Содержание

Введение_____________________________________________________ 3

Глава 1. Характеристика предприятия ЗАО «ЧЗОС»_______________ 7

1.1. Организационная структура ЗАО «ЧЗОС»_________________________________ 7

1.2. Структура бухгалтерского аппарата ЗАО «ЧЗОС»_________________________ 8

1.3. Учетная политика ЗАО «ЧЗОС»__________________________________________ 9

Глав 2. Система внутреннего аудита за расходованием денежных средств      12

2.1. Объекты внутреннего контроля расходования денежных средств___________ 12

2.2. Процедуры внутреннего контроля расходования денежных средств__________ 13

2.3. Схема процедур внутреннего контроля расходования денежных средств______ 15

Глава 3. Организационная модель аудиторской оценки эффективности процедур внутреннего аудита расходования денежных средств______________ 17

3.1. Направления внутреннего аудита расходования денежных средств__________ 17

3.2. Оценка состояния внутреннего контроля внутренним аудитором___________ 18

3.3. Предложения и рекомендации по совершенствованию внутреннего контроля за расходованием денежных средств на ЗАО «ЧЗОС»_____________________________ 21

Заключение_________________________________________________ 22

Список литературы__________________________________________ 24

Введение

Организации ведут бухгалтерский учет в соответствии с требованиями законодательства, соблюдение которых также входит в задачу система внутреннего контроля.

На уровне каждого предприятия функции контроля заключаются главным образом в осуществлении мер, нацеленных на наиболее эффективное выполнение всеми работниками своих обязанностей. Внутренний контроль организуется руководством предприятия и определяет законность совершения хозяйственных операций, их экономическую целесообразность.

Исходя из функций внутреннего контроля принято выделять такие его основные виды, как управленческий (административный) и управленческо-финансовый контроль.

Управленческий контроль - это процесс влияния менеджеров на работников предприятия для эффективной реализации организационной стратегии. При этом его главной задачей является контроль по центрам ответственности. Другими словами, необходима система отражения, обработки и контроля плановой и фактической информации на входе и выходе центра ответственности. Учет по центрам ответственности предполагает разграничение полных затрат и затрат данного центра ответственности.

Обычно выделяют несколько центров ответственности:

центр доходов, где формируется информация об объеме выпуска продукции, в денежной оценке - доходе предприятия;

центр затрат, где осуществляется измерение затрат;

центр нормативной себестоимости - разновидность центра затрат, где установлены нормативы по элементам затрат;

центр прибыли, где измеряется соотношение между доходами, получаемыми центром, и его затратами.

Создание центров ответственности на крупных предприятиях, выпускающих разнородную продукцию, позволяет децентрализовывать ответственность за получение прибыли и повышать эффективность работы отдельных подразделений, так как менеджеры центра непосредственно вовлечены в бизнес данного центра и постоянно конкурируют между собой. И здесь важно организовать действенную систему управленческого контроля, что позволит руководству предприятия делегировать свои полномочия по управлению затратами подчиненным, которые могут более детально ориентироваться в обстановке на местах. В этом случае руководство выполняет функции контроля за действиями людей в центрах затрат и в целом за финансово-хозяйственной деятельностью. Эти функции возможно осуществлять с помощью не только управленческого, но и управленческо-финансового контроля, так как производственные отношения тесно связаны с финансовыми.

Осуществление финансового контроля на предприятии также связано с обнаружением отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии. Это позволяет принять корректирующие меры, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб, осуществить мероприятия, направленные на предотвращение таких нарушений в будущем.

На промышленных предприятиях центрами ответственности являются отдельные цеха, участки, бригады, возглавляемые их руководителями, которые несут ответственность за результаты их работы. При этом в сферу ответственности руководителя подразделения включаются лишь такие показатели издержек и выручки, на которые он может оказывать реальное воздействие.

Важнейшим условием реализации внутреннего финансового контроля являются финансовая информация, содержащаяся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, а также обобщенные финансовые показатели, отражающие различные стороны хозяйственной деятельности. Финансовая информация одновременно служит и информационной базой для управленческого учета, но, очевидно, не ограничивается ею.

Внутренний контроль:

проводится внутри предприятия (или структуры управления) его служащими, которых обычно называют внутренними контролерами или внутренними аудиторами;

организуется по решению руководства предприятия;

содержится на средства предприятия.

В обязанности внутренних контролеров могут быть включены:

проверка эффективности системы контроля;

оценка эффективности предприятия;

определение уровня достижения программных целей.

На внутренних контролеров (аудиторов) могут возлагаться и функции управленческого аудита, целью которого является изучение деловых операций для выработки рекомендаций по эффективному использованию ресурсов, оптимальному достижению конечного результата. Управленческий учет должен помогать руководителям в выполнении их функций, формулировании правильной политики предприятия.

Заметим, что организация служб внутреннего контроля необязательна для субъектов хозяйствования. Если соотношение между эффектом от деятельности внутренних контролеров и затратами на их содержание не в пользу внутреннего контроля, то обычно либо предпринимаются меры для улучшения внутреннего контроля, либо он ликвидируется.

В случаях, когда информация, полученная зависимыми от руководства управляемого объекта органами внутреннего контроля, не вызывает доверия у собственников, возникает потребность в проведении внешнего финансового контроля. Как правило, основная цель внешнего контроля заключается в составлении мнения о достоверности финансового положения, представленного в финансовых отчетах, соответствии результатов операций и движения денежных средств субъекта хозяйствования общепринятым принципам бухгалтерского учета и законодательным нормам. В более общем случае речь идет о достоверности финансового состояния объекта контроля, рациональности и эффективности его деятельности. Таким образом, внутренний и внешний финансовый контроль во многом дополняют друг друга.

Объектом исследования курсовой работы является закрытое акционерное общество «ЧЗОС»

Предмет исследования – направления и методы внутреннего контроля расходования денежных средств.

Целью данной работы является определение основных направлений и методов аудита учета денежных доходов предприятия.

Глава 1. Характеристика предприятия ЗАО «ЧЗОС»

1.1. Организационная структура ЗАО «ЧЗОС»

ЗАО «ЧЗОС» создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об акционерных обществах».

Полное наименование организации: закрытое акционерное общество «ЧЗОС».

Основной целью деятельности общества является получение прибыли и распределение ее между акционерами.

Основными видами деятельности ЗАО «ЧЗОС» являются :

-         производство органического стекла;

-         научные, технические и исследовательские разработки различных технологий производства органического стекла и изделий из органического стекла;

-         оказание услуг складского хозяйства;

-         производство товаров народного потребления;

-         торговая, торгово-закупочная и посредническая деятельность;

-         прочие виды деятельности.

Размер уставного капитала ЗАО «ЧЗОС» определен в сумме 1 млн. руб.

Численность работников ЗАО «ЧЗОС» составляет 249 человек.

Организационная структура предприятия ЗАО «ЧЗОС» предоставлена в приложении 1.

Финансовое состояние предприятия характеризует бухгалтерская отчетность организации ЗАО «ЧЗОС» (Приложение 2).

1.2. Структура бухгалтерского аппарата ЗАО «ЧЗОС»

Структура бухгалтерии зависит от характера деятельности организации, количества филиалов и подразделений, от объема и уровня автоматизации учетных работ.

На рассматриваемом предприятии бухгалтерская служба состоит из пяти человек: главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер по учету оплаты труда, бухгалтер по учету основных средств, кассир. Организационная структура бухгалтерского аппарата предоставлена в виде схемы в приложении 3.

Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем предприятия и подчиняется непосредственно руководителю. Заместитель главного бухгалтера в обязательном порядке согласовывает с главным бухгалтером и руководителем предприятия назначение, увольнение и перемещение работников бухгалтерии. При освобождении от должности главного бухгалтера производится сдача дел вновь назначенному главному бухгалтеру, в процессе которой производится проверка состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетных данных с составлением соответствующего акта, утверждаемого руководителем организации.

Каждый бухгалтер обеспечивает выполнение возложенных на него обязанностей, организуя свою работу в соответствии с должностной инструкцией и разработанным планом. При организации системы документирования хозяйственных операций и документооборота на предприятии стремятся к тому, чтобы каждая операция оформлялась только одним документом, а ряд однотипных операций – одним сводным документом. На предприятии каждый бухгалтер стремится иметь полное представление о хозяйственной деятельности организации, то есть создаются условия для полной и равномерной загрузки каждого работника бухгалтерской службы. Это позволяет легче контролировать весь бухгалтерский процесс.

На ЗАО «ЧЗОС» бухгалтерский учет ведется с использованием бухгалтерских автоматизированных программ:

-         1С: Предприятие 7.7 «Производство»;

-         1С: Предприятие 7.7 «Зарплата и кадры»;

Налоговый учет ведется с применением регистров налогового учета:

-         система регистров налогового учета, рекомендованная МНС РФ;

-         программная настройка к продуктам фирмы «1С».

1.3. Учетная политика ЗАО «ЧЗОС»

Согласно положению по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», под учетной политикой понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета, первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

На ЗАО «ЧЗОС» учетная политика оформляется в виде комплекса взаимосвязанных документов, каждый из которых является ее неотъемлемой частью и утверждается в порядке, определенном для учетной политики в целом (Приложение 4).

Учетная политика формируется главным бухгалтером организации на основе нормативных актов по бухгалтерскому учету и утверждается руководителем организации. При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» №129 – ФЗ утверждается :

-         рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

-         форма первичных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности на предприятии;

-         методы оценки активов и обязательств;

-         порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

-         правила документооборота и технология обработки учетной информации;

-         порядок контроля за хозяйственными операциями;

-         другие решения необходимые для организации бухгалтерского учета на предприятии.

Все хозяйственные операции, проводимые ЗАО «ЧЗОС», оформляются первичными документами. Первичный учетный документ представляет собой письменное свидетельство о своевременной хозяйственной операции, имеющее правовое значение.

Для контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных документов составляются сводные учетные документы.

Под регистрами бухгалтерского учета понимают специальные ведомости, книги, разработки на отдельных листах и карточках в виде машинограмм.

На ЗАО «ЧЗОС» учет ведется с использованием бухгалтерских автоматизированных программ. С помощью автоматизации учета на ЗАО «ЧЗОС» составляются машинограммы синтетического и аналитического учета по каждому счету, применяемому для учета расходования денежных средств. Эти машинограммы служат основанием для составления журнала-ордера по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (Приложение 5), журнала-ордера и ведомости к нему по счету 51 «Расчетные счета» (Приложение 6), журнала-ордера по счету 50 «Касса» и ведомости к нему (Приложение 7), журнала-ордера по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» (Приложение 8).

Отличительной особенностью автоматизированной формы является возможность составления на основе компьютерной программы в автоматическом режиме регистров, обобщающих учетную информацию в разрезах, необходимых для управления, контроля, анализа и составления установленной бухгалтерской отчетности.

Движение документов от момента составления в данной организации или получения от других организаций до сдачи их в архив после их обработки и систематизации называется документооборотом.

Согласно пункту 15 Положения по ведению бухгалтерского учета №34 и создание первичных учетных документов, определение порядка и сроков их передачи для отражения в бухгалтерском учете производится в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота.

На ЗАО «ЧЗОС» график документооборота составлен в виде таблице (Приложение 9).

Работники предприятия (начальники отделов, кладовщики, подотчетные лица, работники бухгалтерии и прочие) создают и представляют документы, относящиеся к сфере их деятельности, согласно графику документооборота. Для этого каждому исполнителю вручается выписка из графика. В выписке перечисляются : документы, относящиеся к сфере деятельности исполнителя; сроки предоставления документов; подразделения предприятия в которые должны сдаваться документы. Ответственность за соблюдением графика документооборота, а также за своевременность составления документов и достоверность содержания в них данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.

Глав 2. Система внутреннего аудита за расходованием денежных средств


2.1. Объекты внутреннего контроля расходования денежных средств

Движение  денежных средств отражается в бухгалтерских регистрах и финансовой отчетности организации:

- журнал-ордер № 1 и ведомость № 1 по учету кассовых операций;

- Главная книга;

- баланс предприятия (ф. № 1), 2-й раздел актива;

- Отчет о движении денежных средств

В целях проведения аудиторской проверки кассовых операций необходимо проверить и проанализировать следующие документы:

1.      Кассовая книга;

2.      Отчеты кассира;

3.      Приходные и расходные кассовые ордера (ПКО, РКО);

4.      Авансовые отчеты. Список подотчетных лиц;

5.      Выписки банка;

6.      Справка банка об установленном лимите остатка денег в кассе;

7.      Чековые книжки;

8.      Хозяйственные договоры (в том числе с банками);

9.      Договоры о материальной ответственности;

10.  Документы по ККМ;

11.  Книги кассира-операциониста ;

12.  Журнал (книга) регистрации ПКО и РКО;

13.  Журнал (книга) регистрации выданных доверенностей;

14.  Журнал (книга) регистрации депонированных сумм;

15.  Журнал (книга) регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей;

16.  Приказы руководящего органа;

17.  Акты ревизии кассы, акты инвентаризации;

18.  Учетная политика в части документооборота.

2.2. Процедуры внутреннего контроля расходования денежных средств

Операции по движению денежных средств проверяются сплошным методом.

Методы проверки кассовых операций четко разработаны и имеют давнюю историю. Аудитор должен проверить соблюдение кассовой дисциплины на предприятии. При этом особое внимание должно быть уделено вопросу обеспечения сохранности денег и ценностей.

К процедурам внутреннего контроля расходования денежных средств по кассе относится:

— проверка полноты первичных расходных кассовых документов, приложенных к отчету кассира;

— проверка правильности и своевременности гашения приложений;

— проверки совпадения входящего остатка по кассе на каждый день с конечным остатком по кассе за предыдущий день;

— проверки итогов кассовых отчетов;

— проверки совпадения расходных кассовых ордеров с информацией о них, содержащейся в журнале регистрации расходных кассовых ордеров;

— проверки обоснованности включения лиц в расчетно-платежные ведомости;

— проверки полноты регистрации платежных (расчетно-нлатежных) ведомостей в журнале регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей;

— проверки соответствия платежных (расчетно-платежных : ведомостей) реестрам депонированных сумм;

— проверки полноты и своевременности сдачи в банк депонированных сумм;

— проверки соответствия выписанных расходных кассовых ордеров журналу регистрации депонентов;

— проверки соответствия данных синтетического и аналитического учета денежных сумм.

При внутрихозяйственном контроле важное значение имеет взаимная сверка оборотов в регистрах учета. Поэтому, прежде чем перенести итоги журнала-ордера № 1 по кредитовым оборотам в главную книгу их по каждому корреспондирующему счету сверяют с данными других регистров. После сверки регистров обороты по счету 50 "Касса" разносят в главную книгу.

Особое внимание уделяют проверке операций по расчетному счету. Прежде всего аудитор устанавливает, сколько на предприятии имеется расчетных счетов, и при наличии нескольких таких счетов необходимо проверить, как ведется аналитический и синтетический учет по каждому из них.

Основная информация по расчетному счету содержится в банковских выписках и приложенных к ним первичных документах. Аудитор проверяет подтверждение каждой операции, отраженной в выписке, соответствующими первичными документами. Такая взаимосверка должна сочетаться с контролем по банковским документам сущности проведенных операций.

По расчетному счету следует сверить остатки, значащиеся на начало каждого месяца ревизуемого периода в выписках банка и регистрах бухгалтерского учета. При наличии расхождений необходимо выявить их причины и привести указанные в соответствие непосредственно в ходе ревизий этих операций. Затем, используя приемы чтения документов и их взаимной сверки, следует тщательно изучить выписки по расчетному счету и приложенные к ним документы. В первую очередь устанавливают их подлинность, для чего проверяют наличие в них дат, номеров первичных документов, рода операций, кодов корреспондирующих счетов, штампов, подписей работников банка.

После этого выполняют арифметическую проверку выписок банка и приложенных к ним документов: определяют правильность таксировки, подсчет оборотов, конечного и начального сальдо.

Особому контролю подвергают реальность совершаемых операций, их соответствие действующему законодательству. В этих целях необходимо расшифровать перечисления на расчетный счет и списание с него каждой суммы, для чего тщательно изучают приложенные к выпискам первичные документы. Кроме взаимной сверки в них сумм и дат совершения операций, надо выяснить их реальность. Для этого проводят встречную сверку указанных документов с другими взаимосвязанными с ними документами и записями, как на данном предприятии, так и на других предприятиях, во взаимоотношениях с которыми состоит ревизуемое предприятие.

2.3. Схема процедур внутреннего контроля расходования денежных средств

№ п/п

Наименование процедур

Объект проверки

1

Сплошная проверка

Основные документы кассовых операций(кассовая книга, отчет кассира, расходные кассовые ордера, журналы- ордера и ведомости к ним

№ п/п

Наименование процедур

Объект проверки

2

Взаимосверка

Банковские выписки и приложенные к ним первичные документы

3

Арифмитические расчеты

Основные документы кассовых операций(кассовая книга, отчет кассира, расходные кассовые ордера, журналы- ордера и ведомости к ним

4

Выборочная проверка

Установление нарушений норм внутреннего контроля

Глава 3. Организационная модель аудиторской оценки эффективности процедур внутреннего аудита расходования денежных средств


3.1. Направления внутреннего аудита расходования денежных средств

При проведении внутреннего аудита расходования денежных средств необходимо проверить:

-         правильность оформления первичной учетной документации;

-         полноту оприходования денежной наличности, полученной в банке. Соответствие записей в кассовой книге данных учетных регистров;

-         соблюдение организацией размеров лимита остатков денежных средств в кассе;

-         провести инвентаризацию денежных средств находящихся в кассе;

-          проверить правильность проведения выдачи денежных средств из касс;

-         сверить остаток денежных средств на счете по выпискам и корешкам чековых книжек;

-         проверить правильность оформления первичных учетных документов по учету расчетов с подотчетными лицами;

-         проверить соответствие записей по выдачи, использованию и возврату подотчетных сумм с данными журнала ордера №7,или другого учетного регистра по счету 71;

-         проверить факты выдачи денежных средств под отчет при наличии остатка неизрасходованного предыдущего  аванса, своевременность возврата неиспользованных подотчетных сумм;

-         проверить соблюдение приказа об установлении круга лиц, которым предоставлено право получать деньги под отчет;

-         проверить соблюдения сроков на которые выдаются авансы  на операционно-хозяйственные расходы.

3.2. Оценка состояния внутреннего контроля внутренним аудитором

При проведении внутреннего аудита следует оценить эффективность внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе организации. С помощью тестирования аудитор дает предварительную оценку соблюдения в организации кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые участки, определяет особенности ведения учета в организации.

Таблица 1

Аудиторские тесты по проверке состояния внутреннего контроля и бухгалтерского учета с денежными средствами

№№ п/п

Вопрос

Вариант ответа

Информация или документ, который следует запросить

1.

Кому было предоставлено право подписи приходных и расходных кассовых ордеров в качестве главного бухгалтера

Главному бухгалтеру и зам. гл.бух.

Образец подписи

Главного бухгалтера и зам. гл. бух.

2.

Имеются ли письменные распоряжения руководителя предприятия о назначении уполномоченного лица ставить подписи на расходных кассовых ордерах в качестве главного бухгалтера

Да

Письменные рас

поряжения руко

водителя. Сроки действия полномочий.

Образцы подписей уполномоченных лиц

№№ п/п

Вопрос

Вариант ответа

Информация или документ, который следует запросить

3.

Кому предоставлено право подписи расходных кассовых документов в качестве руководителя предприятия

Руководителю предприятия и зам дир.

Образец подписи

Руководителя и зам дир.

4

Имеются ли письменные распоряжения руководителя предприятия о назначении уполномоченного лица ставить подписи на расходных кассовых ордерах и оправдательных документах в качестве руководителя предприятия

Да

Письменные распоряжения руководителя. Сроки действия полномочий. Образцы подписей уполномоченных лиц

5

Ведется ли на предприятии журнал регистрации расходных кассовых ордеров

Да

Журнал регистрации расходных кассовых ордеров

6

Ведется ли на предприятии кассовая книга

Да

Кассовая книга

7

Установлены ли руководителем предприятия сроки внезапной ревизии кассы приказом по предприятию

Да

Приказ об установлении сроков внезапной ревизии кассы

8

Заключен ли договор с кассиром о полной материальной ответственности

Нет

9

Получает ли кассир предприятия деньги от сторонних организаций по доверенности

Да

ККМ

10

Ведется ли журнал регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей

Да

Журнал регистрации платежных ведомостей

11

Имеется ли на предприятии список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды, утвержденный приказом по предприятию

Да

Список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды

№ п/п

Вопрос

Вариант ответа

Информация или документ, который следует запросить

12

При выдаче денег на хозяйственные нужды устанавливается ли срок, на который они выдаются

Да

13

Составляет ли кассир реестр депонированных сумм

Нет

14

Ведется ли на предприятии журнал учета депонентов

Нет

 

При проведении внутреннего контроля было выявлено:

- отсутствие банковского штампа на платежном поручении от 12.06.2002. за №15;

- отсутствие в организации постоянно действующей системы проведения внезапных ревизий (инвентаризаций) кассы;

- отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром;

- не ведется журнал депонированных сумм и журнал учета депонентов;

3.3. Предложения и рекомендации по совершенствованию внутреннего контроля за расходованием денежных средств на ЗАО «ЧЗОС»

В целом систему внутреннего контроля можно назвать эффективной, однако необходимо:

- провести встречную проверку платежных документов ЗАО “ЧЗОС” с платежными документами АЧИБ ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНКа;

-         наладить систему проведения внезапных ревизий кассы;

-         обязательно заключить договор о полной материальной ответственности с кассиром;

-         организовать учет по депонированным суммам;

В целях обеспечения внутреннего контроля предлагается разработать должностные инструкции на каждого работника бухгалтерии в которых определить порядок оформления и обработки первичных документов, а также заложить меру ответственности за несвоевременнность некачественность ведения учета.

Заключение

Необходимость изучения внутреннего контроля вызвана рядом обстоятельств.

- Бухгалтер не должен чувствовать себя обособленным от всех других служб предприятия, лицом, только регистрирующим совершившиеся факты хозяйственной жизни, он должен быть знаком с функциями, должностными правами и обязанностями всех остальных структур предприятия, в частности, производственного отдела, отдела снабжения, сбыта, финансового отдела и пр.

- Бухгалтер должен иметь представление о возможности совершения мошенничества должностными лицами и исполнителями всех структурных подразделений предприятия. Сама возможность совершения мошенничества может быть вызвана отсутствием или недостаточностью мер контроля, позволяющих предупредить или выявить мошенничество; невозможностью или неспособностью руководства оценить качество и размеры проделанной подчиненными работы; слабой производственной дисциплиной в организации; предоставлением руководству искаженной или недостаточной информации; отсутствием регулярных ревизий, аудиторских проверок.

- Организация внутреннего контроля зависит, прежде всего, от вида деятельности предприятия: процедуры внутреннего контроля в крупном универмаге или супермаркете совершенно иные, чем на мясоперерабатывающем комбинате или трикотажной фабрике, а также иные, чем у специализированного регистратора или коллегии адвокатов, в состав которой входит несколько юридических консультаций.

- Организация внутреннего контроля тесно связана с другими видами контроля - аудиторским (независимым), налоговым, валютным.

- В отличие от других видов контроля внутренний контроль должен присутствовать в организации и действовать непрерывно.

- Внутренний контроль позволяет реализовать на практике положения приказа об учетной политике. Выполнение контрольных процедур делает нарушения действующего законодательства в большинстве случаев невозможными.

Ответственность за организацию внутреннего контроля несет руководитель организации.

Руководство экономического субъекта несет ответственность за разработку и практическую реализацию системы внутреннего контроля; от него зависит, чтобы система внутреннего контроля отвечала размерам и специфике деятельности экономического субъекта, функционировала регулярно и эффективно.

Система внутреннего контроля включает в себя: контрольную среду; систему бухгалтерского учета; отдельные средства контроля.

Под контрольной средой понимаются практические действия руководства предприятия, направленные на организацию и поддержание системы внутреннего контроля. Это - достаточно широкое понятие, включающее в себя:

- организационную структуру экономического субъекта;

- распределение ответственности и полномочий между службами и сотрудниками предприятия;

- основные принципы управления данным экономическим субъектом;

- кадровую политику;

- порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей;

- порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей;

- соответствие хозяйственной деятельности экономического субъекта в целом требованиям действующего законодательства.

Список литературы

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.96.

2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001.

3. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (утв. приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н) (с изменениями от 30 декабря 1999 г.);

4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н);

5. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ № 34н (ред. от 24.03.2000).

6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. № 2н);

7. Порядок ведения кассовых операций в РФ. Утвержден решением Совета директоров Центрального Банка России № 40 от 22.09ю1993. (в ред. Письма ЦБ РФ от 26.02.1996 г. № 247).

8. Положение Центрального Банка РФ «О безналичных расчетах в РФ» № 2-П от 12.04.2001.

9. Указания ЦБ РФ «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке» № 1050-У от 14.11.2001.

10. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности» (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 2003 г.).

11. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита» (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 2003 г.).

12. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка» (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 2003 г.).

13. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Использование работы эксперты» (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 2003 г.).

14. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита» (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 2003 г.).

15. Кондраков И.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004.-640с.

16. Суйц В.П. Аудит: общий, банковский, страховой. – М.: ИНФРА-М, 2006.

17. Бурсукова И.В. Аудит учета денежных средств в кассах организации.// Аудиторские ведомости –2005.- № 7.- С.13.

18. Бурцев В.В. Этические нормы и профессиональные стандарты в сфере внутреннего аудита. // Аудиторские ведомости- 2004.- № 7.- С.21.

19. Банк В.Р., Федорова Л.И. Аудит кассовых операций. // Аудиторские ведомости. – 2006.- № 3. – С.5.

20. Долотенкова Д.К. Аудиторская деятельность: современное законодательство. // Аудиторские ведомости. – 2005. - № 3. – С.12.

21.Иванова Н.Г. Аудиторская проверка кассовых операций. // Бухгалтерский учет. – 2006. - № 2. – С.14.