Содержание

Введение. 3

Глава 1. История развития прав человека в советский период. 5

1.1. Конституционные права, свободы и обязанности советских граждан как объект системного анализа. 5

1.2. Какое же место занимала Россия в процессе развития прав и свобод человека?  17

Глава 2. Права и свободы человека в системе ценностей. 21

2.1. Понятие правового статуса личности. 21

2.2. Конституционно-правовой статус личности в правовом государстве. 34

Заключение. 43

Список источников и литературы.. 45

Введение

Принятие нашим обществом формулы правового государства означает переворот в представлении о соотношении государства и права. Правовое государство предполагает, в первую очередь, господство права над государством. Кроме этого - верховенство закона во всех областях общественной жизни, разделение властей, плюрализм мнений, гласность, высокая роль суда (в т.ч. конституционного), взаимная ответственность гражданина и государства.

Лишь при наличии и широком развитии всех вышеназванных признаков, можно с уверенностью говорить о создании правового государства.

Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.

Преобразования, происходящие сегодня в стране, совершаются для человека и во имя человека, который является высшей ценностью общества, однако человек, личность – это не пассивный субъект исторического процесса, общественных преобразований. Нельзя не согласиться с мнением К. Маркса и Ф. Энгельса, что “сущность человека представляет собой совокупность всех общественных отношений, вместе с тем в своей практической деятельности человек воссоздаёт общественные отношения, преобразуя при этом самого себя. Человек – не абстрактное существо, а мир человека, государства, общества”[1].

Такой подход обуславливает вывод о том, что в центре сложных процессов, происходящих в обществе, находится человек и его позиция в значительной мере определяет основные задачи правовой деятельности государства.

Права и свободы, представленные каждому Конституцией РФ и международно-представительными актами, не беспредельны. Кто и как устанавливает границы прав и свобод? Где кончается правомерное ограничение и начинается ущемление? Поиск ответа на эти и многие другие вопросы о соотношении государства и личности был основной причиной, почему я выбрал данную тему для написания к дипломной работы.

Выбор темы исследования обусловлен тем, что в настоящее время существует обширная литература по проблеме взаимодействия личности и государства. Эта тема занимает центральное место в теории государства и права, политологии, социологии права. Вместе с тем, она довольно сложна.

Следовательно, мы постараемся рассмотреть проблемы взаимоотношений личности и государства не только с точки зрения фактологической, но и теоретико-методологической.

Целью данной работы является рассмотрение прав человека в контексте истории.

Теоретическую основу исследования составили работы ученых-теоретиков: С.С. Алексеева, В.М. Баранова, В.К. Бабаева, М.В. Баглая, А.М. Витрука, В.Б. Исакова, О.Е. Кутафина, Н.И. Матузова, Р.Т. Мухаева, В.С. Нерсесянца и других.

Глава 1. История развития прав человека в советский период

1.1. Конституционные права, свободы и обязанности советских граждан как объект системного анализа

XXVI съезд КПСС поставил перед советскими юристами задачу совершенствования законодательства по трем первоочередным направлениям: «руководство народным хозяйством, осуществление конституционных прав граждан и общественных организаций, завершение издания общесоюзного свода законов».[2] Серьезное внимание должно быть уделено проблеме дальнейшего, более глубокого осмысления конституционного статуса личности и его ядра — конституционных прав, свобод и обязанностей граждан.

В развитом социалистическом обществе этот правовой институт имеет сложный, комплексный характер, его изучение требует обновления и совершенствования арсенала научных методов. Одним из таких перспективных методов исследования является системный анализ.

Успехи в развитии системологии (общей теории систем), достигнутые советскими учеными, создают прочную основу для применения системного подхода в различных науках, в том числе юридической. При изучении явлений правовой действительности этот метод дает наибольший эффект в сочетании с иными, традиционными методами: сравнительно-правовым, формально-логическим, историческим и др.

Рассмотрим методологические вопросы применения системного анализа при изучении конституционных прав, свобод и обязанностей граждан как комплексного института.

Советские государствоведы зачастую упускали из виду невозможность, недопустимость механического приложения общих категорий и законов системологии к характеристике правовых явлений. Отсутствие методологии применения системного подхода в юридических исследованиях порождает значительный разнобой уже в самом понимании системы. Ее трактуют и как «комплекс», «объединение», «внутреннее строение», «структуру», «порядок», и даже как «содружество» (!). Трудности выработки методологии объясняются в значительной мере и множественностью качественно разнородных объектов правовых исследований, а также подходов и задач, возникающих при изучении их как систем.

Институт конституционных прав, свобод и обязанностей советских граждан, представляющий собой целостный объект, по-разному анализируется в философии, социологии, истории, правоведении. Нельзя отождествлять, как это иногда делают, систему конституционных прав, свобод и обязанностей как объективную реальность и как модель, предназначенную для системного анализа объекта.

Системный подход к институту конституционных прав, свобод и обязанностей предполагает исследование множества связанных между собой политико-правовых компонентов, в рамках которого (множества) определяются основы взаимоотношений государства и гражданина на базе установления государством вида и меры возможного и необходимого поведения. Причем это множество характеризуется упорядоченностью и единством, выражающимися в общности свойств и функций компонентов системы.

Сформулированное определение требует прежде всего пояснения, из каких именно компонентов складывается данная система. Но при этом еще раз подчеркнем, что компоненты — это те политико-правовые явления, комплексное исследование которых позволяет системно познавать природу анализируемого феномена правовой действительности.

В первую очередь назовем сами конституционные права, свободы к обязанности граждан — правовой субстрат системы. Принадлежность того или иного конституционного права (свободы, обязанности) к данной системе объективна, не зависит от воли исследователя. Критериями здесь служат, во-первых, предмет регулирования соответствующих норм — связи и отношения между государством и гражданами, отражающие фактическое положение человека в развитом социалистическом обществе; во-вторых, тот факт, что данные права, свободы и обязанности закрепляют юридическую возможность субъекта избирать вид и меру своего поведения и пользоваться тем или иным социальным благом, а также юридическую необходимость, предписывающую должные действия и устанавливающую ответственность; в-третьих, то обстоятельство, что составляющие данный институт права, свободы и обязанности являются основными как по форме (поскольку они закреплены в Основном Законе), так и по содержанию (опосредуют наиболее существенные, коренные, принципиальные связи и отношения между обществом и его членами, государством и его гражданами).

При анализе системы конституционных прав, свобод и обязанностей нельзя обойти вниманием и такой важный ее компонент, как свойства субстрата системы (субъективность, неотъемлемость, постоянство и др.). Среди этих свойств можно выделить внутренние и внешние. Первые зависят от взаимодействия между компонентами самой системы (например, всеобщая доступность прав и свобод, непреложность обязанностей). Вторые проявляются лишь при условии, если реализуются связи с внешними объектами (например, субъективность фактически обнаруживает себя при осуществлении того или иного конституционного права, свободы, исполнении обязанности).

Существенным компонентом анализа системы являются связи и отношения внутри данного института, а также между ним и внешней средой. Институт конституционных прав, свобод и обязанностей наряду с присущим ему единством обладает сложной внутриструктурной дифференциацией. Система конституционных прав, свобод и обязанностей б целом выражает не одну какую-либо область правового положения гражданина, а охватывает все главные сферы его жизни и деятельности. Ведь еще К. Маркс писал: «Одна форма свободы обусловливает другую, как один член тела обусловливает другой. Нет поэтому ничего более ошибочного, чем полагать, будто вопрос об особой форме существования свободы есть особый вопрос. Это — общий вопрос в пределах особой сферы».[3] Соответственно этим сферам система характеризуется специфическими связями и отношениями между составляющими ее главными группами конституционных прав, свобод и обязанностей, а также между отдельными правами, свободами и обязанностями.

Внешние связи и отношения системы конституционных прав, свобод и обязанностей граждан определяются тем, что она, как и все системы, обладает качеством автономности или относительной самостоятельности существования и функционирования. Это проявляется, во-первых, в том, что изучаемый институт — достаточно обособленное ядро всей совокупности субъективных прав и обязанностей советских граждан. Образуя автономную систему, конституционные права, свободы и обязанности тем самым как бы выделяют себя из всего множества субъективных прав и обязанностей. Они выступают как нечто цельное и обособленное. Причем отдельно взятое конституционное право (свобода, обязанность) не обладает такой обособленностью и входит в качестве одного из важнейших элементов в соответствующую отраслевую систему права. Например, право личной собственности граждан (ст. 13 Конституции СССР), взятое изолированно от других конституционных прав, является институтом советского гражданского права. Но в комплексе с иными конституционными правами, свободами и обязанностями оно образует государственно-правовой институт основных прав, свобод и обязанностей советских граждан.

Во-вторых, автономность проявляется в том, что система конституционных прав, свобод и обязанностей обладает интегральными свойствами, отсутствующими у ее компонентов: данная система определяет основы правового положения личности в советском обществе и государстве, а отдельно взятые нормы Основного Закона закрепляют лишь определенные субъективные права и обязанности граждан. Именно вследствие своей автономности данная система может выступать в качестве компонента или подсистемы более широкой системы. В то же время компоненты системы конституционных прав, свобод и обязанностей советских граждан могут быть рассмотрены на уровне микроанализа как самостоятельные системы.

Системное исследование конституционных прав, свобод и обязанностей предполагает изучение такого компонента системы, как состояния, фазы функционирования объекта. Функционирование этих прав,, свобод и обязанностей выражается в их реализации, которая достигается в деятельности государства в целом, его органов, общественных организаций, трудовых коллективов, должностных лиц и граждан. Данный процесс осуществляется в трех основных формах.

Во-первых, конституционные права, свободы и обязанности реализуются через деятельность нормотворческих, правоустановительных органов. Так, право граждан избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти реализуется в конкретных правомочиях, закрепленных в законах о выборах в Верховные и местные Советы. В этой форме функционирования первой фазой (состоянием) является существование конституционного права (свободы, обязанности) в качестве принципа; в процессе текущего нормотворчества данное право (свобода, обязанность) переходит в другое, «снятое» состояние (по законам диалектического «снятия»), т. е. составляя основу законодательного акта, конкретизируется и развивается в нем.

Вторая форма функционирования конституционных прав, свобод и обязанностей советских граждан — их реализация в деятельности правоприменительных органов. Первой фазой (состоянием) в рамках данной формы является их существование в качестве субъективных прав и обязанностей. К государственным органам, общественным организациям и должностным, лицам предъявляется общее требование по охране, защите и созданию условий для реализации основных субъективных прав и исполнения обязанностей граждан. На это, в частности,, прямо указывают ст. ст. 4 и 57 Конституции СССР, устанавливающие,, что уважение личности, охрана прав и свобод граждан — обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц.

Следующая фаза (факультативная) — конкретизация конституционных прав, свобод и обязанностей в текущем законодательстве. При этом обязанности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц дифференцируются, приобретают конкретно-видового адресата и определенные процессуальные формы. Рассмотрим все тот же пример с правом граждан избирать и быть избранными. В действующем законодательстве определены функции и полномочия органов государственной власти и управления, судов, избирательных комиссий, общественных организаций и трудовых коллективов, а также зафиксированы процедурные формы их деятельности. В частности, судам принадлежит право окончательного решения вопроса о неправильностях в списках избирателей, об уголовном наказание лиц, виновных в воспрепятствовании осуществлению избирательного права, подлоге избирательных документов или заведомо неправильном подсчете голосов, нарушении тайны голосования. Действующее законодательство о выборах четко регламентирует порядок реализации, охраны и защиты права граждан избирать и быть избранными и может служить образцом при разработке нормативных актов, призванных закрепить юридические гарантии иных конституционных прав, свобод, и обязанностей граждан СССР.

В пределах третьей стадии права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции СССР, реализуются в виде правоприменительного акта. Так, окружная избирательная комиссия принимает решение о регистрации конкретного кандидата в депутаты; участковая избирательная комиссия выдает в необходимых случаях удостоверение на право голосования и т. д.

Третья форма реализации конституционных прав, свобод и обязанностей — их осуществление самими гражданами. Основные фазы (состояния) этого процесса довольно подробно проанализированы в работах советских юристов.[4] Ограничимся лишь перечислением таких фаз (состояний): а) осуществление конституционного права (свободы, обязанности) в рамках общего правоотношения между государством и гражданином; б) осуществление конституционного права (свободы,, обязанности), конкретизированного в текущем законодательстве, в рамках специального правового статуса гражданина в зависимости от социальных ролей последнего.; в) осуществление конституционного права (свободы, обязанности) в рамках конкретного правоотношения, обусловленного юридическими фактами. Эта фаза является факультативной, поскольку некоторые права, свободы и обязанности (свободы слова, совести и др.) могут осуществляться как в конкретных правоотношениях, так и вне их. Например, обязанность детей заботиться о родителях и оказывать им помощь может реализовываться и в конкретных семейных правоотношениях, и вне их. В то же время конституционная обязанность уважать национальное достоинство других граждан реализуется практически всегда вне конкретных правоотношений. Лишь неисполнение этой обязанности, в частности пропаганда расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения, служит юридическим фактом для возникновения конкретного правоотношения и применения норм законодательства, в данном случае уголовного.

Комплексное исследование конституционных прав, свобод и обязанностей, их системный анализ включают в себя и рассмотрение генезиса изучаемого института — стадий, этапов, ступеней, уровней развития объекта. Рассматриваемый институт являет собой пример исторически развивающейся системы — от декретов Октября и первой Советской Конституции (Конституции РСФСР 1918 г.) до Основного Закона СССР. На каждом этапе обновления советского конституционного законодательства данный институт не заменялся другим, а переходил на новую ступень зрелости, вступал в новую стадию развития.

Системный подход позволяет увидеть и идеологические корни исследуемого института, понять закономерности его развития. Одна из таких закономерностей — появление в Основном Законе новых прав, свобод и обязанностей, «отпочковавшихся» от комплекса прав, свобод и обязанностей, которые изначально составляли данный институт. Указанный процесс непосредственно связан с ходом общественного прогресса, обусловлен им. В этом плане показательна история возникновения и развития права на охрану здоровья (ст. 42 Конституции СССР). Оно присутствовало в зародышевом состоянии в программных требованиях, выдвигавшихся большевистской партией на основе марксистско-ленинской идеи об обязанности государства заботиться о здоровье своих граждан. В первые годы Советской власти гуманная, демократическая идея начала воплощаться в жизнь. Одним из направлений социальной политики нашей партии и государства стало всемерное развитие народного здравоохранения, широкое распространение санитарно-гигиенических мер, борьба с эпидемиями и т. д. Иными словами, существовало лишь само социальное благо без его конституционного оформления. В Конституции СССР 1936 г. в рамках права на социальное обеспечение уже закрепляется бесплатное медицинское обслуживание в виде одной из гарантий этого права. Социально-экономические достижения советского общества позволили в Конституции СССР 1977 г. закрепить самостоятельное право на охрану здоровья, выраженное в виде значительного комплекса обязанностей государства в сфере здравоохранения (не только медицинское обслуживание, но и эффективные профилактические меры).

Подобная схема развития свойственна и иным конституционным правам, свободам и обязанностям советских граждан, а также их системе в целом.

Анализ системы конституционных прав, свобод и обязанностей граждан СССР позволяет не только проследить динамику и тенденции развития данного института, но также выдвинуть ряд положений прогностического характера. Можно, в частности, утверждать, что: во-первых, в ходе коммунистического строительства будут неуклонно расширяться содержание закрепленных в действующей Конституции прав и свобод, углубляться их гарантии; во-вторых, под влиянием условий социальной действительности, по мере выполнения программы социально-экономического и культурного развития будут приобретать характер основных прав и свобод вызревающие в ходе общественного прогресса новые социальные возможности; в-третьих, постепенно усиливаются и укрепляются связи и отношения между государством и гражданином, возрастает их взаимная ответственность. Будут развиваться конституционные права и обязанности, связанные с последствиями, научно-технического прогресса, расширением производственной демократии, развитием конкретных форм общественного самоуправления, реализацией социальных функций общественного мнения.

Изучение генезиса конституционных прав, свобод и обязанностей позволяет прогнозировать развитие их структуры, форм закрепления, механизма реализации и т. п.

Данная характеристика конституционных прав, свобод и обязанностей как системы категорий (т. е. ее концептуальная модель) предполагает единство этой системы, выражающееся в общности свойств и функций ее компонентов. Ведь далеко не всегда компоненты множества образуют систему, хотя между ними и может существовать нечто аналитически общее. Например, если из разных отраслей права выделить нормы, отвечающие признаку, допустим, императивности, то полученное множество, несмотря на наличие общих свойств, не будет целостной системой, ибо здесь отсутствует важнейший показатель системного единства — системообразующие связи и отношения.

Роль системообразующих в институте конституционных прав, свобод и обязанностей играют коренные, существенные связи и отношения между Советским государством и личностью, выражающиеся в конституционных принципах правового положения граждан. Разумеется, сами принципы не являются элементами данного института, однако системный подход предполагает их обязательное исследование, ибо они составляют «стержень» всей системы, ее интегральную основу. Принципы в наиболее концентрированной форме отражают главные, устойчивые и необходимые свойства анализируемой системы, классовую сущность и социалистическую природу конституционных прав, свобод и обязанностей советских граждан.

Системообразующий характер конституционных принципов правового положения граждан проявляется в том, что они пронизывают и увязывают все без исключения конституционные права, свободы и обязанности, являются универсальными правилами функционирования системы. В своей совокупности принципы как бы «примешиваются» к конституционным правам, свободам и обязанностям во всех формах реализации последних. Так, осуществление права на труд всегда должно происходить на основе принципов равноправия и полноправия, всеобщности, единства прав и обязанностей, социалистического гуманизма.

При изучении системы конституционных прав, свобод и обязанностей важно определить и ее подсистемы, их качественное различие, ибо это во многом характеризует состав системы в целом. Вопрос о месте и функциональной роли подсистем тесно связан с проблемой классификации конституционных прав, свобод и обязанностей советских граждан.

Положив в основу анализа те или иные признаки, мы получаем распределение элементов множества (конституционных прав, свобод и обязанностей граждан) по отдельным классам качественных различий. Некоторые из полученных таким образом групп обладают атрибутами подсистем, другие — нет.

Так, по характеру осуществления конституционные права, свободы и обязанности можно разделить на реализуемые в конкретных правоотношениях и вне их. По форме осуществления указанное множество подразделяется на права, свободы и обязанности, реализуемые в коллективе и в индивидуальном порядке. По характеру обеспечения среди конституционных прав и свобод можно выделить такие, для осуществления которых со стороны государства требуется предоставление материально обеспеченных социальных благ, а также те, для реализации которых достаточно поддержания общественного порядка и соблюдения социалистической законности.

Возможны и другие варианты классификации, при которых полученные классы, хотя и имеют качественные различия, но атрибутами подсистем не обладают.

В то же время среди конституционных прав, свобод и обязанностей возможно выделение классов, являющихся подсистемами. Таково деление на права, свободы и обязанности в области социально-экономической, культурной, политической, личной жизни (т. е. в сфере индивидуальной свободы и личной безопасности), в правоохранительной области (т. е. имеющие цель защиты других прав и свобод граждан).

Указанные подсистемы — не суммативные множества, а целостные образования, обладающие единством функций и свойств. Если в первом случае основанием выделения этих классов являются категории возможного и необходимого в поведении индивида, то во втором — специфика предмета регулирования, т. е. тех общественных отношений, которые складываются между государством и личностью в основных сферах деятельности советских людей.

Определение состава системы конституционных прав, свобод и обязанностей советских граждан позволяет перейти к выявлению ее структуры. Между категориями системы и структуры существует органическая взаимосвязь, что зачастую приводит к их отождествлению. Изучение той или иной системы означает необходимость, выявления -отношений порядка, упорядоченности, композиции компонентов системы.[5] Структура системы конституционных прав, свобод и обязанностей может быть описана через законы ее композиции. К ним, в частности, относится выделение норм об основных правах, свободах и обязанностях в отдельное структурное подразделение конституции (внешняя характеристика структуры). Исключение здесь составляют некоторые первые конституции Советских республик, принятые в 1918—1922 гг. Однако уже и в этот период в Конституции УССР 1919 г., Конституции Грузии 1922 г., Конституциях Бухарской Народной Советской Республики 1921 и 1922 гг. имелись специальные главы, закреплявшие  основы правового положения граждан.

Для внешней характеристики структуры данной системы имеет значение расположение норм рассматриваемого института в тексте конституции. Уже в первых советских конституциях права, свободы и обязанности граждан закреплялись вслед за нормами, фиксировавшими основы общественного строя. В действующих советских конституциях применена аналогичная модель. Исключение в этом смысле составляла Конституция СССР 1936 г. и принятые на ее основе конституции союзных и автономных республик.

Характеризуя систему конституционных прав, свобод и обязанностей, следует сказать и о последовательности их закрепления в Основном Законе (внутренняя характеристика структуры). Конституция 1936 г., отражая место и роль советских граждан в основных областях их жизни и деятельности и сохраняя историческую преемственность, последовательно закрепляет социально-экономические, культурные, политические и личные права и свободы, а также обязанности граждан.

Что касается внутренней структуры каждого из этих «блоков», то все они имеют в своем составе права (свободы, обязанности), образующие основу для осуществления других прав, свобод или обязанностей. Таковы, например, право на труд, право на образование, право на участие в управлении государственными и общественными делами, неприкосновенность личности.

При рассмотрении структуры системы конституционных прав, свобод и обязанностей отметим «пограничное» расположение некоторых из них. Иначе говоря, права (свободы, обязанности), непосредственно входящие в один из «блоков», одновременно тесно связаны с «сопредельным» (по тексту Конституции) «блоком», представляя собой как бы «мостик» между различными группами прав. Так, право на образование (ст. 45 Конституции СССР), составляющее основу прав и свобод в области культуры и закрепляемое в Основном Законе сразу же за группой социально-экономических прав и свобод, служит связующим звеном между этими двумя структурными «блоками».

Институт конституционных прав, свобод и обязанностей советских граждан — явление сложное и многогранное. Применение какого-то одного, даже весьма плодотворного метода, не может дать полного научного представления об объекте исследования. Системный подход позволяет оперировать в процессе его применения разнообразными инструментами познания правовой действительности, обеспечивает комплексный характер исследования.

1.2. Какое же место занимала Россия в процессе развития прав и свобод человека?

Первым документом, закрепляющим определённые права и свободы граждан России, является Манифест 17 октября 1905года, который послужил базой для принятия 23 апреля 1906года Основных законов, которые фактически и стали первой Российской Конституцией. Это является началом пути России к правовому государству.

 Первая Конституция РСФСР была принята в 1918году. Она положила начало развитию конституции социалистического типа, каковыми и считались последующие российские конституции, принимавшиеся уже в связи с определёнными этапами развития СССР, куда РСФСР до недавнего времени входила в качестве субъекта.

 После 1918года в РСФСР конституции принимались: в 1924, 1936 и 1977году. Конституция РСФСР 1977года с многочисленными дополнениями, которые в неё вносились с 1989года и существенно изменили её первоначальную редакцию, действовала до принятия нового Основного Закона Российской Федерации 1993года.

 Всем конституциям РСФСР как конституциям социалистического типа были присущи общие черты, признаки. Это, прежде всего их откровенно классовый характер. Так, Конституция РСФСР 1918года основной задачей переходного периода называла установление диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в целях полного подавления буржуазии, уничтожение эксплуатации человека и водворение социализма.

 Конституция РСФСР 1977года подтвердила преемственность идей и принципов Конституций РСФСР 1918 и последующих годов. В её преамбуле указывалось на основополагающее для жизни страны значение идей научного коммунизма. Закрепляла Конституция РСФСР 1977года и руководящую роль КПСС в обществе она утверждала государственную и колхозно-кооперативную собственность, закрепляла плановое ведение хозяйства.

В основу организации государственной власти советская Конституция России формально закладывала принцип верховенства Советов. В действительности же Советы подменялись партийными органами, которые фактически были всевластны.

 Основной Закон РСФСР провозглашал и закреплял политические, социально-экономические и личные права граждан. Однако отсутствовали конституционный механизм и гарантии, которые могли бы обеспечить их реализацию. Конституционные права и свободы граждан, как известно, глубоко попирались, например, в период массовых репрессий 30-х годов. Конституционное законодательство не могло обеспечить независимость судов - одного из необходимых устоев действительно правового государства[6].

Вопрос о новой Конституции Российской Федерации был поставлен на 1 Съезде народных депутатов России в 1990году: им была образована Конституционная комиссия для разработки проекта новой Конституции. Такой проект был подготовлен и рассмотрен Верховным Советом России, Съездом народных депутатов РФ.

Весной 1993года по инициативе Президента РФ был разработан новый проект Конституции России, для завершения, подготовки которого Президент РФ созвал летом 1993года Конституционное Совещание. Осенью 1993года Конституционное Совещание продолжило работу над проектом новой Конституции РФ, который в конце года был вынесен на всенародное голосование. Всенародное голосование по проекту Конституции РФ состоялось 12 декабря 1993года в соответствии с Положением о всенародном голосовании по проекту Конституции России 12 декабря 1993года, утвержденным Указом Президента РФ от 15 октября 1993 года. Согласно этому Положения, для принятия нового Основного Закона РФ требовалось, чтобы 50% избирателей, принявших участие в голосовании, проголосовало за 58,4%, против-41,6%. Т.е. Конституция России была принята 30% избирателей. Закрепляя основы конституционного строя, Конституция РФ определяет Российскую Федерацию – Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, в котором: 1)человек, его права и свободы есть высшая ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина представляет собой обязанность государства; 2)носителем суверенитета и единственным источником власти определяется многонациональный народ России; 3)социальная политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; 4)признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности; 5)государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; 6)признается и гарантируется местное самоуправление; 7)признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; 8)общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации—составная часть её правовой системы.

Глава 2. Права и свободы человека в системе ценностей

2.1. Понятие правового статуса личности

В юридической науке существуют различные точки зрения относительно содержания и объема понятия "правовой статус". Ряд авторов включают в понятие правового статуса личности гражданство, общую правоспособность, гарантии, законные интересы, юридическую ответственность.

Представляется, что введение в правовой статус личности предстатусных элементов (законных интересов, гражданства, общей правоспособности) и послестатусных элементов (юридической ответственности), а также правовых институтов, не относящихся прямо к правовому статусу (гарантий), в известной мере размывает само понятие правового статуса. Следовательно, на наш взгляд, правовой статус личности представляет собой совокупность прав, свобод и обязанностей, отражающих его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.

Причем термин "свобода" означает возможность действовать по своему усмотрению, осуществлять свободу индивидуального выбора без определения конкретных форм деятельности и ее результатов. В то же время термин "право" означает конкретные действия человека по реализации своих притязаний на материальные и иные блага, которые законодательно закреплены государством.

Правам человека присущи следующие признаки:

они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни и окружающей среды;

• складываются объективно и не зависят от государственного признания;

• принадлежат индивиду от рождения;

• имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т. п.);

• являются непосредственно действующими;

• признаются высшей социальной ценностью;

• выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;

• представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;

• их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

Различают общий, специальный и индивидуальный правовые статусы.

Общий правовой статус (конституционный) это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется Конституцией и является единым и одинаковым для всех. Конституционное право определяет правовой статус личности во всех основных сферах жизни общества и государства.

Специальный правовой статус — это статус лица, принадлежащего к определенной категории граждан (военнослужащие, судьи, депутаты, государственные служащие); он позволяет осуществлять специальные функции. По сравнению с общим специальный статус включает в себя как ограничения, так и преимущества и льготы в зависимости от служебного и иного положения лица.

Индивидуальный статус это статус конкретного лица» отражающий совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности (в зависимости от пола, возраста, семейного положения, места жительства и т. д.).

Конституция охватывает наиболее важные отношения между индивидом и государством — основные права, свободы и обязанности. Нормы других отраслей права регламентируют эти отношения более детально. Необходимо подчеркнуть, что при этом конституционный статус является исходным, базовым, все остальные статусы производны от него или дополняют его.

Реализация прав и свобод человека невозможна без системы установленных государством гарантий, главное место среди которых принадлежит юридическим. Пределы реализации прав и свобод человека выражаются в их конституционных ограничениях.

К предмету конституционного права относится закрепление основ правового статуса личности[7]. Понятие "основы" отражает систему взаимоотношений государства и личности. Она включает в себя следующие элементы:

1) правовые отношения, связанные с гражданством, так как наличие гражданства данного государства является условием полной правосубъектности лица;        

2) общие принципы правового статуса личности:

• всеобщность;

• равенство;

• непосредственное действие;

• гарантированность, защищенность государством;

3) основные права и обязанности, составляющие важнейший институт конституционного права;

4) гарантии прав и свобод граждан;

5) ограничения прав и свобод.

Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Ранее декларировалось беспредельное обладание всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод в Конституции Российской Федерации предусматривается возможность ограничения прав и свобод человека, которое может быть применено в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других граждан (статья 17 ч. 3 Конституции РФ).

Основные фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную.

В соответствии с этим традиционно конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы:

1) личные

2) политические

3) социальные, культурные, экономические.

Все права и свободы неотделимы друг от друга и взаимосвязаны, поэтому такое разделение носит чисто условный характер.

Личные права и свободы связаны непосредственно с личностью, не увязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него. Личные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения (ст. 17 ч. 2). Такие права и свободы, которые необходимы для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

Личные права включают: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т. д.

В статье 20 Основного Закона провозглашено право на жизнь, введено правило, согласно которому никто не может быть произвольно лишен жизни. Зафиксировано положение о стремлении государства к полной отмене смертной казни, которая впредь может применяться только в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против личности. Право на жизнь совмещает в себе действия по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни (напр., политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и т. п.).

К сфере личных прав человека относится право на охрану государством достоинства личности. Ничто не может быть основанием для его умаления (ст. 20 Конституции РФ). Достоинство превращает человека из объекта воздействия в активного субъекта правового государства, поэтому целью государства является обеспечение охраны человеческого достоинства. Эта конституционная норма является правовой обязанностью должностных лиц и всех работников государственных структур, но, к сожалению, этот принцип в настоящее время практически не работает.

Право на свободу включает в себя возможность совершать любые правомерные действия (т. е. не противоречащие закону). Неприкосновенность личности, как личная свобода, заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничивать свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями и поступками, пользоваться свободой передвижения. В Конституции Российской Федерации право на свободу и личную неприкосновенность дополнено существенной гарантией, запрещающей подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергать медицинским, научным и иным опытам (на эту норму, закрепленную в Конституции РФ повлияли международные нормы, регулирующие обеспечение прав и свобод личности). Введены гарантии от неосновательного ареста, заключения под стражей. Согласно ст. 22 ч. 2 Конституции РФ такое ограничение свободы возможно только в связи с решением суда, до судебного решения лицо подвергается на срок не более 48 часов. Ограничение в правах (согласно ст. 55 ч. 3 Конституции РФ) является следствием федерального закона, предусматривающего данный принцип, и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Статья 23 ч. 1 Конституции Российской Федерации гласит: “Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени”. Частной жизнью можно назвать те стороны жизни личности, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту чести и доброго имени, при этом, если честь и доброе имя человека подверглось унижению или оскорблению, то в законодательстве определен порядок судебной защиты, включающий право на возмещение морального вреда. Понятие неприкосновенности частной жизни включает в себя право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, если, конечно, ограничение таких прав не предусмотрено судебным решением, что призвано исключить произвол и злоупотребления должностных лиц правозащитных органов. Вышеуказанные постулаты изложены в обновленной редакции по сравнению с предыдущими конституциями.

 В настоящей Конституции указана гарантия реализация данных прав, о чем свидетельствует ст. 24 п. 1 - сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Такое исключение (предусмотренное законом, но не ведомственными инструкциями) возможно когда речь идет, к примеру, о государственной тайне. Единственная форма, не претерпевшая смысловых и редакционных изменений - статья о праве на жилище и гарантии его реализации, в которой указано, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающего в нем лиц, за исключением случаев предусмотренных федеральным законом или на основании судебного решения (ст. 25). Правом на охрану жилища обладают лица, являющиеся его собственниками, законными арендаторами или проживающие по договору найма. Причем жилищем признается и место временного пребывания человека, тогда, если в жилище вселяются люди, имеющие на то право, то их действия не являются нарушением неприкосновенности, в том числе не требуют согласия остальных проживающих.

Комплекс прав, связанных с национальной принадлежностью, отражает специфику многонациональной России. Согласно ст. 26 настоящей Конституции “каждый вправе определять свою национальную принадлежность”. Дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности является конституционная норма о том, что “никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности”. Раньше имело место обязательное указание свой национальности в определенных документах, что являлось основанием дискриминации. Сейчас практически не допускается постановка вопроса о национальной принадлежности.

В Конституции нашло отражение положение, предусмотренное международными правовыми нормами, о свободе передвижения, выбора места жительства и пребывания. Статья 27 Конституции РФ указывает на то, что таким правом обладает каждый, законно находящийся на территории Российской Федерации. Однако реализации права на выбор места жительства сопутствует определенный порядок - регистрация в течение 7 дней в органах внутренних дел гражданина, прибывшего на новое место жительства. Важное значение имеет закрепление в Конституции права каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться, имеющий также определенный порядок регистрации. Свобода совести и вероисповедания заключаются в свободе принятия или непринятия религиозных верований, исповедовать индивидуально, а также совместно с другими лицами любую религию или не исповедовать никакой[8]. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

В Российской Конституции воспроизведено установление, содержащееся в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, о праве граждан искать, получать и свободно распространять информацию. Им дополнена статья, закрепляющая право граждан на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение мнений и убеждений (ст. 29 Конституции РФ). Конституция, признавая такие свободы, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них. Поскольку, в условиях тоталитарного режима, не допускалось инакомыслие, такие права и свободы были ущемлены.

В настоящее время ограничение свободы слова применяется для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения, не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Положения о правах граждан на свободу мысли можно отнести как к личным, так и к политическим правам.

Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека. Политические права выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти. К числу данной категории прав относятся: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др. В отличие о личных прав, принадлежащих каждому человеку, политические права принадлежат только гражданам государства. Однако все политические права и свободы (и человека, и гражданина) пользуются равной судебной защитой государства.

В Конституции 1993 года закреплено положение, из которого вытекает, что единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является народ. Это важнейшая основа конституционного строя, реализующаяся только через политические права каждого гражданина, которые в полной мере наступают по достижении гражданином 18 лет.

Политические права граждан могут быть выражены как непосредственно (референдум, всенародное голосование), так и через своих представителей[9].

“Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме” (ст. 32 п. 2). Право избирать предоставляется гражданам с 18 лет, в силу которого он может выдвигать кандидатов на те или иные посты в соответствии с действующим законодательством. Лишаются право избрания лица недееспособные и осужденным к лишению свободы по приговору суда, но не ограничиваются в избирательных правах лица, находящиеся под стражей, пока не будет вынесен и не вступит в силу обвинительный приговор суда.

Избирательное право подразделяется на активное и пассивное. Активным считается право избирать, как указывалось выше возраст гражданина, обладающего таким правом должен быть 18 лет и старше. Пассивным является право быть избранным в орган государственной власти или орган местного

самоуправления. Это право реализуется небольшой частью населения, хотя и принадлежит всем. Пассивное избирательное право наступает в разных возрастах - в зависимости от характера того или иного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Так, для избрания на пост Президента РФ необходимо достичь 35 лет, а для избрания в депутаты Государственной Думы - 21 года.

Необходимо отметить, как активное, так и пассивное избирательное право реализуется гражданами абсолютно добровольно.

Избирательное право в Российской Федерации является всеобщим, равным и прямым, при тайном голосовании.

Статья 32 п. 4 устанавливает, что “Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе”. Равный доступ предполагает право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации. Следующий пункт заключает право гражданина на участие в отправление правосудия, основанный на праве граждан занимать должность судьи, быть присяжным заседателем, народным заседателем.

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращения граждан имеют значение как способ укрепления связей государственного аппарата с населением, источник информации, который необходим для решении вопросов общественной жизни.

Конституция 1993 года, помимо личных и политических конституционных прав регламентирует социальные, экономические и культурные права, образующие заключительную категорию конституционных прав и свобод.

Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование.

К этой категории также относят и культурные права, гарантирующие доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и политические права. Как основу рыночных отношений, Конституция закрепляет право на ведение предпринимательской деятельности, для которой человек использует свои способности и свое имущество. С целью обеспечения правомерных, цивилизованных условий становления и развития рыночных отношений Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. При этом субъект экономического права может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью.

Важнейшим институтом социально-экономических отношений является, закрепленное в Конституции РФ право частной собственности, непременное условие демократической рыночной экономики. Собственность - это основа подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне. Государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечивать ее неприкосновенность. Право частной собственности регулируется многими отраслями российского права.

Конституция РФ гарантирует защиту права собственности. В частности в п. 3 статьи 35 подразумевается, что государственные органы не вправе, ссылаясь на любую целесообразность и даже на закон, лишать человека имущества против его воли. Соглашение между государством и собственником может быть достигнуто при условии равноценного и предварительного возмещения. Гарантией права частной собственности является также право наследования собственности. Положения, регулирующие право наследования закрепляются в Гражданском Кодексе Российской Федерации, где определяются все тонкости перехода собственности по завещанию собственника к наследнику.

Конституция РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов граждан. Свобода в действиях собственника земли весьма относительна, поскольку п. 3 ст. 36 определяет условия и порядок пользования землей.

Конституционно закреплены нормы, согласно которым человек должен работать в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Если такие требования нарушены в результате действий работодателя и работнику на производстве причинен вред, то работодатель несет материальную, а в некоторых случаях уголовную ответственность.

С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых[10]. Любой человек должен рационально использовать время своего отдыха. Функции государства в этой сфере заключаются в установлении продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Конституция определяет и взаимные права родителей и детей. Права родителей заключаются в заботе о детях и их воспитания. Трудоспособные дети, достигшие восемнадцатилетнего возраста, обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. Государство защищает семейные права граждан, и прежде всего - определенные права матери и ребенка. Оно развивает охрану здоровья матери и ребенка, предусматривает социальное обеспечение и охрану труда рабочих матерей. Существуют также отпуска и пособия, связанные с беременностью и родами, перечень которых установлен в трудовом законодательстве.

К числу социально-экономических прав относится право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции РФ). Содержанием данного права является, прежде всего, в гарантированность получения государственных пенсий и социальных пособий, устанавливаемых законом. Все формы социального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих оснований. Каждый заранее должен знать, каковы основания и условия обеспечения.

Конституционно закрепляется право человека на жилище. Оно включает в себя защиту жилища, в соответствии с которым никто не может быть произвольно лишен жилища по каким-либо соображениям.

Однако строительство жилых помещений должно осуществляться не только государством, но и индивидуально самими гражданами и создаваемыми ими кооперативами. Поощряется кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, развита широкая система ссуд на это, не облагаемых налогами.

Следующим звеном в системе социально-экономических прав является право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Оно предполагает бесплатность медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Медицинская помощь финансируется за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

Дополняя вышеуказанное право, Конституция Российской Федерации закрепляет право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу в результате экологического правонарушения (ст. 42). В государстве действует программа, которая предусматривает помощь лицам, пострадавшим от экологического правонарушения (пр., при Чернобыльской аварии). Граждане могут обращаться с требованиями, восстанавливающими это право, что является основанием предупредительного воздействия на предприятия и организации, нарушающие экологическое законодательство.

В указании перечня конституционных прав и свобод предполагается критерий социально-экономических прав, который выделяет культурные права человека.

К культурным можно отнести права, необходимые человеку для развития уровня его культуры, без которой человек не может полноценно существовать.

Конституционно закреплены принципы гарантирующие свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Согласно закону, каждый может заниматься творческой деятельностью; и государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую жизнь человека, что имело место в годы тоталитарного режима.

2.2. Конституционно-правовой статус личности в правовом государстве

Итак, становление и развитие прав человека имеет длительную историю, сопровождается борьбой доктрин и традиций, характерных для той или иной страны. Несмотря на давность возникновения самой идеи прав человека, подлинный смысл они обретают только на основе принципов демократии, свободы, справедливости, равенства, признания самоценности человека. На такой основе стало возможным закрепление основных фундаментальных прав человека в конституциях демократических государств.

В этой связи возникает вопрос: что понимать под основными правами, можно ли их отождествлять с конституционными правами? Отсутствие строгости формулировок в ряде конституций несколько затрудняет ответ на этот вопрос. Однако, на наш взгляд, основные права индивида — это конституционные права. Такая трактовка вытекает, например, из сопоставления ст. 17 со ст. 55 Конституции РФ, отмечающей, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем в п. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах человека, что позволяет подчеркнуть их особые свойства — неотчуждаемость и их естественный характер (принадлежность каждому от рождения). Основные права являются субъективными правами. Эта истина, которая сегодня очевидна, в ходе исторического развития неоднократно оспаривалась. Лишь в начале XX в. в результате долгих споров о понятии субъективного права вообще и основных прав в особенности выкристаллизовалось новое понимание основных прав как субъективных, что дало возможность гражданину ссылаться на них перед лицом властных структур.[11]

В современном мире, когда проблема защиты прав человека вышла далеко за пределы каждого отдельного государства, возникла необходимость в создании универсальных международно-правовых стандартов, также являющихся основными правами человека. Эти основные права отражены в ряде важнейших международно-правовых актов, установивших общечеловеческие стандарты прав и интересов личности, определивших ту планку, ниже которой государство не может опускаться. Это означает, что права и свободы человека перестали быть объектом только внутренней компетенции государства, а стали делом всего международного сообщества. [12]

Сегодня объем прав и свобод личности определяется не только конкретными особенностями того или иного общества, но и «развитием человеческой цивилизации в целом, уровнем и степенью интегрированности международного сообщества. Чем целостнее становится мир, тем значительнее влияние, оказываемое на права и свободы международными факторами».

Принятие Международного Билля о правах человека, включающего Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1976 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1976 г.), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1976 г.), внесло коренные изменения в правосубьектность человека, который становится субъектом не только внутригосударственного, но и международного права. Согласно международному законодательству все лица, проживающие в государстве — участнике Пактов или на которых распространяется юрисдикция этого государства, получают возможность пользоваться правами, предусмотренными Пактами, без различия по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального либо социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Это обязывает все государства, присоединившиеся к Пактам, привести свое национальное законодательство в соответствие с требованиями Пактов. После присоединения к Пактам создается правовая ситуация, при которой международно-правовые акты приобретают приоритет над внутренним законодательством. Поэтому гражданин, политические или гражданские права которого нарушены, имеет право обратиться непосредственно в Комитет по правам человека при ООН, если им исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты (ст. 2 факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах).

Всеобщая декларация прав человека, Международные пакты, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и ряд других важнейших международно-правовых актов определили тот универсальный набор основных прав и свобод, который в единстве с конституционными правами призван обеспечить нормальную жизнедеятельность индивида. Этот каталог прав возник не на пустом месте; он формировался на основе тысячелетнего опыта борьбы за свободу и социальный прогресс.

Поэтому в современных условиях под основными правами человека, на мой взгляд, следует понимать права, содержащиеся в конституции государства и международно-правовых документах по правам человека, в частности в Международном Билле о правах человека, а также Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.). Европейской социальной хартии (1961 г.). Если какое-либо основное право человека не вошло в конституцию государства, то оно должно быть признано в данном государстве независимо от его конституционного закрепления. Приоритет международного права по отношению к внутригосударственному в области прав человека является общепризнанным принципом международного сообщества.[13]

Права человека должны обрести ведущее место и в политико-правовых доктринах, и в практике современной России. Наше общество станет свободным, демократическим, гуманным и нравственным только тогда, когда будет реально воплощен в жизнь конституционный принцип, зафиксированный в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».[14]

Мы рассмотрели природу прав человека, их необходимость для обеспечения нормальной жизнедеятельности индивида и общества в целом. Однако правам и свободам человека должны соответствовать и определенные обязанности, без осуществления которых права и свободы «зависают», не будучи обеспечены должными действиями других лиц, организаций, государства, от которых зависит нормальное функционирование этих прав и свобод. Сложные связи, возникающие между государством и личностью, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме — в форме прав, свобод и обязанностей, образующих в своем единстве правовой статус индивида. Правовой статус индивида — одна из важнейших политико-юридических категорий, которая неразрывно связана с социальной структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности. Правовой статус индивида законодательно закрепляется государством в конституциях и иных нормативно-юридических актах (внутригосударственных и международных). Права и обязанности — основной исходный элемент права. Следует согласиться с Г. В. Мальцевым, что ничего более важного в структуре права, по существу, нет. «Система прав и обязанностей — сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к решению основных юридических проблем».

В правовом государстве права и обязанности граждан в равной мере служат необходимым средством достижения свободы, всестороннего и гармоничного развития личности уже в силу того, что в любом праве и в любой обязанности выражено сочетание общественных, личных и иных интересов. Удовлетворение общественных и личных интересов возможно только путем реализации прав и обязанностей личности в их неразрывной связи между собой, укрепляющейся по мере расширения материальных возможностей общества, роста сознательности его членов. Закономерностью развития правового статуса личности является соразмерное, сбалансированное, справедливое распределение и сочетание ее прав и обязанностей. Соразмерность, сбалансированность прав и обязанностей динамичны, подвижны, так же как те факторы и обстоятельства, которые определяют эволюцию правового статуса личности.

Развитие общества, расширение свободы его членов, повышение ответственности личности требуют постоянного поиска наиболее рационального соотношения прав и обязанностей с точки зрения выявления оптимального сочетания общенародных, коллективных, групповых и личных интересов. Главное в современных условиях в проблеме обеспечения единства прав и обязанностей граждан состоит в том, чтобы граждане не только пользовались всеми правами и свободами, удовлетворяли их законные интересы, но и выполняли все возложенные на них обязанности и соблюдали относящиеся к ним запреты. В этом и состоит содержание правового долга и гражданской ответственности. Мера ответственности личности — показатель ее развития.

Повышение гражданской ответственности, означает неуспокоенность достигнутым, возрастание социальной активности личности в реализации ее прав и свобод, выполнении обязанностей. Социальная активность выступает как мера социальной деятельности человека в различных областях его жизни: экономической, духовной, политической. Качественная сторона активности определяется мотивами, целями, причинами деятельности, ее интенсивностью, направленностью и, самое главное, конечными результатами. Социальная активность представляет собою внутренний стимул, мотив правомерной деятельности человека и превращается в качество личности, черту ее характера. В этом качестве личности наиболее ярко проявляется сочетание общественных и личных интересов. Антиподом активной жизненной позиции служит позиция обывателя, мещанина, которая также активно видоизменяется, приспосабливается к новым условиям, а потому живуча.

В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности.

Взаимосвязи государства и личности требуют четкой урегулированности и упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для поддержания существующего строя, для его нормального функционирования. Права и обязанности фиксируют сложную систему взаимосвязей государства и личности, основанную на демократических принципах. Эти взаимосвязи и отношения формируются в результате действия объективных закономерностей общественного развития, которые обусловливают объем и характер прав и обязанностей граждан. Юридические права и обязанности определяют важнейшие параметры поведения индивида в структуре общественных связей общества.

Обязанность — это объективно необходимое, должное поведение человека. Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая объективная необходимость определенного поведения не всегда субъективно осознается индивидом, а это может привести к отступлению от требований нормы. Поэтому обязанность — это как необходимое, так и возможное поведение. Человек совершает свой выбор не только в сфере юридических требований и предписаний. На этот выбор могут влиять и иные нормы, которые имеют антисоциальную направленность. В этом случае обязанность не будет реализована. Обязанность — это возможное поведение и потому, что и при благоприятном, позитивном отношении личности ее реализация в объективно необходимом поведении наступает лишь при определенных условиях, предусмотренных правовой нормой.

Государство в системе обязанностей указывает целесообразный, социально полезный и необходимый вариант поведения. Однако, как уже отмечалось, свобода выбора включает множество факторов и не замыкается в пределах правовых эталонов. Поэтому возможно поведение, которое основано на иной нормативной ориентации, так как человек может избрать нормы, противоречащие требованиям, заключенным в обязанности.

Часть обязанностей как элемент правового статуса распространяются на всех лиц, проживающих в государстве. Так, Конституция РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Наряду с этим обязанность, закрепленная в ст. 59, четко формулирует, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.[15]

Включение обязанностей в правовой статус индивида не колеблет принципов свободы и правового государства, поскольку права одних лиц, не подкрепленные обязанностями других, не могут быть реализованы.

Все сферы действия правового статуса в единстве прав и обязанностей — это «пространство свободы», основанное на свободе выбора, самоопределении и ответственности личности перед обществом и своими согражданами. Свобода и ответственность выражают объективную необходимость определенных эталонов

поведения и их выполнения в соответствии с интересами общества. Руководствуясь этими интересами, государство требует выполнения обязанностей и определяет последствия, связанные с ненадлежащим использованием прав и свобод, противоречащим интересам общества и государства, правам других лиц. Связь свободы и обязанностей раскрывается в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности».

Верховенство закона подразумевает не только приоритет закона как разновидности нормативно-правового акта в отношении подзаконных актов, сколько широкий аспект прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством. В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Более того оно обязано последовательно и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципиальное значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни общества и государства. Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.

 Перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому государству, содержится в международных актах. Это прежде всего Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятых на ХХI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966г.

 Перечень прав и свобод, провозглашенных в указанных актах закреплен и гарантирован в конституциях правовых государств. Особое значение в них придается юридической защищенности личности, которая немыслима без презумпции невиновности. Презумпция же невиновности означает, что подлинно демократическое государство признает, что все вопросы, связанные с виновностью или не виновностью граждан в совершении того или иного преступления, следует решать только в судебном порядке.

Более того, при рассмотрении уголовных дел по которым может быть вынесен смертный приговор, гражданин вправе требовать, чтобы его судил суд присяжных. В Российской Федерации это право отражено в ст.49 Конституции Российской Федерации.

Среди ряда особенностей права современного гражданского общества нужно выделить то, что права и свободы человека не только все более становятся целью законодательства и направлений правовой политики, но и прямо включаются в содержание правового регулирования как непосредственный критерий при определении правомерности того, или иного поведения, предмет судебной защиты. Отсюда, возможность обжалования государственных актов в международных правосудные органы в случаях, когда, по мнению заявителя, ущемляются права человека.

В реальной жизни повсеместно нарушаются права и свободы граждан (и не только в нашей стране, а во всем мире), это выражается в: нарушении международных актов, относящихся к правам народов, нарушении правового равенства граждан, использовании прав и свобод в антиконституционных целях экстремистскими силами, элементарным невыполнением законов.

Заключение

В России отсутствуют специальные правовые механизмы, обеспечивающие права и свободы российских граждан, их реальную гарантированность. Фактически права и свободы граждан только провозглашаются, но реально в жизни нередко происходит вопиющее нарушение самых элементарных прав и свобод.

Ежедневно в мировом сообществе происходят массовые нарушения прав и свобод человека - это преступления геноцида, различные способы расовой дискриминации, преступления апартеида, военные преступления, а также преступления против человечества.

Взаимная ответственность личности и государства - неотъемлемый признак правового государства. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив, делается акцент на ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и свободы.

Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан и предусматривающих жесткие санкции за это (.ст.ст.41 ч. 3, 52, 53 Российской Федерации). [16]

 Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан является конституционное положение, в соответствии с которым властные структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами непосредственно затрагивающими его права и свободы.

В правовом государстве признается и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.ст. 33, 45 часть 2 Конституции Российской Федерации). Все это вместе взятое делает государство ответственным перед гражданином. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов (ст.ст. 57, 58, 59 Конституции Российской Федерации).

Список источников и литературы

1.           Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1946 г .

2.           Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991г.// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991, № 52.

3.           Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета. №237. 25.12.1993г.

4.           Аграновская Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М.: Наука, 1988.

5.           Алексеев С.С. Государство и право. Москва, «Юридическая литература», 1996 г., с142

6.           Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001.

7.           Атаманчук Г.В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М.: "Славянский диалог",1996. С. 222.

8.           Баглай М.В. Конституционное право России. - М. НОРМА-ИНФРА-М, 1990.

9.           Баженов А. Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М., 1991.

10.      Бережнов Г.А. Политика и права человека. - Омск, 1993.

11.      Бойцова Л.В. Гражданин против государства // Общественные науки и современность. 1994. № 4.

12.      Венегеров Б. Теория государства и права: Часть 1. Теория государства. – М.: Юристъ, 1995.

13.      Герасимов А.П. 53 вопроса и ответа о Конституции РФ. - СПб.: "Норма", 1994.

14.      Гудков А.И. Принципы, пределы, основания ограничения прав // Государство и право, 1998 г. № 7.

15.      Делокаров К.Х. Рационализм и социосинергетика // Общественные науки и и современность. 1997. №1.

16.      Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. М., 1994.

17.      Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996. С. 45-46.

18.      Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое. - Вопросы философии и психологии. 1906, кн. 5 (85).

19.      Князева Е.Н. Проблема динамического и статистического: к философскому осмыслению результатов синергетики // Философские науки, 1988. № 6

20.      Коваленко А.И.Основы конституционного права РФ. -  М., 1994.

21.      Козлова, О. Е. Кутафин. Конституционное право России. - М., 1995.

22.      Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник. – М.: Юрайт, 1997.


[1] Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т.1. с. 414.

[2] Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981, с. 64.

[3] Маркс К., Энгельс Ф. Указ.соч. С. 83.

[4] См., например: Воеводин Л. Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. M., J972, с. 99—112; Патюлин В. А. Государство и личность в СССР (правовые аспекты взаимоотношений). М., 1974, с. 197—203; Кучинский В. А. Личность, свобода, право. М., 1978, с. 136—154.

[5] См.: Тюхтин В. С. Отражение, системы, кибернетика. Теория отражения в свете кибернетики и системного подхода., М., 1972, с. 18.

[6] Дмитренко В.П. История отечества. М., Дрофа,1997год. С. 162

[7] Конституция РФ. Ст. 64.

[8] Конституция РФ. Ст.29.

[9]  Конституция РФ. Ст. 32. П. 1.

[10] Конституция РФ. Ст. 37.

[11] Баглай М.В. Конституционное право России. - М. НОРМА-ИНФРА-М, 1990. С. 288.

[12] Баженов А. Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М., 1991. С. 245.

[13] Общая теория права и государства: Учеб. /Под. ред. Лазарева В.В.- М., 1994. С. 231.

[14] Баглай М.В. Конституционное право России. - М. НОРМА-ИНФРА-М, 1990. С. 289.

[15] Общая теория права и государства: Учеб. /Под. ред. Лазарева В.В.- М., 1994. С. 322.

[16] Баглай М.В. Конституционное право России. - М. НОРМА-ИНФРА-М, 1990. С. 301