Содержание

Введение. 3

1. Органы, осуществляющие управление судами общей юрисдикции. 4

2. Организационное управление судами общей юрисдикции. 5

Заключение. 8

Список литературы.. 9

Введение

В постсоветский период независимость судебной власти была провозглашена Конституцией РФ, вступившей в силу 25 декабря 1993 г., а также рядом федеральных законов.

В частности, ст. 120 Конституции РФ установила, что "судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону". Статьей 124 Конституции РФ, где указано, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом, был формально закреплен принцип абсолютной финансово-экономической достаточности функционирования судебной системы. Тем не менее эти государственные гарантии независимости судебной власти во многом носили декларативный характер.

Вопросы организационного обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции находились в ведении (а значит, и на усмотрении) исполнительной ветви власти. Они были отнесены к полномочиям Министерства юстиции, что ставило судебную систему в зависимое положение от органов исполнительной власти.

Все поставило на свои места создание судебного департамента при Верховном суде РФ, который «возглавил» управление судами.

Цель работы выявить особенности управления судами общей юрисдикции.

Задачи работы определить органы, осуществляющие управление судами общей юрисдикции, и в чем заключается это управление.

1. Органы, осуществляющие управление судами общей юрисдикции

До недавнего времени управлением судами общей юрисдикцией осуществлялось Министерством юстиции РФ. Управление состояло в организационном обеспечении, создании необходимых условий для осуществления правосудия судами общей юрисдикции.[1]

Для обозначения деятельности Министерства юстиции в отношении судов до середины 90-х гг. использовался термин "организационное руководство судами" (ст. 19 Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР"). И хотя положениями этого Закона Министерству юстиции предписывалось "всемерно содействовать осуществлению задач суда, строго соблюдая принцип независимости судей и подчинения их только закону", в то же время органам юстиции предоставлялось право проверки организации работы судов и руководства работой с кадрами судов. Кроме того, министр юстиции обладал правом внесения в Пленум Верховного Суда РСФСР представления о даче судам руководящих разъяснений по вопросам применения законодательства РСФСР.

Полномочия Министерства юстиции, сохранявшиеся до 1998 г., на практике приводили к ограничению материальной независимости судов, оставляя возможность для определенного влияния на их процессуальную деятельность.

В процессе осуществления судебной реформы и становления самостоятельной судебной власти был поднят вопрос о создании органа, которому должны быть переданы указанные функции.

Постановлением правительства РФ от 07 октября 1996 года была утверждена концепция реформирования органов и учреждений юстиции РФ[2]. В ней предусматриваются существенные изменения в направлениях деятельности органов и учреждений юстиции с учетом возложенных на них новых задач. В соответствии с концепцией, суды всех юрисдикций объединены в Судебном департаменте при Верховном суде РФ, что соответствует конституционному принципу независимости судебной власти. Этот департамент является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности судов. Согласно данной концепции суды всех юрисдикций перешли из ведения органов юстиции в ведение судебного департамента при ВС РФ[3].

С принятием Федерального закона от 8 января 1998 г. "О Судебном департаменте при Bepxoвном Суде Российской Федерации" были созданы реальные предпосылки для ликвидации зависимости судебной власти от исполнительной в части организационного обеспечения, что во многом создало условия для полной реализации конституционного принципа разделения властей, закрепленного в ст. 10 Конституции РФ.

Процедура передачи полномочий от Минюста России Судебному департаменту была определена распоряжением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. № 1699-р, которым, в частности, в ведение Судебного департамента была передана штатная численность федеральных судов общей юрисдикции с соответствующими объемами финансирования.

2. Организационное управление судами общей юрисдикции

Закон четко указывает на органы, которые должны заниматься материальным, техническим и организационным обеспечением судебной деятельности. Тем самым создаются условия для предупреждения попыток оказать воздействие на судей, используя организационные рычаги.

Работа по обеспечению деятельности судов призвана создать условия для нормального рассмотрения в судах дел и материалов. Она включает в себя целый ряд направлений. Это, прежде всего, материальное и финансовое обеспечение работы судей, создание технической базы для надлежащего рассмотрения дел и исполнения судебных решений.

Очень важным участком является работа с кадрами, в том числе подбор судей, их профессиональное обучение и переподготовка. Большое значение для повышения качества работы судов имеет организация обмена опытом, работа по обобщению судебной практики, распространению положительных примеров организационной деятельности, обеспечению судов нормативными материалами и специальной литературой. Значительного внимания требует обеспечение социальных гарантий работникам суда.

Согласно ст. 30 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"[4] обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов. В этих целях в аппаратах созданы специальные отделы, разработаны соответствующие положения и инструкции. Обеспечение деятельности других судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

Судебный департамент при Верховном Суде РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

При этом под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Принципиально важным указанием, содержащимся в Законе о Судебном департаменте, является положение ст. 4, согласно которому Судебный департамент, его органы и учреждения призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

Общий принцип невмешательства Судебного департамента в осуществление правосудия касается и работы территориальных органов (управлений и отделов) Судебного департамента в субъектах Федерации, связанной с изучением организации деятельности судов. Работники Судебного департамента, его органов и учреждений, решая вопросы организационного обеспечения деятельности судов, не вправе вмешиваться в деятельность судей по принятию дел к производству, их рассмотрению и вынесению судебных решений, а также в вопросы обоснованности выносимых судебных решений и связанные с этим спорные моменты.

Предметом изучения в области организации деятельности судов работниками Судебного департамента является организация работы канцелярии суда (вопросы делопроизводства), ведения архивного хозяйства и судебной статистики, информирования граждан о времени и месте рассмотрения дел, организация личного приема граждан судьями, состояние материально-технического оборудования помещений и зданий судов, осуществление информационного правового обеспечения судебной деятельности и внедрение в нее программно-аппаратных средств, кодификация законодательства и судебной практики, а также профессиональная подготовка работников аппаратов судов[5].

Заключение

Вопрос об обеспечении деятельности судов непосредственно связан с проблемами независимости суда. До недавнего времени управлением судами общей юрисдикцией осуществлялось Министерством юстиции РФ.

Управление состояло в организационном обеспечении, создании необходимых условий для осуществления правосудия судами общей юрисдикции. В отношении судов функции органов управления юстиции сводились к созданию условий для осуществления судебной деятельности.

В процессе осуществления судебной реформы и становления самостоятельной судебной власти был поднят вопрос о создании Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, которому должны быть переданы указанные функции.

В настоящее время Минюст не осуществляет функции судебного управления, связанные с организационным, кадровым и иным обеспечением судопроизводства, этим занимается Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и входящие в его систему органы организационно обеспечивают деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы.

Судебный департамент при Верховном Суде РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

Судебный департамент, его органы и учреждения призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

Список литературы

1.   Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изменениями от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г.) // СПС Гарант.

2.   Постановление Правительства РФ от 7 октября 1996 г. № 1177 "Об утверждении Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации" // СПС Гарант.

3.   Административное право. Часть 2. Учебник. / Под ред. А.П. Коренева. – М: МЮИ МВД России. Издательство «Щит – М». 1997 – 313 с.

4.   Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова – М.: Юристъ, 1999. – 728 с.

5.   Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" / Под ред. В.И.Радченко – М.: Издательство Норма, 2003 г


[1] Административное право. Часть 2. Учебник. / Под ред. А.П. Коренева. – М: МЮИ МВД России. Издательство «Щит – М». 1997 – С. 140

[2] Постановление Правительства РФ от 7 октября 1996 г. № 1177 "Об утверждении Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации" // СПС Гарант.

[3] Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова – М.: Юристъ, 1999. – 728 с. С.709

[4] Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изменениями от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г.) // СПС Гарант. – ст.30

[5] Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" / Под ред. В.И.Радченко – М.: Издательство Норма, 2003 г.