Содержание

Введение 3

Глава 1. Изъятие земельного участка 5

1.1. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд_ 5

1.2. Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд_ 9

Глава 2. Новое в законодательстве о возмещении убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земель 14

2.1. Возмещение потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства  18

2.2. Порядок использования средств, перечисляемых в счет возмещения потерь  23

Заключение 25

Список источников и литературы_ 27

Введение

Земельный участок является недвижимым имуществом и представляет собой часть поверхности земли (в т.ч. почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (п. 2 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации)[1]. Границы земельного участка выносятся на местность в процессе проведения землеустроительных работ по межеванию. К средствам, индивидуализирующим земельный участок, относятся план земельного участка, в котором воспроизводятся в графической и текстовой формах сведения об участке, и его кадастровый номер. Земельные отношения представляют собой правоотношения по использованию и охране земель в РФ, урегулированное нормами земельного законодательства (ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации), в котором участвуют следующие лица: граждане, юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования (см. п.1 ст.5 ЗК РФ). Близко к подобного рода отношениям стоят имущественные отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками. Последние относятся к гражданско-правовым отношениям (п.3 ст.3 ЗК РФ).

Земельный участок может быть изъят у его собственника для государственных или муниципальных нужд. Но только при соблюдении ряда норм, гарантирующих права этого собственника. Об этом и пойдет речь в нашей статье.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 6 Земельного кодекса РФ часть земельного участка является объектом земельных отношений. В настоящее время сложилась судебная практика, согласно которой часть земельного участка может быть самостоятельным объектом гражданских правоотношений, если после раздела она образует самостоятельный земельный участок. Причем для отчуждения такого участка необходимо, чтобы он прошел государственный кадастровый учет. Тогда к изъятию части земельного участка предъявляются те же требования, что и при изъятии земельного участка.

Целью данной работы является рассмотрение порядка изъятия земель для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:

- охарактеризовать изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

- проанализировать условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

- раскрыть возмещение потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства;

- рассмотреть порядок использования средств, перечисляемых в счет возмещения потерь.

Общетеоретической базой исследования послужили труды ученых и ведущих специалистов в области земельного права: О.Н. Садикова, М.В. Бархатова, О.И. Крассова, В.Ф. Горбового, Т.Е.Абовой, А.Ю.Кабалкина, Р. Галиева, С.А. Боголюбов, И.О. Красновой, А.В. Мазурова, Б.В. Ерофеев, Е.А. Галиновской, Е.В. Романовой, Л.П. Сергеева, Ю.К. Толстого, Е.А. Суханова и многих других.

При написании работы использовались следующие нормативные правовые акты: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации и другие нормативные правовые акты.

Глава 1. Изъятие земельного участка

1.1. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд

В условиях рыночной экономики особое значение приобретает правовой механизм, обеспечивающий гарантии стабильности прав на землю собственников земельных участков, лиц, использующих землю на иных титулах, и защиту их прав. Изъятие земельных участков, в том числе тех, которые находятся в частной земельной собственности, является одним из правовых инструментов, который дает возможность государству принудительно отчуждать земельные участки для использования их в публичных интересах.

Статья 49 ЗК закрепляет основные элементы механизма изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков, когда это необходимо для государственных или муниципальных нужд. Прежде всего следует отметить, что принудительное изъятие (выкуп) допускается только в исключительных случаях. ЗК четко определяет эти случаи.

Во-первых, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков производится, если это необходимо для выполнения международных обязательств РФ.

Например, 25 апреля 1996 г. в Пекине было заключено Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о заповеднике "Озеро Ханка".[2] Статья 1 Соглашения предусматривает, что Стороны создают в приграничных районах России и Китая совместный заповедник "Озеро Ханка", территория которого представлена водно-болотными экосистемами. Заповедник "Озеро Ханка" делится линией российско-китайской государственной границы на две части - государственный природный заповедник "Ханкайский" в Приморском крае (территория России) и заповедник "Озеро Ханка" в провинции Хэйлунцзян (территория КНР). Стороны могут в соответствии с законами своих государств изменять границы своей части заповедника. О каждом таком изменении Стороны должны информировать друг друга. Охрана, управление, научные исследования и мониторинг в отношении экосистем заповедника "Озеро Ханка" должны проводиться в соответствии с настоящим Соглашением и действующим законодательством Сторон. В этом случае международный договор явился основанием для изъятия соответствующих земельных участков и включения их в состав территории заповедника в связи с установлением режима земель государственного природного заповедника.[3]

Во-вторых, ЗК допускает возможность изъятия (выкупа) земельного участка для размещения объектов государственного или муниципального значения только при отсутствии других вариантов возможного размещения объектов. Таким образом, изъятие (выкуп) земельного участка допускается только в том случае, если объективно невозможно разметить какой-либо объект, не изымая при этом земли, которые находятся в пользовании, владении, аренде или собственности граждан и юридических лиц. Правовой гарантией выполнения требований данной правовой нормы являются положения п.2 ст.31 ЗК, где предусмотрено, что орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка путем определения вариантов размещения объекта.

В-третьих, случаи необходимости изъятия земельных участков могут быть прямо предусмотрены в федеральных законах или в законах субъектов Федерации, когда необходимо изъять (выкупить) земли, находящиеся в собственности субъекта Федерации или муниципальной собственности. Например, согласно ст.26 Федерального закона от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях"[4] объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. В случае необходимости изъятия земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы осуществляется постановлением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации по согласованию с Правительством РФ.

Земельное законодательство предусматривает следующие ограничения изъятия, в том числе путем выкупа земельных участков. Во-первых, ограничения изъятия земельных участков устанавливаются в целях охраны земель сельскохозяйственного назначения. Так, для строительства промышленных объектов и иных несельскохозяйственных нужд согласно п.2 ст.79 ЗК должны предоставляться земли, непригодные для ведения сельскохозяйственного производства, либо сельскохозяйственные угодья из состава земель сельскохозяйственного назначения худшего качества по кадастровой стоимости. Допускается предоставление земель более высокого качества, когда это требуется для строительства линий электропередачи, связи, дорог, магистральных трубопроводов и других линейных сооружений. При этом указанные объекты должны размещаться преимущественно вдоль дорог, существующих трасс и границ полей севооборотов.

Изъятие (выкуп) земельных участков в целях предоставления для несельскохозяйственного использования сельскохозяйственных угодий с кадастровой стоимостью, превышающей среднерайонный уровень, допускается только в исключительных случаях, перечисленных в п.3 ст.79 ЗК. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, виды которых указаны в п.4 ст.79 ЗК, могут быть на основании законодательства субъектов Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Во-вторых, регулирование использования земель поселений основано на принципе планирования. Одной из правовых форм планирования использования этих земель являются генеральные планы городов и иных поселений. [5]

Соблюдение положений, содержащихся в генеральных планах и правилах землепользования и застройки, призвано обеспечить соблюдение прав граждан и юридических лиц на земельные участки, находящиеся в составе земель поселений. В связи с этим п.3 ст.83 ЗК предусматривает, что земельные участки в городах и иных поселениях могут быть изъяты (выкуплены) для государственных или муниципальных нужд под застройку только в соответствии с генеральными планами и правилами землепользования и застройки.

В-третьих, земли особо охраняемых территорий имеют особый правовой режим (ст.94 ЗК), поэтому использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается.

В-четвертых, в интересах охраны лесов первой группы, которые выполняют важные природоохранные функции, п.3 ст.101 ЗК допускает изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных или муниципальных нужд только в исключительных случаях.

Процедурные вопросы изъятия (выкупа) земельных участков для государственных или муниципальных нужд урегулированы в ст.55 ЗК.

1.2. Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд и их последующее предоставление является правовой формой перераспределения земель исключительно в публичных интересах.

Безусловным достоинством ЗК является предусмотренная в п.2 ст.55 норма о том, что принудительное отчуждение (выкуп) земельного участка, т.е. участка, который находится в частной собственности, может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения и только по решению суда.

Согласно ч.3 ст.35 Конституции РФ[6] никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Это означает, что земельный участок может быть изъят у собственника при соблюдении обязательных условий: участок может быть изъят только по решению суда; изъятие может быть осуществлено только в целях использования изымаемого земельного участка в публичных интересах, т.е. для удовлетворения государственных или муниципальных нужд; убытки должны быть возмещены собственнику до момента фактического изъятия; размер возмещенных убытков должен быть равноценным, т.е. справедливым - соответствующим рыночным ценам на данный земельный участок.

Отличительной чертой действовавшего ранее земельного законодательства, регулирующего изъятие земель, было использование фактически внесудебной процедуры изъятия земельных участков. Сначала соответствующими органами принималось решение об изъятии земельного участка, после этого собственник был вправе обжаловать его в судебном порядке.

ЗК разрешил проблему защиты права частной собственности на землю, признав, что, несмотря на наличие каких угодно решений исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления о выкупе земельного участка, в случае несогласия собственника участка единственным основанием прекращения права собственности на землю является судебное решение.

Порядок выкупа земельных участков регулируется гражданским законодательством. В соответствии со ст.279 ГК РФ[7] земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Выкуп для государственных или муниципальных нужд части земельного участка допускается не иначе как с согласия собственника.

Выкуп осуществляется РФ, или субъектом Федерации, либо муниципальным образованием, т.е. право зависит от того, для чьих нужд изымается земля. Предусмотрено, что решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Государственные органы, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.

Полномочия по изъятию земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлены в ст.9, 10 и 11 ЗК. ГК не предоставляет право выкупа земельных участков органам местного самоуправления, что вряд ли обоснованно. Поэтому ст.11 ЗК к полномочиям местного самоуправления относит осуществление изъятия (выкупа) земельных участков.

В этом случае собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Решение соответствующего органа об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. При этом собственник должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.[8]

Права собственника земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, определены в ст.280 ГК. Собственник с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.

Размер платы за изымаемый земельный участок (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка, в которое включается обязательство РФ, субъекта Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. В выкупную цену включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая те, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. Допускается предоставление взамен изымаемого земельного участка по соглашению с собственником другого участка с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, то в этом случае орган, принявший решение об изъятии, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику участка уведомления об изъятии (ст.282 ГК).

В соответствии со ст.283 ГК в случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования, прекращение этих прав осуществляется в порядке, который применяется к выкупу земельных участков, находящихся в частной собственности.

Земельное законодательство устанавливает ряд гарантий соблюдения прав собственника при изъятии у него земельного участка (ст. 63 Земельного кодекса РФ). Так, установлено, что изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд может осуществляться после:

1) предоставления по согласованию с собственниками, у которых изымаются (выкупаются) земельные участки, равноценных земельных участков (в этом случае в соответствии с п. 3 ст. 281 Гражданского кодекса РФ предоставленный земельный участок засчитывается в счет стоимости в выкупную цену). Но это возможно только по соглашению с соответствующим государственным или муниципальным органом;

2) возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;

3) возмещения убытков, в том числе упущенной выгоды.

Если на земельном участке находится недвижимость, она может быть изъята у собственника путем выкупа или продажи с публичных торгов. Но если собственник, получив уведомление о предстоящем изъятии земельного участка, продолжает на ней строительство, расширяет или реконструирует объекты, то связанные с этим убытки ему придется покрывать за свой счет. Это предусмотрено в статье 280 Гражданского кодекса РФ. Аналогичная норма содержится в пункте 8 статьи 31 и в пункте 3 статьи 63 Земельного кодекса РФ.

Глава 2. Новое в законодательстве о возмещении убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земель

После принятия нового Земельного кодекса РФ в решении вопросов возмещения убытков и потерь сельского и лесного хозяйства произошли существенные изменения.

Согласно ст.57 ЗК РФ убытки в полном объеме, в том числе упущенная выгода, возмещаются землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков в следующих случаях:

1) при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

2) если они вызваны ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;

3) при временном занятии земельных участков;

4) при ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов.

Собственникам земельных участков убытки возмещаются во всех названных случаях, кроме случаев изъятия у них земельных участков, при котором убытки покрываются стоимостью изымаемого земельного участка, выплачиваемой данному собственнику.

Возмещение убытков производится за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон, что повлекло за собой ограничение прав или ухудшение качества земель.

Порядок возмещения убытков определен в "Правилах возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц", утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 262.[9]

В названных Правилах установлено, что основаниями для возмещения убытков собственникам земельных участков являются:

соглашение о временном занятии земельного участка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте;

акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

решение суда.

Основаниями для возмещения убытков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков являются:

акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

соглашение о временном занятии земельного участка между землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка, соглашение о сервитуте;

акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

решение суда.

Размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Федеральной службой земельного кадастра России по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством имущественных отношений РФ. При этом споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебном порядке.

Определение размера убытков, причиненных землепользователям и землевладельцам изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

При определении размера убытков, причиненных арендаторам земельных участков изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, учитываются убытки, которые арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, арендная плата, уплаченная по договору аренды за период после изъятия земельного участка, а также стоимость права на заключение договора аренды земельного участка в случае его заключения на торгах.

Определение размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, производится с учетом убытков, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенной выгоды. Учитываются также расходы, связанные с временным занятием земельных участков.

При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений, убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

При определении размера убытков, причиненных землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков ограничением их прав на земельные участки, учитываются убытки, которые землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

Определение размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц производится с учетом убытков, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенной выгоды, а также затрат на проведение работ по восстановлению качества земель.

При расчетах размеров возмещения убытки определяются с учетом стоимости имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельного участка, о временном занятии участка или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов.

2.1. Возмещение потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства

Потери сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства убытками не являются. Для их возмещения установлен иной порядок. "Положение о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства", утвержденное постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 января 1993 г. N 77[10] признано утратившим силу лишь в части возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам вышеназванным постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 262.

Потери сельскохозяйственного производства образуются при изъятии сельскохозяйственных угодий для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства.

Они выражаются в сокращении (безвозвратной потере) площадей используемых сельскохозяйственных угодий или ухудшении их качества (снижения плодородия почв) под влиянием деятельности предприятий, учреждений и организаций и возмещаются в целях сохранения уровня сельскохозяйственного производства путем восстановления площадей сельскохозяйственных угодий и их качества.

Потери возмещаются в размере стоимости освоения равновеликой площади новых земель с учетом проведения на них мероприятий по окультуриванию и повышению плодородия почв до уровня плодородия изымаемых земель (по кадастровой оценке). При определении затрат на эти цели под освоением новых земель (включая их окультуривание и повышение плодородия почв) понимается комплекс мероприятий по организации новых хозяйств и вовлечению в сельскохозяйственное использование земель, занятых кустарниками, малоценными лесами, вырубками и другими несельскохозяйственными угодьями, путем проведения мелиоративных работ (осушение, орошение, культуротехнические и другие мероприятия).

Размер стоимости освоения новых земель взамен изымаемых для несельскохозяйственных нужд определяется исходя из нормативов, которые обеспечивают на осваиваемых землях и улучшаемых угодьях производство сельскохозяйственной продукции в объеме не менее получаемого на изымаемых земельных участках или ранее получаемого до снижения их качества. Названные нормативы периодически обновляются (в связи с изменениями курса рубля). Так, в 2003 г. они составляли для Республик Карелия, Коми, Архангельской и Мурманской областей, Ненецкого автономного округа 127 млн.руб. за гектар (в среднем, ибо на лучших землях они повышаются до 183 млн. за га., а на худших по качеству землях потери снижаются до 53 млн.руб.). В Республике Адыгея и Краснодарском крае потери колеблются от 270 до 71 млн.руб. за га. Аналогичным образом, т.е. с учетом качества изымаемых угодий, потери установлены и для других субъектов РФ.

Потери, вызванные ограничением использования или ухудшением качества сельскохозяйственных угодий под влиянием деятельности предприятий, учреждений, организаций, определяются в процентах от норматива стоимости освоения новых земель пропорционально снижению качества сельскохозяйственных угодий (по кадастровой оценке земель).

Для определения размера потерь используются планово-картографические материалы, данные почвенных обследований, земельного кадастра и мониторинга земель.

Размеры потерь, связанные с изъятием земель, определяются на стадии предварительного согласования места размещения объекта с уточнением при предоставлении земель. Если потери дополнительно выявились в период строительства или после введения в действие объекта, то они определяются на основании фактического отрицательного воздействия объекта на качество прилегающих сельскохозяйственных угодий.

Потери сельскохозяйственного производства возмещаются: 1) лицами, которым предоставляются земельные участки сельскохозяйственного назначения, оленьи пастбища для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства; 2) лицами, для которых устанавливаются охранные, санитарно-защитные зоны.

Средства, поступающие в порядке возмещения потерь, перечисляются не бывшим пользователям угодий, а в соответствующие местные бюджеты и могут направляться на финансирование мероприятий по охране земель, в том числе на повышение плодородия почв, а при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта освоения новых земель на их освоение в соответствии с бюджетным законодательством.

Потери подлежат возмещению в трехмесячный срок после принятия решения об: 1) изъятии участков сельскохозяйственных угодий, оленьих пастбищ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства; 2) изменении целевого назначения сельскохозяйственных угодий, оленьих пастбищ, находящихся в собственности граждан или юридических лиц.

В случаях продажи земельных участков или передачи их в аренду (для целей, не связанных с сельским хозяйством) потери сельскохозяйственного производства включаются в стоимость продаваемых участков, а при аренде учитываются в суммах арендной платы. Потери подлежат возмещению, если земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или передаются в собственность бесплатно (также для несельскохозяйственных целей).

Сельскохозяйственные потери могут произойти (и часто происходят) от соседства вредных производств и других отрицательных влияний на деятельность сельскохозяйственных пользователей угодий. Поэтому постановление N 77 Правительства РФ (с изм. и доп.) предусматривает, что потери, вызванные ограничением использования или ухудшением качества угодий под влиянием деятельности предприятий, учреждений и организаций, определяются в процентах от норматива стоимости освоения новых земель пропорционально снижению качества сельскохозяйственных угодий (по кадастровой оценке земель).

Потери сельскохозяйственного производства не возмещаются: при предоставлении земельных участков для строительства мелиоративных систем на землях сельскохозяйственного назначения; при предоставлении естественных кормовых угодий под строительство прудов рыбных хозяйств, рыбопитомников, нерестово-выростных хозяйств и рыбоводных предприятий; при отводе земель под индивидуальное жилищное строительство в границах населенных пунктов; при изъятии земель или ограничении использования земель в случаях отнесения земельных участков в установленном законодательством порядке к землям природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, а также при отводе земель под кладбища из состава государственных и муниципальных земель (в ред. постановления Правительства РФ от 15 мая 1999 г. N 534)[11];

при консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, в случаях, если виновные в деградации угодий и загрязнении земель юридические лица не установлены, а также в случаях, если виновные лица своевременно выполнили необходимые мероприятия по восстановлению деградированных сельскохозяйственных угодий и реабилитации загрязненных земель.

Потери возмещаются в полном объеме при предоставлении сельскохозяйственных угодий во временное пользование с условием рекультивации нарушенных земель под несельскохозяйственные угодья. В размере 50% от норматива - при нанесении снятого плодородного слоя почвы на малопродуктивные или непродуктивные угодья за счет средств предприятий, организаций и учреждений, которым предоставляется земельный участок.

Порядок возмещения потерь лесного хозяйства помимо Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ N 77, регулируется постановлением Правительства РФ от 21 мая 2001 г. N 388 "Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации").[12] При этом порядок возмещения потерь лесного хозяйства в основном предусмотрен для случаев неправомерных действий, но именно его нормы берутся за основу при определении размера возмещения ущерба, вызванного переводом лесных земель в нелесные или при изъятии земель лесного фонда в иных случаях.

Размер ущерба, причиненного гражданами и юридическими лицами, исчисляется по таксам, установленным названным постановлением N 388. Помимо этого данным постановлением определены размеры неустоек, взимаемых при причинении ущерба лесному фонду, которые устанавливаются в зависимости от категории леса, где совершено нарушение, и характера нарушения. Взимание неустоек не освобождает лесопользователей от административной и других видов ответственности, установленных законодательством Российской Федерации.

2.2. Порядок использования средств, перечисляемых в счет возмещения потерь

Постановлением Правительства РФ N 77 (в ред. от 2003 г.) утвержден "Перечень видов работ, на которые могут использоваться средства, поступающие в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного производства, вызванных изъятием сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд, их временным занятием или ухудшением качества".[13]

В этот Перечень включены следующие работы: освоение новых земель под сельскохозяйственные угодья за счет земель, не используемых в сельскохозяйственном производстве, проведение работ по окультуриванию осваиваемых земель и повышению их плодородия; засыпка и выполаживание оврагов, освоение крутых склонов со строительством комплекса гидротехнических сооружений по защите земель от эрозии, оползней и селей; строительство дорог к осваиваемым земельным участкам; коренное улучшение сельскохозяйственных угодий, известкование и гипсование почв; восстановление плодородия почв деградированных сельскохозяйственных угодий, земель, загрязненных химическими и радиоактивными веществами свыше допустимой концентрации, а также земель, зараженных карантинными вредителями и болезнями растений; обводнение сельскохозяйственных угодий, строительство и реконструкция оросительных и осушительных систем, защита земель от подтопления, заболачивания, засоления и иссушения; создание на землях сельскохозяйственного назначения защитных лесных насаждений; работы по заготовке и использованию торфа на удобрение, включая строительство площадок для приготовления компостов; выявление деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель, разработка мероприятий, а также оформление документов и материалов по консервации земель; проведение топографо-геодезических, почвенных, геоботанических и других проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ, связанных с изучением земельных ресурсов, освоением новых земель и повышением их плодородия, улучшением используемых сельскохозяйственных угодий.

Другие виды работ, связанные с освоением новых земель и улучшением сельскохозяйственных угодий, не указанные в настоящем Перечне, могут выполняться за счет средств, поступающих в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного производства, по решению соответствующего органа исполнительной власти.

Заключение

Земельное законодательство устанавливает ряд гарантий соблюдения прав собственника при изъятии у него земельного участка (ст. 63 Земельного кодекса РФ). Так, установлено, что изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд может осуществляться после:

1) предоставления по согласованию с собственниками, у которых изымаются (выкупаются) земельные участки, равноценных земельных участков (в этом случае в соответствии с п. 3 ст. 281 Гражданского кодекса РФ предоставленный земельный участок засчитывается в счет стоимости в выкупную цену). Но это возможно только по соглашению с соответствующим государственным или муниципальным органом;

2) возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;

3) возмещения убытков, в том числе упущенной выгоды.

Если на земельном участке находится недвижимость, она может быть изъята у собственника путем выкупа или продажи с публичных торгов. Но если собственник, получив уведомление о предстоящем изъятии земельного участка, продолжает на ней строительство, расширяет или реконструирует объекты, то связанные с этим убытки ему придется покрывать за свой счет. Это предусмотрено в статье 280 Гражданского кодекса РФ. Аналогичная норма содержится в пункте 8 статьи 31 и в пункте 3 статьи 63 Земельного кодекса РФ.

Лица, права которых могут быть затронуты при проведении землеустройства, должны быть проинформированы о нем в письменной форме не позднее чем за семь календарных дней до начала работ (п. 4 ст. 69 Земельного кодекса РФ). Правда, если они не были проинформированы, это не является препятствием для проведения землеустройства. Но потом заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.

При изъятии земельного участка необходимо провести землеустройство. Это закреплено в пункте 2 статьи 69 Земельного кодекса РФ, а также в статье 3 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве".

Законодательство не дает прямого ответа на вопрос о том, по чьей инициативе и за чей счет должны быть произведены землеустроительные работы. На мой взгляд, они должны оплачиваться органами власти, принявшими решение об изъятии земли, или уполномоченными органами. Косвенным подтверждением этого могут служить положения пункта 5 статьи 69 Земельного кодекса РФ, где указано, что в случае изъятия земли для государственных или муниципальных нужд собственники обязаны обеспечить доступ к земельным участкам для проведения землеустройства. Таким образом, предполагается, что инициаторами землеустроительных работ будут именно органы власти, они и будут оплачивать такие работы.

Отметим, что изменения, внесенные при землеустройстве, подлежат кадастровому учету в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".

Список источников и литературы

1.                      Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. №237. 25.12.1993г.

2.                      Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (с изменениями от 30 июня 2003 г., 29 июня, 3 октября, 21, 29 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 44. Ст. 4147.

3.                      Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1. Ст. 16.

4.                      Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. Часть первая. // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1994. № 32.Ст. 3301.

5.                      Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 12. Ст. 1024.

6.                      Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о заповеднике "Озеро Ханка" (Пекин, 25 апреля 1996 г.) // Бюллетень международных договоров. 1997. N 1. С. 63

7.                      Постановление Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 262 "Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 19. Ст. 1843

8.                      Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 28 января 1993 г. N 77 "Об утверждении Положения о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 6. Ст. 483

9.                      Постановление Правительства РФ от 15 мая 1999 г. N 534 "О внесении дополнения в Положение о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства, утвержденное постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 января 1993 г. N 77" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 21. Ст. 2625

10.                 Постановление Правительства РФ от 21 мая 2001 г. N 388 "Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 22. Ст.2236.

11.                 Боголюбов С.А. Земельное право. М., 2001. 420 с.

12.                 Гражданское право. Том I. / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А.Суханова. М., 2004. 780 с.

13.                 Гражданское право. Учебник. Часть. Издание третье / Под ред. Сергеева Л.П., Толстого Ю.К. М., 1998. 820 с.

14.                 Гражданское право: Учебник / Под ред. С. П. Гришаева. М.: Юрист, 1998. 962 с.

15.                 Гражданское право: Учебник. 6-е издание // Отв. Ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М., 2004. 875 с.

16.                 Додонов В.Н., Каминская Е.В., Румянцев О.Г. Словарь гражданского права. М. 1998. 1095 с.

17.                 Ерофеев Б.В. Земельное право России. Учебник. 9-е издание. М., 2004. 365 с.

18.                 Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: Учебник. М., 2003. 280 с.

19.                 Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М., 2002. 630 с.

20.                 Мазуров А.В. Земельное право: Краткий курс лекций. М., 2003. 220 с.

21.                 Романова Е.В.,Третьякова Т.В. Земельное право. Учебник для вузов. М., 2004. 275 с.


[1] Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 44. Ст. 4147.

[2] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о заповеднике "Озеро Ханка" (Пекин, 25 апреля 1996 г.) // Бюллетень международных договоров. 1997. N 1. С. 63

[3] Романова Е.В.,Третьякова Т.В. Земельное право. Учебник для вузов. М., 2004. С. 65.

[4] Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 12. Ст. 1024.

[5] Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М., 2002. С. 122.

[6] Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. №237. 25.12.1993г.

[7] Гражданское право: Учебник. 6-е издание // Отв. Ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М., 2004.

[8] Мазуров А.В. Земельное право: Краткий курс лекций. М., 2003. С. 114.

[9] Постановление Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 262 "Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 19. Ст. 1843

[10] Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 28 января 1993 г. N 77 "Об утверждении Положения о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 6. Ст. 483

[11] Постановление Правительства РФ от 15 мая 1999 г. N 534 "О внесении дополнения в Положение о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства, утвержденное постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 января 1993 г. N 77" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 21. Ст. 2625

[12] Постановление Правительства РФ от 21 мая 2001 г. N 388 "Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 22. Ст.2236.

[13] Ерофеев Б.В. Земельное право России. Учебник. 9-е издание. М., 2004. С. 89.