Содержание

Введение. 3

1. Понятие и виды страхования. 5

1.1 Страхование как часть финансового рынка; формирование страхового фонда. 5

1.2. Современные виды страхования. 11

2. Страховой рынок в России. 13

3. Развитие страхового рынка в России. 19

Заключение. 29

Список литературы.. 31

Введение

Страхование – необходимый элемент производственных отношений, связанный с возмещением материальных потерь в процессе общественного производства. Важнейшим условием нормального воспроизводственного процесса является его непрерывность и бесперебойность. Если же процесс общественного производства прерывается или нарушается в результате разрушительного воздействия стихийных сил природы или негативных последствий других чрезвычайных событий (пожаров, взрывов, эпидемий, травматизма и др.), то общество вынуждено возмещать нанесенный материальный ущерб, восстанавливать нормальные условия воспроизводства рабочей силы и принимать различные предуп­редительные меры. Стихийные и иные бедствия, несущие материальные потери, первоначально воспринимались людьми как неподвластные неконтролируемые события, однако многовековой опыт человечества показал, что периодическое наступление  разрушительных сил природы и других чрезвычайных явлений –  это объективный, закономерный процесс, усугубляемый противоречивым характером общественного производства.

Рискованный характер общественного производства, обусловленный в первую очередь противоречием между человеком и природой, порождает особые отношения между людьми, связанные с предупреждением, преодолением, локализацией раз­рушительных последствий стихийных и других бедствий, а также с безусловным возмещением нанесенного ущерба. Эти объективные отношения выражают реальные и наиболее насущные потребности людей в поддержании достигнутого ими жизненного уровня. Такие отношения отличает определенная специфичность, и они в совокупности составляют экономическую категорию страховой защиты общественного производства.

Специфичность экономической категории страхования возникает в силу следующих признаков:

–                  случайный характер наступления разрушительного события;

–                  чрезвычайность нанесенного ущерба, характеризуемая нату­ральными и денежными измерителями;

–                  объективная необходимость предупреждения, преодоления последствий указанного события и возмещения материального или иного ущерба.

Указанные признаки в своей совокупности свидетельствуют о наличии страхового риска в производственной деятельности людей и необходимости защитных и предупредительных мер для обеспечения непрерывного и бесперебойного производственного процесса. В страховом риске и в защитных предупредительных мерах состоит сущность экономической категории страховой защиты общественного производства.

Для того, чтобы в соответствии с требованиями указанной экономической категории проводить в жизнь защитные меры, необ­ходимо обособление части валового национального продукта для предупреждения и возмещения материального ущерба, т.е. формирование страхового фонда. Тем самым экономическая кате­гория страховой защиты общественного производства находит свое материальное воплощение в страховом фонде, который представляет собой совокупность различных страховых натуральных запа­сов и денежных страховых фондов.

Эти особенности страховых отношений включают их в самостоятельную сферу финансовых отношений.      

В последние годы определяющим условием успеха на страховом рынке становится диапазон услуг, предлагаемых потенциальным клиентам. Традиционные медицинские, технические и юридические услуги активно дополняются большим количеством других, перечень которых постоянно расширяется в соответствии с растущими запросами клиентов.

1. Понятие и виды страхования

1.1 Страхование как часть финансового рынка; формирование страхового фонда

Термин “страхование”, выражающий перераспределительные отношения, по поводу возмещения ущерба, следует отличать от других смысловых значений этого слова. В частности, выражение “страхование” (страховка, подстраховка) иногда употребляется в значении поддержки в каком-либо деле, гарантии удачи в чем-либо, обеспечения безопасности людей при проведении опасных работ, при выступлениях гимнастов и акробатов, а также запаса прочности и надежности сооружений и механизмов и т.д. В данном случае этот термин употребляется в значении инструмента возмещения ущерба. 

 Сущность страхования проявляется в его функциях. Страхование выполняет следующие функции:

·                    рисковая функция — перераспределение риска между участниками страхования;

·                    предупредительная функция — использование части средств на уменьшение вероятности наступления страхового случая;

·                    сберегательная функция — страхование используется для накопления денежных средств (страхование на дожитие);

·                    контрольная функция — контроль за формированием и использованием страховых фондов.     

      Перераспределительные отношения, присущие страхованию, связанны, с одной стороны, с формированием страхового фонда с помощью заранее фиксированных страховых платежей, с другой - с возмещением ущерба из этого фонда участникам страхования. Поскольку указанные перераспределительные отношения связанны с движением денежной формы стоимости, экономическая категория страхования является составной частью категории финансов. Специфичность финансовых отношений при страховании состоит в вероятном характере этих отношений. Вероятность ущерба лежит в основе построения страховых платежей, с помощью которых формируется страховой фонд. Использование средств страхового фонда связанно с наступлением и последствиями страховых случаев.

Выступая в денежной форме, закреп­ляя эти отношения юридическими документами, страхо­вание имеет черты, приближающие его к категориям «фи­нансы» и «кредит», и в то же время как экономическая категория имеет характерные только для нее функции, выполняет присущую только ей роль.

Посредством страхования осуществляется замкнутое пере­распределение ущерба с помощью специализированного денежного страхового фонда, образуемого за счет стра­ховых взносов. Страховые взносы в свою очередь являются платой за страхование, которая вносится в соответствии с заключенным договором страхования. Перераспределительные отношения по формированию и исполь­зованию этого фонда, возникающие в процессе страхования приближают страхование к области финансов. Известно, что сущность финансов как экономической кате­гории связана с экономическими отношениями в процессе соз­дания и использования фондов денежных средств. Сущность страхования также связана с созданием и использованием фон­дов денежных средств. Однако если для финансов всегда необходимы денежные отношения и характерно формирование фондов денежных средств, то стра­хование может быть и натуральным. Кроме того, страхование всегда привязано к возможности наступления страхового случая, т.е. страхованию присущ обяза­тельный признак — вероятностный характер отношений. Ис­пользование средств  страхового фонда связано с наступлением и последствиями страховых случаев.

Такая особенность страхования, как возвратность средств страхового фонда  прибли­жает его к категории кредита.

Следует отметить, что в экономике рыночного типа страхование выступает, с одной стороны, средством защиты бизнеса и благо­состояния людей, а с другой — коммерческой деятель­ностью, приносящей прибыль.

Рассмотрим некоторые понятия, связанные с экономикой страхового сектора, которые позволят разобраться, каким образом формируются огромные денежные средства.

Основой страхования является страховой фонд, под которым понимается сумма страховых взносов, уплаченных страхователями (юридическими и физическими лицами) в течение определенного периода. Близким по значению к страховому фонду является понятие "страховые резервы". Они предназначаются для того, чтобы страховая компания (страховщик) была в состоянии отвечать по своим обязательствам, которые она несет в соответствии с заключенными со страхователями договорами страхования.

Получение страховых взносов, уплаченных страхователем за предоставленную страховщиком страховую услугу по защите от возможного материального ущерба, накладывает на страховщика обязательства по формированию страхового фонда такой величины и такого качества, чтобы при наступлении страховых случаев (т.е. предусмотренных в договоре страхования событий, по которым производятся выплаты) он не смог бы стать неплатежеспособным по принятым на себя обязательствам.

Таким образом, в процессе страхования между страховщиком и страхователем происходит обмен, в результате которого страхователь получает страховую защиту, а страховщик принимает на себя еще один риск в числе множества других, принятых ранее. Именно за право воспользоваться страховой защитой и платит страхователь страховую премию в форме денежного взноса. Получить у страховщика деньги обратно страхователь может только тогда, когда у него произойдет страховой случай (что отличает операции страхования от размещения средств, например на банковском депозите).

Размер страхового взноса определяется путем оценки страховых рисков и применения страховых тарифов. Страховой тариф, определяющий цену, которую страховщик устанавливает за защиту от того или иного риска, рассчитывается специалистами страховой компании.

В настоящее время в России основным фактором, влияющим на выбор потенциальным клиентом страховой услуги при приобретении страхового полиса у компании, является низкая цена. На цивилизованном страховом рынке в Европе разные компании в основном предлагают страховой тариф одинаковой величины или очень близкий по значению. Для зарубежного страхователя важно определить уровень сервисного обслуживания, а также надежность страховой компании.

Конечно, все страховые компании внимательно изучают предполагаемый объект страхования (например, дачу, автомашину и т.п.) и условия его эксплуатации, чтобы еще раз убедиться в степени риска, которому они подвергаются, предоставляя его владельцу страховую защиту, и установить соответствующую плату. В результате этого анализа страховой тариф может уменьшиться (предоставление страхователю скидки) или увеличится (установление надбавки, если выявляется возможность повышения вероятности наступления события, приводящего к материальному ущербу).

Следует отметить, что страховой тариф устанавливается не только для компенсации материального ущерба страхователя при возникновении страхового случая, расходов по организации деятельности страховой компании и для получения ею прибыли, но и для финансирования мероприятий по предупреждению наступления страхового события. Департамент страхового надзора Минфина России ограничивает максимальный размер отчислений в резерв предупредительных мероприятий величиной не более 15% тарифной ставки.

Риски, вероятность которых равняется единице, не страхуются, т.к. по своей природе они предполагают обязательное наличие страхового случая, исключая таким образом одно из основных условий страхования - неопределенность наступления того или иного события.

Однако работа страховщика не заканчивается сбором страховых взносов. Другим не менее важным моментом в деятельности страховых компаний является не только сохранение, но и приумножение страхового фонда и страховых резервов, с тем чтобы поддерживать платежеспособность и отвечать по своим обязательствам в будущем. Во многом возможность решения этой задачи обусловлена величиной собственного капитала, который формируется страховой компанией. В соответствии с Условиями лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденными Приказом Росстрахнадзора от 19.05.1994 N 02-02/08, величина максимальной страховой ответственности, которую может взять на себя страховщик по отдельному риску, зависит от размера его собственных средств (не более 10%). Постоянное увеличение размера собственного капитала является условием развития страховой компании, т.к. способствует дальнейшему росту объема поступлений страховых взносов.[1]

Для сохранения и увеличения платежеспособности страховщика необходимо также решить вопрос об эффективном размещении страховых резервов и получении дополнительного дохода за счет грамотной инвестиционной политики. Государство регулирует инвестиционную деятельность страховых компаний. Основным нормативным актом в этой области являются Правила размещения страховщиками страховых резервов от 22.02.1999 N 16Н, в которых определены виды активов, принимаемых в покрытие страховых резервов, и требования к ним и их структуре.

Таким образом, если не считать доходов от прочих видов деятельности, доходы страховщика формируются главным образом за счет страховой либо инвестиционной деятельности.

Расходы страховой компании в первую очередь состоят из страховых выплат и затрат на ведение дела. Страховые выплаты, призванные компенсировать материальный ущерб, который понес страхователь, могут значительно колебаться в зависимости от вида страхования, региона, в котором находится объект страхования, времени года и т.д. Статистические данные свидетельствуют о том, что для устойчивой работы страховой компании объем страховых выплат в среднем должен составлять около 75% величины собранных страховых премий.

Затраты на ведение дела включают расходы страховой компании на организацию своей деятельности. Их величина может различаться у разных компаний, но обычно она составляет 20 - 30% общего объема собранной страховщиком страховой премии.[2]

Следует отметить, что в Российской Федерации существуют три основные формы страхового фонда:

·                    централизованный страховой фонд образуется за счет общегосударственных ресурсов в натуральной и денежной формах, распоряжается им Правительство;

·                    фонды самострахования создаются самими предприятиями и организациями в виде резервных и страховых фондов, фондов риска; существуют в денежной и натуральной формах;

·                    фонды страховщика создаются специализированными страховыми компаниями за счет уплаты взносов, существуют только в денежной форме.

1.2. Современные виды страхования.

Традиционно выделяются три направления страхования: страхование имущества, страхование ответственности, индивидуальное страхование. Российские страховые компании активно вторгались во все эти сферы. Вот, к примеру, перечень видов страхования, предлагаемых клиентам компанией АСКО:

·     страхование ренты;

·     страхование кредитов; страхование инвестиций;

·     групповое и семейное страхование;

·     страхование квартир; страхование дачных домов;

·     страхование расходов на лечение;

·     страхование коммерческого риска;

·     страхование имущества и помещений предприятий;

·     авто-каско, страхование индивидуальных средств транспорта;

·     страхование дополнительного оснащения и оборудования автомобиля;

·     страхование жизни; страхование от СПИДа;

·     страхование гражданской ответственности;

·     страхование транспорта кооперативов;

·     страхование новобрачных; страхование детей;

·     страхование домашних и с-х животных;

·     страхование с-х помещений и оборудования;

·     страхование средств вычислительной техники и программных средств;

·     страхование от развода;

·     групповое и индивидуальное страхование от несчастного случая;

·     страхование перевозимых грузов;

·     страхование спортсменов; гарантийное страхование;

·     страхование домашнего имущества;

·     страхование лиц, отъезжающих в отпуск по путевкам;

·     страхование кооперативов; страхование туристов;

·     страхование водительских курсов;

·     страхование водного транспорта;

·     страхование водителей; страхование водительских прав;

·     страхование договоров;

·     страхование транспортных средств государственных и совместных предприятий;

·     страхование здоровья водителей и пассажиров транспортных средств;

·     страхование студенческих строительных отрядов;

·     групповое и индивидуальное страхование жизни и здоровья единовременным взносом или ежемесячной уплатой платежа;

·     страхование выставок;

страхование здоровья с гарантированной медицинской помощью.

В стране сегодня насчитывается более тысячи организаций, получивших лицензии на право ведения страховой деятельности.[3]

2. Страховой рынок в России

Страховой бизнес, присущий всякой экономике, функ­ционирующей на рыночной основе, получил в России за последние десять лет существенное развитие. Об этом свиде­тельствуют создание сотен страховых организаций (даже учитывая тот факт, что значительная часть организаций, заре­гистрированных как страховые компании, на самом деле ими не являлись, а представляли собой фирмы, создан­ные для решения задач своих учреждений по избежанию налогообложения), по­явление большого количества новых видов страхования, ранее не известных в отечественной экономике.

Страховой рынок России привлекает все большее внимание законодательной и исполнительной власти. Это обусловливается и теми результатами, которые достигнуты в последние годы, и многими проблемами, требующими решения. Главный вывод, который можно сделать, состоит в том, что страхование стало важным институтом формирующейся рыночной экономики и что его роль будет возрастать.

Представляет интерес анализ основных количественных и качественных тенденций, сложившихся на страховом рынке за последнее трехлетие.

Поступление страховых взносов по всем видам добровольного и обязательного страхования составило в 2004 г. 276,6 млрд руб., т.е. возросло по сравнению с 1999 г. в 6,2 раза. Происходит неуклонное повышение доли добровольного страхования: с 65,4% в 1999 г. до 85,4% в 2004 г., т.е. на 20 процентных пунктов. Доля обязательного страхования соответственно снизилась с 34,6 до 14,6%.[4]

Тенденция соответствует рыночным отношениям. Но вместе с тем надо отметить, что структура обязательного страхования, сложившаяся в нашей стране, не включает некоторые его виды, объективно присущие рыночной экономике. Это прежде всего страхование различного рода ответственности собственников имущества и производителей товаров (услуг).

Относительно неравномерно развиваются региональные страховые рынки. Представляется целесообразным дифференцировать их по двум показателям: по доле взносов, поступающих в том или ином субъекте Российской Федерации, и по темпам роста поступлений. По первому показателю с большим преимуществом лидирует Москва: на долю московских компаний в 200 г. приходилось 63,4%, а в 2004 г. - уже 68% всех взносов.[5] Обращает на себя внимание тот факт, что концентрация взносов у 100 ведущих страховщиков выше, чем у московских компаний. Это свидетельствует о формировании крупных страховых (и перестраховочных) компаний в ряде регионов страны.

Следующие места на страховом рынке по доле поступлений занимают Московская область, Тюменская область, г. Санкт-Петербург, Самарская область, Республика Татарстан. По темпам роста поступивших взносов за 1999 - 2001 гг. лидируют Московская область (рост в 10,8 раза), Саратовская область (в 4,5 раза), Республика Татарстан (в 3,7 раза), Удмуртская Республика (рост в 3,3 раза). В 3 раза и более увеличились за эти годы поступления страховых взносов в Ростовской, Владимирской, Вологодской областях, Республике Карелия. Но вместе с тем по некоторым регионам сумма аккумулированных местными компаниями страховых взносов за последние годы уменьшилась. А в отдельных регионах функционируют только филиалы крупных российских страховщиков. С введением обязательного страхования гражданской ответственности владельцев средств транспорта обеспечение надежной деятельности страховых компаний на всей территории нашей страны приобретает первостепенное значение.

Одной из характеристик страхового рынка выступает изменение числа действующих страховых организаций, которое в свою очередь складывается под воздействием двух факторов: количества отозванных лицензий у прежних страховщиков и количества зарегистрированных новых страховщиков.

По данным Департамента страхового надзора Минфина России, в Государственном реестре было: на 1 января 2001 г. - 1864 страховщика и их объединений, на 1 января 2002 г. - 1532, на 1 января 2003 г. - 1272 и на 1 января 2004 г. - 1350.[6]

Тенденция сокращения количества страховщиков в 1998 - 2004 гг. складывалась главным образом вследствие большого числа отозванных у страховщиков лицензий: за 1999 г. - 496, 2000 г. - 364 и за 2001 г. - 411. Конечно, ежегодно регистрировались и вновь созданные компании, но их было гораздо меньше, чем исчезающих с рынка. В 1999 г. было зарегистрировано 57 новых страховых организаций, в 2002 г. - 113 и в 2004 г. - 122.

В 2004 г. число вновь зарегистрированных за год страховых организаций превысило число тех страховщиков, у которых была отозвана лицензия. Возрастание числа вновь зарегистрированных (т.е. созданных) страховых организаций произошло еще в 2000 г., оно вдвое превысило этот показатель 1999 г., что, несомненно, обусловлено преодолением посткризисных последствий августа 1998 г. Более того, сами эти последствия для страхового сектора были существенно меньшими, чем для банковского сектора, что повысило коммерческую привлекательность страхования для инвесторов. В этом направлении изменение за 2003 г. по сравнению с предыдущим весьма незначительно (всего на 9).

Увеличение числа зарегистрированных компаний неравнозначно увеличению количества практикующих страховщиков. Во-первых, от регистрации до получения лицензии на страховую деятельность проходит довольно продолжительное время. Во-вторых, определенная часть страховых организаций создается инвесторами только для последующей продажи, предложения о купле-продажи компаний можно найти даже в Интернете. Кроме того, российское законодательство не содержит требований о периоде, в течение которого необходимо начинать работу на основе выданной лицензии. Поэтому число реально работающих страховщиков меньше, чем занесенных в Государственный реестр. Следует подчеркнуть, что за последние годы разница между этими двумя категориями страховых организаций сократилась.

Коренным образом изменилось в 2003 г. число отозванных лицензий: оно уменьшилось более чем в 10 раз по сравнению с показателями предшествующего трехлетия, в том числе и 2000 г. Эти данные (последнего года) представляются чрезвычайно важными. Конечно, надо оговориться, что один год, выбивающийся из ряда предыдущих, еще далеко не характеризует тенденцию, но все же, рассматривая его результаты в увязке с различными факторами, можно считать, что массового отсева страховщиков не будет. Такая стабилизация страхового рынка отвечает интересам сегодняшних и потенциальных страхователей, укрепляет их доверие к страхованию. В конечном счете это соответствует стратегическим целям обеспечения финансовой стабилизации во всем нашем обществе.

Четко определилась тенденция концентрации все большей части поступлений страховых взносов у российских страховщиков, входящих в состав "первой сотни". В 2000 г. их доля на рынке составляла 76,1%, а в 2004 г. - 79,1%.[7] Если проанализировать положение на рынке первой полусотни и первой десятки страховщиков, то можно заметить ту же закономерность, что соответствует общемировым тенденциям концентрации капиталов. Однако для российского рынка характерна внезапность (в течение 1 - 2 лет) резкого вознесения наверх отдельных страховых компаний. Им еще предстоит доказать, что они не "калифы на час", ведь только это гарантирует будущее доверие широкого круга страхователей.

Опрос, проведенный по 118 страховым организациям, свидетельствует о преобладании позитивных тенденций и оценок. Отмечается рост конкуренции на страховом рынке, ускорение интеграции банковского и страхового капиталов, расширение долгосрочных финансовых вложений. Только 1% респондентов сообщил о возможности ликвидации своей страховой компании, зато 62% хотят увеличить размер оплаченного уставного капитала. По итогам I квартала 2004 г. президенты страховых компаний ожидают дальнейшего наращивания капитальной базы страхового рынка, улучшения финансового положения потенциальных страхователей и усиление спроса на услуги с их стороны. При этом, однако, прогнозируется меньшая скорость увеличения доходности от основной деятельности, что многих приведет к необходимости экономии расходов и сокращения персонала.

Современная страховая индустрия представляет собой сложную систему компаний, объединенных единой целью: предупреждение и урегулирование различных рисковых событий. Если раньше страховая компания вынуждена была одновременно заниматься поиском клиентов, оценкой риска, экспертизой убытка и урегулированием рисковых событий, то в настоящее время намечается тенденция к уменьшению ее функций. Поиск клиентов в основном осуществляют независимые агенты и страховые брокеры, экспертизой занимаются независимые оценщики, урегулированием претензий - ассистанс - компании, а за страховой компанией остаются финансовые и организационные функции.

Ассистанс - компании играют определяющую роль в этой системе. Именно от их действий зависит то, как будет урегулирована претензия и сколько это будет стоить. Но главным является то, что от работы ассистанс - компаний зависит имидж страховщика, так как, если клиент остался доволен сервисом, это будет гарантией, что в ближайшее время он не сменит страховую компанию.

Основные направления деятельности ассистанс - компаний - организация оказания медицинских, технических и юридических услуг.

Потенциальные страхователи все больше внимания стали уделять содержанию и объему страховых программ, которые могут предложить страховые компании. Они начали осознавать, что гораздо выгоднее купить полис с более серьезной программой страхования, чем с ограниченным набором услуг за минимальную плату. В настоящее время в России для потенциальных клиентов наиболее привлекательными являются страховые продукты, которые предполагают организацию и оказание помощи в момент наступления страхового случая и непосредственно на месте происшествия.

3. Развитие страхового рынка в России

Опыт зарубежных стран показывает, что государственное регулирование деятельности как самих страховых компаний, так и страховых посредников является необходимым условием успешного развития страхового рынка, так как без этого невозможно гарантировать защиту интересов потребителей страховых услуг.

Институт страхового посредничества в развитых странах оказывает положительное воздействие на рынок труда, так как открытие большого числа рабочих мест (штатных и внештатных) способствует росту занятости населения. В разных странах в страховании работает до 1 - 1,5% населения, включая независимых агентов, совместителей и участников сетей многоуровневого маркетинга. Следовательно, необходимо интенсивно развивать и поддерживать страховой рынок.

Развитие страхования характеризуется прежде всего динамикой его базовых показателей, т.е. распределением страховых взносов, страховых сумм и страховых выплат по видам страхования, а также по типам страхователей (физические и юридические лица). Другими словами, с развитием страхования изменяются состав предлагаемых страховых услуг, доли в страховом портфеле различных видов страхования, а также количественные соотношения между типами страхователей. Эти изменения могут происходить по двум причинам. Первая причина ("административная") - изменение нормативной базы страхования. Так, если до введения обязательного страхования гражданской ответственности предприятий - источников повышенной опасности в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" договоры страхования по этому виду носили единичный характер, то в настоящее время этот рынок только на территории Московской области оценивается в несколько десятков миллионов рублей. Вторая причина ("рыночная") - непрерывное воздействие на страхование экономических факторов. Эта причина наиболее интересна для исследования, поэтому рассмотрим ее влияние более подробно.

К рыночным факторам, влияющим на развитие современного страхования, можно отнести оптимизацию, хеджирование и "портфельный" подход.

Оптимизация напрямую связана с тем фактом, что, с одной стороны, при страховании невозможно обойтись без определенных затрат, с другой - существует возможность влияния на размер этих затрат путем выбора степени приемлемости риска и условий страхования.

Среднестатистический размер страхового возмещения, получаемого страхователем при страховании по действительной стоимости, соответствует основной части нетто - ставки, которая по разным видам страхования у различных компаний находится, как правило, в пределах 40 - 80% брутто - ставки. Оставшаяся часть идет на покрытие страховой компанией своих затрат, создание различных резервов и получение прибыли. В связи с этим введем понятие убытков от страхования (для страхователя), определив их как среднестатистическую разницу между уплаченными страховыми премиями и полученными страховыми возмещениями (обеспечением). Их основная особенность заключается в том, что независимо от выбора условий страхования (страховые риски, франшиза, пропорциональность страхования) доля убытков (в процентном выражении) от страхования в брутто - ставке остается неизменной. Следовательно, для уменьшения убытков от страхования необходимо снизить размеры брутто - ставки. Существует несколько способов снижения размера брутто - ставки. Одним из них является франшиза - простейший пример оптимизации.

Под франшизой в страховании понимается условие, при котором страховщик освобождается от выплаты всего страхового возмещения (обеспечения) или его части. Франшизу (условную, безусловную и исчезающую) можно установить в натуральных величинах, днях, денежном выражении и процентах от страховой суммы или размера убытка (в последнем случае - за исключением условной франшизы). Кроме того, франшиза может быть установлена на каждый страховой случай или на весь договор страхования (по кумуляции убытков).

В качестве примера применения франшизы для оптимизации расходов на страхование рассмотрим безусловную франшизу, установленную на весь договор страхования. Анализ показал, что при небольшой франшизе максимально возможный убыток страхователя (т.е. сумма страховых взносов и франшизы) оказывается меньше страхового взноса при отсутствии франшизы, что означает выгодность ее использования для клиента. Однако в дальнейшем при росте франшизы максимально возможный убыток страхователя начинает возрастать.

В страховании ответственности, вследствие того что возможный размер ущерба, причиненного имущественным интересам третьих лиц, практически неограничен, способы оптимизации несколько иные. В частности, установление франшизы практикуется при страховании ответственности довольно редко, хотя ее применение может оказаться весьма эффективным. Например, при страховании автогражданской ответственности в случае установления страховой суммы (лимита ответственности) в 10 млн руб. и франшизы в 1 млн руб. страховой взнос будет значительно ниже, чем в случае установления страховой суммы в 1 млн руб. без франшизы.[8] Однако многие виды страхования ответственности из-за их большой социальной значимости являются обязательными, применение франшизы не допускается, а следовательно, невозможна и оптимизация с ее использованием.

Таким образом, использование франшизы для оптимизации затрат на страхование иллюстрирует возможность поиска компромисса между затратами на управление риском и степенью приемлемости риска. Говоря о степени приемлемости риска, введем еще одно понятие.

Катастрофический убыток - материальный убыток, следствием которого явилось значительное сокращение или полная остановка производства, финансовой или иной деятельности организации, понесшей такой убыток, а также значительное ухудшение условий жизни физического лица. При этом быстрое восстановление прежнего уровня производства, финансовой или иной деятельности, а также условий жизни невозможно без привлечения значительных заемных средств.

Чтобы свести к минимуму убытки от страхования, сохранив при этом степень риска в приемлемой форме, необходимо установить франшизу, при которой максимально возможный убыток страхователя будет равным минимальному катастрофическому убытку или, что то же самое, максимальному некатастрофическому убытку.

Для оптимизации могут быть использованы помимо франшизы и иные инструменты, например выбор "нужных" страховых рисков. Так, при страховании некоторых видов имущества можно отказаться от риска повреждения водой (паром), если для данного имущества убытки не могут превысить определенную сумму, которую страхователь в состоянии покрывать самостоятельно. Целесообразно комбинировать различные инструменты управления риском для достижения максимального экономического эффекта. Следует отметить, что оптимизация на основе франшизы используется страховщиками в перестраховании (так называемое перестрахование на базе эксцедента убытка).

Оценка влияния возможности катастрофического убытка на страхование позволяет сделать несколько выводов. Чем меньше оборот юридического лица, тем больше оно нуждается в страховании. С увеличением оборота растет и размер катастрофического убытка, а следовательно, на каком-то его уровне отпадает необходимость страхования от определенных рисков.

Аналогичные рассуждения верны и для физических лиц, поэтому, несмотря на то что сегодня страховщики предпочитают страховать риски юридических лиц, будущее - за страхованием физических лиц.

Говоря о хеджировании и его влиянии на развитие современного страхования, следует иметь в виду несколько иное определение понятия, чем приведенное выше. В последнее время хеджированием называют также приемы, направленные на оптимизацию и сокращение расходов на классическое страхование путем создания или поиска ситуаций, аналогичных классическому хеджированию, ситуаций, когда один и тот же фактор, приносящий серьезные убытки, одновременно способствует возникновению положения, позволяющего получить прибыль, компенсирующую убытки.

Одно из реальных событий, позволившее обнаружить подобный "естественный хедж", - это землетрясение 1994 г. в Калифорнии, которое среди прочего разрушило незастрахованные опоры линии связи в г. Сан - Андреас. Убытки коммуникационной компании - владельца этой линии связи, вызванные этими разрушениями, оказались компенсированы непредвиденными дополнительными доходами, полученными компанией вследствие резкого роста объема телефонных переговоров с пострадавшим от бедствия регионом.[9]

Причиной хеджирования (как и оптимизации) является желание избежать ненужных затрат. Но это не означает, что предприятия и организации будут стремиться полностью отказаться от страхования. Однако на смену традиционным страховым продуктам придут новые (и не только страховые, но и консалтинговые), сочетающие страхование и иные приемы управления рисками предпринимателя.

Логичным продолжением оптимизации и хеджирования стало явление, условно названное "портфельным" подходом. Любой предпринимательской деятельности присущи опасности (риски), неблагоприятные последствия которых могут не только нанести экономический ущерб предпринимателю, но и поставить под вопрос само существование предприятия, привести к банкротству (изменения конъюнктуры, стихийные бедствия и др.). Естественно, предприниматель стремится свести к минимуму эти неблагоприятные последствия. Но стандартные страховые продукты уже не могут дать полной защиты от всех рисков. Поэтому некоторые консалтинговые компании уже сегодня создают "портфельные" модели управления риском, т.е. модели, рассматривающие все риски, компании в совокупности, в качестве разных частей единого целого. Такой подход для предпринимателя наиболее интересен. Для страховщиков "портфельные" модели могут повлечь серьезные потери, так как в "портфельной" модели не всегда используется традиционное страхование. Поэтому они должны включать в них принципиально иные продукты. Следует отметить, что "портфельный" подход защиты от рисков не дает, он лишь позволяет определить совокупный риск компании, который (как и любой другой риск) может и должен быть застрахован. "Портфельная" модель предусматривает качественную оценку риска, количественную оценку (определение стоимости страхования) должны делать страховые компании. Этот подход также уже давно используется страховщиками в перестраховании (так называемое перестрахование на базе эксцедента убыточности).

Безусловно, такой подход к страхованию рисков как потребует разработки принципиально новых страховых продуктов, так и повлечет новые требования к квалификации персонала страховых компаний, а значит, перестройку работы компаний, и те из них, которые окажутся наиболее гибкими в отношении этих перемен, и будут лидерами страхового рынка.

Другой назревшей проблемой на страховом рынке является отсутствие полной и своевременной статистической информации по страхованию. Сбор полноценной статистики - важная задача, для решения которой, естественно, требуется создание в ВСС специальной статистической службы, способной осуществлять сбор, обработку и анализ данных по страховому рынку.

Следует отметить, что статистические данные о национальной системе страхования нужны не только в целях государственного надзора за деятельностью страховщиков. Наличие достоверной страховой статистики и постоянное ее совершенствование на методологическом и информационном уровнях способствуют решению следующих важнейших задач страхового бизнеса:

обеспечение эффективного взаимодействия между страховщиками и органами надзора за страховой деятельностью со стороны государства;

анализ состояния, динамики и структуры российского страхового рынка;

обеспечение достоверности и качества обоснования экономической целесообразности принятия различных законопроектов в области страхования, а также их реализации;

гарантия открытости страховщиков для отечественных и иностранных партнеров (по Федеральному закону "О защите прав потребителей" (в ред. от 09.01.1996 N 2-ФЗ, с изменениями от 17.12.1999) страхователи имеют законные права на информацию о качестве страховых услуг и об их исполнителях);

повышение эффективности тарифной политики российских страховщиков и, как следствие, деятельности всех участников страхового бизнеса;

оптимизация процесса лицензирования страховой деятельности, лицензионных условий и технологий страхования, повышение качества расчетов страховых тарифов и бизнес - планов страховой деятельности на основе достоверной страховой статистики, учитывающей специфику регионов России;

обеспечение достоверности комплексной оценки деятельности страховых компаний в публикуемых в печати рейтингах страховщиков;

повышение уровня безопасности страховых операций за счет сокращения убытков страховых компаний от страхового мошенничества.

Инвесторы страховой компании, как правило, бывают заинтересованы в том, чтобы страховая компания прошла тщательное "просвечивание" по стандартным методикам, когда учитывается полная и достоверная информация о всех показателях ее деятельности. Даже если российская страховая компания по стандартной методике будет иметь невысокий рейтинг, она может принять соответствующую программу оздоровления своей деятельности и построить бизнес - план в целях повышения эффективности страхового портфеля.

В стандартизации методов сбора, обработки и анализа данных страховой статистики, оценки рейтинга заинтересованы страховые компании, ориентированные на международные сделки, перестрахование внутри страны и на зарубежном рынке. По рейтингу любой субъект хозяйствования, заинтересованный в эффективном страховании, может оценить перспективы деятельности страховой компании и стратегию ее развития, качество инвестиционного портфеля, адекватность капитала, ликвидность активов и гибкость финансовой деятельности. В каждом конкретном случае должен быть, безусловно, индивидуальный подход, при котором учитывалась бы специфика страхования по накопительным и рисковым видам страхования. При стандартизации методов сбора, обработки и анализа статистической информации, оценки рейтинга страховых компаний должны применяться специальные методы, позволяющие:

выявить так называемые финансовые и зарплатные схемы с использованием страхования жизни. Это возможно, если при этом будут разработаны методики анализа нормы доходности, фактически получаемой от инвестирования страховых резервов по страхованию жизни и включаемой в страховое обеспечение;

организовывать экспертные оценки методик сбора, обработки и анализа полученных данных по всем показателям, характеризующим различные стороны деятельности страховой компании.

Представляет интерес опыт экономически развитых стран мира, где сосуществуют две системы статистического наблюдения за страховой деятельностью: во-первых, в целях надзора за деятельностью страховых организаций действует система государственной статистической отчетности; во-вторых, для прогнозирования рынка и расчета страховых тарифов созданы статистические службы при профессиональных объединениях страховщиков, уже давно осознавших важность своевременного получения адекватной страховой статистики для устойчивого долговременного развития.

Службы статистического анализа созданы практически во всех союзах и объединениях страховщиков Европы. Они решают несколько задач, начиная от реализации представительской функции союза или объединения в международных, государственных и общественных органах. Но в первую очередь статистическая информация используется страховщиками для маркетинговых исследований, правильного расчета страховых тарифов и т.д. Не следует забывать, что страхователи, используя данные страховой статистики, могут наиболее адекватным образом выбрать страховую компанию.

Наряду со сбором статистики по общеэкономическим и валовым показателям развития страхования во многих союзах страховщиков занимаются сбором специальной страховой статистики с большей степенью детализации, при этом главная цель работы - оценивать риски и вовремя корректировать тарифы. Союзы и объединения страховщиков берут на себя сбор первичной информации, накопление данных, обобщение и публикацию полученных материалов. Статистические данные публикуются на регулярной основе, обычно ежеквартально, дополнительно издается ежегодный сборник.

Понятно, что если речь идет о новых страховых продуктах, внедренных в практику страхования совсем недавно, то могут быть организованы информационные пулы страховщиков, занимающихся данным видом страхования, в рамках которых регулярно собираются данные о количестве договоров страхования, страховых суммах, выплатах (совокупные, минимальные, максимальные) и по иным вызывающим интерес участников пула вопросам. Как показывает практика, наиболее часто подобные информационные пулы организуются при статистических службах союзов страховщиков. По подобному сценарию начинает действовать и статистическая служба наиболее крупного профессионального объединения российских страховщиков - Всероссийского союза страховщиков (ВСС).

В деле повышения эффективности страхового дела в России значительную роль могла бы играть система присвоения рейтинга страховой компании на основе достоверной статистической информации.[10] При этом важно, чтобы отечественные стандартные методики сбора, обработки и анализа информации для присвоения рейтинга были интегрированы в международную практику рейтинговой оценки страховщиков. Имеет значение также учет динамики изменения основных показателей деятельности страховых компаний как минимум за последние несколько лет.

Особого внимания требует проблема раз­вития долгосрочного страхования жизни в Российской Федерации, так как оно успешно решает вопросы со­циального обеспечения.

Пенсионное, в частности, страхование позволяет получить дополнительную к государственной пенсию, причем не только пенсию по старости, но и пенсию по инвалидности; снижает нагрузку на расходную часть бюджета, поскольку снижает затраты государства на со­циальное обеспечение граждан, а государство сосредо­тачивается на защите наименее обеспеченных слоев на­селения, в отличие от государственных и негосударствен­ных пенсионных фондов обеспечивает страховую защиту в случае смерти застрахованного; позволяет выплачивать пенсию не только от суммы собранных страховых взно­сов, но также учитывать и инвестиционный доход.

Заключение

Перспективы развития страхового рынка в России трудно предугадать, так как они во многом зависят от состояния экономики страны, уровня ее развития, благосостояния и страховой культуры населения. Наивно было бы полагать, что в стране с непредсказуемым экономическим курсом нищее население, живущее потребностями одного дня будет заботиться о накоплении с каждым днем обесценивающегося капитала. В таких экономических условиях долгосрочные накопительные страховые программы не работают. Перспективы развития отечественного страхового рынка предлагается рассмотреть исходя из принимаемых на государственном уровне документов.

Как известно, необходимыми предпосылками для развития долгосрочного страхования являются стабильная политико-экономическая ситуация и отсутствие гиперинфляции. В настоящее время без этих двух предпосылок превращает страхование в финансовый институт, не способный реализовать свою основ­ную функцию — предоставление гарантированной страховой защиты не только на долгосрочную, но и на краткосрочную перспективу.

 Среди проблем российского страхового рынка можно выделить также значительные региональные диспропорции и неразвитость его инфраструктуры: страховых брокеров и агентов, оценщиков, экспертов, актуариев, система подготовки страховых кадров. Страховые компании-лидеры сосредоточены в ведущих финансово-промышленных центрах. По сложившейся традиции освоение регионального рынка происходит посредством открытия филиалов и представительств. Содержание штата такого структурного подразделения, обеспечение его средствами связи и оргтехники, без которых сегодня немыслима нормальная работа любого предприятия, а также аренда помещения является очень накладным. Более экономное освоение регионального рынка посредством использования страховых брокеров, с успехом использующееся к примеру  в США,  в нашей стране не нашло пока должного распространения ввиду отсутствия надлежащей законодательной базы и необходимого количества подготовленных специалистов.

Очень важным, по моему мнению, является вдумчивый подход к финансовым возможностям деятельности страховых компаний, особенно в вопросах сохранения их платёжеспособности. Принятые изменения  порядка формирования страховых резервов, к сожалению, не позволяет их накапливать, что существенно подрывает платежеспособность страховых организаций. По этому практически единственной возможностью сохранения платежеспособности страховых организаций является наращивание собственных средств, что не всегда соответствует интересам учредителей, так как зачастую возможно только в ущерб последним.

Из этого логически вытекает, что развитие страхо­вого рынка не может происходить без серьезной и про­думанной государственной поддержки. В свете сказан­ного совершенно очевидна необходимость разработки страховой идеологии и внедрение ее, в первую очередь, в сознание государственных чиновников, депутатов парламента и широких слоев населения.

Список литературы

1.      Шахов В.В. Введение в страхование: Учебное пособие. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Финансы и статистика, 1999.

2.     Фогельсон Ю. Введение в страховое право. – М.: Издательство БЕК, 1999.

3.     Кравченко В. Экономические основы страхования.- М.; Финансовая газета, №15, 2003.

4.     Коломин Е. Страховой рынок в России: тенденции развития. – М.; Финансовая газета, №22, 2004.

5.     Коломин Е. Страховой рынок: современная ситуация. – М.; Финансовая газета, №9, 2005.

6.     Страховое дело. /Под редакцией профессора Рейтмана Л.И. – М.: Бнковский и биржевой научно-консультационный центр, 1992.

7.     Таллызина Т.А. Основные аспекты имущественного страхования. М.: «Финансы» №3 1997.

8.     Вержбитская В.П. Некоторые теоретические аспекты перестрахования. М.: «Финансы» №2 1998.

9.     Николенко Н.П. Состояние и перспективы развития добровольного страхования в России. М.: «Финансы» №2 1999.

10.           Левант Н.А. Будет ли страхование жизни в России. М.: «Финансы» №12 1998.

11.           Шаахов В.В. Некоторые итоги и перспективы развития страхового рынка России. М.: «Финансы» №3 1997.

12.           Гуляева Г.А. Предоставление страховых услуг в рамках Вто: Последствия для страховых рынков СНГ. М.: «Финансы» №7 1998.

   


[1] Кравченко В. Экономические основы страхования.- М.; Финансовая газета, №15, 2003.

[2] Коломин Е. Страховой рынок: современная ситуация. – М.; Финансовая газета, №9, 2005.

[3] Кравченко В. Экономические основы страхования.- М.; Финансовая газета, №15, 2003.

[4]  Коломин Е. Страховой рынок: современная ситуация. – М.; Финансовая газета, №9, 2005.

[5]  Коломин Е. Страховой рынок: современная ситуация. – М.; Финансовая газета, №9, 2005.

[6]  Коломин Е. Страховой рынок: современная ситуация. – М.; Финансовая газета, №9, 2005.

[7]  Коломин Е. Страховой рынок: современная ситуация. – М.; Финансовая газета, №9, 2005.

[8] Коломин Е. Страховой рынок в России: тенденции развития. – М.; Финансовая газета, №22, 2004.

[9] Кравченко В. Экономические основы страхования.- М.; Финансовая газета, №15, 2003.

[10] Коломин Е. Страховой рынок в России: тенденции развития. – М.; Финансовая газета, №22, 2004.