Содержание

Введение.............................................................................................................3

1.Сущность и причины инфляции, ее виды и формы....................................4

2.Механизмы открытой инфляции..................................................................8

3.Показатели изменения уровня инфляции..................................................14

Заключение......................................................................................................17

Контрольно тестовые задания........................................................................19

Список используемой Литературы................................................................21

Введение

Инфляция является сложным социально-экономическим явлением. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической.

В наше время, кажется, нельзя прожить и дня, не услышав этого коварного и интригующего слова. О ней говорят, с ней борются, ее боятся. Что же такое - инфляция?

Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, отрицательно влияя на все стороны жизни общества. Она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения юридических и физических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту. Высокая инфляция разрушает денежную систему, провоцирует бегство национального капитала за границу, ослабляет национальную валюту, способствует ее вытеснению во внутреннем обращении иностранной валютой, подрывает возможности финансирования государственного бюджета. Инфляция является самым эффективным средством перераспределения национального богатства – от более бедных слоев общества к более богатым, усиливая тем самым его социальное расслоение.

1. Сущность и причины инфляции, её виды и формы

        Инфляция – это явление, присущее экономике, использующей бумажные деньги. Её проявление заключается в форме повышения общего уровня цен и удорожания иностранной валюты.

Вместе с тем многие экономисты отмечают, что изменяются цены не только товаров, но и измерителя их ценности, т. е. денег.

Говоря иными словами, инфляция (от лат. inflatio – вздутие) рассматривается как процесс обесценения денег и, соответственно, роста цен, который происходит в результате переполнения каналов обращения денежной массы сверхнеобходимой для товарооборота. Повышение цен – основное проявление и движущая сила инфляции.

Однако необходимо отметить, что не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Существуют и не инфляционные факторы роста цен. Например, ухудшение условий добычи сырья (большая глубина залегания полезных ископаемых); более высокое качество продукции, производство более сложных и современных её моделей; сезонные колебания цен (в производстве сельскохозяйственной продукции); циклические колебания экономической конъюнктуры и др.

Современное макроэкономическое определение инфляции учитывает более широкий спектр факторов ценообразования: помимо потребительского спроса к ним относят предложение товаров и услуг, формирование цен на факторы производства, степень монополизации рынка.

Для современной рыночной экономики инфляция стала неотъемлемым явлением прежде всего из-за того, что современный рынок далёк от условий совершенной конкуренции. Выделяют следующие инфляционные причины, которые присущи развитым странам.

1.                Наиболее распространённая причина инфляции – превышение денежной массы над товарной.. Это так называемая монетарная инфляция.

2.                Рост государственных расходов в ВНП, который обусловлен расширением масштабов госсектора, госрегулирования экономики и проведения социальных программ. Следствием этого является дефицит госбюджета, источниками покрытия которого становятся займы в ЦБ страны, эмиссия денег и внешние займы.

3.                Возникновение крупных фирм, корпораций (олигополий и монополий), которые получают сверхприбыли за счет сдерживания предложения и поддержания высокого уровня цен.

4.                Усиление профсоюзов, которые добиваются повышения заработной платы, повышение которой, в свою очередь, с одной стороны, увеличивает платежеспособный спрос, а с другой – издержки производства. И то, и другое является фактором роста цен.

С определённой степенью условности можно сказать, что последние три перечисленные причины инфляции есть ни что иное как проявление монопольных тенденций: государства – на осуществление – госрасходов и эмиссию денег; корпораций – на установление товарных цен и предложение товаров; профсоюзов – на установление цены труда и ограничение его предложения.

5. Индексация денежных доходов населения (в первую очередь заработной платы и социальных трансфертов). При необоснованно высоких её размерах, которые вызываются давлением профсоюзов, политических партий и ошибочными прогнозами в части инфляционного роста цен, индексация становится фактором формирования избыточного денежного спроса.

Перейдём к рассмотрению следующей характеристики инфляции. В зависимости от степени развития различают следующие виды инфляции:

1. Ползучая инфляцияэто такая инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10 % в год или несколько больше. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным.

2. Галопирующая инфляция -  это инфляция, при которой уровень цен скачет выше 10 % в год, на 30, 50, 100 % и т. д. Такая экономика характеризуется крайней неустойчивостью. Подобный вид инфляции характерен для стран с переходной экономикой.

3. Наибольшую опасность для экономики представляет гиперинфляция. При данном виде инфляции цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоёв общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия. В полную мощь работает печатный станок, развивается бурная спекуляция. Производство дезорганизуется, т. к. производители не могут понять, какую цену устанавливать им на свою продукцию. В современной России инфляционный взлёт цен, который можно назвать гиперинфляцией, имел место в 1992 г. (более 2600 %), затем он снижался и постепенно вышел за рамки галопирующей инфляции, приближаясь к ползучей.

Теперь рассмотрим виды инфляции с точки зрения соотносительности роста цен по различным товарным группам, т.е. по степени сбалансированности их роста:

1. Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров: если сырьё подорожало в 5 раз, то производители, соответственно, увеличивают цену своей конечной продукции. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателем, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях.

2. Несбалансированная инфляция – большая беда для экономики. Но ещё страшнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и завтра, и через месяц, и через год. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала,

рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. промышленность развиваться в таких условиях не может. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции, удобренные несбалансированными скачками относительных цен, как в отраслевом, так и в территориальном аспектах.

С точки зрения ожидаемости и предсказуемости инфляции выделяют:

1. ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее, с достаточной степенью надёжности;

2. неожидаемаявозникает стихийно, прогноз невозможен.

Подведя итог можно сказать, что инфляция – не только денежный и производственный феномен, но и сложное социально – экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах. Она разрушает хозяйственные связи, усиливает спекуляцию и нездоровые социальные явления (подкуп должностных лиц, нарушение правопорядка и др.), ведет к снижению уровня подавляющей части населения. Причин инфляции много, но основная – это увеличение денежной массы. [6]

2. Механизмы открытой инфляции

Существует множество причин, способных изменить темпы прироста уровня цен. Первым механизмом открытой инфляции можно назвать адаптированные инфляционные ожидания. Они представляют собой психологический феномен, определяющий поведение субъектов хозяйственной жизни. Адаптивные ожидания формируются экономическими агентами на основе информации о настоящих и предшествующих уровнях инфляции, при этом большое значение придается недавнему опыту. Затяжной рост цен порождает устойчивые инфляционные ожидания, что придает инфляции самоподдерживающийся, т.е. инерционный характер. Под влиянием устойчивых ожиданий раскручивается инфляционная спираль. Это сказывается на поведении всех экономических субъектов: потребители страхуются, закупая товары впрок. Тем самым потребители создают давление спроса, что заставляет производителей еще больше повышать цены. Профсоюзы закладывают в трудовые договоры повышенную ставку заработной платы. Инфляция совершает новый виток, формируются новые и более высокие инфляционные ожидания.

Для более детального изучения воздействия инфляционных факторов на экономику, разделим их на две категории: на факторы, лежащие на стороне совокупного спроса (избыток денежных средств у покупателей) и факторы, лежащие на стороне совокупного предложения (рост производственных издержек).

Инфляция спроса – вид инфляции, порождаемый избытком совокупного спроса, за которым по тем или иным причинам не успевает производство рис.1.

Избыточный спрос приводит к взлету цен. Этот феномен иногда можно охарактеризовать таким образом: слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров. Подобная ситуация на внутреннем рынке нашей страны была характерна для 70 – 80-х гг.

   

Рис.1. Инфляция спроса

  

Механизм инфляции спроса графически изображен на рис.2.

В общем плане инфляция спроса означает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением.

Рис.2. Инфляция спроса

Сдвиг кривой совокупного спроса вправо от AD1 к AD2 ведет к росту цен, если экономика находится на промежуточном или классическом отрезке кривой совокупного предложения.

Причины вздутия совокупного спроса из-за дополнительной эмиссии, главным образом, связаны с дефицитом бюджета правительства и способами его погашения.

Эмиссионные покрытия бюджетного дефицита является прямым фактором инфляции спроса. Сами же причины бюджетного дефицита, заключающиеся в неэффективности государственных расходов, вызывают (либо углубляют) количественные и структурные диспропорции между совокупным спросом и совокупным предложением и становятся косвенными факторами инфляции.

Аналогичное воздействие на совокупный спрос может оказать и стимулирующая кредитно-денежная политика Центрального банка в случае покупки облигаций на открытом рынке. Процентная ставка снизится за счет расширения денежной массы, а стимулируемые инвестиционные проекты смогут реализоваться только через определенный промежуток времени (лаг), в период которого и возможен инфляционный всплеск.

Помимо групп причин, связанных с бюджетным дефицитом и увеличением денежной массы, инфляцию спроса может усилить обесценивание отечественной валюты страны по отношению к устойчивой иностранной валюте, если в составе денежного агрегата М2Х высока доля иностранной валюты. Этот фактор при падении курса отечественной валюты срабатывает подобно дополнительной эмиссии и может вызвать инфляцию спроса.

Механизм раскручивания инфляции спроса характеризуется тем, что сначала увеличивается денежная масса, а затем – совокупный спрос. Особенно предрасположена к инфляции спроса экономика, отличающаяся чрезмерным использованием наличных производственных ресурсов, в частности та, в которой поддерживается полная занятость или почти отсутствует безработица. В ней любой скачек спроса оборачивается длительным ростом цен.

Другой вид инфляции – инфляция издержек. В этом случае механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки. Рост цен рассматривают как результат «совместных» действий государства, профсоюзов и предпринимателей. Государство, увеличивая налогообложение предприятий, повышая процентные ставки или индексируя доходы занятых, тем самым утяжеляет себестоимость, а следовательно, и цену продукции.

Рис.4. Инфляция издержек

Возможны два исходных момента: издержки начинают расти в результате повышения заработков (давление профсоюзов, требования рабочих) или в силу удорожания сырья и топлива (рост импортных цен, изменение условий добычи, повышение транспортных расходов и т.п.). Профсоюзы, стремясь повысить уровень заработной платы трудящихся (их долю в реальном совокупном доходе), зачастую дают мощный импульс раскручивания спирали «зарплата-цены» (инфляционной спирали). Она возникает тогда, когда увеличение заработной платы опережает рост производительности труда, т.е. является проявлением исключительно институционализированного давления организованных трудящихся. С другой стороны, раскручивание спирали поддерживают предприятия, которые могут закладывать возросшие издержки в цены.

Изобразим инфляцию издержек графически рис.5.

Рис.5. Инфляция издержек

Смещение кривой совокупного предложения влево (из AS1 в AS2) отражает увеличение издержек на единицу продукции, возрастают цены (из Р1 в Р2) и сокращаются объемы реального ВНП (Q1>Q2).

Значительное влияние на раскручивание инфляции издержек  оказывает рост цен на продукцию и услуги монополистов, а также ценовая политика в базовых отраслях.

Инфляцию издержек может вызвать сдерживающая бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика правительства, во-первых, при наличии лага запаздывания в принятии решений и, во-вторых, в случае взаимоисключаемости целей экономической политики. Так, если лаг принятия решения затянут, то сдерживающие инструменты, адекватные фазе бума, применяются к уже изменившейся ситуации, например, депрессии, требующей от правительства воздействия иного характера. В результате несвоевременное повышение налогов, импортных пошлин на сырье и промежуточную продукцию, ужесточение условий кредита и другие сдерживающие меры повысят издержки производства и могут привести к инфляции издержек.

Следует добавить, что не только экономическое (косвенное), но и административное регулирование экономики может придать импульс инфляции издержек. Например, частое изменение правовых норм, расплывчивость законодательства, усложнение и частое изменение процедур регистрации и отчетности фирм, усиление регламентации сфер предпринимательства, дробление лицензий, сокращение сроков их действия и т.д. Все это увеличивает административные издержки в частности и трансакционные издержки в целом, а значит, может привести к повышению уровня цен в стране и к сокращению легального производства.

Механизм раскручивания инфляции издержек характеризуется тем, что первоначально в результате роста издержек повышается уровень цен, а лишь затем расширяется денежная масса.

Следует также упомянуть о так называемой структурной инфляции. Это инфляция, при которой повышение общего уровня цен вызвано условиями формирования цен на некоторых рынках или в некоторых отраслях экономики.

В мировой практике существенным фактором структурной инфляции является ценообразование в отраслях производства сельскохозяйственной продукции, защита отечественных фермеров, проявляющаяся в государственных дотациях к закупочным ценам, высоких ввозных таможенных тарифах на сельскохозяйственную продукцию, снижающих ценовую конкуренцию, т.е. политические факторы формирования цен объективно ведут к их повышению.

В условиях открытой национальной экономики и расширения международных экономических связей существенным фактором, обусловливающим инфляционные процессы, становится импортируемая инфляция. Так, рост цен на импортируемое сырьё способствует инфляции издержек.

3.Показатели изменения уровня инфляции

Один из наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины является показатель индекса цен. Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов. К числу наиболее значимых из них относятся:

·                    Индексы цен на потребительские товары;

·                    Индексы цен производителей;

·                    Индексы цен потребителей на продукцию и услуги производственно-технического назначения;

·                    Индексы-дефляторы.

Используются два наиболее распространенных метода расчета индекса цен. Первый - формула Ласпейреса. Данный индекс показывает, как изменились цены при условии, что в анализируемом году сохранилась структура товаров и услуг базисного года.

Второй метод - формула Паше. Используется чаще, так как динамика цен представляет большой интерес для анализа применительно к сложившейся в исследуемом году структуре товаров.

Но обе методики не учитывают, что при неравномерном росте цен имеется тенденция замены потребителем более дорогих товаров более дешевыми. Таким образом, например, при определении удорожания стоимости жизни индекс Ласпейреса несколько завышает индекс цен фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг (потребительской корзины), а индекс Паше представляет его менее значительным.

·              Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет изменение стоимости «потребительской корзины» и является главным оперативным индикатором, характеризующим уровень инфляции в стране и её регионах.

·              Индекс цен производителей рассчитывается по фактическим ценам реализации продукции, отгружаемой на внутренний рынок, без НДС, акцизов, других косвенных налогов, транспортных и погрузочно-разгрузочных расходов.

·              Индексы цен потребителей на продукцию и услуги производственно-технического назначения, приобретенные предприятиями-потребителями, включает, кроме цены производителей, транспортные расходы, косвенные налоги, оплату услуг торговых организаций и охватывает как отечественную продукцию, так и импортную, потребляемую отечественными предприятиями.

·              Дефлятор валового национального продукта (ВНП)  - средневзвешенный индекс, или уровень, цен на товары и услуги, формирующие ВНП. Он используется для анализа динамики ВНП, а также для характеристики темпа инфляции (этот индекс более универсален по сравнению с индексом потребительских цен, ибо измеряет рост не только потребительских, но и всех других цен). В России расчет дефлятора ВНП осуществляется с 1996г. ежеквартально.

Поскольку ВНП можно рассматривать как сумму добавленных стоимостей по каждому виду деятельности, первоначально переоценивается в сопоставимые цены добавленная стоимость по отдельным отраслям. Для этого продукция промышленности, сельского хозяйства, строительства и т.д. переоценивается по индексам цен производителей, а материальные затраты – по индексам цен потребителей продукции производственно-технического назначения.

·              Индекс покупательной способности национальной валюты (например, рубля) представляет собой величину, обратную индексу дефлятору. Так, если ВНП в текущих ценах составил 110млрд руб., в сопоставимых 100млрд руб., то индекс-дефлятор равен:

110млрд руб. : 100млрд руб. = 1,1

Индекс покупательной способности рубля составит: 1 : 1,1 = 0,91.

·              Уровень инфляции (темпы прироста цен) рассчитывается, например, на основе индекса потребительских цен как:

УИ% = 100 (ИПЦан – ИПЦбг) / ИПЦбг,

где    УИ – уровень инфляции;

                   ИПЦан – индекс потребительских цен анализируемого года;

                   ИПЦбг - индекс потребительских цен базисного года.

Как косвенные показатели уровня инфляции могут использоваться данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения. Сокращение первых и рост последних, т.е. уменьшение этого соотношения, косвенно подтверждает усиление инфляционных процессов. Аналогичный вывод позволяют сделать данные о превышении денежных доходов населения над расходами.

Характеризуют инфляцию и с использованием «правила величины 70», определяя количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Для этого число 70 делят на ежегодный уровень инфляции.

Для оценки масштабов экспорта и импорта инфляции в открытой экономике применяется показатель условий торговли:

Показатель условий торговли = (индекс средней стоимости единицы экспорта / индекс средней стоимости единицы импорта) * 100%.

Если этот показатель больше 100%, то страна экспортирует инфляцию, если меньше 100% - импортирует её.

Следует отметить, что «правило величины 70» обычно применяется тогда, когда, например, надо установить, сколько потребуется времени, чтобы реальный ВНП или ваши личные сбережения удвоились.

В качестве косвенного показателя уровня инфляции используются данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения (сокращение запасов и рост вкладов свидетельствуют о повышении степени инфляционного напряжения). Данные о превышении доходов населения над расходами в процентах к доходам также могут характеризовать уровень инфляции. Если доходы растут быстрее или даже одинаково с ценами, это свидетельствует об опасности раскручивания инфляционной спирали.

 

Заключение

Таким образом, из изложенного выше видно, что инфляция - это один из самых болезненных и опасных процессов, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Особенно негативно воздействует на финансы, денежную и экономическую системы в целом. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения требует больших сил и материальных затрат.

Делая выводы можно отметить, что, возникнув, инфляция быстро распространяется на все отрасли. Это происходит потому, что они связаны между собой взаимными поставками. Поэтому удорожание какой- либо поставки ведет к увеличению цены выпускаемой продукции. Инфляция считается опасной болезнью рыночной экономики не только потому, что она быстро распространяет поле своей разрушительной деятельности и самоуглубляется. Ее очень трудно устранить, даже если исчезают вызвавшие ее причины. Это связано с инертностью психологического настроя, который сформировался ранее. Пережившие инфляцию покупатели еще долго совершают покупки "на всякий случай". Адаптивные инфляционные ожидания сдерживают выход страны из инфляционных тисков, т.к. они вызывают ажиотажный спрос, а он поднимает планку товарных цен.

Таким образом, инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Инфляция отрицательно влияет на все стороны жизни общества. То есть она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения юридических и физических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту.

А так же высокая инфляция разрушает денежную систему, провоцирует бегство национального капитала за границу, ослабляет национальную валюту, способствует ее вытеснению во внутреннем обращении иностранной валютой, подрывает возможности финансирования государственного бюджета. Инфляция является самым «эффективным» средством перераспределения национального богатства - от более бедных слоев общества к более богатым, усиливая тем самым его социальное расслоение.

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. При этом необходимо учитывать многосложный и много факторный характер инфляции, поскольку в ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них – стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Контрольно тестовые задания

1. Какое из определений наиболее полно отражает содержание инфляции?

А. Резкое увеличение денежной массы в обращении;

Б. Повышение общего уровня цен;

В. Обесценение денег, сопровождающееся потерей ими части своих функций;

Г. Утрата доверия к денежным знакам и переход на бартер;

Д. Снижение покупательской способности денег при одновременном росте цен.

Инфляция - это переполнение финансовых каналов бумажными деньгами, что приводит к их обесцениванию. Инфляция - это денежное явление, но она не ограничивается обесцениванием денег. Она проникает во все сферы экономической жизни и начинает разрушать эти сферы. От нее страдает государство, производство, финансовый рынок, но больше всех страдают люди.

Во время инфляции происходит:

1. Обесценивание денег по отношению к золоту;

2. Обесценивание денег по отношению к товару;

3. Обесценивание денег по отношению к иностранной валюте.

2. Механизм открытой инфляции – это:

А. Механизм адаптивных ифляционных ожиданий;

Б. Рыночный механизм;

В. Инфляция спроса;

Г. Инфляция издержек.

Одним из первых механизмов открытой инфляции можно назвать адаптивные инфляционные ожидания. Они представляют собой психологический феномен, склонность, образ мыслей, определяющий поведение субъектов хозяйственной жизни. Наиболее важный фактор в формировании инфляционных ожиданий - темпы роста цен, усредненные на некотором промежутке времени, предшествующему данному моменту. Если на этом промежутке наблюдаются высокие темпы инфляции, то субъекты хозяйствования закладывают эти темпы в свои планы на будущее: потребители увеличивают закупки тех товаров, цены на которые имеют тенденцию к наибольшему росту, вследствие чего нагнетается текущий спрос, провоцируется повторное подорожание товаров и услуг; производители и торговцы устанавливают все более высокие цены на свою продукцию, что приводит к дальнейшему росту цен и усилению инфляционных ожиданий. Возникает самоподдерживающийся процесс ускоренного роста цен под действием инфляционных ожиданий.

Список используемой литературы

1. Сашина М. А, Чибриков Г.Г.  «Экономическая теория». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

2. Игошин Н. В. Экономика. М.: ЮНИТИ, 2004.

3. Камаева В.Д., Лобачева Е.Н. Экономическая теория: Учебник. М.: ЮРАЙТ, 2006.

4. Мамидов О.Ю. Современная экономика: Многоуровневое пособие для студентов ВУЗов. М.: Юрист, 2003

5. Николаева И.П. Экономическая теория: Учебник. М.:ЮНИТИ, 2002

6. Журнал Финансы № 7/2005. Фетисов Г. «Инфляция и рост регулируемых цен».

7.                Курс экономической теории: Учебное пособие. / Под ред. д.э.н., проф. А.В.Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: «Дело и сервис», 2001

8. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В. Д. Камаева. М.: ВЛАДОС, 2005.

9. Экономика: Учебник / Под редакцией А. С. Булатова. – М.: Экономист, 2006.