Министерство образования науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Всероссийский заочный финансово – экономический институт
Филиал в г. Туле
Контрольная работа
По дисциплине:
«Маркетинг»
Вариант 8.
Выполнил:
студент 3 курса
Факультет: Учетно – статистический
Специальность: БУ, А и А
Группа: дневная
ФИО:
№ личного дела:
Проверил:
г.
Тула,
План
1. Признаки и критерии сегментирования рынка……………................... |
3 |
2. Рынок – объективная основа маркетинга…………………………........ |
10 |
3. Тест………………………………………………………………….……. |
14 |
4. Список использованной литературы……………………………………... |
16 |
1. Признаки и критерии сегментирования рынка.
Сегментирование рынка заключается в разбиении потребителей на однородные группы (сегменты) по ряду факторов, определенных для конкретных товаров фирмы. Оно осуществляется с учетом одного или нескольких признаков, число и состав которых зависят от специфики товаров и цели исследования.
Для каждого сегментируемого товара по всем выбранным признакам пользователь выдает экспертные оценки, на основе которых формируется индекс, характеризующий степень приоритетности сегмента. Большая величина индекса означает больший приоритет. Значение индекса определяется путем перемножения значений установленных весов всех входящих в его состав признаков.
Целью сегментирования является выбор наиболее перспективных сегментов рынка с учетом ресурсов фирмы, уровня текущего сбыта фирмы, темпов роста сбыта, прибыли от продаж, интенсивности конкуренции.
Рыночный сегмент представляет собой группу потребителей, характеризующихся однотипной реакцией на предлагаемый продукт и набор маркетинговых стимулов.
Сегментирование рынка обеспечивает лучшее удовлетворение нужд потребителей, а предлагаемые товары в большей степени удовлетворяют требованиям рынка. Исходя из этого легче выбирать рыночные сегменты и характеристики товаров, которыми они должны обладать для завоевания преимуществ в конкурентной борьбе. Сегментирование рынка позволяет концентрировать ограниченные ресурсы на наиболее выгодных направлениях их использования.
При разработке маркетинговой деятельности учитываются особенности отдельных рыночных сегментов, в результате чего достигается высокая степень ориентации маркетинговой деятельности на требования конкретных рыночных сегментов, в частности рекламной деятельности. Основное внимание в маркетинге уделяется поиску однородных групп потребителей, имеющих сходные предпочтения и одинаково реагирующих на маркетинговые предложения.
Для успешного сегментирования необходимо, чтобы были выполнены следующие условия:
1)предприятие осуществляет дифференциацию структуры маркетинга по цене, способам стимулирования сбыта, по месту продаж товаров;
2)выбранный сегмент рынка достаточно устойчив, имеет возможность перспективы роста и доступен для предприятия: есть соответствующие каналы сбыта и распределения продукции, а также система доставки изделий потребителям;
3)для контакта с соответствующим сегментом рынка существует хорошо развитая сеть коммуникаций;
4)выбранный сегмент хорошо защищен от конкуренции (для этого надо определить сильные и слабые стороны конкурентов).
Оценив свои возможности, предприятие может принимать решение о сегментировании рынка и выборе конкретного сегмента.
Объектами сегментирования рынка сбыта являются:
• группы потребителей;
• группы товаров или услуг;
• предприятия (конкуренты).
Сегментирование по группам потребителей — это группировка потребителей по каким-либо признакам (показателям), в той или иной степени определяющим мотивы их поведения на рынке, например по географическим, демографическим, психографическим, поведенческим. В данном случае сегмент рынка определяется по совпадению у определенных групп потребителей нескольких признаков.
Сегментирование по группам товаров или услуг — это производная от его сегментирования по группам потребителей, которая учитывает запросы и предпочтения потребителей по качественным характеристикам товара или услуг. Здесь основными признаками сегментирования являются функциональные и технические параметры, цена и т.п.
Сегментирование по предприятиям {конкурентам) — это группировка конкурентов по признакам конкурентоспособности в продвижении на рынок, по качественным показателям товара (услуги), цене, характеристикам каналов сбыта, способам продвижения на рынке и т.д.
Сегмент рынка оценивается по определенным критериям. К числу наиболее распространенных критериев относятся:
• емкость сегмента, по величине которой определяется количество потенциальных потребителей и, следовательно, необходимые производственные мощности;
• каналы распространения и сбыта товаров (услуг);
• устойчивость рынка, характеризующая целесообразность загрузки мощностей предприятия;
• прибыльность, показывающая уровень рентабельности пред приятия на данном сегменте рынка;
• совместимость сегмента рынка с рынком основных конкурентов, позволяющая оценить силу или слабость конкурентов и принять решение о готовности предприятия нести дополни тельные затраты при ориентации на такой сегмент;
• оценка опыта работы конкретного персонала предприятия (инженерного, производственного или сбытового) на выбранном сегменте рынка и принятие соответствующих мер;
• защищенность выбранного сегмента от конкуренции.
Сегментирование рынка по потребителям, товарам (услугам) и конкурентам взаимно дополняют друг друга, и все полученные результаты рассматриваются в комплексе, что позволяет правильно выбрать наиболее эффективный сегмент рынка. Далее в главе более подробно рассмотрены различные способы сегментации рынка.
Сегментирование рынка по группам потребителей производится в соответствии с признаками (переменными величинами), приведенными в табл.1. При совпадении у определенных групп потребителей нескольких значений переменных можно сделать вывод о наличии определенного сегмента рынка.
Таблица 1.
Основные признаки сегментации рынка по группам потребителей
Признаки (переменные) |
Наиболее распространенные значения переменных |
1 |
2 |
Географические |
|
Регион |
Район Крайнего Севера, Центрально-Черноземный район, Северный Кавказ, Урал, Сибирь, Дальний Восток |
Административное деление |
Республика, край, область, район, город |
Численность населения (для городов), тыс. человек |
5-20, 20-100, 100-250, 250-500, 500— 1000, 1—4 млн чел., свыше 4 млн чел. |
Плотность населения в зависимости от местности |
Город, пригород, сельская местность |
Климат |
Умеренно-континентальный, континентальный, субтропический |
Социально-демографические |
|
Возраст |
До 3 лет, 3—6 лет, 6—12 лет, 13—19 лет, 20— 34 года, 35—49 лет, 50—65 лет, 66 лет и более |
Пол |
Мужской, женский |
Размер семьи, человек |
1—2, 3—4, 5 и более |
Этап жизненного цикла семьи |
Одинокие молодые люди, молодые семейные пары без детей, молодые семейные пары с детьми, семейные пары среднего возраста с детьми и без детей; пожилые семейные люди, имеющие и не имеющие детей, пожилые одинокие |
Уровень доходов |
До 1 МРОТ, 1 МРОТ, 2—5 МРОТ и т.д. |
Род занятий |
Научные работники, инженерно-технические работники, служащие, бизнесмены, рабочие государственных предприятии, фермеры, преподаватели, учителя, студенты, домохозяйки |
Уровень образования |
Без образования, начальное образование, среднее специальное, высшее, ученая степень, звание |
Национальность |
Русские, украинцы, белорусы, грузины, армяне, азербайджанцы, евреи, татары |
Религия |
Православие, католицизм, ислам, буддизм |
Раса |
Европеоидная, монголоидная |
Психографические |
|
Социальный слой |
Неимущие, среднего достатка, высокого достатка, очень высокого достатка |
Стиль жизни |
Элитарный, богемный, молодежный, спортивный, городской, сельский |
Личные качества |
Амбициозность, авторитарность, импульсивность, стадный инстинкт, новаторство, стремление к лидерству, уравновешенность, флегматичность |
Поведенческие |
|
Степень случайности покупки |
Обычно случайный характер приобретения; иногда случайный характер приобретения |
Поиск выгод |
Поиск изделий высокого качества, хорошего обслуживания, более низких цен |
Степень нуждаемости в продукте |
Нужен постоянно, нужен иногда |
Степень готовности купить изделие |
Нет желания покупать, нет готовности купить сейчас, недостаточная информированность для покупки, стремление купить, желание обязательно купить |
Повод для совершения покупки |
Обыденная покупка, особый случай |
В каждом конкретном случае сегментирования маркетолог принимает во внимание те признаки, которые с его точки зрения наиболее объективно отражают условия внутренней и внешней среды в системе поведения покупателя или потребителя. Поэтому каждый из приведенных в табл. 4.1 признаков имеет существенное значение. Так, плотность населения может быть ориентиром в организации сбыта и осуществлении маркетинговых мероприятий в том или ином регионе. Стиль потребления характеризует уровень жизни каждой категории населения. Приверженность к торговой марке распределяет потребителей на увлеченных только одной торговой маркой и тех, у которых отмечается выраженная приверженность к нескольким торговым маркам.
Перед сегментированием необходимо провести анализ рынка по основным показателям:
1) количественные показатели — емкость рынка, динамика развития, доля фирм на рынке, потенциал рынка и др.;
2) качественные показатели — структура потребностей, мотивы покупки, их динамика, процесс покупки, стабилизация потребностей, информатизация;
3) конкурентная среда — объем реализации продукции фирмами конкурентами, используемые маркетинговые стратегии, возможность финансовой поддержки;
5) 4)структура покупателей — количество, виды, динамика числен структура отраслей — количество продавцов, предлагающих аналогичный товар, вид продавцов, уровень организации их производства, загрузка производственных мощностей, потенциальные возможности в конкуренции;
6) структура распределения — географические особенности, удаленность от крупных селитебных территорий, особенности сбытовой сети, загрузка транспорта
При планировании сегментирования рынка необходимо соблюдать следующие требования: каждый сегмент рынка должен иметь свои отличительные особенности от других; потребители, включаемые в тот или иной сегмент, должны иметь приблизительно одинаковый спрос на продукцию; фирма должна иметь достаточно полную информацию о характеристиках потребителей данного сегмента; каждый сегмент рынка должен быть достаточным для реализации запланированного объема продаж и покрытия расходов, которые связаны с выходом на данный сегмент, и, наконец, потребители сегмента должны иметь возможность проведения рекламных компаний.
Размер сегмента характеризуется его количественными параметрами, и в первую очередь емкостью. Для ее определения необходимо знать объем товаров, общую стоимость их реализации в данном сегменте, численность потенциальных потребителей данного товара.
2. Рынок – объективная основа маркетинга.
Рынок, рыночная экономика- совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. Чтобы разобраться в природе рынка рассмотрим три разных способа удовлетворения нужд и потребностей в масштабе предприятия.
1способ - самообеспечение. При нем каждое из предприятий может самостоятельно предоставить себе необходимые товары (услуги). При этом эффективность производства основных товаров (услуг) снижается также, как и эффективность других.
2 способ - децентрализованный обмен. Каждая фирма рассматривает 2х остальных в качестве своих потенциальных «покупателей», составляющих его рынок.
3 способ - централизованный обмен. Появляется новый субъект (торгово-закупочная фирма). Каждая из фирм обращается к ней и получает все необходимое.
Таким образом, для приобретения необходимых товаров (услуг) одна из фирм имеет дело с «рынком», а не с тремя отдельными фирмами. При появлении новой фирмы увеличивается общее количество сделок, то есть торгово-закупочная фирма увеличила торгово-операционную эффективность экономики. По мере увеличения числа сделок растет и число фирм-посредников и рынков.
Рыночная экономика - это предмет и наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас лили в будущем для потребления. Механизм функционирования рыночной экономики основан на следующих принципах:
●Объем и ассортимент закупаемой продукции определяется на основе спроса потребителей.
●Цены формируются соотношением спроса и предложения.
Маркетинг (от англ. «market»-рынок) - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена; это комплексная система организации производства и сбыта товара или оказания услуг, изучения рынка с целью выработки стратегии, поведения. Как наука сложилась в результате перехода общества из индустриальной эры в информационную.
Для пояснения этого определения необходимо рассмотреть такие понятия как: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.
Нужды. По-мнению Ф. Котлера исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд. Нужда - чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. Нужды человека многообразны и сложны. Тут и основные физиологические нужды в пище, одежде, тепле и безопасности; и социальные в духовной близости, влиянии и привязанности; и личностные нужды в знаниях и самовыражении. Нужды являются исходными составляющими природы человека.
Если нужда не удовлетворена, человек сделает одно из двух: - либо займется поисками объекта, способного удовлетворить ее, - либо попытается заглушить ее.
Потребности. Вторая исходная идея маркетинга - это идея человеческих потребностей.
Потребность - нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу данного общества.
По мере прогрессивного развития общества растут и потребности его членов. Люди сталкиваются со все большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание.
Запросы. Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены. Поэтому человек будет выбирать те товары (услуги), которые доставят ему наибольшее удовольствие в рамках его физических возможностей.
Запросы - это потребность, подкрепленная покупательской способностью. Общество могло бы планировать объемы производства на будущий период, исходя из совокупности запросов предыдущего. Именно так и планируют производство в странах с центрально планируемой экономикой. Однако запросы показатель ненадежный. Людям надоедают вещи, которые ныне в ходу, они ищут разнообразия ради разнообразия. Смена выбора может оказаться и результатом изменения цен или уровня доходов. Товары (услуги) - это наборы свойств и люди делают выбор на тех продуктах, которые обеспечивают им получение лучшего набора выгод за свои деньги.
Так, например, шоп - тур в Финляндию, Швецию воплощают в себе близость с Санкт-Петербургом, невысокую цену, возможность приобретения товаров tax-free. Поездка на Багамы - роскошь, высокий сервис и престиж. Человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену, с учетом специфических потребностей и ресурсов.
Товары. Человеческие нужды, потребности и запросы наводят на мысль о существовании товаров для их удовлетворения. Товары -это все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования и потребления.
Можно изобразить конкретный товар и конкретную человеческую потребность в виде кругов, а способность товара удовлетворить эту потребность в виде степени их совмещения.
Одна из существенных черт становления в России частного бизнеса - совершенствование его неотъемлемой составляющей — целенаправленной маркетинговой политики. Она служит целям определения ассортимента продукции, планирования выпуска и продвижения товаров на рынок. Российские предприятия используют на практике отдельные элементы маркетинга, взаимосвязано учитывая потребительский спрос, рыночную конъюнктуру, поведение конкурентов, особенности внешней среды.
Действуя в рыночных условиях, предприятия реализуют конкретные решения по следующим функциям маркетинга:
1) сбыт продукции;
2) политика ценообразования;
3) меры по продвижению товара на рынок.
Оценивая собственный опыт маркетинга в рыночных условиях, некоторые руководители (как правило, крупных промышленных производств) считают, что от разовых маркетинговых акций необходимо переходить к систематизации и управлению в рамках единой маркетинговой стратегии, создавая комплекс отдельных маркетинговых служб. По их мнению, «надо заглядывать в завтрашний день, переходить к стратегическому управлению маркетингом, активному формированию рынка, для чего необходимы укрепление связи маркетинговых подразделений с другими, повышение квалификации персонала». Руководители отдают должное некоторым специфическим маркетинговым функциям в сфере производства и особенно реализации продукции.
3. Тест.
Что такое рыночная ниша?
А. Рыночная доля предприятия.
Б. Регион, в котором действует предприятие.
В. Эксклюзивные, дорогие товары и услуги.
Г. Ограниченная по масштабам сфера деятельности фирмы, работающей на определенное число потребителей.
Ответ: А, Б.
В эпоху усиления специализации и повышения компетентности в любой сфере хозяйственной деятельности для успеха в бизнесе как никогда важно не просто правильно определить для себя рынок, но и отыскать на нем ту, часто очень узкую, область, место, еще не занятые или недостаточно используемые конкурентами. Важно найти так называемую "нишу рынка", попав в которую новое предприятие, новое производство или вид коммерческой деятельности могут стать прибыльным и устойчивым бизнесом. Ниша рынка, как и любая ниша вообще, уже по определению есть нечто маленькое, по крайней мере незаметное на первый взгляд. Согласно американскому толковому словарю, есть еще и такое понятие ниши: "Ситуация или вид деятельности, специально предназначенные для чьих-то индивидуальных способностей и характера". Интересно, что последнее определение тоже как нельзя лучше отражает сущность процесса поиска и внедрения в определенную нишу рынка.
Процесс этот можно было бы определить, как выбор ограниченной по масштабам сферы хозяйственной деятельности, с резко очерченным кругом потребителей (выбор с помощью так называемого целевого маркетинга), которая в наибольшей мере соответствует сравнительным преимуществам данного конкретного производителя. Американский специалист С. Брандт в своей книге "Предпринимательство", так пишет по этому поводу: "Более мелкие компании становятся конкурентоспособными, когда борются за ограниченную долю добычи на рынке, который сами себе выбрали". Ниша рынка (от латинского "nidus" — гнездо) — представляет собой ограниченные по масштабам вид бизнеса или сферу хозяйственной деятельности с резко очерченным кругом потребителей.
1. Список использованной литературы.
1. Маркетинг: Учебник для вузов/ Н.Д. Эриашвили, К. Ховард, Ю.А. Цыпкин и др.; под ред. Н.Ю. Эриашвили. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 623 с.
2. Основы маркетинга: Практикум. Под ред. проф. Д.М.Дайинтбегова, проф. И.М.Синяевой – М.: Вузовский учебник, 2007. – 365 с.
3. Котлер Ф., Келлер К.Л. «Маркетинг и менеджмент» - 12-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 816 с.
4. Крылова Т.Д., Соколова И.И. «Маркетинг. Теория и 86 ситуаций»: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999. – 519 с.
5. Папкрухин Л.П. «Маркетинг»: Учебник. – М.: Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, 1999. – 398 с.
6. Маркетинг: Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов III курса (первое и второе высшее образование) специальностей: 080105 (060400) «Финансы и кредит», 080109 (060500) «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080507 (060110) «Менеджмент организации»; для студентов IV курса (первое высшее образование) специальности 060200 (080104) «Экономика труда». – М.: Вузовский учебник, 2007. – 17 с.