, он не имеет права вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции (ч.З ст. 92).

2.2. Порядок принятия и вступления Конституции Российской Федерации 1993 года в силу

Следует отметить, что впервые в истории Российского государства Конституция была принята всенародным голосованием, которое проводилось на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1993 г. "О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации". В соответствии с Положением Конституция Российской Федерации считается принятой, если за ее принятие проголосовало более 50 процентов избирателей, принявших участие к голосовании.

Порядок вступления в силу Конституции Российской Федерации 1993 года установлен и заключительных и переходных положениях, которые для России являются новым институтом конституционного права. Они включены во второй раздел Конституции и рассчитаны в основном на двухлетний переходный период, т.е. носят временный характер.

Во втором разделе определяется, что день всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции, которая вступает в силу со дня ее официального опубликования. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием, была официально опубликована в "Российской газете" 25 декабря 1993 г. и тем самым с этого момента вступила в силу.

Одновременно прекратила действие Конституция (Основной Закон) Российской Федерации — России, принятая 12 апреля 1978 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

Заключение

Российская Конституция — это документ своего времени. Она рассчитана по меньшей мере на переходный период развития России, о продолжительности которого еще идут жаркие споры. Одна из важнейших исходных задач при разработке проекта Конституции состояла как раз в том, чтобы создать механизмы, обеспечивающие устойчивость государственного экономического, общественного строя именно с учетом особенностей переходного периода. Другая не менее характерная черта проявляется в провозглашении принципов, которые еще предстоит внедрить в жизнь. Вряд ли можно сегодня сказать, что Конституция 1993 г. действует в полную силу, поскольку ее реализация сталкивается с массой трудностей, порождаемых экономическими, социальными, политическими и другими факторами. На конституционном развитии несомненно сказывается нерешенность многих главных задач, стоящих перед страной, отсутствие должной стабильности.

Со временем проявляются как сильные, так и слабые стороны самой Конституции, обнаруживаются «белые пятна» и несогласованности. Конечно, далеко не все можно было предусмотреть на этапе подготовительной работы, да и обстановка того времени накладывала отпечаток на темпы и результаты разработки Конституции. Новое законодательство, деятельность Конституционного Суда, конституционная практика в целом, само время снимают многие вопросы. Но жизнь постоянно привносит много нового и порой неожиданного. В этих условиях обновление комментария призвано облегчить понимание изменяющейся ситуации, четче видеть связь времен, легче прогнозировать будущие нововведения.

Порядок пересмотра разных положений Конституции в определенной степени связан со сравнительной юридической силой этих конституционных положений. Конституция, в целом имея высшую юридическую силу по отношению к другим законам и подзаконным актам, состоит из положений, юридическая сила которых по отношению друг к другу неравна. В наиболее сложном порядке пересматриваются конституционные положения, имеющие наивысшую юридическую силу. К их числу относятся прежде всего статьи гл. 1 Конституции ("Основы конституционного строя"), которым, в силу ст. 16, не могут противоречить никакие другие положения Конституции. На второй ступени по юридической силе находятся положения гл. 2 ("Права и свободы человека и гражданина"), которые не могут противоречить положениям гл. 1, но, согласно ст. 18, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Это ставит гл. 2 по ее юридической силе выше всех следующих глав (кроме гл. 9).

Поэтому в ч. 1 ст. 16 и в ст. 64 установлено, что положения соответственно гл. 1 и 2 не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном настоящей Конституцией, о чем говорится также в ч. 1 ст. 135. Глава 9 содержит правила о поправках и пересмотре положений Конституции. Это тоже не должно делаться в обычном порядке.

Список источников и литературы

Нормативные правовые акты

1.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

2.     Указ Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации»//  Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 52. Ст.5086.

Литература

3.     10 лет российской Конституции: результаты и перспективы // Адвокат. N 12, декабрь 2003.

4.     Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. - М., 1997.

5.     Баглай М.В. Конституционализм и политическая система в современной России // Журнал российского права. N 11, ноябрь 2003

6.     Коваленко А. И. Основы конституционного права РФ. - М., 1994.

7.     Ковлер А.И. Европейское право прав человека и Конституция России // Журнал российского права. N 1. январь 2004.

8.     Козлов Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учеб. -М.: Юрист, 1995.

9.     Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Издательство БЕК, 1996.

10.            Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории советской Конституции. -М.: Политиздат. 1987.

11.            Лысенко В.Н. Развитие Федерации и Конституция России (Конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений) // Государство и право //  № 8, 1997.

12.            Миронов О.О. Конституция не может быть неизменной // Государство и право № 4, 1998.

13.            Мыльников Г. Ю. Конституционное право РФ. - М., 1996.

14.            Страшун Б.А. Десять лет конституционных прав и свобод // Журнал российского права. N 11, ноябрь 2003

15.            Стрекозов В. Г., Казанчев Ю. Д. Конституционное право России: Учебник. - М.: Новый юрист, 1997.

16.            Чиркин В. Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. - М.: Зерцало, 1998.

17.            Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. Пособие для вузов. М.: Закон и Право. 1997.

18.            Эбзеев Б.С. Толкование Конституции Конституционным судом Российской Федерации: теоретические и практические проблемы // Государство и право № 5, 1998.

Приложение

Надпись: Структура Конституции Российской Федерации

Надпись: Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64)  

Надпись: Глава 3. Федеративное устройство (ст. 65-79)  

Надпись: Глава 4. Президент Российской Федерации  (ст. 80-93)  

Надпись: Глава 5. Федеральное Собрание  (ст. 94-109) 

Надпись: Глава 6. Правительство Российской Федерации  (ст. 110-117)

Надпись: Глава 7. Судебная власть  (ст. 118-129)

Надпись: Глава 8. Местное самоуправление  (ст. 130-133)

Надпись: Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137)

Надпись: Глава 1. Основы конституционного строя (ст. 1-16)


[1] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

[2] Баглай М.В. Конституционализм и политическая система в современной России // Журнал российского права. N 11, ноябрь 2003

[3] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

[4] Баглай М.В. Конституционализм и политическая система в современной России // Журнал российского права. N 11, ноябрь 2003

[5] Баглай М.В. Конституционализм и политическая система в современной России // Журнал российского права. N 11, ноябрь 2003