Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

Глава 1. Историческое развитие кредитной системы России.................. 4

Глава 2. Содержание международных отношений................................. 16

2.1. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения......................... 16

2.2. Международные валютно-кредитные организации.................................................. 20

Глава 3. Современная структура кредитной системы Российской Федерации 27

Заключение.................................................................................................. 34

Литература................................................................................................... 35

Введение

Международные финансовые отношения -  составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В ней фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.

Большое влияние на международные валютно-кредитные отношения оказывают  ведущие  промышленно развитые страны (в особенности большая семерка стран), которые выступают как партнеры-соперники. Последние десятилетия отмечены активизацией развивающихся стран в этой сфере.

Под влиянием новых факторов функционирование международных валютно-финансовых отношений усложнилось и характеризуется частыми изменениями. Поэтому  изучение мирового опыта представляет большой интерес для стран с рыночной  экономикой.

В данном работе изучаются некоторые аспекты данных отношений в плане взаимопомощи одного государства другому. Особое внимание уделяется современной валютной системе, являющейся неотъемлемым компонентом всего комплекса международных экономических.

Цель данной работы - раскрыть содержание кредитных отношений в России.

Глава 1. Историческое развитие кредитной системы России

Созданию современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития нашей страны.

Впервые на территории России попытка создания банка была предпринята в 1665 г. в Пскове – практически одновременно с созданием банковских учреждений в Англии. При этом идея создания этого банка, принадлежавшая псковскому воеводе А.Л. Ордину-Нащекину, была близка к идее государственного банка. Роль банка должна была выполнять городская управа, действующая при поддержке крупных торговцев. К сожалению, дело, начатое А.Л. Ордин-Нащекиным, не получило продолжения, оно было ликвидировано сразу после отзыва воеводы из Пскова.

Первые банки возникли в России в середине 18 в., их предшественницей считается Монетная канцелярия, основанная в Петербурге в 1733 г. и предназначенная для выдачи ссуд населению под залог золота и серебра. Возникшие в дальнейшем банки были государственными и носили характер организованных сберкасс, принимавших вклады до востребования и выдававших долгосрочные ипотечные ссуды (поземельный кредит, который предоставлялся под залог помещичьих имений), а также ссуды из расчета числа крепостных "душ" и под залог драгоценностей физическим лицам, и ссуды государственной казне. В числе первых банков были дворянский банк (1754), Государственный заемный банк (1786), Астраханский банк (1764). [1]

В 1860 г. была проведена реформа банковской системы, основной чертой которой, была отмена государственной монополии на банковское дело. Государственный банк стал выполнять функции центрального банка. С 1863-1864 гг. стали возникать первые акционерные коммерческие банки. К концу века их было уже 50. В период кризиса 1899-1900гг. и последовавшей за ним экономической депрессии многие банки испытали серьезные затруднения или прекратили свою деятельность.

По состоянию на 1913 год, в России функционировало 54 акционерных банка.

Серьезные изменения претерпела банковская система в период Октябрьской революции. Одним из первых ее актов был захват Государственного банка России, а затем в конце декабря 1917 г. был издан декрет ВЦИК о национализации частных акционерных банков. В 1917-1919 гг. в связи с отменой частной собственности на землю были ликвидированы ипотечные банки. Сохранилась лишь кредитная кооперация, осуществляющая выдачу ссуд крестьянским хозяйствам. Национализированные частные банки, объединенные с Госбанком, образовали народный банк РСФСР, который в 1920г. прекратил свою деятельность, будучи трансформирован в центральное бюджетно-расчетное управление Наркомфина.

История кредитной системы прошла несколько этапов формирования. До 1917 г. наша кредитная система развивалась по капиталистическим законам, которые отражали соответствующую социально-экономическую формацию. По структуре, функциям и операциям она приближалась к модели кредитной системы ведущих капиталистических стран того времени. В Российской империи существовала трехъярусная кредитная система, состоявшая из следующих звеньев.[2]

Структура кредитной системы Российской империи до 1917 г.

-         Государственный банк;

-         Банковский сектор, представленный в основном коммерческими и сберегательными банками

-         Специализированные кредитные институты (страховые компании, кредитные товарищества и др.)

В отличие от западных стран в России были развиты в основном два яруса: Государственный банк и частный банковский сектор. Третий ярус был развит сравнительно слабо, что объяснялось низким уровнем развития рынков капиталов и ценных бумаг. В то время в России практически не было учреждений, специализирующихся на операциях с ценными бумагами, а их рынок был представлен всего тремя фондовыми биржами. Поэтому аккумуляционно-мобилизационные функции на рынке капиталов выполняли в основном коммерческие банки.

В первые месяцы после революции 1917 г. была проведена национализация всех кредитных институтов (банков и страховых компаний), на базе Госбанка был создан Народный банк. Начавшаяся в начале 1918 г. гражданская война по существу ликвидировала  кредитную систему, так как в условиях отсутствия товарно-денежных  отношений кредит потерял свое значение. Это подтверждает факт слияния Народного банка с Наркомфином (министерство финансов). Единственным источником доходов в стране стала эмиссия так называемых денежных знаков, что способствовало натурализации хозяйственных отношений и ограничивало сферу товарно-денежных отношений. В начале 20-х годов новая экономическая политика обусловила восстановление кредитной системы, но в довольно усеченной форме. Был создан Госбанк, стали функционировать акционерные и кооперативные коммерческие банки.

С приходом НЭПа пришлось по существу заново создавать банковскую систему. В конце 1921 г. начал функционировать Госбанк, стала активизироваться кредитная кооперация. Одновременно в начале 1922г. были учреждены кооперативные банки. Однако реформа банковской системы 1930г. определило Государственный банк как монопольный в осуществлении банковской деятельности в СССР.

К 1925 г. была восстановлена кредитная система, структура которой выглядела следующим образом.

Структура кредитной системы СССР в 1925 г.

-         Государственный банк;

-         Банковский сектор:

-         акционерные банки (Промбанк, Электробанк, Внешторгбанк, Юго-Восточный банк, Дальневосточный банк, Среднеазиатский банк);

-         кооперативные банки (Всекомбанк, Украинбанк);

-         коммунальные банки (Цекомбанк и местные коммунальные банки);

-         Центральный сельхозбанк, республиканские сельхозбанки;[3]

Специализированные и кредитно-финансовые учреждения: общества сельскохозяйственного кредита; общества взаимного кредита; сберегательные кассы; кредитная кооперация.

Структура кредитной системы была представлена тремя ярусами и выражала новые социально-экономические отношения, сложившиеся в стране к началу 30-х годов. Особенность новой кредитной системы заключалась в том, что большая часть ее звеньев являлась государственной собственностью, затем шли кооперативная и самая незначительная - капиталистическая (в основном с обществами взаимного кредита). При этом кредитная система была представлена главным образом отраслевыми и специализированными банками и обществами по кредитованию.

В новой структуре кредитной системы отсутствовали страховые компании и учреждения, занимавшиеся операциями с ценными бумагами. Это объяснялось созданием государственной страховой компании и ее выведением из кредитной системы, а также очень ограниченным рынком ценных бумаг в виде оборота акций между различными государственными организациями-акционерами. Таким образом, аккумуляция и мобилизация денежных ресурсов практически осуществлялась банками в рамках государственной собственности.

В последующие годы кредитная система претерпела дальнейшие изменения под влиянием кредитной реформы 30-х годов, когда были ликвидированы все виды собственности, кроме государственной. Кредитная система была превращена в одноярусную, или однозвенную систему, выражая социально-экономические потребности того времени, связанные с осуществлением планов индустриализации и коллективизации. Кредитная система начала функционировать в рамках командно-административной системы управления экономикой и была представлена всего лишь тремя банками, сберегательными кассами и двумя страховыми организациями.[4]

Структура кредитной системы СССР

-         Государственный банк;

-         Стройбанк;

-         Банк для внешней торговли;

-         Система сберегательных банков;

-         Госстрах и Ингосстрах.

В результате такой реорганизации Государственный банк, помимо эмиссионной и расчетно-кассовой деятельности, взял на себя предоставление краткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связи и другим отраслям хозяйства, а также долгосрочных кредитов сельскому хозяйству.

Второй банк страны - Стройбанк сосредоточил свою деятельность на предоставлении долгосрочных кредитов и финансировании капиталовложений в различных отраслях хозяйства, кроем сельского хозяйства.

Банк для внешней торговли занимался кредитованием внешней торговли, международными расчетами, а также операциями с иностранной валютой, золотом и драгоценными металлами.

Система сберегательных касс обслуживала широкие слои населения путем привлечения денежных сбережений, оплаты услуг и реализации выигрышных государственных займов.

Госстрах монополизировал страховые операции юридических и физических лиц внутри страны, Ингосстрах осуществлял операции по иностранному страхованию (страхование имущества иностранцев, советского имущества за рубежом, экспортно-импортные грузы, транспортные средства).[5]

Все аккумулированные денежные средства указанных организаций создавали так называемый ссудный фонд страны, который в последующем распределялся и перераспределялся в виде кредитов в различные сферы хозяйства.

Длительное командно-административное функционирование кредитной системы показало ее слабую эффективность, особенно в условиях обострения финансово-экономических проблем в стране к началу 80-х годов. Кредит по существу перестал играть роль активного инструмента воздействия на научно-техническое обновление экономики. Большая часть кредитов выполняла роль второго бюджета, так как кредиты не возвращались предприятиями. В результате многие кредиты списывались или шел процесс перекридитования предприятий. В особенности это относилось к большому количеству планово-убыточных предприятий и сельскому хозяйству. Процент за кредит оставался на довольно низком уровне, что не стимулировало к взаимной эффективности ни банки, ни предприятия. Все это нарушало главную сущность кредита - плату за кредит и его возвратность.

Поэтому в середине 80-х годов в связи с реорганизацией управления экономикой была проведена банковская реформа, которая выразилась в создании крупных отраслевых специализированных банков.

Структура кредитной системы СССР в середине 80-х годов.

-         Государственный банк (Госбанк СССР);

-         Промышленно-строительный банк (Промстройбанк);

-         Агропромышленный банк (Агропромбанк СССР);

-         Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк СССР);

-         Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сберегательный банк СССР);

-         Банк внешнеэкономической деятельности СССР.

Особенность этой реорганизации заключалась в том, что отраслевым специализированным банкам предоставлялось право как краткосрочного, так и долгосрочного кредитования. Значительные кредитные ресурсы из Госбанка были преданы специализированным банкам. Государственный банк сохранил за собой эмиссионную, расчетную, контролирующую, функции, а также кредитование непроизводственной сферы. Система сберегательных касс была преобразована в единый Сберегательный банк с многочисленными филиалами и отделениями.[6]

Основная задача реорганизации банковской системы сводилась к проведению прогрессивной кредитной политики, повышению эффективности всей кредитной системы. Однако, как показала дальнейшая практика, такая реорганизация носила больше негативный, нежели позитивный характер, поскольку монополия трех банков (Госбанка, Стройбанка, Внешэкономбанка) по существу была заменена монополией вновь созданных, реорганизованных, специализированных банков.

Центральная, одноярусная структура банковской системы закрепляла сферу влияния банков по ведомственному принципу. Предприятия, как прежде, закреплялись за банками и не имели права выбора в получении кредитных ресурсов. Резко возросли издержки обращения банков в связи с увеличением банковского аппарата, ростом его заработной платы и организованных расходов.

Госбанк занимался только распределением ресурсов на верхнем уровне, не имея возможности воздействовать на выполнение  кредитных планов. Каждый банк реализовал самостоятельные кредитные планы, используя административные  методы управления. Так, распределяли свои ресурсы на вертикали между своими учреждениями, не обращая внимания на выгодность помещения средств, и осуществляли простое финансовое обслуживание и субсидирование предприятий.[7]

Монопольное положение спецбанков и централизованное закрепление ресурсов не позволяло вести торговлю деньгами или создавать денежные рынки. Кроме того, банки стали вводить искусственные поборы  с предприятий и населения за обычные банковские услуги. В результате этого кредитные и денежные ресурсы продолжали выполнять пассивную роль и не могли рационально воздействовать на ход экономического развития.

В качестве позитивных мер банковской реорганизации 1987 г. можно назвать упорядочение безналичных расчетов, прекращение кредитования убытков, сверхплановых запасов товарно-материальных ценностей, а также выдачи кредитов на восполнение утраченных собственных оборотных средств, приостановление изъятия излишних кредитных средств из хозяйственного оборота и замену их собственными ресурсами предприятий. В результате этих мероприятий были высвобождены кредитные ресурсы на сумму свыше 75 млрд. руб. Однако такие позитивные меры существенно нивелировались отрицательными последствиями банковской реформы.

Как ответ на негативные последствия банковской реформы в 1988-1989 гг. стали создаваться коммерческие и кооперативные банки в основном на базе денежных накоплений различных отраслей промышленности. В течение первого периода 1988-1989 гг. было создано около 150 коммерческих и кооперативных банков. Начала вырисовываться новая двухъярусная структура банковской системы: Госбанк и специализированные банки - первый ярус, коммерческие и кооперативные банки  -  второй ярус.

В середине 1990 г. в связи с объявлением правительством программы перехода к рынку стало очевидным, что банковская система нуждается в дальнейшей реорганизации. В частности, в правительственной программе отмечалась необходимость создания эффективной двухъярусной банковской системы, состоящей из Государственного банка и коммерческих банков, в которые должны быть преобразованы также созданные 1987 г. специализированные банки.

Наряду с этой программой исполнительные и законодательные органы страны рассматривали альтернативную программу перехода к рынку - "500 дней", предлагавшую создать трехъярусную банковскую систему, которая помимо Госбанка и коммерческих банков дополнялась сетью специализированных кредитно-финансовых учреждений в лице страховых компаний, земельных банков, инвестиционных фондов, кредитных товариществ, пенсионных фондов, брокерских и лизинговых компаний. Программа "500 дней" расширяла количество будущих субъектов рынка капитала за счет перспективного создания специализированных кредитных учреждений, однако по существу неправильно подменяла понятие "кредитная система" понятием "банковская система". Первое понятие шире, чем второе, которое ограничивается только банками. Кроме того, в программе оставалось понятие  "ссудного фонда", тогда как в условиях рынка необходима его замена на "рынок капитала".[8]

Концепция структуры новой кредитной системы практически полностью перешла в программу союзного правительства "Основные направления развития народного хозяйства и перехода к рынку", принятую осенью 1990 г. Верховным Советом СССР. Однако и здесь была допущена профессиональная ошибка, так как под банковской системой, по сути, подразумевалось создание новой кредитной системы.

В нашей стране до 1990 г. функционировала одноуровневая банковская система. С возникновением коммерческих банков в 1988 г. в стране началось формирование двухуровневой системы, которая значительно отличается от одноуровневой и структурой, и функциями.

Современная банковская система Российской Федерации включает: Центральный банк России, Банк внешней торговли Российской Федерации, Сберегательный банк РФ, коммерческие банки различных видов, а также другие кредитные учреждения, получившие разрешение на осуществление отдельных банковских операций.

Банк внешней торговли РФ – коммерческий банк, создан на акционерной основе, но контрольным пакетом акций этого банка владеет ЦБ РФ.

Сберегательный банк РФ – коммерческий банк также создан на акционерной основе, и также контрольным пакетом акций владеет ЦБ РФ. А так как ЦБ РФ является государственным банком и создан на основе государственной собственности, то государство гарантирует полную сохранность денежных средств и других ценностей населения, вверенных Сберегательному банку РФ до тех пор, пока оно не продаст контрольный пакет акций. Центральный банк РФ является главным банком России. Он подотчетен, а не подчинен только Государственной Думе и не подчиняется ни президенту, ни правительству. Это сделано для того, чтобы президент и правительство не смогли использовать ресурсы банка для "латания дыр" в бюджете. Т.е. ЦБ РФ подотчетен только тем законам, которые создает Госдума, и она же может заслушать руководителя ЦБ РФ о том, как выполняются законы. Банк России имеет большой уставный капитал, который служит обеспечением его обязательств. Основные средства банка состоят из принадлежащих ему зданий, сооружений, оборудования, транспорта и других ценностей, а оборотные средства – из принадлежащих ему собственных и привлеченных денежных средств.[9]

В России финансово-кредитная система делится на два уровня. Первый уровень представлен ЦБ РФ, центральными банками республик и главными управлениями областей и краев. ЦБ РФ основан на единой денежной единице и выполняет роль резерва. Второй уровень представлен коммерческими банками.

Центральный банк РФ (Банк России), был образован на основании закона "О Центральном банке Российской Федерации" 2 декабря 1990 г. основными целями деятельности были названы:

-         защита и обеспечение устойчивости национальной валюты – рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам,

-         развитие и укрепление банковской системы РФ,

-         обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Центральный банк – орган государственного руководства, выполняющий роль "банка банков" и наделенный правами и полномочиями монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения, кредитно-банковской деятельности, валютной сферы, хранения золотовалютных резервов.

Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ может быть направлена на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В результате кредитной экспансии увеличиваются ресурсы коммерческих банков, которые при выдаче кредитов увеличивают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция вызывает ограничение возможности коммерческих банков по выдаче кредитов и влияет на насыщение экономики деньгами.

Учетная политика основана на изменении учетной ставки (процента по ссудам, предоставляемым Центральным банком коммерческим банкам). Операции на открытом рынке – купля-продажа государственных ценных бумаг. Она также проводится с целью оказать воздействие на ресурсы коммерческих банков. Для поддержания объема денежной массы в заданных параметрах и снижения инфляции центральные банки используют изменения норм обязательных резервов коммерческих банков, находящихся на счетах в центральном банке в качестве обеспечения их обязательств по депозитам. Валютные интервенции заключаются в покупке-продаже центральным банком иностранной валюты на внутреннем валютном рынке с целью оказать воздействие на ее курс. Помимо перечисленных Центральный банк использует широкий комплекс инструментов, включающих: установление кредитных потолков, валютные ограничения, контроль за финансовыми рынками и др.

В конце 1990 г. Верховным Советом СССР был принят закон " Закон о Госбанке и банковской деятельности", который окончательно устанавливал двухъярусную  банковскую систему в виде Центрального банка (Госбанка), Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому закону коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок. Кроме того, им были даны права осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным банком.

Закон 1990 г. изменил функциональную деятельность Госбанка: кроме эмиссионной, расчетной функции, он стал контролировать деятельность коммерческих банков путем установления для них обязательных норм резервов и хранения их на счетах Центрального банка. Принятие закона 1990 г. способствовало созданию широкой сети коммерческих банков во всех регионах страны.

Специализированные банки  были превращены в коммерческие банки. Уже в 1988-1989 гг. начали возникать отдельные специализированные кредитно-финансовые институты. В качестве альтернативы двум государственным страховым учреждениям - Госстраху и Ингосстраху были образованы на коммерческой основе страховые компании "Центрорезерв", "Дальросс", "Аско" и др.[10]

Одновременно было создано несколько инвестиционных компаний и банков. К 1990 г., т.е. к моменту принятия "Закона о банках и банковской деятельности", в стране начинает складываться трехъярусная кредитная система. К концу 1991 г. в связи с образованием Российской Федерации как самостоятельного государства формируется новая структура кредитной системы, которая складывается из следующих трех ярусов.

Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1992г.

-         Центральный банк РФ;

-         Банковская система:

-         коммерческие банки;

-         сберегательный банк РФ;

Специализированные небанковские кредитные институты: страховые компании; инвестиционные фонды; прочие.

Нынешняя структура кредитной системы РФ приближается к модели кредитной системы промышленно развитых стран. Но дело в том, что наиболее слабым звеном новой кредитной системы  является третий ярус. Он представлен в основном страховыми компаниями, а для развития других типов специализированных кредитных институтов нужно полноценное функционирование рынка капиталов и его второго элемента - рынка ценных бумаг. Создание последнего  возможно в условиях относительно широкой приватизации государственной собственности. Именно это должно стимулировать развитие третьего яруса кредитной системы.

Новая банковская система пока развивается сложно и противоречиво. К началу 1992 г. в РФ действовало  1414 коммерческих банков, из них 767 созданы на базе бывших специализированных банков и 646 вновь образованы. Суммарный составной фонд составил 76,1 млрд. руб. Однако основным недостатком новой банковской системы является большое число мелких банков - 1037, или 73% от общего числа банков, с уставным фондом от 5 до 25 млн. руб., в то время как банков с уставным фондом свыше 200 млн. руб. насчитывалось 24, или 2% их общего количества.

Поэтому мелкие коммерческие банки не могли эффектно организовать обслуживание клиентов и гарантировать сохранность их вкладов. Кроме того, характерными негативными сторонами  всей банковской системы являются нехватка квалифицированных кадров; слабая материально-техническая база; отсутствие конкуренции; недоступность услуг для ряда клиентов  из-за высокого уровня процента. 1993-1994 годы характеризовались дальнейшим ростом числа коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов, что было обусловлено расширением масштабов приватизации, развитием рынка ценных бумаг, дальнейшим продвижением рыночных реформ.

К концу 1994 г. в России действовало около 2400 коммерческих банков, более 2 тыс. страховых компаний, большое количество инвестиционных фондов (компаний), одновременно стали создаваться ипотечные банки, негосударственные пенсионные фонды, финансово-строительные компании, частные сберегательные банки и ряд других кредитных учреждений.

На конец 1994 г. структура кредитной системы России значительно отличается от 1991 - 1992 гг.

Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1994г.

-         Центральный банк;

-         Банковская система:

-         коммерческие банки;

-         сберегательные банки;

-         ипотечные банки;

Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты: страховые компании; инвестиционные фонды; пенсионные фонды; финансово-строительные компании; прочие.

Новая структура кредитной системы стала в большей степени отражать потребности рыночного хозяйства и все больше приспосабливаться к процессу новых экономических реформ.[11]

Глава 2. Содержание международных отношений

2.1. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения.

С середины XX столетия международные экономические, финансовые и валютные отношения получают новый импульс развития. Общая тенденция к строительству открытой экономики способствует интенсификации торгового обмена, развитию международного финансирования, возникновению новых валютных рынков, расширению валютно-финансовых отношений между разными странами.

Валютные отношения представляют совокупность экономических отношений, связанных с функционированием денег, как мировых денег. Деньги, как мировые деньги, обслуживают внешнюю торговлю и услуги, миграцию капитала, перевод прибылей на инвестиции, предоставление займов и субсидий, научно-технический обмен, туризм, государственные и частные де­нежные переводы.

Валютные отношения осуществляются на национальном и международном уровнях. На национальном уровне они охватывают сферу национальной валютной системы. Национальная валютная система — это форма организации валютных отношений страны, определяемая ее валютным законодательством. Особенности НВС определяются степенью развития и специфики экономики, а также внешнеэкономических связей той или иной страны.

Связующим звеном между национальными валютными системами являются валютный курс и паритет. Валютный курс представляет соотношение между валютами отдельных стран или «цену» валюты данной страны, сраженную в валютах других стран.[12]

Паритет — это соотношение валют, соответствующее их золотому содержанию. Паритет лежит в основе курса валют. Но курс валют почти никогда не совпадает с паритетом.

Международная валютная система (МВС) является формой организации валютных отношений в рамках мирового хозяйства. Она возникла в результате эволюции мирового капита­листического хозяйства и юридически закреплена межгосударственными соглашениями.

Главная задача международной валютной системы — регулирование сферы международных расчетов и валютных рынков для обеспечения устойчивого экономического роста, сдерживания инфляции, поддержания равновесия внешнеэкономического обмена и платежного оборота. МВС является одним из важнейших механизмов, который может содействовать расширению или, наоборот, ограничению международных экономических отношений.

Международные кредитно-финансовые отношения охватывают систему отношений, связанных с движением ссудного капитала на мировом кредитном и финансовом рынках.

На международном кредитном рынке происходит движение денежного капитала между странами на условиях возвратности, срочности, уплаты процента.

Мировой кредитный рынок — это часть рынка ссудного капитала, которая включает в себя: 1) мировой денежный рынок (краткосрочные депозитно-ссудные операции от одного дня до года, а также рынок евровалют); 2) мировой рынок капиталов— две составляющие: средне- и долгосрочные иностранные креди­ты и рынок еврокредитов (от одного года до 15 лет).

Мировой рынок ссудных капиталов приобрел в последние десятилетия стремительное развитие. Оно обусловлено долгосрочными тенденциями движения ссудного капитала, общей либерализацией государственно-правовых норм, регулирующих это движение на национальном уровне, расширением действия ценных бумаг, интеграционными процессами. Мировой рынок ссудных капиталов охватывает совокупность различных компаний, банков, валютно-кредитных учреждений, обеспечивающих движение ссудного капитала в мировом хозяйстве. Важной тенденцией в развитии мирового хозяйства и международных эко­номических отношений конца нынешнего столетия является то, что международные кредитно-финансовые отношения по темпам роста значительно опережают темпы роста как промышленного производства, так и международной торговли.

На домонополистической стадии развития капитализма мировой рынок ссудных капиталов представлял собой, по существу, совокупность национальных рынков По  мере интернационализации хозяйственных связей и развития международного кредита формируются региональные рынки ссудных капиталов. Первоначально они были представлены лишь международными операциями на национальных рынках, крупнейшие из которых превратились в мировые финансовые центры.

Мировые финансовые центры — одна из составных частей мирового капиталистического хозяйства. Они представляют собой элементы, составляющие международный рынок ссудных капиталов, а именно: рынок золота, валюты, банковских кредитов и ценных бумаг. К мировым финансовым центрам, создающимся в регионах концентрации капитала, относятся в настоящее время Лондон, Нью-Йорк, Цюрих, Париж, Люксембург, Франкфурт-на-Майне, Токио, Сингапур, Гонконг и др. Сегодня в мире насчитывается огромное количество финансовых центров: одни из них возникли на базе национальных рынков капитала, другие  на базе международных рынков капитала.

Образование финансовых центров связано с уровнем экономического развития той или иной страны. Современные финансовые центры не изолированы друг от друга, а являются частью единого мирового рынка капиталов.

Избыток капитала на мировых рынках связан с положением в валютно-финансовой сфере: неустойчивость валютных курсов, вводимые ограничения на движение капитала сделали наиболее предпочтительной формой хранения денежных средств краткосрочные вклады. В результате этого рынок оказался перенасыщенным краткосрочными капиталами в ущерб долгосрочным, что привело к появлению так называемых «горячих денег», блуждающих по миру в поисках спекулятивной наживы.[13]

Важным фактором формирования мировых финансовых центров является степень развития международных денежных форм. В 60—70-х годах национальные валюты, выполнявшие функции мировых денег, прежде всего доллар США, постепенно превратились в той части, которая обращалась на мировом рынке, в так называемые евроденьги. Это — денежные единицы, вышедшие из-под контроля национальных правительственных органов, свободно перемещающиеся по миру и имеющие целый ряд налоговых и прочих преимуществ по сравнению с теми национальными валютами, из которых и образовались евроденьги.

В отличие от национальных рынков, где международные операции выражены в национальных валютах, операции на евровалютном рынке проводятся в евровалютах.

Со второй половины 60-х годов появились новые формы краткосрочного еврокредита — евродолларовые, а затем евровалютные, или евродепозитные сертификаты. Они представляют собой свидетельство о внесении в банк-эмитент депозита в евровалюте, т.е. обязательство данного банка по наступлении срока уплатить предъявителю означенную сумму с процентами.

С конца 70-х годов на рынке среднесрочных еврокредитов получили распространение евроноты как инструмент банковского кредита и облигационного займа. Евроноты — это ценные бумаги, выпускаемые корпорациями сроком, как правило, на 3—6 месяцев по изменяющейся ставке, базирующейся на ЛИБОР.

Рынок еврооблигационных займов сформировался во второй половине 60-х годов после введения ограничений на иностранные займы, размещавшиеся на национальных рынках, прежде всего в США. Таким образом, на международном рынке ссудных капиталов наряду с традиционными рынками иностранных займов, размещаемых нерезидентами на национальных рынках, возник рынок еврозаймов, т.е. наднациональный рынок капиталов. В конце 80-х годов на долю еврооблигационных займов приходилось примерно 80 % общей суммы международных займов.

Конвертируемые облигации получили большое распространение в 80-е годы. Они приносят держателю меньший процент, чем, например, «прямые», но дают ему право по истечении определенного срока обменять их на акции компании-заемщика, если дивиденды по акциям окажутся выше, чем проценты по облигациям.

Облигации с опционом также появились в 80-е годы. Они дают инвестору право выбора различных вариантов сделки. Например, был выпущен заем, который позволял держателю за счет опциона купить одну тройскую унцию золота по заранее установленной цене. Покупка таких акций представляла интерес, если цена на золото повышалась. Облигации с опционом  также дают возможность обменивать один вид ценной бумаги на другой: например, облигацию — на акцию, облигацию с «плавающей» ставкой — на облигацию с фиксированной.

2.2. Международные валютно-кредитные организации.

Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.

Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации преследуют следующие цели:

- объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;

- осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;

- совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

К организациям, имеющим всемирное значение, относятся, прежде всего, специализированные институты ООН-МВФ и группа МБРР, а также Всемирная торговая организация. Непосредственно роль ООН в международных валютно-кредитных  и финансовых отношениях ограничена. Однако при решении проблем развивающихся стран на Конференции ООН по торговле и развитию - Юнктад (с 1964 г.) обсуждаются валютно-кредитные вопросы наряду с проблемами мировой торговли и развитием этих стран. В период между сессиями функции Юнктад выполняет Совет по торговле и развитию (две сессии в год).

Специализированное учреждение ООН - Экономический совет - создал 4 региональные комиссии - для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. Две последние способствовали организации Азиатского банка развития и Межамериканского банка развития. Специальные фонды дополняют эти организации.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) включает 24 страны, на долю которых приходятся 16% населения и 2/3 мирового производства Запада. В рамках ОЭСР действуют 30 комитетов, в том числе по проблемам платежных балансов, согласования условий экспортных кредитов (консенсус). Цель ОЭСР - содействие экономическому развитию и финансовой стабилизации стран-членов, свободной торговле, развитию молодых государств.

Парижский клуб стран-кредиторов - неформальная организация промышленно развитых стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматривается вопрос о той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году.

Лондонский клуб обсуждает проблемы урегулирования частной внешней задолженности стран-должников.[14]

С середины 70-х годов разработка проблем межгосударственного регулирования перенесена на уровень совещаний глав государств и правительств "семерки" и "группы десяти", которая кроме "семерки" включает Бельгию, Нидерланды, Швейцарию, Швецию. На этих совещаниях большое внимание уделяется валютно-кредитным проблемам.

МВФ  (International Monetary Fund, IMF) - межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд - специализированное учреждение ООН - практически служит институциональной основой мировой валютной системы.

МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.

Во-первых, МВФ наделен полномочиями создавать безусловные ликвидные средства путем выпуска СДР. Последние предназначены для пополнения официальных валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов стран с Фондом. Страна, имея счет в СДР, может приобретать у других участников системы СДР конвертируемую валюту. Регулирующая роль МВФ заключается в том, что обеспечивает странам гарантированную возможность приобретения необходимой валюты в обмен  на СДР путем назначения стран, которые ее предоставляют. При этом МВФ контролирует соблюдение установленных лимитов операций в СДР. Каждая страна обязана принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее лимита в СДР, т.е. пока сумма СДР на счете не возрастет до 300% по отношению к чистой кумулятивной величине выделенных ей Фондом СДР.

Во-вторых, МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по инициативе США, установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе.

В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов.  Согласно Уставу МВФ может установить, что "международная экономическая ситуация позволяет ввести широкую систему валютного регулирования, базирующегося на стабильных, но  изменяемых паритетах". При такой системе допускаются отклонения рыночных валютных курсов от паритетов в пределах + 4,5%. Переход к данной системе возможен при одобрении ее странами-членами, располагающими большинством в 85% голосов, т.е. практически при согласии США и стран ЕС.

В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют функционирование механизма валютных рынков, режим валютных операций. Валютные ограничения допускаются только в двух случаях: 1) на основании Статьи XIV Устава их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в течение переходного периода, продолжительность которого не определена; 2) официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные ограничения операций в этой валюте.

В-пятых, МВФ участвует в регулировании международных валютно-кредитных отношений путем предоставления кредитов странам, а главное, в результате выполнения им функций координатора международного кредитования. Частные коммерческие банки рассматривают МВФ как гаранта получения максимально высоких прибылей и инструмент, способствующий расширению их кредитной деятельности в странах-заемщиках. Заключения МВФ об экономической политике и уровне платежеспособности того или иного правительства расцениваются частными банками как показатель международного доверия к заемщику. Поэтому даже небольшой кредит, полученный от МВФ, приобретает эффект цепной реакции, открывая возможность привлечения более крупных сумм на рынке ссудных капиталов. Таким образом, происходит фактическое согласование кредитной политики МВФ, с одной стороны, и главных кредиторов (как государственных, так и частных) мирового рынка ссудных капиталов - с другой.[15]

В-шестых, МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики. Он собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам и к мирохозяйственным процессам в целом. Эта информация включает сведения о динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте товаров, услуг, капиталов, состоянии платежных балансов, официальных золотых и валютных резервов, производстве, экспорте и импорте золота, размерах заграничных капиталовложений, движении валютных курсов и многом другом и подвергается тщательной аналитической обработке.

Среди межгосударственных инвестиционных институтов самое заметное влияние на темпы и направление экономического развития большинства стран оказывает группа международного банка реконструкции и развития (МБРР), координирующая политику экономической помощи промышленно развитых стран, воздействующая на деятельность других международных экономических организаций и оказывающая техническую помощь развивающимся странам в разработке программ их экономического развития. Эта межгосударственная инвестиционная группа, включающая МБРР и три его филиала - Международную ассоциацию развития (МАР), Международную финансовую корпорацию (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА), превратилась в крупнейший мировой инвестиционный институт.

Всемирный банк (МБРР) как специализированный финансовый институт ООН призван наилучшим образом способствовать выполнению стратегической задачи: интегрировать экономику всех стран-членов с основными центрами мировой системы хозяйства.

МАР призвана дополнять деятельность МБРР и предоставлять наименее развитым странам беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет при льготном периоде 10 лет, взимая комиссию на покрытие административных расходов. Развивающиеся страны, естественно, заинтересованы в получении льготных кредитов МАР, но она не может выдавать средства всем желающим. Поэтому льготные кредиты предоставляются в первую очередь странам, у которых ВНП на душу населения не выше 650 долларов в год. Однако чтобы участвовать в МАР и получить доступ к ее льготным кредитам, необходимо вступить в МБРР.

МФК выполняет функции, несколько отличные от МБРР. Поэтому в юридическом и финансовом аспектах это относительно самостоятельная организация, хотя имеет общие со Всемирным банком руководство и ряд служб. Особенность МФК заключается в том, что для инвестирования ее средств в страны-члены не требуется правительственных гарантий, которых требуют МБРР и МАР при предоставлении кредитов предприятиям или организациям. Это ограждает частные компании от государственного контроля за их деятельностью и служит интересам привлечения иностранного капитала в экономику развивающихся стран. Также МФК имеет особое право не только предоставлять кредиты, но и непосредственно осуществлять инвестиции в акционерный    капитал.

МИГА как третий филиал МБРР служит такой специальной цели, как поощрение инвестиций в акционерный капитал и другие направления прямых капиталовложений в развивающихся странах посредством их страхования от некоммерческих рисков. Такими рисками могут быть следующие: отмена конвертируемости национальной валюты и связанные с этим препятствия в переводе прибылей в страну инвестора; экспроприация имущества инвестора; военные действия; перевороты и последующие изменения в социально-политической обстановке; невыполнение контракта вследствие правительственного решения. МИГА предлагает гарантии против перечисленных некоммерческих рисков, консультирует правительственные органы развивающихся стран-членов относительно разработки и осуществления политики, программ и порядка (процедур), касающихся иностранных инвестиций, устраивает встречи и переговоры между международными деловыми кругами и местными органами власти заинтересованных стран по вопросам инвестиций, а также предоставляет необходимые информационные услуги.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) призван содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. Основными объектами кредитования ЕБРР являются частные фирмы или приватизируемые государственные предприятия, а также вновь создаваемые компании, включая совместные предприятия с международными инвестициями. Основная цель банка состоит в поощрении инвестиций  в регионе. ЕБРР сотрудничает с другими инвесторами и кредиторами в предоставлении кредитов и гарантий, а также инвестировании средств в акционерные капиталы. Эта деятельность должна дополняться кредитованием инфраструктуры или других проектов в государственном секторе, которые ориентированы на поддержку инициатив частного сектора. ЕБРР поощряет региональное сотрудничество, и поддерживаемые им проекты могут охватывать несколько стран.

Особое место среди международных валютно-кредитных организаций занимает Банк международных расчетов (Базель). На БМР по Уставу возложены две основные функции: 1) содействовать сотрудничеству между центральными банками, обеспечивать благоприятные условия для международных финансовых операций; 2) действовать в качестве доверенного лица или агента по проведению международных расчетов своих членов. Основным источником ресурсов БМР являются краткосрочные вклады (до трех месяцев) центральных банков в иностранной валюте или золоте. Специфика БМР заключается в строго конфиденциальном характере его деятельности, как и ежемесячных заседаний Базельского клуба (в который входят страны-члены Банка), где обсуждаются актуальные проблемы и перспективы валютно-кредитных отношений.

Также нужно упомянуть МБЭС и МИБ. Основным видом деятельности Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС) являются расчеты и кредитование взаимного товарооборота стран-членов. [16]

Международный инвестиционный банк (МИБ) - банк долго- и среднесрочного кредитования. Основная задача МИБ в соответствии с его Уставом - предоставление долго- и среднесрочных кредитов прежде всего для осуществления мероприятий, связанных с международным социалистическим разделением труда, специализацией и кооперированием производства, расширением сырьевой и топливной базы, ускорением научно-технического прогресса.

Глава 3. Современная структура кредитной системы Российской Федерации

Современная структура кредитной системы РФ выглядит следующим образом:

1. Центральный банк.

2. Банковская система: коммерческие банки, сберегательные банки, ипотечные банки.

3. Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты: страховые компании, инвестиционные фонды, пенсионные фонды, финансово-строительные компании, прочие.

Рассмотрим более подробно организацию кредитной системы Центральным банком и коммерческим банками.

Центральный банк РФ

Согласно статье 22 Федерального закона «О Центральном банке», ЦБ РФ не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете. ЦБ РФ также не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

ЦБ является кредитором последней инстанции для кредитных организаций. Он предоставляет им несколько видов кредитов. Регулярное кредитование осуществляется под залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список. Однако по решению Совета директоров в обеспечение могут приниматься и государственные ценные бумаги, не входящие в список.

Для получения кредита ценные бумаги блокируются на специальном счете в депозитарии. Рыночная стоимость ценных бумаг, скорректированная на поправочный коэффициент, должна покрывать величину кредита и процентов по нему. Начисление процентов на сумму основного долга производится по формуле простых процентов за период фактического пользования кредитом, исходя из количества календарных дней в году.

Претендовать на получение кредита может только банк, в полном объеме выполняющий обязательные резервные требования и не имеющий просроченной задолженности по кредитам ЦБ. При наличии достаточного обеспечения и соблюдении требований ЦБ РФ банк может получить несколько видов кредитов.

Ломбардный кредит (предоставляется с 1996 г.). Срок кредитования – от трех до 30 дней. Кредиты могут выдаваться двух типов: а) по фиксированной ставке, названной ломбардной, – объем выдаваемых кредитов не ограничивается; б) на аукционной основе – устанавливается лимит на максимальный объем кредита, выставляемого на каждый аукцион. Аукционы проводятся американским или голландским способом.

Однодневные расчетные кредиты (кредиты овернайт). Предоставляются с 1996 г. для завершения расчетов в конце операционного дня при отсутствии средств на корреспондентском счете банка. Специального заявления банка на получение каждого кредита не требуется, кредит предоставляется автоматически в пределах лимита при условии, что банк заключил соглашение о пользовании кредитами подобного рода. Лимиты устанавливаются по каждому банку и фиксируются в договоре.

Внутридневные кредиты (предоставляются с 1998 г.). Их могут получить банки, расположенные в регионах с валовой (непрерывной) или порейсовой обработкой платежных документов в течение операционного дня путем списания средств с корреспондентского счета при отсутствии средств на нем. Кредиты предоставляются только банкам, заключившим договор на получение не только внугридневных кредитов, но и кредитов овернайт. Размер кредитования регулируется величиной лимита, зафиксированной в кредитном договоре.

Стабилизационные кредиты предоставляются банкам, испытывающим серьезные трудности, в целях стабилизации их положения. Особое значение эти кредиты получили после кризиса 1998 г.

Кредиты банку-санатору. Величина этих кредитов ограничивается 50% объема финансовой помощи, которую планируется оказать проблемному банку, срок до одного года. Под финансовой помощью понимается предоставление денежных средств проблемному банку на срок не менее одного года, в том числе на увеличение уставного капитала, в виде субординированных займов, кредитов, депозитов.

Коммерческие банки

Коммерческий банк – это предприятие, организующее движение ссудного капитала с целью получения прибыли (Максимова Л. М.).

Коммерческие банки представляют собой банки, совершающие кредитование промышленных, торговых и других предприятий главным образом за счет тех денежных капиталов, которые они получают в виде вкладов[17].

В современной рыночной экономике, в механизме функционирования кредитной системы коммерческим банкам отведена огромная роль.

Характерной особенностью коммерческих банков является то, что основной целью их деятельности является получение прибыли (в этом состоит их «коммерческий интерес» в системе рыночных отношений).

В РФ создание и функционирование коммерческих банков основываются на Законе РФ «О банках и банковской деятельности». В соответствии с этим законом банки в России действуют как универсальные кредитные организации, совершающие широкий круг операций на финансовом рынке:

-         предоставление различных по видам и срокам кредитов;

-         покупка-продажа и хранение ценных бумаг, иностранной валюты;

-         привлечение средств во вклады;

-         осуществление расчетов;

-         выдача гарантий, поручительств и иных обязательств за третьих лиц;

-         посреднические и доверительные операции и т. п.

Российская система коммерческих банков с самого своего зарождения несет в себе проблемы. Изначально наши банки были ориентированы на работу в условиях высокой инфляции, когда дешевые деньги в виде льготных централизованных кредитов и относительно недорогие межбанковские кредиты были доступны для многих. Ставки по рублевым депозитам населения и юридических лиц были изначально ниже темпов инфляции. В условиях высокой инфляции задолженность в рублях быстро обесценивалась. Все это позволяло банкам получать высокую прибыль на операциях с иностранной валютой и кредитовании торгово-посреднической деятельности. С наступлением в 1994 году финансовой стабилизации инфляционные доходы банкам заменила высокая доходность государственных ценных бумаг.

Получая таким образом прибыль, банки заложили «бомбу» под финансовую систему РФ к 1998 году. Из-за колебаний на финансовых рынках многие банки стали испытывать определенные трудности. Прежде всего это убытки, которые у 23% банков вызвали уменьшение доходов. Основная часть полученных убытков была вызвана отрицательной переоценкой государственных ценных бумаг и валютной составляющей балансов. Также наблюдались проблемы и с платежеспособностью – картотека на корсчете или не погашенные во время МБК.

На конец 1998 года доля проблемных банков увеличилась, хотя многие банки восстановили свою платежеспособность. Это связано прежде всего с тем, что возникшие проблемы не успели сразу же отразиться в балансах банков (отрицательный капитал и снижение капитала). Также у банков появилась новая проблема – это отсутствие роста остатков на расчетных счетах.

В период с 01.09.98 г. по 01.01.99 г., несмотря на значительное количество проблемных банков, наличие картотеки и просроченных МБК уменьшилось в 2 раза, суммарные ликвидные активы выросли почти в 4 раза, т. е. шел процесс расслоения на банки с избыточной ликвидностью и неплатежеспособные банки.

В первом полугодии 1999 г. наметилось некоторое улучшение положения банков. Хотя за год количество стабильных банков сократилось с 92 до 72%, и количество проблемных увеличилось более чем в 2 раза, тем не менее по удельному весу, занимаемому стабильными банками, можно говорить о почти полном восстановлении докризисного уровня. При этом сохранилась главная проблема – сокращение ресурсной базы в виде расчетных счетов.

Кризис 1998 года был неизбежной необходимостью. Благодаря ему надежность выживших банков укрепилась, наученные горьким опытом банкиры теперь предпочитают иметь большую ликвидность в ущербность доходности. Объем ликвидных активов как в рублях так и в валюте за год вырос более чем в 7 раз, и доходность операций пока позволяет банкам быть относительными прибыльными. Значительно изменилась структура обязательств, в которых доля вкладов сократилась с 23 до 13%, а доля счетов, а доля счетов выросла с 26 до 35%, при этом общий объем привлеченных ресурсов вырос в 2,2 раза, хотя это далеко не тот уровень, который необходим российским коммерческим банкам. Как мы видим банки пытаются решить свои изначальные проблемы и занять достойное место в экономике России.

Количество действующих кредитных организаций, имеющих право или лицензию на осуществление банковской деятельности, по сравнению с 1 февраля 2000г. сократилось на 6 единиц и составило на 1 марта 2000г. 1338 единиц.

Сберегательный банк России.

Сбербанк России – крупнейший коммерческий банк страны.

Основной стратегией Банка поведения на рынке является безусловное выполнение своих обязательств перед вкладчиками и непрекращение ни на один день выполнения банковских операций.

Для защиты интересов своих клиентов от негативных колебаний финансового рынка Банк целенаправленно работает над совершенствованием структуры вкладов. В 1998г. Сбербанком России вводились новые вклады с фиксированным сроком хранения и процентной ставкой, неизменной за установленный срок. В результате такие вклады преобладают в общей структуре вкладов  Банка.

Особое место в структуре вкладов группа социально-ориентированных вкладов, и в первую очередь пенсионных, процентные ставки по которым в течении года поддерживались на уровне, превышающем ставки по основной массе депозитов для частных лиц.

Являясь крупнейшим банком по работе с населением, Сбербанк России активно участвует в реализации государственных программ.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации филиалы Сбербанка России производят выплату предварительной компенсации вкладов гражданам с 1920 г. рождения включительно. На начало 1999 г. общая сумма выплаченной гражданам предварительной компенсации составила 6,77 млрд. рублей.

Для граждан, которым полагается предварительной компенсации вкладов в Сбербанке России действует специальный вид вклада – «Компенсационный», по которому установлена повышенная процентная ставка.[18]

С участием Сбербанка России осуществляется реализация президентской программы «Государственные жилищные сертификаты», направленной на разрешение жилищной проблемы военнослужащих, уволенных в запас. В рамках этой программы филиалами Банка было открыто 7,5 тыс. целевых счетов владельцам ГЖС и представлено субсидий на 1 млрд. рублей. Филиалами Сбербанка России принято от владельцев ГЖС и оплачено 5,9 тыс. договоров купли–продажи жилья, общая сумма субсидий, по которым составила 830,8 млн. рублей.

Бесперебойная работа Сбербанка России в период кризиса способствовала стабилизации на внутреннем валютном рынке. Несмотря на ажиотажный спрос на наличную валюту и отток валютных вкладов после августовского кризиса, Банк даже в самые тяжелые дни не прекращал осуществления валютно-обменных операций с населением. Этому способствовала созданная Сбербанком России сеть банкнотных центров, сотрудничества с крупнейшими банками–нерезидентами и четкая организационная работа филиалов. 

В последние годы Банк заметно продвинулся на российском рынке пластиковых карт и в настоящее время занимает одно из лидирующих мест. Работа на указанном рынке развивается по двум основным направлениям – выпуск и обслуживание международных и российских платежных систем.

По мере развития и либерализации рынка драгоценных металлов Сбербанк России  наращивает свое присутствие и на этом рынке.

В крупнейших районах золотодобычи РФ Сбербанк России организовал комплексное обслуживание золотодобывающих предприятий, включающее предсезонное кредитование недропользователей и проведение операций купли-продажи золота на первичном рынке драгоценных металлов.

Расширяются операции с драгоценными металлами и для населения (реализация золота в мерных слитках). Сбербанк России первым из российских банков с января 1999 г. наряду с продажей золота населению приступил к покупке у физических лиц мерных слитков из драгоценных металлов, что придало этим операциям характер завершенного цикла.

Банк оказывает полный спектр кредитных услуг и предоставляет широкий выбор режимов кредитования: кредитные линии, вексельные кредиты, овердрафтные кредиты, кредитование импортно-экспортных операций, предэкспортной финансирование, открытие аккредитивов, а также предоставление различных видов банковских гарантий, в том числе тендерных и таможенных.

С учетом перехода на обслуживание в банк большого числа корпоративных клиентов, ориентированных на внешний рынок, развивается корреспондентская сеть Сбербанка России. Банком поддерживаются корреспондентские отношения с 270 зарубежными банками, из них в 40 банках открыты корреспондентские счета в иностранной валюте. Среди основных корреспондентов Сбербанка России ведущие банки США, Западной Европы и Японии.

Для проведения платежей по поручениям клиентов Банка в иностранных валютах, имеющих ограниченное хождение на территории России, был открыт мультивалютный счет, позволяющий проводить расчеты в 29 иностранных валютах.[19]

Свидетельством растущего авторитета Сбербанка России как финансового партнера является постоянно увеличивающееся число российских коммерческих банков, открывающих «Лоро» счета в Сбербанке России.

Сегодня можно сказать, что Сбербанк России накануне нового тысячелетия с уверенностью смотрит в будущее и, занимая ведущие позиции в российской банковской системе, участвует в формировании основ экономического возрождения России, обеспечивает защиту финансовых интересов своих клиентов.

Заключение

Несмотря на многие противоречия нынешней эпохи, ее основной чертой все больше становится не противоборство, а тенденция к сотрудничеству и взаимопониманию. Общее движение к единому, взаимосвязанному, взаимозависимому и в каждой своей части более развитому и социально-справедливому миру — вот основная тенденция мирового хозяйства. На основании этого можно говорить о процессах конвергенции моделей национальных экономик, экономических и социальных ценностей и отношений. Происходит нивелирование, сближение экономических уровней развития различных стран. Конечно, это не беспроблемный поступательный процесс, а противоречивое, сложное движение.

В целом можно констатировать, что современные международные финансовые отношения характеризуются ускорением процессов их интенсификации, обогащением новыми чертами и характеристиками. Процессы развития междуна­родных экономических отношений 90-х годов еще больше свидетельствуют в пользу этого вывода.

Интеграция России в мировое хозяйство, ее активное участие в интернациональных экономических отношениях только начинается. Несмотря на формальное расширение в начале 90-х годов участия в международных экономических отношениях, доля России в мировой экономике и степень ее вовлечения в международное разделение труда пока не только не возрастает, а сокращается.

Переход в мировое рыночное хозяйство не будет легким. Промышленно развитым странам не нужен новый сильный конкурент. За свое место на международном рынке России придется активно побороться.

Литература

1)    Авдеев А.Г. Первый опыт кредитного дела на территории России (Боспорское царство) //Деньги и кредит. - 2002. - N 3. - С. 77-79.

2)    Арсланбеков-Федоров А.А. Российский рынок межбанковского  кредитования: особенности развития генезис проблемы. //Банковские услуги. - 2002. - N 1. -С. 15-21.

3)    Банки и банковские операции: Учебник для вузов /Под ред. проф. Е.Ф. Жукова – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002 – 471 с.

4)    Банковское дело :Учебник /Под ред. О.И. Лаврушина – М.: Финансы и статистика, 2002 – 576 с.

5)    Банковское дело: Учебник /Под ред. Проф. В.И. Колесникова. – М.: Финансы и статистика, 2001 – 464 с.

6)    Вахрин П.И., Нешитой А. С. Финансы. – М.: 2000.

7)    Выборнова Н. Роль коммерческих банков в стабилизации экономики // Вопросы экономики, 1997, №12.

8)    Егоров С.Е. О состоянии банковской системы и путях ее укрепления. //Деньги и кредит. – №4, 1999г.

9)    Едронова В.Н. Пути совершенствования кредитной политики //Финансы и кредит. - 2002. - N 4. - С. 2-8.

10)           Едронова В.Н. Современная стратегия и тактика российских коммерческих банков в области кредитования. //Финансы и кредит. - 2002. - N 3. - С. 3-10.

11)           Казьмин А.И. Сбербанк России: надежность, проверенная кризисом. //Деньги и кредит – №6, 2000г.

12)           Ляховский В.С. Из истории национализации кредитной системы: факты и оценки. //Деньги и кредит. - 2000. - N 2. - С. 66-74.

13)           Общая теория денег и кредита. /Под ред. Жукова Е. Ф. – М.: 1998г.

14)           Подарки для семьи. //Газета. 11 декабря 2003

15)           Поляков В.П., Л.А. Московкина. Основы денежного обращения и кредита. - М.: ИНФРА-М, 2000.

16)           Рогова О. Денежно-кредитная политика, деформации денежно-кредитной системы //Экономист. - 2003. - N 3. - С. 41-54.

17)           Русанова О.М. Небанковские кредитные организации и их место в кредитной системе //Банковские услуги. - 2002. - N 6. - С. 14- 20.

18)           Русанова О.М. Небанковские кредитные организации и их место в кредитной системе //Банковские услуги. – 2002. – № 6. – С. 14-20.

19)           Тавасиев А.М. Современное состояние банковского комплекса России и его участие в общем экономическом процессе //Банковские услуги. – 2003. – № 3. – С. 2-13.

20)           Тихомирова Е.В. Кредитные операции коммерческих банков / /Деньги и кредит. - 2003. - N 9. - С. 39-46.

21)           Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 03.02.1996г. №17-ФЗ (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.)

22)           Фетисов Г.Г. Проблемы укрепления устойчивости банковского сектора//Финансы и кредит. – 2002. – № 19. – С. 8-17.

23)           Финансы. Денежное обращение. Кредит. /Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева и др. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001.

24)           Хейфец Б. Современная кредитная России //Экономист. – 2002. – № 8. – С. 35-39.


[1] Рогова О. Денежно-кредитная политика, деформации денежно-кредитной системы //Экономист. - 2003. - N 3. - С. 41-54.

[2] Хейфец Б. Современная кредитная России //Экономист. – 2002. – № 8. – С. 35-39.

[3] Фетисов Г.Г. Проблемы укрепления устойчивости банковского сектора//Финансы и кредит. – 2002. – № 19. – С. 8-17.

[4] Тихомирова Е.В. Кредитные операции коммерческих банков / /Деньги и кредит. - 2003. - N 9. - С. 39-46.

[5]Поляков В.П., Л.А. Московкина. Основы денежного обращения и кредита. - М.: ИНФРА-М, 2000.

 

[6] Тавасиев А.М. Современное состояние банковского комплекса России и его участие в общем экономическом процессе //Банковские услуги. – 2003. – № 3. – С. 2-13.

[7] Русанова О.М. Небанковские кредитные организации и их место в кредитной системе //Банковские услуги. - 2002. - N 6. - С. 14- 20.

[8] Едронова В.Н. Современная стратегия и тактика российских коммерческих банков в области кредитования. //Финансы и кредит. - 2002. - N 3. - С. 3-10.

[9] Фетисов Г.Г. Проблемы укрепления устойчивости банковского сектора//Финансы и кредит. – 2002. – № 19. – С. 8-17.

[10] Арсланбеков-Федоров А.А. Российский рынок межбанковского  кредитования: особенности развития генезис проблемы. //Банковские услуги. - 2002. - N 1. -С. 15-21.

[11] Попков В. В. Коммерческие банки России: год после кризиса. //Деньги и кредит – №9, 1999г.

[12] Банки и банковские операции: Учебник для вузов /Под ред. проф. Е.Ф. Жукова – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002 – 471 с.

[13] Финансы. Денежное обращение. Кредит. /Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева и др. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001.

[14] Тавасиев А.М. Современное состояние банковского комплекса России и его участие в общем экономическом процессе //Банковские услуги. – 2003. – № 3. – С. 2-13.

[15] Хейфец Б. Современная кредитная России //Экономист. – 2002. – № 8. – С. 35-39.

[16] Ляховский В.С. Из истории национализации кредитной системы: факты и оценки. //Деньги и кредит. - 2000. - N 2. - С. 66-74.

[17] Банки и банковские операции. /Под ред. Жукова Е. Ф. – М.: 2002 – c.149

[18] Авдеев А.Г. Первый опыт кредитного дела на территории России (Боспорское царство) //Деньги и кредит. - 2002. - N 3. - С. 77-79.

[19] Геращенко В. В. предварительные итоги 1999 года и основные задачи на 2000 год. //Деньги и кредит – №1, 2000г.