Министерство образования науки РФ

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Всероссийский заочный финансово – экономический институт

Филиал в г. Туле

Контрольная работа

По дисциплине:

«Менеджмент»

Вариант №10.п ет: А, Б. на определенное число потребителей.

рмы

Выполнил:

студент 3 курса

Факультет: Учетно – статистический

Специальность: БУ, А и А

Группа: дневная

ФИО:

№ личного дела:

Проверил:

г. Тула, 2008 г.

План

I.                   Введение……………………………………………..……………

3

II.                Основная часть

1.     Понятие, эффективности управления, ее виды и показатели……………………………………………..…………

4

2.     Критерии успешного бизнеса……………………………...……

10

3.     Здоровье как фактор успеха профессиональной деятельности менеджера………………………………………………………...

14

4.     Новые черты эффективного менеджмента…………………......

19

III.             Заключение …………………………………………………….........

22

IV.            Список использованной литературы …………………………........

24

I.                  Введение

Эффективность — это комплексное понятие (четкого, общепри­нятого определения этого термина нет), описываемое такими характе­ристиками, как целесообразность, результативность, качество, полез­ность и проч. Эффективность в системном смысле — характеристика системы с точки зрения качества, результативности и своевременно­сти достижения ее целей, развития системы в запланированном на­правлении при выполнении определенных критериальных показате­лей и ограничений. В более узком смысле эффективность системы ха­рактеризует соотношения затрат (неких ресурсов) и результатов функционирования системы. В зависимости от того, какие затраты и особенно какие результаты принимаются во внимание, можно гово­рить об экономической, социально-экономической, социальной, тех­нологической, экологической эффективности.

Эффективность предполагает возможность оценки, сравнения альтернатив (результатов, путей развития и т.д.) хотя бы в качествен­ных категориях: лучше/хуже, качественно/некачественно и т.д. Оцен­ка и сравнение возможны при наличии критериальных показателей и ограничений. Аспект сравнения очень важен — эффективность не аб­солютна для организации, она всегда оценивается с точки зрения как организации, так и общества и в сравнении с другими организациями.

Как было сказано ранее, деятельность менеджера зак­лючается в руководстве людьми, направленном на дости­жение поставленных целей. Если управленческая деятель­ность решает поставленные задачи, обеспечивает реализа­цию целей, причем на основе оптимального использования имеющихся ресурсов, то она считается эффективной. Ины­ми словами, эффективность показывает, в какой мере уп­равляющий орган реализует цели, и в этом смысле пробле­ма эффективности управления является составной частью экономики управления, частью эффективности производ­ства.

Для оценки эффективности производства и управления используется система обобщающих и частных показателей.

II.               Основная часть.

1.     Понятие эффективности управления, ее  виды и показатели.

Таким образом, эффективность существует при наличии:

•  определенной точки отсчета, базы и критериев для сравнения и оценки;

•  установленной системы (иерархии) целей развития системы;

•  установленных ограничений (условий) внутренней и внешней по отношению к системе среды, которые задают определенный диапазон развития системы, результатов ее функционирования, альтернатив.

Эффективность менеджмента как управляющей системы в широ­ком смысле — это целесообразность и качество управления,

нацелен­ное на наилучшую результативность деятельности управляемой систе­мы организации, реализацию целей и стратегий, достижение опреде­ленных качественных и количественных экономических результатов. Эффективность менеджмента определяется многими аспектами деятельности организации, включая внешние и внутренние характери­стики.

Исследование проблемы эффективности менеджмента организа­ции обусловлено следующими факторами:

•  ограниченность экономических ресурсов и/или нерациональность их распределения;

•  стремление хозяйствующих субъектов к организационному раз­витию и получению максимального эффекта при наименьших затра­тах; при этом вопросы оптимальных организационных структур, моти­ваций и поведения выдвигаются на первый план.

 Исследование проблемы эффективности менеджмента организации обусловлено следующими факторами:

•  ограниченность экономических ресурсов и/или нерациональность их распределения;

•  стремление хозяйствующих субъектов к организационному раз­витию и получению максимального эффекта при наименьших затратах; при этом вопросы оптимальных организационных структур, мотиваций и поведения выдвигаются на первый план;

•  предотвращение негативного влияния институциональных сис­тем менеджмента или адаптирование этих систем к новым условиям. Экономические организации существуют для реализации определен­ных целей, и количественный результат (эффект) их деятельности яв­ляется одним из решающих. Следовательно, организация считается добившейся успеха, если она достигла своей цели.

Эффективное управление организацией — это сложный акт балан­сирования различных величин и интересов, предполагающий наме­ренные жертвы, когда это необходимо для общего блага организации (и/или окружающей среды). Поэтому управление, нацеленное на ус­пех в сложном динамическом мире, требует к себе определенного под­хода, например ситуационного или интегрированного.

Каким бы ни был избранный критерий, эффективность менедж­мента в динамике характеризует рост организации, т.е. изменение гра­ниц между организациями и между организациями и рынком.

Внутренняя эффективность показывает, каким образом удовле­творение определенных потребностей сказывается на динамике собст­венных целей организации и отдельных групп ее участников. Для внут­ренней эффективности менеджмента институциональное окружение предстает как естественная среда чисто внешнего свойства. Однако в экономике среда определяется прежде всего выбором, который совер­шают организации в рамках отношений взаимозависимости.

Внешняя эффективность менеджмента показывает, насколько ор­ганизация соответствует требованиям и ограничениям внешней сре­ды, общества, экономики.

Итак, главным признаком эффективности менеджмента является степень достижения целей деятельности организации.

Достижение любых целей требует определенной деятельности со­трудников организации, т.е. совокупности поступков, активного пове­дения. Деятельность характеризуется такими чертами, как простран­ственно-временная определенность, стихийность или планомерность, самостоятельность или подчиненность и т.п.

Следует отметить, что эффективность по отношению к организа­ции (бизнесу) включает как минимум две стороны:

•  эффективность основной деятельности (производственной), т.е.эффективность бизнеса по затратам и результатам производственно-экономической, финансовой, маркетинговой и прочих направлений деятельности, т.е. оценка того, что делает организация;

•  эффективность системы управления организацией (по сути эф­фективность менеджмента), т.е. оценка достижения организацией соответствующих результатов.

Желание добиться успеха (эффективности) характерно для всех субъектов хозяйственной деятельности.

Основными составляющими успеха организации являются:

•  выживание организации;

•  результативность.и эффективность организации;

•  производительность;

•  практическая реализация управленческих решений;

•  обобщение;

•  необходимость ситуационного подхода.

Вопросы оценки эффективности менеджмента являются цен­тральными в менеджменте. Поскольку цели каждой конкретной орга­низации весьма различны, то цель менеджмента организации — повы­шение его эффективности.

Обобщающим показателем эффективности менеджмента можно считать стоимость бизнеса и ее динамику. К числу факторов, влияющих на эффективность управ­ления, относят величину предприятия и количество его со­трудников, а также особенности производственной деятель­ности. Среди этих факторов:

•  потенциал сотрудников, их способность выполнять работу;

•  средства производства;

•  культура организации;

•  социальные аспекты деятельности персонала и кол­лектива в целом.

 Это предполагает использование новейших информационных и управленческих технологий, максимальную ав­томатизацию и компьютеризацию деловых процессов, ак­тивное участие сотрудников организации в управлении, формирование надежных коммуникаций, заинтересованно­сти всех участников в результатах управления.

Каждая организация, каждый субъект управления имеют свои внешние и внутренние факторы влияния на эффективность. Приведем эти факторы.

Внешние факторы

Внутренние факторы

Активная политика конкурента

Психологический климат в коллективе

Внезапные изменения в эконо­мическом положении клиентов

Неравномерность, неритмич­ность поставок и перегрузки в работе

Экономические, политические кризисы, влияющие на эффек­тивность работы предприятия

Прогулы работников, немоти­вированные пропуски и потери рабочего времени

Общественно значимые собы­тия

Болезни руководителей и со­трудников                     

Структурные изменения в об­ществе

Мероприятия, проводимые профсоюзным движением (за­бастовки, митинги и т.д.)

Неблагоприятные погодные

условия

Производственные конфликты

Положение на рынке труда: избыток специалистов, безра­ботица, недостаточная квали­фикация работников

Увольнение или прием на ра­боту новых сотрудников

Мероприятия правительства по регулированию социальных процессов за счет работодате­лей

Расширение или сокращение деятельности организации

Репрессивное и агрессивное к предпринимательству зако­нодательство

Неисправности машин и обо­рудования, оргтехники, средств связи

Миграционные процессы, ухудшающие качество населе­ния

Криминальное поведение кли­ентов или персонала: воровст­во, обман, хищения, техниче­ский вандализм

Резкие колебания на финансо­вых рынках

Действия влиятельных лиц, содействующих или мешаю­щих деятельности организации (лобби)

Неожиданные изменения конъюнктуры на рынках энер­горесурсов и сырья

Факторы охраны имущества и безопасности труда

Изменения в соотношении по­литических сил, влияющих на промышленную политику государства

Социальные инициативы кол­лектива, изобретательство и рационализаторство

Новые технологии производст­ва товаров и услуг

Разработка стратегий управле­ния, согласование с коллекти­вом планов развития

Требования профсоюзов к тех­нике безопасности и условиям труда

Административный контроль, система поощрения и взыска­ния

Влияние средств массовой ин­формации на формирование имиджа предприятия и его ру­ководства

Позитивная мотивация творче­ского и производительного труда сотрудников

Эффективность менеджмента зависит от активности субъекта управления. Активность складывается из двух типов факторов — структурных и активирующих. Струк­турные факторы управления требуют рационального под­хода, логики, объективности и систематизации. Они харак­теризуют область технических навыков. Активирующие факторы характеризуют процесс управления людьми, уме­ние налаживать межличностные отношения.

2.     Критерии успешного бизнеса.

Каждый человек в определенном смысле менеджер чего-либо. Всякий взрослый ответствен за управление своим домохозяйством, бюджетом, судьбой и даже жизнью. Принципы менеджмента исполь­зуются в процессе любых будничных дел. Любой человек создает план для управления своей жизнью, так же как и в бизнесе. Разве вы не стал­киваетесь с необходимостью планировать свое будущее, организовы­вать ресурсы для его достижения, оценивать результаты и успехи? Это абсолютно такая же структура деятельности, какую осуществляет ме­неджер крупной фирмы. Чем раньше и лучше вы изучите принципы менеджмента, тем более продуктивна будет ваша жизнь. Знания ме­неджмента нужны каждому человеку.

Реальный менеджер всегда уверен в себе. Это значит, что он спосо­бен самостоятельно управлять своей деятельностью, он видит и пони­мает проблемы, находит лучшие решения и предпринимает соответствующие действия. Он готов отвечать за все, что происходит в области его компетенции.

Организация, как правило, имеет многослойную структуру. Любой человек, работающий в организации, знает ее уровни. На каждом уров­не есть менеджер, в задачи которого входит согласование деятельности подчиненных ему людей. Однако независимо от уровня, на котором менеджер функционирует, он применяет одни и те же принципы ме­неджмента и одинаковые с процедурно-профессиональной точки зре­ния процессы для достижения результатов. Чем выше уровень управ­ления, тем большее влияние оказывает менеджер на решения и несет большую ответственность. В этом главное различие высшего, среднего и низшего уровней менеджмента.

Примером менеджера низшего уровня может служить менеджер производственной линии — мастер, бригадир, начальник участка. Они руководят деятельностью ограниченного числа людей и находятся в сфере непосредственного производства продукта.

Менеджер среднего уровня возглавляет отдельное подразделение, работники которого выполняют комплекс производственных функ­ций. Это может быть начальник цеха или руководитель иной органи­зационно-производственной единицы. На этом уровне уже происхо­дит деление менеджеров на линейных и функциональных. Первые не­сут полную ответственность за работу подразделения, вторые — только за определенную функцию. К функциональным менеджерам относят­ся начальник бухгалтерии, отдела технического контроля и других по­добных подразделений. Менеджеры среднего уровня нуждаются в оп­ределенном образовании, специальной подготовке и освоенном опыте управленческой деятельности. Менеджер верхнего уровня — линей­ный или функциональный: руководитель, масштабы управления кото­рого распространяются на всю организацию в целом. Во многих фир­мах к представителям высшего менеджмента относятся вице-пре­зиденты, ответственные за определенные направления деятельности, такие как управление персоналом, маркетинг, управление производст­вом, управление финансами и проч. Как правило, на этом уровне оп­ределяются цели организации, общая структура управления и страте­гические планы. Менеджеры верхнего уровня должны улавливать и понимать тенденции развития экономики, научно-технического про­гресса, социологии. Роль образования в деятельности таких менедже­ров резко повышается.

Менеджер должен использовать ресурсы эффективным способом. Это означает, что он ответствен за расход ресурсов, которые переданы в его полномочия и которые надо использовать в такой комбинации, чтобы произвести наибольший объем продукции или услуг с наименьшими затратами. Важно понимать, что перед менеджером постоянно стоят проблемы снижения уровня затрат и максимального увеличения прибыли для фирмы. В рыночной экономике работа менеджера фир­мы измеряется прибыльностью.

Прибыль — это награда, которую фирма получает в результате эф­фективного использования ресурсов для производства продукта, если он продается на рынке по цене выше затрат и таким образом создает излишек, составляющий прибыль. Часть прибыли возвращается в фирму как рабочий капитал для улучшения и расширения технологии и роста фирмы. Другая часть выплачивается владельцам фирмы как вознаграждение за риск, который сопряжен с созданием предприятия.

В процессе работы менеджер должен быть всегда готов к использо­ванию новых технологий, улучшению работы, поиску новых организационных форм. Это необходимо не только в самом производстве, но и для каждого уровня управления фирмой. Абсолютная эффективность деятельности человека недостижима. Но в каждом случае, для каждого периода развития менеджер должен пересмотреть и скорректировать соотношение между ресурсами. Но даже если достигнута желаемая эф­фективность, она сохраняется только на очень короткое время. Стрем­ление к абсолютной эффективности бесконечно.

Главное в эффективном менеджменте — эффективный бизнес, по­этому эффективным бизнесом является такой бизнес, в котором дохо­ды явно превышают расходы при доступной степени риска. Доказано, что в основе эффективного бизнеса лежат определенные «краеуголь­ные камни».

Доказано, что в бизнесе важен прежде всего клиент, а не продукция или услуги, не имидж производителя и/или корпорации, не компании и фирмы, не основатели или владельцы.

Следовательно, эффективный бизнес может и должен измеряться и оцениваться так, как товар и услуги оцениваются клиентами.

В данном случае, если мы будем говорить об эффективности, то должны учитывать, какую продукцию и где мы будем производить. Для примера можно взять сравнение США и Франции. Производство на­питка «Coca-Cola» имеет на территории США огромные доходы, а на территории Франции компания «Coca-Cola», например, гораздо луч­ше продает фруктовые соки, чем свой фирменный газированный на­питок. В Японии один из самых популярных товаров производства «Coca-Cola» — кофе из автомата. Но и фруктовые соки, и кофе уклады­ваются в теорию бизнеса и стратегию компании «Coca-Cola». Физиче­ски эти напитки не имеют ничего общего с фирменным напитком «Coca-Cola». Но во всех остальных аспектах, в частности как вид биз­неса, они совершенно одинаковы.

 Бизнес эффективен и устойчив только тогда, когда его осуществля­ют профессионалы в области менеджмента — системы научно-практических знаний, накопленных за его 100-летнюю историю. Ме­неджеры-профессионалы должны опираться на опробованные и ус­пешные технологии руководства (управления), освоение которых по­зволяет привлекать новые, модернизировать отработанные, понимая, что работа менеджера — это целенаправленная, плановая деятель­ность, осуществляемая по определенным, хорошо проверенным и до­казавшим свою эффективность правилам. Предметом менеджмента и являются эти правила основных функций и их элементов.

Для успешного менеджера должны стать нормой постоянное стремление к самосовершенствованию и совершенствованию процес­са управления фирмой, глубокое понимание сути бизнеса, которым он занимается, работа на конечный результат в условиях ограниченно­сти ресурсов и непредсказуемости внешней среды, овладение совре­менными социально-экономическими и психологическими методами управления и умение реализовать эти знания: знания и навыки долж­ны быть соединены в нем в единое целое.

Еще труднее сформулировать, из-за непредсказуемости внешней среды требования к менеджеру будущего. Тем не менее менеджер XXI в. — это лидер. А успешный менеджер должен еще и уметь риско­вать, легко переносить перегрузки, быть динамичным и уметь руково­дить и добиваться успеха в экстремальных (критических) ситуациях, уметь управлять организационными изменениями.

3.     Здоровье как фактор успеха профессиональной деятельности менеджера.

Современное производство предъявляет необычайно высокие требования к менеджеру. Контроль и управление становятся основными функциями человека и требуют ка­чества (быстроты, точности) приема информации о произ­водственной информации и состоянии объекта управления, а также качества переработки информации (мышления) и реализации принятого решения. Между тем, возможности человека ограничены его биологическими и психофизио­логическими особенностями. Длительное напряжение за счет концентрации воли, внимания, интенсификации мыш­ления ведет к утомлению, которое снижает эффективность труда. Внедрение требований эргономики в управлении будет способствовать росту его эффективности.

Эргономические исследования в организации должны проводиться группой специалистов, в состав которой вхо­дят врач-физиолог труда, психолог и инженер.

Деятельность менеджера представляет собой активную умственную деятельность. При этом основная тяжесть при­ходится на головной мозг, который в состоянии напряже­ния подчиняет себе все ресурсы организма. Менеджера по­стоянно заботят персональная ответственность, необходи­мость решения нештатных задач, возможность нахожде­ния в экстремальных ситуациях. В результате такой рабо­ты страдает нервная деятельность человека, постоянно под­вергаясь воздействию:

    • большого объема аналитико-синтезирующей деятель­ности мозга;

•  высокой личностной ответственности;

•  хронического дефицита времени, отведенного на такую работу.

Перечисленные факторы вызывают «информационную» патологию высшей нервной деятельности.

Механизмами защиты человека в таких условиях вы­ступают физическое переутомление, нежелание занимать­ся некоторыми видами деятельности, стереотипное отно­шение к каким-то проблемам, повышенная осторожность в общении. Эти механизмы помогают проще реагировать на служебные неприятности, не мучиться угрызениями сове­сти, не воспринимать чужое страдание и т.д.

Естественно, что для занятия таким видом деятельно­сти человек должен быть здоровым. Здоровье — это такое состояние человека, которому свойственно не только от­сутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

Здоровые люди обладают надежными, физическими, психическими, нравственными характеристиками, которые позволяют заниматься активной трудовой деятельностью, комфортно общаться с людьми, бережно относиться к се­мье, обладать приспосабливаемостью к изменяющимся ус­ловиям жизни.

Как известно, психологи всех людей подразделяют на два типа — тип А и тип Б. Принятие по внимание такой типизации существенно для тех, кто выбрал профессию менеджера.

Человек типа А является жесткой конфликтной лично­стью. К нему относятся люди, которым присуще остро раз­витое чувство ответственности, они крайне честолюбивы, постоянно устремлены к деловому или личному успеху. Это тип работоспособного, вечно загруженного человека, систематически пренебрегающего отдыхом. Его отличают потребность в своем Признании, четкость Определения сво­их жизненных целей. 

Человек типа Б — это спокойные, неторопливые, урав­новешенные люди, не берущие на себя сверхурочных работ или дополнительных нагрузок, любящие отдыхать. Они степенны, добродушны, несуетливы, легко переносят труд­ности, жизненные невзгоды.

       Какие выводы можно сделать из этого? Человек типа А максимально отдает себя работе, не щадит своего здоровья, хотя его нервная система не обладает достаточным за­ пасом прочности, у него слаб самоконтроль, он мало удел­яет внимания саморегуляции своего поведения. Люди типа А в 4—7 раз чаще получают инфаркт. В экстремальных си­туациях чаще допускают рассеянность, испытывают чувство беспомощности или отчаяния. Люди типа Б в этом плане имеют преимущества: они склонны к здоровому образу жизни, лучше сохраняют здоровье и имеют более высокую работоспособность. Такие отрицательные эмоции, как тре­вога, печаль, гнев, страх, у людей типа Б «не задерживаются» в психике, уступая место рациональной оценке собы­тий.

Безусловно, что такая типизация является условной. Однако приложение к себе этих типов людей имеет прак­тический смысл: уловив сильные и слабые характеристики своего эмоционального механизма реагирования и зная, к чему это может привести, можно принять меры, упрежда­ющие нанесение ущерба своему здоровью на основе своего личного ортобиоза (здорового образа жизни).

Исследования менеджеров, их здоровья, поведения по­казывают, что у них увеличивается частота возникновения стрессовых ситуаций, ухудшается общее состояние здоро­вья, учащаются конфликты в семье.

Немалое значение для ортобиоза имеет биологическое

развитие организма человека, состоящее из четырех ста­дий:    

      30—35 — окончание восходящего периода развития;

•  40—45 — окончание периода расцвета;

•  60—65 — окончание периода полной зрелости и начало старости;

•  75—80 — преклонный возраст.

С 40—45 лет у человека происходит процесс «накопле­ния» болезней. Чаще всего менеджеры находятся в таком возрасте, когда в их организме происходит «накопление» патологических сдвигов; а потому их организм предраспо­ложен к воздействию «факторов риска» — недостаточная мускульная активность, излишний вес, психоэмоциональ­ные перегрузки, вредные привычки.

Рекомендации по ортобиозу сводятся к следующему.

Во-первых, не допускать систематического переутомле­ния, поскольку восстановление организма человека проис­ходит при физическом труде через 3—4 дня, умственном — через 10—12 дней. Чтобы этого не происходило, необходи­мо знать нормативы периодов работоспособности: первые дни недели — «период врабатываемости», середина — «пе­риод наивысшей производительности», последние дни — «период снижения работоспособности». В течение года у человека наблюдается наивысшая работоспособность — в зимние месяцы, наименьшая — в летние месяцы.

Следует учитывать также условное деление людей на «сов» и «жаворонков», поскольку среднесуточный выброс гормонов у «сов» в 1,5 раза выше, чем у «жаворонков».

Во-вторых, изменить культуру общения, поскольку со­блюдение правил хорошего тона, доброжелательное отно­шение к людям, проявление к ним уважительности и дели­катности, умение «учиться» даже у подчиненных значитель­но влияют на эффективность труда.

В-третьих, следует помнить, что самоконтроль и само­регуляция помогают наладить правильный образ жизни. В первую очередь —это гигиена труда и отдыха, отказ от вредных привычек.

В-четвертых, следует ориентироваться на «формулу выживания», суть которой состоит в том, что суточное вре­мя жизнедеятельности человека должно быть разумно ис­пользовано для физического, психического и нравственно­го здоровья.

Для каждого состояния здоровья существуют меры по укреплению: физического — рекреация; психического расслабления и переключения эмоций — релаксация; мо­рального очищения и возвышения — катарсис. Все они являются слагаемыми разумного образа жизни. Отсюда выводится коэффициент выживаемости, который пред­ставляет дробь, в его знаменателе — время суток минус время сна, а в числителе — сумма времени, использо­ванного на одну рекреацию, на одну релаксацию и на один катарсис.

Следовательно, в течение каждого шестичасового цик­ла, кроме сна — 6 часов, один час следует использовать на релаксацию, рекреацию и катарсис.

4.     Новые черты эффективного менеджмента.

Можно с уверенностью сказать, что менеджер будущего будет управлять компаниями в условиях еще больших ресурсных ограниче­ний и значительно более жесткой конкуренции. Приведенные харак­теристики не исчерпывают всех черт успешного менеджера XXI в., но эти являются определяющими. Главное — помнить, что, несмот­ря на то что он будет работать в условиях бурного развития информа­ционных технологий, виртуальных процессов управления, в первую очередь он управляет не процессами, а людьми и отсюда главное каче­ство — человечность.

Если задаться целью и подобрать метафорическое определение будущего менеджера, то это создатель-конструктор воздушного кораб­ля-предприятия, а не его пилот, штурман или даже командир. Ведь ничто так, как ошибка конструктора, не может свести на нет работу и пилотов, и штурмана, и командира, и всего экипажа, сделать этот корабль-предприятие неуправляемым. А так как XXI в. — век космиче­ских скоростей и перегрузок, то и эти особенности должны быть учте­ны менеджером-конструктором. Причем не может быть двух одинако­вых конструкций, так как не может быть двух одинаковых менедже­ров-конструкторов, но есть одно общее для всех главное требование — управляемость, повышение качества управления компанией.

Благодаря формированию глобальной экономики и развитию но­вых информационных технологий быстро растет количество рабочих групп, участники которых не работают на одном и том же месте. Все более частой становится ситуация, когда менеджер находится отдельно от своей команды, разбросанной по всему миру. Во все большем коли­честве организаций рассредоточенные рабочие группы становятся нормой, особенно это характерно для отделов продаж и обслуживания. Развитие технологий сделало возможным следующие виды рассредо­точенной групповой работы: домашние офисы, центры временной ра­боты, маленькие офисы с большим количеством работников, команды под временные задачи, виртуальные встречи в рамках группы.

Новыми чертами современного менеджмента является интеллек­туальный характер процессов инноваций и изменение общей культуры менеджмента. Это проявляется прежде всего в привлечении интеллек­туальных ресурсов в сферу планирования, переходе к многоцелевым планам, учитывающим не только множество целей, но и неоднознач­ность принимаемых управленческих решений. Решение, эффективное в одной сфере, как правило, вызывает негативные последствия или снижение эффективности в других сферах. Искусство принятия реше­ний — это искусство сбалансированного выбора среди множества ожидаемых эффектов и множества сопутствующих потерь. В традици­онном управлении многоцелевой фактор практически не учитывается, а планирование осуществляется по шаблонам, что неизбежно приво­дит к снижению эффективности. Наиболее грубая ошибка в традици­онном планировании — это применение однокритериального подхо­да, когда учитывается всего один критерий или показатель эффектив­ности. Но на практике в целях упрощения наиболее часто выбирают именно этот путь. В результате, достигая одной цели, например, оши­бочно концентрируя усилия на росте сбыта продукции за счет сниже­ния темпов обновления продукции и ухода с других сегментов, отказа от партнерства, несут убытки, перекрывающие всю полученную при­быль.

Одним из основных требований современного менеджмента явля­ется развитие инновационных процессов внутри организации. При этом инновации должны не только создаваться специализированными отделами исследований и разработок, а превратиться в главные ежедневно используемые инструменты роста внутренней эффективности всех подразделений. В конкурентной борьбе побеждает только тот, кто постоянно и более эффективно, чем его конкуренты, обновляет всю систему управления и производство.

Важнейшими задачами современного эффективного менеджмента являются создание и развитие в организации:

•  культуры нового типа, основанной на развитии и практическом применении методов интеллектуального многоцелевого руководства, социальной ответственности менеджеров;

•  условий и стимулов для эффективного развития и использова­ния человеческого капитала организации;

•  постоянное генерирование многоцелевых, инновационных, ин­теллектуальных стратегий развития, направленных на достижение максимальных конкурентных преимуществ.

Следует отметить, что в традиционном менеджменте условия управ­ления не учитываются и не рассматриваются как специфический ре­сурс. Однако именно отсутствие условий эффективной реализации проектов является Причиной крупных экономических просчетов и по­терь. Например, при реализации инвестиционного проекта изменяет­ся налоговое законодательство или условия аренды, в результате чего проект становится убыточным. Причиной краха многих крупных про­грамм являются противоречивые правовые условия.

Как показывает мировая практика, попытки обеспечить экономи­ческий рост на фундаменте старого управления без глубокой реоргани­зации и внедрения новых методов менеджмента бесперспективны. Для успешного развития в условиях все более усиливающейся мировой конкуренции и рыночной нестабильности совершенно недостаточно иметь финансовые ресурсы (при неэффективном управлении их мож­но быстро потерять), наборы популярных и упрощенных рецептов управления (которые мало что дают, а больше развлекают), укомплек­тованный аппарат управления.

III.           Заключение.

Возрастание роли управления в условиях рыночной экономики в результате получения организацией экономической свободы и полной ответственности за свои результаты ведет к вовлечению в сферу управления дополнительных ресурсов (трудовых, финансовых, материальных). Для собственника предприятия важно не только расходование ресурсов для управления, но и то, насколько управление дает стратегические преимущества предприятию на рынке, усиливает его конкурентоспособность, поддерживает общественную значимость предприятия. В условиях конкуренции руководители должны заботиться о производительности и эффективности.

Понятие эффективности управления во многом совпадает с понятием эффективности производственной деятельности организации. Однако управление производством имеет свои специфические экономические характеристики. В качестве главного критерия результативности управления выступает уровень эффективности управляемого объекта. Проблема эффективности управления — составная часть экономики управления, которая включает рассмотрение:

• управленческого потенциала, т. е. совокупности всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления. Управленческий потенциал выступает в материальной и интеллектуальной формах;

• затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления;

• характера управленческого труда;

• эффективности управления, т. е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе реализации интересов, в достижении определенных целей.

Эффективность — это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, т. е. интегрированный результат взаимодействия компонентов управления. Эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов. Эффективность управления проявляется в эффективности производства, составляет часть эффективности производства. Результаты действия, соотнесенные с целью и затратами, — это и есть содержание эффективности как управленческой категории.

На эффективность деятельности менеджера влияет ряд факторов: потенциал сотрудника, его способность выполнять определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом; культура организации. Все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве.

IV.Список использованной литературы

1.     Менеджмент: Учебник для вузов/М. М. Максимцов, А. В. Игнатьева, М. А. Комаров и др.; Под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 343 с.

2.     Уорд Майкл. 50 методик менеджмента: Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика. 2004 – 200 с.

3.     Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: экономистъ, 2003. – 528 с.: ил.

4.     Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебник для вузов/Б.В. Прыкин, Л.В. Прыкина, И.Д. Эрнашвили, З.А. Усман; Под ред. проф. Б.В. Прыкина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. -  415 с.

5.     Конфликтология: Учебник для вузов/В.П. Ратников, В.Ф. Голубь, Г.С. Лукашова и др.; Под ред. проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 512 с.