Министерство образования науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Всероссийский заочный финансово – экономический институт

Филиал в г. Туле

Контрольная работа

По дисциплине:

«Маркетинг»

Вариант 9.

Выполнил:

студент 3 курса

Факультет: Учетно – статистический

Специальность: БУ, А и А

Группа: дневная

ФИО:

№ личного дела:

Проверил:

г. Тула, 2007 г.

План

1.     Маркетинговая информационная система (MIS). Ее назначение

3

2.     Социально – экономическая сущность маркетинга……………….

13

3.     Тест………………………………………………….………………

17

4.     Список использованной литературы………………………………..

18

1.     Маркетинговая информационная система (MIS). Ее назначение.

Осуществление маркетинговой деятельности базируется на использова­нии разнообразной информации, необходимой для принятия соответ­ствующих управленческих решений. На каждом шагу в процессе анализа рыночных возможностей, планирования, организации маркетинговых мероприятий, контроля реализации задач маркетинга требуется информация о потребителях, конкурентах, дилерах, других факторах внешней и внутренней среды предприятия.

Инструментами маркетинговой деятельности являются системы сбо­ра, обработки, передачи и хранения информации, позволяющие иметь актуальную информацию для принятия эффективного управленческого решения в нужный момент, в соответствующем подразделении. Объ­единяются эти системы единым понятием маркетинговая информа­ционная система.

Маркетинговая информационная система — это совокупность посто­янно функционирующих приемов и ресурсов для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной информации с целью ее использования для принятия эффективных маркетинговых решений.

«Информация» в переводе с латинского означает «осведомлять, давать сведения». Под маркетинговой информацией мы понимаем совокуп­ность сообщений, знаний, сведений о состоянии какого-либо объекта, об окружающей его среде и протекающих в ней процессах.

Маркетинговая информация характеризуется:

♦  большим объемом необходимых сведений, что требует ее система­тизации и процедуры поиска;

♦  многократными циклами получения и преобразования информа­ции в установленных временных пределах, что требует постоянных усилий по ее сбору;

♦  многообразием источников получения;

♦  значительным удельным весом качественных сведений, их слабой структурированностью, что создает определенные трудности в процессе сбора и обработки информации.

Чтобы информация была пригодна для принятия какого-либо реше­ния, она должна обладать следующими основными свойствами: досто­верностью, актуальностью, полнотой, релевантностью, сопоставимо­стью, доступностью для восприятия и экономичностью.

Достоверность — информация должна правдиво без искажений от­ражать состояние объекта.

Актуальность — данное свойство отражает определенную степень но­визны информации, ее своевременность. Неактуальная, устаревшая ин формация бесполезна или обесценена в значительной степени, поэтому разрыв времени от момента получения информации до ее использования должен быть минимальным. Сроки получения информации определяют­ся скоростью протекания экономических, хозяйственных и производ­ственных процессов, важностью и срочностью решаемых задач.

Полнота — содержание информации должно обеспечивать как необ­ходимые, так и достаточные условия для принятия какого-либо реше­ния. Отсутствие необходимого круга показателей приводит к затруд­нению, а то к и невозможности принять решение, в этом заключается необходимое условие полноты информации. В то же время наличие из­быточной информации не должно затруднять принятие решения вслед­ствие ее большого объема, в этом заключается достаточность условия полноты информации. Требование полноты информации определяется исходя из принципов системности и комплексности принятия требуе­мого решения.

Релевантность означает, что предлагаемая информация соответ­ствует решаемой проблеме.

Сопоставимость определяет возможность сравнения данных за счет единства предмета исследования, круга включенных показателей и объектов, методологии проведения исследования и методик измерения характеристик.

Доступность для восприятия информации пользователем означает, что информация должна быть понятна, иметь вид, приемлемый для того субъекта, которому она предназначена, и представлена на удобном для него носителе.

Экономичность означает, что затраты на получение и переработку информации не должны превышать получаемый от ее использования результат.

Вышеперечисленные основные требования по свойствам маркетин­говой информации должны выполняться одновременно. Указанный пе­речень не может быть ранжирован, отсутствие какого-то одного свой­ства равнозначно отсутствию информации как таковой.

Концепция маркетинговой информационной системы (МИС) объеди­няет ресурсы и технологии для осуществления единой цели. Концепция функционирования МИС представлена на рис.2.1.

Функционирование МИС предполагает объединение ресурсов и тех­нологии для предоставления информации для принятия управленческих решений с заданными свойствами. Для достижения поставленной цели функционирования системы должны быть решены следующие за­дачи:

1.  Определен круг пользователей информации.   

2.  Определены информационные потребности пользователей инфор­мации, т. е. тот круг проблем, для решения которых необходима информация.

3.  Отобраны источники информации.          

4.  Определена структура баз данных и основные процессы ее функци­онирования,                                                         

        5.Определен порядок предоставления информации.      Источники информации, посредством которых получают сведения о

внутренней и внешней маркетинговой среде, подразделяются на две основные группы:                                                                      

1. Источники первичной информации — это непосредственно сам объект исследования, который создает информацию в соответствии с поставленными целями ее сбора.

2. Источники вторичной информации — это прочие субъекты марке­тинговой среды, предоставляющие информацию об объекте исследования в обработанном виде, предназначенном для других целей изучения объекта. 

Названная классификация источников маркетинговой информации не является исчерпывающей, например в зависимости от места нахождения источники информации могут быть разделены на внутренние (находящиеся внутри фирмы) и внешние (находящиеся вне сферы влияния фирмы).        

Для осуществления сбора маркетинговой информации фирма долж­на располагать соответствующими специалистами. В первую очередь это специалисты, обладающие квалификацией в области сбора, обработки и анализа информации. Во-вторых, это методическое обеспечение приемов работы с информацией, так как методы сбора и обработки информации существенным образом влияют на ее качество. В-третьих, необходимо оборудование (вычислительная техника, телефон и прочая оргтехника, программное обеспечение, приборы, позволяющие регистрировать информацию в ходе исследования).                         

Для функционирования МИС необходимо, чтобы осуществлялись следующие процессы, использующие специфические технологии:

●сбор информации;

●обработка информации;

●анализ информации;

●передача (движение) информации.

Продуктом функционирования МИС является совокупность сведе­ний о состоянии внутренней среды фирмы, о состоянии микро- и мак­росреды фирмы, которые могут быть представлены в виде баз данных или отчетов маркетинговых исследований.

   МИС организует информационные потоки (коммуникации) между маркетинговой средой и субъектами управляющей системы фирмы.

Информационный поток — это коммуникация, направленная на пере­мещение сведений о состоянии процессов в изучаемом объекте в устой­чивом направлении от источника к пользователю для удовлетворения его информационных потребностей.

Входящие информационные потоки представляют коммуникации, осуществляемые с целью сбора маркетинговой информации, исходящие информационные потоки — это коммуникации, представляющие управ­ленческие решения, маркетинговые инструменты (товар, цена, система сбыта, продвижение) и прочие коммуникации с внутренними и внешни­ми аудиториями. Схема движения информации показана на рис. 2.2.

Систематизация информации позволяет облегчить поиск источни­ков и упорядочить структуру баз данных, для этих целей полезно использовать отдельные классификационные признаки маркетинговой информации:

1.                       По стадиям образования (переработки) выделяют необработанную и обработанную информацию:

♦  необработанная информация регистрируется на месте ее воз­никновения и отражает состояние объекта на определенный мо­мент времени;

♦  обработанная информация получается в результате переработ­ки и анализа информации в определенных целях, может быть промежуточной и результативной.

2.   По функциональному назначению информация может быть плано­вая, учетная, нормативно-справочная, статистическая, маркетин­говая и др.

3.   По периодичности поступления:

♦        дискретная информация — это информация, которая поступает на предприятие периодически. В свою очередь, она подразделяется на долгосрочную (с периодом поступления больше года), текущую (с периодом поступления от 1 месяца до года) и опера­тивную (с периодом поступления от 1 часа до 1 месяца);

♦  эпизодическая информация — это информация, которая посту­пает единовременно, например по результатам проведения мар­кетингового исследования;

♦  непрерывная (мониторинговая) - это информация, которая по­лучается в соответствии с ритмом работы изучаемого объекта.

4.    По степени стабильности информации:

♦  переменная информация характеризуется случайностью воз­никновения или частой сменяемостью своих сведений;

♦  условно-постоянная информация сохраняет свое значение в те­чение некоторого периода времени и может быть использована неоднократно;

♦  постоянная информация сохраняет свое значение в течение дли­тельного периода времени.

В качестве показателя стабильности информации может быть ис­пользован коэффициент, показывающий отношение числа неиз­меняемых позиций в базе данных к общему числу позиций базы данных на начало периода. При значении коэффициента более 0,6-0,8 информация может считаться постоянной.

5.    По виду охватываемого периода:

♦  ретроспективная информация характеризует состояние объек­та за прошедший, как правило, довольно длительный период;

♦  текущая информация характеризует состояние объекта на со­временный момент с охватом предшествующего периода не бо­лее года;

♦  прогнозная информация характеризует состояние объекта на последующий период времени.

6. По степени охвата исследуемого объекта выделяют общую и локальную (характеризующую часть объекта) информацию.

Перечисленные классификационные признаки маркетинговой ин­формации могут быть дополнены в соответствии с теми информаци­онными потребностями, которые предъявляются предприятием.

         Информационные потребности пользователя характеризуются со­ставом показателей, периодичностью их обновления, формой пред­ставления и степенью подробности. Таким образом, функционирование маркетинговой информационной системы служит удовлетворению информационных потребностей специалистов и подразделений при ре­шении маркетинговых задач для наиболее раннего обнаружения пре­пятствий для их выполнения или благоприятных возможностей.

Основное отличие маркетинговой информационной системы от дру­гих информационных систем заключается в создании системы, интег­рированной в организационную структуру производителя таким обра­зом, чтобы наиболее эффективно удовлетворялись информационные потребности пользователей для опережающих решений в процессе мар­кетингового управления фирмой.

Наиболее известна модель маркетинговой информационной систе­мы Ф. Котлера, подразумевающая четыре составляющие — систему внутренней отчетности, маркетинговое наблюдение (система внешней текущей маркетинговой информации), маркетинговое исследование и систему анализа информации (рис. 2.3).

2.     Социально – экономическая сущность маркетинга.

Термин «маркетинг» происходит от английского «market» (рынок) и оз­начает деятельность в сфере рынка сбыта. Однако маркетинг как система экономической деятельности — более широкое понятие.

Главное в маркетинге — двуединый и взаимодополняющий подход. С одной стороны, это тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей, ориентация на них производства, адресность выпу­скаемой продукции. С другой — активное воздействие на рынок и суще­ствующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпо­чтений. В промышленно развитых странах покупательские предпочтения являются главной движущей силой созидательного труда. Ведь даже труд рабочего самой высокой квалификации по изготовлению очень нужного обществу изделия самого высокого качества и с самыми низкими издер­жками производства может оказаться в конечном счете непроизводитель­ным только потому, что изделие не нашло своего покупателя, не попало в конечное потребление. Произойти это может по той причине, что потен­циальный потребитель не знал о существовании нужного ему изделия или о месте, где его можно купить. Связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга и тем самым сделать труд первого по-настоящему производительным — в этом, собственно, и состоит основная цель любой маркетинговой деятельности.

Итак, маркетинг представляет собой вид человеческой деятельности, на­правленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством об­мена. Это определение опирается на следующие основные понятия: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.

В основе маркетинга лежит идея человеческих нужд. Нужды людей многообразны и сложны: тут и физиологическая нужда в пище, одежде, тепле и безопасности, и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности, и личные нужды в знаниях и самовыражении. Они не формируются усилиями рекламных агентств, а исходят от природы че­ловека. Если нужда не удовлетворена, то человек чувствует себя обез­доленным и несчастным. И чем больше значит для него та или иная нужда, тем глубже он переживает отсутствие возможности удовлетворить ее. Неудовлетворенный человек сделает одно из двух: либо займется поисками объекта, способного удовлетворить нужду, либо попытается заглушить ее.

Вторая исходная идея маркетинга — идея человеческих потребностей. Потребность — это нужда, принявшая специфическую форму в соответст­вии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребности выража­ются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу и экономическому уровню развития данного общества. По мере развития общества растут и потребности его членов.

Люди сталкиваются со все большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание. Производители, со своей стороны, пред­принимают целенаправленные действия для стимулирования желания об­ладать товарами. Они пытаются сформировать связь между тем, что они выпускают, и потребностями людей. Товар пропагандируется как средство удовлетворения одной или ряда специфических потребностей.

Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены. Человек будет выбирать те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых воз­можностей. Таким образом, можно сказать, что запрос — это потребность, подкрепленная покупательной способностью. Однако запрос — показатель недостаточно надежный. Людям надоедают вещи, которые ныне в ходу, и они ищут разнообразия ради разнообразия. Смена выбора может оказаться результатом изменения цен или уровня доходов. Товары — это по сути дела наборы свойств, и люди останавливают выбор на тех продуктах, которые обеспечивают им получение лучшего набора выгод за свои деньги. Так, автомобиль «Фольксваген» воплощает в себе элементарное средство транспорта, доступную покупную цену, топливную экономичность и евро­пейский ход, а «Кадиллак» — высокий комфорт, роскошь и престиж. Че­ловек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену, с учетом своих специфических потребностей и ресурсов.

Все товары, способные удовлетворять нужду покупателя, называются товарным ассортиментом выбора. Чем полнее соответствует товар же­ланиям потребителя, тем большего успеха добьется производитель. Он должен отыскивать потенциальных потребителей, выяснять их потребно­сти, а затем создавать товар, как можно полнее удовлетворяющий эти потребности.

Понятие «товар» не ограничивается физическими объектами. Товаром можно назвать все, что способно оказать услугу, т.е. удовлетворить нужду. Помимо изделий и услуг, это могут быть личности, места, организации, виды деятельности и идеи. Потребитель решает, какую именно развлека­тельную передачу посмотреть по телевидению, куда отправиться на отдых, каким организациям оказать помощь, какие идеи поддержать. И если ис­пользование термина «товар» временами кажется неестественным, то его можно заменить другими — «удовлетворитель потребности», «средство воз­мещения» или «предложение». Все эти слова имеют определенное ценно­стное значение для разных лиц.

Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовле­творить свои нужды и запросы с помощью обмена. Обмен — акт по­лучения от кого-либо желаемого объекта путем предложения чего-либо взамен.

Если обмен — основное понятие маркетинга как научной дисциплины, то основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка, представляющая собой коммерческий обмен ценностями на рынке между двумя сторонами.

Рынок может сформироваться на какой-то товар, услугу или иной объ­ект, имеющий ценностную значимость. Например, рынок труда состоит из людей, желающих преложить свою рабочую силу в оплату или товары. Для облегчения функционирования рынка труда вокруг него возникают различные конторы и консультационные фирмы по трудо­устройству. Денежный рынок дает возможность занимать, покупать и про­давать финансовые средства. Формируется и рынок пожертвователей, призванный удовлетворить финансовые нужды некоммерческих организа­ций и отдельных лиц.

3.     Тест.

Укажите классификационные признаки спроса.

А. Формы образования.

Б. Тенденции и степень удовлетворения.

В. Система потребности.

Ответ: А, Б.

4.     Список использованной литературы.

1.     Маркетинг: Учебник для вузов/ Н.Д. Эриашвили, К. Ховард, Ю.А. Цыпкин и др.; под ред. Н.Ю. Эриашвили. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 623 с.

2.     Основы маркетинга: Практикум. Под ред. проф. Д.М.Дайинтбегова, проф. И.М.Синяевой – М.: Вузовский учебник, 2007. – 365 с.

3.     Котлер Ф., Келлер К.Л. «Маркетинг и менеджмент»  - 12-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 816 с.

4.     Крылова Т.Д., Соколова И.И. «Маркетинг. Теория и 86 ситуаций»: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999. – 519 с.

5.     Папкрухин Л.П. «Маркетинг»: Учебник. – М.: Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, 1999. – 398 с.

6.     Маркетинг: Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов III курса (первое и второе высшее образование) специальностей: 080105 (060400) «Финансы и кредит», 080109 (060500) «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080507 (060110) «Менеджмент организации»;   для студентов IV курса (первое высшее образование) специальности 060200 (080104) «Экономика труда». – М.: Вузовский учебник, 2007. – 17 с.