Федеральное агентство по образованию

                                         ГОУ ВПО

 Всероссийский заочный финансово-экономический институт

            Кафедра экономики, менеджмента, маркетинга

                                                       Курсовая работа

                                            По экономической теории

                                     На тему № 15

 Государственный бюджет как инструмент государственного

                                     регулирования.

                                                                 

                                                                  Преподаватель:

                                                                  К.э.н., доцент

                                                                  Ижболдин-Кронберг А.Р.

                                                                  Работа студента:

                                                                  Мальцева М.И.

                                                                  Учетно-статистический ф-ет

                                                                  Группа 2Бг-3

                                                                  № личного дела 07УБД10966     

                                                                Барнаул 2008г.    

                                      Содержание   Введение……………………………………………………………;

 

1 Государственный бюджет, его структура и основные

мак­роэкономические  функции………………………………………..;

2 Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансирован-

ного бюджета…………………………………………………….;

3 Балансирование госбюджета и его особенности в России…;

 Практикум……………………………………………………........;

 Заключение………………………………………………………...;

Список литературы…………………………………………………...          

                                           Введение 

      Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

     Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

    Экономическая сущность понятия государственного бюджета раскрывается через совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны.

   Бюджет как экономическая категория представляет собой сложную систему социально-экономических отношений, развивающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов, создаваемых на различных уровнях управления народным хозяйством и предназначенных для обслуживания общественных потребностей. При правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.

Тема «Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования», мне интересна, потому что в настоящие время - это наиболее важная и актуальная проблема для нашей страны. Так как государственный бюджет напрямую влияет на повышение устойчивого экономического роста и благосостояния страны, и как следствие идут такие положительные процессы как снижение уровня инфляции, валютного курса и снижение уровня процентных ставок.

  Цель заключается в  рассмотрении и изучение государственного бюджета, как инструмента государственного регулирования.

Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:

- Рассмотреть структуру государственного бюджета,

- Выявить основные макроэкономические функции государственного    бюджета,

- Изучить профицит и дефицит бюджета,

- Изучить мультипликатор сбалансированного бюджета,

- Рассмотреть балансирование госбюджета и его особенности в России.

Предметом исследования является государственный бюджет.

Объектом – Российская экономика.

 

  

            Государственный бюджет, его структура и основные 

                              мак­роэкономические  функции

Государственный бюджет – это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.

   Как экономическая категория бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие по поводу перераспределения национального доход. В мате­риальном аспекте бюджет является главным фондом денежных средств государства и входит вместе с внебюджетными фондами в группу централизованных денежных фондов государства.

Бюджет есть неотъемлемый признак государства, он вместе с налогами обеспечивает реализацию его суверенитета путем создания финансовой основы для деятельности государства. Характеристики государства обусловливают характеристики бюджета. Вместе с тем бюджет является средством государствен­ного управления, решения текущих и перспективных задач, стоящих перед обществом. Сюда входят задачи обороны, сохра­нения и восстановления окружающей среды, поддержка экономических субъектов, развитие духовной сферы общества. На бюджетах государства и муниципальных образований лежит нагрузка по поднятию уровня доходов бедных слоев населения. Потребность в выравнивании доходности отдельных групп об­щества большая.

В организационном плане бюджет является способом финан­сового обеспечения функций государства и муниципальных об­разований. Он позволяет учитывать поступающие в адрес госу­дарства и муниципальных образований деньги и распределять их между структурными звеньями данного государства и дру­гими получателями денежных средств.

Некоторые люди ошибочно представляют бюджет как некое денежное хранилище. На самом деле бюджет можно предста­вить как форму оперативного направления денежных средств на определенные цели: «Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функ­ций государства и местного самоуправления». Бюджет - это раскладка, роспись, распределение денежных доходов и расхо­дов государства на определенный период времени, это ежегодно разрабатываемый и утверждаемый законом основной финансо­вый план формирования и расходования денежных средств го­сударства. При этом этот план носит комплексный характер, поскольку включает в себя практически все виды доходов и рас­ходов государства, за исключением денежных средств, входя­щих во внебюджетные фонды.

   При формировании государственного бюджета должен соблюдаться баланс доходов и расходов и баланс финансовых интересов центрального правительства и местных органов.

  Доходы государственного бюджета формируются за счет государственных займов, денежной эмиссии, но главным источником являются доходы от поступающих налогов, которые делятся на:

- налоги на доходы физических и юридических лиц;

- налоги на товары и услуги (НДС, налог с продаж, пошлины и т.д.);

- налоги на капитал (на наследство, имущество, землю и т.д.).

Налоги делятся на прямые, которые взимаются с физических и юридических лиц, и косвенные, которые взимаются путем установления надбавки к цене товаров и услуг.

 Чаще всего прямые налоги являются прогрессивными, т.е. чем выше доход налогоплательщика, тем большая часть достанется государству в виде налога. Косвенные налоги являются регрессивными, т.е. их доля находится в обратной зависимости от величины дохода налогоплательщика.

Например, в структуре налоговых поступлений в государственный бюджет РФ около половины составляют косвенные налоги, а подоходные налоги – примерно треть, еще приблизительно пятая часть налоговых доходов – прочие налоги, в значительной степени преимущественные. Кроме того, в основном за счет взносов работодателей формируются внебюджетные социальные фонды. По существу они представляют собой целевые прямые налоги, сумма которых превосходит прямые налоги государственного бюджета. В целом, с учетом внебюджетных целевых поступлений, доходы государства наполовину состоят из прямых налогов, в том числе почти на треть из взносов в социальные фонды, и более чем на одну треть – из косвенных налогов.

    Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину.

  Расходы государства можно разделить на четыре больших группы:

1на национальную оборону;

2 на социальную сферу;

3 на народное хозяйство;

4 на обслуживание государственного долга.

Расходная часть государственного бюджета охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетов.

  Таким образом, основными функциями государственного бюджета являются следующие:

ü перераспределение национального дохода;

ü финансовое обеспечение социальной политики;

ü государственное регулирование и стимулирование экономики;

ü контроль над образованием и использованием централизованного фонда денежных средств;

ü стимулирование научно-технического прогресса.

Сущность государственного бюджета, как экономической категории, реализуется через распределительную и контрольную функцию. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определенной спецификой.

     Так, содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

     Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно – через формирование и использование фонда денежных средств государства – отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д.

Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

- образование доходов бюджета;

- использование бюджетных средств (расходы бюджета).

В сфере социальной политики бюджетные расходы играют главную роль и несут основную нагрузку в претворении в жизнь широкого спектра социальных программ, осуществляющихся в развитых странах. Десятки таких программ насчитываются в США, Германии, Великобритании и Франции.

  Так, например, в США благодаря высокоразвитой медицине, ее достижениям, усилению заботы о здоровье граждан со стороны государства значительно увеличилась средняя продолжительность жизни населения.

Стимулирование научно-технического прогресса является очень важной функцией государственного бюджета, так как без государственного финансирования, поддержки и организационных мероприятий со стороны государства оказалось бы невозможным осуществление многих научно-технических программ, имеющих большое значение для развития общественного воспроизводства. В современном обществе велика степень внимания к научным исследованиям и разработкам. К тому же очень часто исследования направлены на решение не только гражданских, но и военных проблем.

   Государственный бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

  Таким образом, бюджет является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

                         

                             Профицит и дефицит бюджета.

              Мультипликатор сбалансированного  бюджета.

Государственный бюджет, как и всякий баланс предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако, как правило, при принятии бюджета планируемые поступления и расходы не совпадают. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (или излишек), превышение расходов над доходами – бюджетный дефицит (недостаток).

  Профицит или дефицит бюджета – это отражение качества работы по реализации установленного Бюджетным кодексом принципа сбалансированности бюджета, т.е. покрытие расходов мобилизуемых в бюджет доходами. В ситуации динамичного экономического роста и повышения эффективности производства растет рентабельность, а значит – и доходы производителей продукции и услуг. 

    Профицит характеризуется величиной превышения доходов над расходами. Исходя из этого, он может возникнуть следующим образом:

1 Если бюджет составляется сбалансированным или дефицитным, однако доходы, фактически полученные в процессе исполнения бюджета, превысили запланированную законом о бюджете сумму доходов или сумму доходов и поступления из источников финансирования дефицита.

 2 Если запланированная сумма доходов изначально превышает сумму расходов, притом, что расходы удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны.

3 Если в процессе исполнения бюджета возникает экономия по расходам.

4 Если в целях получения профицита запланированная сумма доходов изначально превышает сумму расходов, притом, что расходы занижены относительно потенциально возможного уровня финансирования и не удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны.

Возможно также сочетание нескольких причин. Например, когда превышение плана по доходам приводит к еще большему профициту по сравнению с запланированным в законе о бюджете.

Первый и третий случаи, либо возникают эпизодически в результате проведения разовых мероприятий, не носящих систематического характера, либо могут наблюдаться в течение ряда лет по причине некачественного планирования бюджетных показателей. Второй случай может иметь место в ситуации с неоправданно высоким бременем.

Четвертый случай может привести к серьезным экономически проблемам. Недофинансирование в течение ряда лет  многих направлений расходов приведет к кризису. А издержки, связанные с выходом из кризисной ситуации, могут оказаться несоизмеримо высокими по сравнению с эффектом от реализации тех мероприятий, ради которых формировался профицит. Кроме того, нельзя не учитывать такие факторы, как рост социальной напряженности, отток квалифицированных кадров за рубеж.

 Дефициту государственного бюджета в России уделяется больше внимания, нежели профициту. Если дефициту бюджета посвящена отдельная глава Бюджетного кодекса, то по теме профицита в кодексе почти ничего нет, за исключением отдельных статей. Это серьезный недостаток, так как «начиная с 2000 года, все федеральные бюджеты в Российской Федерации составлялись и исполнялись с профицитом.

  Дефицит государственного бюджета может возникнуть тогда, когда государство расходует деньги, надеясь получить их и компенсировать расходы по мере налоговых поступлений. Но когда сумма поступающих налогов меньше той суммы, которую израсходовало государство, в стране возникает бюджетный дефицит и государственный долг. Бюджетный дефицит – нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции. Тем не менее, бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к ряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Бюджетный дефицит может быть активным или пассивным.

Активный дефицит связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

Пассивный дефицит вызывается сокращением государственных доходов в результате падения хозяйственной активности.

Причины дефицита государственного бюджета могут быть различными:

Ø необходимость крупных государственных вложений в развитие экономики;

Ø чрезвычайные обстоятельства (войны, стихийные бедствия и т.п.);

Ø кризисные явления в экономике (несбалансированность, неэффективность финансово-кредитной системы и т.д.).

Итак, дефицит государственного бюджета - финансовая ситуация, возникающая в случае, когда государству необходимо осуществить расходы на сумму большую, чем возможная величина всех его доходов.

При возникновении бюджетного дефицита, государство должно его покрыть с наименьшими потерями для экономики. Для этого существует несколько путей:

1.Сокращение  бюджетных расходов. Этот путь преодоления бюджетного дефицита самый простой и самый болезненный, т.к. государство обычно финансирует те нужды общества, которые не могут быть охвачены рынком в силу их неприбыльности. Поэтому сокращение бюджетных расходов неизбежно резко ударяет по самым незащищенным слоям общества.

2.Изыскание источников дополнительных доходов. С ростом инфляции быстро растут абсолютные  суммы доходов фирм и граждан, а значит и налоги с этих доходов. Но вследствие инфляции растут и расходы бюджета. Расходы бюджета возрастают быстрее, чем суммы налого­вых поступлений, и дефицит не сокращается, а даже возраста­ет. Причина простая: расходы надо осуществлять сегодня и по нынешним ценам, а налоги всегда берутся с доходов вчерашних, сложившихся при старом уровне цен.

3. Выпуск необеспеченных денег, используемых для финансирования  государственных  расходов.  Самый  легкий  и самый опасный способ затыкания дыр в бюджете  - эмиссия наличных и безналичных денег сверх реальных потребностей экономики. Такая эмиссия подобна финансовому наркотику - она на время снимает боль и тревогу, но затем порождает еще худшую экономическую ситуацию. Конечно, государству напеча­тать дополнительные деньги нетрудно и выплатить ими повышен­ную  зарплату.  Но общенациональный рынок сразу определит истинную цену этим деньгам,  отреагировав на их появление скачком цен или исчезновением товаров с прилавков. Поэтому избыточная эмиссия денег - мотор инфляции, а бюджет всегда проигрывает "гонку" с инфляцией.

4. Одалживание денег у граждан, банков, хозяйственных орга­низаций, других государств и иностранных финансовых органи­заций.  Подобно  гражданину  или  хозяйственной  организации государство при нехватке денег может их одолжить, прежде всего, у собственного государственного банка  (этот путь сегодня и использует Россия), но возможности кредитования государства национальным банком обычно довольно ограничены. Кроме того, изымая деньги из Центрального Банка, государство теряет те доходы, которые оно как владелец этого банка могло бы получить от кредитования частных фирм и банков. Поэтому оказывается выгоднее одолжить деньги у граждан и хозяйствен­ных организаций страны.

Бюджетный дефицит имеет свои функции:

1 распределительная (перераспределительная);

2 фондообразующая;

3 стимулирующая;

4 контрольная.

В функции распределения (перераспределения) роль дефицита состоит в регулировании и направлении некоторой части ресурсов общества в распоряжении государства сверх устоявшихся и заранее установленных финансовых пропорций. Фондообразующая функция проявляется в формировании определенного добавочного фонда централизованных бюджетных ресурсов за счет перераспределения финансовых ресурсов других звеньев финансовой системы. Стимулирующая функция – реализуется в заинтересованности государства, общественных и частных субъектов экономических отношений в эффективности всей бюджетно-финансовой системы и использования источников бюджетного дефицита и мобилизуемых через этот механизм финансовых ресурсов. Контрольная функция отражает необходимость сбалансированности финансовых потребностей и возможностей государства, ограничения централизации и огосударствления финансовой системы, изъятия ВВП посредством налогов, установленных государством.

 Дефицит государственного бюджета и займы для его покрытия отвлекают сбережения от возможных капиталовложений, что ведет к уменьшению возможностей экономического роста. Но относительно невысокий уровень дефицита бюджета в динамично развивающейся экономике способствует стимулированию ее роста. За счет расходов создаются новые рабочие места, активизируются конъюнктурные факторы роста, полнее мобилизуются доходы в последующие бюджетные годы.

Мультипликатор сбалансированного бюджета — воздействие равных приростов (сокращений) правительственных расходов, связанных с приобретением товаров и услуг, а также повышения (снижения) налогов на равновесный чистый национальный продукт (ЧНП), выражающееся в его увеличении (уменьшении) на величину этих равных приростов (сокращений).

          Многие экономисты изучали вопрос, каков мог бы быть результат объединения эффектов увеличения налогов и увеличения государственных расходов. Первый и, как кажется, наиболее очевидный ответ состоит в том, что равный по величине прирост государственных расходов и налогов не должен оказать какого-либо влияния на уровень доходов. Однако этот вывод является ошибочным.

   Мультипликатор сбалансированного бюджета устанавливает, что прирост правительственных расходов, сопровождаемый равным по величине приростом налогов – имеет своим результатом увеличение выпуска продукции.

Причина того, почему объем выпуска продукции увеличивается, состоит в том, что прирост государственных расходов приводит к незамедлительному увеличению совокупного спроса на величину этого прироста, в то время как прирост налогов, сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину. Эти два эффекта взятые вместе, действительно приводят к увеличению совокупного спроса и, следовательно, являются причиной роста выпуска продукции.

     Мультипликатор сбалансированного бюджета редко открыто используется как инструмент фискальной политики, так как увеличение налогообложения повсюду является непопулярной мерой.

     

         Балансирование госбюджета и его особенности в России

Стремление к равновесию бюджетных расходов и доходов путем сбалансированности государственного бюджета - это сегодня одна из главных задач.

В послевоенные годы, вплоть до середины 1970-х годов, в макроэкономической науке можно было наблюдать теоретическую дискуссию, связанную с разными взглядами на проблемы балансирования государственного бюджета. Чаще всего сталкивались три точки зрения, или три подхода к проблеме балансирования бюджета:

·        Согласно оному из таких подходов, целью финансовой политики государства должно стать стремление к ежегодному сбалансированию бюджета. Но это направление уязвимо, так как оно может решать только текущие задачи, и не позволяет решать перспективные, например, во время спада, правительство, видя, что доходы населения падают, налоги сокращаются, должно повышать ставки налогов или сокращать государственные расходы, либо и то и другое одновременно. На кратковременный срок это поможет, но затем спад усилится, и произойдет дальнейшее сокращение совокупного спроса.

·        Другой подход гласит, что государственный бюджет должен быть сбалансирован не ежегодно, а на протяжении экономического цикла. В период спада государство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно увеличивает дефицит бюджета и тем самым стимулирует совокупный спрос и подъем экономики. В период подъема правительство повышает налоги и снижает расходы, возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета во время спада. Недостаток этого подхода заключается в том, что в ней не учитывается тот факт, что спады и подъемы могут быть не одинаковыми по своей продолжительности.

·        Согласно третьему подходу, первостепенной считается проблема обеспечения макроэкономической стабильности, а проблема сбалансированности бюджета отходит на второй план. Так как :

1 Налоговая система такова, что налоговые поступления в бюджет автоматически возрастают по мере экономического роста и процветания,  а макроэкономическая сбалансированность стимулирует этот рост, следовательно, дефицит бюджета будет автоматически самоликвидироваться.

2 При определенных правах правительства в установлении налогов и создания денег способность его финансировать дефицит бюджета почти безгранична.

3 Считается, что проблемы, порожденные значительным государственным долгом, не столь обременительны для нормальной экономики. Можно смело утверждать, что богатая нация имеет большую возможность выдержать относительно безболезненно бюджетный дефицит значительных размеров по сравнению с бедной нацией.

   Что же касается российской бюджетной политики, то она длительное время базировалась на первой концепции. Требование бездефицитности бюджета являлось «альфой и омегой» нашего экономического развития. В настоящее время российс­кая бюджетная политика в большей степени ориентируется на положения второй из перечисленных концепций.

Эффективность бюджетной политики во многом определена структурой бюджетной системы. В такой большой по террито­рии страна как Россия, бюджетная система представляет собой сложную иерархию бюджетов различных территориально-административных образований. Это вытекает из богатого мирового опыта функционирования бюджетных систем.  Бюджеты органов самоуправления являются относительно независимыми от федерального бюджета.

После кризиса 1998г. центральное правительство стало придерживаться политики, направленной на централизацию бюджетных ресурсов на федеральном уровне с последующим распределением финансовой помощи среди регионов. Однако помимо концентрации ресурсов, в основном, с целью преодоления долгового кризиса, подобная политика имела и свои отрицательные стороны. Она привела к снижению бюджетной ответственности и самостоятельности региональных и местных органов власти, к недофинансированию принятых в 90-е годы социальных законов.     

   После перехода страны на рыночную, экономику проблемой стал огромный объем теневой экономики, который составляет 41% ВВП. Это намного больше, чем в любой развитой капиталистической стране и даже чем в странах с переходной экономикой (за исключением некоторых государств СНГ). Естественно, что никаких  доходов в госбюджет от  этого сектора не поступает.

  По итогам реализации бюджетно-финансовой политики в 2001г. можно говорить о сохранении в стране положительной динамики важнейших показателей. Инфляция по итогам 2001г. составила 18,6%, денежная база выросла за год на 38,1% (в 2000 г. – 60,2%). Доходы федерального бюджета 2001г. составили 1590,7 млрд.руб. или 17, 6 % ВВП. Важной задачей становится более равномерное распределение средств между бюджетополучателями.

  Федеральный бюджет в 2002 году исполнен по доходам в сумме 2202,2 млрд. руб. (20,3% к объему ВВП) и по расходам 2050,6 млрд.руб. Около 7 млрд.руб. неиспользованных получателями, впервые были переведены в финансовый резерв для повышения финансовой дисциплины. Профицит по финансированию составил 151,6 млрд. руб. (1,4% ВВП). Первичный дефицит (без учета расходов по обслуживанию государственного долга) составил 375,3 млрд.руб. (3,5% ВВП). [11; 4-5]

 

  В последующие годы продолжалась политика снижения объема расходов федерального бюджета по отношению к ВВП. В 2004 году общий объем расходов федерального бюджета прогнозировался на уровне 16,8% ВВП.

                                                                                                             

Учитывая ситуацию, сложившуюся в настоящее время в нашей стране, следует отметить задачи, которые выполняет российский бюджет на данном этапе развития экономики:

— преодоление последствий финансового кризиса, поддер­жание уровня жизни населения и обеспечение функциониро­вания реального сектора экономики;

— прекращение спада экономики и обеспечение экономи­ческого роста;

— стабилизация кредитно-денежной системы и курса рубля;

— снижение налоговой нагрузки, создание льготных усло­вий для производственного инвестирования, повышения уров­ня собираемости налогов;

— осуществление реструктуризации государственного дол­га РФ;

— минимизация государственных заимствований Россий­ской Федерации на финансовых рынках и сокращение дефи­цита государственного бюджета;

— снижение неплатежей, сокращение ненадежных форм расчетов, в том числе с использованием бартера;

— полномасштабный переход на казначейскую систему ис­полнения федерального бюджета, переход на эту систему ис­полнения бюджетов субъектов Российской Федерации, мест­ных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

— полное исполнение государством своих обязательств.

 

                                                          Практикум

Экономика страны характеризуется следующими данными:

ВВП (Q) = 100млрд долл., бюджетный дефицит – 5млрд долл., денежная масса в обращении (М) – 20млрд долл., скорость обращения одной денежной единицы (V) постоянная.

Бюджетный дефицит может быть покрыт за счёт дополнительной денежной эмиссии. Какие последствия для экономики будет иметь данный вариант покрытия дефицита? Для расчётов используйте уравнение Фишера (МV=PQ).

 Уравнение Фишера имеет вид: MV=PQ,

     M-    Количество денег в обращении;

   V (с)-Скорость обращения одной денежной единицы;

   P -     Уровень цен;

   Q -    Объём ВВП.

20с=P100, значит P=20c/100=0,2c – уровень цен в данных условиях

Покрытие денежного дефицита за счёт дополнительной денежной эмиссии означает увеличение денежной массы в обращении на 5 млрд.долларов. Т.е теперь М= 25млрд.долл. Тогда:

25с=P100, значит  P=25c/100=0,25c – новый уровень цен

    Вывод: если покрыть бюджетный дефицит за счет дополнительной денежной эмиссии, то для экономики это выльется в рост темпа инфляции.

                                                     Заключение

В результате изучения литературы по интересующей теме можно сделать следующие выводы:

ü Государственный бюджет, как основное звено бюджетной системы

является одним из наиболее важных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование.

ü Государственному бюджету присущи две функции –

распределительная и контрольная. С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения. Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования ходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства и выражается в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов в нем, возникающие там тенденции.

ü В современных условиях типичным явлением для государственного

бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Бюджетный дефицит может быть следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры или результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики. Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денег приводит к увеличению количества денег в обращении, росту цен и инфляции. Покрытие дефицита за счет займов в частном секторе приводит к сокращению частных инвестиций в результате выпуска государственных ценных бумаг.

ü Основой рассмотрения стало балансирование госбюджета в России.

Необходимо балансирование государственных доходов и расходов. Бюджет современного развитого государства должен обязательно учитывать уже сложившиеся длительные тенденции и по возможности учитывать перспективные изменения в экономике и социальной обстановке.

                                    

                                       Список литературы

        Учебники, монографии, сборники научных трудов:

1 Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под. ред. Г. Б. Поляка. – М.:ЮНИТИ  2001.

2 Экономическая теория. Учебник/Под ред. И.П. Николаевой. М. ЮНИТИ. 2002.

3 Макроэкономика: Учебник / под ред. К.А. Хубиева – М., ТЕИС, 2004.

4 Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / под ред. А.Г. Грязновой – М., КНОРУС, 2004.

5 Экономика. Учебник/ под ред. А.С. Булатова.  М.  ЮНИТИ 2000г.

 Статьи из журналов и газет:

6  Любимцев Ю. Бюджетный дефицит как фактор экономической политики. // Экономист. 2002, №7

7 А. Селезнев. Об использовании стабилизационного фонда.// Экономист. 2005г. №9.

8 Лушин С. И.  Об эффективности государственного бюджета. // Финансы, 2004,№10

9 Афанасьев М.  Инструментарий стабилизационного фон­да: опыт и перспективы // ВЭ, № 3, 2004

10 Воронин Ю. Приоритеты бюджетной политики // Экономист №6, Июнь 2002.

11 Приоритеты бюджетной и налоговой политики. // Финансы. 2003. №3.